Научная статья на тему 'О необходимости дальнейшего совершенствования судебно-медицинской экспертизы в Российской Федерации'

О необходимости дальнейшего совершенствования судебно-медицинской экспертизы в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
540
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Клевно В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О необходимости дальнейшего совершенствования судебно-медицинской экспертизы в Российской Федерации»

ИНФОРМАЦИЯ

В.А. Клеено

О НЕОБХОДИМОСТИДАЛЬНЕЙШЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Выступление на выездном заседании рабочей группы по подготовке проекта приказа Минздравсоцразвития России «О совершенствовании судебно-медицинской экспертизы» в г. Екатеринбурге 15-16 декабря 2005 года

Проведенные в 2005 году Всероссийские совещания главных судебно-медицинских экспертов органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и заведующих кафедрами судебной медицины в г. Ростове-на-Дону и г. Самаре, а также VI Всероссийский съезд судебных медиков в г. Тюмени определили основные проблемы и пути дальнейшего развития судебно-медицинской экспертизы в стране.

Решения этих авторитетных форумов, в которых приняли активное участие представители ведущих судебно-медицинских экспертных учреждений и кафедр судебной медицины, обозначили необходимость системного подхода при организации судебно-медицинской экспертной деятельности и подготовке специалистов для государственных судебно-медицинских экспертных учреждений.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 31мая 2001 № 73-Ф3 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее ФЗ ГСЭД РФ) государственные судебно-медицинские экспертные учреждения осуществляют деятельность по организации и производству судебно-медицинской экспертизы на основе единого научнометодологического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов.

В настоящее время необходимо выделить ряд приоритетных направлений, при решении комплекса задач по дальнейшему совершенствованию судебно-медицинской экспертизы в Российской Федерации. К ним следует отнести: совершенствование нормативно-правовой базы судебно-медицинской экспертной деятельности; разработку и внедрение в практику новых и усовершенствованных медицинских технологий; развитие материально-технической базы государственных судебно-медицинских экспертных учреждений; профессиональную подготовку специалистов для государственных судебно-медицинских экспертных учреждений.

Несовершенство нормативной правовой базы сегодня состоит в следующем:

1. В настоящее время, ряд основополагающих нормативных правовых документов, регламентирующих судебно-медицинскую экспертную деятельность, отменен или носит рекомендательный характер.

2. Инструкция по организации и производству экспертных исследований в бюро судебно-медицинской экспертизы, утвержденная приказом Минздрава России от 24 апреля 2003 года № 161 требует внесения изменений и дополнений.

3. В действие введены новые законодательные акты (УПК РФ, ГПК РФ, КоАП РФ, ФЗ ГСЭД РФ и др.), процессуальные положения которых необходимо ввести в судебно-медицинские нормативные правовые документы.

4. Увеличилось количество выполняемых судебно-медицинских экспертиз, что требует введения новых нормативов нагрузки экспертов и новых форм оплаты.

5. По ряду экспертных исследований введены новые технологии, которые требуют нового регламента их применения.

Таким образом, основными задачами, при подготовке проектов нормативных правовых документов, сегодня являются:

1. Разработка положений, аналогичных, содержащимся в отмененном приказе Минздрава России от 22.04.1998 г. № 131, с учетом современных процессуальных требований к судебномедицинской экспертной деятельности, а также изменившимися нагрузками и методами исследований.

2. Разработка новых документов, регламентирующих деятельность государственных судебно-медицинских экспертных учреждений, ранее отсутствовавших в приказе Минздрава России от 22.04.1998 г. № 131 и других, утративших силу нормативных актов.

В ФГУ «РЦСМЭ Росздрава» поступили проекты документов, переработанные из отмененного приказа Минздрава России от 22. 04. 1998 г. № 131. В частности, такие документы поступили из Ивановского (нач. — С.В. Ерофеев) и Томского (нач. — С.Ю. Кладов) областных БСМЭ.

Указанные проекты требуют серьезной переработки, которая сегодня проводится специалистами РЦСМЭ, так как в ряде случаев присланные документы необоснованно дублируют положения старого приказа или содержат пункты, вызывающие возражения, как несоответствующие существующим процессуальным нормам.

Кроме этого, от руководителей региональных БСМЭ и их экспертных подразделений поступил ряд предложений в основном касающихся штатных должностей медицинского и вспомогательного персонала БСМЭ.

В текущем году на базе ФГУ «РЦСМЭ Росздрава» работала группа специалистов, которая была делегирована из региональных БСМЭ. Задачей указанной группы являлась подготовка проекта штатных нормативов медицинского и общеучрежденческого персонала. В составе группы работали и успешно справились с поставленной задачей: Анисимова Т.А. — зам. нач. по кадрам БСМЭ Республики Татарстан, Волчков А.Б. — зав. танатологическим отделом Ивановского областного БСМЭ, Кузнецова В.А. — зам. нач. по экономическим вопросам БСМЭ Республики Татарстан, Семенов Е.Н. — зам. нач. по экспертной работе Кировского областного БСМЭ, Чусовитина ТВ. — зам. нач. по экономическим вопросам Свердловского областного БСМЭ, Швед Е.Ф. — зам. нач. по оргметодработе Челябинского областного БСМЭ.

Проект подготовленного документа по штатным нормативам медицинского и общеучрежденческого персонала БСМЭ с различными предложенными вариантами его положений помещен в компакт-диск материалов совещания и будет представлен членам рабочей группы.

Подготовка проектов документов, касающихся положений

о структурном подразделении БСМЭ, о специалистах с высшим немедицинским образованием, которым разрешена работа в медицинских учреждениях, была поручена руководителям БСМЭ и кафедр судебной медицины, структурных подразделений ФГУ «РЦСМЭ Росдрава» (Жаров В.В., Лаврентюк Г.П., Нигматулин

Н.Ш., Кладов С.Ю., Флейшер М.Р., Кинле А.Ф., Швед Е.Ф., Иванов П.Л., Капустин A.B., Богомолов Д.В., Звягин В.Н., Гуртовая С.В.).

Сложившаяся в ФГУ «РЦСМЭ Росздрава» практика подготовки проектов нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность государственных судебно-медицинских экспертных учреждений, показывает, что для их создания необходимо формирование постоянно действующей рабочей группы из числа руководителей ведущих региональных бюро судебно-медицинской экспертизы и кафедр судебной медицины.

По инициативе ФГУ «РЦСМЭ Росздрава» и по согласованию с Минздравсоцразвития России в состав рабочей группы под руководством Клевно В.А. — и.о. директора ФГУ «РЦСМЭ Росздрава» вошли: Ардашкин А.П. — начальник БСМЭ Самарской области; Варшавец Н.П. — начальник БСМЭ Краснодарского края; Джуха Ю.П. — начальник БСМЭ Ростовской области; Донцов В.Г. начальник БСМЭ Воронежской области; Ерофеев С.В. — начальник БСМЭ Ивановской области; Жаров В.В. — начальник БСМЭ г. Москвы; Заславский Г.И. — начальник БСМЭ Ленинградской области; Кладов С.Ю. — начальник БСМЭ Томской области; Колкутин В.В. — начальник 111 ГГЦСМКЭ Минобороны России; Копылов A.B. — начальник БСМЭ Ставропольского края; Лаврентюк Г.П. — начальник БСМЭ г. Санкт-Петербурга; Мальцев

A.Е. — начальник БСМЭ Кировской области; Мечукаев А.М.

— начальник БСМЭ Кабардино-Балкарской республики; Нево-лин Н.И. — начальник БСМЭ Свердловской области; Нигматулин

Н.Ш. — начальник БСМЭ Республики Татарстан; Новоселов В.П.

— начальник БСМЭ Новосибирской области; Пашинян Г.А. — заведующий кафедрой судебной медицины МГМСУ; Плаксин В.О.

— заведующий кафедрой судебной медицины РГМУ; Флейшер М.Р. — начальник БСМЭ Липецкой области.

По предложению и.о. директора ФГУ «РЦСМЭ Росздрава» В.А. Клевно в состав рабочей группы были дополнительно включены:

B.И. Витер — заведующий кафедрой судебной медицины Ижевской государственной медицинской академии; О.М. Зороастров

— начальник бюро судебно-медицинской экспертизы Тюменской области; Э.С.Наумов — начальник бюро судебно-медицинской экспертизы Республики Коми; В.И. Перминов — начальника бюро судебно-медицинской экспертизы Пермского края; Е.Ф.Швед

— заместитель начальника бюро судебно-медицинской экспертизы Челябинской области; А.Б. Волчков — заведующий отделом Ивановского областного бюро судебно-медицинской экспертизы.

Перечень предложенных нормативно-правовых документов должен быть обсужден на выездном заседании рабочей группы с внесением соответствующих поправок, изменений и дополнений, после чего внести основные из них в проект приказа Минздравсоцразвития России «О совершенствовании судебно-медицинской экспертизы» для последующего утверждения Министром.

Большое значение, при формировании перечня необходимых нормативных правовых актов, должно иметь структурирование документов по блокам, которые требуют первоочередной разработки, с учетом как временного фактора их подготовки, так и актуальности введения в судебно-медицинскую экспертную практику.

Рабочей группе предлагается примерный перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность государственных судебно-медицинских экспертных учреждений:

1. Инструкция об организации производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-медицинских экспертных учреждениях.

2. Положение о БСМЭ, РЦСМЭ, руководителе, заместителе руководителя, руководителях структурных подразделений.

3. Положение о структурном подразделении БСМЭ, РЦСМЭ.

4. Положение о враче судебно-медицинском эксперте, эксперте с высшим немедицинским образованием, эксперте-химике БСМЭ, РЦСМЭ.

5. Положение о Главной медицинской сестре БСМЭ, РЦСМЭ.

6. Положение о Главном внештатном специалисте — судебно-медицинском эксперте Минздравсоцразвития России, Федерального округа, органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации.

7. Положение о Консультативном совете при Главном судебно-медицинском эксперте Минздравсоцразвития России и Федерального округа.

8. Перечень родов (видов) экспертиз, выполняемых в БСМЭ, РЦСМЭ.

9. Стандарты методик экспертных исследований.

10. Перечень оборудования и вспомогательных материалов в структурных подразделениях БСМЭ, РЦСМЭ.

11. Новые учетные формы судебно-медицинской документации.

Это, безусловно, связано с необходимостью создания совершенно новых документов, в свете современных требований предъявляемых к осуществлению медицинской деятельности

— стандартизация медицинских технологий, контроль качества медицинской помощи, лицензирование, сертификация и аккредитация медицинских учреждений.

В данном случае речь идет о подготовке и утверждении отраслевых стандартов — протоколов судебно-медицинских экспертных исследований, стандартов материально-технического оснащения государственных судебно-медицинских экспертных учреждений.

Кроме того, в целях обеспечения единого научно-методического похода к производству судебных экспертиз в государственных судебно-медицинских экспертных учреждениях — БСМЭ и РЦСМЭ необходимо утвердить соответствующим приказом Минздравсоцразвития России перечень родов (видов) выполняемых в них экспертиз.

Членам рабочей группы предлагается после обсуждения и утверждения необходимых проектов нормативных правовых документов распределить обязанности между собой по их разработке и предполагаемые реальные сроки завершения работы. При обсуждении проектов документов, регламентирующих деятельность государственных судебно-медицинских экспертных учреждений необходимо определить:

1. Конкретный перечень и название (обозначение) документов;

2. Основополагающие документы, которые должны быть подготовлены в виде проекта приказа (приказов) Минздравсоцразвития России соответствующих процессуальным требованиям известных законодательных актов и современным условиям судебно-медицинской экспертной деятельности;

3. Документы, которые вполне возможно подготовить и утвердить на уровне органа управления здравоохранением субъекта Российской Федерации, РЦСМЭ, БСМЭ, которые учитывали бы региональные и другие особенности БСМЭ и не носили строго регламентированный нормативно-правовой характер;

4. Учесть практику структурирования существующей нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность государственных судебно-экспертных учреждений системы МВД России, Минюста России, Минобороны России, психиатрических учреждений Минздравсоцразвития России.

В настоящее время утверждены и зарегистрированы в Минюсте России инструкции по организации производству судебных экспертиз следующих государственных судебно-экспертных учреждений:

1. Инструкция по организации и производству судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации (приказ Минюста России от 20. 12. 2002 г. № 347).

2. Инструкция по организации и производству судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации (приказ МВД России от 29. 06. 2005 г.).

3. Инструкция об организации и производству судебнопсихиатрических экспертиз в отделениях судебно-психиатрической экспертизы государственных психиатрических учреждений (Приказ Минздравсоцразвития России от 30. 05. 2005 г. № 370).

Структура перечисленных нормативных правовых документов имеет общий принцип построения и представлена следующими основными разделами: общие положения; обязанности и права руководителя и эксперта государственного судебно

— экспертного учреждения; производство судебной экспертизы.

Общие положения — содержат сведения в соответствии с требованиями, каких законодательных актов, а также нормативных правовых документов осуществляется судебная экспертиза, для кого могут проводиться судебные экспертизы, на основании каких нормативных правовых документов производятся судебная экспертиза. Общие положения также содержат перечень родов и видов судебных экспертиз и ряд других положений, основывающихся на ФЗ ГСЭД РФ, УПК РФ, ГПК РФ (напр., требования к профессиональной подготовке, территориальность обслуживания, где производятся экспертизы и др.).

Обязанности и права руководителя государственного судебно — экспертного учреждения — формируются из соответствующих положений ФЗ ГСЭД РФ.

Обязанности и права эксперта государственного судебноэкспертного учреждения — формируются так же из положений УПК, ГПК, ФЗ ГСЭД РФ.

Производство судебной экспертизы — указываются основные положения УПК РФ, ГПК РФ, ФЗ ГСЭД РФ (основание проведения экспертиз, дополнительная, повторная комплексная экспертизы, структура заключения, сроки проведения, требования Инструкция по организации и производству судебных экспертиз к регистрационным документам, построение заключения эксперта и др.).

Таким образом, для подготовки собственной инструкции, в разделе «Общие положения», необходимо либо ссылаться на то, что судебно-медицинские экспертизы осуществляются в соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом Минздрава России от 24.04.2003 г. № 161, либо следует вести речь о создании нового документа. Таким документом может стать Перечень родов (видов) экспертиз, выполняемых в государственных судебно-медицинских экспертных учреждениях.

Инструкция по организации и производству судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации (приказ МВД России от 29. 06. 2005 г. № 511), включает в себя такой Перечень в виде приложения к указанному приказу.

В Инструкции для экспертных подразделений Минюста России — содержится только ссылка на Перечень родов (видов) экспертиз, так как он утвержден отдельным приказом (от 14. 05 2003 г. № 114) этого ведомства.

Считаем целесообразным, подготовить Перечень родов (видов) судебно-медицинских экспертиз, выполняемых в государственных судебно-медицинских экспертных учреждениях для утверждения его приказом Минздравсоцразвития России вместе с Инструкцией по организации и производству судебномедицинских экспертиз.

Создание и нормативно правовое закрепление такого Перечня обусловлено и необходимостью сохранения всех родов (видов) экспертных исследований, производство которых поручаются в настоящее время судебно-медицинским экспертам БСМЭ и РЦСМЭ.

Это связано с тем, что ряд экспертиз, проводимых в экспертных учреждениях других ведомств, и в частности МВД уже предусматривают в своем Перечне такие исследования как

— «биологическая экспертиза» (исследование ДНК, групповых антигенов, белков и ферментов, волос человека, клеточных структур, идентификация личности и др.). Таким образом, происходит медленная перекачка традиционных видов судебно-медицинских экспертиз из судебно-медицинских экспертных учреждений в экспертно-криминалистические подразделения МВД России.

Отставание в развитии высокотехнологичных и дорогостоящих методов экспертного исследования, а также отсутствие утвержденного Перечня родов (видов) традиционных судебно-

медицинских и судебно-химических экспертиз, выполняемых в государственных судебно-медицинских экспертных учреждениях БСМЭ и РЦСМЭ может привести к тому, что целый ряд экспертиз, связанных, например, с исследованием вещественных доказательств биологического происхождения, будет назначаться в судебно-экспертные учреждения других ведомств.

После формирования такого Перечня, следует немедленно приступить к разработке стандартов судебно-медицинских экспертных исследований, а также стандартов их материальнотехнического обеспечения, которые также должны быть утверждены отдельным приказом Минздравсоцразвития России.

Разработка вышеназванных стандартов позволит также исключить целый ряд недостатков, которыми страдает действующая «Инструкция по организации и производству экспертных исследований в бюро судебно-медицинской экспертизы», утвержденная приказом Минздрава России от 24. 04. 2003 г. № 161. Бесспорно, в разработке и утверждении нуждаются такие нормативные правовые документы, как:

1. Инструкция по организации и производству судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-медицинских экспертных учреждениях.

2. Перечень родов (видов) экспертиз, выполняемых в государственных судебно-медицинских экспертных учреждениях.

3. Стандарты судебно-медицинских экспертных исследований и ихматериально-технического обеспечения.

4. Положение о БСМЭ, РЦСМЭ.

5. Штатные нормативы медицинского и общеучрежденческого персонала БСМЭ, РЦСМЭ, а также новые учетные формы судебно-медицинской документации.

В то же время целый ряд документов, необходимых для функционирования государственных судебно-медицинских экспертных учреждений и совершенствования судебно-медицинской экспертизы, таких как, положение о заместителе начальника БСМЭ, о руководителе структурного подразделения, а также других документов, ранее присутствующих в отмененных приказах и предложенных некоторыми членами рабочей группы, нет необходимости утверждать приказом Минздравсоцразвития России.

Такие документы могут быть подготовлены и утверждены руководителями государственных судебно-экспертных учреждений, органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации. Так как они сами по себе не могут быть отнесены к нормативным правовым документам, либо должны базироваться на уже существующей универсальной нормативной правовой базе, существующей и утвержденной соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Среди обозначенных направлений дальнейшего совершенствования судебно-медицинской экспертизы следует остановиться на профессиональной подготовке специалистов для государственных судебно-медицинских экспертных учреждений.

Анализ тематики проведения циклов усовершенствования на кафедрах судебной медицины осуществляющих последипломную подготовку по специальности «судебно-медицинская экспертиза» в учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования показывает отсутствие координации в планировании их деятельности. Циклы по ряду актуальных вопросов судебно-медицинской экспертной деятельности не проводятся или проводятся крайне редко.

Недостаточно ведется последипломная подготовка специалистов на базе Центра, что в настоящее время связано с отсутствием соответствующих помещений и достаточного материально-технического оснащения подразделений ФГУ «РЦСМЭ Росздрава».

В настоящее время произведены закупки оборудования для лаборатории ДНК. Центром предусмотрены в 2006 — 2010 гг. переоснащение танатологического отдела и судебно-гистологического отделения, отдела идентификации личности и медико-криминалистического отделения, отдела вещественных доказательств и судебно-биологического отделения, судебно-химического отделения и химико-токсикологической лаборатории, проводятся работы по подготовке помещений в новом здании по ул. Поликарпова.

В соответствии со ст. 38. ФЗ ГСЭД РФ на ФГУ «РЦСМЭ Росздрава», как головное судебно-медицинское экспертное учрежде-

ние в Российской Федерации, возлагается научно-методическое обеспечение производства судебно-медицинских экспертиз, а также профессиональная подготовка и повышение квалификации государственных судебно-медицинских экспертов.

В связи с этим ФГУ «РЦСМЭ Росздрава» должен осуществлять координацию и планирование тем циклов последипломной профессиональной подготовки, проводимых на соответствующих кафедрах судебной медицины с учетом потребностей региональных БСМЭ, а также активизировать последипломную подготовку специалистов, как на базе структурных подразделений Центра, так и в виде выездных циклов усовершенствования силами наших специалистов.

Кроме того, для совершенствования профессиональной подготовки специалистов для государственных судебно-медицинских экспертных учреждений и кафедр судебной медицины необходима подготовка и утверждение государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по специальностям: 040121 — «судебно-медицинская экспертиза» для клинических ординаторов и врачей интернов; 14.00.24

— «судебная медицина» для аспирантов.

Требуют подготовки унифицированные программы и учебные планы по судебной медицине и судебной химии, на основе которых вузами последипломного образования могут быть разработаны рабочие программы по следующим направлениям: а) специализация (профессиональная переподготовка); б) общее усовершенствование и в) тематическое усовершенствование.

Для подготовки государственных образовательных стандартов и унифицированных программ последипломного образования по судебной медицине и судебной химии создана комиссия в составе: проф. Клевно В.А., проф. Капустин A.B., проф. Пашинян Г.А., проф. Плаксин В.О., доц. Кинле А.Ф., проф. Тучик B.C., проф. Буромский И.В., проф. Иванов И.Н., проф. Иванов П.Л., проф. Изотов Б.Н., доц. Панфиленко O.A., проф. Саломатин Е.М., доц. Лисянский Б.М.

В план научно-практических мероприятий Минздрав-соцразвития России и РАМН по предложению ФГУ «РЦСМЭ Росздрава» включено совещание главных судебно-медицинских экспертов органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и заведующих кафедрами судебной медицины «О подготовке кадров для государственных судебномедицинских экспертных учреждений. Современные проблемы на кафедрах судебной медицины в учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования», которое состоится в г. Казани 31 мая — 2 июня 2006 года.

Как известно, в настоящее время приказ Минздравсоцраз-вития России от 31. 12. 2004 г. № 346 «Об организации выдачи разрешений на применение медицинских технологий» регламентирует процедуру внедрения новых и усовершенствованных технологий в судебно-медицинскую экспертную практику. Выдача разрешений на применение медицинских технологий, согласно вышеназванному приказу, осуществляется Росздравнадзором.

Регистрационные удостоверения, выдаваемые Росздравнадзором на новые и усовершенствованные технологии, являются документами, подтверждающими факт разрешения к применению медицинских технологий на территории Российской Федерации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Зарегистрированная технология, как новая, так и усовершенствованная, вносится в Реестр медицинских технологий, и наряду с другими требованиями и условиями является основанием для получения лицензии на медицинскую деятельность.

Таким образом, все проекты медицинских технологий по судебной медицине должны пройти процесс рецензирования и апробации в ФГУ «РЦСМЭ Росздрава» для получения в Росз-дравнадзоре соответствующих регистрационных удостоверений с последующим изданием нормативных актов.

В дополнение к информации по этому поводу, озвученной на съезде судебных медиков России, следует сообщить, что в ФГУ «РЦСМЭ Росздрава» поступило письмо от 06. 09. 2005 г. №

01 и — 463/05 за подписью Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Из письма следует, что Росздравнадзор приступил к работе по подготовке к изданию очередного, четвертого выпуска Реестра

новых и усовершенствованных медицинских технологий (в прошлом — методических рекомендаций, методических указаний и пособий для врачей).

В связи с истечением зафиксированного в прошлом выпуске Реестра пятилетнего срока действия большинства методик и предстоящим переизданием Реестра, руководителям РЦСМЭ, БСМЭ, кафедр судебной медицины следует пересмотреть ранее разработанные медицинские технологии, показавшие высокую рентабельность при использовании в медицинской практике, сохранившие новизну и актуальность, экономическую эффективность, масштаб использования. Медицинские технологии, соответствующие вышеперечисленным требованиям, должны быть переработаны, с соблюдением процедур предусмотренных вышеназванным приказом Минздравсоцразвития России от 31. 12. 2004 г. № 346.

Работа по ревизии медицинских технологий, разработанных ранее РЦСМЭ, БСМЭ и кафедрами судебной медицины в настоящее время проводится; письмо соответствующего содержания направлено в регионы России. Руководителям кафедр судебной медицины и БСМЭ необходимо пересмотреть ранее предложенные для использования в практической деятельности медицинские технологии и при соответствии их вышеназванным требованиям провести процедуру перерегистрации.

Необходимость осуществление деятельности государственных судебно-медицинских экспертных учреждений по организации и производству судебно-медицинских экспертиз на основе единого научно-методического подхода предопределяет и необходимость осуществления ФГУ «РЦСМЭ Росздрава» координации мероприятий по оснащению региональных БСМЭ новым лабораторным оборудованием, соответствующими реагентами и реактивами. Центр имеет возможность установления контактов с ведущими фирмами производителями и поставщиками медицинской техники, получать информацию о возможностях выполнения с ее помощью исследований, позволяющих на современном уровне решать экспертные задачи, ценах на соответствующее оборудование и информировать об этом начальников БСМЭ.

В настоящее время нами начата работа по анализу оснащенности лабораторных подразделений БСМЭ соответствующим оборудованием, позволяющим объективными достоверными методами обеспечивать выводы проводимых экспертиз. В частности в ФГУ «РЦСМЭ Росздрава», по поручению Минздравсоцразвития России проводится анализ оснащенности судебно-химических подразделений БСМЭ. Такой же анализ планируется провести в 2006 году по ряду других структурных подразделений БСМЭ.

В 2005 году ФГУ «РЦСМЭ Росздрава» проведена определенная организационно-методическая работа, направленная на совершенствование судебно-медицинской экспертизы. Основной перечень составляют:

— Подготовка проектов ряда нормативных правовых документов.

— Всероссийские совещания (г. Ростов-на-Дону, г. Самара).

— VI Всероссийского съезда судебных медиков (г. Тюмень).

— Итоговая научная конференция РЦСМЭ (г. Москва).

— Подготовка календарного плана общероссийских и региональных отраслевых мероприятий.

— Организация и координация циклов тематического усовершенствования судебно-медицинских экспертов.

— Создание адресно-телефонного справочника государственных судебно-медицинских учреждений и кафедр судебной медицины.

— Разработка плана последипломной подготовки экспертов БСМЭ.

— Включение в план научно-практических мероприятий Минздравсоцразвития России и РАМН двух мероприятий: а) Всероссийского совещания по вопросам подготовки кадров для государственных судебно-медицинских экспертных учреждений (Казань, 31 мая — 2 июня 2006 г.); б) научно-практической конференции с международным участием и выставки, посвященных 75-летию РЦСМЭ (Москва, 18 — 20 октября 2006 г.).

Таким образом, работа по совершенствованию судебномедицинской экспертизы в Российской Федерации, должна приобрести системный, конкретный и целенаправленный характер. ФГУ «РЦСМЭ Росздрава», как головное федеральное

судебно-медицинское учреждение, должен осуществлять свою организационную и методическую деятельность, направленную на значительное улучшение условий функционирования региональных БСМЭ, повышение качества подготовки экспертных кадров путем совместных усилий коллективов ведущих экспертных и научно-образовательныхучреждений России.

На такую организацию работы и нацелена в настоящее время деятельность руководства ФГУ «РЦСМЭ Росздрава», основные положения которой отражены в настоящем докладе и представлены для обсуждения на выездном заседании рабочей группы по подготовке проекта приказа Минздравсоцразвития России «О совершенствовании судебно-медицинской экспертизы».

В.А. Клеено

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Выступление на научно-практической конференции, посвященной 80-летию судебно-медицинской экспертизы Свердловской области и 70-летию кафедры судебной медицины Уральской государственной медицинской академии (15 - 16декабря2005 года, г. Екатеринбург)

Сегодня судебно-медицинская экспертиза в Российской Федерации представлена разветвленной сетью, в основном, территориальных государственных судебно-медицинских экс-пертныхучреждений системы здравоохранения.

89 БСМЭ образованы органами управления здравоохранением исполнительных органов власти субъектов федерации, а 6 БСМЭ являются муниципальными учреждениями здравоохранения.

В перечисленных судебно-медицинских экспертных учреждениях существуют 1282 обособленных структурных подразделения, в составе которых развернуто 79 городских, 746 районных и 457 межрайонных отделений судебно-медицинской экспертизы.

В Уральском федеральном округе (УФО) работают 6 территориальных БСМЭ, включающих 5 городских, 89 районных и 27 межрайонных отделений.

Судебно-медицинская экспертиза Свердловской области представлена областным БСМЭ, в котором имеется 43 отделения, в том числе 1 городское, 41 районное и 1 межрайонное отделения. В Свердловском БСМЭ 418 штатных должностей врачей судебномедицинских экспертов; занятых — 418; физических лиц — 107; 621,75 штатных должностей среднего медицинского персонала; занятых — 621,75; физических лиц — 163. Все штатные врачебные должности, штатные должности среднего медицинского персонала являются занятыми.

Число штатных должностей врачей судебно-медицинских экспертов в Российской Федерации на 1 января 2005 года составило 11374, занятых должностей — 10779, физических лиц

— 3523. Укомплектованность штатных врачебных должностей физическими лицами в целом по России по сравнению с прошлым годом увеличилась на 1%. Несмотря на это укомплектованность по-прежнему остается низкой и составляет 31%.

А укомплектованность штатных врачебных должностей физическими лицами в БСМЭ Свердловской области ниже, чем по России в целом и в УФО и составляет 25,6%, по сравнению с 26,8% в УФО и 31,0% в РФ.

Динамика изменения количества штатных единиц за период с 1985г. по 2004 г. в Свердловском областном бюро судебномедицинской экспертизы представлена неуклонным ростом, в структуре БСМЭ появляются новые отделения.

Демографическая картина в Свердловской области соответствует таковой по Российской Федерации. После пересечения в 1990 году кривых рождаемости и смертности, показатели смертности (16,5) продолжают превалировать над показателями рождаемости (10,9 на 1000 населения). Естественная убыль населения Свердловской области в 2004 году составила — 5,6.

Сравнительный анализ смертности в РФ, Свердловской области и УФО показал, что в УФО и в Свердловской области выше, чем по России в целом процент случаев, когда причина смерти не установлены (в РФ — 4,6, в области — 7,6, в УФО — 5,5).

В Свердловской области несколько меньший процент ненасильственной смерти (43,9%) и значительно выше процент случаев (7,6%), когда причина смерти была не установлена.

Среди видов насильственной смерти на первом месте по-прежнему остается механическая травма. Отмечается меньший процент случаев смерти от механической асфиксии и от действия

крайних температур в УФО и Свердловской области по сравнению с данными по РФ. В то же время определяется больший процент случаев смертельных отравлений в округе и области по сравнению с данными по РФ.

Сравнительный анализ механической травмы в РФ, УФО и Свердловской области не выявил некоторое превышение процента случаев смерти от повреждений острыми и тупыми предметами в округе и области по сравнению с данными по РФ.

Соотношение случаев смертельных отравлений выявил более высокий процент случаев отравлений наркотическими веществами в Свердловской области и Уральском федеральном округе.

Анализ показателей видов ненасильственной смерти свидетельствует о том, что они примерно равны при сравнении данных по РФ, Свердловской области и Уральскому федеральному округу.

В Российской Федерации почти в 62% исследованных трупов были произведены судебно-гистологические исследования (в прошлом году этот показатель равнялся 59%). В случаях насильственной смерти процент гистологических исследований составил 66,2%. В случаях ненасильственной смерти — 64% и в случаях, когда причина смерти не была установлена — 30,6%.

В УФО и в Свердловском областном бюро СМЭ процент проведения гистологических исследований во всех случаях ненасильственной смерти ниже, чем по России. В случаях, когда причина смерти не была установлена процентное количество гистологических исследований в Свердловской области почти в 4 раза ниже, чем по России и составляет 8%.

Процент судебно-медицинских экспертиз трупов, выполненных в срок до 15 дней по Свердловской области значительно выше, чем по РФ и УФО. В то же время процент экспертиз выполненных в срок 15-30 дней и свыше месяца в БСМЭ ниже по сравнению с данными по РФ и УФО. Сроки производства экспертиз в УФО свыше месяца отмечаются в большем проценте случаев, чем по РФ и Свердловскому областному БСМЭ.

Количество исследованных трупов на 100000 населения. В Свердловском областном БСМЭ и УФО этот показатель выше, чем по РФ (470) и составляет соответственно 570 и 540.

Основная нагрузка в любом БСМЭ ложится на врачей судебно-медицинских экспертов танатологического отдела, районных, межрайонных и городских отделений. По данным статистической отчетности за 2004 год было произведено 681072 исследований трупов, что на 2294 больше, чем в 2003 году.

В среднем по Российской Федерации число выполненных экспертиз и исследований трупов на 1 штатную должность врача судебно-медицинского эксперта районных, межрайонных и городских отделений с учетом должностей заведующих составило 93, ана1 физическое лицо 216 против 223 в 2003 году.

По Свердловской области и УФО нагрузка на 1 штатную должность врача судебно-медицинского эксперта выше, чем по России в целом. Один врач судебно-медицинский эксперт в УФО производит 141, а в Свердловской области 325 вскрытий в год.

Анализ судебно-медицинских экспертиз живых лиц показал следующее. В 2004 году во всех БСМЭ было произведено более миллиона (1,25 млн.) экспертиз и обследований потерпевших, обвиняемых и других лиц. Это на 13654 экспертизы больше, чем в прошлом отчетном году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.