Научная статья на тему 'О необходимости формирования системы инвестиционного обеспечения лесопромышленного комплекса Дальневосточного региона'

О необходимости формирования системы инвестиционного обеспечения лесопромышленного комплекса Дальневосточного региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / TIMBER COMPLEX / ПРОИЗВОДСТВО ЛЕСОПРОДУКЦИИ / OUTPUT OF TIMBER PRODUCTS / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / INVESTMENT CLIMATE / ПРИОРИТЕТНЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / PRIORITY INVESTMENT PROJECTS / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / STATE-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Олейник Елена Борисовна, Дорошенко Виктор Александрович, Медведь Виктор Васильевич

Рассмотрены факторы, которые определяют инвестиционную привлекательность лесопромышленного комплекса (ЛПК), обоснована необходимость значительного притока инвестиций в лесной комплекс ДВФО. Проанализирована структура источников финансирования. Выделены проблемы привлечения инвестиций в ЛПК и предложены меры по их решению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses factors which can provide investment appeal of the timber complex and shows the necessity of the serious inflow of investment into the timber complex of the Far-East Federal Area. The authors analyze the structure of finance sources, identify difficulties in attracting investment in the timber complex and put forward the measures for their resolving.

Текст научной работы на тему «О необходимости формирования системы инвестиционного обеспечения лесопромышленного комплекса Дальневосточного региона»

Канд. экон. наук Е. Б. Олейник В. А. Дорошенко В. В. Медведь

О НЕОБХОДИМОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ИНВЕСТИЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА

Рассмотрены факторы, которые определяют инвестиционную привлекательность лесопромышленного комплекса (ЛПК), обоснована необходимость значительного притока инвестиций в лесной комплекс ДВФО. Проанализирована структура источников финансирования. Выделены проблемы привлечения инвестиций в ЛПК и предложены меры по их решению.

Ключевые слова и словосочетания: лесопромышленный комплекс, производство лесопродукции, инвестиционный климат, приоритетные инвестиционные проекты, государственно-частное партнерство.

В подпрограмму развития лесного комплекса, которая является составной частью общей программы социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2025 г., заложены следующие целевые показатели: объемы товарной продукции должны увеличиться в 3,5 раза, заготовка круглого леса - в 1,8 раза, а объем переработки доведен до 70%. Однако доля Дальневосточного федерального округа (ДВФО) в общем объеме заготавливаемой древесины в 2012 г. составляла лишь 15,2%, снизившись на 4,7% по сравнению с 2007 г., объем отгруженной продукции в 2012 г. в России в целом составлял 933 млрд рублей, а в ДВФО - 35 млрд рублей (3,75%)\

Несмотря на то, что доля лесопереработки в округе выросла в последние годы почти вдвое, составив в 2012 г. 41%, она значительно меньше показателей европейской части России, где перерабатывается 65% древесины.

Основная проблема низкой эффективности использования лесных ресурсов - слабый приток инвестиций (как российских, так и зарубежных). Вместе с тем в ДВФО имеются основные факторы, которые определяют инвестиционную привлекательность региона: значительные запасы лесных ресурсов, выгодное географическое положение региона, наличие сухопутных и морских транспортных путей, высокий уровень потенциального спроса на лесопродук-цию на внешнем и внутреннем рынке.

Для того чтобы выделить наиболее влиятельный фактор производства лесопродукции, на основании данных за 2000-2012 гг. по Приморскому и Ха-

1 Зубов А. Лесной комплекс Дальнего Востока заблудился в непроходимых дебрях экспортных пошлин // Дальневосточный капитал. - 2013. - 18 марта. - URL: http://www.zrpress.ru/markets/ dalnij-vostok_18.03.2013_59899 (дата обращения: 16.05.2013).

баровскому краям с помощью программного продукта МаШхег была построена модель множественной линейной регрессии:

У = 0,82 • х: + 0,67 • Х2 + 0,002 • Хз + 136,55, (2,08) (4,97) (3,20) где У - объем производства в стоимостном выражении;

х: - инвестиции;

х2 - стоимость основных фондов;

х3 - трудозатраты.

В скобках указаны расчетные значения критерия Стьюдента. Данная модель позволяет прогнозировать объемы производства лесопродукции в зависимости от основных факторов. Все факторы были приведены к одному показателю - миллионы долларов США по курсу Центрального банка РФ на 1 января соответствующего года. Каждый включенный в модель фактор значим по критерию Стьюдента (Гтабл = 1,79 для 10%-ного уровня значимости). Уравнение в целом значимо по критерию Фишера (^ф,акт = 81,6; ^табл = 3,59).

Все факторы положительно влияют на рост объема производства лесо-продукции, на что указывают знаки в уравнении. Однако коэффициент регрессии при факторе х1 самый высокий, т. е. увеличение на 1 млн долларов инвестиций дает самый высокий прирост объема производства лесопродукции, а следовательно, в увеличении инвестиций содержится наибольший потенциал развития ЛПК основных регионов-производителей лесопродукции ДВФО. На объемы инвестиций большое влияние оказывают кризисные явления в развитии лесопромышленного комплекса ДВФО.

В таблице представлена структура источников финансирования предприятий лесной отрасли Приморского и Хабаровского краев.

Источники финансирования предприятий ЛПК Приморского и Хабаровского краев* (в %)

Виды источников финансирования 2003 2008 2011

Собственные средства 74** 62 8 57 77 34

Кредиты банков 8 15 0 9 5 35

Заемные средства других организаций 10 16 6 29 3 31

Иностранные инвестиции 8 7 86 5 15 0

Доля ЛПК в общем объеме инвестиций в экономику края Нет данных 4,6 4,8 05 1,9

* Рассчитано по: Единая межведомственная информационно-статистическая система. - URL: http:// www.fedstat.ru/indicators (дата обращения: 27.05.2012); Лесопромышленный комплекс Приморского края. -Владивосток : Приморский краевой комитет государственной статистики, 2007-2012; Лесопромышленный комплекс края в современных экономических условиях : статистический сборник / Территориальный орган государственной статистики по Хабаровскому краю. - Хабаровск, 2007-2012.

Над чертой - Приморский край, под чертой - Хабаровский край.

Бюджетные средства с 2000 г. в ЛПК не направлялись совсем. Как видно из таблицы, прослеживается тенденция сокращения инвестиций совместных предприятий. Причина кроется в том, что структура экспорта в основном ори-

ентирована на сырье. Иностранные инвесторы склонны рассматривать ЛПК именно в этом аспекте и не заинтересованы инвестировать в развитие продуктов лесного производства с высокой добавочной стоимостью, создавая тем самым конкурентоспособную продукцию и рабочие места на территории российского Дальнего Востока.

В 2008 г. резко снизилась доля кредитов банков. В Хабаровском крае главным источником финансирования предприятий лесного комплекса оставались собственные средства. В Приморском крае наблюдалась иная ситуация: основным источником финансирования являлись иностранные инвестиции, банковские кредиты на развитие лесного комплекса не выделялись, резко сократилась доля собственных средств предприятий. В 2011 г. значительно сократилась доля ЛПК в общем объеме инвестиций в экономику как Приморского, так и Хабаровского края.

Проблема привлечения инвестиций - одна из ключевых экономических проблем развития ЛПК. Для привлечения инвесторов необходимо прежде всего создать благоприятный инвестиционный климат.

В последнее время на федеральном и региональном уровнях предприняты попытки улучшения инвестиционного климата в ДВФО в виде:

- административной поддержки: предоставление гарантий правительства региона (в частности, Хабаровского и Приморского краев) на получение кредитных ресурсов; выделение лесных участков без аукционов; снижение на 50% арендной платы за пользование лесными ресурсами;

- налоговых льгот по налогу на прибыль и на имущество на весь срок реализации инвестиционного проекта;

- развития государственно-частного партнерства в форме приоритетных инвестиционных проектов (ПИП) в области производства лесопродукции. В настоящее время почти половина всех проектов реализуется в ДВФО.

В 2007 г. был разработан и реализован механизм лесного государственно-частного партнерства (ГЧП). Государственно-частное партнерство - эффективный альянс, позволяющий максимально полно использовать возможности каждого из участников проекта при совокупном сокращении рисков. Однако на сегодняшний день в нормативных документах, регламентирующих инвестиционную деятельность в области лесных отношений, недостаточно четко прописаны сроки рассмотрения заявок на выделение инвестиций для реализации ПИП.

В Постановлении Правительства РФ от 30 июня 2007 г. № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов» сказано, что основанием для отказа в утверждении заявки является ее несоответствие требованиям методических указаний. В свою очередь содержательная часть текста этих методических указаний сформулирована таким образом, что дает возможность должностным лицам принимать субъективные решения по отказу в утверждении заявки. Положение инвестора усугубляется по причине дублирования органами исполнительной власти своих полномочий. Так, например, экономическая часть концепции инвестпроекта проверяется минимум четыре раза: два раза - органами исполнительной власти субъекта Федерации и два раза - органами федерального уровня. Средний срок окупаемости ПИП составляет около 6 лет. Чем он меньше, тем проект эффективнее, но такой

подход невыгоден инвестору, так как он заинтересован в максимальном увеличении срока окупаемости с целью продления льготных условий.

Участие государства в проектах ГЧП не должно ограничиваться только предоставлением ресурсов. Общая схема ГЧП представлена на рисунке.

Рис. Схема государственно-частного партнерства в лесном секторе экономики

Сложившаяся ситуация в ЛПК сдерживает приток инвестиций, снижает их эффективность, провоцирует нелегальные лесозаготовки.

В связи с этим необходимо:

1. Создание системы инвестиционного обеспечения лесного комплекса при поддержке государства, в основе которой должно лежать согласованное планирование инвестиций на региональном и межрегиональном уровне, что поможет избежать конкуренции за инвестиции между регионами.

2. Совершенствование механизма софинансирования государством создания инфраструктуры для динамичного развития лесного комплекса. Существующие механизмы в виде инвестиционных фондов и субсидирования недостаточно эффективны, так как требуют сложных процедур согласования.

3. Совершенствование экономической и нормативно-правовой базы

ГЧП.

4. Улучшение инвестиционного климата региона. Для этого требуется реальная поддержка государства, а не только формальное создание зон территориального развития, а также создание с участием государства страховых инвестиционных фондов, благоприятного налогового режима, снижение тарифов на электрическую энергию и транспорт, предоставление достоверной и прозрачной информации о наличии лесных ресурсов и сроках окупаемости инвестиционных проектов.

5. Снижение процентных ставок по кредитам. Специфика лесоперерабатывающих производств такова, что срок окупаемости инвестиционных проектов составляет в среднем 7-8 лет. Зарубежные инвесторы требуют софинансирования со стороны российских банков как гарантии от возможных потерь. Российские банки предлагают инвестиционные кредиты на такой срок при процентной ставке не менее 13% (в международной практике эта ставка не превышает 6%).

6. Разработка лизинговой схемы привлечения инвестиций:

- создание залоговых фондов для обеспечения банковских инвестиций в лизинг с использованием государственного имущества;

- совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей защиту интересов участников лизинговых сделок;

- создание фонда государственных гарантий по экспорту при осуществлении международного лизинга отечественных машин и оборудования для лесопромышленного комплекса.

Все эти меры будут способствовать повышению эффективности лесоперерабатывающих производств Дальневосточного региона.

Список литературы

1. Зубов А. Лесной комплекс Дальнего Востока заблудился в непроходимых дебрях экспортных пошлин // Дальневосточный капитал. - 2013. -18 марта. - URL: http://www.zrpress.ru/markets/dalnij-vostok_18.03.2013_59899 (дата обращения: 16.05.2013).

2. Степанов В. И., Мезина Н. А. Отходы лесной промышленности и их использование в национальном хозяйстве // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2012. - № 3 (45).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.