Научная статья на тему 'О направлениях развития системы перевозок на воздушном транспорте'

О направлениях развития системы перевозок на воздушном транспорте Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9914
309
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ / ГРУЗОВЫЕ ВОЗДУШНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванов Иван Александрович, Богатырев Александр Александрович

В транспортной системе России воздушный транспорт является одним из основных видов пассажирского и грузового транспорта. Спрос на авиаперевозки постоянно увеличивается, что позволяет обоснованно считать совершенствование перевозок на воздушном транспорте приоритетным направлением развития в гражданской авиации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иванов Иван Александрович, Богатырев Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL APPROACHES TO ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC SUBSTANTIATION OF DIRECTIONS OF THE IMPROVEMENT OF TRANSPORTATION BY AIR TRANSPORT

In transport system of Russia air transport is one of main types of passenger and cargo transport. Demand for air transportation constantly increases that allows to consider reasonably improvement of transportations on air transport as the priority direction of development in civil aviation.

Текст научной работы на тему «О направлениях развития системы перевозок на воздушном транспорте»

2014

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА

№ 202

УДК 656.7.025

О НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПЕРЕВОЗОК НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ

И.А. ИВАНОВ, А.А. БОГАТЫРЕВ

Статья представлена доктором экономических наук, профессором Фридляндом А.А.

В транспортной системе России воздушный транспорт является одним из основных видов пассажирского и грузового транспорта. Спрос на авиаперевозки постоянно увеличивается, что позволяет обоснованно считать совершенствование перевозок на воздушном транспорте приоритетным направлением развития в гражданской авиации.

Ключевые слова: методические подходы, воздушный транспорт, грузовые воздушные перевозки, организационные решения.

По мере экономического развития страны, объемов общественного производства усложняются межотраслевые, территориальные и экономические связи, все это приводит к увеличению объемов перевозок. Кроме того, в перспективе по мере роста покупательной способности широких слоев населения страны будет увеличиваться спрос как на грузовые, так и на пассажирские перевозки, снижение которого сегодня обуславливается причинами экономического, социального и научно-технического характера.

В «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации, авиатранспорту определена большая роль. В документе отмечены перспективы развития авиатранспорта, связанные с консолидацией бизнеса, структуризацией, повышением эффективности и финансовой стабильности авиакомпаний, в том числе при активной поддержке государства.

Приоритетными проектами, направленными на увеличение доходов отрасли, являются следующие:

1. Проект увеличения транзитного потока межконтинентальных пассажирских и грузовых авиаперевозок иностранных авиакомпаний по транссибирскому, кроссполярному, трансвосточному, трансазиатскому и другим международным воздушным коридорам.

2. Проект развития грузовых авиаперевозок Российской Федерации и их интеграция в международную транспортную систему.

3. Проект развития региональных и местных пассажирских и грузовых авиаперевозок в Российской Федерации.

Сохранение стратегических инновационных приоритетов развития экономики России обуславливает стабильность долговременных целей развития воздушного транспорта. Пассажиро-оборот российских авиакомпаний может составить 290-360 млрд. пкм в 2020 году, а к 2030 году достигнуть 510-625 млрд. пкм, в том числе за счет выхода российских авиакомпаний на новый рынок транзитных через территорию России авиаперевозок. Оптимистический вариант прогноза предполагает сохранение в ближайшие годы высоких темпов роста спроса на авиаперевозки (на уровне 7-10%).

Грузовые перевозки имеют значительный потенциал роста за счет дальнейшего расширения участия российских авиакомпаний в мировом рынке перевозок транзитных и уникальных грузов. Росту спроса на грузовые авиаперевозки также будет способствовать переход российской экономики на инновационный путь развития. В целом ожидается рост грузооборота российских авиакомпаний к 2020 году до 7-10 млрд. ткм, а к 2030 году до 12-18 млрд. ткм.

Очевидные преимущества воздушного транспорта находят отражение в статистике перевозок всей транспортной сети России. Использование авиационного транспорта дает большой

26

И.А. Иванов, А.А. Богатырев

временной выигрыш за счет большой скорости самолетов и от спрямления трассы полета, по сравнению с другими видами транспорта на средних и особенно больших расстояниях.

В этой связи воздушный транспорт России является одним из стратегических, обеспечивающих создание условий для интенсивного роста экономики России и повышения качества жизни граждан страны.

Основными задачами, стоящими перед воздушным транспортом, являются: обеспечение полной безопасности полетов, повышение регулярности воздушных сообщений, повышение технико-экономических показателей воздушного транспорта и улучшение технологии производственных процессов наземного обслуживания пассажирских и грузовых перевозок.

В решении этих кардинальных задач существенное место принадлежит организации воздушных перевозок.

Организация воздушных перевозок является сравнительно новой отраслью науки, ставящей своей целью разработку оптимальной технологии производственных процессов обслуживания пассажирских и грузовых перевозок на воздушном транспорте.

Наряду с разработкой оптимальной технологии производственных процессов организация воздушных перевозок ставит перед собой задачу координации взаимодействия средств комплексной механизации и автоматизации, обслуживающих технологические операции в аэровокзалах аэропортов, городских агентствах воздушных сообщений и грузовых комплексах аэропортов. Задачами организации перевозок являются также выбор оптимального состава средств механизации и автоматизации, определение рациональных параметров машин и оборудования и обоснование оптимальных режимов их работы.

В большинстве своем инновационные решения, которые предлагают отечественные предприятия отрасли, ориентированы на интересы производителя, а не на потребителя. При этом условия, связанные с созданием, освоением и распространением новшеств, диктует сам иннова-тор, снижая, таким образом, значимость и позицию потребителя услуг. Однако сами по себе новшества - не конечная цель, а лишь средство удовлетворения потребностей потребителя.

Чтобы приблизить производителя новых услуг к клиенту и оценить способность инноваций удовлетворять определенные потребности, необходим подход, ориентированный именно на потребителя. При данном подходе инновационный процесс рассматривается как передача знаний (научных, технических) в сферу удовлетворения нужд потребителей. Продукт-новшество при этом превращается лишь в носителя технологии. Это позволяет не только более точно реагировать на ожидания и запросы клиентов рынка воздушных перевозок, но и снизить процент неудачных нововведений, которые происходят из-за связи между показателями новшества и будущими потребностями рынка. Пример ориентации на потребителя - это внедрение бюджетными авиакомпаниями обслуживания пассажиров по принципу меню или уникальной системы онлайн-аукционов электронных билетов, переход на электронный документооборот при грузовых авиационных перевозках (e-freight), использование баркодов, появление на рынках авиа-компаний-дискаунтеров или low cost - это авиакомпании нового типа, ставшие популярными во всем мире в последние годы. Они принесли новый подход к бизнесу авиаперевозок, выраженный формулой "низкие расходы - низкие тарифы - высокий спрос - высокие доходы".

Переход на инновационные технологии документооборота должен преобразить мировую отрасль авиаперевозок, однако требует значительных усилий для внедрения. Российским авиакомпаниям, грузоотправителям и государственным органам нужно активно действовать, чтобы не отстать от мировых тенденций.

В современной отрасли пассажирских и грузовых перевозок разработка и реализация стратегических инноваций актуальна и своевременна. Для того чтобы у отечественных предприятий могли появиться возможности и направления опережающего развития, необходимо уделять большее значение НИОКР в сфере новых услуг. На базе ведущих транспортных университетов и отраслевых научно-исследовательских институтов нужно создать научно-образовательные центры по инновационному развитию воздушного транспорта. При этом их поддержка на уровне фе-

Методические подходы к организационно-экономическому обоснованию.

27

дерального и регионального правительства существенно ускорит формирование в России инновационного подхода к развитию перспективной авиатранспортной системы. Именно такой подход позволит решить важные проблемы и достичь высоких экономических результатов.

Задача совершенствования организации перевозок относится и числу первоочередных для всех авиакомпаний, причем задача повышения скоростного эффекта в том числе за счет всемерного сокращения затрат наземного времени является ключевой. Успешное решение этой задачи обеспечивает участие воздушного транспорта в экономии общественно-полезного времени населения, что представляет особую ценность в современных условиях развития России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. Министерство транспорта Российской Федерации от 22 ноября 2008 года № 1734-р.

2. Подпрограмма «Гражданская авиация» Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)»: утв. постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2001 г. № 848.

3. Маркова В.Д. Разработка стратегии развития предприятия - требование времени: учеб. пособие. - М.: ЭКО, 2003.

4. Вороницына Г.С. Технология и организация перевозок. Организация продажи перевозок, коммерческого обслуживания в аэропорту и взаиморасчетов: учеб. пособие. - М.: МГТУ ГА, 2007. - Ч. 1.

METHODICAL APPROACHES TO ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC SUBSTANTIATION OF DIRECTIONS OF THE IMPROVEMENT OF TRANSPORTATION BY AIR TRANSPORT

Ivanov I.A., Bogatyrev A.A.

In transport system of Russia air transport is one of main types of passenger and cargo transport. Demand for air transportation constantly increases that allows to consider reasonably improvement of transportations on air transport as the priority direction of development in civil aviation.

Key words: methodical approaches, air transport, air cargo, organizational decisions.

Сведения об авторах

Иванов Иван Александрович, 1985 г.р., окончил МГГУ (2008), кандидат экономических наук, доцент кафедры организации перевозок на воздушном транспорте МГТУ ГА, ученый секретарь экспертного совета по инновациям при президенте АК «АЛРОСА» (ОАО), автор более 20 научных работ, область научных интересов - логистика пассажирских и грузовых перевозок.

Богатырев Александр Александрович, 1980 г.р., окончил МАИ (2005), аспирант МГТУ ГА, начальник отдела информационных технологий МГТУ ГА, область научных интересов - логистика пассажирских и грузовых перевозок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.