Научная статья на тему 'О направлениях совершенствования оперативно-разыскной деятельности таможенных органов России в условиях таможенного союза'

О направлениях совершенствования оперативно-разыскной деятельности таможенных органов России в условиях таможенного союза Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
235
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
SEARCH ACTIVITY / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ РОССИИ / THE CUSTOMS AUTHORITIES OF RUSSIA / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / CUSTOMS UNION / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / CUSTOMS CONTROL / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Козловский А.Ю.

В современных условиях таможенное регулирование осуществляется в форме территории таможенного союза России, Белоруссия и Казахстан, что существенно влияет на применение таможенными органами Русской Федерации в качестве различных форм таможенного контроля, а также за реализацией правоохранительных органов, в том числе оперативной Розыскной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the directions of improvement of operational and investigative activities of customs bodies of Russia in terms of Customs Union

In modern conditions customs regulation is carried out in uniform territory of the customs union of Russia, Belarus and Kazakhstan, that essentially influences application by customs bodies of the Russian Federation as various forms of the customs control, and over realization law-enforcement, including operative search activity.

Текст научной работы на тему «О направлениях совершенствования оперативно-разыскной деятельности таможенных органов России в условиях таможенного союза»

СЧ

Ol

О CJ

О

о о

Q. C[ CQ

s

I-

о

0

1

о я с о т ш vo >s о

о ф

у

S

2

0

1

о о

2 ф d я

ü <

ü S I

н

о ф

со

О направлениях совершенствования оперативно-разыскной деятельности таможенных органов России в условиях

Таможенного союза

Козловский А.Ю.*

In modern conditions customs regulation is carried out in uniform territory of the customs union of Russia, Belarus and Kazakhstan, that essentially influences application by customs bodies of the Russian Federation as various forms of the customs control, and over realization law-enforcement, including operative — search activity.

В современных условиях таможенное регулирование осуществляется на единой территории Таможенного союза России, Беларусси и Казахстана, что существенно влияет на применение таможенными органами (ТО) Российской Федерации различных форм таможенного контроля, осуществление правоохранительной, в том числе оперативно-разыскной деятельности (ОРД).

Таможенный кодекс РФ (ТК РФ) в п. 5 ст. 408 «Правомочия таможенных органов» конкретизирует, что ОРД осуществляется ТО РФ в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений; производства неотложных следственных действий и дознания, которые Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (УПК РФ) отнесены к предмету их ведения1; выявления и установления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления, а также обеспечения, собственной безопасности.

Основной задачей оперативно-разыскных подразделений (ОРП) ТО РФ является получение упреждающей информации о признаках преступлений в сфере таможенного дела, а также о лицах их подготавливающих, совершающих и совершивших, прежде всего на различных стадиях осуществления внешнеторговых сделок2 в процессе приобретения и перемещения товара через таможенную границу России.

Практика ТО РФ в 2005-2009 гг. свидетельствует, что ОРД является основным инструментом выявления, предупреждения и пресечения преступлений, относящихся к их компетенции. Так, в этот период количество уголовных дел, ежегодно возбуждаемых по материалам оперативно-разыскных подразделений (ОРП) ТО, составляет более 60 % от общего количества

уголовных дел, возбужденных ТО (2005 г. — 65 %, 2006 г. — 64 %, 2007 г. — 65 %, 2008 г. — 65 %), а в 2009 г. составило — 75 %3.

В настоящее время специфика сложившейся ситуации такова, что в результате образования Таможенного союза (ТС) и введения в действие Таможенного кодекса (ТК) ТС4 произошло разделение «таможенной» и «государственной» границы. Так, таможенная граница РФ фактически отсутствует с Белорусией и Казахстаном (в ТК ТС фигурирует термин «таможенная граница Таможенного союза»), однако государственная граница у каждого из государств — членов ТС своя. Кроме того, дополнительные трудности при осуществлении ОРД в этих условиях создает бланкетная норма, закрепленная в ч. 2 ст. 7 ТК ТС.

Учитывая изложенное, несмотря на единство таможенной территории ТС, ТО государств — членов ТС вынуждены ограничиться проведением оперативно-разыскных мероприятий (ОРМ) каждый на своей территории, а остальные проблемы борьбы с преступностью решать в процессе взаимодействия.

Подобное положение дел в осуществлении ОРД имело место и ранее, т.е. до образования ТС, когда взаимодействие в ходе ОРД осуществлялось на основании соответствующих международных соглашений, а каждое государство противодействовало преступности в сфере таможенного дела, в том числе с использованием механизмов ОРД, на своей таможенной территории

В условиях действия ТК ТС таможенный контроль и таможенное оформление товаров, прибывающих на территорию ТС, осуществляются, как правило, ТО того государства, где товар пересекает таможенную границу ТС (например, Казахстана).

исключительно

5

Профессор кафедры оперативно-разыскной деятельности Института правоохранительной деятельности Российской таможенной академии, кандидат юридических наук, доцент.

После этого иностранный товар (например, из Китая) приобретает статус товара ТС и перевозится по территории ТС (в том числе ввозится в РФ) к местам его реализации как изготовленный без осуществления контроля со стороны ТО РФ. Учитывая изложенное, возможности использования ТО РФ инструмента ОРД при следовании товара по территории государств — членов ТС (за исключением российской территории) существенно ограничены.

Сложившаяся ситуация требует от ОРП ТО России нового подхода к организации и осуществлению ОРД. Решением возникшей проблемы в условиях начального этапа функционирования ТС может быть сосредоточение основных усилий ОРП ТО России на совершенствовании взаимодействия с ОРП ТО государств — членов ТС и осуществлении контроля после выпуска товаров.

Рассматривая организацию взаимодействия ОРП ТО России с аналогичными подразделениями ТО государств — членов ТС по вопросам противодействия преступной деятельности в сфере таможенного дела, полагается, что основными направлениями этого процесса должны являться:

> создание и организация деятельности совместных рабочих групп из числа руководящего и оперативного состава взаимодействующих ТО, в том числе для проведения совместных операций профилактического и оперативно-разыскного характера;

> обмен оперативно-значимой информацией и совместная работа по реализации оперативных разработок;

> сосредоточение основных усилий взаимодействующих ТО на выявлении и пресечении контрабандных каналов, противоправной деятельности крупных поставщиков и оптовых реализаторов контрабандной продукции, организованных, в том числе международных, преступных группировок, а также на вскрытии мест сборки, комплектации изделий и баз складирования контрабандных товаров. Учитывая, что государства — члены ТС

имеют единую таможенную территорию, полагается, что эффективность ОРД таможенных органов РФ по противодействию преступлениям в сфере таможенного дела вполне возможно повысить. Однако с этой целью недостаточно заключить двух- или многосторонние соответствующие соглашения, так как в этом случае возникают проблемы не только оперативно-разыскного (связанные с формированием опера-

тивных позиций на территории государств — членов ТС, за пределами РФ), но и уголовно-правового и уголовно-процессуального порядка. Например, имеют ли право пресекать преступление ОРП ТО России при выявлении признаков контрабанды, перемещаемой через таможенную границу единой территории ТС, которая не является таможенной границей РФ, если имеют место обстоятельства, обязывающие осуществить это пресечение? В соответствии с законодательством какого государства будет пресечена преступная деятельность? Какие уголовно-процессуальные документы, в соответствии с каким УПК должны при этом составляться и кем (представителем дознания или следствия РФ или государства — члена ТС, на территории которого пресечена преступная деятельность)? И другие вопросы.

Таким образом, для рационального использования сил и средств ТО, в том числе инструмента ОРД, целесообразно помимо заключения двух- или многосторонних соответствующих соглашений, в целях противодействия преступлениям в сфере таможенного дела на уровне высших органов власти государств — членов ТС законодательно предусмотреть:

> порядок организации и осуществления таможенными органами ОРД на единой территории ТС;

> особенности планирования, проведения и завершения ОРМ таможенными органами на единой территории ТС за пределами таможенной территории инициатора ОРМ;

> правовой механизм пресечения и последующего процессуального документирования преступной деятельности при задержании в процессе ОРД таможенными органами государств — членов ТС лиц, подготавливающих, совершающих и совершивших преступления в сфере таможенного дела, а также товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу ТС с нарушением установленных правил. Полагается, что решению этой задачи

должен способствовать комплексный подход, включающий:

> совершенствование информационно-аналитической деятельности ОРП ТО и их целенаправленное использование;

> разработку и практическое использование оптимальной расстановки сил и средств, которыми располагают ТО;

> разработку системы признаков, способствующих выявлению противо-

сч

01

г •

о

о

сч •

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

СЧ

Ol

О CJ

О

о о

Q. C[ CQ

s

I-

о

0

1

о я с о т ш vo >s о

о ф

у

S

2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

1

о о

2 ф d

я <

S I

н

о ф

со

правных деяний со стороны лиц, пересекающих таможенную границу ТС; > повышение эффективности практики взаимодействия ОРП ТО России с подразделениями правоохранительных органов государств — членов ТС. Другим направлением сосредоточения усилий ОРП ТО России в условиях ТС может стать активное участие в осуществлении контроля после выпуска товаров6.

Действующее законодательство ТС7 предоставляет ТО РФ для осуществления контроля после выпуска товаров необходимые полномочия и возлагает конкретные обязанности на участников внешнеторговых сделок. Так, товары при ввозе на таможенную территорию ТС находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы, а ТО предоставлено право проведения таможенного контроля после выпуска товаров в течение 3 лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем. Кроме того, законодательством государств — членов ТС может быть установлен более продолжительный срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров, который не может превышать 5 лет. С этой целью документы, необходимые для проведения таможенного контроля, должны храниться лицами и ТО в течение 5 лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем, если иной срок не установлен законодательством государств — членов ТС, а лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, должны хранить документы, необходимые для таможенного контроля, в течение 5 лет после года, в течение которого проводились таможенные операции.

Осуществляя таможенный контроль на территории ТС таможенные органы вправе останавливать транспортные средства, а также принудительно возвращать покинувшие таможенную территорию ТС без разрешения ТО водные и воздушные суда. При этом действия по задержанию (возвращению) иностранных судов и судов, находящихся на территории других государств, проводятся в соответствии с законодательством государств — членов ТС и (или) международными договорами. В случае остановки автомобильных транспортных средств вне зон таможенного контроля в целях осуществления таможенного контроля товаров и документов на них время такого контроля не должно превышать двух часов. Об осуществлении такого контроля составляется акт по форме, определяемой ре-

шением Комиссии ТС, один экземпляр которого подлежит вручению перевозчику.

Анализ положений, изложенных в ч. 4 ст. 132 ТК ТС, позволяет сделать вывод, что результаты ОРД также могут служить основанием для назначения внеплановых выездных таможенных проверок, а исследование опыта комплексного использования ТО РФ имеющихся сил и средств на территории РФ показывает, что проведение таможенной проверки по информации ОРП, наиболее эффективно8.

С введением в действие ТК ТС возможности ТО по легализации в процессе таможенной проверки оперативно-разыскной информации существенно расширены. Так, проверяемое лицо при предъявлении должностными лицами ТО решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки) и служебных удостоверений обязано обеспечить доступ этих должностных лиц на объект проверяемого лица (за исключением жилых помещений) для проведения выездной таможенной проверки. В случае необоснованного отказа проверяемого лица обеспечить доступ должностных лиц ТО на объект проверяемого лица они вправе входить на этот объект с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений в присутствии двух понятых9. Обо всех случаях вхождения на объекты проверяемых лиц с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений ТО уведомляют прокурора в течение 24 часов10.

Анализ действующего законодательства ТС и РФ показывает, что в целях осуществления контроля ТО РФ после выпуска товаров в свободное обращение наряду с таможенной проверкой может использоваться и ОРД, хотя процесс выявления преступлений, связанных с контрабандой и уклонением от уплаты таможенных платежей, достаточно трудоемкий и сложный. Это связано в первую очередь с тем, что уголовное законодательство фактически декриминализировало названные уголовные составы преступлений, существенно увеличив крупный размер применительно к контрабанде и уклонению от уплаты таможенных платежей.

Однако именно ОРД позволяет выявлять товары, ввезенные на российскую территорию контрабандным путем с использованием иных элементов сокрытия при прохождении таможенного контроля, каналы доставки в Россию и транзита этих товаров через таможенную территорию РФ, способы сокрытия этих товаров

при транспортировке, а также места складирования для дальнейшего распространения. Кроме того, благодаря наличию у ТО РФ инструмента ОРД обеспечиваются полнота и непрерывность по месту и времени процесса выявления, предупреждения и пресечения проникновения контрабандных товаров на российский рынок.

Полученная в процессе ОРД первичная информация о признаках противоправного деяния оценивается с точки зрения относи-мости, важности, объективности, полноты и достоверности, а при отсутствии компетенции ТО11 — письменно направляется в территориальные подразделения органов внутренних дел по борьбе с экономическими преступлениями. В случае, когда информация относится к компетенции ТО РФ, ими, с целью проверки поступившей информации, проводятся ОРМ, предусмотренные пп. 1—14 ст. 6 ФЗ об ОРД.

Основным способом выявления в местах торговли товаров, доставленных на российский рынок контрабандным способом, является проверочная закупка, хотя с этой целью могут проводиться и такие ОРМ, как опрос, наблюдение, наведение справок, оперативный эксперимент. Путем проведения перечисленных ОРМ могут быть выявлены источники производства и каналы доставки из-за рубежа контрабандной продукции, места ее хранения и складирования, точки распространения, а также осуществлено документирование противоправной деятельности лиц, занимающихся производством, транспортировкой и реализацией таких товаров. В этом случае при осуществлении проверочной закупки и других ОРМ для документирования признаков противоправной деятельности со стороны конкретных лиц необходимо использовать разрешенные законом средства документирования12.

Приобретенный в ходе проверочной закупки13 товар в присутствии представителей общественности упаковывается и опечатывается, а затем направляется на исследование14, в процессе которого определяются его подлинность и стоимость. Если в результате исследования выяснится, что товар является иностранным, а в ходе проверочных мероприятий будут получены сведения о ввозе его на российскую территорию контрабандным путем, то появляется необходимость осуществить комплекс ОРМ, направленный на документирование противоправной деятельности конкретных физических лиц. Учитывая, что в данном случае могут иметь место несколько соста-

вов преступлений, то мероприятия по задержанию преступников с поличным лучше всего производить совместно с взаимодействующими подразделениями органов внутренних дел, осуществляющими борьбу с экономическими преступлениями.

Если в процессе осуществления ОРД будут собраны материалы, содержащие достоверные данные о незаконном перемещении через таможенную границу товаров (помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием), о месте (таможенная граница) и времени совершения преступления, о перемещаемом предмете (товары и транспортные средства) преступления, его стоимости (крупный размер), то в порядке, определенном Инструкцией о порядке представления результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или суду15, выносится постановление, на основании которого материалы направляются в подразделение дознания ТО для решения вопроса о возбуждении уголовного дела16.

Опыт ТО РФ свидетельствует17, что после проведения проверочной закупки в местах реализации товара и последующего комплекса ОРМ, проводимого в целях получения оперативно-значимой информации, о признаках уклонения от уплаты таможенных платежей, выясняются склад временного хранения (СВХ), где оформлялся товар, и место пересечения товаром таможенной границы. Одновременно должны проводиться ОРМ в целях установления лиц, причастных к совершению конкретного преступления, и документирования их противоправной деятельности. В дальнейшем в отношении конкретных физических лиц в зависимости от степени их участия в противоправной деятельности могут быть заведены дела оперативного учета и (или) возбуждены уголовные дела.

Таким образом, по результатам проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

> произошедшие изменения в связи с вступлением в действие ТК ТС требуют поиска новых путей сосредоточения основных усилий ТО РФ при осуществлении ими ОРД, которыми могут являться совершенствование взаимодействия с ОРП ТО государств — членов ТС и осуществлении контроля после выпуска товаров;

сч

01

г •

о

о

сч •

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

> наличие ОРД позволяет повысить эффективность использования имеющихся у ТО РФ форм таможенного контроля, в том числе таможенной проверки, при осуществлении контроля после выпуска товаров;

> ОРД является неотъемлемой составляющей системы мер ТО РФ в борьбе с контрабандой и уклонением от уплаты таможенных платежей, а наличие ОРП в системе ТО позволяет им не только до-

стоверно установить факты появления на российском рынке зарубежных товаров, ввезенных контрабандным способом или с уклонением от уплаты таможенных платежей, но и выявить каналы их доставки, места складирования и реализации, лиц, причастных к противоправному деянию, организовать его пресечение и собрать необходимые материалы с целью формирования уголовно-процессуальных доказательств.

CJ

Ol

О CJ

О

о о

Q.

со s

H

о

0

1

о я с о m ф vo

>5

О *

О ф

У

s

2

0

1

о *

о

2 ф Ч

я *

< s

I H

о ф

со

Литература и примечания

1. ТО РФ осуществляют неотложные следственные действия по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 2—4 ст. 188 «Контрабанда», ст. 189 «Незаконный экспорт и передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники», ст. 190 «Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран», ст. 193 «Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте» УК РФ (см.: п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ) и дознание по ч. 1 ст. 188 «Контрабанда» и ст. 194 «Уклонение от уплаты таможенных платежей» УК РФ (см.: п. 5 ч. 3 ст. 151 УПК РФ).

2. Такими стадиями, могут являться: 1) формирование рабочей группы участников внешнеэкономической деятельности для рассмотрения экономически выгодных предложений; 2) этап заключения контракта; 3) приобретение товара и его складирование на сопредельной территории для организации вывоза; 4) оформление товара в таможенном органе сопредельного государства; 5) перемещение товара через государственную границу и его регистрация в российском таможенном органе; 6) движение товара по территории РФ к месту его таможенного оформления; 7) помещение товара на склад временного хранения; 8) процесс таможенного оформления товара; 9) выпуск товара под конкретную таможенную процедуру (режим); 10) реализация товара в местах его складирования или различных торговых точках.

3. По материалам коллегий ФТС России и отчетов правоохранительных подразделений таможенных органов за 2005-2009 гг.

4. ТО государств — членов ТС осуществляют ОРД в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое законодательством этих государств преступлением, производство по которому отнесено к ведению ТО, исполнения запросов международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами. ОРД осуществляется ТО государств-членов ТС в соответствии с законодательством государств — членов ТС об ОРД.

5. Например, см.: Таможенный кодекс Российской Федерации. Ст. 2.

6. Об осуществлении контроля после выпуска товаров путем осуществления таможенной проверки см.: Таможенный кодекс Таможенного союза (Приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 г.). Ст. 110, п. 12; ст. 122. Глава 19.

7. Таможенный кодекс Таможенного союза (Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 г.). Ст.ст. 96, 98, 99.

8. Подробнее об этом см.: Козловский А.Ю. Некоторые аспекты защиты интеллектуальной собственности оперативно-розыскными подразделениями таможенных органов // Совершенствование практики защиты таможенными органами России прав интеллектуальной собственности: материалы докладов научно-практической конференции. М.: РИО РТА. 2008. С. 40—49.

9. За исключением случаев, если законодательством государств — членов ТС установлен иной порядок доступа должностных лиц государственных органов на отдельные объекты.

10. Таможенный кодекс Таможенного союза (Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 г.). Ст. 133, ч. 1, 4.

11. В данном случае под компетенцией ТО подразумевается наличие признаков противоправного деяния, связанного с перемещением товара через таможенную границу.

12. К их числу могут относиться диктофоны, записывающие разговор на ленточный магнитный носитель, видеокамеры, радиомикрофоны и др., выдачу и возврат которых целесообразно осуществлять по актам, составляемым оперативными сотрудниками ТО в присутствии представителей общественности.

13. Количество приобретаемого в результате проверочной закупки товара определяется исходя из оперативной необходимости и необходимого количества для дальнейших исследованиям, как правило, не менее 4-х образцов: для осуществления дальнейших ОРМ и 3 — для экспертов или специалистов (для исследования, контрольный и арбитражный).

14. Исследование, в зависимости от характера товара, может проводиться как в экспертно-криминалисти-ческих подразделениях таможенных органов, так и органов внутренних дел. При необходимости в качестве специалистов могут использоваться сотрудники коммерческих структур, указанных в реестре объектов интеллектуальной собственности ФТС России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Утверждена приказом МВД РФ / ФСБ РФ / ФСО РФ / ФТС / СВР РФ / ФСИН РФ /ФСКН РФ от 17.04.2007 г. № 368 / 185 / 164 / 481 / 32 / 184 / 97 / 147.

16. Подробнее об алгоритме действий оперативного состава по оформлению оперативно-розыскных материалов для использования в уголовном процессе см.: Козловский А.Ю. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в расследовании преступлений в сфере таможенного дела: монография. М.: РИО РТА, 2007. Глава 3.

17. Например, пресечение противоправной деятельности ряда коммерческих фирм на Митинском радиорынке и в торговом центре «Горбушка» и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.