ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ
И.С. Носова
Ключевые слова:
типы культуры деятельности педагога, виды готовности к педагогической деятельности, педагогический процесс, непрерывность образования, самомотивация.
66
о необходимости овладения различными типами культуры деятельности в профессиональной подготовке педагога
В статье рассматривается необходимость овладения педагогом различными типами культуры деятельности, которые, в свою очередь, обусловлены разнообразными видами готовности к педагогической деятельности. Предлагаются основные направления формирования педагога, способного к достижению нового качества образования.
Введение новых образовательных стандартов предполагает осуществление осмысленной и продуктивной деятельности обучающихся и преподавателя с целью достижения педагогического эффекта, близкого к максимально возможному. От уровня профессиональной подготовки зависит готовность педагога к определенному виду профессиональной деятельности.
Оптимальный педагогический эффект достигается в процессе формирования преподавателя как специалиста-професси-онала в ходе специально организованного, систематического и целенаправленного, ограниченного определенными временными рамками педагогического процесса в системе повышения квалификации, стажировки, деятельности временного научного коллектива, а также в процессе творческой
коллективной и индивидуальной мыследеятельности по овладению методологией, формами, методами и средствами педагогического воздействия. Для этого преподавателю необходимо на протяжении всей предпрофессиональной и профессиональной деятельности осуществлять овладение различными типами культуры деятельности, в частности: психологической, организационно-управленческой, духовно-нравственной, информационной, научно-теоретической, художественно-эстетической, педагогической.
Так, психологическая культура предполагает формирование и развитие таких видов готовности к педагогической деятельности, как: а) мотивационный; б) рефлексивный; в) коммуникативный. Мотивационная готовность фиксирует стремление специалиста в сфере образования (управленца, ученого, методиста, педагога-практика и др.) к достижению максимального результата. Рефлексивная - определяет умение анализировать и оценивать свою профессиональную деятельность и деятельность своих учеников как в частных случаях, так и в целом. Коммуникативная готовность обеспечивает осуществление профессиональной коммуникации с учащимися, их родителями, коллегами, участвующими в педагогическом процессе.
Организационно-управленческая культура предполагает готовность к следующим видам деятельности: проектировочному, организационному, управленческому. Проектировочная деятельность обеспечивает владение теорией и практикой гуманитарного проектирования, в частности, проектирования технологии обучения. Учитель должен различать направленность, цели, предполагать степень глубины и широты собственных проектов и проектов учащихся и их результативность.
Чем выше развита организационная деятельность учителя, тем оптимальнее выбор путей, средств, форм и методов индивидуальной и коллективной деятельности на уроке и во время внеурочных занятий. Управленческая деятельность обеспечивает наиболее эффективное проектирование законченного управленческого цикла с целью создания наиболее благоприятных условий для реализации учебных программ, для индивидуальной и коллективной деятельности учащихся.
Духовно-нравственная культура выступает своеобразным гарантом соблюдения гуманистического ракурса при разработке структуры и содержания каждого урока, при общении с детьми, родителями, коллегами. Такая культура формирует следующие виды готовности: ценностную; гражданскую; культурологическую.
67
Ценностная готовность определяет наличие, принятие и использование в процессе деятельности таких ценностных оснований, как истина, ответственность, сопереживание. Гражданская - обеспечивает соблюдение базовых основ, правил и принятых в гражданском обществе устоявшихся положений в рамках гражданской позиции и правового поля, направленных на отстаивание авторских прав, собственного достоинства и принципа «не навреди». Культурологическая готовность -это соблюдение преемственности и норм культурного наследия прошлого, настоящего и прогнозирование будущего слоя культуры.
Информационная культура в современном мире становится все более определяющей и обеспечивающей возможности для дальнейшего и прогрессирующего продвижения по пути развития и человека, и общества. Данный тип культуры может быть реализован посредством специфических видов готовности: а) компьютерной; б) средствиаль-ной (владение информацией о номенклатуре и дидактических возможностях средств обучения, осуществление дидактически обоснованного выбора этих средств, разработка новых средств обучения в соответствии с конкретными целями каждой учебной ситуации); в) иллюстративной (реализация способов деятельности по созданию зрительного ряда новых средств обучения); г) текстово-гносеологической (владение способами и навыками трансформации научного материала в учебный с учетом принципов научности, доступности, наглядности).
Научно-теоретическая культура предполагает высокий уровень обобщения и систематизации накопленных человечеством научных и методологических знаний в различных сферах жизнедеятельности и делится на методологическую и теоретическую. Методологическая готовность предполагает достаточно высокий уровень философской подготовки, свободное оперирование категориями общего и единичного, овладение основами методологии. Теоретическая готовность
- владение научными категориями педагогической науки, высоким уровнем логического мышления и построения умозаключений, теоре-тизации и построения теоретических моделей.
Художественно-эстетический тип культуры предполагает наличие высших духовных потребностей, сформированности нравственных и эстетических аспектов миропонимания и мироощущения, возможности оптимального присвоения и развития непреходящих духовных ценностей, реализации уникальной преобразовательной деятельности внешнего порядка.
68
Художественно-эстетическая культура, являясь базовым звеном в ходе трансляции накопленных человечеством художественно-эстетических ценностей, может проявляться в виде следующих видов готовности: духовная, эстетическая, креативная (уникальность деятельности), художественная.
Педагогический тип культуры предполагает предметно-содержательный, методический, экспериментальный, экспертный виды готовности, каждый из которых формирует характеристики, соответствующие названиям.
Остановимся еще на одном типе готовности - психодиагностическом, охватывающем широкий спектр готовностей, относящихся к культурологической, духовно-нравственной, организационно-управленческой и психологической культурам. Гуманистический подход предполагает наличие в педагогической деятельности учителя диагностического компонента. Психодиагностическая деятельность учителя - это особый вид оценочной практики педагога, осуществляемой совместно со школьным психологом и направленной на изучение индивидуально-психологических особенностей личности воспитанника и социально-психологических особенностей группы с целью развития, саморазвития, безопасности формирования личности школьника и оптимизации учебно-воспитательного процесса. Психодиагностическая культура предполагает развитие в креативном ключе (нестандартном, творческом) таких видов готовности, как: мотивационный; рефлексивный; коммуникативный, оценочный, ценностный; культурологический и др.
Психодиагностическая культура педагога - очень важная подструктура общей профессионально-педагогической культуры, она включает в себя мотивационно-ценностный (смысловой, он же является определяющим), рефлективно-перцептивный, личностно-деятельностный, когнитивно-творческий и инструментально-технологический компоненты.
Формирование психодиагностической культуры происходит под влиянием различных факторов и в соответствии с определенными закономерностями. Одной из ведущих закономерностей является изменение смысла педагогической деятельности в процессе формирования психодиагностической культуры преподавателя, что выражается в психодиагностическом сопровождении личностного развития субъекта педагогического процесса - ученика. Изменения в мотивацион-
69
но-ценностной (смысловой) структуре обусловливают приобретение педагогом новых образований в когнитивной сфере, что, в свою очередь, стимулирует развитие творческих умений, рефлексивно-перцептивной сферы личности, приводит к определенным достижениям в его практической деятельности, за счет чего пополняется инструментально-техническая составляющая психодиагностической культуры.
Основой психодиагностической культуры, несомненно, являются развитое чувство эмпатии, креативность преподавателя, стремление к самопознанию и адекватная самооценка, а также владение диагностическим инструментарием. Собственно с включения педагога в процесс самопознания с помощью соответствующих технологий начинается процесс формирования психодиагностической культуры. Толчком, стимулом, движущей силой выступает интеллектуальнонравственная позиция преподавателя, которая проявляется в заинтересованном отношении к личности воспитанника, его проблемам и в стремлении оказать ему помощь и поддержку. В ходе решения учебных или воспитательных психодиагностических задач преподаватель в каждом отдельном случае четко идентифицирует задания, в этом смысл психологического и психодиагностического сопровождения. Психодиагностическая культура педагога создает предпосылки для успешного и оптимального решения насущных педагогических проблем.
Если деятельность педагога обеспечивает безопасность личностного развития детей, признается детьми, родителями, администрацией потому, что эта деятельность оказывает влияние на жизнь окружающих в силу своей целесообразности, обоснованности, соответствия высокому уровню профессионализма, то в таком случае психодиагностическая культура преподавателя способствует пониманию, саморазвитию и самосовершенствованию субъектов педагогической деятельности (учителя и ученика).
Таким образом, для формирования личности педагога, способного к достижению нового качества образования, необходимо, во-первых, построение реалистичных программ обучения по овладению вышеперечисленными типами культуры деятельности в вузах; во-вторых, создание и внедрение программ на курсах повышения квалификации по совершенствованию различных типов культуры деятельности практикующего учителя; в-третьих, постоянный анализ и обновление списка видов готовности, необходимых для педагогической деятельности, и
70
соответственно регулярная корректировка программ по повышению квалификации учителей.
И последнее: образование - это синтез знания, опыта и понимания. Все эти три составляющие не могут находиться в состоянии неизменяемости, поэтому процесс непрерывности образования, опирающийся на самомотивацию человека к постоянно возобновляемому образованию, на обеспечение эффективного взаимодействия информационных связей между повышением общего образования и профессиональной квалификации и переподготовкой, является неотъемлемым компонентом образования в достижении его нового качества.
— Литература —
1. Браун Ф. Социальные изменения и образование в России // Молодежь России на рубеже 90-х годов: Кн. 2 / Ред. М.М.Малышева. -М.:ИСРАН, 1992.
2. Еремкина О.В. Формирование психодиагностической культуры учителя // Педагогика. - 2007. - №7.
3. Константиновский Д., Вахштайн В., Куракин Д., Рощина Я. Доступность качественного образования: возможности и ограничения. - М.: Университетская книга, 2006. - 208 с.
4. Пальчевский Б.В. Культурологические основания готовности к разработке учебно-методических комплексов // Педагогика. - 2007. -№ 2. - С.23-30.
71