Научная статья на тему 'О музыкальном просвещении в России во второй половине XIX начале ХХ вв'

О музыкальном просвещении в России во второй половине XIX начале ХХ вв Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1388
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСВЕЩЕНИЕ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / РУССКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / ENLIGHTENMENT / MUSICAL ENLIGHTENMENT / RUSSIAN MUSICAL SOCIETY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Комиссарова М. В.

Одним из основных ценностных ориентиров общества является проблема развития личности, её духовное и нравственное развитие, важной педагогической составляющей которого является музыкальное просвещение. В статье рассматривается становление и воспитательное значение музыкального просвещения в России во второй половине XIX начале ХХ веков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the musical enlightenment in Russia in the latter half of the 19th century and in the early 20th century

One of the basic axiological points of the society is the problem of personality development. An important pedagogical component of its intellectual and moral development is musical enlightenment. The article deals with the formation and pedagogical significance of the Russian musical enlightenment in the latter half of the 19th century and in the early 20th century.

Текст научной работы на тему «О музыкальном просвещении в России во второй половине XIX начале ХХ вв»

УДК 374.71

О МУЗЫКАЛЬНОМ ПРОСВЕЩЕНИИ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВВ.

М.В.Комиссарова

ON THE MUSICAL ENLIGHTENMENT INRUSSIA IN THE LATTER HALF OF THE 19th CENTURY

AND IN THE EARLY 20th CENTURY

M.V.Komissarova

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, pianinooo@mail.ru

Одним из основных ценностных ориентиров общества является проблема развития личности, её духовное и нравственное развитие, важной педагогической составляющей которого является музыкальное просвещение. В статье рассматривается становление и воспитательное значение музыкального просвещения в России во второй половине XIX -начале ХХ веков.

Ключевые слова: просвещение, музыкальное просвещение, Русское музыкальное общество

One of the basic axiological points of the society is the problem of personality development. An important pedagogical component of its intellectual and moral development is musical enlightenment. The article deals with the formation and pedagogical significance of the Russian musical enlightenment in the latter half of the 19th century and in the early 20th century.

Keywords: enlightenment, musical enlightenment, Russian musical society

Влияние музыки на воспитание личности издревле является одной и актуальных педагогических проблем. На практике она решается посредством музыкального просвещения, которое занимает особое место в воспитании детей, молодежи и взрослого населения, благодаря его непосредственному комплексному воздействию на человека при восприятии музыки.

Задачи и содержание музыкального просвещения той или иной эпохи определяются состоянием культуры и уровнем эстетического развития общества, его потребностями. Основной задачей здесь является приобщение людей к лучшим образцам мировой музыкальной культуры, распространение знаний о музыке.

Своим рождением музыкальное просветительство обязано Западной Европе, а расцветом - России. Во времена Древней Руси музыкальное воспитание было неотделимо от народной педагогики, а в качестве составной части обучения применялось в религиозных учебных заведениях. Начиная со второй половины XVIII

в. педагогическии потенциал музыки начинают использовать в деятельности сословных закрытых воспитательных учреждений, таких как кадетский корпус и институт благородных девиц. Примерно в это же время музыка становится важным элементом семейного дворянского воспитания. Однако наиболее значимым для становления теоретических основ и практики музыкального воспитания и образования в стране является период, начиная с середины XIX в . Взлёт русской культуры в XIX в. коренится в особенностях социальной жизни России, формировавшейся под влиянием освободительного движения, прошедшего путь от восстания декабристов до протестно-революционных выступлений народников и пролетариата. Особую роль в этом процессе сыграла отмена крепостного права, вызвавшая наряду с подъёмом гражданского самосознания, обновление во всех областях искусства, включая музыку. Борьба за музыкальное просвещение и организация профессионального музыкального образования являлась главным вопросом в музыкально-общественной жизни того периода. Данная проблема нашла отражение в статьях та-

ких видных музыкальных деятелей и педагогов, как

B.В.Стасов, А.Н.Серов, Д.И.Зарин, А.Л.Маслов,

C.И.Миропольский, А.И.Пузыревский, С.И.Танеев, П.Г.Чесноков, С.Т.Шацкий и др.

Наиболее важным и значимым событием для отечественного музыкального просветительства стало возникновение в 50-60-е годы XIX века таких музыкальных организаций, как Русское музыкальное общество, бесплатная музыкальная школа, а также появление в России первых консерваторий в Петербурге и Москве.

Наиболее заметную роль в области музыкального просвещения играло Русское музыкальное общество (с 1869 г. - Императорское музыкальное общество), ставившее целью «развитие музыкального образования и вкуса к музыке в России и поощрение отечественных талантов». Оно было создано в Петербурге по инициативе А.Г.Рубинштейна и существовало с 1859 по 1917 гг. Во главе общества стоял комитет директоров, в который изначально входили М.Ю.Виельгорский, В.А.Кологривов, Д.В.Каншин, А.Г.Рубинштейн и Д.В.Стасов. Работой Русского музыкального общества в первый период его деятельности руководил А.Г.Рубинштейн [1].

Общество организовывало симфонические и камерные концерты (собрания) с участием крупнейшие русских и зарубежных исполнителей, открывало отдельные музыкальные классы (под руководством А.Г.Рубинштейна, Ф.О.Лешетицкого и др.), в которых готовили исполнителей для публичных выступлений и получали музыкальное образование юные таланты. В 1862 году великая княгиня Елена Павловна путем привлечения частных лиц оказала денежную помощь в размере 39,142 рублей на открытие при обществе на базе имеющихся музыкальных классов музыкального училища. В училище могли поступать девочки и мальчики всех сословий не моложе 14 лет, умеющие читать, писать, знающие четыре правила арифметики и владеющие азами нотной грамоты. К середине первого учебного года в училище было 179 учащихся (102 юноши и 77 девушек), из которых 31 получали стипендию. Согласно учебному плану, там преподавались: пение, игра на фортепиано и на всех инструментах, входящих в состав оркестра, теория композиции, инструментовка, история музыки, эстетика и декламация. Со временем данное училище было преобразовано в консерваторию, которая получила статус самостоятельного высшего музыкального заведения. Уже в первое десятилетие своей работы Санкт-Петербургская консерватория принесла в мир музыки и искусства такие известные имена, как П.И.Чайковский, Г.А.Ларош и др., дала высшее музыкальное образование 67 ученицам, среди которых были известные в России и за рубежом певицы (Е.А.Лавровская, В.И.Рааб, А.П.Крутикова, М.Д.Каменская, О.А.Скальковская и др.), учителя пения (О.Ф.Минквиц, Н.А.Ирецкая, А.А.Хвостова и др.), а также замечательная пианистка А.Н.Есипова [2] .

Основные требованиями при поступлении в консерваторию были следующие: все поступающие должны были знать элементарную теорию музыки; от

желающих изучать пение требовалось свободное чтение нот в диапазоне своего голоса и определение интервалов на слух; от желающих изучать игру на фортепиано или скрипке - исполнение этюда или пьесы на избранном инструменте. Полный курс обучения в отделении пения составлял 4 года, а в отделение фортепиано - 6 лет. В консерватории преподавались следующие музыкальные предметы: игра на скрипке, на арфе и на фортепиано, пение, гармония, контрапункт, анализ формы, инструментовка, практическое сочетание, сольфеджио, оркестровка и квартетная игра, совместная игра на фортепиано с оркестровыми инструментами, история музыки и декламации. Избрав какой-либо специальный музыкальный инструмент, учащиеся должны были изучать и соответствующие обязательные предметы. По окончании изучения программы по специальным дисциплинам проводился экзамен, после чего выдавался аттестат. По завершении полного курса консерваторского образования выдавался диплом о присвоении звания свободного художника. Согласно имеющимся архивным материалам, к 1874 году из выпускников Санкт-Петербургской консерватории 27 человек получили дипломы и 40 - аттестаты [2].

Говоря о просветительской деятельности Русского музыкального общества необходимо отметить, что при созданной им Санкт-Петербургской консерватории работало подготовительное четырёхклассное реальное училище, в которое принимались мальчики и девочки всех сословий от 10 до14 лет. Плата за обучение составляла 150 рублей в год. Из музыкальных предметов в училище преподавались элементарная теория музыки, сольфеджио, игра на фортепиано или другом каком-либо инструменте (всё зависело от способностей учащихся) [2].

В 1866 году Русским музыкальным обществом стараниями пианиста Н.Г.Рубинштейна (брат А.Г.Рубинштейна) была основана Московская консерватория. Программа обучения в ней была такой же, как и в Санкт-Петербургской консерватории. По уставу данного заведения, каждый учащийся, кроме выбранной специальной отрасли музыкального искусства, обязан был обучаться игре на фортепиано, теории и истории музыки, хоровому пению, а также посещать классы научных предметов.

Большое внимание Русское музыкальное общество уделяло распространению хорового пения среди петербургского населения. В рамках этой деятельности открывались специальные классы хорового пения. Первый из них - «Общество Санкт-Петербургского хорового пения» - был основан в 1872 году. В него входило 135 любителей пения, организовавших мужской и женский хоры. Они собирались на репетиции два раза в неделю в здании Владимирского училища. Занятия включали в себя певческие упражнения, чтение нот, разучивание хоровых произведений. Членский взнос составлял 3 рубля в год. Для подготовки к участию в хоровом пении общество открыло четыре школы пения при уездных училищах: Андреевском, Введенском, Николаевском и Рождественском. В классы этих школ принимались лица обоего пола, включая детей, с платой по 3 рубля в год. Занятия

проходили по воскресениям. Число учащихся ежегодно составляло до 100 человек.

Некоторые преподаватели консерваторий того времени открывали вечерние классы хорового пения для всех желающих. Так, в открытой в здании городской думы бесплатной музыкальной школе, предназначенной для обучения пению мальчиков и девочек, один раз в неделю работал общедоступный хоровой класс, в котором преподавали сольфеджио и хоровое пение. Независимо от этой школы, в том же здании существовал еще один подобный класс подготовительного пения, где изучали элементарную теорию и сольфеджио [2].

В завершение статьи хочется отметить, что просветительская деятельность Русского музыкального общества сыграла огромную роль в становлении профессионального музыкального образования в России, распространении музыкальных знаний и навыков среди всех слоев населения, подготовке преподавателей музыки для специальных и общеобразовательных заведений, а также внесла заметный вклад в признание педагогической наукой и практикой воспитательного и развивающего значения музыки для растущего человека.

Предметное изучение становления и развития музыкального просветительства в истории России является хорошей основой для совершенствования форм и методов музыкального воспитания в наши дни.

1. Финдейзен, Н.Ф. Очерк деятельности С.-Петербургского отделения Русского музыкального общества (1859-1909), СПб, 1909. Режим доступа:http://slovari.yandex.m/~книги/ БСЭ/Русское%20музыкальное%20общество/ 20.10.2013

2. Златковский М. Театральные училища, консерватории и рисовальная школа // Женское образование: педагогический листок для родителей, наставниц и наставников / Под ред. В.Д. Сиповского. СПб: Изд. при С.- Петербургской гимназии, 1878. С. 329-335.

Bibliography (Transliterated)

1. Findejzen, N.F. Ocherk dejatel'nosti S.-Peterburgskogo otdelenija Russkogo muzykal'nogo obshhestva (1859-1909), SPb, 1909. Rezhim dostupa:http://slovari.yandex.m/~knigi/B SJe/Russkoe%20muzykarnoe%20obshhestvo/ 20.10.2013

2. Zlatkovskij M. Teatral'nye uchilishha, konservatorii i ris-oval'naja shkola // Zhenskoe obrazovanie: pedagogicheskij listok dlja roditelej, nastavnic i nastavnikov / Pod red. V.D. Sipovskogo. SPb: Izd. pri S.- Peterburgskoj gimnazii, 1878. S. 329-335.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.