Научная статья на тему 'О необходимости изменений в системе тарифных преференций ЕАЭС'

О необходимости изменений в системе тарифных преференций ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2025
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАРИФНЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ / ЕДИНАЯ СИСТЕМА ТАРИФНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ / РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ / ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА / НАИМЕНЕЕ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ / TARIFF PREFERENCES / GENERALIZED SYSTEM OF TARIFF PREFERENCES / DEVELOPING AND LEAST DEVELOPED COUNTRIES / TRADE POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кадочников Павел Анатольевич, Пташкина Мария Григорьевна

Предоставление тарифных преференций в отношении развивающихся и наименее развитых стран является неотъемлемым инструментом торговой политики, влияющим как на конкуренцию с импортом из этих стран на внутреннем рынке, так и на рост и развитиев странах-бенефициарах. Действующая в Евразийском экономическом союзе система преференций требует пересмотра с учетом повышения роли развивающихся стран в мире, изменений в структуре торговли. Основные меры могут включать разграничение и пере-смотр товарных перечней для развивающихся и наименее развитых стран, сокращениеперечня стран-бенефициаров тарифных преференций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The System of Tariff Preferences in the EAEU requires revision

Providing tariff preferences to the goods imported from developing and least developed countries is an important trade policy instrument, which influences the level of competition of domestic production with the imports from beneficiary countries, as well as those countries’economic growth and development. The current system of tariff preferences in the Eurasian Economic Union requires revision, with the rising role of developing countries in the world economy and the changes in the world trade structure. The main changes could include the differentiation and revision of the lists of products for developing and least developed countries,and reduction in the number of beneficiary countries.

Текст научной работы на тему «О необходимости изменений в системе тарифных преференций ЕАЭС»

О необходимости изменений в системе тарифных преференций ЕАЭС

В 1968 году ЮНКТАД была одобрена Генеральная система преференций, которая предполагает предоставление развитыми странами преференций развивающимся и наименее развитым странам: сниженных или нулевых ставок таможенных пошлин на ряд товарных позиций. В рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле и впоследствии в правовой системе ВТО стала действовать «разрешительная оговорка», предоставляющая на бессрочной основе изъятие в отношении режима наибольшего благоприятствования для применения схем преференций.

В настоящее время в 12 странах и объединениях (включая США, Европейский союз и Евразийский экономический союз) применяются системы тарифных преференций1. Несмотря на то что применение преференций оказывает в отдельных случаях положительное влияние на экономический рост в наименее развитых и развивающихся странах2, произвольность критериев построения преференциальных схем часто подвергается критике3.

В России система тарифных преференций начала действовать с 1990х годов. В 2010 г. вступила в силу единая система тарифных преференций Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, которая фактически стала основой для Единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза (ЕСТП ЕАЭС). В настоящий момент в ЕАЭС действуют

1 Австралия, Болгария, Европейский Союз, Канада, Новая Зеландия, Норвегия, США, Турция, Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, Швейцария, Эстония, Япония.

2 Antoine Bo^t, David Laborde Debucquet, Elisa Dienesch, Kimberly Elliot, «The Costs and Benefits of Duty-Free, Quota-Free Market Access for Poor Countries», IFPRI, 2010. P. 6. URL: http://www.ifpri.org/sites/ default/files/publications/ifpridp00990.pdf

3 Sam Laird, «A Review of Trade Preference Schemes for the World's Poorest Countries» ICTSD, 2012. P. 1-2. URL: http://www.ictsd.org/ downloads/2012/10/a-review-of-trade-preference-schemes-for-the-worl-de28099s-poorest-countries.pdf

П.А. Кадочников М.Г. Пташкина

УДК 339.543 ББК 65.428 К-136

6 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

3 Q

два перечня стран и единый перечень товаров, на которые распространяются преференции. Для наименее развитых стран преференции означают предоставление нулевых таможенных пошлин, для развивающихся стран - 75% от действующего уровня пошлин.

В перечень развивающихся стран входят 103 страны, из которых основными бенефициарами преференций являются Бразилия, Китай, Турция, Парагвай, Аргентина, Уругвай, Чили, Эквадор, Египет и Иран (см. рисунок 1).

Рисунок 1

Импорт преференциальных товаров на территорию стран-членов ЕАЭС из отдельных развивающихся стран в 2013 году

Источник: расчеты авторов.

В перечень наименее развитых стран входят 49 стран, которые имеют статус наименее развитых по классификации ООН, основными бенефициарами из их числа являются Бангладеш, Мьянма и Эфиопия, Малави, Афганистан и Камбоджа (см. рисунок 2).

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2015

Рисунок 2

Импорт преференциальных товаров на территорию стран-членов ЕАЭС из отдельных наименее развитых стран в 2013 году

Источник: расчеты авторов.

В перечень преференциальных товаров входят преимущественно сельскохозяйственные товары, а также товары низкой степени переработки (сырье и полуфабрикаты). Абсолютное большинство тарифных преференций на импорт из развивающихся стран предоставляется в отношении мяса и пищевых мясных субпродуктов (до 2013 года - более 50% от общего импорта преференциальных товаров, в 2013 году свинина и мясо птицы были исключены из перечня), овощей и корнеплодов (около 14%), фруктов и орехов (около 13%). Основными преференциальными товарами, импортируемыми из наименее развитых стран, являются злаки (более 50%), рыба и морепродукты (около 9%), табак (около 8%)4.

Основные параметры систем тарифных преференций (принятые перечни стран и товаров) были сформированы в 70-80-е годы. С тех пор, особенно в 2000-е годы, произошли существенные изменения в уровне развития стран, включенных в перечни. Начиная с 2000 г. развивающиеся страны показывают не только более высокие темпы экономического роста и роста экспорта, чем в предыдущие периоды, но и более высокие темпы роста по сравнению с развитыми странами. В результате доля развивающихся стран в мировой экономике выросла с 34,4% в 1990 г. до 48,9% в 2014 г., а доля развитых сократилась с 54,4% до 43,1%, соответственно. В 1990 г. доля развивающихся стран в мировом экспорте составляла 20,3%, в 2014

4 Расчеты авторов по данным статистики внешней торговли ЕАЭС.

6 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

5 ^

г. - уже 31,0%5. Развивающиеся страны производят широкий спектр товаров, конкурентоспособных без предоставления им тарифных преференций. Все это указывает на необходимость пересмотра параметров систем тарифных преференций с учетом современных реалий международной торговли.

С учетом роста импорта из развивающихся стран развитые страны, предоставляющие преференции, уже начали постепенно пересматривать свои национальные схемы, меняя как список стран-бенефициаров, так и перечни товаров.

С 1 января 2014 г. в ЕС вступила в силу последняя редакция системы, предполагающая предоставление льгот при экспорте товаров для трех категорий стран (всего 49 наименее развитых и 47 развивающихся стран), для которых действуют разные перечни товаров и разные масштабы снижения ставок таможенных пошлин:

□ наименее развитые страны (Everything But Arms), согласно классификации Организации объединенных наций;

□ развивающиеся страны (Generalized System of Preferences), классифицируемые Всемирным банком как страны с уровнем доходов на душу населения ниже среднего в течение 3 лет, непосредственно предшествующих обновлению списка стран-бенефициаров;

□ развивающиеся страны, в отношении которых действуют дополнительные преимущества (Generalized System of Preferences +) при условии соответствия ряду критериев.

В США в перечни стран-пользователей системы тарифных преференций включены 78 развивающихся стран и 43 наименее развитых. Особенностью системы преференций в США является ее обусловленность факторами, имеющими косвенное отношение к уровню экономического развития стран: приверженность либеральным ценностям, выражение «стремления к справедливому и разумному доступу к своим рынкам и основным товарным ресурсам», степень защиты прав интеллектуальной собственности и др.

В части выбора перечней товаров анализ систем преференций в других странах показывает, что этот выбор все больше является инструментом защиты национальных производителей - в перечни входят только те товары, которые создают наименьшую конкуренцию для аналогичной отечественной продукции, чувствительные товары из перечней исключены. При этом, многие из товаров, не входящих в списки, являются наиболее конкурентоспособными в развивающихся и наименее развитых странах6.

В ЕС в списки преференций не входит большее, по сравнению с США, количество товаров, при этом большинство из невключенных позиций являются товарами сельскохозяйственного производства (около половины товарной номенклатуры

5 Данные Международного валютного фонда.

6 Comparison of U.S. and European Union Preference Programs. P 18. URL: http://www.gao. gov/assets/240/231655.pdf

^ 6

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2015

сельскохозяйственной продукции не попадает под действие преференций, включая рис, бананы и сахар). Практически все товары, субсидируемые ЕС в рамках Единой сельскохозяйственной политики ЕС (Common Agricultural Policy - CAP) не входят в схему преференций, соответствующие страны не получают по ним тарифных уступок7.

Таким образом, схемы преференций, формально направленные на содействие развитию, в действительности не рассматривают критерий облегчения торговли для развивающихся и наименее развитых стран в качестве основного, а построены таким образом, чтобы сохранить защиту собственных производителей и не предоставлять преференции по соответствующим товарам.

Примерно те же цели преследует и установление условий исключения товарных позиций из перечня. В США товары могут быть изъяты из перечня в случае, если экспортные отрасли развивающихся или наименее развитых стран достигли высокого уровня конкурентоспособности. «Порог конкурентоспособности» (Compétitive Needs Limitations - CNL) считается достигнутым, если стоимость импорта этого товара в США превысила устанавливаемый ежегодно стоимостной предел (165 млн долл. США в 2014 году, увеличивается ежегодно на 5 млн долларов), или если стоимость импорта этого товара превысила 50% общего импорта данного товара в США за конкретный календарный год.

Аналогично системе CNL, применяемой в США, в ЕС действует система «окончания» (Graduation). Данная система отличается от американской, и согласно ей, когда импорт того или иного товара из какой-либо страны, по отношении к которой применяются преференции, превышает 17,5% (14.5% для текстиля) от общего импорта этого товара из всех стран-бенефициариев в течение трех лет, то для этой страны в отношении именно этого товара перестают действовать преференции. Основанием для применения такой системы исключения товаров из списка является то, что некоторые развивающиеся страны, хотя и имеют низкие среднедушевые показатели дохода, обладают высокой конкурентоспособностью в отдельных секторах. Данные сектора (к примеру, текстиль, химическая продукция, изделия из кожи) конкурентоспособны на мировом рынке, в связи с чем, согласно Европейской комиссии, отсутствует необходимость предоставлять преференции в отношении таких товаров данным странам8.

Пересмотр параметров ЕСТП ЕАЭС, по-видимому, должен преследовать аналогичные цели - сокращение масштаба фактически предоставляемых преференций. Так, целесообразно разделение списков товаров для развивающихся и наименее развитых стран. При формировании списка товаров для развивающихся стран не-

7 United States and European Union Preference Programs Are Extensive. P. 9. URL: http:// www.ers.usda.gov/media/865571/err6c_002.pdf

8 The EU's new Generalised Scheme of Preferences (GSP). P 6. URL: http://trade.ec.europa. eu/doclib/docs/2012/december/tradoc_150164.pdf

6 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

7 Q

обходимо руководствоваться аналогично другим развитым странам прагматичным подходом, исключая из списка чувствительные товары. Необходимо установить и критерии исключения товаров из списка.

Формирование перечня товаров для наименее развитых стран должно учитывать Решение 9-ой Министерской конференции ВТО по обеспечению беспошлинного и бесквотного доступа на рынок, по крайней мере, для 97% тарифных линий импорта из наименее развитых стран. Практика показывает, что оставшиеся 3% тарифных линий, не подпадающие под преференции, могут потенциально покрывать от 90% до 98% всего экспорта из наименее развитых стран (наиболее чувствительные позиции - это импорт текстиля и одежды из Бангладеш и Камбоджи9). 3% тарифных линий в ЕАЭС - это около 315 позиций, всего в 2014 году импорт товаров из наименее развитых стран осуществлялся по 1132 тарифным линиям10.

В ЕСТП ЕАЭС к настоящему времени из 103 стран, включенных в перечень развивающихся стран, 22 страны достигли высокого уровня дохода, что дает основания для их исключения.

Особенностью ЕСТП ЕАЭС является то, что все государства-члены ЕАЭС, за исключением Российской Федерации, сами являются бенефициарами тарифных преференций, предоставляемых другими странами в отношении развивающихся и наименее развитых стран. Только Россия рассматривается Всемирным банком как страна с высоким уровнем дохода. Республика Беларусь и Республика Казахстан классифицируются как страны с доходом выше среднего, Республика Армения и Киргизская Республика классифицируются как страны с доходом ниже среднего. Это не соответствует международной практике: абсолютное большинство стран-доноров в мире - это страны с высоким уровнем доходов11.

Это позволяет обсуждать возможность повышения критического показателя дохода для включения стран в перечень для предоставления преференций. Например, включить только страны, не классифицируемые Всемирным банком как страны с доходом выше среднего (в этом случае в список войдут 37 стран, не войдут такие страны, как Китай, Бразилия, Турция, Иран, Таиланд и др.), однако подобное решение будет сопряжено с политическими рисками.

9 Vinaye Ancharaz, Sam Laird. «Duty-free, quota-free market access: What's in it for African LDCs?», Bridges Africa, ICTSD, 2013. URL: http://www.ictsd.org/bridges-news/bridges-africa/ news/duty-free-quota-free-market-access-what%E2%80%99s-in-it-for-african-ldcs - Загл. с экрана.

10 Расчеты авторов по данным торговой статистики ЕАЭС.

11 Исключение составляет лишь Турция, входящая в Таможенный союз с ЕС.

^ 8

Российский внешнеэкономический вестник

6 - 2015

БИБЛИОГРАФИЯ:

База данных Trade Map. URL: http://www.trademap.org/ (Baza dannyh Trade Map) Торговая статистика ЕАЭС. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_ makroec/dep_stat/tradestat/Pages/default.aspx (Torgovaja statistika EAJeS)

Antoine Bo^t, David Laborde Debucquet, Elisa Dienesch, Kimberly Elliot, «The Costs and Benefits of Duty-Free, Quota-Free Market Access for Poor Countries», IFPRI, 2010, 36 pages. URL: http://www.ifpri.org/sites/default/files/publications/ifpridp00990.pdf

Article 86 (Commission Regulation (EU) No 1063/2010 of 18 November 2010 amending Regulation (EEC) No 2454/93 laying down provisions for the implementation of Council Regulation (EEC) No 2913/92 establishing the Community Customs Code).

Comparison of U.S. and European Union Preference Programs, 63 pages. URL: http://www. gao.gov/assets/240/231655.pdf

Generalized System of Preferences (GSP). URL: http://www.ustr.gov/trade-topics/trade-de-velopment/preference-programs/generalized-system-preference-gsp - Загл. с экрана.

Generalized System of Preferences. Handbook on the Scheme of the United States of America, 127 pages. URL: http://unctad.org/en/Docs/itcdtsbmisc58rev2_en.pdf

Regulation (EU) No 978/2012 of the European parliament and of the Council of 25 October 2012 applying a scheme of generalized tariff preferences and repealing council regulation (EC) No 732/2008.

Sam Laird, «A Review of Trade Preference Schemes for the World's Poorest Countries» ICTSD, 2012, 86 pages. URL: http://www.ictsd.org/downloads/2012/10/a-review-of-trade-pref-erence-schemes-for-the-worlde28099s-poorest-countries.pdf

The EU's new Generalised Scheme of Preferences (GSP), 24 pages. URL: http://trade. ec.europa.eu/doclib/docs/2012/december/tradoc_150164.pdf

United States and European Union Preference Programs Are Extensive, 8 pages. URL: http:// www.ers.usda.gov/media/865571/err6c_002.pdf

Vinaye Ancharaz, Sam Laird. «Duty-free, quota-free market access: What's in it for African LDCs?», Bridges Africa, ICTSD, 2013. URL: http://www.ictsd.org/bridges-news/bridges-africa/ news/duty-free-quota-free-market-access-what%E2%80%99s-in-it-for-african-ldcs - Загл. с экрана.

6 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

9 Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.