Научная статья на тему 'О некоторых перспективных направлениях (приоритетах) долгосрочной стратегии инновационного развития ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга"'

О некоторых перспективных направлениях (приоритетах) долгосрочной стратегии инновационного развития ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
908
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ПИТЬЕВАЯ ВОДА / DRINKING WATER / БУТИЛИРОВАННАЯ ВОДА / BOTTLED WATER / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / QUALITY OF LIFE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Десятниченко Д.Ю., Десятниченко О.Ю.

В статье излагается авторское видение наиболее перспективных направлений стратегии инновационного развития ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», с учетом мировых тенденций и российских трендов развития экономики. Практическая реализация предлагаемых приоритетов позволит в долгосрочной перспективе повысить как качество жизни жителей Санкт-Петербурга, так и финансовые показатели результатов деятельности исследуемого предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Десятниченко Д.Ю., Десятниченко О.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых перспективных направлениях (приоритетах) долгосрочной стратегии инновационного развития ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга"»

О НЕКОТОРЫХ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ (ПРИОРИТЕТАХ) ДОЛГОСРОЧНОЙ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ГУП «ВОДОКАНАЛ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»

Д.Ю. Десятниченко, канд. экон. наук, доцент О.Ю. Десятниченко, канд. экон. наук, доцент

Северо-Западный институт управления (филиал) Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Россия, г. Санкт-Петербург)

Аннотация. В статье излагается авторское видение наиболее перспективных направлений стратегии инновационного развития ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», с учетом мировых тенденций и российских трендов развития экономики. Практическая реализация предлагаемых приоритетов позволит в долгосрочной перспективе повысить как качество жизни жителей Санкт-Петербурга, так и финансовые показатели результатов деятельности исследуемого предприятия.

Ключевые слова: стратегия, инновации, питьевая вода, бутилированная вода, качество жизни.

Стратегия - это система поиска, формулирования и развития доктрины, которая обеспечит долгосрочный успех при ее последовательной и полной реализации [1].

В современных условиях основным способом повышения конкурентоспособности предприятия, уровня его доходности является внедрение инноваций [2, 3]. Стратегическое управление инновационным развитием становится ключевым фактором, способным обеспечить быстроту и гибкость реакции на текущие и перспективные запросы потребителей, поддерживать и увеличивать положительный финансовой результат хозяйственной деятельности фирмы в средне- и долгосрочной перспективе [4].

К внутренним факторам необходимости повышения инновационной активности ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" относится высокая степень износа основных средств, низкие финансовые результаты деятельности, неспособность осуществлять капиталовложения в необходимом объеме за счет собственных источников финансирования, систематический рост тарифов на услуги без заметных улучшений в качестве продукта и пр.

К внешним факторам необходимости повышения инновационной активности ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" отно-

сится фактическая утрата лидирующих позиций на рынке высококачественной питьевой воды, неспособность предлагать диверсифицированный по качеству и цене продукт, систематически снижающееся среднедушевое потребление воды, приводящее к снижению удельного спроса на воду в текущем и перспективном периодах и пр.

Интегрированный стратегический проект инновационного развития ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" должен, по нашему мнению, включать в себя ряд ключевых приоритетных направлений практических действий, в раках каждого из которых должен реализовываться обширный перечень тактических контекстных задач и проектов, разрабатываемых отдельно.

1. Трансформация ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» в ПАО «Водоканал Санкт-Петербурга»

Важнейшим фактором сдерживания инновационной активности ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» является его существующая организационно-правовая форма. Водоканал выступает лишь в роли эксплуатирующей имущество учредителя (го-

сударства) организации, обеспечивающей подачу и отведение воды в соответствии с установленными государством требованиями и регламентами. Возможности реализации основных принципов, технологий, методов современного корпоративного управления, оперативного и гибкого реагирования на меняющуюся рыночную ситуации или потребности оптимизации производственных и хозяйственных процессов в рамках ГУП весьма ограничены.

Заинтересованность в обеспечении высоких финансовых результатов в условиях принципиальной невозможности банкротства и гарантированном бюджетном софи-нансировании крупных капиталовложений, финансировании любых проектов и мероприятий, обуславливающих бесперебойное функционирование ГУП «Водоканал», на практике отсутствует.

В этой связи, отправной точкой стратегического проекта инновационного развития ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" должна стать смена его существующей организационно-правовой формы с ГУП, на ПАО. Подобные преобразования не являются прорывными или революционными, т.к. давно и успешно реализованы во многих малых, средних и крупных городах России (например: Невинномысск, Черкесск, Чита, Чебоксары, Красногорск, Иваново, Якутск, Ростов на Дону и пр.). Сам данный опыт преобразований в целом положительный.

Акционерная форма повысит в кратчайшие сроки перейти к реализации активной наступательной стратеги инновационного развития, предполагающей масштабную реконструкцию основных средств и вложение в новое строительство (темпы прироста не менее 20% в год), увеличение масштабов финансирования инноваций и масштабов производства (темпы прироста не менее 20% в год), рост прибыли предприятия (темпы прироста не менее 20% в год).

Первичное размещение пакетов акций позволит привлечь значительные финансовые ресурсы, необходимые для реализации мероприятий в рамках инновационной трансформации ПАО «Водоканал Санкт-Петербурга». Мажоритарные акционеры

при этом обеспечат эффективность инвестирования (а не просто капиталовложений), не допуская привычного «освоения» средств по аналогии с выделяемыми из бюджета Санкт-Петербурга.

В кратко- среднесрочной перспективе (3-5 лет) Водоканалу следует ориентироваться на американскую модель улучшающих инноваций (1/3 - процессные инновации, 2/3 - продуктовые), дифференцировав на этой основе продуктовую линейку, активизировав маркетинговую стратегию, существенно расширив свою долю на региональном рынке высокоочи-щенной питьевой воды.

В долгосрочной перспективе приоритетной должна стать стратегия, основанная на японском опыте улучшающий инноваций (2/3 всех инновационных решений направлены на совершенствование процессных технологий, 1/3 - на создание новых продуктов и улучшающих продуктовых инноваций).

2. Дифференциация продукта по качеству и цене

«Необходимость - мать изобретений»

Отчетность Водоканал демонстрирует устойчивого снижение удельного душевого потребления воды в Санкт-Петербурге. Это важнейший внешний фактор, ограничивающий активное развитие любого предприятия. С другой стороны, спрос горожан на высококачественную питьевую воду также устойчиво растёт. Водоканал осознано допускает «вымывание» потенциальной собственной выручки и прибыли, позволяя новым конкурентам на рынке, продающим высококачественную бутили-рованную питьевую воду, уверенно обыгрывает его на его же поле.

Стратегическим приоритетом инновационного развития Водоканала Санкт-Петербурга должен стать возврат основной части пула потребителей, переориентировавшихся за прошедшие 20 лет на потребление бутилированной питьевой воды на основе дифференциации предлагаемого на рынок продукта отрасли водоснабжения.

Водоканалу необходимо уже в среднесрочной перспективе вернуть лидирующего положения на рынке высококачествен-

ной питьевой воды путем реализации целого комплекса институциональных, управленческих, технологических, производственных, маркетинговых инноваций.

В сегодняшних условиях сложилась парадоксальная ситуация, когда основным реальным фактическим контролем качества продукции Водоканала является государство в лице различных надзорных органов, контролирующих соответствие воды утвержденным нормам и регламентам на этапах производства и отгрузки, а не конечный потребитель, который уплачивая ежегодно растущий тариф, сталкиваясь нередко с уже недостаточным для него качеством подаваемой воды непосредственно в его домашнем кране, а не выходе из систем водоподготовки. Потребитель вынужден либо устанавливать самостоятельно дополнительные фильтры, либо приобретать бутилированную питьевую воду, а Водоканал в этой связи теряет огромные потенциальные финансовые ресурсы. Порядок цифр при оценке финансовых потерь Водоканал соответствует суммарному обороту рынка бытовых фильтров и рынка бутилированной питьевой воды.

Данные рынки активно развились в России за последние 25 лет как реакция на неспособность систем централизованной подачи воды удовлетворять актуальным запросам конечных потребителей услуг Водоканалов в стране в области качества и ассортимента.

В этой связи стратегическим приоритетом должен стать перенос акцентов в политике качества продукции Водоканала на уровень конечного потребителя и отказ от практики контроля качества только на выходе из системы водоочистки, как основного показателя качества продукции Водоканала. Потребителя сегодня интересует качество продукции, товара или услуги в момент их потребления, а не в момент их производства, либо после прохождения того или иного этапа технологического передела или на момент отгрузки. Подобная политика в области качества является нормой для всех фирм в условиях рыночной экономики. Водоканал реализовав данный стратегический при-

оритет осуществит лишь так называемые «догоняющие» инновации.

Реализация стратегического приоритета расширения продуктовой линейки и диверсификации продукта должна привести к законодательному закреплению и нормативному регулированию оборота де-факто уже выделившихся на потребительском рынке не менее чем трех видов воды: технического назначения, хозяйственно-бытового назначения и высокоочищенной питьевой.

В условиях высокой степени изношенности основных средств в средне и долгосрочной перспективе невозможно обеспечить в каждом кране конечного потребителя качество воды, не хуже предлагаемой в бутылях с высокоочищенной питьевой воды. Более того, с эконмическое точки зрения такая постановка задачи была бы несообразной. Большая часть водопотреб-ления в домохозяйствах сегодня связано с использованием воды именно в хозяйственно- бытовых целях.

Использовать в бачке ватерклозета и кухонном чайнике воду из одного крана, экономически неоправданно. Существующая система водоснабжения по сути предлагает конечным потребителям именно воду хозяйственно-бытового назначения, использование которой для внутреннего потребления вполне допустимо, но не более того. Однако рост уровня жизни и стандартов потребления, в том числе на услуги водоснабжения, наличие у конечных потребителей соответствующего подтверждённого платёжеспособного спроса, требует адекватной реакции со стороны Водоканала.

Стратегическим приоритетом для Водоканал в этой связи должно стать поэтапное создание децентрализованной сети локальной доочистки воды хозяйственно-бытового назначения, централизовано подаваемой сегодня по магистральным трубопроводам, и вывод Водоканалом на рынок массового потребления нового продукта - «высокоочищенной питьевой воды высшей категории качества», массово реализуемой потребителям посредством дополнительных локальных магистральных водопроводов. С целью миними-

зации вероятности вторичного загрязнения высокоочищенной питьевой воды в процессе подачи конечным потребителям, единицей потребителей одного пункта до-очистки должен быть не более чем один жилой квартал или локальная группа учреждений (но не одна парадная, дом, учреждение, административный район).

Технологический процесс доочистки питьевой воды должен включать стадии механической доочистки, обезжелезивания (очень актуально для Санкт-Петербурга), умягчения, тонкой очистки, обязательного обеззараживания. Используемые для подачи высокоочищенной питьевой воды трубопроводные сите не должны допускать ухудшения качественных характеристики воды.

В этой связи следует отказаться от системы двойных стандартов в области регулирования качества питьевой воды

(СанПиН 2.1.4.1074 - для водопроводной питьевой воды, СанПиН 2.1.4.1116 - для питьевой бутилированной воды), в пользу единого стандарта для данного вида воды (на основе более жесткого СанПиН

2.1.4.1116) в независимости от формы и каналов ее продажи конечным потребителям (по трубопроводу или бутилирован-ной).

Отдельный кран с питьевой водой, поставляемой по локальным магистралям Водоканалом в дополнение к воде хозяйственно-бытового назначения, в долгосрочной перспективе должен стать номой для всех новых и проходящих капитальный ремонт и реконструкцию жилых домов, предприятий общественного питания, пищевых производств, объектов социальной инфраструктуры и пр. объектов прямо или косвенно, связанных с обеспечением потребностей внутреннего потребления питьевой воды.

Санкт-Петербург может выступить в качестве экспериментальной площадки при проверке данной идеи и обкатке технологических, управленческих и организационных решений, что позволит в дальнейшем распространить данный опыт в масштабах всей страны. Расчет возможных объемов дополнительных финансовых поступлений представлен в таблице 1.

Год Численность населения СПБ Степень охвата жителей услугой Суточный объем потребления л. на чел. Суточный объем потребления В СПб в л. Цена за литр руб. Выручка от реализации в мес. Выручка от реализации в год

2019 5400000 0,00% 2 0 0,5 0,00 Р 0,00 Р

2020 5450000 0,00% 2 0 0,5 0,00 Р 0,00 Р

2021 5500000 0,00% 2 0 0,5 0,00 Р 0,00 Р

2022 5550000 0,50% 2 1665000 0,525 874 125,00 Р 10 489 500,00 Р

2023 5600000 1,00% 2,06 3460800 0,55125 1 907 766,00 Р 22 893 192,00 Р

2024 5650000 2,00% 2,1218 7192902 0,5788125 4 163 341,59 Р 49 960 099,07 Р

2025 5700000 4,00% 2,185454 14948505,36 0,607753125 9 085 000,85 Р 109 020 010,16 Р

2026 5750000 8,00% 2,25101762 31064043,16 0,638140781 19 823 232,77 Р 237 878 793,22 Р

2027 5800000 13,00% 2,318548149 52445559,12 0,67004782 35 141 032,57 Р 421 692 390,89 Р

2028 5850000 18,00% 2,411290075 76172653,45 0,703550211 53 591 286,44 Р 643 095 437,23 Р

2029 5900000 23,00% 2,507741678 102090163,7 0,738727722 75 416 834,05 Р 905 002 008,63 Р

2030 5950000 28,00% 2,608051345 130350406,2 0,775664108 101 108 131,55 Р 1 213 297 578,66 Р

2031 6000000 33,00% 2,712373398 161114979,9 0,814447313 131 219 662,50 Р 1 574 635 949,98 Р

2032 6050000 39,00% 2,820868334 199675165 0,863314152 172 382 395,83 Р 2 068 588 749,91 Р

2033 6100000 46,00% 2,961911751 249333731,2 0,915113001 228 168 539,09 Р 2 738 022 469,13 Р

2034 6150000 53,00% 3,110007339 304112067,6 0,970019781 294 994 721,34 Р 3 539 936 656,10 Р

2035 6200000 61,00% 3,265507706 370504504,3 1,028220968 380 960 500,14 Р 4 571 526 001,64 Р

Таблица 1. Расчет дополнительных финансовых потоков выручки Водоканала от реализации предложений по продаже магистральной высокоочищенной питьевой воды

Данное предложение следует рассматривать как практическую реализации неоднократно озвученных Президентом РФ В. В. Путиным [ 5, 6 ], Губернатор Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко [ 7 ], закреплённых в целом ряде нормативных документов, стратегического приоритета повышения качества жизни граждан в России.

Тарифная политика на поставку высо-коочищенной питьевой воды требует отдельного обоснования, однако очевидно, что рыночно и социально приемлемая цена на нее может быть выше по сравнению с действующей сегодня в 10 - 50 раз. Сегодня приобретая бутилированную питьевую воду, горожане платят в среднем от 8 до 50 рублей за 1 литр. Переменные издержки эксплуатации децентрализованной сети локальной доочистки воды эксплуатации для Водоканала при рациональном выборе наиболее приемлемого технологического решения будут невысокими.

3. Диверсификация рынков сбыта.

Прямым следствием реализации стратегии дифференциации продукта по качеству и цене является дифференциация рынков сбыта. Организация массового производства высокоочищенной питьевой воды высшей категории качества позволяет обозначить в качестве стратегического приоритета организацию производства и продажу фирменной бутилированной питьевой воды ПОА «Водоканал Санкт Петербурга» на региональном, федеральном, международных рынках.

В маркетинговой стратегии следует разработать группу узнаваемых брендов (например, «Невская вода», «Вода Санкт-Петербург», «Ладожская», «Петровская вода», «Nevskaya Water», «Water St. Petersburg», «Ladoga», «Petrovskaya Water» и пр.) и ее нишевых качественных и ценовых категорий («Стандарт», «Премиум», «Экспортная» "Standard", "Premium", "Export" и пр.).

Конкурными преимуществами Водоканала при этом является низкая себестоимость производства, низкие административные барьеры при организации производства и сбыта продукции, возможности

лоббирования приоритетности поставок бутилированной воды в торговые сети, учреждения, организации Санкт-Петербурга, высокие стандарты и гарантии качества продукции, значительно более низкие переменные издержки ввиду извлечения высокого положительного эффекта масштаба производства.

С целью обеспечения высокого качества производства и лояльности потребители необходимо обеспечить наличие национальных и международных обязательных и добровольных сертификатов качества.

Санкт-Петербург, как портовый город, позволяет Водоканалу рассматривать в качестве стратегического приоритета осуществление экспорта высокоочищен-ной питьевой воды. На сегодняшний день существует техническая возможность развивать экспорт в наливных танкерах, а также в морских контейнерах. Последний вариант в среднесрочной перспективе представляется экономически целесообразным.

4. Онлайн-автоматизация процессов учета и контроля качества и объемов потребления услуг водоснабжения и во-доотведения.

Стратегическим приоритетом для Водоканал должно стать создание, поэтапное внедрение и регулярное обновление и актуализация автоматизированной информационной системы, позволяющей в режиме реального времени вести мониторинг качества и объемов потребляемой воды (всех видов) каждым конечным потребителем, объёмов и основных характеристики сточных вод.

Данное направление требует комплексного подхода, связанного разработкой и массовой установкой инновационных контрольно-измерительных приборов и комплексов автоматического дистанционного сбора и передачи информации.

Практическая реализация предлагаемых авторами направлений (приоритетов) стратегического инновационного развития ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» позволит обеспечить в долгосрочной перспективе трансформацию ГУП «Водока-

нал Санкт-Петербурга» в самостоятельное (связанных со сферой водоснабжения и экономически- и производственно- эффек- водоотведения, на основе механизмов ры-тивное предприятие рыночной экономики, ночного ценообразования), способного представляющее потребителям широкий эффективно функционировать и разви-перечень рыночный продуктов и услуг ваться в условиях конкурентной среды.

Библиографический список

1. Квинт В.Л. Стратегическое управление и экономика на глобальном формирующимся рынке. М.: Бюджет, 2012.

2. Десятниченко Д.Ю., Десятниченко О.Ю., Шматко А.Д. О проекте стратегии развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации (анализ проблемой ситуации и целеполагания) // Управленческое консультирование. - 2017. №12 (108). С. 120-129

3. Десятниченко Д.Ю., Десятниченко О.Ю., Шматко А.Д. О проекте стратегии развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации (анализ задач и направлений их решения). // Управленческое консультирование. - 2018. №1 (109). С. 84-91.

4. Десятниченко О.Ю. Управление процессом организации инвестирования инноваций. Диссертация кандидата экономических наук: 08.00.05 / Санкт-Петербургский университет управления и экономики. Санкт-Петербург, 2013

5. Владимир Путин обозначил 12 приоритетов для улучшения качества жизни граждан и укрепления экономики. Электронный ресурс https://otr-online.ru/programmy/novosti-otrazhenie-nedeli/vladimir-putin-oboznachil-31842.html

6. Путин поручил правительству улучшить уровень жизни граждан. Электронный ресурс. https://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/201807060541-pfjb.htm

7. Полтавченко рассказал Путину о стратегии развития Санкт-Петербурга. Электронный ресурс. http://www.ntv.ru/novosti/1203107/

ABOUT SOME PERSPECTIVE DIRECTIONS (PRIORITIES) OF LONG-TERM STRATEGY OF INNOVATIVE DEVELOPMENT SUE "VODOKANAL

SAINT-PETERSBURG"

D.Yu. Desyatnichenko, candidate of economic sciences, associate professor O.Yu. Desyatnichenko, candidate of economic sciences, associate professor North-West institute of management (branch) of the Russian Academy of national economy and public administration under the President of the Russian Federation (Russia, St. Petersburg)

Abstract. The article presents the author's vision of the most perspective directions of strategy of innovative development of SUE "Vodokanal of St. Petersburg", taking into account the global trends and Russian trends in economic development. Practical implementation of the proposed priorities will allow in the long term to improve both the quality of life of residents of St. Petersburg, as well as the financial performance indicators of the research enterprise.

Keywords: strategy, innovation, drinking water, bottled water, quality of life.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.