Научная статья на тему 'О некоторых методах влияния наполеоновской пропаганды на общественное мнение'

О некоторых методах влияния наполеоновской пропаганды на общественное мнение Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2692
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОПАГАНДА / СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ / СТЕРЕОТИП / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / ФАЛЬСИФИКАЦИЯ / ИДЕОЛОГИЯ / МИФ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ундалов Алексей Михайлович

В статье рассматриваются некоторые методы наполеоновской пропаганды. Раскрывается место и роль пропаганды для легитимации режима Наполеона и создания его культа личности. Автор приходит к выводу, что достаточная прочность наполеоновского режима определялась целой системой средств господства и управления. Наряду с методами государственного принуждения и насилия, особую эффективность проявили методы создания благоприятного по отношению к власти общественного мнения. Пути пропагандистского воздействия на общественное мнение менялись и совершенствовались по мере превращения малоизвестного генерала в первого консула и всесильного императора Франции. Анализируются конкретные методы влияния на общественное мнение, такие как метод сравнения, использования стереотипов, замалчивания и фальсификации истории, социального лавирования. Особо отмечаются преимущества, формы и средства использования художественной пропаганды в прославлении режима Наполеона и его армии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых методах влияния наполеоновской пропаганды на общественное мнение»

УДК 327.57

А.М. Ундалов О НЕКОТОРЫХ МЕТОДАХ ВЛИЯНИЯ НАПОЛЕОНОВСКОЙ ПРОПАГАНДЫ НА ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

ДЗЕРЖИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ НГТУ ИМ. Р.Е. АЛЕКСЕЕВА

В статье рассматриваются некоторые методы наполеоновской пропаганды. Раскрывается место и роль пропаганды для легитимации режима Наполеона и создания его культа личности. Автор приходит к выводу, что достаточная прочность наполеоновского режима определялась целой системой средств господства и управления. Наряду с методами государственного принуждения и насилия, особую эффективность проявили методы создания благоприятного по отношению к власти общественного мнения. Пути пропагандистского воздействия на общественное мнение менялись и совершенствовались по мере превращения малоизвестного генерала в первого консула и всесильного императора Франции. Анализируются конкретные методы влияния на общественное мнение, такие как метод сравнения, использования стереотипов, замалчивания и фальсификации истории, социального лавирования. Особо отмечаются преимущества, формы и средства использования художественной пропаганды в прославлении режима Наполеона и его армии.

Ключевые слова: пропаганда, социальное управление, культ личности, стереотип, общественное мнение, фальсификация, идеология, миф.

Наполеон Бонапарт, воспитанный на идеях Просвещения, понимал и показал в своей государственной деятельности, как надо формировать и управлять общественным мнением в целях укрепления власти. Он образно сравнивал общественное мнение с капризной лошадью, которую правитель должен обязательно обуздать. [1, с.158]. Министр полиции и одновременно руководитель «Бюро по контролю за общественным мнением» Ж. Фуше в краткой форме раскрыл наполеоновскую программу воздействия на умы и сердца людей после Французской буржуазной революции: «Людьми и государствами отныне нельзя управлять по-старому..., ибо общественное мнение существует... Общественное мнение -это не только газеты, журналы и брошюры, это - театры, салоны, разговоры на улицах и т.д.» И если правительство, заключает Фуше, хочет спокойно спать на матрасах, а не на штыках, оно должно этим общественным мнением управлять. [2, с.158].

В условиях переходного политического режима и постоянных войн, требующих социальной стабильности и готовности населения к мобилизации самых разнообразных ресурсов, формирование благоприятного общественного мнения стало постоянной задачей Наполеона и его администрации. Наполеон вошел в историю не только как выдающийся полководец и государственный деятель, но и как теоретик и практик журналистики и пропаганды. Он занимался этим делом вплоть до самой смерти на острове Святой Елены, где закончил свои мемуары, носившие явно апологетический и пропагандистский характер.

На протяжении многолетней военно-политической деятельности Наполеона, в зависимости от быстро изменяющейся внутренней и внешней обстановки, цели влияния наполеоновской пропаганды на общественное мнение менялись. Но все-таки можно выделить важнейшие направления ее воздействия на массы:

• легитимация «нового порядка» (системы экономических, политических и духовных отношений, установившихся после Французской буржуазной революции), а также режима личной власти сначала первого консула, а потом императора Наполеона;

• поднятие духа французской армии в наполеоновских войнах;

• оправдание завоевательных походов Наполеона;

• прославление и создание культа личности Наполеона.

Первоначально главным каналом пропагандистского воздействия на сознание и поведение людей была печать. Возможности ее влияния на общественное мнение Наполеон удачно использовал в ходе своей первой кампании в Италии в 1796 году. Он возглавил значительно уступающую по численности противнику, плохо одетую и голодную итальянскую армию. Вошло в историю знаменитое обращение Бонапарта к своей армии: «Солдаты! У вас нет ни сапог, ни мундиров, ни рубах. Вам почти не хватает хлеба, а наши склады пусты. Тем временем у врага все имеется в изобилии. От вас лишь зависит, чтобы все добыть. Вы хотите и можете это сделать. Итак, вперед!». Эту и последующие прокламации широко распространяли среди солдат в виде листовок, читали перед строем. В 1797 году для целенаправленного и постоянного воздействия на солдат своей армии им были созданы две газеты - «Курьер итальянской армии» и «Франция глазами армии». Другой целевой аудиторией было население на завоевываемых территориях, а также местные влиятельные деятели, к которым направлялись особые письма и обращения, пытавшиеся их превратить в союзников или хотя бы в нейтральную силу. Кроме того, для популяризации успешных действий генерала и его армии в самой Франции, в Париже, стал выходить «Журнал Бонапарта и добропорядочных людей».

Распространявшиеся среди мирного населения прокламации представляли французскую армию как освободительницу Италии от австрийского владычества, будили патриотические чувства итальянцев. «Французский народ взялся за оружие ради свободы» -таков был неизменный рефрен обращений Наполеона к итальянцам. Освободительные идеи были хорошей ширмой для прикрытия истинных захватнических целей войны и выкачивания из Северной Италии миллионов лир контрибуции для победы над австрийской тиранией. С тех пор в войсках под командованием Наполеона, а затем и во всей французской армии действовали полевые типографии, печатавшие императорские прокламации и бюллетени. Пропагандистские методы и средства, примененные в итальянском походе, позволили приобрести молодому генералу огромную популярность во Франции и увеличить тем самым его шансы в борьбе за личную власть. Итальянский опыт управления общественным мнением был использован, расширен и системно организован на государственном уровне, когда Наполеон стал властителем Франции.

Успешность влияния на общественное мнение, по мнению Наполеона, невозможна без строгого контроля печатных изданий. Придя к власти в 1799 году, первым делом он закрывает 60 из 73 существовавших тогда парижских газет. Затем сокращает их число до восьми. [3]. Из сохранившихся газет только «Монитор юниверсаль» была объявлена официальной газетой. Автором многих анонимных статей и прокламаций в «Монитор» был сам Наполеон. Материалы, помещенные в этой газете, потом перепечатывались в провинциальных изданиях. Для управления развитием печати и ее содержанием активно использовалось законодательство. Это было весьма суровое законодательство, рожденное в годы революции. Так, один из законов устанавливал строгую ответственность вплоть до смертной казни за речи и призывы к свержению республики, убийству депутатов парламента. Другой закон под страхом тюремного наказания запрещал выход любого издания, если на нем не было имен автора и типографщика. В случае анонимности опасного материала привлекались к уголовной ответственности лица его продающие, разносящие и расклеивающие [3]. Рычаги управления прессой находились в министерстве полиции. Однако Наполеону было крайне важно поддержание у читателей иллюзии свободы журналистов. Для этого он требовал руководить прессой тайно, чтобы публика меньше замечала направляющую руку полиции. Помимо полиции в деятельность прессы постоянно вмешивался сам Наполеон. Он стал одним из первых политиков, который широко применял заказные статьи для освещения актуальных в данный момент политических тем.

Важнейшей целью пропаганды, как мы говорили ранее, была задача легитимации возглавляемого им политического режима. Одним из характерных методов оправдания наполеоновской системы власти был метод выгодного сравнения Франции Наполеона и

Франции королей. С помощью этого сравнения ставилась цель положительного влияния на общественное мнение путем показа достоинств нового режима на фоне мерзостей старого порядка. Где бы ни был Наполеон с походами, он лично определял темы и задачи заказных статей. Так, с наступлением 1809 года из воюющей Испании Наполеон указывал Фуше: «Я полагаю, что было бы полезно написать несколько хороших статей, которые бы сравнивали несчастье, угнетавшее Францию в 1709 году с цветущим состоянием империи в 1809 году. Нужно рассмотреть вопрос с точки зрения территории и населения, внутреннего преуспеяния, внешней славы, финансов и т. д.». «У вас есть люди, способные написать на эту очень важную тему 5-6 хороших статей, которые дадут хорошее направление общественному мнению. Можно писать по статье каждый месяц, под одним и тем же названием: 1709 -1809» [4, с.157-158].

Таким образом, тщательно подбирая темы и сюжеты, Наполеон целенаправленно старался создать и постоянно оживлять в народе выгодные для власти социальнополитические стереотипы. Кроме приема выгодного сравнения прошлого с настоящим, для легитимации власти использовались лозунги социального примирения внутри Франции. С их помощью Наполеон стремился после революции и гражданской войны объединить различные слои населения вокруг себя. После многих лет кровавой междоусобицы все основные классы, инициировавшие революцию, получили то, что хотели и нуждались во внутреннем мире. Наполеон чутко уловил эти настроения и заявлял, что он не является человеком какой-либо партии, что он «национален». Поэтому был выдвинут лозунг: «Ни красных колпаков, ни красных каблуков», т.е. ни якобинцев, ни аристократов. Во влиянии на общественное мнение проповедь социального мира была весьма эффективна по своим результатам. Она позволила наполеоновскому правительству, наряду с насилием и другими приемами пропаганды, долгое время обеспечивать социальную и политическую стабильность и успешно лавировать между классами. В числе мер, направленных на объединение нации, было введение Наполеоном новой награды - ордена Почетного легиона, который и сейчас является самой престижной наградой Франции.

Активно применялись в наполеоновской пропаганде и методы замалчивания и фальсификации истории. «Всякий раз, - говорил Наполеон, - когда происходит событие, неприятное для правительства, не следует его публиковать до тех пор, пока оно не станет хорошо известно. Потом тем более не следует его публиковать, потому, что оно уже будет известно всему миру» [3]. Оправдывая свой режим и его агрессивную политику, Наполеон широко использовал фальсификацию французской и мировой истории. Ярким примером подобного метода является созданный по прямому указанию Наполеона весной 1812 года перед вторжением в Россию объемистый труд «О возрастании русского могущества с самого начала и до XIX столетия», призванный сформировать мнение о России как прирожденном агрессоре, а русский народ представить как варварский. При помощи этой фальшивки Наполеон пытался подать свою агрессию против России как превентивную меру защиты и спасения всей Европы от неизбежного вторжения варваров с востока.

Особым направлением в наполеоновской пропаганде было прославление и создание культа личности самого Наполеона Бонапарта. Это направление пропаганды во многом также было связано с легитимацией наполеоновской системы власти. Наполеон ясно понимал, что не обладал традиционной, «милостью божьей», легитимностью королей. Важнейшим источником его власти была вера французского народа в харизму Наполеона-полководца, которая во многом зависела от его побед. Создание культа личности Наполеона началось еще во время итальянского похода через упомянутые ранее газеты, в которых генерал Бонапарт изображался выдающимся полководцем, поднявшим меч ради защиты народов и торжества справедливого мира.

Зная, какое огромное эмоциональное воздействие на общественное сознание людей самых разных сословий и культурного развития оказывают визуальные художественные образы, Наполеон умело использует искусство в своих интересах. По личному приказу

Бонапарта лучшие художники Франции писали батальные полотна на сюжеты наполеоновских войн. Особенно большой вклад в формировании героического мифа о Наполеоне изобразительными средствами внес выдающийся художник Антуан Гро. Его шедевр «Наполеон на Аркольском мосту» положил начало целой серии картин, посвященных прославлению Наполеона. На этой картине изображен момент боя при Арколе, когда Бонапарт выхватывает знамя и увлекает за собой солдат. Эта атака, предпринятая в первый день сражения, захлебнулась. Французы вынуждены были отступить, спасая своего генерала. Победа была достигнута только на третий день сражения. Однако эти детали, не вписывающиеся в героический миф Наполеона, художником, естественно, были упущены [5]. Сюжетной основой многих картин и литературных произведений о Наполеоне стали действительные события и поступки этого человека. Однако Наполеону правда была не нужна. Ему нужна была завораживающая и вдохновляющая миллионы поклонников легенда, ставшая основой его героического имиджа. В целом убедительность наполеоновской легенды, по мнению французского исследователя А. Собуля, объяснялась своеобразной интерпретаций реальных событий, переходящей порой в их фальсификацию. Она наделяла героя мотивами и целями, которыми на самом деле он, возможно, не обладал [6].

Много мифов вокруг Наполеона породил Египетский поход, описание которого публиковалось в «Мониторе», и потом эти мифы воспроизводились во многих книгах о великом полководце. Так, советский историк Е.В. Тарле описывает благородное поведение Наполеона, отказавшегося от лошади в желании разделить тяжесть перехода по пустыни со своими солдатами. Узнав, что для него сделали исключение, Бонапарт наказал виновника и в ярости закричал: «Всем идти пешком! Я сам первый пойду!». «За этот и подобные поступки солдаты больше любили и на старости лет чаще вспоминали своего генерала, чем все его победы и завоевания. Он это очень хорошо знал и никогда в подобных случаях не колебался; и никто из наблюдавших его не мог впоследствии решить, что и когда тут было непосредственным движением, а что - наиграно и обдумано» [7].

Особое место в истории наполеоновской пропаганды и создании его героического образа заняла картина А. Гро «Наполеон в госпитале чумных в Яффе». Она была написана по заказу полководца для разоблачения распускаемых англичанами слухов о том, что Наполеон приказал расстрелять больных французов при отступлении из Яффы. Наполеон действительно расстрелял, но только не французов, а несколько тысяч пленных турецких солдат. И он попытался с помощью волшебной силы искусства предстать перед современниками в совершенно ином свете. В первоначальных набросках картины художник хотел изобразить Наполеона, обнимающего больного чумой. Но они были отвергнуты, как слишком неправдоподобные. В окончательном варианте Бонапарт являет собой олицетворение лучших человеческих качеств, когда прикасается к опухоли чумного больного. Он совершает самоотверженный поступок на фоне боязливо стоящей за ним свиты офицеров, некоторые из которых с отвращением отворачивают голову от неприятной картины, прикрывают рот и нос платком. Хотя Наполеон действительно посетил госпиталь, очевидцы позднее отрицали подобное поведение генерала. Свидетель этой сцены адъютант Наполеона Бурьенн в своих воспоминаниях утверждал, что Наполеон не прикасался ни к одному больному. Поскольку, с одной стороны, это было опасно, а с другой - большинство несчастных находились при смерти и не могли говорить. [4, с. 161]. Между тем миф о мужественном поступке молодого генерала Бонапарта был запущен и в какой-то степени способствовал сохранению его репутации.

Еще одним из способов прославления Наполеона стало массовое производство и продажа по всей Франции небольших цветных лубочных картинок на дереве, изготовленных мастерами из города Эпиналь в Лотарингии. В начале XIX века мастера этого центра художественного ремесла прославились изготовлением миниатюр, где главной темой были подвиги Наполеона, его маршалов и солдат. Эти недорогие миниатюры, ориентируясь на непритязательные вкусы простых людей: крестьян, ремесленников, рабочих, мелких буржуа

и чиновников, - ярко и доходчиво изображали историю наполеоновских войн. Подчеркнем, что для неграмотных людей, которых в тогдашней Франции было достаточно много, образный мир этих миниатюр, наряду со слухами и рассказами очевидцев, стал важным каналом героизации Наполеона и формирования положительного отношения к его власти.

Наполеон и его режим возвышались также в таких сферах искусства, как поэзия, музыка, архитектура. Идеологи режима искали духовную опору и образцы для подражания в истории Римской империи. Подобно императорскому Риму, в Париже при Наполеоне были построены многие великолепные здания и сооружения, ставшие символами величия наполеоновской Франции, которые у французов и тогда, и сегодня вызывают чувство гордости за свою страну.

Укрепляя свой режим, Наполеон, как прагматичный политик, пересмотрел, разорванные во время революции отношения с католической церковью. Он хотел изменить отношение верующих в пользу власти в таком важном вопросе, как религия, и одновременно поставить церковь на службу государству. По заключенному с папой конкордату, епископы были обязаны приносить присягу в верности первому консулу. Сложилась интересная ситуация: католические священники еще недавно в массе своей проклинавшие революцию, стали молиться за благоденствие республики, первого консула, а потом императора. Императорский катехизис объявлял Наполеона представителем Бога на земле, и каждый верующий призывался быть покорным императору.

Итак, используя закон для контроля над прессой, искореняя инакомыслие и применяя массированную пропаганду, Наполеон скоро получил то, что хотел: полностью обуздал независимое общественное мнение и подчинил его официальной точке зрения. Его пропаганда достигла цели - миллионы французов боготворили своего императора. Режим Наполеона просуществовал с момента переворота 1799 года около 15 лет. Все это время, находясь в постоянных войнах и испытывая большое напряжение, особенно после поражения в России, наполеоновский режим, тем не менее, оставался прочным и до конца сопротивлялся объединенным армиям феодальной Европы. Причины его устойчивости состоят, конечно, в том, что Наполеоном было создано своего рода «полицейское государство», уничтожившее оппозицию. Однако главное объяснение этого явления в том, что большинство французов активно поддерживали политику Наполеона, видя в ней продолжение антифеодальной революции. Главной опорой режима Наполеона была крупная буржуазия и огромные массы парцеллярного крестьянства - классы, более всех выигравшие от революции. Рабочие тоже поддерживали режим, поскольку инстинктивно понимали, что буржуазный послереволюционный режим Наполеона в сравнении со старым феодальнодворянским порядком все-таки, несмотря ни на что, для них представляет прогресс. [7].

Таким образом, сила воздействия наполеоновской пропаганды состояла в том, что она выдвинула новые идеи свободы, равенства и братства, озарившие мир и увлекшие миллионы людей. Особенностью пропаганды было единство слова и дела. Для французов новые идеи не были абстрактными и воплотились в уничтожении абсолютизма, в буржуазных правах и свободах, возможности социального роста. Общее руководство пропагандой осуществлял выдающийся политик, который выработал стройную систему принципов и методов информационно-пропагандистского воздействия на общественное мнение. Главный источник силы пропаганды был в том, что она выражала насущные потребности и интересы большинства французского народа. Но как только войны, которые вела Франция, из справедливых превращаются в откровенно завоевательные, нарастает противоречие между реальными целями и их пропагандистским обоснованием. В пропаганде все большее место занимает идеология национализма и шовинизма (термин «шовинизм» связан с солдатом по имени Шовен -ярым поклонником наполеоновских войн), наиболее подходящая для оправдания завоевательных походов.

Библиографический список

1. Туган-Барановский, Д.М. «Лошадь, которую я пытался обуздать». Печать при Наполеоне [Текст] // Новая и новейшая история. 1995. №3. С. 158-179.

2. Сироткин, В.Г. Отечественная война 1812 года [Текст] / В.Г. Сироткин - М.: «Просвещение», 1988. - 252 с.

3. Тарле, Е.В. Печать во Франции при Наполеоне I [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://

evartist.narod.ru/text2/35.htm (Дата обращения 20.12.2012).

4. Волковский, Н.Л. История информационных войн. Часть I [Текст] / Н.Л. Волковский - СПб.: «Полигон», 2003. - 735 с.

5. Аркольский мост. Сражение при Риволи. Бонапарт и Директория [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.licey.net/war/book2/most (Дата обращения 20.12.2012).

6. Собуль, А. Герой, легенда, история [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://vive-liberta.narod.ru/journal/nb_soboul_fe-69.pdf (Дата обращения 20.12.2012).

7. Тарле, Е.В. Наполеон [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.museum.ru/1812/library /tarle/part03.html (Дата обращения 20.12.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.