Научная статья на тему 'О некоторых компонентах певческого процесса в проекции исторического знания'

О некоторых компонентах певческого процесса в проекции исторического знания Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
95
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕВЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ / МОДЕЛЬ ЗВУКА / ОБЕРТОНОВОЕ НАПОЛНЕНИЕ / ВИБРАТО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сабитова Лариса Александровна

В статье рассматривается эстетика звука регента В.С. Орлова как исторический ориентир профессионального знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых компонентах певческого процесса в проекции исторического знания»

•^ПРАВОСЛАВНОЕ ИСКУССТВО_

Сабитова Лариса Александровна «О некоторых компонентах певческого процесса в проекции исторического знания»

О НЕКОТОРЫХ КОМПОНЕНТАХ ПЕВЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ПРОЕКЦИИ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Лариса Александровна Сабитова, заслуженный работник культуры Российской Федерации, профессор кафедры хорового дирижирования и сольного пения Омского государственного университета имени Ф.М. Достоевского, преподаватель Омской духовной семинарии

Аннотация. В статье рассматривается эстетика звука регента В.С. Орлова как исторический ориентир профессионального знания.

Ключевые слова. Певческая традиция, модель звука, обертоновое наполнение, вибрато.

ON SEVERAL COMPONENTS OF SINGING PROCESS FROM THE POINT OF VIEW OF HISTORICAL KNOWLEDGE

L.A.Sabitova, Honoured Cultural Worker of Russia, Professor of the Chair of Choral Conducting and Solo Singing Omsk State University named after F.M. Dostoevsky, Teacher of Omsk orthodox theological Seminary

The article is devoted to the sound aesthetics of the precentor Orlov V. S. as the historical model of professional knowledge.

Key words: Singing tradition, sound model, overtone content, vibrato.

п

I пыт хороуправления, связанный с историей русской хоровой школы, содер-1жит высочайшую степень профессионального певческого и управленческого мастерства. В данном контексте мы имеем в виду деятельность двух крупнейших хоровых коллективов России, заложивших основы профессионального образования в области хорового искусства, - Придворной певческой капеллы и Синодального хора. Практика работы с Синодальным хором на рубеже XIX—XX вв. является яркой страницей подвижничества регента Василия Сергеевича Орлова в области церковного хорового исполнительства.

Несомненно, актуальным и очень полезным было бы рассмотрение этого опыта. Начинающему регенту в современном временном пространстве необходимы реальные личностные ориентиры и предлагаемая нами триада: Синодальный хор, рубеж XIX—XX вв., регент В.С. Орлов - время, место, личность - являет собой пример средоточия, вершинности и качества науки хороуправления. Именно такие исто-

t)k 146 ACr^ftA'AGY^^

№ПЕ

омской православной духовной семинарии

С

рические периоды - «серебряный век» в искусстве хорового пения - должны быть резервуарами профессионального знания для начинающего дирижера и регента. На современном этапе развития певческой работы в хорах было бы полезно, особенно для обучающихся регентскому делу, обратиться к этой исторической практике.

Жанр академической хоровой музыки в России зародился в лоне церкви. Русское хоровое искусство своим развитием и расцветом во многом обязано многовековой и плодотворной деятельности двух упомянутых выше профессиональных церковных хоровых коллективов. Они стали средой, где в наибольшей полноте сохранялась традиционная национальная певческая звуковая культура. Московский Синодальный хор, первоначально - Хор патриарших певчих дьяков, образовался в XVI в. Благодаря жестким требованиям церковного руководства, хор тщательно оберегался от светских влияний западноевропейской музыки. Этот факт свидетельствует о том, что певчие дьяки Синодального хора в силу закрытости деятельности на протяжении веков сохраняли древнерусские напевы в их подлинном варианте, а также сохраняли манеру пения и особенности русского многоголосия. Сам стиль церковного пения требовал от певцов определенной манеры исполнения. Так, церковным напевам были характерны медленный темп, плавность и длительность музыкальных фраз. Церковные песнопения воспитывали у певца спокойное и протяженное дыхание, умение выдерживать звук в определенном тембре. Пение без сопровождения (а саре11а) в удобном среднем регистре, а также применение своеобразной распевной подголосочности вкупе с приемами цепного дыхания изначально являются особенностями русской манеры пения.

Звезда Синодального хора вспыхнула ярко во второй половине XIX столетия. Среди тех, кто стоял у истоков этого явления: С.В. Смоленский, В.С. Орлов, А.Д. Кастальский. В первую очередь стоит назвать имя Василия Сергеевича Орлова. Синодальный хор, в котором вырос с малых лет В.С. Орлов, настороженно встретил нового регента. Потребовалась огромная воля, высокие профессиональные качества и знание среды певчих, чтобы привести певческий коллектив в то качественное состояние, которое составило гордость русского церковного и в целом русского хорового пения.

Обратимся к тем скупым записям, которое нам оставило время. В вокально-хоровой работе регента Орлова наблюдается ряд характерных методических установок. Так, работа над дыханием складывалась из требований - «вдох через нос, расширение нижней части груди, задержка дыхания, что вкупе с мягкой атакой звука обеспечивали точность интонирования в момент начала фонации» [1]. Требование «петь вполголоса, определяло мягкую силу подсвязочного давления и проецировало звук фальцетного характера, с меньшей обертоновой наполненностью по тембру» [1]. Такое легкое фальцетное (верхнерезонаторное) звучание, сформированное на микстовой основе (соединение в звучании верхних головных и нижних грудных резонаторов), дополнялось выработкой близкой вокальной позиции. На это указывали такие его требования, как формирование звука впереди, направление его в область твердого неба, что в свою очередь определяло резонирование маски и прикрытое звучание.

Известна также отрицательная реакция Орлова на «попытки хористов «густить» звук, особенно в адрес вторых басов и октавистов» [1]. Известна и желательная тенденция регента при приеме в хор к понижению обертоновой наполнен-

№ 1, 2017 (2)

■^ПРАВОСЛАВНОЕ ИСКУССТВО_

Сабитова Лариса Александровна «О некоторых компонентах певческого процесса в проекции исторического знания»

ности тембра певчих голосов, поэтому и «пресекались любые попытки хористов «щегольнуть» яркостью индивидуальных тембровых характеристик» [2]. При приеме в хор предпочтительными были обладатели «простого тона, то есть - это голоса, в тембровом спектре которых значительно преобладал над частичными - основной тон» [2], поскольку такие голоса наилучшим образом сливались в хоровой ансамбль. В хоре стремились к накоплению «одинакового качества голосов, без вибрации» [2].

Таким образом, в процессе формирования эстетики звука наблюдается концептуальная позиция В.С. Орлова - снижение обертоновой наполненности зоны тембра певчих голосов, что находило выражение в следующем:

фальцетный регистр певчих голосов, сформированный на микстовой основе;

высокопозиционная настройка хора;

значительное понижение эффекта вибрато;

мягкая атака звука;

близкая вокальная позиция;

пение вполголоса как естественная динамика при вокализации; предпочтение, отдаваемое «бестембренным» голосам;

преобладание высоких звуковых частот в акустическом спектре Синодального хора.

Хоровой строй Синодального хора в период руководства им регента Орлова оценивался современниками и русскими, и зарубежными однозначно как уникальный. Н.М. Данилин находил «строй Синодального хора при В.С. Орлове - абсолютным» [3].

Взаимодополняющие друг друга, эти требования создавали почву для других положений концепта регента Орлова. Мягкая атака звука, пониженная динамическая шкала, медленные темпы духовных песнопений, ровное продленное дыхание создают условия для работы звукового смычка в non вибратном режиме. Данная позиция представляет интерес с точки зрения эстетики звука, необходимого в церковных песнопениях: практика постановки голосов певчих Синодального хора была направлена на исключение ярко выраженного вибрато из тембровой характеристики.

На современном этапе у певцов церковных хоров преобладает постановка голоса по типу классического вокального образования, возникшего гораздо позже, чем оформился весь чин церковно-певческой традиции (с полным набором таких показателей, как сила, обертоновые краски, вибрато, индивидуализация тембра голоса). Такое положение дел ведет к пестрому звучанию в хорах и несоответствию с эстетикой звука, потребного в церковной музыке. Начинающему регенту необходимо опираться на опыт регентов прошлого, научиться различать эстетику звуковой волны, приемы певческих требований к певцу хора от требований, предъявляемых к певцу-вокалисту. То, что хорошо и необходимо иметь в голосе солисту, не будет востребовано у певца хора. С приходом оперы, с появлением вокальных школ, увлечение тембрально яркими и большими по силе звука голосами классического направления отодвигает в тень воспитание истинно хорового певческого тона. И только подобные исторические хроники, связанные с воспоминанием о «великих регентах прошлого», помогают не забывать об истоках жанра хоровой музыки, о технологии звуковой работы и методах настройки церковного хора. Иными словами, наука хоро-управления имеет свои исторические традиции, поэтому создание певческой звуко-

№ 1, 2017 (2)

вой пластики доказательно и самодостаточно в руках грамотного хормейстера либо регента, но не вокалиста, воспитывающего сольный голос.

Методика хормейстерской деятельности Василия Сергеевича Орлова нашла отражение в работах С.В. Смоленского, А.Д. Кастальского, П.Г. Чеснокова и А.В. Никольского. Свой регентский опыт Орлов передал ученикам и сумел воспитать достойную смену замечательных дирижеров и регентов, таких как Н.С. Голованов, Н.М. Данилин, М.Г. Климов.

Деятельность Василия Сергеевича Орлова мыслится нами как «тоннель» реальных профессиональных знаний, через который должен пройти обучающийся. Анализ творческой деятельности этого замечательного дирижера на посту регента Синодального хора имеет цель повышения эффективности мышления обучающегося и получения богатых представлений о постановке певческого дела на рубеже веков. Владея таким знанием, начинающий регент способен на создание модели основных профессиональных постулатов в русле певческой традиции русской церковно-пев-ческой школы.

Библиографический список:

1. Глухов Л.В. В.С. Орлов - выдающийся деятель русской хоровой культуры и музыкального образования. - Пермь: ПГПУ, 1999.

2. Никольская-Береговская К.Ф. Русская вокально-хоровая школа от древности до XXI века. - М.: Владос, 2003.

3. Памяти Н.М. Данилина: письма, воспоминания, документы. - М., 1987.

^Л^бУ^Л^ 149 |С»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.