Научная статья на тему 'О некоторых аспектах реализации государственной молодежной политики в Забайкальском крае'

О некоторых аспектах реализации государственной молодежной политики в Забайкальском крае Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
517
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежь / государственная молодежная политика
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых аспектах реализации государственной молодежной политики в Забайкальском крае»

Макарова О.А.

к.соц.н., доцент Забайкальского государственного университета

makarova108@mail.ru

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ

Ключевые слова: молодежь, государственная молодежная политика.

Современная государственная молодежная политика представляет собой, прежде всего, деятельность органов власти по созданию условий, обеспечивающих самореализацию молодого человека, социально-позитивную деятельность молодежных объединений и молодежных инициатив, деятельность по созданию определенных законодательством гарантий для молодежи в правовой, экономической и иных сферах жизни.

В современной литературе сложилось множество подходов к определению понятия «государственная молодежная политика».

Как отмечает З.А. Зумакулова «экстернально-политический подход интерпретирует государственную молодежную политику с точки зрения экономического, культурного и национального развития Российской Федерации. Согласно этому подходу, государственная молодежная политика представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути и сознательного участия в возрождении России.

В рамках институционально-социального подхода государственная молодежная политика - это деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных институтов, условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив, в том числе в самоорганизующемся гражданском обществе»1.

В документе «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р) государственная молодежная политика рассматривается как «направление деятельности Российской Федерации, представляющее собой систему мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового и научного характера, реализуемых на основе взаимодействия с институтами гражданского общества и гражданами, активного межведомственного взаимодействия, направленных на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи, расширение возможностей для эффективной самореализации молодежи и повышение уровня ее потенциала в целях достижения устойчивого социально-экономического

развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности страны, а также упрочения ее лидерских

~ 2

позиций на мировой арене» .

На современном этапе основные положения государственной молодежной политики в Российской Федерации определены «Основами государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», целями которой являются совершенствование правовых, социально-экономических и организационных условий для успешной самореализации молодежи, направленной на раскрытие ее потенциала для дальнейшего развития Российской Федерации, а также содействие успешной интеграции молодежи в общество и повышению ее роли в жизни страны. В основах государственной молодежной политики определены приоритетные задачи, предусматривающие ряд мероприятий, направленных на совершенствование социально-экономических, правовых и организационных условий.

Сегодня, в условиях сложившегося федеративного устройства государства, государственная молодежная политика реализуется на всех трех уровнях управления, где учитываются специфика и особенности уровневого механизма ее реализации, ресурсная база и доля представительства молодежной группы в данном процессе.

Система управления государственной молодежной политикой на федеральном уровне представляет собой многоуровневый процесс, включающий деятельность всех ветвей власти. Практически все федеральные министерства и ведомства в той или иной степени занимаются решением проблем молодежи. Главным механизмом участия в решении проблем молодежи является реализация ими социальных программ, по которым они выступают генеральными заказчиками, включая в свои социальные программы подпрограммы, а также разделы по работе с молодежью.

1 Зумакулова З.А. Роль и значение молодежи в структуре гражданского общества // Вопросы экономики и права. 2015. -№ 1. - С. 23.

2 Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года - http://government.ru/ media/files/ceFXleNUqOU.pdf

«Учитывая тенденции социально-экономического и общественно-политического развития России на среднесрочную перспективу, государственная молодежная политика в Российской Федерации будет реализована по следующим приоритетным направлениям:

- вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития;

- развитие созидательной активности молодежи;

- интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества»1.

Система управления государственной молодежной политики на региональном уровне включает в себя, прежде всего, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В каждом субъекте Российской Федерации имеются свои региональные органы, осуществляющие молодежную политику. В Забайкальском крае основным органом власти, осуществляющим молодежную политику является Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края. Это исполнительный орган государственной власти Забайкальского края, который вырабатывает и реализует государственную политику; осуществляет управление в сфере образования, науки, молодежной политики, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет; осуществляет нормативное правовое регулирование в пределах установленных полномочий.

Министерство осуществляет свои полномочия по трем направлениям: образование, наука и молодежная политика. В области молодежной политики Министерство:

- осуществляет региональные и межмуниципальные программы и мероприятия по работе с детьми и молодежью;

- определяет и реализует основные направления работы с молодежью в целях обеспечения соблюдения прав молодежи, обеспечения гарантий в сфере труда и занятости, содействия предпринимательской деятельности молодежи, формирования условий, направленных на ее физическое и духовное развитие, оказания государственной поддержки молодой семье, талантливой молодежи, деятельности молодежных и детских объединений;

- вносит в установленном порядке предложения по правовому регулированию вопросов, затрагивающих интересы детей и молодежи;

- вносит и в пределах своих полномочий реализует предложения по определению мер обеспечения дополнительных социально-экономических и правовых гарантий в области труда и занятости молодежи, предпринимательской деятельности молодых граждан, предоставления им социальных услуг, поддержки молодых семей, талантливой молодежи, создания условий для физического и духовного развития молодежи, для деятельности молодежных и детских объединений;

- организует проведение научных исследований в целях реализации молодежной политики;

- организует привлечение внебюджетных источников финансирования инновационных молодежных и детских программ;

- в пределах своих полномочий осуществляет контроль за соблюдением законодательства о молодежи всеми юридическими лицами независимо от форм собственности, гражданами.

Приоритетными направлениями региональной молодежной политики в Забайкальском крае являются научные, спортивные, политические и творческие мероприятия для молодых и талантливых, число которых за последние несколько лет увеличилось. Сегодня, молодежная политика Забайкальского края реализуется по четырем направлениям:

1. Поддержка талантливой молодежи;

2. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи;

3. Содействие вторичной занятости молодежи;

4. Поддержка молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации.

Результатами совместной деятельности исполнительных и законодательных органов Забайкальского края являются принятые еще в 2010-2011 гг. краевые целевые долгосрочные программы:

- «Допризывная подготовка и патриотическое воспитание молодежи Забайкальского края», разработанная в целях развития краевой системы допризывной подготовки и патриотического воспитания молодежи Забайкалья;

«Жилище», целью которой является комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан с различным уровнем дохода;

«Молодежь Забайкалья» создана для оказания помощи молодежи при трудоустройстве, проведения консультаций по вопросам жилищного законодательства, воспитания детей.

Важнейшими событиями последних лет в развитии краевой молодежной политики стали мероприятия Всероссийского года молодежи и заседание Консультативного Совета глав муниципальных образований Забайкальского края, в ходе работы которого было проанализировано состояние молодежной политики в крае, выработаны предложения и рекомендации по ее дальнейшему совершенствованию на региональном и муниципальном уровнях.

На муниципальном уровне молодежная политика воплощается:

- в реализации региональных программ «Молодежь» и разработанных на их основе муниципальных программ;

- в обеспечении выполнения постановлений и решений вышестоящих органов государственной власти и органов местного самоуправления, касающихся решения молодежных проблем;

- в разработке проектов нормативных документов, подготовке проектов решений и постановлений органов местного самоуправления по вопросам молодежной политики;

1 Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 года (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г.). - http://pandia.ru/text/80/116/44533.php

- в организации информирования молодежи о наличии возможностей реализации её интересов в сфере трудоустройства, образования, профориентации и профессиональной подготовки, культуры, досуга, спорта и туризма;

- в организации работы по реализации принятых программ, решений по проблемам молодежи;

- в участии в заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних, подготовка вопросов на заседание комиссии;

- в организации на территории городского поселения мероприятий для подростков и молодежи, детских праздников;

- в координации взаимодействия с общественными организациями молодежи, школьников, Советом воинов-интернационалистов, общественными движениями, оказании им помощи;

- в реализации Конституционных прав и интересов молодежи;

- в организации конференций, семинаров, совещаний по вопросам молодежной политики;

- в участии в обеспечении оздоровления, отдыха, занятости молодежи, координации усилий всех ведомств в предупреждении правонарушений молодежи.

Муниципальная молодежная политика как самостоятельная отрасль деятельности была выделена с начала становления местного самоуправления. Ее роль, положение, функции вытекают из задач местного самоуправления (укрепление стабильности территориальных сообществ, повышение качества жизни населения, его жизнеобеспечения), определяется близостью этого уровня власти нуждам, потребностям, проблемам и интересам населения.

Главным условием реализации Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Закон о МСУ) от 06.10.2003 № 131-ФЗ принятого Государственной Думой Федерального Собрания РФ 16.09.2003 года является осуществление проявленной населением инициативы в самостоятельном решении местных проблем через органы местного самоуправления. Под этим углом зрения муниципальная молодежная политика определяется как интеграция усилий различных субъектов социальной жизни: органов государственного и муниципального управления, общественных объединений, граждан, предприятий различных форм собственности. На уровне муниципальной молодежной политики есть реальная возможность осуществить принцип адресности, создать условия для реализации интересов молодых граждан и социальных групп. На муниципальном уровне особенно ощутимы различия в направлениях молодежной политики. С одной стороны, это в целом позитивное явление, но, с другой стороны, молодежная политика ограничивается отдельными вопросами, а молодежь - объект этой политики, не получает целостного решения своих жизненно важных проблем.

Конкретное выражение муниципальной молодежной политики определяется сложившимся образом жизни населения, культурно-историческими традициями, социально-политической ситуацией и зависит от характера самоопределения города в региональном, российском, наднациональном пространствах.

Муниципальная молодежная политика является продолжением государственной молодежной политики и составной частью муниципальной социальной политики, в основу понимания которой положено определение молодежи как одного из основных социальных факторов, необходимых для целей развития и технического прогресса общества. Формируя свое мировоззрение, молодежь задает направленность социально-экономического развития общества.

Молодое поколение нашего общества живет в постоянно меняющемся мире. Происходят изменения не только социально-экономические, но меняются ценности и убеждения молодежи. Социологическое исследование, проведенное Молодёжным парламентом при Законодательном Собрании Забайкальского края показало, что социальные ценности молодежь ранжирует следующим образом: наличие крепкой семьи и хороших детей; материальное обеспечение; здоровье и силы; более оптимистическое отношение к будущему; наличие веры в свои силы.

Положение молодежи в обществе определяется рядом объективных и субъективных факторов, среди которых -уровень материальной обеспеченности, возможность получить образование, сделать карьеру, реализовать свои гражданские права и социальные гарантии. Материальное положение молодежи во многом определяет его социальное самочувствие.

Молодежь, в основном, не придерживается идеи равенства, хотя считает, что государство должно смягчить неравенство, причину бедности молодое поколение видит как в личных качествах неимущих людей, так и в наличии объективных условий. В связи с этим возрастает необходимость поддержки органами местного самоуправления мер по реализации муниципальной молодежной политики.

Сегодня в городском округе «город Чита» продолжается работа по реализации молодежной политики, направленная на создание условий для успешной социализации, эффективной самореализации молодежи, раскрытие ее потенциала и поддержки талантливых детей и молодежи и привлечение наибольшего числа инициативных людей.

Так, по данным отчета1 Руководителя Администрации городского округа «город Чита» на эти цели в 2015 году направлено средств в объеме 1,2 млн. руб. В рамках реализации молодежной политики, были проведены следующие мероприятия:

- конкурс «Сохраним будущее», «Живи, Россия» - в финале конкурса приняло участие 500 человек из 80 учреждений города;

- конкурс социальной рекламы - в конкурсе приняли участие 10 образовательных организаций;

- конкурс лидеров школьного самоуправления «Прорыв 2015» в рамках поддержки талантливой молодежи;

- форумы «Чита - город молодых» и «Молодежь за здоровый образ жизни!»;

1 Отчет Руководителя Администрации городского округа «город Чита» о результатах своей деятельности и о результатах деятельности Администрации городского округа «город Чита» в 2015 году.

- летняя профильная школа молодежного актива «Смена», в ходе которой проведены различные мастер-классы, как творческого содержания, так и по написанию социальных проектов, направленных на поддержку и развитие молодежных инициатив в городе;

- акции по профилактике алкоголизма и наркомании, токсикомании и СПИДа, «Чита - это наш с тобой город», «Весенняя Неделя Добра» под девизом «Мы вместе создаем наше будущее!» (в акции приняли участие более 5 тысяч человек, собрано около 10 тонн вещей и направлено погорельцам и нуждающимся семьям города и края), в рамках экологических десантов в период «Весенней недели добра» (убрано более 40 тонн мусора);

- месячник военно-патриотического воспитания, проведение военно-патриотических игр «Служить отчизне готов» (веревочный курс допризывника) и «За гранью» (марш-бросок и школа безопасности). Приняло участие около 100 человек, среди которых школьники, студенты, работающая молодежь.

Создан Муниципальный штаб регионального отделения волонтерского корпуса «Волонтеры - 70», который активно принимал участие во всех мероприятиях, посвященных празднованию 70-летия Победы. Студенты образовательных организаций системы среднего и высшего профессионального образования принимали активное участие в эколого-патриотической акции «Я помню! Я горжусь!» по благоустройству памятных мест Читы.

За отчетный период на 20% выросло количество волонтерских отрядов, увеличилось число инициативной молодежи, желающей активно участвовать в реализации молодежной политики на территории города Чита.

Число общественных объединений и организаций, зарегистрированных в Забайкальском крае, составляет 470 объединений по состоянию на 2016 год, из них 73 общественных объединения, уставы которых предусматривают участие в выборах. В Забайкальском крае на долю общественных организаций приходится 66% (310 организаций) от общего количества зарегистрированных общественных объединений, на второе место выходят иные виды общественных объединений - 30% (143 объединения), из которых большую часть так же, как и в России в целом, составляют профессиональные союзы - 89% (127 союзов).

В Забайкальском крае активизировалась деятельность студенческих отрядов, которых студенты могут участвовать в творческой, социально полезной, социально значимой деятельности в свободное от учебы или основной работы время. Особенностью отрядного движения в Забайкальском крае является широкий спектр направлений деятельности студенческих трудовых и волонтерских отрядов, что позволяет удовлетворить различные интересы (см. рис. 1).

Рисунок 1.

Направления деятельности студенческих отрядов Забайкальского края

На территории Забайкальского края осуществляет свою деятельность Молодежная общероссийская общественная организация «Российские студенческие отряды» (МООО «РСО»). По данным Забайкальского регионального отделения МООО «РСО» в Забайкальском крае на 2015 год зарегистрировано 14 студенческих отрядов, в деятельности которых участвуют 500 бойцов.

С образованием в 2013 году Забайкальского регионального отделения молодежной общероссийской общественной организации «Российские Студенческие Отряды» (далее - МООО «РСО») была составлена его программа развития на 2014-2016 годы.

Мероприятия программы разработаны по двум ключевым направлениям:

- создание условий для развития Забайкальского регионального отделения МООО «РСО»;

- проведение мероприятий, направленных на развитие движения студенческих отрядов в Забайкальском крае.

В период с 2014-2015 год Забайкальским региональным отделением МООО «РСО» были организованы такие мероприятия как:

- Методические семинары «Настройся на будущее»;

- I Слет студенческих отрядов Забайкальского края - 2014;

- Фестиваль творчества. День Рождения Забайкальского краевого студенческого отряда - 2014;

- Акция «Георгиевская ленточка»;

- Спартакиада «Спортивный двор - 2015»;

- II Слет студенческих отрядов Забайкальского края - 2015;

- Региональная школа подготовки командного состава студенческих отрядов Забайкальского края.

- Участие во многих других мероприятиях и шествиях, посвященных 9 мая, дню города1.

Взаимодействуя между собой, с различными организациями, учреждениями студенческие отряды осуществляют свою деятельность круглый год. Набирают новых бойцов отряда, участвуют в акциях, семинарах, тренингах, каждый год проходят обучение, накапливают опыт и применяют его на практике в летний период времени. Тем самым студенческим отрядам каждый год предстоит взаимодействовать с работодателями, в особенности педагогическому направлению с работодателями детских спортивных, оздоровительных и др. лагерей. Таковых, к сожалению, на сегодняшний день не так уж и много:

- спортивно-оздоровительный лагерь «Арахлей»

- детский оздоровительный лагерь «Серебряный бор»

- детский оздоровительный лагерь им. М.В. Фрунзе.

Для эффективного взаимодействия с работодателями планируется заключить соглашение с Торгово-промышленной палатой Забайкальского края и Объединением работодателей Забайкальского края.

Одной из основных задач является обеспечение равных возможностей для вступления в РСО и участие в движении студенческих отрядов для всех студентов, вне зависимости от места их обучения. Такое равенство необходимо достигать путем выстраивания эффективных взаимоотношений со всеми учреждениями высшего и среднего профессионального образования. Важным вопросом взаимодействия является совмещение графика работ с учебным планом образовательного учреждения.

В связи с этим на базе учебных заведений планируется создание структурных подразделений забайкальского регионального отделения - штабов студенческих отрядов в учреждениях профессионального образования. Поэтому одним из важных механизмов выстраивания эффективных взаимоотношений с учреждениями высшего и среднего профессионального образования является заключение и реализация соглашения с Советом ректоров учреждений высшего профессионального образования Забайкальского края и Советом директоров учреждений среднего профессионального образования Забайкальского края.

В целях развития кадрового потенциала, повышения политической и социальной активности молодежи, повышения уровня образованности в молодежной среде, обеспечения инициативного участия молодежи в общественной жизни края, установления конструктивного диалога с органами власти в Забайкалье создаются Советы молодых специалистов. На протяжении ряда лет в регионе успешно развивается движение молодых учителей. Один из традиционных проектов для молодых педагогов «Летняя школа», который в 2011 году прошел в новом формате. Он получил статус межрегионального мероприятия и новое наименование - «Летняя школа молодого ученого, педагога - исследователя и лидера в молодежной политике».

Кроме Забайкальского совета молодых педагогов, в крае работают:

• Забайкальский совет молодых государственных гражданских служащих;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Молодежный совет Федерации профсоюзов Забайкалья (МС ФПЗ);

• Молодежный координационно-совещательный орган - Совет молодых специалистов филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Читаэнерго»;

• Дорожный совет молодых специалистов Забайкальской железной дороги;

• Клуб молодых хореографов;

• Совет молодых ученых и специалистов Забайкальского края;

• Совет молодых специалистов Министерства финансов Забайкальского края;

• Совет молодых специалистов территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Забайкальскому краю;

• Совет молодых экономистов и многие другие.

Несмотря на положительную динамику и достигнутые результаты в ряде направлений остается нерешенным ряд проблем.

Сегодня лишь в 34 муниципальных образованиях края работают специалисты по делам молодежи. Чаще всего они курируют также вопросы образования или вопросы культуры. В таких условиях обеспечивать эффективную реализацию молодежной политики на местах крайне сложно. Поэтому развитие кадрового потенциала сферы муниципальной молодежной политики является одной из приоритетных задач Минобразования Забайкальского края. В связи с этим ежегодно реализуется комплекс мероприятий, направленных на развитие профессиональных компетенций специалистов молодежной сферы, лидеров общественных объединений.

Другой проблемой реализации муниципальной молодежной политики является характер ее реализации на муниципальном уровне. В муниципальных образованиях Забайкальского края финансирование сферы молодежной политики осуществляется за счет муниципальных целевых программ. Так, например, по состоянию на 20 марта 2012 года соответствующие программы были приняты только лишь в 11 муниципальных образованиях (г. Чита, г. Петровск-Забайкальский, Алек-Заводский район, Балейский район, Дульдургинский, Кыринский, Нерчинский, Тун-

1 Забайкальский Краевой студенческий отряд. - www.zabkso.212d.ru/

788

гокоченский, Хилокский, Шилкинский, Приаргунский районы), разрабатывались муниципальные программы в 5 муниципальных образованиях (Читинский, Сретенский, Агинский, Могойтуйский районы, п. Агинское), финансировались программы в 8 муниципальных образованиях (г.Чита, Алек-Заводский район, Балейский район, Дульдургинский, Кыринский, Нерчинский, Тунгокоченский, Хилокский, Шилкинский, Приаргунский районы) в 2-х муниципальных образованиях программы были приняты, но не финансировались (г. Петровск-Забайкальский, Хилокский район). Поэтому в силу отсутствия финансовых ресурсов у Администраций муниципальных образований Забайкальского края и кадрового дефицита реализация молодежной политики существенно ограничена, следовательно, и дальнейшее ее развитие значительно затруднено. Также, существенными факторами, влияющими на реализацию государственной молодежной политики, являются миграция молодежи и изменение ценностных ориентаций.

Таким образом, реализации муниципальной молодежной политики свойственны следующие проблемы в работе с молодежью:

- узковедомственный, отраслевой подход;

- недостаточная степень информационной открытости о реализуемых проектах и программах, о результатах деятельности органов власти в рамках приоритетных направлений государственной молодежной политики;

- автономность в отношениях с органами по работе с молодежью;

- разобщенность, отсутствие общих подходов, нескоординированность деятельности структур по работе с молодежью, органов самоуправления города;

- отсутствие муниципальных нормативно-правовых актов и стандартов социальной поддержки молодежи;

- слабая материально-техническая база.

Решение проблем молодых граждан предполагает качественную подготовку специалистов для работы с молодежью, подготовку государственных и муниципальных служащих органов по делам молодежи.

На основе всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для развития молодежной политики Забайкальского края необходимо решение ряда проблем. Во-первых, без федерального закона о молодежи трудно говорить о молодежной политик как таковой, поскольку молодежная политика должна отражать стратегическую линию государства и представлять собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути. Во-вторых, необходимы квалифицированные специалисты и отделы по работе с молодежью на муниципальном уровне, которые были бы заинтересованы этой деятельностью и были бы открыты для диалога с молодым населением. В-третьих, необходимо создание учреждений по работе с молодежью в муниципальных образованиях, основной целью которых должно быть привлечение молодежи к совместной проектной деятельности, участию в грантах, что будет способствовать повышению уровня общественно-политического участия молодежи с одной стороны, и приобретению практического опыта, с другой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.