Научная статья на тему 'О некоторых аспектах формирования рынка труда Приазовья в условиях деятельности свободной экономической зоны'

О некоторых аспектах формирования рынка труда Приазовья в условиях деятельности свободной экономической зоны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мелихов А. А.

В статье рассмотрены административно-правовые условия создания и деятельности СЭЗ в Украине, отряжен опыт их функционирования в мировом масштабе, определены особенности работы СЭЗ в Приазовье в увязке с развитием рынка труда в регионе, проанализировано совокупное мнение жителей г. Мариуполя относительно перспектив их участия в деятельности свободной экономической ЗОНЫ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых аспектах формирования рынка труда Приазовья в условиях деятельности свободной экономической зоны»

УДК 331.5

Мелихов А. А.

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА ПРИАЗОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ

В статье рассмотрены административно-правовые условия создания и деятельности СЭЗ в Украине, отряжен опыт их функционирования в мировом масштабе, определены особенности работы СЭЗ в Приазовье в увязке с развитием рынка труда в регионе, проанализировано совокупное мнение жителей г. Мариуполя относительно перспектив их участия в деятельности свободной экономической ЗОНЫ._ _

Одним из эффективных методов решения экономических проблем территории и, как следствие, оптимизации ситуации на региональном рынке труда является создание специальных (свободных) экономических зон (СЭЗ). В соединении с другими элементами общей стратегии экономического развития страны СЭЗ способны обеспечить активизацию предпринимательской деятельности, привлечение новых технологий, развитие рыночных методов хозяйствования, а в конечном итоге - увеличение производства и поставок высококачественных товаров и услуг как на внутренний, так и внешний рынки. Активизация хозяйственной деятельности приводит к созданию дополнительных рабочих мест, повышению квалифицированности и конкурентоспособности рабочей силы, уменьшению социального напряжения в сфере занятости и, в результате, к ускорению социально-экономического развития региона.

В Украине СЭЗ могут функционировать на базе Закона Украины "Об общих принципах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон", Постановления Кабинета Министров Украины № 167 от 14 марта 1994 г. "О концепции создания специальных (свободных) экономических зон в Украине", а также Закона (Постановления) по созданию конкретной СЭЗ.

При создании СЭЗ следует исходить из ее конкретной целевой и функциональной направленности, взаимосвязи с внезональной экономикой, степени интегрированности в национальное и мировое хозяйство, привязки к существующим системам расселения, производственным и другим объектам. Следует также учитывать степень заинтересованности органов местного и регионального самоуправления, а также - населения, в создании на соответствующей территории специальной (свободной) экономической зоны.

В соответствии с Концепцией создания специальных (свободных) экономических зон в Украине в зависимости от хозяйственной направленности и экономике правовых условий деятельности СЭЗ могут классифицироваться на внешнеторговые, производственные, научно-технические, туристско-рекреационные, банковско-страховые (офшорные) и зоны приграничной торговли [1].

Создание СЭЗ даёт ряд преимуществ, для страны-хозяина. К ним можно отнести обеспечение поступления долговременных инвестиций в свободно конвертируемой валюте, перенос передовых технологий, обеспечение занятости, демонстрационный эффект, обратную связь, региональное развитие.

Преобразования на региональных рынках труда являются одним из наиболее эффективных результатов деятельности СЭЗ. Так, по оценкам специалистов, за период с 1986 по 1994 г. в мире на территориях с режимом СЭЗ было создано порядка 1,4 млн. рабочих мест. Учитывая тот факт, что в мировом масштабе занятость в промышленности в то время находилась в состоянии стагнации, можно высоко оценить эти данные. На сегодняшний день общемировой объем прямой и косвенной занятости в СЭЗ оценивается, как минимум, в 7 млн. рабочих мест [2].

Вместе с тем, неверное предоставление о характере деятельности СЭЗ, неквалифицированное руководство ими, недостаточность и нестабильность

юридической, политической и административной базы в стране могут привести к неконкурентоспособности зоны, неэффективности эксплуатации финансовых и трудовых ресурсов. Так, экспортно-производственная СЭЗ "Дакар" в течение 17 лет своего существования создала всего 500 рабочих мест для низкоквалифицированных рабочих; причем, фактические издержки на создание каждого из этих рабочих мест составили приблизительно 25 тыс. долларов США [3].

Принятие Украиной закона и целого ряда других документов о деятельности СЭЗ в государстве говорит о решимости использовать развитие свободных экономических зон в качестве одного из инструментов рыночных реформ. Одним из наиболее приоритетных проектов создания СЭЗ, наряду с одесским, сивашским, ковельским, является мариупольский. В отличие от других проектов, СЭЗ задумывается здесь как комплексная, имеющая в себе элементы внешнеторговой, производственной и банковско-страховой зоны.

Внешнеторговая составляющая ("порто - франко") предусматривает таможенные льготы как по импорту технического оборудования, так и по экспорту товаров, произведенных на предприятиях - участниках СЭЗ. Элементы производственной СЭЗ позволят ориентировать хозяйственный комплекс зоны на дополнительное производство промышленной продукции, обработку грузов, переработку сельскохозяйственной продукции. Кроме того, гарантируется офшорное (льготное) обслуживание инвесторов - нерезидентов [4].

По мнению директора Европейского департамента Мирового банка реконструкции и развития Б. Ковальского, образование СЭЗ в Мариуполе будет способствовать решению трех основных, не только для Донбасса, но и для всей Украины, задач. Наряду с увеличением экспорта и улучшением энергосбережения это даст возможность создать новые рабочие места, что является одним из основных направлений сотрудничества Мирового банка реконструкции и развития с Украиной [5].

В то же время при создании СЭЗ следует обратить внимание на ряд моментов, способных при отсутствии должного контроля привнести негативные тенденции в деятельность зоны.

Так, развитие дополнительных производственных мощностей в СЭЗ без реконструкции действующих в регионе, а также ожидаемая интенсификация транспортных потоков могут вызвать многократное превышение техно- и антропогенной нагрузки в Приазовье. Очевидно, что при реструктуризации производства в СЭЗ следует значительную толику инвестиций направить в пользу нематериальных отраслей экономики. Так, по оценкам ученых -экологов Приазовского гостехуниверситета инвестирование около 40 млн. долларов США в курортно - рекреационную сферу позволит уже к 2000 г. получить более 8 тысяч постоянных и свыше 25 тысяч сезонных рабочих мест, что даст возможность закрыть ряд устаревших производств на меткомбинатах и многократно снизить экологическую нагрузку [6].

Другой негативной тенденцией может стать неконтролируемая трудовая миграция, вызванная появлением относительно высокооплачиваемых рабочих мест в СЭЗ.

В вопросе создания СЭЗ в Мариуполе есть еще один чрезвычайно важный аспект, которому, на взгляд автора, уделяется недостаточно внимания. Он заключается в популяризации идеи свободной экономической зоны среди жителей Приазовья. Эта проблема изучалась лабораторией социально-экономического анализа и прогнозирования Приазовского государственного технического университета посредством социологического опроса, проведенного в июле 1995 г. Результаты публиковались в местной прессе [7].

Выяснилось, что, несмотря на незначительное количество негативных мнений, полностью идею СЭЗ поддерживают только 13% респондентов. Значительные число горожан (29%) мало информированы о деятельности этой структуры.

Только 18% мариупольцев уверены, что развитие СЭЗ даст возможность создания новых рабочих мест. При этом только 3% респондентов

(предприниматели - 28%) связывают свою трудовую деятельность с СЭЗ. Большинство же (42%), поддерживая идею в делом, пессимистично относятся к своим шансам участия в ее работе.

Действительно, далеко не каждый получит возможность непосредственно работать на предприятии, находящемся под юрисдикцией СЭЗ. Однако, средства, инвестируемые в зону, будут работать на экономику всего Приазовского региона, способствуя появлению дополнительных рабочих мест, улучшению социальной инфраструктуры и экологической обстановки в регионе.

Таким образом, создание свободной экономической зоны в Приазовье положительно скажется на социально-экономическом развитии всего Донбасса и, в частности, улучшит ситуацию на региональном рынке труда.

Перечень ссылок

1. Концепция создания специальных (свободных) экономических зон в Украине //Бизнес. - 1994. - № 12,- Приложение. - С. 2-4.

2. Бюрго Ж.-М. Свободные зоны как средство экономического развития / Под ред. Г. Речко // Регион: экономика и социология. - 1995. - № 1. - С. 54-55.

3. Там же.- С. 57.

4. Мариуполь просится в зону. Свободную и экономическую // Бизнес. - 1995. -№ 6,- С. 2.

5. Савицкий А. Именно с Донбасса Украина получит новый импульс в своем развитии //Негоциант.-1994.-№ 34.-С. 5.

6. Волошин В. О некоторых экологических перспективах Приазовья в условиях свободной экономической зоны // Вестник Приазовского гостехуниверситета. Вып.1.-Мариуполь.: Изд. ПГТУ,- 1995.-С. 224.

7. Мелихов А. СЭЗ: надежды на взаимность // Приазовский рабочий. - 1995. - 18 июля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.