Научная статья на тему 'О некоторых проблемах в подготовке кадров для работы с молодёжью'

О некоторых проблемах в подготовке кадров для работы с молодёжью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
532
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОТА С МОЛОДЁЖЬЮ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЁЖНАЯ ПОЛИТИКА / КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТЫ С МОЛОДЁЖЬЮ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пель Валентина Степановна

В статье рассматриваются вопросы подготовки специалистов для сферы государственной молодёжной политики, определяются наиболее актуальные проблемы работы с молодёжью в современном российском обществе. Приводиться опыт подготовки организаторов работы с молодёжью в высшей школе на примере Новосибирского государственного педагогического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых проблемах в подготовке кадров для работы с молодёжью»

УДК 304.2

Пель Валентина Степановна

Кандидат педагогических наук, доцент, директор Института молодёжной политики и социальной работы Новосибирского государственного педагогического университета, impisr@mail.ru, Новосибирск

о некоторых проблемах в подготовке кадров для работы с молодёжью

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы подготовки специалистов для сферы государственной молодёжной политики, определяются наиболее актуальные проблемы работы с молодёжью в современном российском обществе. Приводиться опыт подготовки организаторов работы с молодёжью в высшей школе на примере Новосибирского государственного педагогического университета.

Ключевые слова: работа с молодёжью, государственная молодёжная политика, кадровое обеспечение работы с молодёжью

Pel Valentina Stepanovna

Candidate ofpedagogical sciences, associate professor, director of the Institute of youth policy and social work at the Novosibirsk state pedagogical university, impisr@mail.ru, Novosibirsk

some problems in training for work with young people

Abstract. Questions of training of specialists for the sphere of the state youth policy are considered, the most actual problems of work decide on youth in modern Russian society. The experience of preparation of organizers of work with youth in the higher school on the example of the Novosibirsk state pedagogical university is given.

Keywords: youth work, state youth policy, staffing youth policy

Исторический опыт развития человеческой цивилизации показывает, что вопросы работы с молодёжью, её воспитания и подготовки к созидательному труду всегда находились в центре внимания как государства, так и различных общественных и политических объединений. Аналитический обзор имеющейся в нашем распоряжении научно-практической литературы XX столетия по проблемам работы с молодёжью позволяет сделать вывод, что практически во всех странах, не зависимо от их социально-экономической и политической ориентации, целенаправленно разрабатывались методологические, идеологические, социально-педагогические и психологические основы работы с молодёжью. Научно-практические достижения обусловили возникновение государственных моделей управления процессами работы с молодёжью, включения молодёжи в социально-экономическую и по-

литическую практику государственно-общественного строительства.

Во многих государственных системах выделилась особая сфера, получившая название «государственная молодёжная политика», и Россия не была исключением. В Советском Союзе была выстроена жёсткая схема включения молодёжи в общественно-политическую жизнь, имевшая прочную идеологическую основу и чёткие цели воспитания гражданина советского государства. Это объясняется тем, что молодёжь всегда рассматривалась как важнейший общечеловеческий ресурс будущего развития коммунистического общества. Поэтому специально для молодёжи создавались сферы практической деятельности, в которых закладывались духовно-нравственные, патриотические качества личности и формировалась её гражданская позиция. К таким «зонам ответственности» молодёжи можно

отнести ударные комсомольско-молодёж-ные стройки, освоение целины, крупнейших электростанций, предприятий, движение «Лучший по профессии» и т.д. Поддержка и высокая оценка этой работы молодёжи со стороны государства и общества способствовали тому, что в целом молодёжь была надёжным союзником и опорой развития страны, её мощным человеческим ресурсом. В существовавшей системе особое место занимали вопросы связанные с подготовкой кадров для работы с молодёжью, детьми и подростками.

В процессе перестройки, начавшейся в 80-х гг. XX века, были утрачены многие традиции и достижения в работе с молодёжью, пересмотрены её цели и содержание. Это касалось и вопросов подготовки кадров, которая так же была практически разрушена. Однако вопросы работа с молодёжью не утратили своё значение, приобретя особую актуальность в 90-е годы XX века, когда они стали предметом пристального теоретического и практического изучения. Их особая острота сегодня продиктована необходимостью формирования социальных ориентиров для молодёжи в условиях так называемой социальной нестабильности, вызванной процессами социально-экономического преобразования российского общества.

В НГПУ ещё в конце 1960-х годов был сформирован историко-педагогический факультет, на котором занимались подготовкой специалистов, способных работать с молодёжью и подростками. Многие его студенты в те годы стажировались во Всероссийских детских центрах «Артек», «Орлёнок», «Океан». Была создана одна из пяти ведущих кафедр по вопросам воспитания подрастающего поколения, на которой велась большая научно-методическая работа.

Проведённый нами в начале 2000 годов анализ ситуации, сложившейся в сфере государственной молодёжной политики, позволил нам сделать вывод о том, что создание продуктивной системы организации и управления государственной молодёжной политикой возможно, если в ней имеет место научно-методическое, нормативно-правовое, кадровое и материально-финансовое обеспечение. Каждое из названных направлений важно, так как выполняя определённую функцию и решая присущие направле-

нию задачи, вместе создают прочную основу функционирования всей системы государственной молодёжной политики. Понятно, что все эти направления важны, каждое требует расшифровки, но мы, ограниченные рамками статьи, охарактеризуем вопросы кадрового обеспечения. Мы полагаем, что именно решение этой проблемы позволит обеспечить систему «современным социальным носителем», то есть профессионально подготовленным специалистом новой формации.

Важность этого вопроса обусловлена анализом кадрового потенциала работников сферы государственной молодёжной политики. Он показывает, что в органах по реализации ГМП во многих территориях работают специалисты, не имеющие профильного образования, слабо представляющие особенности работы с той или иной возрастной группой молодёжи и не владеющие современными технологиями работы с молодёжью. Сегодня нужны специалисты способные мобильно решать актуальные проблемы по организации молодёжи, включать её в социально-значимую и позитивную деятельность.

Важнейшим моментом подготовки таких специалистов стало введение в систему высшего профессионального образования в августе 2005 года новой специальности - Организация работы с молодёжью. Основными задачами этой специальности является подготовка специалистов новой формации, способных решать современные задачи воспитания и организации подрастающего поколения, реализовывать стратегию Государственной молодёжной политики. В первом стандарте данной специальности были определены и области профессиональной деятельности:

организация работы с молодыми людьми в молодёжных сообществах по месту жительства, учёбы, работы, отдыха, временного пребывания молодёжи;

осуществления взаимодействия и сотрудничества с объединениями и организациями, представляющими интересы молодёжи;

организация помощи молодым людям, испытывающим трудности в процессе интеграции в жизнь общества;

организация информационного обеспечения молодёжи и организация научных иссле-

дований проблем молодёжи и молодёжной политики, взаимодействие с молодёжными СМИ;

содействие занятости, трудоустройству, предпринимательству молодёжи;

содействие в развитии международного молодёжного сотрудничества;

участие в гражданско-патриотическом воспитании молодёжи;

содействие деятельности спортивно-оздоровительных организаций молодёжи;

организация управления и поддержки молодёжных проектов и программ;

поддержка актуальных и востребованных инициатив в молодёжной среде.

Не менее широко определялись в стандарте и объекты профессиональной деятельности, среди которых были не только федеральные, региональные и муниципальные органы исполнительной власти, муниципальные, государственные и неправительственные организации и учреждения, реализующие функцию ГМП и работы с молодёжью, но и правовые учреждения, защищающие права молодёжи.

Сложность и многогранность предполагаемой профессиональной деятельности специалиста по работе с молодёжью требовала и достаточно широкой профессиональной подготовки, позволяющей ему обладать широким гуманитарным знанием, включающим в себя психологию, педагогику, социологию, иметь опыт управленческой деятельности, владеть навыками изучения молодёжной среда, проектирования, информирования и консультирования молодёжи.

Учитывая эти особенности, была разработана концептуальная модель профессиональной подготовки специалистов по работе с молодёжью в высшей школе, которая учитывала позитивный опыт Новосибирского государственного педагогического университета, его научно-педагогический потенциал в области подготовки специалистов для сферы воспитания и работы с молодёжью. При поддержке администрации Новосибирской области в 2003 году на базе НГПУ был открыт Институт молодёжной политики и социальной работы.

Хочется подчеркнуть особую роль Петра Вольдемаровича Лепина, который в то время был ректором университета и приложил значительные усилия для того, чтобы дока-

зать необходимость и своевременность создания такого самостоятельного подразделения. При его непосредственной поддержке формировалось и развивалось уникальное воспитательное пространство института, так как Пётр Вольдемарович чётко понимал, что для специалиста по работе с молодёжью именно условия, в которых осуществляется его профессиональная подготовка, может стать решающим фактором, определяющим готовность к выполнению различных видов профессиональной деятельности в практике молодёжной политики.

В этом году Институту молодёжной политики и социальной работы исполняется уже 10 лет. Обучение в институте осуществляется по трём направлениям: «Педагогическое образование», «Социальная работа», «Организация работы с молодёжью». В рамках каждого направления реализуются профили, обеспечивающие профессиональную подготовку в области воспитания и социализации молодёжи. В ходе обучения студенты овладевают такими теоретическими и практико-ориентированными знаниями, которые позволяют им осуществлять управленческую, воспитательную, социально-педагогическую, культурно-просветительскую и научно-методическую деятельность в образовательных и социальных учреждениях сферы государственной молодёжной политики.

Особенностью профессиональной подготовки, осуществляемой в Институте молодёжной политики и социальной работы, является её целенаправленность на реальное включение будущего специалиста в работу с различными возрастными категориями населения. Достигается это через социально-педагогические технологии, посредством которых обеспечивается взаимосвязь всех видов социально-педагогических практик. С другой стороны, весь комплекс изучения специальных и профессиональных дисциплин закладывает научно-методические основы для практической деятельности.

Значительное место занимает научно-методическая работа со студентами, осуществляемая кафедрами института и научно-исследовательской лабораторией «Социология молодёжного движения». В рамках работы лаборатории студенты приобретают научно-исследовательские умения и навыки, проводят свои первые исследования, ре-

зультаты которых отражаются в курсовых и выпускных квалификационных работах, докладах на научных конференциях городского, областного и регионального масштабов. Именно социально-педагогический подход создаёт основы формирования нового профессионального мышления, закладывает фундамент позиции современного исследователя, способного самостоятельно диагностировать и моделировать различные воспитательные ситуации в виде программ, конкретных творческих дел и социально-значимых акций и проектов.

Этот подход позволяет уже 10 лет поддерживать специфику образовательно-воспитательного пространства, в котором постоянно моделируется система субъект-субъектных отношений. В результате студенты активно включаются в разнообразные творческие виды деятельности и общения, развивается их личностно-творческий потенциал в значимой и интересной для них деятельности, создаётся особая духовно-нравственная и доброжелательная атмосфера, накапливается первоначальный практический опыт, и определяются подходы к организации деятельности, выстраивается позиция будущего организатора.

В целом, образовательно-воспитательное пространство института представляет собой возможные модели организации жизнедеятельности молодёжных объединений на различных уровнях существования. Поэтому вопросы коллективообразования, функционирования воспитательных систем, обеспечения деятельности является не только предметом специальных учебных дисциплин, но и естественно вписываются в жизнедеятельность института, становятся сферой реальной деятельности студентов, персонализируются и приобретают личност-но-смысловое значение. В ходе этой работы педагоги помогают студентам «открывать собственное Я», раскрывать личностный ресурс, стимулировать развитие творческого потенциала в созидательной социально-значимой деятельности.

Образовательное пространство Института молодёжной политики и социальной работы имеет выраженные внешние характеристики: наличие государственной символики в Российском, Губернском и Новосибирском залах, использование комсомольской сим-

волики в оформлении Молодёжного зала; фотографии и фамилии наших студентов, ставших победителями Всероссийских и региональных конкурсов, стипендиатами мэрии, губернатора, Президента и Правительства РФ, присутствуют в оформлении «Зала науки» наряду с фамилиями российских нобелевских лауреатов. Внешняя атрибутика направлена на формирование ценностно-смыслового компонента в содержании деятельности специалиста по работе с молодёжью, обеспечивает поддержку активности студентов, их ориентированности на реализацию в социальных практиках.

Студенты, активно участвующие в жизни института, уже на втором-третьем году обучения обладают необходимыми навыками для организации собственных социальных проектов. Они становятся полноправными организаторами тех мероприятий, которые реализуются не только в институте, но и за его пределами. При поддержке преподавателей и социальных партнёров они способны реализовать достаточно сложные проекты, имеющие долгосрочную перспективу и закрепляющие их позиции в профессиональной сфере. Например, проект по развитию строительных отрядов НСО, который был разработан студенткой 4 курса отделения «Организация работы с молодёжью» Абу-бакировой Екатериной продолжается до сих пор, а она является его куратором уже в качестве специалиста по работе с молодёжью Областного Дома Молодёжи.

В 2009 году Институт молодёжной политики и социальной работы получил статус Межрегионального центра по кадровому обеспечению государственной молодёжной политики в Сибирском федеральном округе. Это расширило пространство его деятельности и убедительно продемонстрировало востребованность подготовки данных специалистов.

Безусловно, что сложившаяся система подготовки кадров для сферы работы с молодёжью находится на первом этапе своего становления. Но его актуальность и значимость с каждым днём только возрастает, так как развиваются новые направления государственной молодёжной политики, совершенствуется её пространство, решаются вопросы материального и финансового обеспечения, складывается собственная инфраструктура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.