Научная статья на тему 'О некоторых современных тенденциях уголовно-правовой политики в сфере борьбы с экономической преступностью'

О некоторых современных тенденциях уголовно-правовой политики в сфере борьбы с экономической преступностью Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4176
607
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / КРИМИНАЛИЗАЦИЯ И ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИЯ / ПЕНАЛИЗАЦИЯ И ДЕПЕНАЛИЗАЦИЯ / ПРОГНОЗ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васин Юрий Геннадьевич

Настоящая статья посвящена рассмотрению тенденций уголовно-правовой политики борьбы с экономической преступностью в России. Проанализированы состояние и этапы развития уголовно-правовой политики борьбы с экономической преступностью в новейший период. Высказано предположение о том, что соотношение тенденций и истории развития уголовно-правовой политики с состоянием и признаками экономической преступности является одним из характерных черт, определяющих стадию развития социального государства. На основе анализа положений нормативных правовых актов, которыми вносились изменения и дополнения в уголовное законодательство выделены наиболее значимые аспекты криминализации и декриминализации, пенализации и депенализации экономических преступлений, а также уточнения уголовно-правовых положений данной направленности. Высказаны суждения относительно будущего состояния, тенденции и направленности дальнейшего развития уголовного законодательства об ответственности за экономические преступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some modern trends in criminal policy in the fight against economic crime

The article examines trends in criminal policy to combat economic crime in Russia. Analyzes the stages of development of criminal policy to combat economic crime in the latest period. Argues that the ratio of the trends and the history of criminal policy with the state and signs of economic crime is one of the characteristics that define the degree of development of the state. Based on an analysis of the provisions of criminal law regulations identified the most significant aspects of criminalization and decriminalization of penalization and depenalization economic crimes, and clarify the criminal statement. Expressed opinions on the future of the state, trends and directions of further development of the criminal law on liability for economic crimes.

Текст научной работы на тему «О некоторых современных тенденциях уголовно-правовой политики в сфере борьбы с экономической преступностью»

6.4. О НЕКОТОРЫХ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ

УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ БОРЬБЫ С ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ

Васин Юрий Геннадьевич, к.ю.н. Должность: старший научный сотрудник сектора уголовного права и криминологии. Место работы: Институт государства и права РАН. E-mail: vasin65@mail.ru

Аннотация: Настоящая статья посвящена рассмотрению тенденций уголовно-правовой политики борьбы с экономической преступностью в России. Проанализированы состояние и этапы развития уголовно-правовой политики борьбы с экономической преступностью в новейший период.

Высказано предположение о том, что соотношение тенденций и истории развития уголовно-правовой политики с состоянием и признаками экономической преступности является одним из характерных черт, определяющих стадию развития социального государства.

На основе анализа положений нормативных правовых актов, которыми вносились изменения и дополнения в уголовное законодательство выделены наиболее значимые аспекты криминализации и декриминализации, пенализации и депенализации экономических преступлений, а также уточнения уголовно-правовых положений данной направленности.

Высказаны суждения относительно будущего состояния, тенденции и направленности дальнейшего развития уголовного законодательства об ответственности за экономические преступления.

Ключевые слова: уголовно-правовая политика, экономическая преступность, криминализация и декриминализация, пенализация и депенализация, прогноз.

SOME MODERN TRENDS IN CRIMINAL POLICY IN THE FIGHT AGAINST ECONOMIC CRIME

Vasin Yury Gennadievich, PhD at law. Position: senior researcher of Criminal Law and Criminology sector. Place of employment: Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences. E-mail: vasin65@mail.ru

Annotation: The article examines trends in criminal policy to combat economic crime in Russia. Analyzes the stages of development of criminal policy to combat economic crime in the latest period.

Argues that the ratio of the trends and the history of criminal policy with the state and signs of economic crime is one of the characteristics that define the degree of development of the state.

Based on an analysis of the provisions of criminal law regulations identified the most significant aspects of crimi-nalization and decriminalization of penalization and depenalization economic crimes, and clarify the criminal statement.

Expressed opinions on the future of the state, trends and directions of further development of the criminal law on liability for economic crimes.

Keywords: criminal policy, economic crime, criminalization and decriminalization, penalization and depenalization, forecast.

Концепция уголовной политики, разработанная Францем фон Листом еще в конце 19 века и до настоящего времени не потерявшая своей актуальности1, определяет в качестве одного из основных инструментов противодействия преступности уголовно-правовую политику.

Данное направление государственной деятельности не только определяет, посредством указания на это в уголовном законе, средства и методы борьбы с преступностью, но и позволяет оценивать эффективность принятых мер, прогнозировать дальнейшее развитие криминогенной обстановки и соответственно корректировать уголовно-правовые способы противодействия преступным проявлениям.

Однако оценивая состояние и тенденции развития уголовно-правовой политики борьбы с экономической преступностью в новейший период следует учитывать не только количественные и качественные характеристики указанного вида преступности, но и показатели всей преступности, прежде всего количественные.

За весь период действия Уголовного кодекса РСФСР2 (далее - УК РСФСР), вплоть до 1996 года, можно отметить устойчивую тенденцию к увеличению, как количества зарегистрированных преступлений, так и выявленных лиц, совершивших преступления.

Начиная с 1961 года, количество зарегистрированных на территории России преступлений, неуклонно увеличивалось, от величины немногим более 500 тысяч преступных посягательств в год, до объема в более чем 2 млн. 600 тысяч преступлений, зарегистрированных в 1996 году3. В 1980 году был перейден рубеж в более чем 1 млн. зарегистрированных преступлений, а в 1991 году - превышено количество в 2 млн. зарегистрированных преступлений.

Аналогичная ситуация складывалась и с количеством выявленных лиц, совершивших преступления в России. С 1966 года, когда было установлено немногим менее 600 тыс. преступников, количество выявленных лиц, нарушивших уголовно-правовые запреты, имело тенденцию к увеличению. В 1983 году количество выявленных лиц, совершивших преступления превысило 1 млн. человек4. Несмотря на то, что в период с 1987 по 1991 год объем выявленных преступников был несколько ниже указанного уровня, начиная с 1992 года, их количество опять превысило 1 млн. человек, и к 1996 году превысило 1 млн. 600 тыс. человек.

Данные количественные показатели позволяют выбрать определенные количественные ориентиры для уяснения приоритетов и результатов уголовно-правовой политики в рассматриваемой сфере, поскольку показатели уголовной статистики, с одной стороны, не лишены способности воспринимать субъективное, целенаправленное воздействие, а с другой, с могут отражать данные, оставшиеся за границами государственного воздействия. Как отмечалось профессором В.В. Луневым «К великому сожалению, многолетняя идеологизация социальной жизни и статистических сведений о ней приводила к приукрашиванию действительности, и в этом отношении статистика вы-

1 Лист Ф. Задачи уголовной политики. Преступление как социально-патологическое явление / Сост. и предисл. В.С. Овчинско-го. М.: ИНФРА-М, 2004. 110 с.

2 Уголовный кодекс РСФСР : утв. Верх. Советом РСФСР 27 октября 1960 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1960. № 40. ст. 591.

3 Преступность, статистика, закон / Под ред., А.И. Долговой. М., 1997. С.210-211.

4 Там же С.212.

полняла неблаговидную роль. Статистка преступности в нашей стране до сих пор недостаточно надежна и объективна в связи с наличием огромной латентной преступности...»5.

При этом в 1990-1996 годах в структуре общей преступности преступления против собственности составляли в среднем порядка 60%, в то время как доля хозяйственных преступлений составляла не более 2,7%. Однако оценивая эти данные следует принимать во внимание то, что если посягательствам на собственность, особенно личную, высокая латентность, как правило, не свойственна, то с хозяйственными преступлениями ситуация несколько иная, особенно с учетом имевших в то время распространение форм и методов осуществления хозяйственной деятельности.

Таким образом, можно предположить, что в период действия УК РСФСР факторы воспроизводства и роста экономической преступности не только не устранялись, а наоборот их действие и масштабы влияния возрастали.

В этих условиях и в обстановке прошедших в 1996 году вторых выборов Президента РФ с 1 января 1997 года вступил в действие Уголовный кодекс Российской Федерации6 (далее - УК РФ).

Первоначально в главе 21 «Преступления против собственности» Особенной части УК РФ содержалось 11 статей, предусматривающих уголовную ответственность за совершение соответствующих деяний (статьи 158-168 УК РФ). В главе 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» УК РФ имелось соответственно 32 статьи (статьи 169-200 УК РФ).

За время действия УК РФ (по состоянию на 10.10.2013 г.) был принят 131 федеральный закон, предусматривающий внесение изменений в УК РФ. Отметим, что в 1997 и 2000 годах указанные федеральные законы не принимались. При этом наибольшее количество федеральных законов об изменении положений УК РФ вносилось в период с 2009 по 2012 года (2009 год - 13 федеральных законов, 2010 год -22 закона, 2011 год - 12 законов и 2012 год - 14 федеральных законов соответственно).

Таблица 1. Принятие федеральных законов, вносящих изменения в УК РФ.

Год 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004

Кол-во ФЗ 0 2 7 0 8 8 7 5

Год 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Кол-во ФЗ 2 4 10 8 13 22 12 14

И если отсутствие законодательной активности в 1997 году может быть объяснено недостаточно наработанной практикой применения уголовно-правовых запретов, то тенденции изменения положений УК РФ в дальнейшем требует более подробного и самостоятельного изучения.

Вообще можно отметить следующую закономерность - более половины федеральных законов, вносящих изменения и дополнения в УК РФ принимаются в начале лета (июнь, июль) и начале зимы (декабрь).

5 Лунеев В.В. Юридическая статистика: Учебник. М.: Юрист. 1999. С. 64.

6 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г.

№ 63-ФЗ : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 24 мая

1996 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 5 июня 1996 г. :ввод. Федер. законом Рос. Федерации от 13 июня 1996 г. № 64-ФЗ // Рос. газ. 2006. 18, 19, 20, 25 июня.

На этом фоне следует учитывать и график работы высшего законодательного органа Российской Федерации - Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума).

Так, Государственная Дума первого созыва осуществляла свою деятельность с 1994 по 1996 годы, Государственная Дума второго созыва - с 1996 по 2000 годы, Государственная Дума третьего созыва - с 2000 по 2003 годы, Государственная Дума четвертого созыва -с 2003 по 2007 годы, Государственная Дума пятого созыва - с 2007 по 2011 годы и Государственная Дума шестого созыва - с 2011 по 2016 годы, соответственно.

Следует также учитывать, что в 1991, 1996, 2000, 2004, 2008 и 2012 годах состоялись выборы Президента Российской Федерации. Причем 31 декабря 1999 года первый Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин объявил о своей отставке.

Можно отметить, что федеральные законы, вносящие изменения и дополнения в главу 21 УК РФ, начиная с 2001 года, принимаются в среднем 1 -2 раза в год, в то время как нормативные правовые акты федерального законодательства, направленные на изменение положений главы 22 УК РФ не имеют столь устойчивых закономерностей. Так, во-первых, данные федеральные законы начали приниматься с 1998 года, и, во-вторых, в период с 1998 по 2008 год ежегодно принималось от одного до трех указанных федеральных закона, наиболее часто - два, а с 2009 по 2011 год, их число стремительно увеличилось, до пяти-шести ежегодно. Однако в 2012 году законодательная активность по данному вопросу практически сошла на нет.

Возможно данная тенденция связана со вступлением России 22 августа 2012 года во Всемирную торговую организацию.

По состоянию на 10 октября 2013 года в главе 21 «Преступления против собственности» Особенной части УК РФ содержится 17 статей, за счет добавления 6 статей (статьи 159.1-159.6 УК РФ). В главе 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» УК РФ находится 43 статьи (1 5 статей было добавлено, 4 статьи исключены (ст.ст.173 «Лжепредпринимательство», 182 «Заведомо ложная реклама», 188 «Контрабанда», 200 «Обман потребителей» УК РФ).

Отметим, что по внесению изменений и дополнений в главу 21 УК РФ было принято более 10 федеральных законов, а в главу 22 УК РФ - свыше 30 федеральных законов.

Теперь рассмотрим более подробно, как за рассматриваемый период времени изменялись статистические показатели, характеризующие количественные свойства преступности.

Схожие тенденции изменения свойственны и экономической преступности.

В качестве демонстрации указанных тенденций рассмотрим результаты борьбы с кражами (ст.158 УК РФ), мошенничествами (ст.159 УК РФ), незаконным предпринимательством (ст.171 УК РФ) и легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления либо приобретенных другими лицами преступным путем (ст.ст. 174 и 174.1 УК РФ).

Таким образом, можно отметить, что интенсивность принятия федеральных законов, вносящих изменения в УК РФ не совпадает однозначно с тенденциями изменения количественных показателей преступности.

Представляется, что при определении ориентиров в установлении направлений и этапов развития уголов-

но-правовой политики борьбы с экономической преступностью в новейший период следует проанализировать содержание указанных актов федерального законодательства.

Таблица 2. Общий объем преступности7.

Год Зарегистрирован о преступлений Темп прироста Выявлено лиц. совершивших преступления Темп прирост а

1997 2397311 - 1372161 -

1998 2581940 7.7% 1481503 8%

1999 3001748 16:3% 1716679 15,9%

2000 2952367 -1,6% 1741439 1.5%

2001 2968255 0.5% 1644242 -5.6%

2002 2526305 -14.9% 1257700 -23,5%

2003 2756398 9.1% 1236733 -1,3%

2004 2893810 5.0% 1222504 -1 2%

2005 3554738 22.8% 1297123 6:1%

2006 3855373 8.5% 1360860 4.9%

2007 3582541 -7,1% 1317582 -3.2%

2008 3209862 -10.4% 1256199 -4.7%

2009 2994820 -6,7% 1219789 -2.9%

2010 2628799 -12.2% 1111145 -8.9%

2011 2404807 -8,5% 1041340 -6.3%

2012 2302168 -4,3% 1010938 -2.9%

Таблица 3. Объем совершенных краж и мошенничества8.

Год Зарегистрировано преступлений по ст. 158 УК РФ Темп прироста Зарегистрировано преступлений по ст. 159 УК РФ Темп прирост а

1997 1053894 - 77757 -

1998 1143311 8 5% 76695 -1,4%

1999 1413747 23.7% 83624 9%

2000 1310009 -7.3% 81456 -2.6%

2001 1273120 -2,8% 79296 -2,7%

2002 926808 -27.2% 69346 -12.5%

2003 1150770 24.2% 87471 26,1%

2004 1276880 11,0 % 126047 441 %

2005 1572996 23.2% 179553 42,4%

2006 1676983 6 6% 225326 25.5%

2007 1566970 -6,6% 211277 -6,2%

2008 1326342 -15,4% 192490 -8.9%

2009 1188574 -10.4% 188723 -2%

2010 1108369 -6.7% 160081 -15.2%

2011 1038566 -6 .3 % 147468 -7.9 %

2012 992238 -4.5% 161969 9.8%

Отметим, что современной уголовно-правовой политике присущи практически все направления уголовной политики. Из всех внесенных в УК РФ изменений и дополнений можно выделить криминализацию и декриминализацию, пенализацию и депенализацию, а также уточнение уголовно-правовых норм и приведение их в соответствие с другими направлениями уголовной политики.

Необходимо отметить, что наибольшее число федеральных законов, вносящих изменения и дополнения в УК РФ, посвящено вопросам усиления уголовной ответственности (порядка 40 федеральных законов), пе-нализации (более 30 федеральных законов) и уточне-

7 Состояние преступности в России за январь-декабрь 1997 года. М.: ГИАЦ МВД РФ. - 56 с; То же, за январь-декабрь 1998 года; То же, за январь-декабрь 1999 года; То же, за январь-декабрь 2000 года; То же, за январь-декабрь 2001 года; То же, за январь-декабрь 2002 года; То же, за январь-декабрь 2003 года; То же, за январь-декабрь 2004 года; То же, за январь-декабрь 2005 года; То же, за январь-декабрь 2006 года; То же, за январь-декабрь 2007 года; То же, за январь-декабрь 2008 года; То же, за январь-декабрь 2009 года; То же, за январь-декабрь 2010 года; То же, за январь-декабрь 2011 года, То же, за январь-декабрь 2012 года.

8 Там же.

нию уголовно-правовых норм и приведению их в соответствие с другими направлениями уголовной политики (порядка 40 федеральных законов).

В то же время вопросам депенализации посвящены федеральные законы, затрагивающие наибольшее количество уголовно-правовых положений (например, федеральный закон от 7 декабря 2011 года № 420-ФЗ9).

Таблица 4. Объем совершенных фактов незаконного предпринимательства и легализации

(отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате

совершения им преступления либо приобретенных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10

_ другими лицами преступным путем ._

Год Зарегистрировано преступлений по ст.171 УК РФ Темп прироста Зарегистрировано преступлений по ст.174 и 174.1 УК РФ Темп прирост а

1997 3882 - 241 -

1998 5306 36,7% 1003 316,1%

1999 6415 20.9% 965 -3.8%

2000 8538 33,1% 1784 84.9%

2001 7428 -13% 1439 -19,3%

2002 4972 -33,1% 1209 -16%

2003 1999 -59.8% 620 -48,7%

2004 921 -384 % 1977 218,9%

2005 1855 101 ;4% 7461 277,4%

2006 2147 15,7% 7957 6 6%

2007 2332 8.6% 9035 135%

2008 2254 -3,3% 8383 -7.2%

2009 2531 12,3% 8791 4.9%

2010 791 -68,7% 1762 -80%

2011 486 -38.6 % 704 -60%

2012 397 -18.3% 611 -13,2%

При этом достаточно часто в одном нормативном правовом акте присутствуют два и более направления уголовной политики (например, федеральный закон от 8 декабря 2003 года № 162-ФЗ 1 (в ред. федеральных законов от 11.03.2004 № 12-ФЗ, от 05.01.2006 № 11-ФЗ, от 27.07.2009 № 215-ФЗ, от 07.04.2010 № 60-ФЗ, от 07.12.2011 № 420-ФЗ) содержит нормы, направленные на криминализацию и декриминализацию, пенализацию и депенализацию).

С учетом проведенного анализа положений федеральных законов, вносящих изменения в УК РФ, к направлениям уголовно-правовой политики борьбы с экономической преступностью следует отнести:

1) криминализация;

2) декриминализация;

3) пенализация;

4) депенализация;

5) уточнение уголовно-правовых положений.

В качестве примеров реализации указанных направлений можно привести следующие федеральные законы.

Криминализация выражается в принятии норм, устанавливающих преступность деяния, т.е. определяющих то или иное деяние в качестве запрещенного уголовным законом под угрозой наказания и выражалась она в таких нормативных правовых актах как федеральный за-

9 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон Рос. Федерации от 7 дек. 2011 г. № 420-ФЗ : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 17 нояб. 2011 г. : одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 29 но-яб. 2011 г. // Рос. газ. 2011. 9 дек.

10 Там же.

11 О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс

Российской Федерации : федер. закон Рос. Федерации от 8 дек.

2003 г. № 162-ФЗ : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федера-

ции 21 ноября 2003 г. : одобр. Советом Федерации Федер. Собр.

Рос. Федерации 26 ноября 2003 г. // Рос. газ. 2003. 16 дек.

кон от 7 декабря 2011 года № 419-ФЗ12, установивший уголовную ответственность за незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица (ст. 173.1 УК РФ) и незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица (ст. 173.2 УК РФ) и др.

Декриминализация проявляется в устранении преступности и наказуемости деяния, путем исключения соответствующих признаков из уголовного закона и выражена она в таких, например, федеральных законах, как федеральный закон от 7 апреля 2010 года № 60-ФЗ13, которым ст. 173 УК РФ «Лжепредпринимательство» была признана утратившей силу и др.

Пенализация, т.е. усиление наказания или иное ухудшение положения лица, совершившего преступление, получила нормативное закрепление в федеральном законе от 19 декабря 2005 года № 161-ФЗ1 , который увеличил наказание в виде лишения свободы по ст.195 УК РФ «Неправомерные действия при банкротстве» и ряде других.

Депенализация, выражающаяся в смягчении наказания и ином улучшении положения лица, совершившего преступление, была выражена в таких федеральных законах как, федеральный закон от 31 октября 2002 года № 133-ФЗ15 и др.

Определению дефиниций, понятий и признаков, используемых при квалификации деяния и назначению наказания за его совершение, т.е. уточнению уголовно-правовых положений были посвящены нормы, закрепленные, например, в федеральном законе от 20 марта 2001 года № 26-Фз16, в соответствии с которым ст.139 УК РФ дополнена примечанием, содержащим признаки жилища, в федеральном законе от 31 октября 2002 года № 133-ФЗ, по которому ст.158 УК РФ дополнена понятиями «помещения» и «хранилища», в федеральном законе от 11 июля 2011 года № 200-ФЗ17, уточняющим признаки объективной стороны указанного в статье 185.3 УК РФ «Манипулирование рынком» деяния, фе-

12 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации : федер. закон Рос. Федерации от 7 дек. 2011 г. № 419-ФЗ : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 22 нояб. 2011 г. : одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 29 нояб. 2011 г. // Рос. газ. 2011. 14 дек.

13 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон Рос. Федерации от 7 апр. 2010 г. № 60-ФЗ : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 26 марта 2010 г. : одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 31 марта 2003 г. // Рос. газ. 2010. 9 апр.

14 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : федер. закон Рос. Федерации от 19 дек. 2005 г. № 161-ФЗ : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 25 нояб. 2005 г. : одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 7 дек. 2005 г. // Рос. газ. 2005. 22 дек.

О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : федер. закон Рос. Федерации от 31 окт. 2002 г. № 133-ФЗ : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 27 сент. 2002 г. : одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 16 окт. 2002 г. // Рос. газ. 2002. 5 нояб.

16 О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод: федер. закон Рос. Федерации от 20 марта 2001 г. № 26-ФЗ : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 февр. 2001 г. // Рос. газ. 2001. 23 марта.

17 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» : федер. закон Рос. Федерации от 11 июля 2011 г. № 200-ФЗ : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 28 июня 2011 г. : одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 6 июля 2011 г. // Рос. газ. 2011. 15 июля.

деральном законе от 6 декабря 2011 года № 401-ФЗ18 в соответствии с которым уточнены признаки объективной стороны по статье 178 УК РФ «Недопущение, ограничение или устранение конкуренции».

При этом основной вектор уголовно-правовой политики в рассматриваемой сфере направлен все же на де-пенализацию рассматриваемых деяний. Также можно отметить тенденцию к расширению, имеющих значение для квалификации, перечня признаков состава преступления, как правило, характеризующих объективную сторону (например, ст.ст. 170.1 «Фальсификация единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета» , 185.3 «Манипулирование рынком», 185.5 «Фальсификация решения общего собрания акционеров (участников) хозяйственного общества или решения совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества» УК РФ).

В качестве основных этапов исследуемого процесса можно указать следующие.

1) федеральные законы от 9 марта 2001 года № 25-ФЗ19 и от 8 декабря 2003 года № 162-ФЗ;

2) федеральные законы от 29 июня 2009 года № 141-ФЗ20, от 27 декабря 2009 года № 377-ФЗ21 и от 6 мая 2010 года № 81-ФЗ22;

3) федеральные законы от 7 марта 2011 года № 26-ФЗ23 и от 7 декабря 2011 года № 420-ФЗ.

В юридической литературе можно встретить и другие подходы к определению направлений и этапов уголовно-правовой политики борьбы с экономической пре-

« 24

ступностью в новейший период24, однако представляется, что расхождения не являются принципиальными и в свою очередь подчеркивают актуальность данной темы и важность ее дальнейшего развития.

18О внесении изменений в федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон Рос. Федерации от 6 дек. 2011 г. № 401-ФЗ : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 22 нояб. 2011 г. : одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 29 нояб. 2011 г. // Рос. газ. 2011. 9 дек.

19 О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодек Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации : федер. закон Рос. Федерации от 9 марта 2001 г. № 25-ФЗ : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 фев. 2001 г. : одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 22 февр. 2001 г. // Рос. газ. 2001. 14 марта.

20 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : федер. закон Рос. Федерации от 29 июня 2009 г. № 141-ФЗ : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 5 июня 2009 г. : одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 17 июня 2009 г. // Рос. газ. 2009. 3 июля.

21 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы : федер. закон Рос. Федерации от 27 дек. 2009 г. № 377-ФЗ : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 16 дек. 2009 г. : одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 25 дек. 2009 г. // Рос. газ. 2009. 30 дек.

22 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части назначения наказания в виде обязательных работ : федер. закон Рос. Федерации от 6 мая 2010 г. № 81-ФЗ : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 23 апр. 2010 г. : одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 28 апр. 2010 г. // Рос. газ. 2010. 11 мая.

23 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации : федер. закон Рос. Федерации от 7 марта 2011 г. № 26-ФЗ : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 25 фев. 2011 г. : одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 2 марта 2011 г. // Рос. газ. 2011. 11 марта.

24 Епихин А.Ю. Основные направления уголовной политики России на современном этапе // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2012. № 3. С.140-145.

Поскольку объем внесенных изменений и дополнений в нормативные положения, имеющие отношение к рассматриваемым главам Особенной части УК РФ достаточно значителен, то с учетом рамок настоящего исследования представляется целесообразным детальное внимание уделить характерным, наиболее существенным законоположениям, имеющим значение для построения именно уголовно-правовой политики.

По этим же причинам в настоящем исследовании мы не будем проводить подробный анализ законоположений, которые хотя и изменяют вектор направленности уголовно-правовой политики, но при этом не вносят непосредственных изменений в статьи рассматриваемых глав Особенной части УК РФ.

Более детальное рассмотрение положений федеральных законов, вносящих изменения и дополнения в УК РФ позволяет отметить следующее.

Представляется, что в настоящее время нельзя обозначить криминализацию или декриминализацию в качестве приоритетного направления уголовно-правовой политики.

Несмотря на то, что в рассматриваемой группе преступлений 4 статьи были признаны утратившими силу, а 15 статьями главы 21 и 22 УК РФ были дополнены, следует отметить, что, кардинальных изменений в уголовно-правовом регулировании рассматриваемой группы общественных отношений не проводилось.

В отношении криминализации прослеживается тенденция к закреплению в самостоятельных статьях Особенной части УК РФ уголовной ответственности за совершение деяний, посягающих в качестве непосредственного объекта на общественные отношения, уже защищенные другими статьями УК РФ.

Таким образом криминализации в рассматриваемой сфере присуща направленность на более подробное и детальное описание признаков объективной стороны составов преступлений (в некоторых случаях даже излишнее) по уже реализованным направлениям уголовно-правовой охраны.

В качестве примера можно привести ст.ст. 159.1159.6, которые, в общем от являются привилегированными составам мошенничества (ст.159 УК РФ)

По вопросам декриминализации, основной акцент, на наш взгляд, сделан на повышении количественного критерия - стоимости (цены, величины) предмета преступного посягательства.

В отношении отмененных статей УК РФ, следует отметить, что, достаточно часто, данная тенденция объясняется либо, противоречиями, имеющимися изначально в самой непосредственно статье УК РФ (например, ст.188 УК РФ), либо необходимостью избежать излишнего уголовно-правового регулирования (ст.173 УК РФ), либо стремлением обеспечить приоритеты и символы уголовно-правовой охраны (ст.200 УК РФ).

Весьма значительные усилия законодателей были приложены по вопросам пенализации и депенализации рассматриваемых уголовно-правовых норм. Наибольшее число принятых законоположений касались вопросов изменения мер государственного принуждения, применяемых к лицу, признанному виновным в совершении преступления.

Общий вектор направленности данных мер можно определить как депенализацию. Однако одновременно проводилась работа и по пенализации уголовно-правовых законоположений. И если депенализация реализовывалась, преимущественно, в значительных по объему нормативных правовых актах и касалась большинства рассматриваемых норм, в том числе, с изменением норм Общей чести УК РФ, то пенализация применялась более избирательно.

Можно отметить стремление к усилению негативных для виновного последствий экономического характера,

а также расширению возможности применения наказания не связанного с лишением свободы.

Анализируя санкции рассматриваемых статей Особенной части УК РФ можно отметить тенденцию к увеличению количества альтернативных наказаний в рамках одной статьи (части статьи) с расширением границ размера конкретного наказания (обычно за счет понижения минимального размера).

Однако по ряду статей Особенной части УК РФ такое решение представляется не вполне целесообразным. Речь идет о достаточно традиционных для отечественного уголовного права преступлениях, посягающих на собственность, обладающих повешенной степенью общественной опасности. Так, представляется, что возможность применения наказания в виде лишения свободы за квалифицированный разбой (ч.2 ст.162 УК РФ) в размере от двух месяцев до десяти лет не в полной мере способствует решению задач уголовного права.

Вопросы совершенствования уголовно-правового регулирования борьбы с экономической преступностью в России являются предметом научной дискуссии практически с самого момента принятия УК РФ25.

Еще тогда ставился вопрос о необходимости принятия на государственном уровне концепции уголовной политики. Отмечалось, что: «Ее (концепции уголовной политики - авт.) отсутствие, в свою очередь, порождает ряд других проблем, в том числе в законодательном и нормативном регулировании борьбы с преступностью, ее планировании и координации деятельности системы уголовной юстиции, а также в правоприменительной практике»26.

К сожалению, приходится констатировать, что решение данной проблемы и в настоящее время не потеряло своей актуальности.

На основании проведенного анализа можно заключить, что российское уголовное законодательство об ответственности за экономические преступления будет развиваться с учетом следующих тенденций.

Нельзя исключать попытки законодателя выделить наиболее существенные признаки, характеризующие новые формы и методы экономической преступности, которая, безусловно, будет продолжать видоизменяться в современных условиях, реализуя более высокодоходные и относительно «безопасные» способы получения и реинвестирования криминального дохода.

Однако в данном случае мероприятия по совершенствованию уголовного законодательства могут вылиться в повышение казуистичности уже имеющихся диспозиций, увеличение числа статей, охраняющих одни и те же общественные отношения, по под разными названиями и практически бесполезное увеличение квалифицирующих и особо квалифицирующих признаков.

При этом возможны попытки решения имеющихся проблем в уголовно-правовой охране путем усиления уголовной ответственности за счет увеличения размеров наказания. Такой подход, на наш взгляд, заранее обречен на неудачу.

Поэтому более целесообразным является подход, основанный на постоянном мониторинге криминогенной обстановки в сфере экономических отношений с построением соответствующих уголовно-правовых и криминологических моделей с использованием как количественных, так и качественных показателей, характеризующих не только экономическую преступность, но и

25 Проблемы борьбы с новыми видами экономических преступлений в России и США. Материалы международной конференции (20-21 мая 1997 года). М., 1997. 129 с.

26 Босхолов С.С. Уголовная политика на новом этапе // Проблемы борьбы с новыми видами экономических преступлений в России и США. Материалы международной конференции (20-21 мая 1997 года). М., 1997.

тенденции и особенности финансово-хозяйственной деятельности.

Другой значимой тенденцией является интеграция отечественной экономической деятельности в мировую экономику и учет соответствующих межгосударственно-правовых и международно-правовых требований. Данное направление целесообразно реализовывать через принятие соответствующих федеральных законов по присоединению Российской Федерации к тем или иным международно-правовым актам, с внесением изменений и дополнений в УК РФ.

И можно предположить, что будут продолжаться попытки снизить темпы развития российской экономической преступности путем внесения изменений и дополнений в УК РФ по криминализации и пенализации конкретных составов преступлений в данной сфере.

При этом нельзя исключать необходимость учета попыток конкретных финансово-экономических групп лоббировать те или иные законопроекты, решающие определенные вопросы в реализации хозяйственной деятельности.

Также можно предположить, что уголовно-правовым законодательным положениям, предусматривающим ответственность за преступления против собственности и преступления в сфере экономической деятельности, могут быть присущи различные тенденции дальнейшего развития.

Если охрана общественных отношений, обеспечивающих право собственности является достаточно отработанной сферой правоохранительной деятельности, то в главу 21 УК РФ маловероятно введение новых составов. В данной области уголовное законодательство будет достаточно стабильно и изменения могут вноситься по вопросам изменения размера предмета преступления и выделения наиболее актуального набора квалифицирующих и особо квалифицирующих признаков.

На законотворческую активность по рассматриваемым вопросам могут оказывать влияние те или иные политические интересы, причем не исключено популистской направленности.

Уголовно-правовое регулирование области экономической деятельности, как представляется, представляет более широкие возможности для совершенствования.

И не смотря на соблазн, предусмотреть в главе 22 УК РФ описание возможно большого количества признаков преступных проявлений в данной сфере, с изложением в санкциях статей предельно широкого спектра видов и размеров наказаний на все случаи жизни, считаем более прогрессивным продолжить работу по унификации уголовно-правовых конструкций в данной сфере, выбрав в качестве возможного приоритета направления государственного регулирования экономикой.

Как представляется в данной области следует применять привлечение к уголовной ответственности лишь за крайне вредные для общества деяния с назначением достаточно сурового наказания как в финансовой области, так и ограничения, имеющих значение именно для экономики, прав и возможностей (например, рассмотреть возможность уголовной ответственности юридических лиц).

Основной акцент в сфере экономической деятельности следует делать на двух аспектах. Во-первых, совершенствование уголовно-правового регулирования данного вида деятельности с использованием норм других (регулятивных) отраслей законодательства, которые должны не только предписывать возможные правила реализации экономических интересов, но и устанавливать систему мер ограничения и сдерживания нежелательных действий. И, во-вторых, система уголовных наказаний в данной сфере должна быть направлена на нейтрализацию побуждений реализовы-

вать экономические интересы преступными способами. Совершение экономических преступлений должно быть экономически не выгодно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наиболее подверженными дальнейшему изменению уголовно-правовыми нормами, охраняющими сферу экономики следует признать те, которые относятся к преступлениям в сфере формирования бюджета и государственных внебюджетных фондов, преступления в сфере обращения платежных средств и кредитования, и также должностные преступления в рассматриваемой сфере.

Список литературы:

Лист Ф. Задачи уголовной политики. Преступление как социально-патологическое явление / Сост. и предисл. В.С. Овчинского. М.: ИНФРА-М, 2004.

Преступность, статистика, закон / Под ред., А.И. Долговой. М., 1997.

Лунеев В.В. Юридическая статистика: М.: Юрист. 1999.

Проблемы борьбы с новыми видами экономических преступлений в России и США. Материалы международной конференции (20-21 мая 1997 года). М., 1997.

Лунеев В.В. Преступность ХХ века. Мировые, региональные и российские тенденции. М., 1997.

Гаухман Л.Д., Максимов С.В. Преступления в сфере экономической деятельности. М., 1998.

Босхолов С.С. Основы уголовной политики: конституционный, криминологический, уголовно-правовой и информационный аспекты. М., 1999.

Васин Ю.Г. Планирование и моделирование мер борьбы с организованной преступностью: особенности методологии и перспективы // Пробелы в российском законодательстве, 2013 г., №5.

Literature list:

List F. Objectives of criminal policy. Crime as a socio-pathological phenomenon / Comp. and foreword . V.S/ Ovchinskiy. Moscow, 2004.

Crime statistics, law / Ed. A.I. Dolgova. Moscow, 1997.

Luneev V.V. Legal Statistics. Moscow: Yurist. 1999.

The problems of dealing with new types of economic crimes in Russia and the United States. International Conference (2021 May 1997). Moscow, 1997 .

Luneev V.V. Crime of the twentieth century. Global , regional and Russian tendencies. Moscow, 1997.

Gaukhman L.D., Maksimov S.V. Crimes in the sphere of economic activity. Moscow, 1998 .

Boskholov S.S. Fundamentals of Criminal Policy: constitutional, criminological, criminal and informational aspects. Moscow, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.