Научная статья на тему 'О направлениях совершенствования профессионально-педагогической компетентности преподавателя'

О направлениях совершенствования профессионально-педагогической компетентности преподавателя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
333
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПАРАДИГМАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ЭЛЕКТРОННАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА / "КЛИПОВОЕ" МЫШЛЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ПЕРСОНОДИДАКТИКА / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / PROFESSIONALLY-PEDAGOGICAL COMPETENCE / PARADIGMATIC CHANGES / COMPETENCE APPROACH / EDUCATIONAL STANDARDS / E-LEARNING LITERATURE / «VIDEO CLIP» THINKING / INDIVIDUALIZATION / PERSONALIZATION / MODERN TEACHING TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тахохов Борис Александрович

В статье раскрываются основные направления развития профессио нальнопедагогической компетентности преподавателей университета: содержание и формы повышения квалификации, учёт социальнопсихологических особенностей современного студенчества, создание учебной литературы, разработка и внедрение в образовательный процесс индивидуальных учебных программ и соответствующей учебнометодической литературы, организация научноисследовательской и само стоятельной работы студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL COMPETENCE OF A UNIVERSITY TEACHER

The article describes the main directions of development of professional-pedagogical competences of University teachers. The accent is made on content and forms of training, the study of socio-psychological characteristics of modern students, creation of textbooks, development and implementation of individual training programs and educational literature in educational process, students’ research and self-dependent work.

Текст научной работы на тему «О направлениях совершенствования профессионально-педагогической компетентности преподавателя»

Юбилей

97

рец спорта, студенческие общежития, построен и введен в эксплуатацию спортивно-оздоровительный комплекс с бассейном.

Опыт Северо-Осетинского государственного университета свидетельствует о

том, что только скоординированные и тщательно спланированные мероприятия по всем направлениям деятельности могут обеспечить эффективное развитие вуза.

Статья поступила в редакцию 14.06.15.

THE DEVELOPMENT OF A REGIONAL UNIVERSITY: AN INTEGRATED APPROACH

SOZANOV Valery G. - Dr. Sci. (Technical), Professor, Rector, North-Ossetian State University after K.L. Khetagurov. Vladikavkaz, Russia. E-mail: v.sozanov@mail.ru

Abstract. The article describes the main directions of activities of the North-Ossetian State University in the conditions of Russian higher education reforming; analyzes the results of the implementation of the program of strategic development of the University in improving the quality of the educational process, cultural and educational work, improving the efficiency of research activities, strengthening international academic cooperation, modernization of material-technical base.

Keywords: North-Ossetian State University after K.L. Khetagurov, strategic development program, education quality, efficiency of research, publication activity, improvement of the University infrastructure

The paper was submitted 14.06.15.

О НАПРАВЛЕНИЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ТАХОХОВ Борис Александрович - д-р пед. наук, профессор, декан факультета психологии и социологии, зав. межфакультетской кафедрой педагогики и психологии. СевероОсетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова. E-mail: borisbit@mail.ru

Аннотация. В статье раскрываются основные направления развития профессионально-педагогической компетентности преподавателей университета: содержание и формы повышения квалификации, учёт социально-психологических особенностей современного студенчества, создание учебной литературы, разработка и внедрение в образовательный процесс индивидуальных учебных программ и соответствующей учебно-методической литературы, организация научно-исследовательской и самостоятельной работы студентов.

Ключевые слова: профессионально-педагогическая компетентность, парадигмаль-ные изменения, компетентностный подход, образовательные стандарты, электронная учебная литература, «клиповое » мышление, индивидуализация, персонодидактика, современные технологии обучения

Главной движущей силой вузовского следуетпридавать развитию его профессио-образовательного процесса, его краеуголь- нально-педагогической компетентности, в ным камнем является преподаватель [1]. которой выделяются, с одной стороны, Поэтому большое значение в университете глубокие теоретические знания и практи-

98

Высшее образование в России • № 10, 2015

ческие умения и навыки в области соответствующей науки в ее историческом развитии и современном состоянии, с другой -психолого-педагогическая подготовка [2].

Альфой и омегой преподавательской деятельности является умение вызвать у студентов внимание к своей дисциплине, сформировать к ней познавательный интерес, проводить все виды занятий таким образом, чтобы ни одно положение, ни одна деталь не остались вне внимания и памяти студентов; мотивировать их в овладении данной дисциплиной таким образом, чтобы они понимали ее истинное положение в приобретаемой специальности.

Важнейшее условие творческого роста преподавателя - профессиональная рефлексия. Преподавательская деятельность обращена к аудитории, которая в большинстве случаев оценивает видимую сторону педагога, его личные качества: приветливость, внешность, культуру речи, - и только единицы могут адекватно оценить научный и методический уровень занятия. Следовательно, сам педагог оказывается себе судьей, и чтобы такая самооценка была объективной, требуется постоянное осмысление своих педагогических действий. Оно осуществляется, во-первых, с позиции студентов, во-вторых, с точки зрения незримого референтного для него эксперта, в-третьих, в сравнении с эталонными способами и приемами работы. Рефлексивность как психолого-педагогическое качество преподавателя связана с его самокритичностью, непрерывным поиском новых учебно-воспитательных технологий, творческим подходом к своей деятельности.

Сама природа вузовского обучения предполагает диалог между преподавателем и студентом, создание такой атмосферы, где нет места авторитаризму, диктату, навязыванию «единственно правильной» точки зрения. Любая учебно-познавательная проблема здесь рассматривается как повод для размышления, поиска возможных решений. При этом организуется осо-

бая психологически комфортная среда, в которой педагог и студенты равноправны, равноположны, субъект-субъектны. О диалогическом характере вузовского обучения писал Ю.М. Лотман: «Здесь нет верха и низа - учителей и учеников - здесь все коллеги, то есть люди, которые работают вместе. Ведь работа высшего учебного заведения состоит в сотрудничестве, т.е. когда одни хотят учиться, а другие им помогают в этом. Отношение преподавателей к студентам будет отношением коллег к молодому коллеге» [3, с. 459].

Диалог стимулирует развитие творческого мышления его участников, когда занятие строится как ситуация незавершенности, открытости, когда акцент делается на самостоятельных наблюдениях, чувствах, обобщениях, когда студент не боится риска, ошибки, ибо они поощряются присутствующими [4]. Умение организовать межличностное общение, являющееся, по словам А.А. Бодалева, совершенно необходимым условием полноценного бытия людей [5], -это важнейшая характеристика профессиональной компетентности преподавателя. В этом общении важна обратная связь - феномен, который можно назвать механизмом социальной перцепции, поскольку он фактически формирует для коммуникантов образ партнера, реципиента и одновременно является формой знания о другом человеке. Отсюда следует, что вузовский преподаватель - это уникальный специалист, способный увлечь студентов, раскрыть перед ними трудный путь поиска, заразить творческой деятельностью. В силу неповторимости каждого человека любое педагогическое действие всегда оригинально, труднопредсказуемо. Вместе с тем оно опирается на признанные педагогические законы и закономерности, методические приемы и формы, которые должны быть известны каждому педагогу и актуализированыв соответствующей учебно-воспитательной ситуации. В этом заключается суть преподавания как науки и искусства.

Юбилей

99

На овладение ими направлена вся система повышения квалификации профессорско-преподавательского состава нашего университета, которая представляет собой несколько уровней: индивидуальный, кафедральный, факультетский, общевузовский. Кроме того, каждый преподаватель имеет возможность получить командировку для выезда на краткосрочные курсы, для участия в научных конференциях и семинарах. Индивидуальный план повышения квалификации, составленный на учебный год, предусматривает работу над темой научного исследования, подготовку и публикацию научных и учебно-методических работ, участие в научно-педагогических семинарах и конференциях. На кафедральном уровне основными видами повышения квалификации преподавателей считаются методологические семинары, открытые занятия и организация взаимопосещений лекций и практических занятий, на факультетском - проведение научно-методических конференций, круглых столов, межкафедральных семинаров, обсуждение хода реализации основных образовательных программ, руководство научно-исследовательской деятельностью и самостоятельной работой студентов и др. Повышение квалификации преподавателей не реже одного раза в течение трех лет с выдачей сертификата, удостоверения или диплома предусмотрено университетским центром повышения квалификации и переподготовки кадров. Каждый преподаватель СОГУ участвует в этой многоуровневой системе повышения квалификации.

Университет как центр науки, образования и культуры систематически проводит различные научные и научно-практические форумы и конференции как международного, так и всероссийского и регионального уровня, в работе которых принимают участие в качестве докладчиков или выступающих почти все преподаватели. Только за последний год состоялось семь международных и десять всероссийских и регио-

нальных конференций, в том числе: «Традиции и новаторство в высшей школе художественного образования», «Актуальные проблемы экологии и сохранения биоразнообразия России», «Управление качеством образовательного процесса в высшей школе в условиях реформирования», «Славянская письменность как фактор единения народов России », «Национальная идентичность и этничность в современном мире: проблемы и тенденции развития», «Миноритарные языки и культуры в глобальном мире » и др.

Важное значение придается такой форме повышения профессионально-педагогической культуры преподавателей, как проведение общевузовских круглых столов. Состоявшиеся в течение текущего учебного года круглые столы по темам «Балльнорейтинговая система оценки знаний глазами студентов и преподавателей», «Психолого-педагогическая компетентность преподавателя вуза» и «Организация и руководство научно-исследовательской деятельностью студентов» вызвали интересные и оживленные дискуссии, в которых активное участие приняли не только преподаватели, но и студенты.

Следует отметить, что ориентация образовательной деятельности на компетент-

100

Высшее образование в России • № 10, 2015

ностный подход в соответствии с ФГОС ВО потребовала доработки учебно-методических комплексов в части усиления практической направленности изучаемых дисциплин, развития у студентов умений применять полученные знания при решении конкретных профессиональных задач. В этих целях в университете проведен ряд мероприятий, в частности, в УМК включены более полные комплекты заданий для самостоятельной работы студентов с примерами их выполнения, вопросы для контроля и самоконтроля полученных знаний, а также методики изучения отдельных вопросов дисциплины, в том числе для самоподготовки. Для обеспечения доступа студентов к учебно-методическим комплексам дисциплин соответствующие материалы представлены в электронном виде на сайте университета. Активная работа проводится по расширению использования в учебном процессе информационных образовательных технологий, для чего значительно увеличен технико-технологический парк; все преподаватели прошли соответствующую подготовку и эффективно используют интерактивные методы обучения.

Одним из аспектов повышения профессиональной компетентности преподавателей следует считать перенос акцента на самостоятельные виды учебно-познавательной деятельности студентов, на значительное повышение их мотивации к процессу обучения. Регулирование самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине включает несколько циклов:

□ установление уровня готовности студентов к самообразованию;

□ предъявление системы знаний для самостоятельной работы;

□ взаимодействие преподавателя и студентов, своевременное консультирование студентов и обеспечение их методическими материалами;

□ контроль за усвоением содержания учебной дисциплины.

Гуманистическая парадигма образова-

ния, центральная идея которой зиждется на развитии индивидуальной неповторимости и уникальности каждой личности, актуализирует обращение к персонодидактике, которую мы понимаем как создание в вузе условий для реализации индивидуальной образовательной траектории студента. Как известно, ФГОС ориентируют вузы на составление и внедрение в учебный процесс индивидуально-ориентированных учебных планов и программ. Они могут быть выполнены только с опорой на индивидуальную мотивацию студентов, с учетом их личностных и когнитивных особенностей, профессиональных целей и жизненных смыслов, связанных к тому же с заказом конкретных организаций, фирм, коммерческих предприятий, которые нуждаются в профессиональных работниках определенных профилей.

Персонодидактика - это использование в образовательном процессе методически целесообразных, обусловленных особенностями конкретных студентов, методов и приемов педагогического взаимодействия, это организация сотворчества и сотрудничества педагогов и обучающихся. Направленность образовательного процесса на развитие индивидуальных качеств будущего профессионала позволяет преподавателю рассматривать студента как многомерного субъекта, увидеть возможности педагогического влияния на формирование его профессиональных компетенций, определять соразмерность психолого-педагогического сопровождения. Студентоцентри-рованный подход не противоречит стандартам образования, создающим единое образовательное пространство страны. Персонодидактика способствует эффективному освоению студентом содержания образования в соответствии с его природными и психологическими особенностями и расширяет возможности его профессионально-личностного становления, удовлетворяет его потребности и развивает способности [6].

В реализации индивидуального подхо-

Юбилей

101

да в образовательном процессе ведущую роль играют учебное управление вуза, выпускающие кафедры и руководство факультета, разрабатывающие индивидуальные программы обучения для каждого студента и обеспечивающие их реализацию. Известно, что в отечественной высшей школе в целом пока доминируют коллективные формы обучения [7], что противоречит стратегии индивидуализации образовательного процесса, однако оптимальное сочетание теоретических и практических занятий, увеличение времени на самостоятельную внеаудиторную работу создают необходимые предпосылки для индивидуального творческого развития будущего специалиста. Основными направлениями внедрения принципов персонодидактики в Северо-Осетинском государственном университете являются:

- психолого-педагогическое сопровождение развития индивидуальности студента, позитивных сторон его характера, мировоззрения, общенаучных и специальных способностей;

- формирование у студентов мотивации к учению, готовности к достижению целей своей учебно-познавательной деятельности;

- принятие студентами норм профессиональной этики, усвоение ими культурно-нравственных ценностей;

- развитие критического мышления обучающихся, выработка умений и навыков анализа, отбора и переработки информации с целью эффективного решения учебно-познавательной и профессиональной задачи;

- формирование у студентов указанных в ФГОС компетенций научно-поисковой, исследовательской деятельности;

- предоставление студентам возможности самостоятельного выбора учебных программ, учебно-методических материалов, форм отчетности и самоконтроля.

В университете сложилась рациональная практика определения приоритетных

направлений управленческой и научно-методической работы. Они формулируются руководством вуза, а организуются Управлением контроля образовательных программ и Научно-методическим советом университета. В настоящее время такими направлениями признаются:

• разработка новых и совершенствование действующих методик и технологий (в том числе информационных) для обеспечения уровневого образовательного процесса в соответствии с ФГОС;

• модернизация форм и методов повышения научно-методического уровня текущей, рубежной и итоговой аттестации студентов;

• исследование и разработка методов самооценки деятельности факультетов, каждой кафедры, а также организации учебного процесса по отдельным основным образовательным программам в рамках системы менеджмента качества.

На ежегодных Днях науки СОГУ подводятся итоги научной и научно-методической работы, лучшие материалы публикуются в «Вестнике СОГУ », являющемся рецензируемым и индексируемым изданием. Профессионально-педагогическая компетентность преподавателей проявляется в руководстве научно-исследовательской работой студентов, признанной сегодня в качестве важнейшей формы повышения качества подготовки специалистов. В общем виде НИРС состоит из следующих элементов: исследования по кафедральной тематике под руководством преподавателей, работа в научных объединениях, участие в конкурсах научных работ, выступления на студенческих научных конференциях, подготовка публикаций. Существенным фактором активизации студенческих научных изысканий и повышения их теоретического и практического уровня является включение научно-исследовательской работы студента в семестре в учебные планы в качестве обязательного компонента системы профессиональной подготовки. Наши ма-

102

Высшее образование в России • № 10, 2015

гистерские программы носят по преимуществу новаторский характер, отражая актуальную тематику научных исследований действующих научных школ.

В сложившейся в университете системе менеджмента качества образования кафедры становятся коллективными субъектами управления. К видам деятельности преподавателей, имеющим отношение к улучшению качества образовательного процесса, можно отнести следующие: интересное, нешаблонное проведение занятий; повышение эффективности управления самостоятельной работой студентов; руководство студенческой научной деятельностью; организация научно-методических семинаров, круглых столов, конференций; подготовка и издание научных и научно-методических работ, учебников и учебных пособий; выполнение проектов в рамках грантовой деятельности.

Одним из важнейших направлений профессионально-педагогической деятельности преподавателей является подготовка учебной литературы, учитывающей пара-дигмальные изменения, происходящие в системе высшего профессионального образования. Мы имеем в виду прежде всего актуализацию электронных ресурсов в расширении круга учебной литературы, существенное увеличение времени на самостоятельную работу студентов и построение всей системы обучения на компетентност-ной основе.

Электронные учебные материалы все активнее используются в образовательном процессе, подготавливая студентов к жизни не только в информационном обществе, но и в так называемом Smart-обществе, где доминируют искусственный интеллект и виртуальная реальность, приводящие к значительным изменениям во взаимоотношениях людей. Электронное обучение получило официальное признание в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», тем самым традиционный вуз поставлен перед необходимостью

более активного использования информационно-коммуникационных новаций. В обучении с применением электронных средств весьма популярны короткие видеофрагменты и тексты, представленные в виде «обратной пирамиды»: сначала кратко дается основное содержание, в конце -общий текст. Научно-учебный текст «оживляется» драматургией, эмоциями, описательность заменяется инфографикой, яркими образами, интерактивными и мультимедийными метафорами [8; 9].

Чтобы заинтересовать современную студенческую аудиторию, овладеть её вниманием, требуется подавать научную информацию в такой форме, которая бы удивляла молодых людей своей парадоксальностью. Эту особенность мышления психологи называют «клиповым сознанием », для которого характерна образность, эмоциональность, фрагментарность. На этой основе у них формируется не системное, а разорванное, «пунктирное» мышление, что довольно ярко проявляется и в их отношении к учебе. Поэтому, по словам Г.А. Беру-лава, в настоящее время явно наметилось противоречие между «доминирующими когнитивными стратегиями молодых людей и стилем предъявления учебной информации в учебниках и педагогом» [10]. Все это вызывает к жизни учебную литературу, в которой презентация материала носит ме-дийно и эмоционально насыщенный характер, ориентированный на использование активных и интерактивных технологий обучения. При этом структура учебно-научного материала решает задачи обогащения личного тезауруса студента с четким указанием компетенций, на формирование ко-торыхи направлены предлагаемые автором методы, формы и приемы его учебно-познавательной деятельности.

Среди учебных пособий наших авторов выделим три типа: теоретические, практические и методические. Первый тип представляет собой свод учебного материала по отдельным разделам или темам (более

Юбилей

103

Литература

углубленно, чем в учебнике)или по всему курсу дисциплины (но в большем, чем в учебнике, объеме). Учебно-практические пособия (практикумы, сборники заданий и упражнений), как правило, содержат учебный материал прикладного характера.

Предназначенные как для студентов, так и для преподавателей, они сочетают в себе теоретический материал и методику его изучения: разнообразные устные и письменные задания по тексту, материал для самостоятельной работы студентов, тесты для самоподготовки и самоконтроля, списки основной и дополнительной литературы с ресурсами электронной поддержки. Данный тип пособия мы рассматриваем как источник учебной информации и средство обучения; дополняя учебник, он способствует расширению, углублению и более эффективному усвоению знаний. Все три типа учебных пособий могут иметь авторскую интерпретацию соответствующего научного знания.

Сложившаяся в Северо-Осетинском государственном университете система развития профессионально-педагогической компетентности преподавателей, заключающаяся в активной исследовательской деятельности, участии в различных видах и формах повышения квалификации, создании учебной и методической литературы для студентов, направлена прежде всего на повышение качества подготовки студентов, формирование общекультурных и профессиональных компетенций, совершенствование их научно-исследовательской деятельности и самостоятельной работы.

1. Вербицкий А.А. Преподаватель - главный

субъект реформы образования // Высшее образование в России. 2014. № 4. С. 1320; Розов Н.Х. Преподаватель - профессия на все времена// Высшее образование в России. 2014. № 12. С. 26-35.

2. Медведев В., Татур Ю. Подготовка препо-

давателя высшей школы: компетентност-ный подход // Высшее образование в России. 2007. № 11. С. 46-56.

3. Лотман Ю.М. Чему учатся люди. Статьи и

заметки. М.: Academia, 2010. 552 с.

4. Тахохов Б.А. Диалог в образовательном

процессе современной высшей школы. Владикавказ, 2014. 180 с.

5. Бодалев А.А. Психология общения. Из-

бранные психологические труды. Воронеж, 2002. 406 с.

6. Якунин В.А. Современные методы обуче-

ния в высшей школе. СПб.: Питер-Пресс, 2005. 251 с.

7. Сазонов Б.А. Индивидуально-ориентиро-

ванная организация учебного процесса как условие модернизации высшего образования // Высшее образование в России. 2011. № 4. С. 10-24.

8. Монахов В.М. О модели вузовского тех-

нологического учебника полного цикла // Педагогика. 2012. № 10. С.17-25.

9. Соловьев М.А., Качин С.И., Велединская

С.Б., Дорофеев М.Ю. Стратегии разви-

104

Высшее образование в России • № 10, 2015

тия электронного обучения в техническом вузе // Высшее образование в России. 2014. № 6. C. 67-75.

10. Берулава Г.А. Методологические основы развития личности в системе высшего

образования // Вестник практической психологии образования. 2009. № 4(21).

С. 27-35.

Статья поступила в редакцию 14.06.15.

THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL COMPETENCE OF A UNIVERSITY TEACHER

TAKHOKHOV Boris A. - Dr. Sci. (Pedagogy), Prof., Dean of the faculty of psychology and sociology, North-Ossetian State University after K. L. Khetagurov, Vladikavkaz, Russia. E-mail: borisbit@mail.ru

Abstract. The article describes the main directions of development of professional-pedagogical competences of University teachers. The accent is made on content and forms of training, the study of socio-psychological characteristics of modern students, creation of textbooks, development and implementation of individual training programs and educational literature in educational process, students’ research and self-dependent work.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: professionally-pedagogical competence, paradigmatic changes, competence approach, educational standards, e-learning literature, «video clip» thinking, individualization, personalization, modern teaching technologies.

References

1. Verbitsky, A.A. (2014). [Teacher as a Main Subject of the Educational Reform]. Vysshee obrazovanie

v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 4, pp. 13-20. (In Russ., abstract in Eng.); Rozov, N.Kh. (2014). [Timeless Appeal of the Teaching Profession]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 12, pp. 26-35. (In Russ., abstract in Eng.)

2. Medvedev, V., Tatur, Yu. (2007). [Training of University Teachers: Competence-Based Approach].

Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No 11, pp. 46-56. (In Russ.)

3. Lotman, Yu. M. (2010). Chemu uchatsya lyudi. Stat’i i zametki [What People Learn. Articles and

Notes]. Moscow: Academia Publ., 552 p. (In Russ.)

4. Takhokhov, B. A. (2014). Dialog v obrazovatel’nomprotsesse sovremennoi vysshei shkoly [Dialogue

in the Educational Process of Modern Higher School]. Vladikavkaz. 180 p. (In Russ.)

5. Bodalev, A.A. (2002). Psikhologiya obshcheniya. Izbrannyepsikhologicheskietrudy [The Psycho-

logy of Communication. Selected Psychological Works]. Voronezh. 406 p. (In Russ., abstract in Eng.).

6. Yakunin, V.A. (2005). Sovremennye metody obucheniya v vysshei shkole [Modern Methods of

Teaching in Higher Education]. SPb.: Piter-Press Publ., 251 p. (In Russ.)

7. Sazonov, B.A. (2011). [Individual-based Organization of the Educational Process as a Condition of

Modernization of Higher Education]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 4, pp. 10-24. (In Russ., abstract in Eng.)

8. Monakhov, V.M. (2012). [Model of University Technology Full Cycle Tutorial]. Pedagogika [Pedagogics]. No. 10, pp.17-25. (In Russ., abstract in Eng.)

9. Solov’yev, M.A., Kachin, S.I., Veledinskaya, S.B., Dorofeev, Y.M. (2014). [Development Strategy

of e-Learning at Technical Universities]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 6, pp. 67-75. (In Russ., abstract in Eng.)

10. Berulava, G.A. (2009). [Methodological Bases of Personality Development in Higher Education]. Vestnik prakticheskoi psikhologii obrazovaniya [Journal of Practical Psychology of Education]. No. 4 (21), pp. 27-35. (In Russ.)

The paper was submitted 14.06.15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.