Научная статья на тему 'О некоторых спорных аспектах в понимании правоохранительной службы и службы курсантов образовательных организаций системы МВД России'

О некоторых спорных аспектах в понимании правоохранительной службы и службы курсантов образовательных организаций системы МВД России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
469
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЛИЦИЯ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА / СЛУЖБА В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / КУРСАНТ / LAW ENFORCEMENT / POLICE / LAW ENFORCEMENT SERVICE / SERVICE IN THE POLICE CADET

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Николаенко Е.А., Махина С.Н.

В данной статье рассматриваются некоторые актуальные вопросы государственной правоохранительной службы, в частности, проблемы определения службы курсантов в ее системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On some controversial aspects in the understanding of the law enforcement service and students of educational institutions of the Russian Interior Ministry

This article discusses some of the pressing questions of state law enforcement officers, in particular, the problem of determining the life of students in her system.

Текст научной работы на тему «О некоторых спорных аспектах в понимании правоохранительной службы и службы курсантов образовательных организаций системы МВД России»

О НЕКОТОРЫХ СПОРНЫХ АСПЕКТАХ В ПОНИМАНИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ И СЛУЖБЫ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ мВД РОССИИ

ON SOME CONTROVERSIAL ASPECTS IN THE UNDERSTANDING OF THE LAw ENFORCEMENT SERVICE AND STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE

RUSSIAN INTERIOR MINISTRY

УДК 351.74

Е.А. НИКОЛАЕНКО

(Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: nikolaenko.oea@mail.ru

С.Н. МАХИНА,

доктор юридических наук, профессор (Белгородский юридический институт МВД России ) e-mail: svetlana mahina@mail.ru

E.A. NIKOLAENKO S.N. MAKHINA,

(Belg°rod Law Institute of the Ministry of the Interior Doctor of Legal Sciences, Professor

of the Russian Federation) (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior

of the Russian Federation)

Аннотация: в данной статье рассматриваются некоторые актуальные вопросы государственной правоохранительной службы, в частности, проблемы определения службы курсантов в ее системе.

Ключевые слова: правоохранительная деятельность, полиция, правоохранительная служба, служба в органах внутренних дел, курсант.

Abstract: This article discusses some of the pressing questions of state law enforcement officers, in particular, the problem of determining the life of students in her system.

Keywords: law enforcement, police, law enforcement service, service in the police cadet.

Проблемы правоохранительной деятельности 1’15

75

Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД

Конституция РФ, являясь основным законом, устанавливает основы создания системы и отчасти структуры государственных органов исполнительной власти, устанавливая некие ориентиры для наделения их соответствующими компетенциями в сфере обеспечения государственной безопасности и охраны общественного правопорядка. Более того, обобщенно можно констатировать, что ряд конституционных установлений не только определяет векторы правоохранительной деятельности, но и устанавливает возможность ее осуществления специально уполномоченными субъектами - государственными служащими, а также является основой для формирования системы принципов построения государственной службы Российской Федерации - гражданской, военной, правоохранительной. Впоследствии эти базисные параметры получают свое выражение и детализацию в общем законодательстве о государственной службе и специальном законодательстве, регламентирующем различные аспекты прохождения службы вышеназванных видов. Это позволяет говорить не только об особой роли государственной службы в регулировании общественных отношений, но и о ее системном единстве, обеспечивающем эффективную реализацию государственных функций.

Положения Конституции РФ 1993 года послужили предпосылкой для принятия впервые в истории российской правовой системы специализированного нормативного правового акта - Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» [1]. Несмотря на то, что данный акт просуществовал недолго, практика показала необходимость в особом правовом регулировании государственнослужебной сферы. Поэтому в дальнейшем был избран системный метод регулирования и появился целый ряд актов:

- Федеральные законы, например, «О системе государственной службы Российской Федерации» [2], «О государственной гражданской службе» [3], и др.;

- федеральные подзаконные акты (например, указ Президента РФ «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации» [4], постановление Правительства РФ «О возложении полномочий представителя нанимателя по заключе-

нию служебных контрактов о прохождении федеральной государственной гражданской службы с лицами, назначаемыми на должность и освобождаемыми от должности Правительством Российской Федерации, и решению иных вопросов, связанных с прохождением ими федеральной государственной гражданской службы» [5];

- нормативные акты субъектов РФ (например: Закон Белгородской области «О государственной гражданской службе Белгородской области» [6], Закон Московской области «О государственной гражданской службе Московской области» [7]).

Однако вопросы правоохранительной службы (в отличие от гражданской и военной) до настоящего времени должного развития так и не получили. Общее, не детализированное, и в связи с этим - трудное для процессов правореализации понятие «правоохранительная служба» содержится только в общем акте - ФЗ «О системе государственной службы ...», где определено, что правоохранительная служба - это вид федеральной государственной службы, по сути являющейся профессиональной служебной деятельностью граждан в должностях правоохранительной службы в тех государственных органах, учреждениях и службах, которые осуществляют функции по обеспечению безопасности, по защите прав и свобод человека и гражданина, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью (статья 7).

Г осударственная правоохранительная служба, являясь (как подчеркивает законодатель) особым видом государственно-служебной деятельности, обладает некоторыми специфическими признаками и присущими только ей особенностями.

В этой связи нам представляется целесообразным выделять две основные отличительные характеристики этого вида государственной службы:

а) системную - в системе государственной службы определено место правоохранительной службы как одного из видов федеральной государственной службы;

б) институциональную, согласно которой правоохранительная служба определяется как:

- профессиональная деятельность;

- служебная деятельность;

- деятельность граждан Российской Федерации;

- деятельность, осуществляемая в государственных службах, органах и учреждениях;

- деятельность по осуществлению функций

Проблемы правоохранительной деятельности 1’15

76

Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД

по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина;

- деятельность на должностях правоохранительной службы.

Анализируя нормативное обобщенное понятие, Д.Н. Бахрах более конкретизировано выделил наиболее существенные признаки правоохранительной службы, а именно:

- наличие особых правовых актов, которые регулируют правовое положение служащих, организацию и прохождение службы;

- в содержание правоохранительной службы входит защита основных прав граждан и публичных интересов, обеспечение безопасности граждан, общества и государства, материальных ценностей, охрана общественного порядка;

- свой профессиональный долг служащие должны выполнять даже в условиях повышенного риска для своих жизни и здоровья, зачастую с оружием в руках;

- присутствие внешней атрибутики и системы специальных званий (форменного обмундирования, нагрудных знаков, погон и др.);

- прохождение в служебное время специальных обязательных занятий (огневая, строевая, физическая подготовка), обязанность служащих участвовать в учениях, в соревнованиях, в сборах и иных плановых мероприятиях;

- единоначалие и более строгая дисциплина, и в том числе строжайшая персональная ответственность за выполнение служебных обязанностей;

- усиленные требования как при приеме на службу, так и при ее прохождении (по физической подготовке, медицинским показаниям и др.);

- привлечение к юридической ответственности в особом порядке [8].

И.В. Кулешовым высказано мнение, что названные выше признаки подчеркивают «милитаризованный», «силовой» характер правоохранительной службы, что обусловливает некоторое родство с органами, осуществляющими военную службу, а служба правоохранительная, в свою очередь, более многогранна [9].

По нашему мнению, вполне обоснованно, что признаки правоохранительной службы, выделенные Д.Н. Бахрахом, выступают дополнительным инструментом, направленным на обособление правоохранительной службы от иных видов государственной службы.

Такое отграничение является необходи-

мым, так как представленная в Федеральном законе «О системе государственной службы ...» дефиниция правоохранительной службы является не только недопустимо обобщенной и не конкретизированной, но и весьма дискуссионной. В определенной степени это объективно, поскольку до настоящего момента все еще не разрешен вопрос о том, какие же конкретно государственные органы, службы и учреждения могут быть отнесены к числу правоохранительных. В этой связи А.Н. Ткач справедливо полагает, что до момента принятия специального федерального закона о правоохранительной службе определить конкретных субъектов, которые осуществляют правоохранение, а равно и тех, которые могут быть отнесены к правоохранительным органам, в некоторой степени проблематично.

Анализ статьи 7 Федерального закона «О системе государственной службы ...», позволяет сделать лишь весьма приблизительное, сложно применимое на практике утверждение - к числу правоохранительных относятся государственные органы, учреждения и службы, которые осуществляют функции по защите прав и свобод человека и гражданина, законности и правопорядка, по обеспечению безопасности, по борьбе с преступностью.

Думается, бесспорно, что реализация этой нормы практически невозможна, так как в одном государственном органе, учреждении или службе может быть предусмотрена как правоохранительная, так и государственная гражданская либо военная служба, а при выполнении конкретной функции правоохранительной службы могут быть привлечены несколько государственных органов, служб и учреждений. Кроме того, как правильно отмечает Д.Н. Бахрах, правоохранительная служба, исходя из ее определения, может осуществляться не только в государственных органах, службах и учреждениях, но и в вооруженных формированиях, строевых подразделениях (полках, отдельных батальонах и др.) [10].

Интересным является мнение, высказанное по данному вопросу Ю.Н. Стариловым, который считает, что термин «государственная служба в правоохранительных органах» в данной формулировке не подходит в связи с тем, что не существует определения самих «правоохранительных органов». Понятие «правоохранительная служба» также не совсем соответствующий термин, так как в широком смысле слова правоохранительной

Проблемы правоохранительной деятельности 1’15

77

Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД

службой можно считать всякую государственно-служебную деятельность органов исполнительной власти, исходя из того, что их деятельность направлена на исполнение законов, на обеспечение и защиту прав и свобод человека и гражданина. Хотя позитивная государственная деятельность российских гражданских служащих общепринято не считается правоохранительной деятельностью, однако, в известном смысле, любая государственная гражданская служба является правоохранительной службой [11].

Рассматриваемое нами нормативное определение в силу его неоднозначного толкования уже давно (практически с момента принятия в 2003 году ФЗ «О системе...») нуждается в доработке и уточнении. И правоведы в течение последнего десятилетия достаточно активно предпринимают попытки его усовершенствовать. Например, некоторые парадигмы совершенствования дефиниции правоохранительной службы были представлены Н.С. Калининой, которая предложила на законодательном уровне:

- либо определить универсальные критерии правоохранительной службы, например, закрепив, что должности правоохранительной службы замещают лица, осуществляющие предварительное следствие, дознание;

- либо назвать органы государственной власти, в которых будет закреплена правоохранительная служба, что и будет являться фундаментом для формирования системы правоохранительной службы, так как функции, перечисленные в определении правоохранительной службы, не позволяют четко отграничить правоохранительную службу от иных видов службы [12].

Что касается практической плоскости, то до сегодняшнего времени ни один из представленных проектов Федерального закона «О правоохранительной службе Российской Федерации» так и не был принят в установленном порядке. И это является весомым основанием, с одной стороны, для продолжения бесконечных научных дискуссий о содержании термина «правоохранительная служба», а с другой - не позволяет придать ни ясности, ни четкости правовой системе в целом, системе государственной службы в частности и, соответственно, юридической практике.

Как уже отмечалось, многие государственные органы, службы и учреждения в той или иной степени осуществляют функции по защите прав и свобод человека и гражданина, по обеспечению законности и правопорядка,

борьбе с преступлениями и иными правонарушениями (т.е. правоохранительные функции). Однако для некоторых государственных органов, служб и учреждений осуществление данных функций не связано с основной целью деятельности, а выполняется как бы дополнительно. В воплощение же исключительно правоохранительных функций включено меньшее количество государственных органов, служб и учреждений, которые в реальной жизни именуются как учеными специалистами, так и правоприменителями и гражданами - «правоохранительными». В правовой науке вопрос о том, какие государственные органы, службы и учреждения следует причислять именно к правоохранительным, получил различное понимание и стал темой научного диспута правоведов, высказывающих различные точки зрения.

Так, В.В. Щукин предлагает относить к органам, в которых предусмотрена правоохранительная служба:

- таможенные органы;

- налоговые органы;

- прокуратуру;

- органы внутренних дел;

- службу служебных приставов;

- органы государственного контроля за распространением наркотических средств;

- федеральные органы безопасности, за исключением органов пограничной службы, которые он относит к военной службе;

- органы системы исполнения наказаний [13].

Подвергая анализу нормативно-правовые

акты, которые устанавливают компетенцию федеральных органов исполнительной власти и регламентируют их деятельность, A.M. Артемьев приходит к заключению, согласно которому к правоохранительным органам следует относить: МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФМС России, ФСКН России, ФСИН России, Министерство юстиции Российской Федерации, ФССП России, МЧС России, ФТС России [14].

По нашему мнению, причисление тех или иных государственных органов, служб и учреждений к разряду правоохранительных достаточно условно. Данный вопрос может быть разрешен двумя путями, каждый из которых связан именно с правовым регулированием.

- либо посредством принятия Указа Президента РФ, регламентирующего перечень правоохранительных органов, в которых предусматривается прохождение правоохранительной службы;

- либо с помощью их перечисления в оп-

Проблемы правоохранительной деятельности 1’15

78

Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД

ределении правоохранительной службы в границах специального закона о ней.

Если рассматривать весь перечень государственных органов, служб и учреждений, которые могут быть отнесены к числу правоохранительных и в которых должно осуществляться прохождение правоохранительной службы, то, безусловно, следует начать с министерства федерального значения, а именно - Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД России).

МВД России имеет единую централизованную систему, состоящую из: органов внутренних дел, которые включают в себя полицию; внутренние войска и подразделения и организации, созданные с целью выполнения поставленных задач и реализации полномочий, которые возложены на МВД России.

В свою очередь, органы внутренних дел включают в свою структуру: центральный аппарат МВД России, окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России, представительства МВД России за рубежом, территориальные органы МВД России, образовательные, научные, медико-санитарные и санаторно-курортные организации системы МВД России, а также иные подразделения и организации, которые созданы для выполнения оперативно-служебных задач, возложенных на МВД России.

В пределах своих полномочий МВД России решает задачи по разработке и реализации государственной политики в сфере внутренних дел; нормативно-правового регулирования в области внутренних дел; обеспечения защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, охраны общественного порядка и собственности, противодействия преступности, обеспечения общественной безопасности; управления органами внутренних дел Российской Федерации и внутренними войсками МВД России; обеспечения правовой и социальной защиты сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России, а также соответствующее социально-правовое обеспечение [15].

Следует отметить, что выполнение задач правоохранительной службы непосредственно увязано с конкретной деятельностью государственного органа, службы или учреждения и, в некоторой степени, является его продолжением. Как следует из анализа

положений Федерального закона «О системе государственной службы ...», именно функции правоохранительной службы предполагают отнесение того или иного органа, службы или учреждения к числу правоохранительных.

Полиция, структурно входящая в органы внутренних дел, имеет свое предназначение и законодательно закрепленные функции, а именно: защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, охрана общественного порядка, собственности, противодействие преступности и обеспечение общественной безопасности [16].

Анализируя приведенные функции, следует отметить, что полиция в своей деятельности реализует более широкий спектр полномочий, включающий не только полномочия по реализации правоохранительных функций, определенных в Федеральном законе № 58-ФЗ [2].

В настоящее время Федеральные законы «О полиции» [16] и «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[17] в своем содержании не используют спорных и неоднозначно понимаемых терминов «правоохранительная служба», «правоохранительные должности» «правоохранительная деятельность». Однако анализ законодательно закрепленного определения «службы в органах внутренних дел» как федеральной государственной службы и перечисленных функций, назначения и направлений деятельности полиции, структурно входящей в органы внутренних дел, позволяет констатировать, что органы внутренних дел правомерно относить именно к правоохранительным органам, а службу, реализуемую в них, квалифицировать в основном - как правоохранительную.

Особого внимания и более глубокого исследования заслуживает тот аспект, что Федеральный закон «О полиции» наряду с другими категориями сотрудников выделяет курсантов образовательных организаций системы МВД России и определяет эту категорию как сотрудников органов внутренних дел, которые проходят службу в полиции (статья 25). Данное положение предопределяет круг государственно-служебных полномочий курсантов и устанавливает их соответствующие права, обязанности и ответственность именно как сотрудников полиции. Однако целый спектр вопросов,

Проблемы правоохранительной деятельности 1’15

79

Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД

уточняющих особые аспекты правового положения курсантов, все еще требует самого пристального внимания и, что не менее важно, - нормативно-правового определения.

В завершение резюмируем, что необходимость дальнейшего развития правового регулирования правоохранительно-служебной сферы обусловлена целями формирования правового государства, преодоления факторов и условий, способствующих проявлению коррупции в системе государственной службы, увеличения эффективности государственного управления, развития и создания действенной системы правоохранения, качественной подготовки и целесообразного использования кадрового потенциала государственных органов, реализующих правоохранительные функции государства.

В связи с этим было принято значительное количество весьма качественных и действенно работающих законов и подзаконных актов, которые сформировали основу правового регулирования государственной службы и профессиональной деятельности государственных служащих. Очевидно, что эти произведенные в законодательстве изменения в целом позволили создать относительную стабильность в вопросах определения основных параметров института государственной службы, административно-правового положения государственных служащих, а также правоустанавливающих принципов функционирования государственно-служебной системы. Однако сфера нормативно-правового регулирования правоохранительной государственной деятельности оказалась «отстающей» и нуждается в значительном усовершенствовании.

Конечно, весьма значимым явилось принятие в процессе проводимой административной реформы Федеральных законов «О полиции» и «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которые пришли на смену Федеральному закону «О милиции» и предопределили основы правового регулирования службы в органах внутренних дел. Однако в целом административно-правовое регулирование правоохранительной службы в настоящее время осуществляется на основании множества различных и по своей правовой природе, и по юридической силе нормативных правовых актов, которые дифференцированы в зависимости от вида органов, реализующих правоохранительные функции. То есть массив нормативных правовых актов, который регламентирует административно-правовые отношения в сфере правоохранительной службы, пока не представляет собой сформированной системы законодательства о правоохранительной службе. Поэтому сегодня очень актуальной является задача разработки и принятия Федерального закона «О правоохранительной службе», который бы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- определил систему правоохранительных органов;

- установил четкие критерии правоохранительной службы;

- а также закрепил основные особенности правового статуса всех категорий государственных служащих правоохранительной службы и смежных с ними категорий, например, таких как «курсанты образовательных организаций системы МВД России».

Литература —

1. Об основах государственной службы Российской Федерации: федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1995. № 31. Ст. 2990 (утратил силу).

2. О системе государственной службы Российской Федерации: федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ // Собр. законодательства Рос Федерации. 2003. № 22. Ст. 2063; [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=148884.

3. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ с изм. и доп. // Собр. законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.

4. О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации: указ Президента РФ от 16 февраля 2005 г. № 159 // Собр. законодательства РФ. 2005. № 8. Ст. 629 (утратил силу).

5. О возложении полномочий представителя нанимателя по заключению служебных контрактов о прохождении федеральной государственной гражданской службы с лицами, назначаемыми на должность и освобождаемыми от должности Правительством Российской Федерации, и решению иных вопросов, связанных с прохождением ими федеральной государственной гражданской службы: постановление Правительства РФ от 21.04.2006 № 230 (ред. от 28.03.2012) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 18. Ст. 1999.

6. О государственной гражданской службе Белгородской области: закон Белгородской области от 30.03.2005 № 176 (ред. от 03.10.2014) (принят Белгородской областной Думой 24.03.2005) // Сборник нормативных правовых актов Белгородской области. 2005. № 68.

7. О государственной гражданской службе Московской области: закон Московской области от 11 февраля 2005 г. № 39/2005-ОЗ (ред. от 26.11.2014) (принят постановлением Мособлдумы от 26.01.2005 № 5/126-П)

Проблемы правоохранительной деятельности 1’15

80

Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД

(вместе с “Реестром должностей государственной гражданской службы Московской области”, “Перечнем должностей государственной гражданской службы Московской области, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие Московской области обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи”)) // Вестник Московской областной Думы. 2005. № 6.

8. Бахрах Д.Н. Административное право России. -М.: Эксмо, 2006. С. 67.

9. Бахрах Д.Н., Кулешов И.В. Государственная военная и правоохранительная службы РФ // Административное и административно-процессуальное право. Актуальные проблемы. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 75.

10. Бахрах ДН. Спорные высказывания о правоохранительной службе в Российской Федерации // Закон и право. 2007. № 7. С. 120.

11. Старилов Ю.Н. Что происходит с институтом российской государственной службы? // Журнал российского права. 2004. № 9. С. 23.

12. Калинина Н.С. Некоторые вопросы законодательного закрепления основных положений организации правоохранительной службы Российской Федерации как вида федеральной государственной службы // Уголовноисполнительная система: право, экономика, управление. 2007. № 3. С. 3.

13. Щукин В.В. Правоохранительная служба в системе государственной службы РФ // Российский следователь. 2005. № 6. С. 58.

14. Артемьев A.M. Государственная правоохранительная служба: системные свойства, функции, правовое обеспечение: дис. ...докт. юрид. наук. - М.: Московский университет МВД РФ. 2008. С. 182.

15. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации (вместе с «Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации»): указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 с изм. и доп. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 10. Ст. 1334; [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://www. garant.ru/hotlaw/federal/310459/

16. О полиции: федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ с изм. и доп.// Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 7. Ст. 900; [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.

cgi?req=doc;base=LAW;n=169805;dst=0;ts=DB71DA10501D2C35E0C99DD3603ED619;rnd=0.8056539800900483

17. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ с изм. и доп. // Собр. законодательства РФ. 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020; [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=154787;dst=0;ts=A3A75E0E38DEAD1 D6F46B54096D576A1 ;rnd=0.937 0922309428089

References

1. On State Service of the Russian Federation: the federal law of 31 July 1995 № 119-FZ // Coll. Ros legislation. Federation. 1995. № 31. Art. 2990 (repealed).

2. On the System of Civil Service of the Russian Federation: Federal Law of May 27, 2003 № 58-FZ // Coll. Ros Federation legislation. 2003. № 22. Art. 2063; [Electronic resource]. Mode of access: http: //base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi? Req = doc; base = LAW; n = 148884.

3. On State Civil Service of the Russian Federation: Federal Law of July 27, 2004 № 79-FZ, as amended. and add. // Coll. Ros legislation. Federation. - 2004. - № 31. - Art. 3215.

4. On the exemplary form of the contract of service of the state civil service of the Russian Federation and the vacancy of the State Civil Service of the Russian Federation Presidential Decree of February 16, 2005 № 159. // Coll. Ros legislation. Federation. 2005. № 8. Art. 629 (repealed).

5. Assigning authority representative of the employer to conclude a service contract on the passage of the federal civil service of persons appointed to the post and dismissed by the Government of the Russian Federation, and resolving issues related to the passage of the Federal Civil Service: Russian Federation Government Resolution 21.04 .2006 N 230 (ed. by 28.03.2012) .// “Meeting of the legislation of the Russian Federation”, 01.05.2006, N 18, art. 1999.

6. On State Civil Service of the Belgorod region: the law of the Belgorod region from 30.03.2005 № 176 (ed. By 03.10.2014) (adopted by the Belgorod Regional Duma 24.03.2005) .// Collection of normative legal acts of the Belgorod region, № 68, February-March 2005.

7. On State Civil Service of the Moscow region: the law of the Moscow region on February 11, 2005 № 39/2005-OZ (ed. By 11.26.2014) (adopted Resolution Mosobldumy from 26.01.2005 N 5/126-P) (together with “Register of civil service positions, Moscow Region,” “the list of positions of the civil service of the Moscow region, the appointment to which citizens and the substitution of which civil servants of the Moscow region are required to submit information on their income, assets and liabilities of material nature, as well as information on income, property and property obligations of members of his family “)) .// Bulletin of the Moscow regional Duma, № 6, June, 2005.

8. Bachrach D.N. Administrative law in Russia. -M .: Eksmo, 2006. P. 67.

9. Bachrach D.N., Kuleshov I.V. State military and law enforcement service of the Russian Federation // Administrative and administrative procedural law. Actual problems. - M.: UNITY-DANA, 2004. P. 75.

10. Bachrach D.N. Controversial statements on law enforcement service in the Russian Federation // Laws and regulations. 2007. № 7. P. 120.

11. Starilov Y.N. What’s going on with the Institute of the Russian civil service? // Journal of Russian law. 2004. № 9. P. 23.

12. Kalinina N.S. Some of the legislation’s major provisions of the law enforcement service of the Russian Federation as a Federal civil service // Criminal-Executive system: law, economy, management. 2007. № 3. Р. 3.

13. Shchukin V.V. Enforcement services in the public service of the Russian Federation // Russian investigator. 2005. № 6. Р. 58.

14. Artemyev A.M. State law enforcement service: system properties, functions, legal support: dis. ... Doctor. jurid.

Проблемы правоохранительной деятельности 1’15

81

Проблемы непрерывной профессиональной подготовки сотрудников ОВД

Sciences. - M .: Moscow University of the Interior Ministry. 2008. P. 182.

15. Issues of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (together with the “Regulations on the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation”): Presidential Decree dated March 1, 2011 № 248 as amended. and add. // Coll. Ros legislation. Federation. 2011. № 10. Art. 1334; [Electronic resource]. Mode of access: http://www.garant. ru/hotlaw/federal/310459/

16. Police: Federal Law of 07.02.2011 № 3-FZ, as amended. and additional .// Coll. Ros legislation. Federation. 2011. № 7. Art. 900; [Electronic resource]. Access:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=169 805;dst=0;ts=DB71 DA10501D2C35E0C99DD3603ED619;rnd=0.8056539800900483

17. On the service in the internal affairs of the Russian Federation and the Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation: Federal Law of 30.11.2011 № 342-FZ, as amended. and add. // Coll. Ros legislation. Federation. -2011. Number 49 (ch. 1). Art. 7020; [Electronic resource]. Access:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req= doc;base=LAW;n=154787;dst=0;ts=A3A75E0E38DEAD1 D6F46B54096D576A1 ;rnd=0.9370922309428089

(Статья сдана в редакцию 10.12.2014)

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ФОРМИРОВАНИИ МОРАЛЬНОпсихологического облика сотрудника полиции

LEGAL EDUCATION AS A MAJOR COMPONENT IN THE FORMATION OF MORAL-PSYCHOLOGICAL IMAGE OF A

POLICE OFFICER

УДК 351.74

Н.В. ДЕМЧЕНКО,

кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: nvdemchenko@yandex.ru

N.V. DEMCHENKO,

candidate of jurisprudence (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

П.А. ВОЛКОВ,

кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России ) e-mail: pavel77782@inbox.ru

P.A. VOLKOV,

candidate of jurisprudence (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

Аннотация: статья посвящена вопросам правового воспитания сотрудников полиции, их юридической грамотности, а также культуре и повышению престижа службы в органах внутренних дел в современный период.

Проблемы правоохранительной деятельности 1’15

82

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.