Научная статья на тему 'О некоторых аспектах обжалования решений, действий (бездейст вий) таможенных органов РФ'

О некоторых аспектах обжалования решений, действий (бездейст вий) таможенных органов РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
171
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых аспектах обжалования решений, действий (бездейст вий) таможенных органов РФ»

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЙ) ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РФ

Е.В. Давыдова, аспирант кафедры конституционного и административ-

ного права ЮУрГУ

В настоящее время таможенными органами уделяется особое внимание работе по рассмотрению жалоб на решения, действия (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц. С этой целью как в региональных таможенных управлениях в составе правовых служб, так и в таможнях в составе правовых отделов созданы структурные подразделения, основными задачами которых является работа с жалобами со стороны участников внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД). Кроме того, новый ТК РФ детально регламентирует порядок обжалования и одновременно служит сдерживающим фактором произвола со стороны чиновников.

Если ТК РФ 1993 г. предусматривал обязательный досудебный порядок обжалования (когда подать жалобу в суд можно было только после обращения в таможенные органы), то в настоящее время действует альтернативный порядок: заявитель может обратиться либо в таможенные органы, либо подать жалобу непосредственно в суд. Однако необходимо отметить, что обращения участников ВЭД в судебные органы приводят на практике к затягиванию сроков рассмотрения жалоб. На наш взгляд, было бы целесообразно сохранить ранее действующий обязательный досудебный порядок обжалования действий (бездействий) и решений таможенных органов и их должностных лиц. Ведь обращение в таможенные органы не требует дополнительных затрат (в отличие от обращения в суд), имеет место оперативное рассмотрение и принятие решений по жалобам специалистами. Кроме того, в случае несогласия с решением таможенного органа, принятого по жалобе, всегда остается возможность обратиться в суд (если же сразу подать жалобу в суд, то нельзя обращаться с жалобой в таможенные органы с просьбой пересмотреть решение суда).

Введено требование к форме жалобы и ее содержанию, чего не было в старом ТК РФ. Требования эти минимальны: из жалобы

должно быть ясно, кто ее подает, на кого жалуется, в чем заключается суть разногласий.

При этом при подаче жалобы заявитель не обязан подтверждать доводы, изложенные в жалобе; при необходимости таможенные органы запрашивают документы в том таможенном органе, решение которого обжалуется.

В новом ТК РФ четко формализованы требования, предъявляемые к решению по жалобе. Таможенный орган должен признать обжалуемое решение правомерным или неправомерным, и как следствие, оставить в силе или отменить. Ранее такого четкого требования не существовало, что позволяло направлять заявителю обтекаемые, половинчатые ответы. Кроме того, сегодня лицу, обратившемуся с жалобой, таможенный орган обязан направить копию решения по обжалуемому вопросу. В ТК РФ 1993 г. все ограничивалось уведомлением, в котором сообщалось о принятом решении. Новый порядок, безусловно, более прогрессивен, поскольку позволяет заявителю ознакомиться с основаниями принятого решения, а также получить от таможенного органа документ для дальнейшего обжалования в случае необходимости.

В соответствии с п. 5 ст. 56 ТК РФ должностное лицо, рассматривающее жалобу, при обнаружении признаков виновного неисполнения или ненадлежащего исполнения должностным лицом таможенного органа возложенных на него обязанностей принимает меры по привлечению такого должностного лица к дисциплинарной ответственности1. Однако данную норму не следует понимать таким образом, что удовлетворение требований заявителя в обязательном порядке влечет привлечение какого-либо должностного лица к ответственности. По решению лица, рассматривающего жалобу, в отношении такого должностного лица может быть инициирована служебная проверка, по результатам которой возможно его привлечение к дисциплинарной ответственности.

Как следует из буквального прочтения п. 7 ст. 56 ТК РФ, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы может быть обжаловано в вышестоящем таможенном ор-

Проблемы и вопросы конституционного и административного права

гане вторично. Вместе с тем данная норма не ограничивает право лица обратиться с жалобой, предметом которой одновременно является как первоначальное решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, так и решение вышестоящего таможенного органа по жалобе на такое решение, действие (бездействие). Кроме того, как правило, решение таможенного органа по жалобе неразрывно связано с первоначальным решением, действием (бездействием).

Предусмотренный в ТК РФ упрощенный порядок обжалования предполагает обращение с устной жалобой к вышестоящему должностному лицу. В таком порядке могут быть обжалованы решения, действия (бездействия) должностных лиц таможенных органов в связи с перемещением через таможенную границу товаров, стоимость которых не превышает 1,5 миллиона рублей, и (или) одного транспортного средства2. При этом должностное лицо выясняет все обстоятельства дела, заслушивает доводы жалобщика, проводит проверку обоснованности принятого решения или совершенного действия (бездействия) и принимает решение по жалобе в максимально короткие сроки. Упрощенный порядок вместе с облегчением процедуры обжалования должен преследовать цели ускорения разрешения конфликтной ситуации, возникшей между участником ВЭД и должностным лицом таможенного органа.

В 2004 г. таможенными органами было принято 1426 решений по жалобам на действия (бездействия) и решения таможенных органов и их должностных лиц. В среднем по системе таможенных органов из всех рассмотренных жалоб удовлетворено только 377 (26 %). Вместе с тем показатели рассмотрения жалоб таможенными органами различного уровня существенно отличаются. Так, ФТС России в 56 % случаев подтверждаются доводы, изложенные в жалобах, и удовлетворяются требования заявителей, в то время как региональными таможенными управлениями жалобы удовлетворяются только в 30 % случаев, таможнями - в 16 %, случаев, таможенными постами - в 4 % случаев. Анализ количества удовлетворенных жалоб свидетельствует, что рассмотрение жалоб на местах проходит не объективно, а принимаемые решения не всегда законны: из 155 жалоб, которые уже были предметом рассмотрения вышестоящих

таможенных органов, 103 жалобы (66%) удовлетворены судами общей юрисдикции и арбитражными судами3. Это обусловлено прежде всего тем, что в организации работы с обращениями граждан и организаций отсутствует тесное взаимодействие между подразделениями контроля за соблюдением законности и иными функциональными подразделениями, что зачастую приводит к выполнению последними несвойственных им функций. Более того, исследование материалов и подготовка решений по жалобам иными структурными подразделениями в большинстве случаев не является объективным, полным и всесторонним рассмотрением доводов заявителей, что нарушает конституционные права лиц.

Также анализ поступающих жалоб свидетельствует о том, что заявители не соблюдают установленный порядок обжалования решений, действий (бездействий) таможенных органов и их должностных лиц. При этом большинство жалоб направляются непосредственно в ФТС России. Причиной таких нарушений является отсутствие на таможенных постах, в таможнях и региональных таможенных управлениях надлежащей разъяснительной работы с участниками ВЭД о порядке обжалования решений, принимаемых таможенными органами в ходе таможенного контроля и таможенного оформления, и действий, совершаемых таможенными органами при выполнении возложенных на них задач. Данные нарушения влекут за собой увеличение сроков рассмотрения жалоб по существу, лишают возможности руководителей таможенных органов своевременно реагировать на нарушения подчиненных сотрудников, предупреждать подобные нарушения в других таможенных органах, вносить необходимые коррективы в организацию таможенного дела.

В целях устранения подобных нарушений, на наш взгляд, необходимо разъяснять участникам ВЭД при их регистрации, таможенном оформлении товаров и при проведении таможенного контроля порядок обжалования действий и решений таможенных органов и их должностных лиц; вывесить в местах таможенного оформления товаров информацию о местонахождении вышестоящего таможенного органа, его адрес и телефон, а также указать сведения о вышестоящем должностном лице и сроках обжалования.

260

Вестник ЮУрГУ, № 5, 2006

Давыдова Е.В.

О некоторых аспектах обжалования решений, действий (бездействий) таможенных органов РФ

Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы подчеркнуть, что обращения лиц в таможенные органы с заявлениями и жалобами на незаконные решения, действия (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц являются важным средством осуществления охраны прав личности, укрепления связи таможенных органов с населением. Работа с жалобами способствует усилению контроля за деятельностью таможенных органов, борьбе с волокитой и бюрократизмом в работе.

1 Таможенный Кодекс Российской Федерации. Собрание законодательства Российской Федерации. 02.06.2003 г. -№ 22. - Ст. 2066.

2 Письмо ГТК РФ № 01-06/3075 от 29.01.2004 г. «О направлении рекомендаций по применению главы 7 Таможенного Кодекса Российской Федерации». Документ опубликован не был, текст содержится в информационно-правовой базе «Консультант-Проф».

3 Письмо ФТС РФ № 27-40/5652 от 03.12.04 г. «Анализ состояния работы таможенных органов по контролю за соблюдением законности за 2004 год». Документ опубликован не был, текст содержится в информационноправовой базе «Консультант-Проф».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.