Научная статья на тему 'О некоторых итогах анализа программ по комплексному планированию социаль но-экономического развития муниципального образования «Кяхтинский район»'

О некоторых итогах анализа программ по комплексному планированию социаль но-экономического развития муниципального образования «Кяхтинский район» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
310
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЛЕКСНОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ИНДИКАТИВНОЕ И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / MUNICIPAL FORMATION / COMPLEX SOCIAL-ECONOMIC DEVELOPMENT / INDICATIVE AND STRATEGIC PLANNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александрова Дарья Николаевна

Статья посвящена проблематике комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований. В ходе исследования автор пришел к выводу о наличии у муниципальных органов проблемы связи практики и научных знаний в области индикативного и стратегического планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Александрова Дарья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About some results of the analysis programs on complex planning the municipality «Kyakhta district» social-economic development

The article deals with the complex programs of municipalities social-economic development. The author concludes, that there is a lack correlation between practice and scientific knowledge in the sphere of indicative and strategic planning.

Текст научной работы на тему «О некоторых итогах анализа программ по комплексному планированию социаль но-экономического развития муниципального образования «Кяхтинский район»»

вационного предпринимательства.

Отдельная и очень важная тема - это вопрос о необходимости широкого вовлечения в инновационный процесс предприятий малого и среднего бизнеса. Они обладают необходимой гибкостью, оперативностью, способностью к нестандартным решениям. Эффективная инновационная деятельность невозможна без совершенствования и создания новой нормативно-правовой базы, гармонизированной с международными нормами и правилами. Она должна быть ориентирована на развитие институтов кредитования, венчурного финансирования, страхования инвестиционных рисков для малых и средних предприятий, занятых инновационным бизнесом. В этой сфере необходимо также создание правовых условий для развития рынков долгосрочного заимствования капитала, в том числе фондовых рынков и лизинга, а также совершенствование системы налоговых и других инструментов стимулирования инновационной деятельности.

Одним из ключевых направлений государственной политики должно стать вовлечение в хозяйственный оборот результатов научнотехнической деятельности. Цель этого - повышение эффективности использования интеллек-

туальных ресурсов, создание региональной экономики, основанной на знаниях. Основа такой политики - принцип баланса интересов государственного и частного секторов экономики, независимо от отраслевой принадлежности и формы собственности предприятий.

Для комплексного и эффективного решения инновационных проблем требуется организация эффективного и заинтересованного, основанного на встречной инициативе взаимодействия органов власти с организациями, работающими в сфере науки и инновационного бизнеса.

Литература

1. Акимов А.А. Системологические основы инноватики. - М., 2002.

2. Гамидов Г.С. Инновационная экономика. - СПб., 2007.

3. Колосов В.Г. Введение в инноватику. - М., 2002.

4. Туккель И.Л. Управление инновационными проектами. - СПб., 1999.

Алексеев Александр Александрович - кандидат экономических наук, старший преподаватель ГОУ ВПО «ВосточноСибирский государственный технологический университет», e-mail: alexeevalexander@vandex.ru Alekseev Aleksander Aleksandrovich, сandidate of economical sciences, senior teacher of East-Siberian State Technological University, e-mail: alexeevalexander@vandex.ru

УДК 332.1 (571.54) Д.Н. Александрова

О некоторых итогах анализа программ по комплексному планированию социально-экономического развития муниципального образования «Кяхтинский район»

Статья посвящена проблематике комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований. В ходе исследования автор пришел к выводу о наличии у муниципальных органов проблемы связи практики и научных знаний в области индикативного и стратегического планирования.

Ключевые слова: муниципальное образование, комплексное социально-экономическое развитие, индикативное и стратегическое планирование.

D.N. Aleksandrova

About some results of the analysis programs on complex planning the municipality «Kyakhta district» social-economic development

The article deals with the complex programs of municipalities social-economic development. The author concludes, that

there is a lack correlation between practice and scientific knowledge in the sphere of indicative and strategic planning. Keywords: municipal formation, complex social-economic development, indicative and strategic planning.

В рамках организации и проведения мероприятий по привлечению студентов к комплексному планированию социально-экономического развития рабочая группа студентов факультета

экономики и управления осуществила выезд в Кяхтинский район Республики Бурятия с 20 по 24 сентября 2010 г.

Согласно плану мероприятий рабочей группой

были охвачены такие муниципальные образования, как «Зарянское», «Наушкинское», вне плана

- МО «Мурочинское», также в ходе исследования были проанализированы комплексные программы социально-экономического развития Кяхтинского района, г. Кяхты, в связи с этим проведен анализ муниципальных программ развития с позиции использования программно-целевого метода как инструмента управления устойчивым развитием территории.

Значимость данного мероприятия заключается в том, что в современных условиях развитие российской социально-экономической системы во многом зависит от уровня государственного управления территорией с учетом ее особенностей, обусловленных природными, ресурсными, демографическими, национально-культурными и другими факторами. При управлении территорией важнейшее значение имеет регулирование ее устойчивого социально-экономического развития. Вместе с тем проводимые в период реформ преобразования в социальной и экономической сферах привели к серьезным трансформациям в системе государственного управления. Они затронули в первую очередь уровень муниципальных образований и сельских поселений. Произошло сужение сферы применения методов целевого и программного управления. Долгосрочные национальные планы перестали разрабатываться и утверждаться, вместо них в соответствии с федеральным законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» составляются ежегодные прогнозы и программы различной временной продолжительности. В отличие от народнохозяйственного плана они рассматриваются в качестве более гибкого инструмента управления, и считается, что их применение способствует переходу от административно-командной к рыночной модели управления.

Между тем в условиях формирования новых структур управления программно-целевой метод призван выполнять функции согласования территориального и отраслевого аспектов регулирования, определения приоритетов на долгосрочную и среднесрочную перспективу, а также комплексного решения актуальных социальноэкономических проблем. Особое место в ряду программ занимают программы развития муниципального образования. Иными словами, это комплексные программы социально-экономического развития муниципального образования, т.е. нор-

мативные акты, включающие в себя концепцию, стратегический (при необходимости), долгосрочный, среднесрочный и годовой планы социальноэкономического развития муниципального образования, план основных шагов по реализации плановых решений и алгоритм актуализации планов. Также это прогнозно-плановые документы, формулирующие и согласующие по срокам, финансовым, трудовым, материальным и иным ресурсам реализацию стратегических приоритетов муниципального образования, а также текущую деятельность его экономического и социального секторов, обеспечивающие сбалансированное, устойчивое развитие муниципального района, городского округа, городского и сельского поселения.

Предметом исследования данной командировки выступили социально-экономические процессы устойчивого развития Кяхтинского района и программный метод управления им.

Объектом исследования - сельские поселения, расположенные на территории Кяхтинского района.

Методы исследования - в рамках системного подхода использовались различные методы и приемы социально-экономического исследования: сравнительный, индексный, исторический, метод аналогий и др.

В ходе анализа комплексных программ социально-экономического развития как МО «Кяхтинский район», так и сельских поселений, входящих в данный район республики, рабочей группой были сформулированы следующие выводы.

Общим замечанием к большинству рассмотренных программ стал явный «приоритет» в сторону решения текущих и назревших социальных проблем. В основном разработанные программные мероприятия наполнены мерами по обеспечению жизнедеятельности населения муниципальных образований. В недостаточном объеме уделено внимание проблемам реального сектора экономики (развитию промышленности, сельского хозяйства, малого и среднего бизнеса), являющегося основным ресурсом для повышения бюджетных доходов и всецело благосостояния населения района.

Зачастую текст комплексных программ состоит из описания фактического состояния и проблем развития муниципального образования, а также списка прогнозных показателей развития, которые входят в задачи муниципалитета на запланированной срок. Конкретные меры по до-

стижению этих прогнозов, их ресурсного обеспечения, в том числе приблизительного расчета финансовых, материальных, трудовых ресурсов и их профессиональной квалификационной подготовки в программных документах, либо отсутствуют в действующих программах, либо представлены слабо.

Стоит также отметить, что при создании данных программ социально-экономического развития не привлекались представители бизнес-сообществ, не учитывалось мнение научных кругов, не проводились опросы общественного мнения. Потому как, к примеру, для бизнеса целью реализации комплексных программ является развитие производства, повышение его рентабельности и конкурентоспособности. Для науки реализация комплексной программы могла бы привести к внедрению в производство научных достижений, открытий и разработок, т.е. к модернизации производства, созданию новых технологических звеньев, систем производств и структур управлений.

Предложения по корректировке рабочей группой сформулированы следующим образом. Мы понимаем, что формирование комплексных программ - процесс сложный, требующий усилий всех сторон, являющихся субъектами территориального планирования и управления. В связи с этим хотелось бы заострить внимание на нескольких основных моментах.

Существующие подходы по стратегическому планированию развития муниципального образования относятся к области стратегического менеджмента, где планирование является неотъемлемой частью управления. В стратегическом планировании определяются научно-обоснованные стратегические цели развития, программные мероприятия, исполнители и ресурсы. Стратегическое управление осуществляет достижение стратегических целей, их мониторинг, корректировку и связь с текущими тактическими задачами управления.

Стратегическое планирование развития муниципального образования отличается от привычного планирования не только особенностями объекта, но и необходимостью согласования интересов ключевых субъектов территории - населения и хозяйствующих субъектов, чьи интересы непосредственно связаны с данным муниципалитетом и чей потенциал и ресурсы позволяют существенно влиять на его развитие. Поэтому кроме традиционных, содержательных задач пла-

нирования и управления существенное внимание должно уделяться активному привлечению субъектов территории к вопросам местного самоуправления. Следовательно, необходим новый подход к управлению развитием муниципального образования, который помимо планирования и управления включает в себя третью составляющую, направленную на решение проблемы вовлеченности субъектов территории в эти процессы. Особенно это касается населения, поскольку население в системе местного самоуправления носит двойственный - субъектно-объектный - характер. Данное третье направление стоит рассматривать как стратегическое мышление, т.е. понимание о собственном предназначении, своем будущем и необходимости участия в управленческой деятельности. Поэтому программа стратегического развития муниципального образования должна представлять собой «стратегическую триаду» -единство процессов планирования, управления и мышления. Это способствует достижению баланса интересов и экономически взаимовыгодных отношений у всех участников стратегического планирования и управления (органы региональной и муниципальной власти, населения и бизнеса) для обеспечения эффективного функционирования и развития муниципального образования как подсистемы региональной экономики.

Другим основным фактором, определяющим степень достижения стратегических целей развития муниципального образования, является его потенциал. При этом процессы функционирования и развития муниципального образования предлагается рассматривать как динамическую модель преобразования имеющегося потенциала в используемые ресурсы.

Изучение опыта стратегического планирования развития муниципальных образований других субъектов федерации показывает, что проблемы, возникающие в процессе разработки и реализации стратегии, могут быть разрешены через преимущество использования такой формы стратегического планирования и управления, как индикативное. Индикативное планирование развития муниципального образования понимается нами как механизм координации интересов деятельности органов местного самоуправления, организаций, учреждений, предприятий всех форм собственности и населения, направленный на комплексное развитие территории, основанный на разработке системы индикаторов, характеризующих социально-экономические процессы, с

учетом перспективных целей и задач.

Управление развитием муниципального образования на основе индикативного планирования

- это форма управления, включающая организацию деятельности по индикативному планированию, прогнозированию, реализации индикативного плана и контроля за его выполнением. При этом под индикативным планом понимается перечень прогнозно-ориентированных индикаторов с установленными на определенный срок пороговыми значениями, являющимися руководством к действию для управленческих структур администрации города и ориентиром для хозяйствующих субъектов.

Общеизвестно, что в основе главной цели стратегии социально-экономического развития лежит повышение качества жизни населения. Тут стоит отметить, что главная цель для любого муниципального образования едина, т.е. это повышение качества жизни населения, тогда как состав и содержание целей более низкого уровня в каждом отдельном случае определяются местной спецификой. Для разукрупнения и конкретизации целей рекомендуется применять метод построения дерева целей объекта управления. Данное утверждение связано с тем, что при анализе комплексной программы социально-экономического развития Кяхтинского района теряется увязка главной (генеральной) цели с подцелями, не прослеживается четкая логика построения «древа целей».

В связи с этим рабочая группа считает необходимым при руководстве развитием социальной сферы муниципальных образований использовать сочетание программно-целевого метода с методами индикативного планирования, потому как возможен вариант достижения целей, предусматривающих коренные сдвиги в социальноэкономической сфере, которые не могут быть достигнуты при традиционных методах управления.

Для прозрачности и повышения эффективности муниципального управления необходимо обеспечить целенаправленное и периодическое информирование населения не только об основном содержании программ СЭР, но и о позитивных результатах, достигнутых в процессе их реализации. Поэтому рабочая группа считает целесообразным разработку инструментария мониторинга общественного мнения и процедуру его внедрения, который позволит оценить уровень происходящих изменений, его характер (негативный, позитивный) и, исходя из полученных данных, вносить

коррективы в реализуемые мероприятия.

С целью обеспечения эффективного взаимодействия при реализации мероприятий комплексных программ всех заинтересованных участников данного процесса: представителей общественности, науки, деловых кругов, городских и муниципальных властей был создан коллегиальный орган - Координационный совет. Создание данного органа позволит в дальнейшем учитывать интересы как населения, так и деловых кругов муниципальных образований, а также подкреплять принимаемые решения экспертной оценкой представителей науки.

Если затрагивать программу сельского поселения, то главный упор здесь должен быть сделан на развитие малого бизнеса, на использование природных ресурсов. Только под развитием малого бизнеса следует понимать не торговлю, а переработку сырья, производство (особенно продуктов питания, строительных материалов), оказание разнообразного вида услуг.

Большинство поселений района обладает значительными возобновляющимися природными ресурсами. Жители многих сел и деревень имеют возможность летом заработать на сборе и продаже дикоросов. Только значительно больше зарабатывают на этом закупщики - их усилиями организована скупка, доставка в города, дальнейшая переработка и продажа этих экологически чистых даров природы. А ведь оборудование по переработке таких продуктов питания не очень сложное и достаточно доступное. Организация процесса переработки на местах позволило бы частично решить проблему занятости сельского населения. Думается, что при формировании программ развития на селе необходимо более тщательно продумать это направление работы.

Говоря о проблемах и перспективах развития села, нельзя не упомянуть о необходимости развития индивидуального домостроения. Жилье

- это основа благополучия сельской семьи, дает возможность расширить сельскохозяйственное производство, увеличивает привлекательность деревни и снижает миграцию активного трудоспособного населения, особенно специалистов и молодежи. Активное строительство жилья закрепит молодежь в селе. Органам местного самоуправления необходимо определить стратегическим направлением своей деятельности развитие индивидуального жилищного строительства. Причем на основе использования современных

материалов, современных технологий строительства.

Подводя итог вышесказанному, стоит затронуть следующую проблему, возникшую у органов местного самоуправления исследуемых муниципальных образований, - это отсутствие практики и опыта разработки программ социальноэкономического развития с позиции стратегического и индикативного планирования, также это недостаток квалифицированных специалистов, нежелание хозяйствующих субъектов «идти на контакт», крайняя ограниченность во времени.

Главам муниципалитетов необходимо заострить внимание на том, что программа развития - это не только констатация сложившейся социально-экономической ситуации, перечисление индикаторов и прогнозная оценка развития. Программа - это в первую очередь комплекс конкретных мер, мероприятий по достижению этих самых индикаторов. Программа - это такой выбор пути следования, по которому пойдет муниципальное образование, выбор приоритетов развития на основе использования всех существующих резервов и ресурсов. Программа - это документ

с расчетами сырьевого, финансового, трудового, демографического баланса во взаимосвязи с временной привязкой развития экономического уклада района. Также это документ, учитывающий сложившиеся на местах рыночные отношения и социальные факторы. Поэтому все комплексные программы должны быть приведены в строгое соответствие с методикой разработки и реализации комплексных программ социальноэкономического развития муниципальных образований и переведены таким образом в практическую плоскость применения, где главной и приоритетной целью будет выход на самодостаточный уровень развития муниципального образования.

Александрова Дарья Николаевна кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Бурятского государственного университета. 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а, тел.: 8 (301-2) 21-37-44.

Aleksandrova Darya Nikolaevna, candidate of sociology, senior teacher of department of state and municipal management, Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin str. 24а, tel. 8 (301-2) 21-37-44.

УДК 338.47:332.142

Н.Ю. Сандакова

Концептуальные основы формирования высокоэффективной транспортной системы

в Байкальском регионе

В статье дается анализ транспортной системы Байкальского региона, рассматривается возможность создания новой высокоэффективной транспортной системы на базе экранопланов, сформулированы основные требования к новому виду транспорта в регионе, проведена сравнительная оценка некоторых эксплуатационноэкономических характеристик различных транспортных средств.

Ключевые слова: Байкальский регион, транспортная система, экраноплан.

N.Yu. Sandakova

The conceptual basis for forming highly efficient transport system in the Baikal region

In the article the Baikal region transport system is analyzed, it deals with a possibility of creation new highly effective transport system on the base of ground effect vehicle, the basic requirements to a new type of transport in the region are formulated and the comparative estimation of some operational and economic characteristics of different vehicles is given.

Keywords: the Baikal region, transport system, ground effect vehicle.

Байкальский регион включает в себя Иркутскую область, Читинскую область, Красноярский край, Республику Саха (Якутия), Республику Бурятия, Республику Хакасия и Республику Тыва. Байкальский регион занимает особое место в экономике России и имеет важное стратегическое значение для страны. Здесь сосредоточены

огромные природные ресурсы (каменный уголь, цветные металлы, минерально-строительные материалы), причем запасы угля, нефти, газа и гидроэнергии составляют основу базы топливных и энергетических ресурсов России. И это, несомненно, является сильной стороной региона. К слабым сторонам можно отнести недостаточно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.