Научная статья на тему 'О некоторых особенностях применения инновационных форм развития в учреждениях культуры Курской области'

О некоторых особенностях применения инновационных форм развития в учреждениях культуры Курской области Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
118
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Безуглова Т. В.

В статье на примере отдельных проектов, реализованных в Курской областив началеXX века, обосновывается понятие «инновация» и смысл его применения по отношению к деятельности учреждений культуры. В процессе применения инноваций изменяются субъектно-объектные отношения, и наиболее эффективно эту возможность позволяют реализовать проектные методики, о которых идет речь в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About some peculiarities of application of innovative methods in institutions of culture in Kursk Region

A study of activities in institutions of culture in Kursk region at the beeginning of the 21 century is paid a attention in this article. For all this an innovations aspect in the reciprical process of institutions of culture a sociely is stressed a some projects carried out in Kursk region are proved it. The definition “innovation” a the sense of its application towards the activities of cultural institutions are grounded too. In the process of innovative applications the relationships are changed subjectively a the apporteenaly is realized the most efficiently in the methods of projects. This article is about it.

Текст научной работы на тему «О некоторых особенностях применения инновационных форм развития в учреждениях культуры Курской области»

УДК 008 : 316

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ РАЗВИТИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

© 2007 Т.В. Безуглова

доцент кафедры социологии и политологии, канд. социологических наук Курский государственный университет

В статье на примере отдельных проектов, реализованных в Курской областив началеХХ века, обосновывается понятие «инновация» и смысл его применения по отношению к деятельности учреждений культуры. В процессе применения инноваций изменяются субъектно-объектные отношения, и наиболее эффективно эту возможность позволяют реализовать проектные методики, о которых идет речь в статье.

Значимость процесса сохранения социокультурных ценностей и поддержания ценностных нормативных образцов особенно усиливается в периоды резкого ускорения социального развития, например, в процессе модернизации сферы культуры, так как отсутствие в ней четких и недеформированных структур тормозит глубинный процесс изменения. Роль региональной культуры в России до сих пор не оценивается должным образом на уровне государственной политики, не ощущают самоценности собственной культуры и многие граждане, живущие вне столицы. В течение долгих лет отбор культурных ценностей России производился по столичным образцам, а богатейшее культурное наследие многих регионов, основанное на высших образцах отечественной культуры, остается до сих пор малоизвестным и недостаточно востребованным. Это придает особую значимость проблеме функционирования региональной культуры как в теоретическом, так и в практическом смысле и стимулирует поиски инновационных форм и методов деятельности региональных учреждений культуры, причем с учетом интересов различных социальных групп [Акулич 2004:135-136; Апфельбаум 2003:505?]-

В качестве понятия «инновация» автором выбрано определение И. Шумпетера, которое он ввел в оборот как экономическую категорию: «Инновация - это не усовершенствование, а существенная смена функции производимого». Поэтому конечный результат инновационной деятельности учреждений культуры мы рассматриваем как преобразование на практике знаний и идей в реальную «платформу» своего основания. В качестве важной движущей силы этого процесса выступает информация, позволяющая двигаться в новом направлении [Бергер 1995: 77-78].

В нашем регионе система социального взаимодействия учреждений культуры и общества характеризуется субъектом - социальным институтом (учреждением), формирующим и проводящим ее в жизнь; объектом - сферой культурной жизни общества; целью - образом желаемого будущего состояния этой сферы; средствами -типами (способами) действий, позволяющими достичь цели. Учреждение культуры выполняет, прежде всего, ориентирующую роль, определяя видение тех проблем, которые подлежат решению, а также область поиска путей их решения. Поскольку именно на решение тех проблем, которые выявляет система взаимодействия, направляются усилия учреждений культуры, здесь может быть сформирована та

исходная позиция применения инноваций, от которой зависят многие конкретные решения в этой сфере жизнедеятельности общества.

Инновационое развитие может быть основано на принципе культурной активности населения, с чем связано новое понимание функций учреждения культуры. В отличие от досуга, активная культурная деятельность связана с новыми уровнями культурной активности. Один из них - производство (созидание) духовных ценностей, если при потреблении культурных благ субъектно-объектные отношения направлены на развитие субъекта (С^ О). Производство ценностей культуры - более высокий уровень активности, чем освоение духовных богатств, ибо он оптимальнее для культурно-исторического прогресса. При созидании совершенствуется сам индивид, увеличивая совокупное духовное богатство, и формируется новый активный субъект. Помимо присущих освоению и созиданию субъектно-объектных отношений, в которых участвующие стороны не равнозначны (человек как субъект деятельности связан с предметом - объектом, на который направлена деятельность), существуют отношения, связывающие друг с другом самих субъектов деятельности (С1 ^ С2). Такое взаимодействие социальных субъектов и объектов, представляющее собой непосредственное общение, может быть определено как еще один уровень культурной активности - распространение духовных благ и ценностей [Давыдов 2004: 12; Савельев 1975: 78-82]. Именно такой уровень может быть достигнут в регионе с учетом применения инновационных форм развития учреждений культуры.

Особая роль принадлежит здесь проектам, которые мы опишем в самом общем

виде.

Первая группа проектов представляет собой попытки модификации существующих учрежденческих структур в новые, более гибкие, адекватные ситуации, в которых творческая и организационная составляющие могут существовать как достаточно самостоятельные и независимые деятельности, при этом сохраняется бюджетный статус этой организации.

Вторая группа проектов представляет собой варианты соотношения коммерческих и социально значимых форм деятельности. Эти решения основаны на разработке принципиально новых организационных форм, которые не базируются ни на каких государственных бюджетных структурах. Они осуществляют самостоятельную финансовую деятельность и решают общезначимые, а не только «прибыльные» культурные задачи.

Третья группа проектов - смешанная, это попытка решить обе проблемы как дополнительные, когда модификация существующей модели учреждения культуры сопровождается поиском новых источников финансирования, а также общественного механизма распределения доходов, финансов, материально-технического обеспечения [Дадамян 1990: 123-126].

Проиллюстрируем это описание некоторыми примерами проектов, реализующихся в учреждениях культуры Курской области, намечающих пути для введения инноваций в этой сфере.

Во многом процесс функционирования учреждений культуры определяется активными, неформальными, системными контактами с аудиторией. Перспективным направлением представляется создание новых комплексных учреждений культуры -культурных центров на базе одного из учреждений искусств. Имеет место также объединение различных учреждений искусства в рамках одного территориальнопространственного или архитектурного комплекса.

Примером комплексной реализации наиболее распространенных вариантов социальных проектов может служить деятельность одного из учреждений культуры Курской области: историко-культурного центра «Коренная пустынь». Начало

деятельности историко-культурного центра (далее ИКЦ) совпадает с началом 90-х годов ХХ века. В это время начинают возрождаться православные святыни, в том числе и мужской монастырь «Коренная пустынь».

ИКЦ не имеет статуса музея, а соответственно не обладает всеми возможностями этого типа организации. Тем не менее, как показывает практика, ИКЦ является наиболее посещаемым центром культуры Курской области и успешно выдерживает конкуренцию с местными музеями. Кроме того, в центре развернута деятельность по активному привлечению самих посетителей к пополнению фондов и материальной базы на условиях добровольного пожертвования. В деятельности ИКЦ акцент сделан на социальную составляющую, то есть на приобщение большего количества населения к ценностям культуры. Помощь в организации управления по такому принципу оказывают социальные проекты как наиболее мобильные и экономически обоснованные в современных условиях. По классификации О. Генисаретского их можно разделить на несколько типов.

1. Средовое проектирование (дизайн, архитектура). Оно имеет дело с формированием рабочих, досуговых или развивающих сред. Реализация этого принципа осуществляется в виде так называемого «средового подхода», позволяющего к любым явлениям культуры и образа жизни подходить как к составляющим той или иной среды - образной, ритуально - памятниковой и т.д.

ИКЦ «Коренная пустынь» располагается в п. Свобода Золотухинского района Курской области. Здание ИКЦ построено по Договору Управления по культуре Курской области и Курской епархии. Основная масса населения поселка - сельские жители, ведущие традиционный деревенский образ жизни, работающие на земле, имеющие собственное хозяйство. В непосредственной близости располагается Курская Рождества Пресвятой Богородицы Коренная мужская пустынь. Монастырь является одним из центров паломнических поездок в России благодаря своей древней истории, а также связям с другой православной святыней - иконой «Знамение», главной святыней РПЦ за рубежом, находящейся в настоящее время в США.

Поэтому вся деятельность ИКЦ непосредственно связана с формированием культурной среды вокруг истории и реликвий монастыря, а также с расширением ее границ посредством включения в эту среду маршрутов экскурсий, паломничеств.

2. Проектирование экспозиционных структур. Такое проектирование не спускается «сверху» в виде предлагаемых образцов или инструкций, а осуществляется всем коллективом ИКЦ. Штат сотрудников центра в среднем 10 человек (без обслуживающего персонала), из них 4 научных сотрудника. Исследовательская деятельность планируется на год каждым сотрудником, формулируется в качестве темы исследования и находит свое практическое применение в экспозиции ИКЦ. Кроме того, каждый из сотрудников работает и в качестве экскурсовода - лектора, так как владеет всем комплексом представленных материалов.

Приоритетные направления связаны с реликвиями Коренной пустыни - это русское зарубежье (связи с местами пребывания иконы «Знамение» с 1920 года), история иконы «Знамение» и ее списков, история Коренской ярмарки, история русского воинства.

На известном уровне развитости человека культурные ценности воспринимаются как самоценные, обладающие качеством реализуемости в духовно-

практическом опыте личности, в переживании полноты своего существования. На примере организации экспозиционных структур прослеживается отношение социального проектирования к культурным ценностям. Это отражение транслируемого культурой содержания ценностей в образах проектного творчества. Здесь одинаково важно и то, что при проектировании ценности не создаются, а лишь выявляются, и то, что без такого претворяющего выделения в средовых образах они не влияли бы столь существенно на ход повседневной жизнедеятельности.

Постоянная экспозиция ИКЦ охватывает следующие разделы:

^ история обретения иконы, национальной реликвии «Знамение» Курская Коренная;

^ история монастыря «Коренная пустынь»;

^ история Курской Коренной ярмарки;

^ Коренная пустынь и ее окрестности (Уколово, Воробьевка)

> икона и русское воинство;

^ русское зарубежье (последние два года активно сотрудничают с зарубежными архивами);

^ фотовыставка по паломническим поездкам;

^ предметы народных промыслов.

3. Проектирование культурных услуг осуществляется в связи с потребностями различных групп населения. Эти потребности выясняются в ежедневной практической деятельности путем опроса посетителей и анализа «гостевой книги». Статистика посещений ИКЦ ведется с момента его основания самими сотрудниками; в «гостевую книгу» вписываются отзывы о посещении и география пребывающих туристов. В среднем за год ИКЦ принимает около 12.000 посетителей (примерно 1000 посетителей в месяц). Подавляющее большинство из них - паломники, приезжающие в монастырь из всех субъектов РФ и СНГ (70%). В летнее время большой процент составляет детское население, отдыхающее в лагерях Центрально-Черноземного региона (60%). С середины 90-х годов примерно 30% посещающих ИКЦ составляют представители дальнего зарубежья, городов - побратимов Курска: Шпайера, Виттена (Германия), Шартра (Франция).

Системность в организации деятельности дает свои стабильные положительные результаты на протяжении всех лет существования ИКЦ. План работы расписывается директором и сотрудниками на год. На каждый месяц запланировано 5-6 мероприятий разной направленности, которые включают постоянные:

♦ проведение экскурсий по выставке ИКЦ, по архитектурному ансамблю монастыря; проведение индивидуальных бесед с посетителями;

♦ тематические экскурсии, например «Крестный путь иконы "Знамение"»;

♦ рождественские благотворительные мероприятия для детей;

♦ крещенские музыкальные вечера;

♦ лекторий - темы: православие, патриотизм, паломничество, краеведение (с привлечением видеоматериалов, созданных сотрудниками ИКЦ);

♦ день Славянской письменности и культуры;

♦ Коренские Фетовские чтения;

♦ традиционный «Осенний салон живописи»;

♦ музыкальные вечера совместно с концертными организациями области. Среди общественно значимых мероприятий, в которых участвует ИКЦ, -

проведение летней Коренской ярмарки, приуроченной к летнему крестному ходу с иконой «Знамение». Сотрудниками ИКЦ инициировано проведение впервые в Курской

области различных мероприятий в рамках «Славянских праздников» с начала 90-х годов XX века. В течение года они участвуют в паломнических поездках совместно с Курской епархией с целью приобщения к духовным ценностям стран СНГ, Балтии, дальнего зарубежья, обмениваются опытом в передаче традиций православия и патриотизма. По итогам - организация исследований, выставок, лекториев.

Отдельный блок деятельности - сотрудничество с общественными организациями, фондами разных направлений (Фонд славянской письменности и культуры, ассоциация «Дворянство России»), с Курской епархией. Сотрудничество с организациями культуры и искусства Курской области: совместные выставки с галереей «АЯ», проведение музыкальных вечеров концертными организациями, выездные «круглые столы» Советов директоров.

Деятельность ИКЦ активно освещается в средствах массовой информации. Исследовательские статьи печатаются в журнале «VIP», газете «Курская быль», а также в изданиях энциклопедического, справочного, учебного характера. Отдельные издания распространяются Московской патриархией. Несколько материалов, посвященных Коренской ярмарке и монастырю, вошло в программу ТК «Культура» - «Записки странствующего музыканта».

Культурная среда формируется посредством проникновения в быт ритуалов православной культуры, приобщения к памятникам и окружающей их среде. Распространяется она посредством освещения вопросов, связанных с деятельностью ИКЦ на конференциях и форумах различного уровня, например традиционных "Рождественских чтений" (г. Москва). Кроме того, для более эффективной организации культурно-просветительской деятельности подготавливается видеопродукция. Так, в 1997 году видеофильм "История "Коренной пустыни" был удостоен серебряной медали преп. Сергия Радонежского на фестивале православия в г. Москве.

4. Проекты воспитательных программ. Организация среды сама по себе еще не определяет желаемого направления культурной деятельности человека. Необходимо ввести его в эту среду, социализировать, подготовить к восприятию новых ценностей. Именно поэтому ныне особое значение приобретает гуманитарное воспитание, открывающее перед каждой личностью возможности индивидуального переживания и включения в разнообразные культурные и жизненные ситуации. Проектируемые в ИКЦ программы эстетического воспитания имеют дело с разными формами участия населения в культурной жизни. В них дифференцируется общение «по поводу искусства» на уровне посетитель - экскурсовод (лектор) и в пространстве искусства, то есть обмена энергией между посетителем и представленными ценностями. В конце концов посетитель понимает, что может стать или уже стал другим, что возможно (или уже произошло) саморазвитие. Вероятно, поэтому в ИКЦ посетитель приходит не один раз, а возвращается снова и снова.

С этой точки зрения значимым для проектирования экологии культуры в среде ИКЦ становится контакт с ценностями культуры. Деятельность ИКЦ в направлении средового проектирования ставит вопрос о новом понятии выведения ценностной непрерывности и непротиворечивости маршрутов поведения людей в жизненной среде.

Другой не менее интересной средой для введения инноваций становится активная поддержка творчески одаренной молодежи Курской области. Лауреаты, дипломанты конкурсов различного уровня подчас не имеют возможности для выезда в столичные года для участия в мастер-классах мэтров отечественной и мировой культуры. Проблема стала решаемой за счет успешной реализации социального проекта Творческая школа «Мастер-класс». Эта автономная некоммерческая

организация реализует программу культурного сотрудничества с регионами страны, в том числе и с Курской областью. При этом ее задача определяется следующим образом: создание дополнительных возможностей для творческого и культурного роста наиболее способных юных музыкантов и художников из регионов России.

Образовательная программа Школы направлена на совершенствование профессиональной подготовки, повышение общего культурного уровня и организацию активного оздоровительного отдыха. В нашем регионе ГОУ «Учебно-методический центр комитета по культуре Курской области» ежегодно летом в г. Железногорске организовывает работу Творческой школы «Мастер-класс» по направлениям: «Живопись» и «Музыкальное искусство». Это традиционный пленэр для учащихся ДХШ и ССУЗов нашего, прилегающих регионов, а также представителей ближнего зарубежья и мастер - классы для музыкантов. В качестве руководителей выступают преподаватели ведущих творческих вузов г. Москвы. Методическая основа занятий в Школе - индивидуальные занятия в мастер-классах, учитывающие потенциальные возможности каждого ученика и реализовывающие личностно ориентированный подход к его подготовке. Часто ученики приезжают сюда с преподавателями, что позволяет региону в дальнейшем использовать методики московских мэтров и способствует профессионально-педагогическому обмену опытом. Напряженные занятия сочетаются с насыщенной культурной программой: концертами, посещениями выставок, музеев, театров, экскурсиями.

Инновационным является принцип подбора кандидатур преподавателей - это должен быть особый тип учителей, умеющих за короткий срок (2 недели) восполнить недостающие звенья образовательной цепи и способствовать раскрытию потенциальных возможностей юных музыкантов и художников.

Еще один подпроект, реализуемый Творческой школой «Мастер-класс» -организация фестивалей и концертов, где на одной сцене обязательно выступают выдающиеся деятели отечественной и мировой культуры и начинающие музыканты, прошедшие подготовку в Школе. В Курской области фестиваль «Молодые таланты России» проходит ежегодно осенью.

Таким образом, анализ инноваций в процессе формирования моделей деятельности учреждений культуры в регионе свидетельствует об актуализации в процессе взаимодействия учреждений культуры и общества множества индивидуально спроектированных систем культурного поведения. Поэтому наиболее востребованными в современных условиях становятся модели учреждений культуры, основанные на методах социального проектирования. Они наиболее полно отвечают интересам и потребностям разных групп общества и имеют демократическую, гуманистическую ориентацию, состоящую в большей мере доверия к самоорганизации культурной жизни. В этом смысле социальное проектирование выполняет функцию посредника, проводника инновационных моделей учреждений культуры в живую ткань современной культурной жизни.

Библиографический список

Акулич, Е. М. Музей как социокультурное явление / Е. М. Акулич // Социологические исследования. - 2004. - №10. - С. 135-136.

Апфельбаум, С. С. Связи с общественностью в сфере исполнительских искусств / С. С. Апфельбаум, Е. Н. Игнатьева. - М. : Прогресс, 2003. - С. 50-57.

Безуглова, Т. В. Новые формы развития учреждения культуры / Т.В.Безуглова // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2004. - №9. - С. 64-69.

Бергер, П. Социальное конструирование действительности : трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. - М. : Академия-Центр, 1995. - С. 323.

Давыдов, А. А. К вопросу об определении понятия «общество» / А. А. Давыдов // Социологические исследования. - 2004. - № 2. - С. 12-23.

Савельев, В. В. Социальные проблемы культурной активности // Социология культуры : сб. науч. тр.НИИ культуры. - М. : Наука, 1975. - С. 78-82.

Социальное проектирование в сфере культуры / Г.Г.Дадамян. - М. : Наука, 1990. -С. 123

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.