Научная статья на тему 'О научном аппарате диссертаций по педагогике'

О научном аппарате диссертаций по педагогике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1580
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИССЕРТАЦИЯ / ИССЛЕДОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ / DISSERTATION / RESEARCH / EDUCATIONAL SUPPORT / PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION / POLYTECHNIC COLLEGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якимов Олег Васильевич, Молонов Геннадий Цыденович

В статье описаны основные требования к кандидатским и докторским диссертациям, рассмотрены основные понятия диссертационных исследований. Авторы статьи на примере собственной кандидатской диссертации рассматривают основные требования к педагогическим исследованиям, логике построения исследования. В статье рассматриваются предпосылки, условия, факторы и причины того, почему нужно выдвигать, обосновывать и внедрять идею педагогического сопровождения в работе профессиональных учебных заведений, доказывается необходимость руководства и претворении научных идей и теорий в практической работе техникума. даётся интерпретация методов научного исследования, которые используются в диссертации. Также рассматриваются социально-педагогические идеи, теории и системы, которые были отправными и трансформировались в отдельные блоки, последовательные части работы. Первая глава диссертации посвящается представлению, обнародованию, раскрытию и обоснованию объектно-предметной области или сферы, в которой будет осуществляться диссертационное исследование. Вторая глава теоретически, методологически и эмпирически обосновывает объект и предмет исследования, утверждающие правомерность диссертационного исследования по теме диссертации. В третьей главе представлена концепция авторского исследования, а в четвертой показана её реализация в АОУ СПО РБ «Политехнический техникум» с привлечением материалов из учреждений среднего профессионального образования Бурятии и отдельных фактов из других регионов. Основная идея исследования переход от педагогического сотрудничества к педагогическому сопровождению это стремление к совершенству, лучшему, идеальному, чтобы достичь более высоких результатов. Обоснование и развитие педагогического сопровождения ориентируется, вводится и внедряется с тем, чтобы получить эффект в работе по руководству техникумом, в труде педагогов в учении студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Якимов Олег Васильевич, Молонов Геннадий Цыденович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SCIENTIFIC APPARATUS OF THESIS ON PEDAGOGY

The article describes the basic requirements for candidate and doctoral dissertations, the basic concepts of the dissertation research. The authors on the example of their own candidate dissertation consider the basic requirements for pedagogical research, logic underlying the research. This article discusses prerequisites, conditions, factors and reasons why you need to put forward, to justify and introduce the idea of pedagogical support in the vocational schools, prove the necessity of leadership and translating scientific ideas and theories in the practical work of the college. Interpretation of the methods of scientific research, which are used in the thesis. It also discusses the socio-pedagogical ideas, theories and systems that were starting and transformed into separate blocks, consistent part of the work. The first chapter of the thesis is devoted to the presentation, disclosure, disclosure and justification of object-subject area or areas in which the thesis research will be carried out. The second chapter theoretically, methodologically and empirically substantiates the object and subject of study claiming legitimacy of dissertation research on the topic of the dissertation. The third chapter introduces the concept of the author’s research, and the fourth shows its implementation in the “Polytechnic College” involving materials from secondary vocational education institutions of Buryatia and separate facts from other regions. The main idea of the study the transition from teacher to teacher collaboration support a commitment to excellence, the better, the ideal in order to achieve better results. Rationale and development of pedagogical support oriented, introduced and implemented in order to obtain the effect of the work on the management of technical school, in the work of teachers in the teaching of students.

Текст научной работы на тему «О научном аппарате диссертаций по педагогике»

Удк 378.245.2 ББк Ч 48

Олег Васильевич Якимов,

кандидат педагогических наук, Политехнический техникум (671247, Россия, Республика Бурятия, пгт. Селенгинск, мкр. Солнечный, 42)

e-mail: olegyakimov65@mail.ru Геннадий Цыденович Молонов, доктор педагогических наук, профессор, Бурятский государственный университет (670000, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 6а)

e-mail: bsu@mail.ru

О научном аппарате диссертаций по педагогике

В статье описаны основные требования к кандидатским и докторским диссертациям, рассмотрены основные понятия диссертационных исследований. Авторы статьи на примере собственной кандидатской диссертации рассматривают основные требования к педагогическим исследованиям, логике построения исследования. В статье рассматриваются предпосылки, условия, факторы и причины того, почему нужно выдвигать, обосновывать и внедрять идею педагогического сопровождения в работе профессиональных учебных заведений, доказывается необходимость руководства и претворении научных идей и теорий в практической работе техникума. Даётся интерпретация методов научного исследования, которые используются в диссертации. Также рассматриваются социально-педагогические идеи, теории и системы, которые были отправными и трансформировались в отдельные блоки, последовательные части работы. Первая глава диссертации посвящается представлению, обнародованию, раскрытию и обоснованию объектно-предметной области или сферы, в которой будет осуществляться диссертационное исследование. Вторая глава теоретически, методологически и эмпирически обосновывает объект и предмет исследования, утверждающие правомерность диссертационного исследования по теме диссертации. В третьей главе представлена концепция авторского исследования, а в четвертой показана её реализация в АОУ СПО РБ «Политехнический техникум» с привлечением материалов из учреждений среднего профессионального образования Бурятии и отдельных фактов из других регионов. Основная идея исследования - переход от педагогического сотрудничества к педагогическому сопровождению - это стремление к совершенству, лучшему, идеальному, чтобы достичь более высоких результатов. Обоснование и развитие педагогического сопровождения ориентируется, вводится и внедряется с тем, чтобы получить эффект в работе по руководству техникумом, в труде педагогов в учении студентов.

Ключевые слова: диссертация, исследование, педагогическое сопровождение, профессиональная образовательная организация, политехнический техникум.

Oleg Vasilyevich Yakimov,

Candidate of Pedagogy, Polytechnic College

(42 Solnechniy Mcr., Selenginsk, Republic of Buryatia, Russia, 671247)

e-mail: olegyakimov65@mail.ru Gennady Tsydenovich Molonov, Doctor of Pedagogy, Professor, Buryat State University (6a Ranzhurova St., Ulan-Ude, Republic of Buryatia, Russia, 670000)

e-mail: bsu@mail.ru

on Scientific Apparatus of Thesis on Pedagogy

The article describes the basic requirements for candidate and doctoral dissertations, the basic concepts of the dissertation research. The authors on the example of their own candidate dissertation consider the basic requirements for pedagogical research, logic underlying the research. This article discusses prerequisites, conditions, factors and reasons why you need to put forward, to justify and introduce the idea of pedagogical support in the vocational schools, prove the necessity of leadership and translating scientific ideas and theories in the practical work of the college. Interpretation of the methods of scientific research, which are used in the thesis. It also discusses the socio-pedagogical ideas, theories and systems that were starting and transformed into separate blocks, consistent

© О. В. Якимов, Г. Ц. Молонов, 2014

29

part of the work. The first chapter of the thesis is devoted to the presentation, disclosure, disclosure and justification of object-subject area or areas in which the thesis research will be carried out. The second chapter theoretically, methodologically and empirically substantiates the object and subject of study claiming legitimacy of dissertation research on the topic of the dissertation. The third chapter introduces the concept of the author's research, and the fourth - shows its implementation in the "Polytechnic College" involving materials from secondary vocational education institutions of Buryatia and separate facts from other regions. The main idea of the study - the transition from teacher to teacher collaboration support - a commitment to excellence, the better, the ideal in order to achieve better results. Rationale and development of pedagogical support oriented, introduced and implemented in order to obtain the effect of the work on the management of technical school, in the work of teachers in the teaching of students.

Keywords: dissertation, research, educational support, professional educational organization, Polytechnic College.

2014 год стал периодом времени интенсивного и широкого обсуждения вопросов системы аттестации научных и научно-педагогических работников в нашей стране. В этой связи дискутируются вопросы о том, какими должны быть диссертационные советы, предъявляются высокие требования к качеству кандидатских и докторских диссертаций. В связи с этим существенно возрастает ответственность авторов искомых исследований, их научных руководителей и консультантов, рецензентов, назначаемых для проведения предзащиты, членов кафедр, лабораторий и других структур, выполняющих свои функции на обсуждениях диссертации.

Также возросла ответственность оппонентов, членов диссертационного совета. «ВАК получил возможность пригласить на заседание Президиума Высшей аттестационной комиссии не только соискателя, но и руководителя диссертационного совета, самой научной работы и оппонентов» [9, с. 6].

Ещё ранее было сказано, что тексты диссертаций должны быть представлены на сайте организаций, при которых функционируют диссертационные советы. Понятно, что подготовка и защита диссертаций должны проходить открыто. При этих требованиях автор и научный консультант по одной докторской диссертации решили дать её обоснование в статье под заявленным выше названием. Думается, что такая инициатива вполне может стать, общепринятой практикой научных публикаций.

Автор Якимов Олег Васильевич, кандидат педагогических наук, директор АОУ СПО РБ «Политехнический техникум», находящегося в поселке Селенгинск Кабанского района Республики Бурятия. Тема диссертации - «Педагогическое сопровождение деятельности и развития средней профессиональной образовательной организации», представляемой

на соискание учёной степени доктора педагогических наук по специальности 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования.

Что такое диссертация? «Диссертация -(лат. dissertation) рассуждение, исследование, квалификационная работа, имеющая внутреннее единство, содержащая совокупность результатов исследований, выдвигаемых соискателем учёной степени для публичной защиты и свидетельствующая о его личном вкладе в науку в качестве ученого» [8, с. 125]. Диссертация - это завершённый продукт научного исследования, результат индивидуального труда и творчества и имеет название и авторство.

Тема нашей диссертации состоит из семи слов, первые два слова указывают на направленность предмета исследования, понятие которого отражено через словосочетание - педагогическое сопровождение. А следующие слова охватывают поле, пространство исследования - деятельность и развитие средней профессиональной образовательной организации.

Предметом исследования нами определено педагогическое сопровождение деятельности техникума. «Предмет познания формулируется в результате определённых исследовательских операций с объектом познания. Предмет познания представляет собой совокупность свойств - связей и законов, изучаемых данной наукой и получивших выражение в определённых логических и знаковых формах. Этим предмет познания отличается от объекта познания, который существует независимо от познающего объекта - в природе, человеке или объекте» [5, с. 149].

Профессиональная образовательная деятельность существует и выполняется в обществе, в регионе, в отдельном образовательном учреждении. Педагогическое со-

провождение осуществляется под целенаправленным руководством исследователя, преподавателями учебного заведения. Эту взаимосвязь, механизм сопровождения призвана отобразить схема 1. Педагогическое сопровождение имеет цели и задачи и предопределяется объектом и предметом специальной деятельности.

Объект и предмет исследования различаются не только расположением, но и по структуре. «Предмет и объект познания отличаются также по своей структуре. Структура объекта познания представляет собой взаимодействие основных составных элементов данного объекта. В результате такого взаимодействия основных составных элементов возникают различные свойства, связи объекта и законы его развития» [5, с. 150].

Схема 1. Об основных компонентах педагогического сопровождения

В нашем исследовании объектом познания является учебная деятельность студентов, её основные составные элементы представляют учебные программы, аудиторные занятия, самостоятельная работа студентов, деятельность преподавателей по реализации идей, положений, подходов и концепций.

Например, при реализации идеи педагогического сопровождения расширяется самостоятельная работа студентов над освоением новых тем. Происходит сокращение аудиторных занятий, увеличивается время на индивидуальные консультации, поэтому изменяются взаимосвязи между преподавателями и студентами в выполнении роли педагога. Внесение изменений должно как закономерное следствие отразиться на результатах образования и развития студентов.

Какова структура предмета исследования? «Структура предмета познания относительна». Это очевидно и на структуре педагогического сопровождения. «Основными элементами этой структуры выступают, во-первых, история развития науки об изу-

чаемом объекте; во-вторых, существенные свойства, а также законы развития объекта, получившие в процессе познания выражение в определённых логических формах; в-третьих, логический аппарат и методы, используемые в процессе формирования предмета исследования» [5, с. 150]. Объект исследования - учебная, образовательная деятельность студентов техникума отвечает названным требованиям.

Достаточно чёткое осознание объекта и предмета исследования, их взаимосвязей позволяет сформулировать полновесно цель и гипотезу исследования. Нередко в некоторых диссертациях цель исследования предшествует объекту и предмету познания. Думается, что это нарушение логики. Как можно, не уточнив, не раскрыв, что и как предполагается исследовать, обозначить конечный результат? Предмет, объект познания во взаимосвязи в соответствии с целью и задачами исследования должны рассматриваться в оглавлении. Оглавление - это содержание, которое по сущности и логике призвано отражать последовательность и взаимосвязи в решении задач исследования и получении промежуточных и конечных результатов (выводов, научных положений и обобщений исследования).

Формулировка темы, объекта и предмета, определение цели и задач исследования -это первая теоретико-методологическая основа. Оглавление диссертации представляет вторую теоретико-методологическую основу исследования. К месту и значению этой части относится выражение В. И. Загвязинского -«творческий блок исследования». Его оценку дадим по тексту самого автора.

«Творческий блок исследования - основной блок, от наполнения которого, собственно, и зависит, будет ли исследование подлинное или будет ли его имитация» [3, с. 26]. «Творческий блок исследования - сложное образование, своего рода суперблок, логику которого, как всякого творческого процесса, обозначить можно весьма условно. В. И. За-гвязинским условно выделяются пять блоков:

1. Эмпирическая база (факты, их первичная интерпретация).

2. Теоретическая платформа исследования.

3. Идея и замысел преобразований.

4. Рождение и совершенствование гипотезы.

5. Мысленные процедуры проверки гипотезы, выходы на новые факты, способы преобразований, рекомендаций (т. е. исследования, содержание и логика нашей диссертации отражены в следующем оглавлении).

Название темы, автор, научный консультант Введение

Глава 1. Теория о педагогическом сопровождении в средней профессиональной образовательной организации

Глава 2. Теоретико-методологические и эмпирические основы выполнения представленной диссертации

Глава 3. Концепция о педагогическом сопровождении в отдельном техникуме

Глава 4. Реализация теории и концепции педагогического сопровождения в АОУ СПО РБ «Политехнический техникум» п. Селен-гинск Кабанского района Республики Бурятия Заключение Библиография Приложения

Какое значение имеет диссертация? В этой связи нам импонирует утверждение В. И. Загвязинского: «Исследование имеет тем больше шансов на успех, чем более оно упорядочено, глубже обосновано и строго структурировано. Определение содержания, последовательности, внутренней связи этапов (шагов), исследовательских действий способствует выстраиванию логики исследования, которая фиксируется в особом исследовательском документе - исследовательском проекте или исследовательской программе [3, с. 11]. Оглавление - это предварительный проект, неразвёрнутая программа, первоначальная схема, своеобразная модель основной работы.

Первая глава предназначена раскрыть сущность и содержание объекта и предмета исследования. В начале речь идёт об объекте исследования - о состоянии, постановке профессионального образования: в прошлом и в современном мире, в глобальном масштабе, в России и регионе. Во втором параграфе рассматриваются уровни и виды профессионального образования на практике в Республике Бурятия. В третьем параграфе рассматривается вопрос об организации, руководстве и управлении в средних профессиональных образовательных организациях. В последнем параграфе излагаются идеи об осуществлении педагогического сопровождения к руководству и управлению средней профессиональной образовательной организацией.

Таким образом, первая глава диссертации посвящается представлению, обнародованию, раскрытию и обоснованию объектно-предметной области или сферы, в которой будет осуществляться диссертационное исследование. Тут уместно сослаться на

мнение авторитета: «На выбор предметной области влияют уже сформировавшиеся интересы, опыт собственной деятельности и возможности работать именно в этой сфере, актуальные потребности общества, возможность контактов с учёными, и другие...» [3, с. 11]. Названные обстоятельства имели определённое значение для автора в выборе темы диссертации, определении её объекта и предмета исследования, т. к.:

- по первому высшему образованию и опыту работы автор диссертации инженер-механик и работает директором АОУ СПО РБ «Политехнический техникум». Второе высшее образование - педагогическое;

- российское общество и регион России -Республика Бурятия испытывают острый недостаток в квалифицированных кадрах рабочих и инженерно-технических специалистах;

- тема кандидатской диссертации была посвящена социально-педагогическому партнёрству и эта идея органически вошла в проблему педагогического сопровождения;

- понятие, идея и теория педагогического сопровождения нашла отражение в опубликованных работах научного консультанта, д.п.н., проф. Г. Ц. Молонова [2].

Если в первой главе заявлена и обозначена тема диссертации, то вторая глава предназначается обоснованию правомерности, значимости и возможности выполнения диссертационного исследования, поэтому она озаглавлена как «Теоретико-методологические и эмпирические основы исследования представленной диссертации». Название второй главы указывает напрямую адресность кому (чему) и зачем «возводится фундамент». По нашему мнению, чаще всего диссертанты методологию своей работы указывают почему-то безадресно, вообще, в третьем лице. В нашем варианте как название главы, так и её содержание отражают теоретико-методологические основы выбора нашей темы диссертации.

В первом параграфе рассматриваются предпосылки, условия, факторы и причины того, почему нужно выдвигать, обосновывать и внедрять идею педагогического сопровождения в работе профессиональных учебных заведений. Во втором параграфе доказывается необходимость руководства и претворении научных идей и теорий в практической работе техникума. В третьем параграфе даётся интерпретация методов научного исследования, которые используются в диссертации. Также в этом параграфе рассматриваются социально-

педагогические идеи, теории и системы, которые были отправными и трансформировались в отдельные блоки, последовательные части работы. Почему нужно было рассматривать предшествующие педагогические теории? По двум причинам. Первая - любое новое исследование не строится с нуля. Вторая - в предшествующих работах предприняты теоретические и методологические подходы, позиции, системы и результаты. Разумеется, много систем рассматривать невозможно и не нужно охватывать, но существенные и значимые должны быть интерпретированы. Тут у нас поддержка на подходящую ссылку по этому поводу. «Для каждого исследователя необходимо определение ведущих научных концепций, теорий, которые берутся в основу данной работы. Имеются в виду не все научные публикации, на которые исследователь ссылается в своей работе - их сотни. Речь идет об одной, двух, трёх, от силы четырёх концепциях крупных учёных, которые лежат в основании исследования» [5, с. 180].

В четвёртом параграфе второй главы дается характеристика базы исследования. Почему? «Чтобы научно проанализировать действительность, нужно её описать .... Такое описание называют эмпирическим, поскольку оно содержит знание фактов, доступных непосредственному наблюдению и измерению», - такой подход называют первым пунктом построения связи педагогической теории и практики [4, с. 80].

Неправомерно в методологии педагогики видеть только метатеории, теории самого высокого уровня. Так, В. В. Анисимов, О. Г. Гро-хильская, Н. Д. Никандров утверждают: «Сферами реализации методологии педагогики являются:

- система научно-педагогических знаний;

- процесс научного познания педагогических явлений;

- практика как сфера познания педагогических явлений» [1, с. 26].

Итак, обозначено место и значение второй главы в общей структуре диссертации. Она теоретически, методологически и эмпирически обосновывает объект и предмет исследования, утверждающие правомерность диссертационного исследования по теме диссертации. Отсюда открываются пространство и поле развития и перехода к опытно-экспериментальной части поисковой работы. Вторая часть состоит из двух подча-стей: концепции и её реализации на практике. Каково место и значение концепций?

«Концепция - система идей, взглядов, установок, которая должна служить отправной теоретической базой, стратегическим фактором конкретного поиска и, будучи опосредована и проверена практикой, может превратиться в теорию. Концепция является методологической и теоретической базой исследовательской деятельности, она должна (часто это не удаётся сразу) содержать и зерно преобразования - мысли о том, как можно разрешить поставленную проблему. Концепция должна содержать методологические установки, положения теории и конструктивную часть - направления и идеи преобразования» [3, с. 40].

В третьей главе представлена концепция нашего исследования, состоящая из 4-х параграфов, а в четвёртой главе показана её реализация в АОУ СПО РБ «Политехнический техникум» с привлечением материалов из учреждений среднего профессионального образования Бурятии и отдельных фактов из других регионов. С ними можно познакомиться на сайте Бурятского государственного университета.

Как уже выше указывалось, название темы диссертации состоит из соединения, взаимосвязи двух понятий: педагогическое сопровождение и деятельность профессиональной образовательной организации. Откуда появились эти понятия и почему они вводятся? В современной науке руководствуются тремя основными принципами познания: принципом детерминизма, принципом соответствия и принципом дополнительности.

Принцип детерминизма, являясь общенаучным, служит основой выбора знания в конкретных науках. В педагогике организация и осуществление образовательной деятельности в учебных заведениях, и руководство, управление их деятельностью - это явления, процессы практически выполняемые, изменяющиеся, совершенствующиеся в зависимости от объективных причин и субъективного мастерства, творчества и новаторства. Поэтому они разрабатываются методически, технологически и теоретически.

Привычная, существующая и используемая практика руководства и управления в системе образования, образовательных учреждениях становится недостаточной. Это причина поисков новых подходов, путей и способов в организации,руководстве и управлении в разных видах деятельности.

Практика совершенствуется, наука развивается и устоявшиеся правила, взаимосвязи между явлениями, процессами в полном

объёме перестают соответствовать, поэтому разрабатываются новые взаимосвязи, виды взаимодействий. Подходы, способы, средства, методы, технологии и варианты деятельности могут быть разными по действенности, результативности, через исследования отбираются наиболее соответствующие (принцип соответствия).

О значении принципа дополнительности убедительна следующая ссылка: «Включение субъектной деятельности исследователя в контекст науки привело к изменению понимания предмета знания: им стала теперь не реальность «в чистом виде», а некоторый её срез, заданный через призмы принятых теоретических и эмпирических средств и способов ее освоения познающим объектом» [5, с. 92]. Эти принципы обосновывают противоречие, предшествующее формулировке проблемы исследования в педагогических диссертациях.

Таким образом, с позиции принципов познания правомерен или обоснован выбор понятий, отражающих предметные основы исследовательской деятельности.

А какие методы исследования использованы при постановке проблемы в ракурсе: педагогическое сопровождение и деятельность профессиональной образовательной организации? Методы - операции: обобщение, абстрагирование, идеализация как методы действия: индуктивно-дедуктивный. Это методы исследования, использованные на начальном этапе.

При формулировании названия первой главы - теория о педагогическом сопровождении деятельности профессиональных образовательных организаций - исторический, логический анализ даётся при описании истории, опыта работы профессиональных училищ, лицеев, техникумов предыдущих и последних лет. В работе над вторым и третьим параграфами рассматривается практика работы профессиональных учебных заведений нашей страны и Бурятии, также собственный опыт в профессиональном лицее как преподавателя, заместителя директора, затем директора, преобразования профессионального лицея в политехнический техникум.

При выполнении диссертационного исследования трудности возникают в определении цели и задач, постановке теоретической проблемы, содержании и методах проектирования проблемы и практического осуществления. Идея педагогического сопровождения имеет несколько источников зарождения: социально-политический, экономико-торговый, культурно-спортивный, воспитательно-образовательный, научно-исследовательский и другие.

В социально-политической сфере. Многие государственные, общественные институты не обходятся без сопровождения, сопровождающих. Например, так называемые Общественные советы, начиная с Президента страны, Министерства образования и науки РФ, политтехнологов при проведении выборов на всех уровнях.

Культуру и образование поддерживают спонсоры, меценаты, попечительский, общественный и другие советы. В спорте тоже действуют свои покровители. Настоящими сопровождающими являются болельщики. На Сочинской олимпиаде было много приезжих из других стран мира.

Формой сопровождения в технике, экономике и торговле являются периодически устраиваемые выставки, ярмарки и т. д. В образовательно-воспитательной деятельности функцию сопровождения выполняют олимпиады, конкурсы, первенства, рейтинги учебных заведений и другие. Непосредственным источником рождения идеи педагогического сопровождения были переходы в руководстве и управлении в системе образования на демократизацию, обращение к соуправле-нию общественности, обучающихся. Как уже выше указывалось, потребность развития идей выражается в практической деятельности профессиональной образовательной организации, поддержке, партнерстве и сотрудничестве работодателей.

Преобразование и формулирование целостной теории педагогического сопровождения явились продуктом

- синтеза и обобщения явлений, процессов и практики в названных выше видах деятельности;

- восхождения от конкретного к абстрактному, от частного к общему;

- от индукции к дедукции;

- опоры на идеализацию и мониторинг.

Слово «идеализация» употребляется в

двух значениях. В первом - это «представление о чем-либо в более совершенном виде, чем оно есть в действительности» [7, с. 238]. Наша идея перехода от педагогического сотрудничества к педагогическому сопровождению - это стремление к совершенству, лучшему, идеальному, чтобы достичь более высоких результатов.

Во втором значении идеализация используется как метод научного исследования. В этом убедительно убеждает В. И. Загвязин-ский. «Несколько слов о методе идеализации, принадлежащем уже к теоретическим мето-

дам исследования, на котором выявляются внутренние факторы развития, его закономерности и движущие силы. Изучая действительность и стремясь проникнуть в сущность изучаемого, предсказать возможность его развития, и направить его в желаемое для нас русло, необходимо создавать понятия-конструкты, не коррелирующие непосредственно с эмпирическими объектами» [3, с. 59].

Обоснование и развитие педагогического сопровождения ориентируется, вводится и внедряется с тем, чтобы получить эффект в работе по руководству техникумом, в труде педагогов в учении студентов.

При разработке требований и вызовов современного общества к профессиям и специальностям обращались и ввели в оборот материалы из экономики, социальной сферы общества и социологии, психологии, собственно педагогики. Материалы диссертации предоставляют исторические, социальные,

культурологические, педагогические и факты из обыденной жизни. «Факты - это события, явления, их свойства, связи и отношения, которые определённым образом зафиксированы, зарегистрированы. Факты составляют фундамент любой науки, в том числе и педагогической.

Факт как научное понятие отличается от явления, поскольку последнее - объективная реальность, отдельное событие. Факт же -собрание многих явлений и связей, их обобщение» [1, с. 31]. Достаточное представление фактов - одно из предназначений второй, третьей и четвёртой глав.

Программы, задания, модули - всё это эмпирические факты. Эмпирические факты являются базой выдвижения и формулирования выводов, обобщений, положений, а на основе совокупности, ряда и системы положений формулируются новые идеи, подходы, основания,концепции,теории.

Список литературы

1. Анисимов В. В., Грохильская О. Г., Никандров Н. Д. Общие основы педагогики: учебник для вузов. М.: Просвещение, 2006. 324 с.

2. Дамдинов А. В., Молонов Г. Ц. Социально-педагогическое сопровождение сельских школ Бурятии. Улан-Удэ: БГУ, 2013. 214 с.

3. Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога: учеб. пособие для студ. вузов. 2-е изд., испр. М.: Академия, 2008. 228 с.

4. Краевский В. В. Общие основы педагогики: учебник для студ. высш. пед. учеб. зав. М.: Академия, 2003. 460 с.

5. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. М.: СИНТЕГ, 2007. 126 с.

6. Технология успеха. Социально-педагогическое сопровождение в развитии АОУ СПО РБ «Политехнический техникум» / О. В. Якимов [и др.]. Улан-Удэ: БГУ, 2014. 272 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источники

7. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. Современная версия. М.: ЭКСПО, 2003. 568 с.

8. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов н/Д: Феникс, 1998. 427 с.

9. Советы диссоветам // Поиск. 2014. № 29-30. 25 июня.

References

1. Anisimov V. V., Grokhil'skaya О. G., Nikandrov N. D. Obshchie osnovy pedagogiki: uchebnik dlya vuzov. M.: Prosveshchenie, 2006. 324 s.

2. Damdinov A. V., Molonov G. Ts. Sotsial'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie sel'skikh shkol Buryatii. Ulan-Ude: BGU, 2013. 214 s.

3. Zagvyazinskii V. I. Issledovatel'skaya deyatel'nost' pedagoga: ucheb. posobie dlya stud. vuzov. 2-e izd., ispr. M.: Akademiya, 2008. 228 s.

4. Kraevskii V. V. Obshchie osnovy pedagogiki: uchebnik dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zav. M.: Akademiya, 2003. 460 s.

5. Novikov A. M., Novikov D. A. Metodologiya. M.: SINTEG, 2007. 126 s.

6. Tekhnologiya uspekha. Sotsial'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie v razvitii AOU SPO RB «Politekhnicheskii tekhnikum» / О. V. Yakimov [i dr.]. Ulan-Ude: BGU, 2014. 272 s.

Istochniki

7. Brokgauz F. A., Efron I. A. Entsiklopedicheskii slovar'. Sovremennaya versiya. M.: EKSPO, 2003. 568 s.

8. Psikhologo-pedagogicheskii slovar' dlya uchitelei i rukovoditelei obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdenii. Rostov n/D: Feniks, 1998. 427 s.

9. Sovety dissovetam // Poisk. 2014. № 29-30. 25 iyunya.

Статья поступила в редакцию 24.09.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.