Научная статья на тему 'О некоторых особенностях детской лексики (на примере китайского языка)'

О некоторых особенностях детской лексики (на примере китайского языка) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
432
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шевцова Н. И.

This article, written on Chinese materials, introduces some of the lexical peculiarities of Chinese children from 3 to 4 years. It analyses lexical composition (from quantitative'and qualitative sides), using frequency in parts of speech, key words. It tells about some difficulties in mastering parts of speech (e.g. Chinese classifier). Lexical using and mastering are written from the peculiarities of children's unformed thinking.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Distinctive Features of Children's Speech in Chinese Language

This article, written on Chinese materials, introduces some of the lexical peculiarities of Chinese children from 3 to 4 years. It analyses lexical composition (from quantitative'and qualitative sides), using frequency in parts of speech, key words. It tells about some difficulties in mastering parts of speech (e.g. Chinese classifier). Lexical using and mastering are written from the peculiarities of children's unformed thinking.

Текст научной работы на тему «О некоторых особенностях детской лексики (на примере китайского языка)»

ЛИНГВИСТИКА

Н. И. Шевцова

кандидат филологических наук, ДВГУ

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ

ДЕТСКОЙ ЛЕКСИКИ

(НА ПРИМЕРЕ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА)

Проблемы детской речи не так давно стали привлекать внимание китайских исследователей: большинство работ относится к середине 80-х — началу 90-х гг. В отечественной китаистике данная область также является малоизученной, поэтому думается, что предлагаемая статья, в основе которой лежат результаты наблюдений, проведенных китайскими учеными, в какой-то степени положит начало восполнению этого пробела.

Анализ источников на китайском языке (КЯ) свидетельствует о том, что исследователи (Цзи Хэнцюань, Ли Сяннун, Чжоу Гогуан, Чжоу Чуньлань и др.) изучают детскую речь с точки зрения фонетических, лексических, грамматических особенностей с учетом

принадлежности ребенка к определенной возрастной группе. При этом отмечается, что исследования носят несовершенный характер, т.к. в данный момент находятся только на начальной стадии. Однако даже эти неполные сведения дают определенные представления об особенностях детской речи, позволяют поэтапно проследить возникновение, закрепление и становление речевых единиц, уяснить причины и характер их появления в определенный возрастной период, увидеть проблематику изучения детской речи. Описание и изучение детской речи имеет не только лингвистическую значимость, но носит и прикладной характер, т.к. помогает вырабатывать рекомендации по развитию детского мышления, расширению кругозора детей, формированию грамотной и правильной речи.

Для исследователей и преподавателей КЯ данная область также представляет интерес, т.к. выявляет особенности разговорной китайской речи вообще и детской речи, в частности, позволяет проследить становление грамматических конструкций и характер их усвоения носителями языка — детьми — в естественной языковой среде, т.е. выявить закономерности овладения родным языком. В методическом плане количественные и качественные характеристики детс-

кой речи позволяют сравнивать их с результатами обучения КЯ в чужеродной среде и выявлять те моменты, на которые необходимо обратить внимание в процессе обучения.

В данной статье будут рассмотрены некоторые вопросы, связанные с особенностями лексики китайских детей, главным образом, в возрасте от трех до четырех лет. Приводимые нами данные количественного и качественного характера — результат наблюдений за 26 детьми младшей группы одного из детских садов в провинции Хэбэй. Состав словаря изучался методом анализа магнитофонных записей разговора детей во время игр в непринужденной обстановке.

Одним из важных факторов при овладении речью является наличие языковой среды, в которой развиваются дети. Безусловно, этот фактор не единственный, т.к. овладение речью представляет собой сложный, многосторонний психический процесс. В развитии речи ребенка наблюдаются определенные особенности, прежде всего, это постепенность процесса, поэтапность. Возраст от трех до четырех лет — один из таких важных этапов в овладении языком.

Анализ лексического уровня речи показал, что ребенок в этом возрасте имеет в запасе 1228 лексических единиц1. По мнению китайских исследователей, эта цифра представляет собой не среднее количество лексических единиц данной возрастной группы, а лексический запас конкретного детского коллектива в целом, причем это число должно превышать лексический словарь любого отдельного ребенка из этой группы. Существуют и другие количественные показатели этого возрастного периода: 2346 слов, 1926 слов, 1540 слов2. Причина разных результатов подсчета видится не только в различных методах исследования, характере связи с языковой средой, но и в различиях между языками.

По морфологической принадлежности слов данные распреди-лились следующим образом (%): 53,5 — существительные; 29,6 — глаголы; 3,5 — прилагательные; 2,9 — местоимения; 2,5 — счетные слова; 3,9 — наречия; 1,5 — предлоги; 0,6 — союзы; 1 — междометия и 1% — частицы и служебные морфемы*.

Важно отметить, что первые пять групп слов, согласно китайской классификации, относятся к знаменательным и составляют 92% всей лексики детей, остальные 8% слов — служебные3. Полагаем, что подобное соотношение между знаменательными и служебными словами является особенностью данного возрастного периода, который отражает активное пополнение лексического запаса за счет знаменательных слов, как правило, с конкретным значением, тогда как в плане овладения служебными словами отмечается значительное отставание. Так, например, в этот период в речи китайских детей отсутствуют звукоподражания, нет четкого разграничения между разрядами частиц и служебными морфемами. В дальнейшем же это соотношение изменяется: так, уже у 6—7 летних детей оно составляет 87,8% к 12,2%4

* Так как среди китайских исследователей нет единого понимания термина чжуцы, который может как включать, так и исключать юйцисы (или юйци чжуцы), в данном конкретном случае приемлемым оказывается предложенный перевод.

Несмотря на то, что более половины составляют существительные, однако по количеству словоупотреблений на первое место выходят глаголы (28,1%), затем идут имена существительные (25,7%), местоимения (18,1%), прилагательные (3,7%), наречия (9,6%), счетные слова (1,6%), предлоги (3,5%), союзы (0,1%), частицы и служебные морфемы (9,3%), междометия (0,2%). Причину выхода на первое место глаголов и перемещение на второе существительных китайские исследователи видят в следующем: 1) часть глаголов может употребляться как

существительные, 2) частое употребление местоимений ведет к замене существительных, 3) короткие синтаксические построения в данной возрастной группе часто допускают употребление после глагола лишь одного существительного, 4) синтаксические построения более протяженных структур также могут обходиться без существительных, например: ТА ДА ВО «Он бьет меня», ТА ТУЙ ВО «Он меня толкает», ВО ЭЛА «Я проголодался». Интересно отметить и тот факт, что глаголы, встречающиеся в речи детей, чаще представляют собой однослоги .

По частотности употребления различных частей речи данные распределяются следующим образом (%): существительные — 2,5, местоимения — 32,8, прилагательные — 5,5, наречия — 12,4, счетные слова — 3,4, предлоги — 11,6, союзы — 1,1, частицы и служебные морфемы — 49,1, междометия — 1,4. Обращает на себя внимание высокая частотность употребления местоимений, что является, по мнению исследователей, одной из языковых особенностей данного возрастного периода. Это говорит о том, что в речи ребенка 3—4 лет местоимения часто замещают слова с конкретным предметным значением, и означает, что детское сознание в этот период тесно связано с конкретными предметами окружающего мира и еще не перешло в область абстрактного.

Употребление существительных различных семантических групп в детской речи

Семантическая группа Кол-во лексич. единиц %

Предметы обихода и

средства передвижения 127 19,3

Культура 70 10,6

Питание 68 10,3

Обращение (к людям) 63 9,5

Время 59 8,9

Животный мир 49 7,4

Общественные явления 45 6,8

Одежда 39 5,9

Жилище 32 4,9

Тело человека 31 4,7

Политика 24 3,6

Природные явления 19 2,9

Медицина 17 2,6

Растения 13 1,9

Абстрактные существительные 2 0,3

Не менее интересные данные приводятся о частном употреблении лексических единиц по частям речи:

Существительные Лаоши (воспитатель) — 227 мама (мама) — 105 цзя (дом, семья) — 62 баба (папа) — 54 хуай-дань (негодяй) — 30

Местоимения

Глаголы

ши (быть, являться) — 225 ю (иметь) — 97 чи (есть, кушать) — 79 кань (смотреть) — 58 цюй (идти) — 52

Прилагательные

хао (хороший) — 48 да (большой) — 47 сяо (маленький) — 42 Предлоги

гэй (употр. с дат. пад.) — 67 цзай (в) — 53

ба (показатель инверсии прямого дополнения)— 23

во (я) — 582 ни (ты) — 161 чжэ (эта, этот) — 76 Наречия

бу (отрицание не — 128 цзю (сразу) — 100 хай (еще) — 63

Частицы и служебные морфемы ла (фразовая частица) — 204 ди (определительная морфема) — 152 а (разговорная частица) — 62

Из этих слов китайские исследователи выделяют так называемые «опорные слова», к которым относятся: во, лаоши, ши, ла, ни, ди, бу, ма, цзю, ю, чи, та, а, цзя, кань, баба, цзай, цюй, чжэ. Частое употребление лексических единиц во, лаоши, ни, ма, та, баба, чжэ означает, что ребенок сам по себе, а также его окружение в лице воспитателя, матери, отца и нескольких друзей представляют основное содержание его языка, приковывают к себе детское мышление. Частое употребление слов ши, бу, ю связано с большим употреблением форм утверждения и отрицания в детской речи. Происходит это потому, что в возрасте от 3 до 4 лет у ребенка еще не сформировались четкие представления и знания о предметах окружающего мира, поэтому его языковое отношение к ним выражается часто довольно просто в форме утверждения или отрицания.

Таким образом, возраст от 3 до 4 лет — это период, когда уже накоплен определенный запас языковых навыков, но процесс овладения языком еще не завершен. В лексическом плане это выражается в том, что в количественном отношении преобладают существительные с конкретным предметным значением и глаголы, обозначающие конкретные действия этих предметов. Однако по частоте употребления глаголы преобладают над существительными (это характерно и для других языков, напр, русского). Эгоцентрический характер детского мышления обнаруживает высокочастотное употребление местоимения во — «я». Малый процент счетных слов — 2,5% от всего словаря ребенка — свидетельствует о том, что дети от 3 до

4 лет испытывают большие трудности в овладении классификаторами. Высокая частотность среди них падает на гэ, которое замещает все остальные, другие же часто используются неправильно, например: — и чжи баба или — и тяо чэньшань6. Тематически разнообразная лексика из разряда существительных хотя и свидетельствует о расширении контактов детей с окружающей действительностью, однако характер «опорных» слов говорит о том, что окружающий мир ребенка по-прежнему узок. Из тринадцати выделяемых китайскими исследователями частей речи в этот период еще отсутствуют звукоподражания, которые являются одной из особенностей детской речи вообще7. Такие слова как а, ла, хотя и входят в число «опорных», однако рассматриваются исследователями в рамках одной части речи чжуцы, что свидетельствует, по-видимому, об отсутствии четких разграничений в их значениях в данный возрастной период. Конкретный характер мышления ребенка отражается и в особенностях освоения им лексики, неслучайно соотношение между знаменательными словами и служебными в этой возрастной группе составляет 92% к 8%. Вместе с тем в плане употребления глаголов детская речь, по-видимому, сближается с речью взрослых, для которой характерно преобладание односложных глаголов над двусложными8.

Думается, что приведенные в статье данные, характеризующие некоторые лексические особенности детской речи в возрасте от 3 до 4 лет, в целом не только не расходятся с данными по овладению речи детьми на примерах других языков, но и дополняют их сведениями, которые предоставляет КЯ.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Янь Кэлэ, Чжоу Чуньлань. Дуй сань — сы суй эртун юйянь ди чубу таньтао // Хэбэй шида сюэбао. 1979. №1. С.зб—44.

2 Там же.

3 Цзи Хэнцюань, Ци Яньпин. Лю ци суй эртун чжанво цыхуй цинкуан ди дяоча юй фэньси //Юйянь вэньцзы инюн. 1992. №4. С.84—90.

4 Там же.

5 Ли Сяннун, Чжоу Гогуан, Кун Линда. Эр — у суй эртун юньюн «ба» цзы цзюй цинкуан ди чубу каоча //Юйвэнь яньцзю. 1990. №4. С.43—50.

6 Эртун юйянь цзяосюэфа. Жэньминь цзяоюй чубаньшэ, 1992.

7 Цзи Хэнцюань, Ци Яньпин. Указ. сб.

8 Чэнь Цзяньминь. Ханьюй коуюй. Пекин: Бэйцзин чубаньшэ, 1984.

Natalia I. Shevtsova

Some Distinctive Features of Children's Speech in Chinese Language

This article, written on Chinese materials, introduces some of the lexical peculiarities of Chinese children from 3 to 4 years. It analyses lexical composition (from quantitative'and qualitative sides), using frequency in parts of speech, key words. It tells about some difficulties in mastering parts of speech (e.g. Chinese classifier). Lexical using and mastering are written from the peculiarities of children's unformed thinking.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.