Научная статья на тему 'О некоторых проблемах высшего образования и роли крупных городов'

О некоторых проблемах высшего образования и роли крупных городов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес Информ
Область наук
Ключевые слова
ЯКіСТЬ ПіДГОТОВКИ / БЮДЖЕТ / ФРЕЙМ / ПРОБЛЕМИ / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ / ПРОБЛЕМЫ / QUALITY OF TRAINING / BUDGET / FRAME / PROBLEMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Большинская Иветта Семеновна

«Информационный взрыв» и переход в экономически развитых странах к массовому высшему образованию породил множество проблем, связанных с качеством подготовки специалистов с высшим образованием, с организацией системы высшего образования и регулированием процессов, в ней происходящих. Корни сегодняшних проблем в высшем образовании следует искать в конце 70-х и 80-х годах прошлого века. Проблемы высшего образования в этот период возникли в западных развитых странах и в бывшем СССР примерно одинаковые. Они остались нерешенными, а события, которые происходили на постсоветском пространстве в последние десятилетия, добавили к ним новые. К наиболее сложным проблемам высшего образования в Украине следует отнести многократное увеличение численности вузов и децентрализацию системы высшего образования страны, что, в свою очередь, негативно отразилось на качестве подготовки специалистов. Предлагается ряд мер, которые позволят выйти из этой ситуации и одновременно освободят бюджет страны от излишней нагрузки. Особая роль в размещении объектов системы высшего образования отводится крупным городам Украины. Выделены две группы проблем, ответственность за решение которых ложится соответственно на органы власти и на вузовские коллективы. Предлагаются новые подходы к работе над структурами учебных дисциплин и интенсификации процесса обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Some Aspects of Higher Education and Role of Large Cities

Information explosion and transition in economically developed countries to mass higher education resulted in a number of problems connected with the quality of training specialists with higher education and organisation of the system of higher education and regulation of processes that take place in it. Roots of the current problems in higher education should be searched for in 70s and 80s of the past century. Problems of higher education in this period appeared in developed western countries and in former USSR were nearly the same. They were left unsolved and events that took place in the post-Soviet territory during the past decades added new problems. The most complex problems of higher education in Ukraine are multiple increase of a number of colleges and decentralisation of the system of higher education of the country, which, in its turn, had a negative impact on quality of training. The article offers a number of measures which would allow finding a way out of this situation and would simultaneously free the country budget from excessive load. Major Ukrainian cities would play a special role in allocating objects of the higher education system. The article allocates two groups of problems, responsibility for solution of which lies on the bodies of authority and college personnel respectively. It offers new approaches to the work with structures of educational subjects and intensification of the education process.

Текст научной работы на тему «О некоторых проблемах высшего образования и роли крупных городов»

ЕКОНОМІКА ЕКОНОМІКА ПРАЦІ ТА СОЦІАЛЬНА ПОЛІТИКА

Tkachenko, T. I. Stalyi rozvytok turyzmu: teoriia, metodolohiia, realiibiznesu [Sustainable tourism: theory, methodology, business realities]. Kyiv: KNTEU, 2006.

Vershitskiy, A. V., and Vershitskaia, E. R. «Infrastrukturnoe obespechenie povysheniia konkurentosposobnosti turizma» [Infrastructure provision increasing the competitiveness of tourism]. Uchenye zapiski Tavricheskogo natsionalnogo universiteta im. V. I. Ver-nadskogo. Ekonomika iupravlenie, vol. 23 (62), no. 3 (2010): 72-80.

Zaitsev, V. P., Ermakov, S. S., and Manucharian, S. V. «Rekreat-syonnye resursy - osnova aktyvnoho otdykha chelovek« [Recreational resources - the basis of active leisure guests]. Pedahohika, psykholohiia ta medyko-biolohichni problemy fizychnoho vykhovan-niaisportu, no. 3 (2011): 52-61.

http://kh.ukrstat.gov.ua/index.php/turystychni-potoky-

2000-2011rr

УДК 330.342.142

о некоторых проблемах высшего образования и роли крупных городов

© 2014

БОЛЬШИНСКАЯ И. С.

УДК 330.342.142

Большинская И. С. О некоторых проблемах высшего образования и роли крупных городов

«Информационный взрыв« и переход в экономически развитых странах к массовому высшему образованию породил множество проблем, связанных с качеством подготовки специалистов с высшим образованием, с организацией системы высшего образования и регулированием процессов, в ней происходящих. Корни сегодняшних проблем в высшем образовании следует искать в конце 70-х и 80-х годах прошлого века. Проблемы высшего образования в этот период возникли в западных развитых странах и в бывшем СССР примерно одинаковые. Они остались нерешенными, а события, которые происходили на постсоветском пространстве в последние десятилетия, добавили к ним новые. К наиболее сложным проблемам высшего образования в Украине следует отнести многократное увеличение численности вузов и децентрализацию системы высшего образования страны, что, в свою очередь, негативно отразилось на качестве подготовки специалистов. Предлагается ряд мер, которые позволят выйти из этой ситуации и одновременно освободят бюджет страны от излишней нагрузки. Особая роль в размещении объектов системы высшего образования отводится крупным городам Украины. Выделены две группы проблем, ответственность за решение которых ложится соответственно на органы власти и на вузовские коллективы. Предлагаются новые подходы к работе над структурами учебных дисциплин и интенсификации процесса обучения.

Ключевые слова: качество подготовки, бюджет, фрейм, проблемы.

Библ.: 8.

Большинская Иветта Семеновна - кандидат экономических наук, доцент, Харьковский национальный педагогический университет им. Г. С. Сковороды (ул. Блюхера, 2, Харьков, 61168, Украина)

УДК 330.342.142 Большинська І. С. Про деякі проблеми вищої освіти та роль великих міст

«Інформаційний вибух« і перехід в економічно розвинених країнах до масової вищої освіти породив багато проблем, пов'язаних з якістю підготовки спеціалістів з вищою освітою, з організацією системи вищої освіти та регулюванням процесів, що в ній відбуваються. Коріння сьогоднішніх проблем вищої освіти слід шукати наприкінці 70-х та у 80-х роках минулого століття. Проблеми вищої освіти в цей період виникли в західних розвинутих країнах і в колишньому СРСР майже однотипові. Вони залишилися невирішеними, події, що відбувалися на пострадянському просторі в останні десятиліття, додали до них нові. До найбільш складних проблем вищої освіти в Україні слід віднести багатократне збільшення чисельності вишів і децентралізацію системи вищої освіти країни, що, у свою чергу, негативно позначилося на якості підготовки спеціалістів. Пропонується ряд заходів, які дозволять вийти з цієї ситуації і одночасно звільнять бюджет країни від надмірного навантаження. Особлива роль в розміщенні об'єктів системи вищої освіти відводиться великим містам України. Виділено дві групи проблем, відповідальність за вирішення яких лягає відповідно на органи влади та на колективи ВНЗ. Пропонуються нові підходи до роботи над структурами навчальних дисциплін та інтенсифікації процесу навчання.

Ключові слова: якість підготовки, бюджет, фрейм, проблеми.

Бібл.: 8.

Большинська Іветта Семенівна - кандидат економічних наук, доцент, Харківський національний педагогічний університет ім. Г. С. Сковороди (вул. Блюхера, 2, Харків, 61168, Україна)

UDC 330.342.142 Bolshynska I. S. On Some Aspects of Higher Education and Role of Large Cities

Information explosion and transition in economically developed countries to mass higher education resulted in a number of problems connected with the quality of training specialists with higher education and organisation of the system of higher education and regulation of processes that take place in it. Roots of the current problems in higher education should be searched for in 70s and 80s of the past century Problems of higher education in this period appeared in developed western countries and in former USSR were nearly the same. They were left unsolved and events that took place in the post-Soviet territory during the past decades added new problems. The most complex problems of higher education in Ukraine are multiple increase of a number of colleges and decentralisation of the system of higher education of the country, which, in its turn, had a negative impact on quality of training. The article offers a number of measures which would allow finding a way out of this situation and would simultaneously free the country budget from excessive load. Major Ukrainian cities would play a special role in allocating objects of the higher education system. The article allocates two groups of problems, responsibility for solution of which lies on the bodies of authority and college personnel respectively. It offers new approaches to the work with structures of educational subjects and intensification of the education process.

Key words: quality of training, budget, frame, problems.

Bibl.: 8.

Bolshynska Ivetta S.- Candidate of Sciences (Economics!, Associate Professor, Kharkiv National Pedagogical University named after G. Skovoroda (vul. Blyukhera, 2, Kharkiv, 61168, Ukraine)

В современном мире локомотивом экономического роста и условием вхождения в круг экономически развитых стран являются наука и образование, уровень вклада страны в человеческий капитал - это общепринятая модель развития.

Между тем в этих сферах, и прежде всего, в образовании наблюдаются серьезные кризисные явления. Конечно, преодоление, выход из кризисной ситуации связаны с увеличением финансирования этих отраслей. Напряженный бюджет страны, элементы рецессии в экономике не позволяют повышать такого рода расходы.

Однако возможны и иные меры по разрешению ряда проблем в системе высшего образования. Часть этих проблем имеют давние корни, другие проявились в последние два десятилетия.

В бывшем СССР в начале 80-х годов прошлого века насчитывалось примерно 860 вузов, статус университетов имели менее двух десятков. Число студентов приближалось к 5 млн чел., т. е. на 10 000 чел. населения студентов насчитывалось около 190. В Украине к концу 80-х годов вузов было уже 220. Темпы ежегодного прироста численности студентов составляли от 4% до 6%.

В эти годы стало ясно, что экстенсивный этап развития высшего образования должен быть завершен, уже тогда выявились негативные черты этого процесса. Для технических вузов он обернулся падением престижности, девальвацией инженерного звания, конкурсы поступающих в вузы уменьшились, снижалась квалификация инженеров, росло число троечников, выходящих из вуза неполноценными специалистами. Основной причиной было «перепроизводство инженеров«, заявки от организаций были дутыми, т. к. на многие места нужны были просто техники. В это время в Японии переходили к массовой подготовке специалистов с высшим образованием, японцы иронизировали, что пока в СССР готовят «пэтэушников«, в Японии все станут инженерами. Объяснялось такое положение тем, что в СССР наметилось явное отставание от развитых стран в технологиях производства. Стало понятно, что в реальном секторе экономики недопустимо медленно переходят к прогрессивным технологиям и новым конструкторским решениям. Кроме объективных причин, связанных с функционированием хозяйственного механизма, это было обусловлено и слабой связью фундаментальной и прикладной наук. Необходимо было, чтобы на основе хорошей подготовки в области фундаментальных наук выпускаемые специалисты были профессионально мобильными, способными постоянно доучиваться и переучиваться. Был выдвинут принцип «направленный профиль - на широкой основе« в применении к вузовскому образованию, т. е. акцент предлагалось делать на фундаментальной подготовке. Однако вопрос об объеме знаний оставался дискуссионным.

Время на изучение фундаментальных дисциплин в технических вузах к началу 80-х годов неуклонно сокращалось. Представители профилирующих дисциплин в вузах предложили и соответствующее «профилирование« курсов фундаментальных дисциплин, чтение отдельных их разделов на спецкурсах, т. е. в усеченном объеме и того, что может пригодиться инженеру определенного профиля. Это приводило к разрушению общей логики дисциплины и к отказу ведущих ученных от сотрудничества с вузами, что сразу снизило уровень вузовской науки.

Сама организация учебного процесса, в которой доминировали пассивные формы обучения, стала казаться арха-

ичной. Заговорили о необходимости сокращения число аудиторных занятий, ориентации студентов на самостоятельную работу при индивидуальных консультациях преподавателя. Для этого предлагалось сделать менее многочисленными лекционные потоки и академические группы, наладить обратную связь с выпускниками для выяснения, что именно из вузовских курсов было им необходимо на рабочем месте.

Оставались нерешенными вопросы, связанные с «информационным взрывом«, как отбросить бессодержательную или излишнюю информацию, вовремя уловить ее старение и обновление, обеспечить «долговечность специали-ста«, как устранить «барьеры специализации«, подготовить специалиста к совместной работе с представителями других специальностей, адаптировать образование к меняющейся ситуации, интенсифицировать процесс обучения.

Определенные шаги для решения этих задач предпринимались. Стало налаживаться тесное взаимодействие ведущих учебных и крупных научных учреждений. Исходили из понимания, что наука переплетена с техникой, надо уметь работать со сложными установками. Создавались научно-учебно-производственные объединения со своим уставом, общим советом, сопредседателями от вуза и НИИ. Они получали право пересматривать учебные программы и рабочие планы кафедр, проводить совместные научно-исследовательские работы. (Пример такого сотрудничества: Физико-технический институт низких температур и три харьковских вуза: Харьковский госуниверситет, Харьковский политехнический институт - здесь был создан новый факультет по подготовке специалистов по криогенной технике, Харьковский институт радиоэлектроники).

Подобные объединения стали создаваться и под эгидой отраслевых министерств, открывались кафедры на крупных предприятиях.

Такого рода работа дала впоследствии хорошие результаты, к примеру, лидирующие позиции в криогенной технике.

И все же этого было недостаточно. Большая часть вузов по прежнему выпускала «готовых специалистов« по рецептурному типу, малопригодных к творческому мышлению и адаптации к меняющимся условиям производства. Продолжалась ориентация образования не на перспективу развития науки и отдельных отраслей производства, а по сути на ретроспективу.

Исключение составляли несколько десятков ведущих вузов бывшего СССР, в том числе десяток вузов Украины.

Стали поступать предложения, касающиеся самой организации системы высшего образования. Речь шла о заимствовании опыта некоторых западных стран, в том числе США. Предлагалось систему вузовской подготовки сделать более гибкой, перейти к двухступенчатой системе, когда готовятся инженеры-практики и инженеры-исследователи. Ввести в вузах потоки с двух-, четырех- и пятигодичным обучением, разрешить последовательное обучение (после 4-летнего часть студентов остается еще на двухлетний срок) и параллельное (с возможностью перехода с одного потока на другой зависимости от успеваемости). Выпускники могли бы получать дипломы техников, инженеров-практиков и инженеров. Предлагалось присуждать эти звания лишь после определенного срока работы по специальности по решению профессиональных комиссий, не зависящих от вузов. Кроме того, рекомендо-

ЕКОНОМІКА ЕКОНОМІКА ПРАЦІ ТА СОЦІАЛЬНА ПОЛІТИКА

ЕКОНОМІКА ЕКОНОМІКА ПРАЦІ ТА СОЦІАЛЬНА ПОЛІТИКА

вали вернуться к практике, когда с первого курса начинается отсев в конце каждого учебного года по результатам различных форм контроля (в западных вузах это широко применяется).

Спорили, как решить про блему интенсификации о бучения и адаптации его к условиям производства в перспективе. Много говорилось о теориях программированного обучения, проблемного обучения и активного обучения.

Методы активного обучения внедрялись с конца 70-х годов (деловые игры, мозговой штурм и пр.), но чаще всего использовались формально и должного эффекта не дали.

В эти же времена, в конце 70-х и в 80-х годах прошлого века, мировым сообществом было признано, что определенный кризис в организации и реализации высшего образования проявился почти во всех развитых странах мира. Причин тому было несколько (и они во многом совпадают с тем, что происходило в системе высшего образования СССР). Был взят курс на массовое высшее образование, процедуры приема в вузы изменились, были отменены вступительные экзамены. Практически все выпускники средней школы стали автоматически зачислятся в университеты, хотя и с дальнейшим, после первого курса отсевом, до 40%. Однако существенного увеличения средств на высшее образование государством не предусматривалось, т. е. затраты на обучение одного студента стали снижаться. Правда, столкнувшись с финансовыми трудностями, университеты обратились к сотрудничеству с регионами и отраслями промышленности, заинтересованными в подготовке специалистов, т. е. стали работать на заказ.

Реализация информационных технологий в высшем образовании развитых стран (пионерами были США) привела к расширению дистанционного обучения. Университеты стали предлагать студентам блоки информации, часть дисциплин из одного вуза, часть из другого. Если между университетами было заключено соглашение, студент мог получить сразу несколько дипломов. Опыта такой работы у вузов не было, многое было непродуманно, и такая практика стала приводить к снижению уровня подготовки.

Массовость получения высшего образования и в этих развитых странах стала приводить к девальвации профессии, отчислить всех слабых учащихся было невозможно.

За последние двадцать с лишним лет накопившиеся к началу 90-х годов 20 века проблемы высшего образования в Украине не только не решены, они не только усугубились, но и добавились новые.

Количество высших учебных заведений (государственных) в Украине сейчас превышает 900 (т. е. их стало в четыре раза больше). Рост численности вузов был ответом на кризис в экономике и потерю управляемости экономикой. Низкие зарплаты и нестабильность их выплат заставило руководство вузов предпринять шаги по открытию своих филиалов в провинции. Кроме того, амбиции местного руководства и, наверное, меркантильные интересы также подстегивали процесс роста количества вузов. Они открывались на базе техникумов, а зачастую, даже училищ. Разумеется, квалифицированных кадров на местах было недостаточно, подкрепление за счет лекторов из центра неэффективным. Негативы в функционировании таких вузов известны (часто и студентов там обнаружить нельзя), все это сопровождается коррупцией и в центре, и на местах.

Таким образом, в Украине произошла территориальная децентрализация системы высшего образования, что

совершенно не соответствует отечественным традициям размещения объектов этой сферы.

Из развитых стран мира (а в европейских странах число вузов в самых крупных из них не превышает 200) децентрализованная система высшего образования существует только в США, причем по уровню управления. Из 3,5 тысяч американских колледжей и университетов примерно 10 - 12 управляются на федеральном уровне, половина -штатами и половина - это частные вузы, ими управляют религиозные организации или советы попечителей. Из этих вузов выделяют 100 престижных, а из этих ста выделяют 20 привилегированных с наилучшими условиями для научных исследований. Дипломы этих вузов имеют особую цену, основная доля субсидий и от федерального правительства, и от других органов приходится именно на них.

В Украине все девятьсот с лишним вузов ложатся нагрузкой на бюджет страны. Львиная доля вузов получила при этом статус университетов, что на самом деле уравняло действительно престижные, известные в стране и даже в мире университеты и весьма скромные по достижениям учебные заведения.

Произошел крен, весьма существенный, в сторону подготовки специалистов гуманитарного профиля: юристов, экономистов, менеджеров. Численность выпускников этих профилей давно превысила спрос, уровень их подготовки вызывает большие сомнения. Факультеты по их подготовке открывались повсеместно, в том числе в вузах, по профилю совершенно несовместимых. Особо модной стала подготовка менеджеров (неудачная калька американской модели). В любом отечественном отраслевом вузе будущих специалистов знакомили с азами управления, организации и планирования в отрасли. Предполагалось, что затем специалист, пройдя по ступенькам профессионального роста, будет способен заниматься управленческой работой. Конечно, тогда не учитывались условия работы в рыночной экономике. Но в стране готовят менеджеров как профессионалов, в отрыве от специальных знаний в определенной отрасли хозяйства и опыта работы в ней.

Отсутствуют обоснованные прогнозы, сколько и каких специалистов понадобится стране в ближайшем будущем и в более далекой перспективе. Потеряна непосредственная связь с реальным сектором экономики.

В систему высшего образования были внедрены новации: т. н. болонская система, рейтинговая оценка знаний, двухуровневая подготовка (бакалаврат, магистратура и специалисты). Сами по себе эти новации не плохи и не хороши. Все дело в способе их внедрения, соответствии традициям отечественного образования и условиям работы преподавателей.

Учебная нагрузка преподавателей увеличивалась, количество аудиторных часов сокращалось, иного рода работа преподавателя в учебную нагрузку (по умолчанию) в вузах не включается. За этим немедленно последовало дробление, расчленение учебных дисциплин (как возможность выжить в этих условиях), чаще всего необоснованное, приводящее к потере представление о сущности учебной дисциплины, о связи между ее разделами. Бичом стала буквально экспансия бумажного и электронного сопровождения работы преподавателя, инициируемая чиновниками. Это отнимает время и силы преподавателя в ущерб главному - качественному преподаванию дисциплин.

Изменились правила поступления в вуз. Внешнее независимое оценивание («ВНО«), по результатам которого принимают в вузы, имеют и плюсы, и минусы. Здесь может быть корректировка, работа над содержанием тестов и т. п. Но возможность подачи заявлений в пять вузов одновременно, а внутри вуза еще и на две специальности обескураживает. Это нивелирует профессиональную ориентацию абитуриентов, вуз вынуждает принимать случайных людей, поступающих ради получения какого-нибудь диплома. Отсев плохо подготовленных, вовсе не увлеченных будущей профессией студентов, по известным причинам, вуз практически не ведет.

Использование информационных технологий в обучении все еще во многом носит формальный характер, хотя в технических вузах они необходимы для моделирования процессов, расчетов и т. п. В то же время при обучении гуманитарным дисциплинам это может и навредить, т. к. отучает студентов от самостоятельной работы над литературными источниками и, не секрет, над заданиями, курсовыми и дипломными работами.

Все проблемы системы высшего образования можно разделить на две группы. Это проблемы организации и управления этой сферой и проблемы качества подготовки специалистов с высшим образованием

К первостепенным задачам организации и управления высшим образованием следует отнести:

Я оптимизацию численности и географии размещения объектов сферы высшего образования;

Я прогноз потребности в специалистах с высшим образованием различных профилей на ближайшие 5 лет и на перспективу (10 - 20 лет);

Я восстановление связей вузов технических профилей с реальным сектором экономики и научноисследовательскими учреждениями;

Я разработку приемлемой модели внешней оценки качества образования, т. е. эффективности работы вузов;

Я определение группы ведущих вузов страны на основе объективной оценки независимыми экспертами (выбор параметров, использование известных методов независимой экспертизы) для целевого финансирования создания и развития на базе этих вузов крупных учебно-исследовательских центров; дипломы этих вузов должны получить статус международного сертификата;

Я устранение дублирования подготовки по одним и тем же специальностям на разных факультетах внутри вузов, приведение в соответствие с профилем вуза набора специальностей, подготовку по которым предлагает вуз.

Необходимо, несмотря на кажущуюся болезненность этого процесса, волевым решением сократить количество государственных вузов в стране в четыре раза, доведя его до европейской нормы. Без дополнительных обследований (иначе процесс будет по времени бесконечным и дорогостоящим) предложить имеющим лицензию и аккредитацию вузам, учрежденным после 1990 г., на выбор два варианта: либо переход в статус частного, либо ликвидацию с переводом учащихся в профильные государственные вузы или переходом учащихся на дистанционное обучение в этих вузах с правом зачета усвоенных дисциплин.

Территориальная организация общества в Украине складывалась исторически. Территориальная локализация

сети научных учреждений, организаций, наукоемких промышленных предприятий и высших учебных заведений соответствовала этому процессу, они концентрировались в крупных городах, в столичных центрах (Харькове и Киеве).

Особая роль крупных городов как сосредоточения научного потенциала, экспериментально-промышленной базы и объектов высшего образования очевидна. Опыт создания научных учреждений, высших учебных заведений в новых местах, в провинции свидетельствует, что, даже при условии наличия кадров, финансирования, требуется не менее 15 - 20 лет для налаживания их нормальной, эффективной работы. Но таких условий в стране нет. Это обстоятельство диктует необходимость сосредоточения высших учебных заведений в крупных многофункциональных городах Украины.

Выполнение задачи сокращения количества вузов и сосредоточение центров высшего образования в крупных городах снимет тяжелое бремя с бюджета страны и позволит перераспределить финансирование в пользу вузов, предоставляющих наиболее качественное образование. Эффект экономии средств и более качественной подготовки специалистов с высшим образованием может быть получен и за счет отказа от дублирования выпуска специалистов одного и того же профиля разными факультетами внутри вузов.

Что касается других задач организации и управления сферой высшего образования, все они относятся к компетенции соответствующего министерства, и работа над ними входит в функции этого органа. Никакого дополнительного финансирования для решения этих проблем не требуется.

Следует заметить, что спорным является только один вопрос - ВОК (внешняя оценка качества образования). Это отдельная тема, существуют разные методики ВОК, ни одна из них не является оптимальной. Вопрос этот должен решаться с привлечением общественности - преподавателей, экспертов, заинтересованных лиц, должны быть учтены традиции отечественной системы образования.

О второй группе проблем качества подготовки специалистов с высшим образованием достаточно подробно сказано выше. На решение этих проблем должна быть нацелена работа преподавателей, всех вузовских коллективов. Главным должны быть контент-анализ дисциплины, избавление от устаревшей или ненужной информации, соблюдение принципа системности изложения научного знания и раскрытие путей развития конкретной области знания, связи с другими областями знаний. Накоплено достаточно много приемов подачи учебного материала на основе сочетания элементов программированного, проблемного и активного обучения. Представляется, что при разработке учебных программ было бы полезным использовать технику построения фреймов (это, по сути, модульная структура учебной дисциплины), в том числе и для создания программ дистанционного обучения. Немаловажным является качество и объективность тестового контроля усвоения знаний, хотя было бы неправильным исключить живое общение преподавателя со студентом и в форме устных экзаменов, применяя тестовый контроль как промежуточную проверку.

Высшее образование, используя терминологию кибернетики, должно функционировать как следящая система, способная своевременно и всесторонне отражать достижения НТР, ее запросы, ориентировать и на сегодняшние потребности экономики и на перспективные. ■

О

1=

<

и

о

о

о

<

*

о

*

ш

ЕКОНОМІКА ЕКОНОМІКА ПРАЦІ ТА СОЦІАЛЬНА ПОЛІТИКА

литература

references

1. Большинская И. С. О проблемах больших и малых городов / И. С. Большинская // Проблемы экономики. - 2012. -№4. - С. 68 - 73.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Вроейнстийн А. И. Оценка качества высшего образования / А. И. Вроейнстийн. - М., 2000. - 176 с.

3. Филиппова Л. Д. Высшая школа США / Л. Д. Филиппова. - М., 1986.- 240 с.

4. Минский М. Фреймы для представления знаний / М. Минский. - М., 1982. - 370 с.

5. Никандров Н. Д. Современная высшая школа капиталистических стран / Н. Д. Никандров. - М., 1990. - 240 с.

6. Кибернетика и педагогика : Сб. статей. - М., 1972. - 302 с.

7. Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности / И. Я. Лернер. - М., 1980. - 180 с.

8. Эйрес Р. Научно-техническое прогнозирование и долгосрочное планирование / Р. Эйрес. - М., 1971. - 288 с.

Bolshinskaia, I. S. «O problemakh bolshikh i malykh gorodov« [On the problems of towns and cities]. Problemy ekonomiki, no. 4 (2012): 68-73.

Eyres, R. Nauchno-tekhnicheskoe prognozirovanie i dolgosrochnoe planirovanie [Scientific and technological forecasting and long-term planning]. Moscow, 1971.

Filippova, L. D. Vysshaia shkola SShA [Graduate School USA]. Moscow, 1986.

Kibernetika i pedagogika [Cybernetics and pedagogy]. Moscow,

1972.

Lerner, I. Ya. Protsess obucheniia i ego zakonomernosti [Learning process and its laws]. Moscow, 1980.

Minskiy, M. Freymy dlia predstavleniia znaniy [Frames for knowledge representation]. Moscow, 1982.

Nikandrov, N. D. Sovremennaia vysshaia shkola kapitalisticheskikh stran [Modern High School capitalist countries]. Moscow, 1990.

Vroeynstiyn, A. I. Otsenka kachestva vysshego obrazovaniia [Assessment of the quality of higher education]. Moscow, 2000.

УДК 339.732

сучасні проблеми управління трудовим потенціалом вітчизняних тнк

® 2014 ОХОТА В. І.

УДК 339.732

Охота В. І. Сучасні проблеми управління трудовим потенціалом вітчизняних ЇНК

У статті визначено роль трудових ресурсів у ТНК (транснаціональній компанії), розглянуто особливості формування трудового потенціалу ТНК, визначено специфічні чинники, що впливають на управління трудовим потенціалом вітчизняних ТНК; виявлено та проаналізовано чинники ма-кросередовища, які мають враховувати ТНК в Україні; охарактеризовано принципи ефективного управління трудовим потенціалом вітчизняних ТНК і методи формування трудового потенціалу ТНК, встановлено необхідність адаптації системи управління трудовим потенціалом вітчизняних ТНК до вітчизняної нормативно-правової бази, описано доцільність урахування науково-технічних чинників, національного менталітету та культурних традицій щодо підвищення ефективності управляння трудовим потенціалом ТНК. Також у роботі запропоновано низку принципів для забезпечення формування та ефективного використання трудового потенціалу на вітчизняних ТНК.

Ключові слова: глобалізація, ТНК, трудові ресурси, трудовий потенціал, управління трудовим потенціалом, джерела трудових ресурсів, корпоративна культура, ринок праці, людський капітал.

Рис.: 1. Бібл.: 16.

Охота Віталій Іванович - кандидат економічних наук, доцент, кафедра менеджменту, Тернопільський національний економічний університет (вул. Львівська, 11, Тернопіль, 46020, Україна)

E-mail: ohota_v@mail.ru

УДК 339.732

Охота В. И. Современные проблемы управления трудовым потенциалом отечественных ТНК

В статье определена роль трудовых ресурсов в ТНК (транснациональной компании), рассмотрены особенности формирования трудового потенциала ТНК, определены специфические факторы, влияющие на управление трудовым потенциалом отечественных ТНК; обнаружены и проанализированы факторы макросреды, которые должны учитывать ТНК в Украине; охарактеризованы принципы эффективного управления трудовым потенциалом отечественных ТНК и методы формирования трудового потенциала ТНК, установлена необходимость адаптации системы управления трудовым потенциалом отечественных ТНК к отечественной нормативно-правовой базе, описана целесообразность учета научно-технических факторов, национального менталитета и культурных традиций по повышению эффективности управления трудовым потенциалом ТНК. Также в работе предложен ряд принципов для обеспечения формирования и эффективного использования трудового потенциала на отечественных ТНК.

Ключевые слова: глобализация, ТНК, трудовые ресурсы, трудовой потенциал, управление трудовым потенциалом, источники трудовых ресурсов, корпоративная культура, рынок труда, человеческий капитал.

Рис.: 1. Библ.: 16.

Охота Виталий Иванович - кандидат экономических наук, доцент, кафедра менеджмента, Тернопольский национальный экономическмй университет (ул. Львовская, 11, Тернополь, 46020, Украина)

E-mail: ohota_v@mail.ru

UDC 339.732

Okhota V. I. Modern Problems of Managing Labour Potential of Domestic Trans-national Companies (TNC)

The article identifies the role of labour resources in a TNC, considers specific features of formation of the labour potential of TNC, identifies specific factors that influence management of labour potential of domestic TNC; detects and analyses factors of the macro-environment, which TNC should take into account in Ukraine; characterises principles of efficient management of labour potential of domestic TNC and methods of formation of labour potential of TNC, establishes a necessity of adaptation of the system of management of labour potential of domestic TNC to the domestic regulatory and legal base, describes expediency of accounting scientific and technical factors, national mentality and cultural traditions on increase of efficiency of management of labour potential of TNC. The article also offers a number of principles for ensuring formation and efficient use of labour potential at domestic TNC.

Key words: globalisation, TNC, labour resources, labour potential, managing labour potential, sources of labour resources, corporate culture, labour market, human capital.

Pic.: 1. Bibl.: 16.

Okhota Vitaliy I.- Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor, Department of Management, Ternopil National Economic University (vul. Lvivska, 11, Ternopil, 46020, Ukraine)

E-mail: ohota_v@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.