Научная статья на тему 'О некоторых особенностях формирования стиля рококо'

О некоторых особенностях формирования стиля рококо Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
518
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых особенностях формирования стиля рококо»

А.С.Пантыкин О некоторых особенностях формирования стиля рококо

Стиль рококо, долгое время получавший противоречивые оценки в литературе, был одним из основных направлений в искусстве XVIII в. Искусство рококо - это по преимуществу искусство прикладных форм, в первую очередь, оно связано с ансамблем интерьера. Сюда включаются мебель, фарфор, ткани, столовая посуда, бронза, множество безделушек, а также живопись и скульптура. Одной из особенностей стиля была метаморфоза (или иллюзия метаморфозы) предметов и материалов как в прикладном искусстве, так и в живописи, графике и скульптуре, причем метаморфоза не только формального, но и содержательного порядка. При анализе образно-содержательного языка рококо открывается образно-эстетическое содержание стиля.

Ведущим декоративным моментом в создании каждой вещи становится рокайльный орнамент, в основе которого лежит арабеска. Ее основными мотивами, разработанными в творчестве художников-орнаменталистов, стали стилизованные органические формы раковины, морской волны и пены, растений. В мебели сложных криволинейных очертаний, фарфоровой пластике, часах, бра, табакерках и т.п. - повсюду используется один и тот же художественный язык. При этом функциональное назначение и применение предметов кажутся на первый взгляд невозможными или непонятными, а порой они производят впечатление чисто декоративных элементов. Живопись, графика и скульптура рококо также обретают особые свойства в рамках данного стиля. Преображается не только сам материал, а фактура предмета. Вся природа в живописи и графике творится заново, но уже в искусственном виде. Наоборот, в скульптуре мифологические персонажи обретают вид реально существующих людей.

Даже человеческое тело подчиняется стилизации рококо. Главные формообразующие элементы - корсет и фижмы - деформируют тело, уподобляя его очертания рокайльной арабеске.

Подобные метаморфозы находят продолжение и в пластике движений, и в бытовом поведении - в частности, в обеденных церемониях, внося в стиль рококо законченность формального порядка и демонстрируя весь образный строй его сложной системы. В этой метаморфозе заключено основное свойство рококо. Все, что оказывается в сфере его влияния, становится неопределенным, ненастоящим, каждая ведь скры-

вает свою суть, стремится казаться не тем, чем она является на самом деле.

Вся эфемерность и фантастичность рококо, требующая для его восприятия силы воображения, оказывается искусственной, словно тонко срежиссированный спектакль. Так, интерьер салона рококо становится сценическим пространством. По закону театра вещь, помещенная в сценическое пространство, становится образом самой себя, наделяется теми свойствами, которых требует от нее спектакль. Таким же образом любая вещь, составляющая интерьер рококо, оказывается лишь образом, знаком самой себя, сплетенным из сложнейших арабесок, по сути, представляющих собой не более чем фантастические композиции. Весь набор стилистических приемов рококо направлен на создание иллюзии пребывания в ином, фантастическом пространстве, что порождало определенный стиль жизни, характер поведения, материальную и духовную среду. Именно тотальная театрализация эпохи родила иллюзию метаморфозы всего предметного мира рококо, явившейся одной из главных особенностей художественной системы стиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.