Научная статья на тему 'О некоторых вопросах организации местного самоуправления'

О некоторых вопросах организации местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
342
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цоков К. В.

Несомненно, важнейшим положением Федерального закона от 6 октября 2003 года 1З1Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является наделение каждого муниципального образования полномочиями формировать и исполнять собственный бюджет. Теперь даже небольшой населенный пункт будет утверждать свой собственный полноценный бюджет, состоящий из доходов и расходов. Более полные права и свободы, предоставленные местным органам самоуправления, и, в особенности, органам самоуправления сельских поселений в области бюджетной самостоятельности, равноправия с муниципальными районами и «автономности» не означает анархию, но закрепляет большую степень ответственности, чем раньше, за развитие и бюджетную обеспеченность своих поселений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых вопросах организации местного самоуправления»

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

n L m n

при ограничениях: XX X = —i — = 1,2,3"m), X XX =Qi = = 1,2,3.»L) ,

j—i i— i= ==

m L

Ё £*»/ ^(KJ)(j - 1,2,3...«) ,

i-1 /=1

Xifl > 0; Kj > 0; >(Kj) > 0; Sj(Kj) > 0; ( = 1,2,3...m j = 1,2,3..n; l = 1,2,3..X) .

Эта модель является моделью нелинейного программирования. Разработан алгоритм ее решения, основанный на рассмотрении возможных вариантов строительства перегрузочных комплексов, решении для каждого варианта задачи линейного программирования и выбора среди них наиболее рационального.

ЛИТЕРАТУРА

1. Берндт Э.Р. Практика эконометрики: классика и современность. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005, с. 130.

2. Court, AndrewT. Hedonic Price Indexes with Automotive Examples // Dynamics of Automobile Demand. - New York: The General Motor Corporation, 1969. p. 99-117.

ЦОКОВ К.В.

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Несомненно, важнейшим положением Федерального закона от 6 октября 2003 года 1З1-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является наделение каждого муниципального образования полномочиями формировать и исполнять собственный бюджет. Теперь даже небольшой населенный пункт будет утверждать свой собственный полноценный бюджет, состоящий из доходов и расходов.

Более полные права и свободы, предоставленные местным органам самоуправления, и, в особенности, органам самоуправления сельских поселений в области бюджетной самостоятельности, равноправия с муниципальными районами и «автономности» не означает анархию, но закрепляет большую степень ответственности, чем раньше, за развитие и бюджетную обеспеченность своих поселений.

Закон достаточно четко разграничивает вопросы местного значения, финансируемые бюджетами муниципальных образований. За поселениями закрепляются вопросы местного значения, наиболее приближенные к жизнедеятельности населения, в то время как за муниципальными районами закрепляются вопросы местного значения межмуниципального характера.

Например, поселение осуществляет содержание и строительство дорог в границах населенных пунктов и организацию в границах поселения транспортного обслуживания населения общественным транспортом; муниципальный район осуществляет строительство и содержание межмуниципальных автомобильных дорог и организацию транспортного обслуживания населения в границах района межмуниципальным общественным пассажирским транспортом. То же самое относится и к предоставлению образования, обеспечению медицинской помощи, благоустройству территорий, предоставлению коммунальных услуг и другим вопросам, относящимся к ведению муниципального образования каждого типа -поселения и муниципального района.

В Законе и в новых редакциях Бюджетного и Налогового кодексов РФ определяется состав собственных доходов местных бюджетов муниципального образования каждого типа.

В доходную часть бюджетов поселений включаются все собираемые в границах населенных пунктов местные налоги (земельный налог и налог на имущество физических лиц),

налог на доходы физических лиц - по нормативу 10 процентов, единый сельскохозяйственный налог - 30 процентов.

В бюджеты муниципальных районов зачисляются собираемые на межселенных территориях местные налоги, налог на доходы физических лиц - по нормативу 20 процентов, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности - 90 процентов, единый сельскохозяйственный налог - 30 процентов, сборы за выдачу ордера на квартиру и за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы.

Вместе с тем, местным бюджетам всех уровней дополнительно будут передаваться доходы от федеральных и (или) региональных налогов и сборов по нормативам отчислений, установленным органами власти, например, Республики Северная Осетия-Алания, а в бюджеты поселений еще и включаются налоговые доходы от федеральных, региональных и (или) местных налогов и сборов по нормативам отчислений, установленным представительными органами муниципальных районов.

Кроме того, местным бюджетам дополнительно может передаваться из бюджета субъекта не менее 10 процентов налога на доходы физических лиц, нормативы отчислений от которого могут быть установлены каждому бюджету муниципального образования индивидуально (дифференцированы) и (или) на ограниченный срок, и будут устанавливаться законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

Но, как показывает практика и расчеты, собственных доходов местных бюджетов (даже с учетом нормативов отчислений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов), как правило, хватает только на удовлетворение пяти-шести, в лучшем случае - деся-ти-пятнадцати процентов расходных потребностей.

К примеру, по итогам I полугодия 2005 года собственные доходы бюджета Пригородного района, РСО-Алания покрывали 13 процентов своих расходных потребностей, тогда как расходные нужды по сельским поселениям района в целом были обеспечены собственными доходами только на 0,89 процента, в частности, от 0,06 процентов в с. Кармадон до 2,0 процентов в с. Ногир. Расходы с. Октябрьского за I полугодие 2005 года были обеспечены собственными доходами на 1,8 процента. Отсюда и проистекает проблема выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

Для выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований Законом предложено ввести две формы безвозмездной и безвозвратной финансовой помощи (дотаций):

- дотации, распределяемые в зависимости от уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований - для муниципальных районов;

- дотации, распределяемые равномерно в расчете на одного жителя - для поселений [1].

Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений будет осуществляться

следующим образом. С 1 января 2006 года и республиканском бюджете Республики Северная Осетия-Алания стали образовываться два фонда - региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городского округа) и региональный фонд финансовой поддержки поселений - из которых оказывается финансовая помощь, соответственно, районам и поселениям. В бюджетах муниципальных районов образуются районные фонды финансовой поддержки поселений, откуда поселениям также будет предоставляться финансовая помощь на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.

Вместе с тем, в составе расходов республиканского бюджета предусмотрено образование фонда муниципального развития для долевого финансирования программ развития инфраструктуры муниципалитетов. Кроме того, бюджетам муниципальных образований, в соответствии с бюджетным законодательством, может быть предоставлена иная финансовая помощь, как из республиканского бюджета, так и из федерального бюджета.

Для обеспечении нормального уровня бюджетной обеспеченности, Республике Северная Осетия-Алания необходимо будет сделать выбор между налоговыми отчислениями и финансовой помощью, дополнительно передаваемых местным бюджетам. На наш взгляд, в тех субъектах РФ, где налоговая база распределена между муниципалитетами относительно равномерно, необходимо закреплять за муниципальными образованиями как можно больше налоговых доходов в виде единых нормативов дополнительных отчислений от федеральных и региональных налогов, что обеспечит муниципальным образованиям большую самостоя-

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

тельность в регулировании своей бюджетной обеспеченности. В тех субъектах РФ, к которым относится и Республика Северная Осетия-Алания, где уровень бюджетной обеспеченности между муниципальными образованиями распределен неравномерно, целесообразнее выделять больше средств из региональных фондов финансовой поддержки.

С 1 января 2006 года в Республике Северная Осетия-Алания по бюджетам муниципальных образований устанавливается обязательное казначейское исполнение бюджетов. При казначейском исполнении бюджета регистрация поступлений доходов, разрешение на право осуществления расходов, осуществление платежей от имени получателей бюджетных средств возлагаются на органы федерального казначейства. Исполнение местных бюджетов осуществляется на основе отражения всех операций и средств местных бюджетов на счетах органов федерального казначейства. Органы федерального казначейства осуществляют кассовое обслуживание исполнения местных бюджетов на основе заключенных соглашений о кассовом обслуживании исполнения местного бюджета с органом местного самоуправления. В процессе исполнения муниципальных бюджетов запрещается осуществление операций, минуя счета органов федерального казначейства. Это обеспечивает абсолютную прозрачность движения финансовых ресурсов с момента поступления доходов до момента получения конкретными получателями (потребителями) бюджетных средств. Практически исключается нецелевое использование бюджетных средств, что доказано более, чем десятилетним опытом деятельности органов федерального казначейства.

Руководитель финансового органа местной администрации назначается на должность из числа лиц, отвечающих квалификационным требованиям, установленным Правительством России. Территориальные органы Федеральной налоговой службы ведут учет налогоплательщиков по каждому муниципальному образованию и предоставляют финансовому органу ин формацию о начислении и об уплате налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет муниципального образования. для обеспечения более полного и своевременного поступления в бюджеты муниципальных образований местных налогов и сборов органы местного самоуправления за счет средств своих бюджетов могут организовывать муниципальные органы, уполномоченные в области местных налогов и сборов.

Органы местного самоуправления могут быть наделены и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и (или) государственными полномочиями Республики Северная Осетия-Алания. Необходимость принятия такого решения заключается в том, что исполнение принятых на федеральном и республиканском уровне нормативных правовых актов эффективнее на муниципальном уровне. В качестве примера можно привести установление определенным категориям населения льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, а также различные адресные выплаты населению, требующие детального учета и контроля на местном уровне.

Ранее (и в текущем году) республиканские органы власти передавали (и передают) на местный уровень свои отдельные государственные полномочия, но без соответствующего и должного финансирования. По Закону 131-ФЗ для исполнения переданных органам местного самоуправления государственных полномочий, Республика Северная Осетия-Алания должна обеспечить предоставление местным бюджетам денежных средств (субвенций) на исполнение этих полномочий в полном объеме [2]. Однако, общий размер денежных средств (субвенций), предоставляемых из федерального и республиканского бюджетов местным бюджетам на финансирование переданных им отдельных государственных полномочий, определяются законами о федеральном и республиканском бюджетах на очередной финансовый год раздельно по каждому из указанных государственных полномочий.

Субвенции на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий предоставляются местным бюджетам из создаваемого в республиканском бюджете регионального фонда компенсаций. Указанный фонд формируется за счет: субвенций из федерального фонда компенсаций и иных доходов республиканского бюджета в объеме, необходимом для реализации органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

Закон дает право муниципальным образованиям привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг, в порядке, устанавливаемом предста-

вительным органом местного самоуправления в соответствии с требованиями федерального законодательства.

Вопросы строительства новых объектов в сфере образования, здравоохранения, дорог, средств связи и т.д. могут решаться непосредственно общим собранием граждан территории или их представителями в процессе бюджетного планирования. Финансирование таких проектов (если не считать текущие налоговые доходы) требует дополнительных средств, которые, на наш взгляд, целесообразно привлекать на рыночной основе через систему муниципальных займов. В России подавляющая часть выпущенных муниципальных бумаг пока еще приходится на крупнейшие города с населением более одного миллиона человек. Это, однако, не препятствует распространению муниципальных займов на более мелкие территориальные образования. Реформа местного самоуправления создаёт необходимые предпосылки для эмиссионной деятельности территорий, городов и населенных пунктов не зависимо от их масштаба. Для финансирования капитальных затрат социально-инфраструктурной сферы на местном уровне целесообразно использование различных кредитных механизмов, с привлечением коммерческих и инвестиционных банков и организаций. И, возможно, в будущем механизм муниципальных заимствований в муниципальных образованиях станет играть определяющую роль в развитии инфраструктуры их территорий.

1. Дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе.

2. Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

ЦГОЕВА В.К.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИОРИТЕТНОГО РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА (АПК) РЕГИОНА

Реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК» (хотя прошло слишком мало времени) уже дало положительные результаты - жители села почувствовали свою востребованность и своего труда обществом, без серьезного решения проблем АПК страна вновь будет страдать от дефицита продовольствия, а бесперспективность надежд на импорт доказана неожидаемым мощным всплеском цен во второй половине 2007года и продолжающееся его давление в 2008 году.

Итог этой безудержной зависимости от импортного продовольствия - потеря достигнутого страной положительного эффекта даже без вовлечения в оборот нефтегазовых доходов. Поэтому определенное государством приоритетное отношение к АПК необходимо расширять, углублять, более активно переносить на АПК положительные направления государственного и экономического управления и стимулирование в других отраслях (военно-промышленный комплекс, самолетостроение, транспортное развитие, нанотехнологии, корпорация «Росатом» и др.).

Благо уже за 2 года функционирования ПНП «Развитие АПК» есть положительные явления в АПК. Осуществлены беспрецедентные кредитные и бюджетные вложения - только воссозданный «Россельхозбанк» вложил кредитов в АПК страны более 300 млрд рублей, в сельское хозяйство Республики Северная Осетия-Алания в 7 крупных животноводческих комплекса, фермерские и личные подсобные хозяйства было вложено более 500 млн рублей, возмещены из бюджета процентные платежи за полученные кредиты и лизинговые поставки.

Осуществляемые мероприятия в счет ПНП «Развитие АПК» стали стимулятором стабилизации и начала развития АПК республики, в 2006 году был остановлен спад, а в 2007 году достигнут прирост производства на 8,5 процентов, особенно впечатляющие результа-

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.