УДК 34
Мишагина Юлия Андреевна
аспирантка. Московский университета им. С.Ю. Витте [email protected]
О НАЛОГОВОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
Yuliya A. Mishagina
Graduate student. Moscow University of
S.Yu. Witte
About tax function of
THE STATE
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные мнения ученых относительно определения функций государства в целом и налоговой функции в частности, указываются основные функции, выделяются их наиболее важные признаки. Отдельно уделяется внимание ряду особенностей основных функций государства, указаны пути реализации налоговой функции. Автором дается оценка значимости налоговой функции современного государства, раскрывается содержание ее составных частей. Приводятся мнения известных ученых относительно условий успешного осуществления социально-экономической политики государства в современном мире.
Ключевые слова: право, политика, экономика, налоги, налогоплательщик, развитие, общество, закон, затраты.
Annotation. The article discusses the current views of scientists on the definition of the functions of the state in general and tax function in particular, identifies the main functions, highlights their most important features. Separate attention is paid to a number of features of the main functions of the state; the ways of realization of the tax function are indicated. The author assesses the significance of the tax function of the modern state, discloses the contents of its constituent parts. The opinions of renowned scientists on the successful implementation of socio-economic policy in the modern world are given in the article.
Keywords: law, politics, economy, taxes, taxpayer, development, society, costs
В современной российской юриспруденции функциям государства даются практически идентичные по смыслу определения. Все они, так или иначе, сводятся к тому, что выполнение государством своих задач подразумевает решение определенного перечня проблем, стоящих перед ним как во внутренней, так и во внешней политике.
Согласно определению профессора В.М. Сырых, функции государства - есть основные направления его деятельности, определяемые конкретными историческими условиями существования государства и общества и осуществляемые при помощи специфических методов [1, с. 30].
Профессор М.Н. Марченко дает следующее определение: «Функции государства есть основные направления его внутренней и внешней деятельности, которые выражают и конкретизируют его классовую и общечеловеческую сущность и их социальное значение» [2, с. 336].
Согласно приведенным определениям, можно выделить несколько наиболее важных признаков, определяющих понятие функции государства:
1. Содержание функций государства учитывает классовые, групповые, национальные и частные интересы общества.
2. В функциях государства раскрывается его разносторонняя практическая деятельность внутри страны и на международном уровне.
3. Функции государства возникают и развиваются в строгом соответствии с его историческими целями и задачами.
Как уже стало понятно из сказанного, «эффективность функционирования налоговой системы государства всецело зависит от качества управления ею» [3]. Налоговая функция современной Российской Федерации представляет собой основу комплексного воздействия государства на общественные отношения в первую очередь в сфере социального обеспечения, в связи с тем, что ни одна сфера государственной деятельности, даже военная, на сегодняшний день не требует таких затрат бюджетов и внебюджетных фондов государства, как социальная.
Существует несколько критериев деления функций государства на виды.
Наиболее общими из таких критериев являются:
1. Своеобразие общественных отношений, на которые в процессе своей деятельности воздействует государство, индивидуальные особенности объекта этого воздействия;
2. Индивидуальная специфика содержания каждой функции, то есть целенаправленное практическое воздействие государства на определенную сферу схожих меду собой, однородных отношений.
Основные функции государства также обладают рядом немаловажных особенностей:
184
1. Отнесение к деятельности государства в целом выполняются консолидированными усилиями многих звеньев государственного аппарата;
2. Все основные государственные функции носят комплексный характер и предполагают проведение системного анализа;
3. Посредством их реализации государство наиболее ярко проявляет свою социальную направленность.
Неосновные же государственные функции представляют собой структурные части основных, то есть направления деятельности государства по выполнению поставленных перед ним задач в рамках более узких сфер общественной жизни. Следовательно, неосновная функция есть элемент системы основной функции.
Например, основная функция налогообложения и взимания налогов в Российской Федерации находит свою реализацию через кооперацию деятельности целого ряда органов власти: органов законодательной власти - по установлению налогов, органов исполнительной власти - по взиманию налогов, органов судебной власти - по судебному разрешению налоговых споров.
Исходя из вышесказанного, можно выделить ряд функций, присущих большинству современных государств.
Итак, основными внутренними функциями современного государства являются:
- экономическая;
- социальная;
- налогообложения и взимания налогов;
- развития культуры и образования;
- экологическая;
- охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, правопорядка.
К основным же внешним функциям современных государств теоретики относят:
- оборону страны;
- обеспечение мира и поддержание мирового порядка;
Литература:
1. Сырых В.М. Теория государства и права : учебник для вузов. 5-е изд. М. : ЗАО Юстицин-форм, 2006, С. 30
2. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Изд. 2-е, перераб. и доп. отв. ред.проф. М.Н. Марченко. Т. 1. М. : ИКД «Зерцало-М», 2002, С. 336.
3. Лопатникова ЕЛ. К вопросу о соотношении принципов налогового права с принципами налогообложения. СПС КонсультантПлюс.
4. Сайдаманов АЛ. Налоговая функция государства : дисс. канд. юр. наук. С. 8.
5. Соловьев С.М. Собр. соч. Кн. II. М., 1988, С. 11.
- сотрудничество и укрепление связей с другими странами;
- интеграцию в мировую экономику и сотрудничество с другими государствами в сфере решения глобальных проблем.
Зачастую во многих государствах в силу возрастания своей роли, налогообложение и взимание налогов стало выделяться аналитиками в особую функцию. Содержание данной функции составляют формирование и пополнение казны за счет всех видов налоговых платежей, взимаемых с населения.
В своем диссертационном исследовании АЛ. Сайдаманов основными элементами налоговой функции государства считает следующие: фискальный, регулятивный и контрольный [4, с. 8].
При этом, если углубиться в историю, то изначально налоговые платежи чаще всего носили нерегулярный характер контрибуции и взимались в основном с побежденных народов: «одни платили мехами с дыма (жилища), другие по шлягу от рала» [5, с. 11].
Первыми же формами налогообложения в обществе в приближенном к современному виде по праву можно считать жертвоприношения и церковную десятину. Однако, чаще всего данные выплаты и натуральные пожертвования была скорее мистической данью Богу» [6, с. 114].
По мнению И». Куксина, «Обеспечение единства и взаимосвязи бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и социальной политики является одним из условий успешного осуществления глубоких социально-экономических преобразований в современной России» [7, с. 169].
Налоговая функция занимает особое место во всей системе государственных функций, поскольку именно посредством ее реализации происходит формирование финансово-экономического ресурса, обеспечивающего само функционирование государства.
Literature:
1. Syrykh VM. Theory of State and Law : textbook for universities. 5th ed. M. : Yustitsinform, 2006. P. 30.
2. The General Theory of State and Law : academic course in 3 vols. Ed. 2nd, Rev. and add. / ed. by. prof. M.N. Marchenko. V. 1 M. : Zertsalo-M, 2002, P. 336.
3. Lopatnikova E.A. On the question of the relationship between the principles of tax law and taxation. RLS ConsultantPlus.
4. Saidamanov A.A. Tax function of the state : dis. ... cand. jurid. Sciences. P. 8.
5. Solov’ev S.M. Collected works. V. II. M., 1988. P. 11.
185
6. Мороз Л.Н. Понятийно-категориальные ас-
пекты налогового законодательства. Россия и ее субъекты : Право и политика // Научно-
политический журнал. 2000. № 1. С. 114.
7. Куксин И.Н. Налоговая политика России: теоретический и историко-правовой анализ : дисс. док. юрид. наук, Санкт-Петербург, 1998, С. 169.
6. Moroz L.N. Conceptually-categorical aspects of the tax law. Russia and its subjects: Law and Politics // Scientific and political journal. 2000. № 1. P. 114.
7. Kuksin I.N. The tax policy of Russia: theoretical, historical and legal analysis : dis. ... Dr. jurid. Sciences. St. Petersburg, 1998, P. 169.
186