Научная статья на тему 'О некоторых идеях экологического учения Н. Н. Моисеева'

О некоторых идеях экологического учения Н. Н. Моисеева Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2727
303
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОСФЕРА / НООСФЕРА / КОЭВОЛЮЦИЯ / ЭКОЛОГИЯ / ГУМАНИЗМ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / МИРОПОНИМАНИЕ / ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ КОМПРОМИССЫ / BIOSPHERE / NOOSPHERE / COEVOLUTION / ECOLOGY / HUMANISM / ECOLOGICAL STRATEGY / WORLD VIEW / CIVILIZATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шафигуллин В. А.

Опираясь на синтез естествознания и гуманитарных дисциплин, необходимо строить стратегию совместного развития природы и общества, которая должна стать научной базой для судьбоносных экологических решений для человечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME IDEAS OF N.N. MOISEEV’S ECOLOGICAL STUDIES

Basing on synthesis of the natural sciences and the humanities, it is necessary to build a strategy of nature and society joint development, that should become the scientific base for crucial ecological solutions for humanity.

Текст научной работы на тему «О некоторых идеях экологического учения Н. Н. Моисеева»

социальных ролей и смыслов. Россия - прав человека и индивидуальных социальных отношений. Россия - гражданского самоуправляющегося общества и равенства всех перед правом.

ЛИТЕРАТУРА 1. См.: Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. - М.: «Аспект Пресс», 2003. - С. 241; 2. См.: Политология. Курс лекций. Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Изд-во ЗЕРЦАЛО, 2000. - С. 466; 3. Цит. по: Соловьев В.С. История и будущность теократии (о церковной власти). - М.: Рудомино, 1994. - С. 131; 4. См.: Игнатов А. Богословские аргументы в политической борьбе // Вопросы философии, № 5, 1997. - С.17; 5. См.: Бердяев Н.А. Философия свободы. - М. «Сварог и К», 1997. - С.161.

О СООТНОШЕНИИ РЕЛИГИИ И ДЕМОКРАТИИ

Шафигуллин В. А.

Резюме

Демократии препятствуют те религии, которые не оставляют личности свободного пространства и выбора и претендуют на совершенство и завершенность, на религиозную регламентацию личной и общественной жизни, ее жесткое подчинение конечным целям.

ABOUT INTERRELATION OF RELIGION AND DEMOCRACY

Shafigullin V.A.

Summary

Democracy is prevented by religions, that don’t remain free space and choice for individual and claim the perfection and completeness, the religions regulation of private and public life, it’s strong obedience to final targets.

УДК 167:577.4 (092)

О НЕКОТОРЫХ ИДЕЯХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ Н.Н.МОИСЕЕВА

Шафигуллин В.А. - к.ф.н., доцент Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана

тел.: (843)273-97-75

Ключевые слова: биосфера, ноосфера, коэволюция, экология, гуманизм, экологическая стратегия, миропонимание, цивилизационные компромиссы.

Keywords: biosphere, noosphere, coevolution, ecology, humanism, ecological strategy, world view, civilization.

Н.Н. Моисеев считал важным исследовать философские и политологические проблемы общества в условиях переходного периода России, процессов самоорганизации (универсального эволюционизма), педагогические и этические проблемы формирования нового мировоззрения для пересмотра взаимоотношения человека и природы, идей эпохи ноосферы В.И. Вернадского и провозглашение коэволюции человека и биосферы как условия выживания человека на планете.

Н.Н. Моисеев использует понятие «ноосфера» для обозначения этапа развития человека, когда его коллективный разум и коллективная воля окажутся способными обеспечить совместное развитие (коэволюцию) природы и общества. Человечество часть биосферы, и реализация принципа коэволюции - необходимое условие для обеспечения его будущего. Обеспечение коэволюции человека и биосферы потребовало развития специальной синтетической научной дисциплины. Ее естественной составляющей стала экология. Эта наука должна быть гуманитарной [1]. Эта новая фундаментальная наука сделается научной базой судьбоносных решений для человечества.

В основе теории ноосферогенеза лежат новые принципы нравственности, универсальные для всей планеты, при всем различии культур населяющих ее народов. Помимо нравственных начал, необходима более глубокая моральная перестройка самого духа и смысла человеческой культуры, обретение нового смысла существования. Кардинальные изменения должны претерпеть структуры общественного устройства и общественных ценностей.

Думая о возможных подходах к решению подобных вопросов, Н.Н. Моисеев переходит в сферу духовного мира человека и вторгается в его взаимоотношения с обществом, с проблемой его готовности подчинить сегодняшнее поведение обеспечению будущих поколений. А подобные проблемы тесно связаны с особенностями культуры и цивилизаций. Это будут проблемы цивилизационных компромиссов [2].

Одна из первых трудностей, с которой столкнется человечество -объединение проблем создания общепланетарной научно-технической политики и проблемы раздела ресурсов, в том числе интеллектуальных. По мнению Н. Н. Моисеева, предстоит новая модернизация, и разные цивилизации будут по-разному воспринимать эту новую реальность. Руководители и ученые способны договориться о многом, но людские сообщества (цивилизации), могут не воспринять этой договоренности.

По мере развития экологии человека будет расти количество запретов, среди которых будут и такие, которые будут регламентировать рост народонаселения и вносить новые ограничения в то, что принято

называть свободой личности.

В современных условиях становится жизненно важным наиболее полное раскрытие творческого потенциала личности. Необходимо «напряжение творческого гения человечества, бесчисленное количество изобретений, открытий... необходимо как можно скорее максимально раскрепостить личность, создать возможности для раскрытия творческого потенциала любому способному к этому человеку» [3].

Важнейшая идея христианства, считает Н.Н. Моисеев, идея спасения всех. Именно она вполне современна и необходима. Но появились представления об избранности, наиболее четко проявившиеся в протестантских учениях. Развитие индивидуализма и скептицизма - этих язв современного западного общества, Н.Н. Моисеев воспринимает как одно из проявлений общего кризиса христианской культуры.

Формирование нравственного императива как совокупности моральных основ жизни планетарного общества XXI века постепенно вырастает в основную проблему современности. По убеждению Н.Н. Моисеева, необходимо преодолеть наносы двухтысячелетней эволюции, этику протестантизма и многое другое, что мешает учиться понимать реальность во всей ее обнаженности, учиться чувствовать себя включенным в Универсум и подчинять свою деятельность определенным императивам, и в частности - экологическому императиву.

Экология человека - наука, устремленная в будущее. Она строится на принципе, что ценности будущего не менее важны, чем ценности настоящего. Это наука о том, как передать Природу, наш общий дом нашим детям и внукам, чтобы им в нем было жить лучше и удобнее, чем нам.

Человек обязан чувствовать себя частицей Вселенной. Он должен знать, что возник не в силу чьей-то потусторонней воли, а в результате развития этого бесконечно огромного мира, и как апофеоз этого развития он обрел Разум, способность предвидеть результаты своих действий и влиять на события, которые происходят вокруг него, а значит, и на то, что происходит во Вселенной. Эти принципы Н.Н. Моисеев называет основой, фундаментом экологического мировоззрения, а значит, и основой экологии. Любое мировоззрение имеет много источников (религия, традиция, опыт семьи и т.д.), но все же одна из важнейших составляющих его - наука.

Первая основная, практически очень важная задача экологии человека - познать механизмы развития биосферы и тех процессов, которые в ней происходят. Какие-либо эксперименты с биосферой недопустимы. Мы можем лишь наблюдать происходящее, думать, рассуждать, изучать компьютерные модели. Эта новая фундаментальная наука сделается научной базой судьбоносных решений для человечества.

Н.Н. Моисеев внес предложения о формировании нового облика

политологии. Он увидел в политологии важнейшую составляющую экологии, связанную с необходимостью изучения и создания основ новой цивилизации, которая должна прийти на смену обществу потребления. Главная задача политологии - учиться находить и учитывать те силы, консолидация которых способна приостановить движение к экологической катастрофе.

Политология есть наука о политике. Политику обычно определяют как сознательную деятельность, направленную на достижение, удержание и использование власти в интересах социальных групп и их лидеров. По мере развития цивилизации, изменения характера взаимоотношения Общества и Природы будет меняться и характер политики. Люди во все большей степени будут зависеть друг от друга. Значит, у них будет все больше и больше общих интересов. Ну и главный - сохранить на Земле человечество. Политика все больше будет настраиваться на отыскание устойчивых, справедливых компромиссов. Такова логика развития общества, а значит, и политологии [4].

Н.Н. Моисеев говорит о необходимости нового курса -«Современное миропонимание». Современный человек должен видеть мир в его целостности. Такой курс должен предшествовать изложению обществоведческих дисциплин и философии, для которых он является необходимым введением. В этом курсе нужны книги, которые помогут изучающему спорить с иными авторами, вырабатывать свою собственную точку зрения. Н.Н. Моисеев считает важным пробудить мысль читателя и помощь обрести широту кругозора. Студент после такого курса совсем по-иному станет воспринимать философию, историю, естественные, инженерные и другие науки.

Все люди принадлежат к единому биологическому виду, и значит, для обеспечения стабильности рода человеческого необходимо должны быть некоторые универсалии, определяющие представления людей об окружающем мире и своих обязанностях по отношению к тому, что их окружает - по отношению к Природе и другим людям. Именно эти универсалии Н.Н. Моисеев называет миропониманием.

Процесс выработки миропонимания, формирование

мировоззренческих универсалий, помогающих людям выживать в критических ситуациях, и утверждение их в сознании людей не может быть спонтанным. Он должен стать процессом целенаправленной деятельности Коллективного Разума человечества. Понимание логики исторического процесса, его философии необходимо людям больше, чем когда бы то ни было [5].

Н. Н. Моисеев включает в понимание философии истории и ее рассмотрение с позиций естествознания, изучающего особенности саморазвивающихся динамических систем. Такой подход опирается на систему эмпирических обобщений и рассматривает человека в качестве

активного участника мирового процесса самоорганизации, способного вносить изменения в характер течения исторического процесса.

Н.Н. Моисеев верит в то, что появятся новые люди, которые будут вкладывать свои частные средства на развитие образования и науки с целью качественного изменения самого видения смысла современного образования, насыщения его экологическими знаниями.

ЛИТЕРАТУРА: 1. См.: Моисеев Н.Н. Коэволюция природы и общества. Пути ноосферогенеза // Экология и жизнь, № 2-3, 1997. - С. 7; 2. См.: Моисеев Н.Н. Думая о будущем // Экология и жизнь, № 1, 2002. - С. 5; 3. Цит. по: Моисеев Н.Н. Сохранить человечество на земле // Экология и жизнь, № 1, 2000. - С. 12; 4. См.: Моисеев Н.Н. Экологическая политика и математика // Экология и жизнь, № 4, 2002. - С. 6; 5. См.: Моисеев Н.Н. О мировоззрении и миропонимании // Экология и жизнь, № 4, 1999. - С. 8.

О НЕКОТОРЫХ ИДЕЯХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ Н.Н. МОИСЕЕВА

Шафигуллин В. А.

Резюме

Опираясь на синтез естествознания и гуманитарных дисциплин, необходимо строить стратегию совместного развития природы и общества, которая должна стать научной базой для судьбоносных экологических решений для человечества.

ABOUT SOME IDEAS OF NN. MOISEEV’S ECOLOGICAL STUDIES

Shafigullin V. A.

Summary

Basing on synthesis of the natural sciences and the humanities, it is necessary to build a strategy of nature and society joint development, that should become the scientific base for crucial ecological solutions for humanity.

УДК619:616.98:636.2:577.112.6:547.96

МИКОБАКТЕРИАЛЬНЫЕ АНТИГЕНЫ: СИНТЕТИЧЕСКИЕ ПЕПТИДЫ И РЕКОМБИНАНТНЫЕ БЕЛКИ

Шуралев Э.А. - к.в.н., с.н.с.

Казанский (Приволжский) федеральный университет тел.: (843) 233-75-10

Ключевые слова: mycobacterium tuberculosis; Mycobacterium bovis; туберкулез; серологические методы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.