Научная статья на тему 'О необходимости овладения различными типами культуры деятельности в профессиональной подготовке педагога'

О необходимости овладения различными типами культуры деятельности в профессиональной подготовке педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПЫ КУЛЬТУРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА / ВИДЫ ГОТОВНОСТИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / НЕПРЕРЫВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / САМОМОТИВАЦИЯ / TYPES OF TEACHER’S ACTIVITIES CULTURE / TYPES OF READINESS TO PEDAGOGICAL ACTIVITIES / PEDAGOGICAL PROCESS / CONTINUING EDUCATION / SELF-MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Носова Ирина Сергеевна

В статье рассматривается необходимость овладения педагогом различными типами культуры деятельности, которые, в свою очередь, обусловлены разнообразными видами готовности к педагогической деятельности. Предлагаются основные направления формирования педагога, способного к достижению нового качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Necessity of Mastering the Different Types of Activities Culture In the Professional Training of Pedagogue

The article discusses the necessity of teacher’s mastering the different types of activities culture, which, in turn, are conditioned by various types of readiness to pedagogical activities.

Текст научной работы на тему «О необходимости овладения различными типами культуры деятельности в профессиональной подготовке педагога»

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ

И.С. Носова

Ключевые слова:

типы культуры деятельности педагога, виды готовности к педагогической деятельности, педагогический процесс, непрерывность образования, самомотивация.

66

о необходимости овладения различными типами культуры деятельности в профессиональной подготовке педагога

В статье рассматривается необходимость овладения педагогом различными типами культуры деятельности, которые, в свою очередь, обусловлены разнообразными видами готовности к педагогической деятельности. Предлагаются основные направления формирования педагога, способного к достижению нового качества образования.

Введение новых образовательных стандартов предполагает осуществление осмысленной и продуктивной деятельности обучающихся и преподавателя с целью достижения педагогического эффекта, близкого к максимально возможному. От уровня профессиональной подготовки зависит готовность педагога к определенному виду профессиональной деятельности.

Оптимальный педагогический эффект достигается в процессе формирования преподавателя как специалиста-професси-онала в ходе специально организованного, систематического и целенаправленного, ограниченного определенными временными рамками педагогического процесса в системе повышения квалификации, стажировки, деятельности временного научного коллектива, а также в процессе творческой

коллективной и индивидуальной мыследеятельности по овладению методологией, формами, методами и средствами педагогического воздействия. Для этого преподавателю необходимо на протяжении всей предпрофессиональной и профессиональной деятельности осуществлять овладение различными типами культуры деятельности, в частности: психологической, организационно-управленческой, духовно-нравственной, информационной, научно-теоретической, художественно-эстетической, педагогической.

Так, психологическая культура предполагает формирование и развитие таких видов готовности к педагогической деятельности, как: а) мотивационный; б) рефлексивный; в) коммуникативный. Мотивационная готовность фиксирует стремление специалиста в сфере образования (управленца, ученого, методиста, педагога-практика и др.) к достижению максимального результата. Рефлексивная - определяет умение анализировать и оценивать свою профессиональную деятельность и деятельность своих учеников как в частных случаях, так и в целом. Коммуникативная готовность обеспечивает осуществление профессиональной коммуникации с учащимися, их родителями, коллегами, участвующими в педагогическом процессе.

Организационно-управленческая культура предполагает готовность к следующим видам деятельности: проектировочному, организационному, управленческому. Проектировочная деятельность обеспечивает владение теорией и практикой гуманитарного проектирования, в частности, проектирования технологии обучения. Учитель должен различать направленность, цели, предполагать степень глубины и широты собственных проектов и проектов учащихся и их результативность.

Чем выше развита организационная деятельность учителя, тем оптимальнее выбор путей, средств, форм и методов индивидуальной и коллективной деятельности на уроке и во время внеурочных занятий. Управленческая деятельность обеспечивает наиболее эффективное проектирование законченного управленческого цикла с целью создания наиболее благоприятных условий для реализации учебных программ, для индивидуальной и коллективной деятельности учащихся.

Духовно-нравственная культура выступает своеобразным гарантом соблюдения гуманистического ракурса при разработке структуры и содержания каждого урока, при общении с детьми, родителями, коллегами. Такая культура формирует следующие виды готовности: ценностную; гражданскую; культурологическую.

67

Ценностная готовность определяет наличие, принятие и использование в процессе деятельности таких ценностных оснований, как истина, ответственность, сопереживание. Гражданская - обеспечивает соблюдение базовых основ, правил и принятых в гражданском обществе устоявшихся положений в рамках гражданской позиции и правового поля, направленных на отстаивание авторских прав, собственного достоинства и принципа «не навреди». Культурологическая готовность -это соблюдение преемственности и норм культурного наследия прошлого, настоящего и прогнозирование будущего слоя культуры.

Информационная культура в современном мире становится все более определяющей и обеспечивающей возможности для дальнейшего и прогрессирующего продвижения по пути развития и человека, и общества. Данный тип культуры может быть реализован посредством специфических видов готовности: а) компьютерной; б) средствиаль-ной (владение информацией о номенклатуре и дидактических возможностях средств обучения, осуществление дидактически обоснованного выбора этих средств, разработка новых средств обучения в соответствии с конкретными целями каждой учебной ситуации); в) иллюстративной (реализация способов деятельности по созданию зрительного ряда новых средств обучения); г) текстово-гносеологической (владение способами и навыками трансформации научного материала в учебный с учетом принципов научности, доступности, наглядности).

Научно-теоретическая культура предполагает высокий уровень обобщения и систематизации накопленных человечеством научных и методологических знаний в различных сферах жизнедеятельности и делится на методологическую и теоретическую. Методологическая готовность предполагает достаточно высокий уровень философской подготовки, свободное оперирование категориями общего и единичного, овладение основами методологии. Теоретическая готовность

- владение научными категориями педагогической науки, высоким уровнем логического мышления и построения умозаключений, теоре-тизации и построения теоретических моделей.

Художественно-эстетический тип культуры предполагает наличие высших духовных потребностей, сформированности нравственных и эстетических аспектов миропонимания и мироощущения, возможности оптимального присвоения и развития непреходящих духовных ценностей, реализации уникальной преобразовательной деятельности внешнего порядка.

68

Художественно-эстетическая культура, являясь базовым звеном в ходе трансляции накопленных человечеством художественно-эстетических ценностей, может проявляться в виде следующих видов готовности: духовная, эстетическая, креативная (уникальность деятельности), художественная.

Педагогический тип культуры предполагает предметно-содержательный, методический, экспериментальный, экспертный виды готовности, каждый из которых формирует характеристики, соответствующие названиям.

Остановимся еще на одном типе готовности - психодиагностическом, охватывающем широкий спектр готовностей, относящихся к культурологической, духовно-нравственной, организационно-управленческой и психологической культурам. Гуманистический подход предполагает наличие в педагогической деятельности учителя диагностического компонента. Психодиагностическая деятельность учителя - это особый вид оценочной практики педагога, осуществляемой совместно со школьным психологом и направленной на изучение индивидуально-психологических особенностей личности воспитанника и социально-психологических особенностей группы с целью развития, саморазвития, безопасности формирования личности школьника и оптимизации учебно-воспитательного процесса. Психодиагностическая культура предполагает развитие в креативном ключе (нестандартном, творческом) таких видов готовности, как: мотивационный; рефлексивный; коммуникативный, оценочный, ценностный; культурологический и др.

Психодиагностическая культура педагога - очень важная подструктура общей профессионально-педагогической культуры, она включает в себя мотивационно-ценностный (смысловой, он же является определяющим), рефлективно-перцептивный, личностно-деятельностный, когнитивно-творческий и инструментально-технологический компоненты.

Формирование психодиагностической культуры происходит под влиянием различных факторов и в соответствии с определенными закономерностями. Одной из ведущих закономерностей является изменение смысла педагогической деятельности в процессе формирования психодиагностической культуры преподавателя, что выражается в психодиагностическом сопровождении личностного развития субъекта педагогического процесса - ученика. Изменения в мотивацион-

69

но-ценностной (смысловой) структуре обусловливают приобретение педагогом новых образований в когнитивной сфере, что, в свою очередь, стимулирует развитие творческих умений, рефлексивно-перцептивной сферы личности, приводит к определенным достижениям в его практической деятельности, за счет чего пополняется инструментально-техническая составляющая психодиагностической культуры.

Основой психодиагностической культуры, несомненно, являются развитое чувство эмпатии, креативность преподавателя, стремление к самопознанию и адекватная самооценка, а также владение диагностическим инструментарием. Собственно с включения педагога в процесс самопознания с помощью соответствующих технологий начинается процесс формирования психодиагностической культуры. Толчком, стимулом, движущей силой выступает интеллектуальнонравственная позиция преподавателя, которая проявляется в заинтересованном отношении к личности воспитанника, его проблемам и в стремлении оказать ему помощь и поддержку. В ходе решения учебных или воспитательных психодиагностических задач преподаватель в каждом отдельном случае четко идентифицирует задания, в этом смысл психологического и психодиагностического сопровождения. Психодиагностическая культура педагога создает предпосылки для успешного и оптимального решения насущных педагогических проблем.

Если деятельность педагога обеспечивает безопасность личностного развития детей, признается детьми, родителями, администрацией потому, что эта деятельность оказывает влияние на жизнь окружающих в силу своей целесообразности, обоснованности, соответствия высокому уровню профессионализма, то в таком случае психодиагностическая культура преподавателя способствует пониманию, саморазвитию и самосовершенствованию субъектов педагогической деятельности (учителя и ученика).

Таким образом, для формирования личности педагога, способного к достижению нового качества образования, необходимо, во-первых, построение реалистичных программ обучения по овладению вышеперечисленными типами культуры деятельности в вузах; во-вторых, создание и внедрение программ на курсах повышения квалификации по совершенствованию различных типов культуры деятельности практикующего учителя; в-третьих, постоянный анализ и обновление списка видов готовности, необходимых для педагогической деятельности, и

70

соответственно регулярная корректировка программ по повышению квалификации учителей.

И последнее: образование - это синтез знания, опыта и понимания. Все эти три составляющие не могут находиться в состоянии неизменяемости, поэтому процесс непрерывности образования, опирающийся на самомотивацию человека к постоянно возобновляемому образованию, на обеспечение эффективного взаимодействия информационных связей между повышением общего образования и профессиональной квалификации и переподготовкой, является неотъемлемым компонентом образования в достижении его нового качества.

— Литература —

1. Браун Ф. Социальные изменения и образование в России // Молодежь России на рубеже 90-х годов: Кн. 2 / Ред. М.М.Малышева. -М.:ИСРАН, 1992.

2. Еремкина О.В. Формирование психодиагностической культуры учителя // Педагогика. - 2007. - №7.

3. Константиновский Д., Вахштайн В., Куракин Д., Рощина Я. Доступность качественного образования: возможности и ограничения. - М.: Университетская книга, 2006. - 208 с.

4. Пальчевский Б.В. Культурологические основания готовности к разработке учебно-методических комплексов // Педагогика. - 2007. -№ 2. - С.23-30.

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.