Научная статья на тему 'О моделях оптимизма как ресурсе преодоления учебных трудностей'

О моделях оптимизма как ресурсе преодоления учебных трудностей Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
522
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТИМИЗМ / ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ / ОПТИМИСТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ ОПТИМИСТА / ЛИЧНОСТЬ / ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА УСПЕХ / OPTIMISTIC CLIMATE^ EDUCATIONAL INSTITUTION / OPTIMISM / POSITIVE RELATIONS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Андреева Юлия Владимировна

Рассматривается семь моделей оптимизма, в каждой из которых оптимизм служит ресурсом, помогающим преодолевать учебные трудности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT MODELS OF OPTIMISM AS A COPING-RESOURCE OF OVERCOMING OF DIFFICULTIES

This article is devoted seven models of optimism. In all models of optimism serves a resource which helps to overcome educational difficulties.

Текст научной работы на тему «О моделях оптимизма как ресурсе преодоления учебных трудностей»

УДК 378.02 ББК 4481.3

О МОДЕЛЯХ ОПТИМИЗМА КАК РЕСУРСЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ УЧЕБНЫХ ТРУДНОСТЕЙ

Ю.В. Андреева

Восточная экономико-юридическая академия (Академия ВЭГУ)

ABOUT MODELS OF OPTIMISM AS A COPING-RESOURCE OF OVERCOMING OF DIFFICULTIES

J. V. Andreeva Eastern Economic and Legal Academy of the Humanities

Рассматривается семь моделей оптимизма, в каждой из которых оптимизм служит ресурсом, помогающим преодолевать учебные трудности.

Ключевые слова: оптимизм, преодоление трудностей, оптимистическое поведение, модель поведения оптимиста, личность, ориентированная на успех.

This article is devoted seven models of optimism. In all models of optimism serves a resource which helps to overcome educational difficulties.

Keywords: optimism, optimistic climate, educational institution, positive relations.

За время образования в вузе студенты преодолевают множество ситуаций, непод-дающихся их личностному контролю: сессия, экзамены, зачеты. Неустойчивость и часто некоторая непредсказуемость учебных результатов предъявляют повышенные требования к личности студента, которому необходимо, с одной стороны, соответствовать предъявляемым педагогическим требованиям, с другой - сохранять внутреннюю стабильность и равновесие. Например, такая учебная ситуация, как экзамен, требует от личности высокого самоконтроля, ответственности и самостоятельности, чтобы правильно ответить на множество вопросов, выполнить ряд контрольных заданий, выбрать правильный путь подготовки, который может привести к успеху и перекрыть чувство учебной перегруженности. И если большинство выпускников вуза уже готовы к сознательному осуществлению такого выбора с учетом всех возможных позитивных и негативных последствий, то сту-денты-первокурсники не всегда способны к осуществлению выбора, в силу недостаточного анализа и знания собственных сил, умения их распределять, уверенности и опыта преодоления учебных трудностей.

В таких условиях актуально знать, какие личностные качества и копинг-ресурсы помо-

гают людям юношеского возраста эффективно преодолевать учебные трудности.

Мы выдвигаем предположение, что таким ресурсом является оптимизм.

С целью наиболее полного обоснования актуальности и подтверждения данного предположения мы обратились к анализу и изучению оптимизма как качества личности, позволяющего преодолевать учебные трудности.

Наша задача состоит в изучении и выявлении моделей оптимистичного поведения личности, ориентированной на успех и способной к преодолению трудностей на пути к нему.

1. Модель педагогического оптимизма в античной философии. У истоков рациональных и просветительских традиций европейской мысли стоит оптимизм Сократа. В моральной философии и этике Сократа берут свое начало идеи свободы и традиции разума. Разум дан человеку для свободы выбора добра [3]. У Сократа не художественный оптимизм, с телеологией и верой в бога, а оптимизм с верой в знающего, разумного и доброго человека. Вера с этой точки зрения представляет собой спокойное, удовлетворенное состояние ума. Убеждения Сократа образуют основу его морального оптимизма: 1) проступок совершается от незнания и заблуждения, а не злой

воли человека. Умышленное зло невозможно, поскольку оно не является результатом разумного выбора. Зло - следствие проступков, совершенных по неведению или недоразумению; 2) тогда как благо - есть результат дейст-вования по знанию и на основе морального выбора. Только под руководящим началом и управлением разума и знаний все силы человека: здоровье, красота, богатство, храбрость используются во благо и на пользу; в других случаях они приносят вред; 3) руководя человеком, знание направляет его к верной цели и удерживает в границах добродетели. Такая добродетель человеку доступна и при необходимых условиях он может ей научиться.

2. Модель рационального оптимизма М. Зе-лигмана. Ведущий тезис: даже в самых трудных обстоятельствах жизни оптимисты не прекращают попыток достичь успеха. Основа оптимизма - убежденность в успехе и позитивное мышление. И оптимизму можно научиться.

Признаки рационального оптимизма [4]:

- способность преодолевать трудности на основе их ДЕТАЛЬНОГО позитивного анализа (знать, что делать в случае неудачи; уметь «вычерпывать из нее плюсы»);

- позитивные высказывания и позитивное мышление (уметь фокусировать внимание на успехах, иметь позитивное представление о результате);

- осознание ошибок в деятельности в целях их дальнейшего устранения;

- способность оптимально, правильно оценивать свои силы (адекватная самооценка и уверенность в себе);

- способность к оптимальному сознательному выбору (поиску и обретению выхода из кризиса).

Люди, пребывающие в подавленном настроении или в депрессии, становятся пассивными и беспомощными, ибо убеждены в бесполезности собственных усилий. Переживающие депрессию люди страдают от того, что может быть названо «параличом воли», пассивной покорностью обстоятельствам и даже нежеланием двигаться.

Система образования и воспитания, которая часто ориентируется на приемы «негативного подкрепления» способна взрастить в детях беспомощность и пессимизм. Здесь родители и учителя склонны следить за ошибками, которые допускают дети, и при любом удобном случае их отмечают. Помимо всех прочих недостатков такого способа воспитания, у де-

тей формируется привычка замечать в себе негативное, упрекать себя самих за совершенные ошибки и винить себя в неверных решениях.

Если ребенка сталкивать по преимуществу с неразрешимыми учебными задачами, то у него наступает торможение моторной активности, ослабляется мотивация к деятельности, теряется способность учиться. Человек оказывается не в состоянии справиться с самыми простыми задачами. Выученная беспомощность, возникнув в одной сфере жизнедеятельности, переносится на другие, происходит отказ от попыток преодоления трудностей, которые могут быть решены на основе внутренних ресурсов.

На самом деле он просто не верит, что у него есть силы. Опыт неудач показывает, что сил нет, что он неудачник и потому не сможет справиться с проблемами (нет веры -нет оптимизма - нет копинга - преодоления трудностей). Такова психология детей без эмоциональной поддержки педагога - психология выученной беспомощности.

Вывод. В рамках когнитивной психологии оптимизм выступает как качество, характеризующее способность человека двигаться вперед, не останавливаться на достигнутом, не останавливаться перед трудностями и реалиями жизни; качества, основанного на вере в успех и лучшее будущее.

3. Модель оптимизма в гуманистической педагогике К Роджерса (Карл Роджерс -ученик Дж. Дьюи и его оптимизм имеет прагматические корни, добро и оптимизм здесь рассматриваются с позиции пользы).

Ведущий тезис: изначально позитивная природа ребенка заложена в нем в виде потенциала, который раскрывается в соответствующих условиях и требует заботы, внимания, любви и развития. Его идеи:

1) всегда побеждает добро, поэтому, чтобы воспитать ребенка, необходимо встать на позицию добра (оптимизм - это вера в то, что господствующее положение в мире занимает добро);

2) основой изменений в поведении человека является его способность расти, развиваться и обучаться, опираясь на собственный опыт [7];

3) идея фасилитации: нельзя кого-то изменить, передавая готовый опыт, но можно создать атмосферу, способствующую развитию человека. Создание такой атмосферы К. Роджерс называет «облегчением» (англ. -

Андреева Ю.В.

О моделях оптимизма как ресурсе преодоления

_________________________учебных трудностей

facilitate). Учителя - создателя атмосферы облегчения сегодня во всем мире называют фа-силитатором или учителем-помощником, консультантом. Поскольку создается атмосфера помощи, беспомощности нет, а есть уверенность и оптимизм.

Вывод. По мнению Карла Роджерса в основе оптимизма - мотив достижения успеха, он проявляет себя в способности преодолевать трудности. Оптимизм - устойчивая личностная позиция человека по отношению к трудностям, основанная на вере в успех и силу человеческой природы. Такой оптимизм обеспечивает целеустремленность и реализуемость человека в жизни.

4. Модель самоэффективности А. Бандуры [2, с. 177]. Ведущий тезис: оптимистическая вера (самоэффективность) в наши собственные возможности приводит к успеху. В повседневной жизни заставляет нас ставить перед собой сложные цели и добиваться их, не останавливаясь перед трудностями. Когда возникают проблемы, развитое чувство собственной эффективности подталкивает не к размышлениям об их неадекватности, а к поиску решений. Достижение успеха - есть сумма двух слагаемых: стремления к победе и настойчивости. Достижения способствуют росту самоэффективности и самоуважения.

А. Бандура подчеркивал, что самоэффективность не является плодом самовнушения («Я думаю, что могу») или накачивания» людей комплиментами, подобно тому, как накачивают воздушные шары («Ты - несравненный!»). Самым важным источником самоэффективности являются успехи. Если начальные усилия увенчаются успехом, то самоэффективность возрастет.

5. Модель социально-личностного оптимизма A.C. Макаренко [6].

Педагогический оптимизм - подход учителя к ученику с оптимистической гипотезой, с верой в его возможности, его личностные резервы. Вера учителя в то, что ребенок может стать лучше реализуется в том случае, если не только «проектировать в ребенке хорошее» (по A.C. Макаренко), но и выдвигать посильные требования к учащемуся, прилагать педагогические усилия к его самосовершенствованию. В этом сочетании любви и строгости состоит социально-этическая сущность оптимизма. Без дел и усилий - вера мертва.

Исходя из вышеизложенного, имеет смысл структурировать оптимизм в трех инвариантных формах учебной деятельности: как по-

знание, переживание и оценку. Точнее трактовать оптимизм как адекватную оценку достижений, сформированную на основе познания, переживания и «проживания» (преодоления, копинга) собственного индивидуального учебного опыта.

6. Модель оптимизма и стойкости Л.А. Анциферовой [1, с. 3-18]:

1) оптимисты демонстрируют чувство личной ответственности и веру в свою способность справляться с негативными событиями. Преуспевают в профессиональной деятельности. Быстро восстанавливаются после трудностей;

2) неудачи не обескураживают, не снижают их самооценки, а используются в качестве полезной информации, свидетельствующей о необходимости изменить поиски решения;

3) оптимистов характеризует интерес к трудным задачам, самоприказ себе - инструкция сконцентрироваться, а главное - прилагать усилия для ее решения;

4) приняв решение о возможности позитивного изменения трудной ситуации, субъект начинает формировать проблему как задачу: он определяет конечную и промежуточную цели, определяет способы их достижения, намечает план решения;

5) если человек сам поставил перед собой трудную задачу и спроектировал ее как часть будущей жизни, то он преисполнен уверенности в ее решении и для совладания с ней мобилизовал огромные силы. В этом случае поражение он должен пережить как крушение всей своей личности. Поэтому в целях самозащиты он приписывает неудачи кому-то или чему-то (порочные круги приписываний).

Вывод. Качество, которое позволяет человеку успешно переносить стрессовые ситуации и сохранять при этом здоровье получило название «hardiness» - смелый, дерзающий, «крепкий орешек», стойкий. Это качество неуязвимости и твердости помогает человеку перенести массу проблем без эмоциональных нарушений.

В определенных ситуациях стрессоустой-чивость, жизнестойкость, реалистичный, исходящий из учета условий, подход к трудностям и хорошо развитый механизм когнитивного оценивания позволяют человеку гибко выбрать стратегию оптимиста и не впасть в беспомощное состояние.

7. Модель оптимизма личности К. Муз-дыбаева. Основной тезис: оптимизм - не только умонастроение (позитивный взгляд

на жизнь), но и практическая ориентация личности в мире.

К. Муздыбаев согласен с М. Зелигманом

в том, что оптимисты фокусируют свое внимание на положительной стороне бытия, а поэтому видят желаемые цели достижимыми и продолжают прилагать усилия ради реализации этих целей, даже когда прогресс идет медленно или трудно. Пессимисты же акцентируют внимание на негативной стороне жизни, считают свои желаемые цели недостижимыми и заранее отказываются предпринимать ради их осуществления какие-либо усилия. Основные идеи [5, с. 87-95]:

1) оптимистами будем называть людей, придерживающихся в целом положительных ожиданий в жизни;

2) оптимистам свойственно хорошее, радостное эмоциональное состояние. Оно как раз является следствием позитивного восприятия мира, высоких ожиданий и осуществленных надежд. По сути, оптимист способен радоваться жизни, это - жизнерадостный человек. Подобное отношение к миру с надеждой на лучшее будущее, в свою очередь, активизирует волю человека, придавая ему силы действовать. Оптимист не уступит трудностям, не останавливается на достигнутом и готов достичь большего;

3) наличие жизненной силы и воли к будущему; позволяет реализовать жизненные цели, а затем и отстаивать свое Я. Именно воля сообщает оптимисту энергию, жизнестойкость, твердость духа, способность контролировать ситуацию, мужество преодолевать трудности и достигать успеха;

4) наличие веры в лучшее, в будущее, веру в себя и в свое окружение. Вера, как правило, основана на опыте и знании личности и представляет собой некий позитивный ее ответ, жизненную установку. Вот почему вера является убежденностью и уверенностью индивида в своих силах и в своем социальном окружении. Такая уверенность - внешняя форма мотивации достижения.

Вывод. Оптимизм - высокий интерес к жизни, сильная воля и мотивация, которые в целом образуют рациональную и продуктивную жизненную стратегию.

Оптимистически ориентированный подход к личности студента требует от педагога психологической и профессиональной компетентности, совершенствования своих профес-

сиональных качеств. Переход к оптимистическому стилю преподавания связан с глубокой и зачастую болезненной личностной перестройкой обоих субъектов педагогического процесса. При этом меняются не только содержание и методы преподавания, но и личностные установки, которые и обеспечивают в конечном итоге профессионально-личностный рост оптимистически ориентированного педагога и личностное развитие самого студента.

Ключевыми концептуальными идеями и технологическими умениями, которые реализуют нашу педагогическую позицию и концепцию, являются: развитие у студентов самостоятельности (содержательной и исполнительской); признание автономии и прав личности студента; восприятие студента как партнера со своим внутренним миром; апеллирование к сознанию; открытое проявление собственных чувств и эмоциональных переживаний; фасилитационная организация пространства общения.

Оптимистически ориентированная педагогика исходит из того, что учиться могут все люди, необходимо только создать им соответствующие условия: уметь видеть в каждом воспитаннике положительные силы или «проектировать их» (по A.C. Макаренко); опираться на положительные качества личности, культивировать ее достоинства, создавать оптимистический климат в процессе воспитания.

Литература

1. Анциферова, ЛЖ Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуации и психологическая защита / ЛЖ Анциферова // Психол. журн. -1994. - Т. 15, № L - С. 3-18.

2. Бандура, А. Теория социального научения /А. Бандура. - СПб.: Евразия, 2000. - 320 с.

3. Гусейнов, A.A. История этических учений / A.A. Гусейнов. - М.: Гардарики, 2003. -911с.

4. Зелигман, М. Как научиться оптимизму /М. Зелигман. - М.: Вече, 1997. - 432 с.

5. Муздыбаев, К. Оптимизм и пессимизм личности / К. Муздыбаев // Социс. - 2003. -

№ 12. - С 87-95.

6. Макаренко, A.C. Поли. собр. соч. В 8 т. / A.C. Макаренко. - М.: Педагогика, 1987. -

Т. 6. - С 342.

7. Роджерс, К. Свобода учиться / К. Роджерс. -М.: Смысл, 2002. - 528 с.

Поступила в редакцию 7 декабря 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.