Научная статья на тему 'О некоторых проблемах обучения в области пожарной безопасности руководителей предприятий Москвы'

О некоторых проблемах обучения в области пожарной безопасности руководителей предприятий Москвы Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
256
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Князев Ю. П., Косталев А. Н.

Средний ежедневный материальный ущерб от пожаров в настоящее время не уменьшается и составляет по стране примерно 10-11 млн. рублей. Для уменьшения потерь от пожаров в Российской Федерации функционирует система обеспечения пожарной безопасности. Согласно ст. 3 Федерального закона «О пожарной безопасности» одним из ее основных элементов является обучение населения мерам пожарной безопасности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых проблемах обучения в области пожарной безопасности руководителей предприятий Москвы»

УДК 372.8 + 628.74

П.Ю.Князев, А.Н.Косталев

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ МОСКВЫ

Средний ежедневный материальный ущерб от пожаров в настоящее время не уменьшается и составляет по стране

примерно 10-11 млн. рублей.

Для уменьшения потерь от пожаров в Российской Федерации функционирует система обеспечения пожарной безопасности. Согласно ст. 3 Федерального закона «О пожарной безопасности» одним из ее основных элементов является обучение населения мерам пожарной безопасности

А.Н. Косталев

Обучение мерам безопасности (в т.ч. пожарной безопасности) на всех предприятиях, учреждениях и организациях независимо от их организационно-правовой формы проводится в рамках единой системы подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

На предприятиях г. Москвы обучение мерам пожарной безопасности организуется в соответствии с распоряжение первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 14 мая 1997 г. N 508-РЗП «О порядке обучения в области пожарной безопасности». Этим же распоряжением утверждены «Методические рекомендации о порядке обучения мерам пожарной безопасности на предприятиях, в организациях, учреждениях и их филиалах г. Москвы». Согласно этому документу обучение на предприятиях осуществляется по программам пожарно-технического минимума и противопожарного инструктажа. Обучение осуществляется организациями, имеющими лицензию ГУГПС МЧС России.

Пожарно-технический минимум (далее ПТМ) — это основной курс обучения работников мерам пожарной безопасности, целью которого является повышение уровня знаний, соответствующих особенностям производства и усвоения специальных правил пожарной безопасности. Пожарно-технический минимум проводится один раз в три года для руководителей, специалистов округов, педагогических и инженерно-технических работников, лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности и один раз в год для рабочих и служащих на базе учебных комбинатов, а также непосредственно на предприятиях. Сроки и порядок проведения занятий объявляются приказом руководителя предприятия.

Должностные лица, обученные по курсу ПТМ имеют право проводить с сотрудниками на своих предприятиях противопожарный инструктаж (далее ППИ), который заключается в доведении до работников предприятий основных требований пожарной безопасности, изучение технологических процессов производства, оборудования, средств противопожарной защиты и действий в случае возникновения пожара. Противопожарный инструктаж могут также проводить организации, имеющие лицензию ГУГПС МЧС России. Система обучения мерам пожарной безопасности показана на схеме (рис. 1)

С сентября 2003 г. при обучении в области пожарной безопасности по курсу ПТМ проводилось исследование эффективности обучения в зависимости от содержания занятия. При исследовании использовался метод опроса обучаемых. Опрос проводился через месяц после окончания обучения. Целью исследования было определение такого содержания курса ПТМ, который в наибольшей степени, отвечал бы практическим проблемам в обеспечении пожарной безопасности предприятия.

20 % опрашиваемых — руководители предприятий, 80 % - ответственные за обеспечение пожарной безопасности. Содержания курсов ПТМ для руководителей и ответственных за обеспечение пожарной безопасности были одинаковыми. Программы отличались по количеству учебного времени, отводимому на каждую тему.

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

Рис. 1. Система обучения в области пожарной безопасности на объектах г. Москвы

На вопрос «Соответствует ли содержание курса ПТМ практическим проблемам, возникающим при организации работ по обеспечению пожарной безопасности?» 90 % руководителей предприятий ответили отрицательно: 80 % руководителей подразделений, должностных лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности ответили отрицательно. Менее интересными и мало применяемыми на практике респонденты назвали следующие темы:

• Тему № 4: «Краткие сведения о физико-химической сущности процесса горения. Условия возникновения и развития пожара». (Показатели, характеризующие взрывопожароопасные свойства веществ и материалов. Анализ пожарной опасности технологических процессов и порядок разработки

противопожарных мероприятий. Учебное время 2 ч). Причиной такого ответа является то, что на большинстве предприятий города Москвы не осуществляется технологический процесс, предусматривающий использование веществ и материалов, которые представляют пожарную опасность. Кроме того, порядок разработки противопожарных мероприятий логично было бы отнести к организационным мероприятиям в области обеспечения пожарной безопасности, а не к теме по изучению процессов горения.

• Тему № 5: «Способы защиты строительных конструкций и материалов» (Классификация строительных материалов по группам горючести. Перечень наиболее распространенных строительных материалов с указанием групп горючести. Понятие о пределе огнестойкости

Таблица.1

Результаты опроса

Респонденты Наименование тем Количество респондентов, для которых, изучение тем является практически значимым

Управленческий персонал предприятий, не связанных с промышленным производством (руководители предприятий) Организационно-управленческие темы 80 %

Управленческий персонал предприятий, не связанных с промышленным производством (руководители подразделений, ответственные за обеспечение пожарной безопасности) Темы о взаимодействии с органами государственной власти в области обеспечения пожарной безопасности, об ответственности в области пожарной безопасности 16 %

Управленческий персонал промышленных предприятий Тактико-технические темы (организация Добровольных пожарных дружин) 4 %

Рис. 2. График результатов опроса о практической значимости содержания курса ПТМ

(ПО) и пределе распространения огня (ПРО). Физические и требуемые ПО и ПРО. Понятие о степени огнестойкости зданий и сооружений. Учебное время 2 ч). Данная тема непопулярна, т.к. информация, содержащаяся в ней, необходима для инженерно-технических работников, а не для руководителей предприятия.

• Тема № 1: «Общие сведения о средствах противопожарной защиты и тушения пожаров» (раздел Тактико-техническая подготовка). (Классификация и назначение средств противопожарной защиты. Первичные средства пожаротушения. Устройство, тактико-технические характеристики, правила эксплуатации огнетушителей. Современные пожарные автомобили, мотопомпы. Тактико-технические данные. Учебное время 2 ч). Негативное отношение к данной теме вызвано введением раздела о средствах мобильной пожарной технике и их устройстве. Знания, полученные при изучении этого раздела, не применяются на практике ни руководителями предприятий, ни ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

При опросе 80 % респондентов высказали мнение о приоритетности организационных и управленческих аспектов обеспечения пожарной безопасности для практической работы. Технические и тактические темы являются значимыми только для 4 % респондентов, 16 % высказались за изучение административной практики ГПС, особенностей дисциплинарной, административной и уголовной ответственности. Результаты опроса сведены в таблицу 1 и представлены на графике рис. 2.

В целом при изучении курса ПТМ у обучаемых не формируются системные знания о пожарной безопасности того предприятия, на котором они работают. Это вызвано структурой существующего курса ПТМ для руководителей и сотрудников, ответственных за обеспечение пожарной безопасности. Данный курс подразделяется на разделы: профилактическая подготовка и тактико-техническая подготовка. И некоторые

темы, например, защита складских помещений установками автоматического пожаротушения и сигнализации, вынесены в профилактическую составляющую обеспечения пожарной безопасности, тогда как общая тема об установках автоматической противопожарной защиты вынесена в раздел тактико-технической подготовки, т.е. в различных разделах программы есть сходные темы. Это создает известное неудобство.

Таким образом, наблюдается организационная проблема несоответствие содержания курса ПТМ, практическим требованиям, предъявляемым к обучению деятельностью по управлению, т.к. обучение организуется для руководителей всех предприятий без учета их специфики.

Путем решения данной проблемы может служить разделение курсов ПТМ по видам деятельности руководителей, исходя из специфической особенности объектов, которыми управляют данные должностные лица. Например, проводить занятия по разным программам для следующих должностных лиц:

• руководителей промышленных предприятий, автозаправочных станций, организаций (культовые сооружения, театры и т.д.) к пожарной безопасности которых, предъявляются специфические требования;

• руководителей других объектов инфраструктуры, которые не связаны с производством и технологическим процессом, которых в Москве в десятки раз больше, чем производственных объектов.

Это выдвигает на первое место по значимости педагогическую проблему обучения в области пожарной безопасности, заключающуюся в необходимости определения средств, методов преподавания, а также содержания курсов ПТМ.

При разработке представленной ниже рабочей программы курса ПТМ для руководителей предприятий, не связанных с промышленным производством, учитывалась система обеспечения пожарной безопасности, разработанная и внедренная автором

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

в практическую работу по обеспечению пожарной безопасности образовательных учреждений. Эта система предусматривает рассмотрение пожарной безопасности как совокупности двух подсистем: подсистемы предупреждения пожаров и подсистемы обеспечения безопасности людей при возникшем пожаре. В свою очередь подсистема предупреждения пожаров включает в себя:

• установку противопожарного режима на объекте,

• обучение в области пожарной безопасности,

• противопожарную пропаганду и агитацию,

• контроль за техническим пожаробезопасным состоянием режимов работы электроустановок.

Подсистема обеспечение безопасности людей при возникшем пожаре предусматривает изучение особенностей:

• автоматической противопожарной защиты объектов,

• процесса успешной эвакуации людей при пожаре,

• комплектования объекта первичными средствами пожаротушения.

Ниже представлена разработанная автором программа обучения руководителей этих объектов. При разработке программы были поставлены две основные цели:

• практическое применение изучаемых тем (в т.ч. в процессе обучения);

• сокращение времени обучения.

Применительно к этим подсистемам, рассматриваются все разделы предлагаемой программы. Изучение требований правил пожарной безопасности к путям эвакуации, электроустановкам, системам отопления и вентиляции не выносятся в отдельные темы. Знания по этим вопросам формируются у руководителя на практических занятиях по установ-

Учебно-тем

лению на объекте противопожарного режима. При этом под методическим контролем преподавателя, руководитель разрабатывает для своего объекта пакет документов (приказа о ПБ, инструкций), который должен включать в себя требования правил пожарной безопасности и к путям эвакуации, и к территориям, и к установкам вентиляции.

1. Основы теории пожарной безопасности

1.1. Система обеспечения пожарной безопасности.

Лекция 1 ч.

Основные термины и определения в области пожарной безопасности. Пожар, виды пожаров. Опасные факторы пожара. Статистика пожаров в мире, Российской Федерации. Сертификация в области пожарной безопасности. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности. Классификация строительных материалов по группам горючести. Огнестойкость зданий и сооружений. Классификация зданий и помещений по категориям взрывопожарной и пожарной опасности. Органы государственной власти в области обеспечения пожарной безопасности. Всероссийское добровольное пожарное общество и дружины юных пожарных. Системный подход к вопросам обеспечения пожарной безопасности. Управление процессом обеспечения пожарной безопасности.

Практическое занятие. 1 ч.

Разработка плана мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объекта. Анализ предписания Государственного пожарного надзора и его выполнение.

2. Предупреждение пожаров

2.1. Предупреждение пожаров от неосторожного обращения с огнем и нагревательными приборами.

Лекция. 1 ч.

Таблица 2

гический план

№ п/п Наименоваине разделов Количество

всего лекций семина- ров практ. занятий

1. Основы теории пожарной безопасности 2 1 1

1.1. Сиситема обеспечения пожарной безопасности 1 1

2. Предупреждение пожаров 8 2 6

2.1. Предупреждение пожаров от неосторожного обращения с огнем и нагревательными приборами 1 6

2.2. Предупреждение пожаров от аварийных пожароопасных режимов работы электроустановок 1

3. Обеспечение безопасности людей при возникшем пожаре 9 3 6

3.1. Автоматическая противопожарная защита 1 1

3.2. Эвакуация при пожаре 1 4

3.3. Первичные средства пожаротушения 1 1

4. Действия при различных вариантах развития пожара 1 1

ИТОГО 20 1

Установка противопожарного режима на объекте. Требования ППБ к пакету документов о пожарной безопасности. Разработка пакета документов по пожарной безопасности. Контроль за исполнением инструкций. Организация обучения сотрудников предприятия мерам пожарной безопасности и действиям при пожаре. Педагогические принципы практического обучения работников действиям при пожаре при проведении ППИ.

Практическое занятие. 6 ч.

Разработка обучаемым инструкций различного назначения для объекта Требования пожарной безопасности к территориям, зданиям и сооружениям. Требования пожарной безопасности к электроустановкам. Требования пожарной безопасности к системам отопления и вентиляции. Требования правил пожарной безопасности к проведению мероприятий с массовым пребыванием людей. Разработка журнала проведения инструктажей по пожарной безопасности. Подготовка обучаемого к проведению занятия по ППИ с работниками объекта.

2.2. Предупреждение пожаров от аварийных пожароопасных режимов работы электроустановок.

Лекция. 1 ч.

Общие сведения об аварийных пожароопасных режимах работы электроустановок. Требования правил пожарной безопасности к электроустановкам. Меры предупреждения пожаров. Правила проведения замера сопротивления изоляции электропроводки.

3. Обеспечение безопасности людей и имущества при возникшем пожаре.

3.1. Автоматическая противопожарная защита.

Лекция. 1 ч.

Общие сведения об установках автоматической противопожарной защиты. История развития, основные термины. Требования нормативных документов к установкам автоматической противопожарной защиты. Типы технических средств пожарной автоматики. Пожарная сигнализация. Автоматическое пожаротущение. Оповещение о пожаре. Организация работ по монтажу систем пожарной автоматики. Организация работ по техническому обслуживанию систем пожарной автоматики. Организация работы персонала, осуществляющего контроль за системой пожарной сигнализации.

Практическое занятие. 1 ч.

Подготовка проекта договора на монтаж и техническое обслуживание системы автоматической противопожарной защиты.

3.2. Эвакуация при пожаре

Лекция. 1 ч.

Понятие эвакуации при пожаре. Требования правил пожарной безопасности, иных нормативных документов к содержанию путей эвакуации. Психологические аспект поведения человека в толпе. План эвакуации предприятия (требование к разработке). Тренировки по планам эвакуации. Технические ме-

роприятия по эвакуации. Средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД). Виды, классификация, правила использования.

Практическое занятие. 4 ч.

Разработка плана эвакуации предприятия в различных вариантах (с ночным пребыванием людей, с пребыванием иностранных граждан). Разработка плана-конспекта тренировки по плану эвакуации.

Организация и проведение тренировки по плану эвакуации. Отработка правильного поведения в задымленной зоне, правильного выхода из помещения при пожаре, правильного открывания дверей при пожаре, поведения в заблокированном помещении, сбора и проверки наличия сотрудников после эвакуации. Использования СИЗОД. Транспортировки пострадавших, в т.ч. с использованием подручных средств.

3.3. Первичные средства пожаротушения (ПСПТ)

Лекция. 1 ч.

История развития и применения ПСПТ. Требования нормативных документов к техническому обслуживанию и содержанию ПСПТ. Виды огнетушителей, пожарных рукавов, систем пожаротушения, пожарных щитов. Принципы работы. Примеры правильной и неправильной организации работ по техническому обслуживанию ПСПТ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Практическое занятие. 1 ч.

Разработка табеля положенности пожарно-технической продукции (ПСПТ, технических средств эвакуации и т.д.). Работа с пожарным стволом от пожарного крана. Работа с огнетушителями различных типов.

4. Действия при различных вариантах развития пожара

Семинар 1 ч.

Действия в условиях природных пожаров (лесных, степных, торфяных), пожара в общественном (административном) здании предприятия, в квартире (при возникновении пожара на балконе, в комнате, в подъезде). Действия руководителя предприятия после пожара. Расследование и экспертиза пожара.

Применение данной программы обучения позволяет [1]:

1. Сократить количество времени на обучение.

2. Сформировать у руководителя системное представление о пожарной безопасности его предприятия.

3. Разработать мероприятия по противопожарной защите объекта.

4. Подготовить документы, устанавливающие на объекте противопожарный режим.

5. Подготовить проекты договоров на проведение работ в области пожарной безопасности.

Таким образом, у обучаемых будут не только сформированы знания, умения, навыки по обеспечению пожарной безопасности, но и выполнен ряд ключевых мероприятий по обеспечению пожарной безопасности предприятия непосредственно в процессе обучения.

Литература

1. Князев П.Ю. Пожарная безопасность ВУЗа / Серия статей о принципах обучения студентов действиям при пожаре. // Журнал ОБЖ. -№ 4-6 -2004.

Научно-технические разработки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.