Научная статья на тему 'О необходимости и направлениях государственной финансово-кредитной поддержки сельхозтоваропроизводителей'

О необходимости и направлениях государственной финансово-кредитной поддержки сельхозтоваропроизводителей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕСТЬЯНСКО-ФЕРМЕРСКИЕ И ЛИЧНЫЕ ПОДСОБНЫЕ ХОЗЯЙСТВА / СУБСИДИИ / СТРАХОВАНИЕ / ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ ПОДДЕРЖКА / THE PEASANT-FARMER AND PERSONAL PART-TIME FARMS / THE LOAN / SUBSIDIARIES / ENSURANCE / FINANCIAL AND CREDIT SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Меликов Юрий Иосифович, Карибова Татьяна Владимировна

Рассматриваются основные направления и необходимость финансово-кредитной поддержки сельхозтоваропроизводителей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Examines the about necessities and main directions of the Financial-credit support of producers of agricultural goods.

Текст научной работы на тему «О необходимости и направлениях государственной финансово-кредитной поддержки сельхозтоваропроизводителей»

Ю.И. Меликов, Т.В. Карибова

О НЕОБХОДИМОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

Аннотация

Рассматриваются основные направления и необходимость финансово-кредитной поддержки сельхозтоваропроизводителей.

Annotation

Examines the about necessities and main directions of the Financial-credit support of producers of agricultural goods.

Ключевые слова

Крестьянско-фермерские и личные подсобные хозяйства, субсидии, страхование, финансово-кредитная поддержка.

Keywords

The peasant-farmer and personal part-time farms, the loan, subsidiaries, ensurance, financial and credit support.

Российская Федерация является одной из крупнейших мировых сельскохозяйственных держав. Многоукладным по своему характеру сельскохозяйственным производством, в РФ занимаются 59,2 тыс. сельскохозяйственных предприятий (организаций), 285,2 тыс. крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ) и индивидуальных предпринимателей, 22,7 млн. личных подсобных хозяйств (ЛПХ). Эти сельхозтоваропроизводители не только обеспечивают занятость населения сельской местности и производство необходимых для страны товарных продовольственных фондов, но и предопределяют продовольственную и национальную ее безопасность. Это особенно важно в современных условиях, когда продовольствие и сельскохозяйственное сырье для его производства превращаются в эффективный инструмент внутренней и внешней политики, формируют экспортный потенциал страны, источник валютных поступлений и обеспечения положительного сальдо платежного баланса страны. В современных условия, когда на планете голодает свыше 0,9 млрд.

человек и недоедает около 1 млрд., запасы продовольствия превращаются, наряду с энергоносителями и другими сырьевыми товарами, в абсолютно ликвидный экспортный товар, становятся фактическими источниками и элементами золото-валютных резервов страны, реальным товарным обеспечением национальной валюты. Совокупность

этих причин, а также вступление РФ в ВТО диктуют необходимость усиления государственной финансово-кредитной поддержки АПК в целом и сельского хозяйства, как важнейшей его отрасли и стратегического сектора реальной экономики.

Среди сельскохозяйственных регионов РФ одно из ведущих мест принадлежит Ростовской области, обладающей огромным ресурсным потенциалом для эффективного ведения сельскохозяйственного производства ( территория - 100 тыс. кв. км., население -4,2 млн. чел., из них 1,4 млн. чел., или 1/3, - в сельской местности; сельскохозяйственные угодья - 8,2 млн. га, из них пашня - 5,8, а орошаемая - 0,23). Ее доля в общей площади сельхозугодий

РФ составляет 3,9%. Ростовская область по этому показателю в совокупности с посевами зерновых занимает второе место в РФ, а по плодородию - 10-е место. В сельском хозяйстве Ростовской области в 2011г. было занято 1,7 тысяч сельскохозяйственных предприятий (организаций) - 12,9 тыс. КФХ, свыше 2 тыс. индивидуальных предпринимателей, более 547 тыс. ЛПХ. Последними для сельскохозяйственной деятельности используется около 155,1 тыс. га земельной площадью.[2]

Несмотря на засухи, регулярные и периодически повторяющиеся, почвенно-климатические условия области

можно охарактеризовать в целом как относительно благоприятные для ведения сельского хозяйства. Это, наряду с большим ресурсным потенциалом,

обеспечивает вхождение Ростовской области в число лидеров страны по валовому сбору зерновых культур и подсолнечника: она производит около 20 % сельскохозяйственной продукции Южного федерального округа РФ. Основной отраслью сельского хозяйства Ростовской области является растениеводство, доля которого в валовой продукции сельского хозяйства составляет более 65%.

Вместе с тем поступательное развитие сельского хозяйства Ростовской области требует постоянной кропотливой работы по повышению культуры земледелия, выведению и внедрению новейших сортов и гибридов зерновых, технических (например, сахарная свекла) и масличных культур, эффективному использованию земельных угодий и энергосберегающих технологий, принятию эффективных мер по развитию мелиорации как действенного средства роста урожайности и противодействия засухам.

Зерновое производство - главное направление развития растениеводства (67% посевных площадей). В рейтинге регионов РФ по этому показателю об-

ласть занимает 2-е - 3-е место в стране. Ведущей зерновой культурой, выращиваемой товаропроизводителями области, является озимая пшеница. Другими видами производимой сельскохозяйственной продукции являются: яровой ячмень, кукуруза, просо, рис, гречиха, горох, соя и подсолнечник. Средний урожай зерновых и подсолнечника ежегодно составляет соответственно 67 и около 1,5 млн. тонн.[2]

Ростовская область - крупнейший в стране поставщик зерна и подсолнечного масла в промышленные центры и районы севера РФ. Она также является ведущем экспортером в РФ сельскохозяйственного сырья и продуктов его переработки (зерновых - более 4-х, а подсолнечного масла - более 0,3 млн. тонн ежегодно).

Важную роль в обеспечении населения продовольствием играют ЛПХ. Доля последних в производстве основных видов сельскохозяйственной продукции составила: картофель - 67%, овощи - 47%, мясо - 48%, молоко -76,7%, яйца - 34%. ЛПХ удовлетворяют потребности в продовольствии не только свои собственные, но и городского населения. [5] Поэтому финансово-

кредитная поддержка ЛПХ должна являться одним из приоритетных направлений государственной поддержки развития АПК РФ.

Часть районов Ростовской области находится в зонах рискованного земледелия, что следует учитывать при определении направлений и масштабов финансово-кредитной поддержки всех категорий сельхозтоваропроизводителей. Одним из проблемных сельскохозяйственных районов в юго-восточной части Ростовской области является Ремонт-ненский район, который граничит с Калмыкией - на юге и востоке, удален от областного центра (425 км.), население - 21,49 тыс. чел., площадь - свыше 3,8 тыс. кв. км., в том числе сельскохозяйственных угодий - 330,6 тыс. га. На

долю пашни приходится 164 тыс. га. [4]. По агроклиматическим условиям он относится к жарким и засушливым районам. Например, летом в 2012г температура поднималась до 42 градусов, а относительная влажность воздуха опускалась до 30%. Климатические условия характеризуются преобладанием восточных ветров, суховеями и пыльными бурями. Указанные природно-

климатические особенности во многом определяют специализацию производства и финансово-экономические проблемы сельхозтоваропроизводителей, в том числе КФХ и ЛПХ.

Важнейшим направлением развития сельского хозяйства района является животноводство. В растениеводстве преобладает производство зерновых. Иные продукты этой отрасли (подсолнечник, картофель, овощи, горчица, бахчевые и другие) выращиваются для внутрихозяйственных нужд. В 2012г. вследствие неблагоприятных природноклиматических условий сельскохозяйственные организации, КФХ и ЛПХ района понесли убытки из-за потери урожая зерновых. В числе сельхозтоваропроизводителей, потерпевших серьезные убытки в результате засухи, КФХ «Авангард». Это КФХ удачно функционировало в предыдущие годы [7, с.83-87]. Однако стратегия и практика отказа от страхования посевов и урожая от неблагоприятных природно-

климатических факторов в 2012г продемонстрировали свою несостоятельность.

По оперативным сведениям из регионов, летом 2012г. гибель посевов имела место в 21 субъекте РФ (на 7,3 % посевной площади или 5,6 млн. га). Нанесенный ущерб по предварительной оценке составил 36,5 млрд. руб., пострадали - 6992 хозяйства, из которых 4415 - КФХ. В результате в середине августа 2012г. режим ЧС (чрезвычайной ситуации) введен в 17 субъектах РФ, а

10 регионов обратились в Правительст-

во РФ за получением денежных средств из федерального бюджета на следующие цели: а) для сбалансирования регионального бюджета и б) для оказания помощи сельскохозяйственным производителям, пострадавшим от природных катаклизмов.[4] В числе регионов, где был введен режим ЧС: Волгоградская и 15 районов Саратовской области,

11 районов Калмыкии, 15 - Ставропольского края, 7 - Ростовской области (включая Ремонтненский район). Помимо засухи недобор урожая определялся и другими природно-

климатическими явлениями - градом и ливневыми дождями, имевшими место в следующих семи регионах РФ (Воронежской и Липецкой областях, Дагестане, Краснодарском и Ставропольском краях, Ингушской и Чеченской Респуб-ликах).[6]

Для минимизации потерь сельхозтоваропроизводителей от стихийных бедствий Правительством Ростовской области был определен порядок и механизм использования на эти цели бюджетных ассигнований из его резервного фонда. Денежные средства, при их недостатке в бюджетах городов и муниципальных образований, предоставляются на финансирование мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий, проведению аварийновосстановительных работ, устранению иных ЧС регионального и внутрирегионального характера (межмуниципально-го и муниципального).[3]

Однако в механизме поддержки государством сельхозтоваропроизводителей в случае возникновения чрезвычайных ситуаций имеются и недостатки, требующие устранения:

1) при возмещении затрат, связанных с гибелью сельскохозяйственных культур, фермеры получают только 50% понесенных расходов;

2) возмещению подлежат только затраты, прошедшие через расчетные счета товаропроизводителей (то есть

безналичным путем), а на практике примерно половина затрат фермеров в большинстве случаев производится, минуя банк, с использованием наличных денежных средств;

3) при определении принимаемых к возмещению затрат, не учитываются расходы, осуществленные фермерами путем наличных денежных расчетов (даже при наличии кассовых и товарных чеков). Поэтому фактически возврату подлежит примерно 25% потраченных средств.

Необходимо принимать к возмещению не менее 75%-80% осуществленных и документально подтвержденных фермерами затрат, произведенных как в безналичной форме, так и путем налично-денежных расчетов.

Важную роль в организации финансов АПК, их кредитовании и бюджетном финансировании признана сыграть система государственного страхования сельхозтоваропроизводителей (посевов и скота), в том числе от стихийных бедствий. Такая система должна обеспечить устойчивость финансового положения сельхозпроизводителей и возвратность полученных в коммерческих банках кредитов даже в случаях наступления страхового риска, за счет выплат страхового возмещения страховыми компаниями.[7]

В связи с низкой рентабельностью и убыточностью большинства сельхозтоваропроизводителей ( в силу этого отказывающихся от процедуры страхования) государством определен порядок и механизм их субсидирования (кроме ЛПХ) из бюджетной системы федерального и областного уровня на возмещение части затрат при страховании урожая и многолетних насаждений. Субсидии предоставляются в размере 50%. страховой премии, начисленной по договорам сельскохозяйственного страхования. Последние точно и конкретно определяют перечень сельскохозяйственных культур, случаи и события, по-

влекшие полную или частичную утрату урожая.1[3]

Однако многие сельхозтоваропроизводители РФ отказываются от услуг страховых организаций по следующим причинам. Во-первых, у многих сельхозтоваропроизводителей в связи с низкой рентабельностью и убыточностью отсутствуют необходимые финансовые ресурсы (даже в размере 50%) для такого страхования скота и посевов. Во-вторых, имеют место случаи отказа страховых организаций возмещать сельхозтоваропроизводителям полученные убытки в результате наступления страховых случаев, что вынуждает последних обращаться в судебные инстанции по взысканию страхового возмещения (судебные процедуры не- редко затягиваются от нескольких месяцев до 1-2 лет).

В условиях низкой рентабельности и убыточности многих сельхозтоваропроизводителей необходимо перейти к системе обязательного и сплошного их страхования. Предусмотреть порядок предоставления льготного (1-2% годовых) бюджетного страхового кредита

1 Урожай следующих сельскохозяйственных культур - зерновых, зернобобовых, масличных, технических, кормовых, бахчевых культур, картофеля, овощей, виноградников, плодовых, ягодных, орехоплодных насаждений, плантаций хмеля, чая, посадок многолетних насаждений -виноградники, плодовые, ягодные,

орехоплодные насаждения, плантации хмеля, чая; перечень следующих природных явлений, воздействие которых вредит

сельскохозяйственному производству -атмосферная, почвенная засуха, суховей, заморозки, вымерзание, выпревание,

градобитие, пыльная буря, ледяная корка,

половодье, переувлажнение почвы, сильный ветер, ураганный ветер, землетрясение, лавина, сель, природный пожар; проникновение,

распространение вредных организмов, носящих эпифитотический характер; нарушение в

результате стихийных бедствий в обеспечении -водой, электрической и тепловой энергией при выращивании сельскохозяйственных культур в защищенном грунте или на мелиорируемых землях.

сроком 3 - 5 лет.[8] Кроме того, следует распространить систему обязательного страхования на все категории сельхозтоваропроизводителей, включая ЛПХ.

В настоящее время нормативноправовой основой сельскохозяйственного страхования являются:

1. ФЗ N 260 от 25. 07. 2011 г. "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйст-ва"(вступил в силу 01.01.2012г.);

2.«Правила страхования (стандартные) урожая сельскохозяйственных культур, посадок многолетних насаждений, осуществляемого с государственной поддержкой», утвержденные 27 декабря 2011 г. ФСФР (Федеральная служба по финансовым рынкам).

В соответствии с вышеназванным Федеральным законом оказание государственной поддержки сельхозтоваропроизводителям с 2012г. осуществляется по утвержденным стандартным Правилам страхования. Они предусматривают страховую защиту от рисков полной или частичной утраты урожая сельскохозяйственной продукции и массива многолетних насаждений при наступлении страховых событий чрезвычайного характера, четко и конкретно в них определенных и зафиксированных в заключенных договорах по страхованию, как опасные для сельскохозяйственного производства природные явления.2

2 К ним относятся: атмосферная, почвенная засуха, суховей, заморозки, вымерзание, выпревание, градобитие, пыльная буря, ледяная корка, половодье, переувлажнение почвы, сильный ветер, ураганный ветер, землетрясение, лавина, сель, природный пожар; проникновение и (или) распространение вредных организмов, если такие события носят эпифитотический характер; нарушения снабжения электрической,

тепловой энергией, водой в результате стихийных бедствий при страховании сельскохозяйственных культур, выращиваемых в защищенном грунте или на мелиорируемых землях.

С 1. 01. 2012 г. едиными становятся стандарты оценки и определения размера ущерба, нанесенного страхователю из-за полной или частичной гибели застрахованных сельскохозяйственных растений, включая многолетние насаждения, проведения страховых выплат. Осуществляемое в настоящее время с государственной поддержкой добровольное страхование сельхозтоваропроизводителей охватывает риски гибели сельскохозяйственной продукции в растениеводстве и в животноводстве, связанные с утратой урожая, падежом и вынужденным убоем скота и птицы[1].

Действующий с 2012г. в соответствии с вышеназванным ФЗ № 260 механизм страхования сельхозтоваропроизводителей предусматривает страхование конкретных групп риска сельскохозяйственного производства: в растениеводстве и животноводстве3.

Определение размера погибшего урожая сельскохозяйственных культур и массива многолетних насаждений осуществляется на основе методики,

3

1. В растениеводстве - в следствии следующих событий: а) воздействия опасных для производства сельскохозяйственной продукции природных явлений: засухи (атмосфер-

ной/почвенной), суховея, заморозков, вымерзания, выпревания, градобития, пыльных, песчаных бурь, ледяной корки, половодья, переувлажнения почвы, сильного, ураганного ветра, землетрясения, лавины, селя; б) воздействия болезней, уничтожения растений вредителями (если такие болезни или такое уничтожение носит эпидемиологический характер); в) прекращения подачи электроэнергии, тепла, воды, вызванного стихийными бедствиями (при страховании культур, возделываемых в защищенном грунте, а также культур, возделываемых на орошаемых землях). 2. В животноводстве - в следствии следующих событий: а) инфекционных заболеваний, включенных в перечень, утверждаемый уполномоченным органом; б) стихийных бедствий (удара молнии, землетрясения, бури, урагана, сильной метели (бурана), наводнения, обвала, лавины, селя, оползня); в) прекращения подачи электроэнергии, тепла, воды, вызванного стихийными бедствиями.

утвержденной приказом МСХ РФ, действующим на дату заключения договора страхования. Этой методикой предусматривается следующий порядок определения размера утраты (гибели) сельскохозяйственной продукции и суммы возмещения[9]:

1. Размер потери урожая в результате наступления событий, предусмотренных договором страхования, рассчитывается по формуле:

А = (ур — уф ) х Пз — ан N

N ф ' д

где:

А - Размер потери урожая (ц), результате наступления событий, предусмотренных договором страхования; Ур и Уф - расчетная (в договоре страхования) и фактическая урожайность (ц/га);

Пз - площадь посева (га), указанная в договоре страхования, за исключением: не засеянной; не отвечающей требованиям правил страхования, с которой посевы списаны без согласования со страховой компанией; на которой не проведены необходимые работы по пересеву или проведены, но не отвечают требованиям правил страхования; убранную до прибытия Страховщика на место страхования для определения урожайности, при нарушении срока уведомления о дате ее проведения; Ан -потери урожая (ц) в результате нарушения агротехники (в том числе засоренность полей, недовнесение удобрений, несоблюдение норм высева, нарушения сроков посева и уборки.).; Nф - количество природных явлений в течение срока выращивания сельскохозяйственной культуры (от посева до уборки), повлиявших на сбор урожая; ЭДд - количество природных явлений, зафиксированных в договоре страхования, имевших место в период его действия, оказавших влияние на потери урожая.

2. Подлежащий возмещению убыток определяется при двух условиях: а) если размер недобора урожая по

причинам, указанным в договоре страхования, составляет не менее 30% от запланированного уровня; б) если массив погибших застрахованных многолетних насаждений не менее 40%.

Недобор урожая, вызванный нестраховыми событиями (нарушениями требований агротехники, сроков посева и уборки, засоренностью посевов, недостаточным внесением удобрений и так далее) оценивается на основе результатов обследования посевов растений (в том числе многолетних насаждений), анализа документов Страхователя или Страховщика в ходе страхового расследования. Кроме недобора урожая, подлежат возмещению Страховщиком расходы Страхователя, связанные с пересевом и подсевом, другими мерами по уменьшению (предотвращению) ущерба, если они произведены по указаниям первого. Такими расходами при пересеве являются фактические расходы: на ГСМ, семена, оплату труда и другие.

Расходы на проведение указанных работ не могут превышать а) средней стоимости по региону (району) затрат на эти цели в текущем году; б) сумму, указанную в договоре страхования как максимальную и подлежащую возмещению.

Таким образом, современная нормативно-правовая база страхования сельхозтоваропроизводителей в целом создает условия для их стабильной хозяйственно-финансовой деятельности и возвратности кредита в условиях действия неблагоприятных природноклиматических факторов. Однако такое страхование является добровольным, выборочным, не охватывает все категории сельхозтоваропроизводителей и нуждается в совершенствовании в направлении перехода к системе сплошного обязательного страхования всех сельхозтоваропроизводителей Российской Федерации.

Другими важнейшими направлениями государственной финансовокредитной поддержки АПК являются предоставление субсидий предприятиям АПК (в том числе сельскохозяйственным) на возмещение части затрат по уплате процентов за кредит, на приобретение и содержание поголовья скота и птицы, за реализацию продукции перерабатывающим предприятиям и на другие нужды.

Организациям АПК всех организационно-правовых форм и потребительской кооперации предоставляются средства из бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных потребительских кооперативах: а) на срок до 1 года; б) сроком до 8 лет; в) по инвестиционным кредитам (займам) сроком от 2 до 10 лет.

Сельскохозяйственным товаро-

производителям (кроме ЛПХ) бюджетные субсидии предоставляются на возмещение части затрат, связанных с приобретением: а) элитных семян сельскохозяйственных культур у российских производителей и заводов по подготовке семян; б) племенного молодняка КРС, молочного и мясного направления, овец, свиней, птицы; в) навоза, минеральных удобрений, гербицидов и осуществление работ по их внесению в почву на основе комплексного агрохимического окультуривания полей (КАХОП), а также удобрений и микробиологических препаратов при заделке соломы на зерновых культурах.

Сельхозтоваропроизводителям (кроме ЛПХ) бюджетные субсидии предоставляются на возмещение части затрат, связанных с содержанием племенного маточного поголовья лошадей; КРС молочного и мясного направления; в) маточного поголовья свиней, овец, птицы.

Этой же категории товаропроизводителей бюджетные субсидии предоставляются на: а) текущий ремонт и планировку оросительных систем, расчистку коллекторно-дренажной сети; б) обеспечение закладки и проведение уходных работ за виноградниками и виноградными питомниками, за плодовыми и ягодными кустарниковыми насаждениями, садами интенсивного типа, а также за плодовыми и ягодными питомниками. Кроме того субсидии предоставляются на возмещение затрат по лизинговым платежам, по договорам финансовой аренды, связанным с приобретением племенного скота и основных средств, используемых для производства, транспортировки, переработки, упаковки и хранения продукции животноводства.

Важное значение имеет поддержка крестьянско-фермерских хозяйств, которая предоставляется на следующие нужды: а) начинающим хозяйствам на возмещение части затрат на их бытовое обустройство и на создание, расширение и модернизацию производственной базы (приобретение земли, техники, животных, семян, подключение к инженерным сетям, разработку документации и модернизацию сельскохозяйственных объектов); б) на возмещение части затрат по созданию и модернизации семейных ферм.

Развитие государственной финансовой поддержки сельхозтоваропроизводителей Ростовской области ха-

рактеризуется следующим[10]. В 2012г. на эти цели из федерального и регионального бюджета было предусмотрено соответственно 3 391,9 и 1 383,4, а всего - 4 775,3 млн. руб. По состоянию на 24.09.2012 г фактическое использование средств господдержки составило за счет федерального источника 2 318,9 (68 % от лимита) и регионального - 859,9 млн. рублей (62 % от лимита).

Важнейшими направлениями субсидирования в Ростовской области яв-

ляются: племенное животноводство;

предоставление грантов на развитие семейных животноводческих ферм; на создание и бытовое устройство крестьянского (фермерского) хозяйства; на обеспечение химическими средствами защиты растений; на приобретение технологического оборудования; на проведение мероприятий по продвижению продукции, внедрению стандартов организациям перерабатывающей промышленности, потребительским кооперативам и организациям потребкооперации; на приобретение основных средств (технологического, холодильного и торгового оборудования); на приобретение фосфорсодержащих удобрений.

Кроме того, губернатором на 2012г. выделены дополнительные средства субсидий на следующие цели: приобретение сельскохозяйственной техники; приобретение навоза, фосфорсодержащих удобрений, гербицидов азотных, гуминовых удобрений, микроудобрений, микробиологических препаратов (при заделке соломы на зерновых культурах) и осуществление работ по их внесению в почву на основе комплексного агрохимического окультуривания полей (КАХОП); текущий ремонт и планировку оросительных систем и расчистку коллекторно-дренажной сети.

Важная роль в финансовой политике администрации Ростовской области отводится тем направлениям поддержки АПК, освоение средств по которым идет низкими темпами и на которые необходимо обратить особое внимание. Это требует проведения работы с сельхозтоваропроизводителями по информированию и подготовке документов на субсидирование: [10].

1) на страхование урожая сельхозкультур (годовой лимит федерального бюджета - 276,5 млн. рублей, освоено - 31,7 млн. рублей, лимит областного бюджета - 14,5 млн. рублей, освоено -1,7 млн. рублей); 2) на покупку основ-

ных средств, материалов товаропроизводителям, занимающимся производством птицеводческой продукции; 3) на агрохимическое обследование полей; 4) на корчевание старых многолетних насаждений (садов и виноградников); 5) на приобретение основных средств для производства, закупки и хранения сельхозпродукции и формирования оптовологистических центров.

Кроме того, осуществляется субсидирование в рамках господдержки по следующим направлениям: 1) на возмещение части расходов сельхозтоваропроизводителей, связанных, с уплатой процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях и кредитных кооперативах для последующего представления займов своим членам-гражданам, ведущим ЛПХ; 2) на

оформление в собственность КФХ используемых земельных участков; 3) на инженерное обеспечение территорий садоводческих, огороднических и дачных территорий граждан; 4) на профессиональную подготовку и переподготовку кадров; 5) на внедрение инновационных проектов в сфере сельскохозяйственного производства (под первыми понимается результат инновационной деятельности, реализованный в виде нового или усовершенствованного продукта, технологического процесса, используемого при производстве и переработке сельскохозяйственной продукции). Получателями этой субсидии в размере 50% являются сельскохозяйственные товаропроизводители (кроме граждан, ведущих ЛПХ, сельскохозяйственных потребительских кооперативов и индивидуальных предпринимателей); 6) на приобретение товарного маточного молодняка мясного направления и на покупку молодняка животных и птицы, альтернативных свиноводству (у товаропроизводителей Ростовской области (кроме граждан, ведущих ЛПХ). Размер ставок за одну приобретенную голову установлен приказом

министерства от 27.06.2012 № 81 сле-

дующий: корова не старше 4-х лет, нетель - 12 000 руб.; телка 2010 года - 8

000 руб.; телка 2011 года - 5 000 руб.; телка 2012 года - 3 000 руб.; коза -

1 350 руб.; кролик - 210 руб.; нутрия -270 руб.; цыпленок - 10 руб.; утенок - 15 руб.; гусенок - 60 руб.; индюшонок - 54 руб.; 7) на приобретение племенного молодняка КРС молочного и мясного направления.

Таким образом, перечисленные виды финансово-кредитной поддержки сельхозтоваропроизводителей создают благоприятные условия для развития АПК Ростовской области, позволяют компенсировать потери, вызванные падежом свиней, за счет закупок и разведения альтернативных видов сельскохозяйственных животных и птицы. Однако необходимо принять меры по расширению субъектов АПК - получателей субсидий за счет включения в их число ЛПХ и переходу к сплошному обязательному страхованию всех без исключения категорий сельхозтоваропроизводителей (с предоставлением при необходимости страховых кредитов под 12% годовых). Кроме того, необходимо принять меры: по снижению процентной ставки по банковским кредитам до 1-3 % годовых с обязательной возможностью пролонгации срока этих кредитов; по повышению информированности сельхозтоваропроизводителей о видах, формах и сроках предоставления господдержки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1.ФЗ от 25 июля 2011 года N 260-ФЗ г. "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" вступил в силу 01.01.2012г.

2. http://www.agro-smi.ru

3.http://www.consultant.ru/law/review/reg/ г^/г^1862012-02-10

4. http://www.don-agro.ru

5.http://www.mcx.ru/news/news/show/616 2.285.htm

6.http://ria.ru/economy/20120717/7016905 19.

7. Ю.И. Меликов, Т.В. Карибова, А.А. Коновалов. Пути усиления роли финансово-кредитного механизма в развитии крестьянско-фермерских и личных хозяйств.// Вестник РГЭУ (РИНХ)№4(36).

8. Ю.И. Меликов. Финансово-

кредитный механизм в системе управления инновационным развитием АПК. Инновационно-инвестиционная дея-

тельность в АПК регионов. г. Ростов-на-Дону - Зерноград 2012г. (стр. 358-359).

9. Правила страхования (стандартные) урожая сельскохозяйственных культур, посадок многолетних насаждений, осуществляемого с государственной поддержкой, утвержденные 27 декабря 2011 г. Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР).

10. Информация об организации работы по доведению государственной поддержки до сельхозтоваропроизводителей в 2012 году. http://www.don-agro.ru

Bibliographic list

1.Federal law from 25 July 2011 "On the state support in the sphere of agricultural insurance and on making amendments to the Federal Law "On agricultural development " entered into force 01.01.2012

2.http://www.agro-smi.ru

3.http://www.consultant.ru/law/review/reg/ rlaw/rlaw1862012-02-10

4. http://www.don-agro.ru

5.http://www.mcx.ru/news/news/show/616 2.258.htm

6.http://www.ria.ru/economy/20120717/70 1690519.

7.U.I.Melikov,T.V.Karibova, A.A.Konovalov.The ways of strengthening the role of the financial-credit mechanism in the development of peasant farms and private households.// Vestnic of Rostov-on-Don State Economic University (RINH), № 4 (36).

8. Financial and credit mechanisms in the

management of innovation development agro industrial complex. Innovation and investment activity in the agro industrial complex of regions.Rostov-on-Don-

Zernograd 2012-pp.358-359.

9. Insurance regulations (standard) the harvest of agricultural crops, planting of per-

ennial plants, carried out with the help of state support approved by the Federal service for financial markets on 27.12.2011

10. Information about the organization of work to bring the state support to producers of agricultural products in 2012. http://www.don-agro.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.