Научная статья на тему 'О молчании Христа в легенде о великом инквизиторе Ф. М. Достоевского'

О молчании Христа в легенде о великом инквизиторе Ф. М. Достоевского Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
6061
341
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕГЕНДА О ВЕЛИКОМ ИНКВИЗИТОРЕ / СЛОВО / ЭМБЛЕМА / ПОЦЕЛУЙ ХРИСТА / THE GREAT INQUISITOR'S LEGEND / CHRIST'S KISS / WORD / SILENCE / EMBLEM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Угрюмова Э. Н.

Предметом исследования является сцена молчания Христа, изображенная Ф. М. Достоевским в романе «Братья Карамазовы». Цель исследования ее анализ и интерпретация с учетом невербальных и паравербальных аспектов текста. В этом плане особенно показателен поцелуй Христа как жест, закрепляющий его сакральное молчание. Он выполняет функцию наглядно-конкретного знака, входящего в тринитарную структуру эмблемы «Печать любви».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHRIST'S SILENCE IN F.M. DOSTOEVSKIY'S LEGEND ABOUT THE GREAT INQUISITOR

The subject of the study in the article is the scene of Christ's silence, depicted by Dostoyevsky in his novel The Brothers Karamazov. The purpose of the study is its analysis and interpretation in the light of non-verbal and paraverbal aspects of the text. In this regard, the Christ's kiss is especially demonstrative as a gesture that formalizes its sacred silence. It performs the function of a visual and specific symbol included in the Trinitarian structure of the emblem seal of love.

Текст научной работы на тему «О молчании Христа в легенде о великом инквизиторе Ф. М. Достоевского»

ISSN 1998-4812

Вестник Башкирского университета. 2012. Т. 17. №1

271

УДК 110

О МОЛЧАНИИ ХРИСТА В ЛЕГЕНДЕ О ВЕЛИКОМ ИНКВИЗИТОРЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО

© Э. Н. Угрюмова

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

Россия, Республика Башкортостан, 450000 г. Уфа, ул. Октябрьской революции, За.

Тел.: + 7 (З47) 272 58 05.

Е-mail: u_eleena_n@mail.ru

Предметом исследования является сцена молчания Христа, изображенная Ф. М. Достоевским в романе «Братья Карамазовы». Цель исследования — ее анализ и интерпретация с учетом невербальных и паравербальных аспектов текста. В этом плане особенно показателен поцелуй Христа как жест, закрепляющий его сакральное молчание. Он выполняет функцию наглядно-конкретного знака, входящего в тринитарную структуру эмблемы «Печать любви».

Ключевые слова: легенда о великом инквизиторе, слово, молчание, поцелуй Христа, эмблема.

Художественный текст в современной филологической науке рассматривается не только с вербальной стороны. Объектом изучения в нем может быть молчание, которым замещается слово, как показал в своей оригинальной работе М. Эпштейн [1]. Он одним из первых выявил взаимообратимость и сопряженность магии слова и молчания, проведя анализ «немой сцены» в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», молчания Христа в поэме о великом инквизиторе Ф. М. Достоевского, «молчаливых ремарок» в пьесах А. П. Чехова и других не менее ярких примеров.

Легенда о великом инквизиторе Ф. М. Достоевского заканчивается чрезвычайно эффектно и неожиданно: на долгую речь старца Христос отвечает молчанием. Уже больше века философы и литературоведы по-разному толкуют эту фигуру умолчания в романе «Братья Карамазовы». В риторическом смысле она уникальна, поскольку наряду со словом является смыслопорождающим фактором.

На наш взгляд, именно риторический аспект изучения легенды, сочиненной Иваном Карамазовым, является наиболее актуальным, тем более что в современном отечественном и зарубежном досто-евсковедении преобладают сугубо семантические подходы к ней, в определенной степени заслоняющие специфику словесного и несловесного выражения смысла в тексте Достоевского. Показательны, например, в этом плане статьи С. Г. Бочарова, М. Джоунса, Л. Мюллер из новейшей академической антологии, посвященной последнему роману писателя [2].

Существующие интерпретации как самой легенды, так и ее «молчаливого» финала позволяют сделать выводы о широкой, практически неисчерпаемой идейной многогранности творения Достоевского, которая продолжает открываться современным читателям.

По нашему мнению, при всей целостной значимости поэмы о великом инквизиторе в ней, с риторической точки зрения, совершенно особую роль играет эффектная ударная концовка. Почему Христос не отвечает старцу, почему он молча его целует? Каков функциональный смысл такого соединения невербального и паравербального приемов выражения художественного смысла?

Прежде всего, следует отметить, что сакральное молчание Христа противостоит профанной речи инквизитора. Но принципиальным образом исключая друг друга, молчание и слово с функционально-семантической точки зрения могут быть равноценны. По мысли Людвига Витгенштейна, «о чем невозможно говорить, о том следует молчать» [1, с. 179]. Действительно, возможность говорить о чем-то делает возможным и молчание о том же самом. То есть молчание равнозначно слову в плане выражения смысла, в предельных же случаях они обратимы. Поэтому вполне возможна ситуация, при которой более важным оказывается не слово, а молчание.

Символическим выражением этой традиции является, например, икона «Иоанн Богослов в молчании», известная в русском искусстве в разных списках и особенно распространенная в старообрядческой среде. Она, несомненно, была известна и Достоевскому.

На иконе выписан образ Иоанна Богослова, который левой рукой разворачивает свое Евангелие, начинающееся, как известно, со знаменитой фразы: «В начале было Слово...», а правой рукой налагает на свои уста печать молчания.

272

ФИЛОЛОГИЯ и ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

На первый взгляд, смысл этих жестов предельно альтернативен: ведь одна рука апостола открывает «Слово», другая же - утаивает его. Апостол, писания которого начались с речи о Слове, на иконе призывает к молчанию. Действительно, чтобы расслышать Бога, человеку нужно замолчать. Иоанн закрывает уста, потому что он не должен спрашивать, не должен говорить, главное для него -правильно записать то, что продиктовано от Бога, не исказив смысл, не утеряв и не прибавив ничего. Молитвенное молчание необходимо ему для того, чтобы состоялся диалог с Богом, который продолжится затем через записанное Слово.

Так знак безмолвия и указание на Слово совмещаются. Слово и молчание на метафизическом уровне дополняют друг друга. Ф. М. Достоевский это хорошо осознавал. В его легенде многословное красноречие Инквизитора симметрично уравновешивается молчанием Христа: «Когда инквизитор умолк, то некоторое время ждет, что пленник его ему ответит. Ему тяжело его молчание. Он видел, как узник все время слушал его проникновенно и тихо, смотря ему прямо в глаза и, видимо, не желая ничего возражать. Старику хотелось бы, чтобы тот сказал ему что-нибудь, хотя бы и горькое, страшное. Но он вдруг молча приближается к старику и тихо целует его в его бескровные девяностолетние уста. Вот и весь ответ. Старик вздрагивает. Что-то шевельнулось в концах губ его; он идет к двери, отворяет ее и говорит ему: «Ступай и не приходи более... не приходи вовсе... никогда, никогда!» И выпускает его на «темные стогна града». Пленник уходит.

- А старик?

- Поцелуй горит на его сердце, но старик остается в прежней идее» [3, с. 239].

Молчаливый поцелуй Христа раскрывает здесь самое главное - веру Достоевского в Бога и человека, которая, как известно, была связана исключительно с личностью Христа: «Нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа» [4, с. 176]. Писатель нашел гениальное художественное решение, полностью соответствующее его «символу веры»: на отступничество великого инквизитора, выраженное в ложном слове, ответить можно только любовью, которая превыше всяких слов.

Конечно, молчание Христа символично, поэтому возможны и другие его толкования, тем более что оно характеризует не только главного персонажа поэмы Ивана Карамазова - Христа, но и героя-сочинителя. Отражена в нем и позиция самого Достоевского, заставляющего читателя сделать свой выбор веры в ситуации «pro et contra».

С учетом авторского отношения к Христу можно с уверенностью сказать, что его молчание -это не выражение бессилия и слабости перед Инквизитором. Христу в данном случае есть что сказать, но он уже все сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь». Сама «прекрасная, удивительная, совер-

шенная» личность Христа - вот победительный ответ на все искушающие вопросы главы католической церкви.

Слово Христа, если бы оно в данной ситуации прозвучало, обернулось бы принуждением над человеком, призванным сделать свободный религиозный и нравственный выбор. В контексте легенды истина о свободной любви и вере неизреченна, легко выразима лишь идея о принуждении. Поэтому «мысль изреченная есть ложь». Кроткое же молчание Христа сильнее красноречия великого инквизитора, хотя на его стороне и «чудо», и «власть», и «авторитет». Поэтому он, даже оставаясь «в прежней идее», не может противостоять обаянию личности Христа, отпуская его.

Анализ невербальной стороны художественно -го текста соответственно предполагает учет и его паравербальных аспектов. В этом плане особенно показателен поцелуй Христа как жест, закрепляющий его сакральное молчание: «Поцелуй горит на его сердце, но старик остается в прежней идее». Здесь обращает на себя внимание грамматическая особенность фразы. Поцелуй горит не в сердце, а на сердце. До сих пор на эту грамматико-риторическую особенность не обращалось внимания.

По нашему мнению, здесь имеется в виду не только значение памяти (это был бы поцелуй, остающийся именно в сердце). Перед нами наглядный образ, который, опредмечиваясь, приобретает новый смысл: поцелуй, тем более горящий на сердце как жгучая печать, оставляет на нем неизгладимый след. Последующее предложение передает, на наш взгляд, идеологическую порабощенность героя, он «остается в идее», как в плену.

Так неповторимо-яркий образ превращается в эмблему, в тринитарной структуре которой органично соединяются вербальные и изобразительные элементы. Ее надписью-именем в данном случае могут быть слова «Печать любви». В качестве эмблематической картинки выступает великолепно воспроизведенная сцена с великим инквизитором и Христом. Подпись-толкование - ««Поцелуй горит на сердце».

В конечном счете можно сделать парадоксальный вывод о том, что для великого художника слова именно безмолвие как невербальная форма выражения смысла в сопряжении с паравербально-стью стало более приоритетным способом утверждения религиозной идеи. Поэтому в его романе молчаливый поцелуй Христа оказывается сильнее профанирующего слова великого инквизитора.

ЛИТЕРАТУРА

1. Эпштейн М. Н. Слово и молчание. Метафизика русской литературы. М.: Высшая школа, 2006. 186 с.

2. Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Современное состояние изучения. М.: Наука, 2007. 830 с.

3. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы / Полн. собр. соч. в 30 т. Т. 14. Л.: Наука, 1976. 511 с.

4. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. в 30 т. Т. 28, кн. 1. Л.: Наука, 1976. 552 с.

Поступила в редакцию 20.08.2010 г После доработки - 30.01.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.