Научная статья на тему 'О методике самостоятельной работы в курсе «История русской литературы первой трети ХГХ В. »'

О методике самостоятельной работы в курсе «История русской литературы первой трети ХГХ В. » Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
212
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / METHODOLOGY / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / INDEPENDENT WORK / ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ / HISTORY OF RUSSIAN LITERATURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кривонос В.Ш

В сообщении рассмотрены особенности методики самостоятельной работы студентов при изучении истории русской литературы XIX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF INDEPENDENT WORK IN THE COURSE «THE HISTORY OF RUSSIAN LITERATURE OF THE FIRST THIRD OF THE 19TH CENTURY»

The paper highlights the particular features of students' independent work in the process of their studying the history of Russian literature of the 19th century.

Текст научной работы на тему «О методике самостоятельной работы в курсе «История русской литературы первой трети ХГХ В. »»

УДК 882

О МЕТОДИКЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КУРСЕ «ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIX В.»

METHODOLOGY OF INDEPENDENT WORK IN THE COURSE «THE HISTORY OF RUSSIAN LITERATURE OF THE FIRST THIRD

OF THE 19TH CENTURY»

© В.Ш. Кривонос Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

(Россия, Самара)

© V.Sh. Krivonos Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)

В сообщении рассмотрены особенности методики самостоятельной работы студентов при изучении истории русской литературы XIX в.

The paper highlights the particular features of students' independent work in the process of their studying the history of Russian literature of the 19th century.

Ключевые слова: методика; самостоятельная работа; история русской литературы. Keywords: methodology; independent work; the history of Russian literature.

Важным средством руководства самостоятельной работой студентов являются прежде всего лекции и практические занятия, где студенты знакомятся с материалом и проблемами дисциплины и получают задания по изучению конкретных историко-литературных тем. Однако лекции не являются основным и единственным источником знаний по курсу и не содержат ответы на все вопросы программы. Чтобы освоить программу в полном объеме, студентам предстоит овладеть приемами самостоятельной работы, приобрести навыки анализа художественных текстов и работы с рекомендованной научной и методической литературой.

Курс строится так, чтобы подготовить студентов к самостоятельной работе и решить задачу непрерывного самообучения, принципиально значимую для современного вузовского образования. В этом плане важным оказывается приобщение студентов к учебно-исследовательской работе. Главным становится не получение студентами «информации», что предполагается вербальной формой обучения, анахроничной по отношению к современным педагогическим тех-

нологиям, но овладение комплексом знаний и умений, необходимых для успешной учебной и научной деятельности на протяжении всех лет обучения. Отсюда предлагаемая направленность самостоятельной работы.

Самостоятельная работа, еще раз отметим, включена в систему лекционных и практических занятий и соотнесена с ними. В то же время у нее есть свои отличительные особенности. В ходе ее выполнения расширяются и уточняются сведения, полученные в лекционном курсе, развиваются навыки анализа текста, приобретенные на практических занятиях.

В процессе освоения темы и знакомства с научной литературой студенты учатся делать необходимые выписки и конспектировать прочитанные источники. Преподаватель выступает в роли консультанта, а студент получает возможность представить реферативное изложение литературы вопроса, изложить собственные наблюдения над текстом, дать целостный анализ произведения.

В качестве примера учебно-исследовательской работы студентов приведем несколько тем по самостоятельной работе,

О методике самостоятельной работы в курсе «История русской литературы первой трети XIX в.»

которые предлагаются при изучении коме -дии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

«Горе от ума» А.С. Грибоедова: проблема жанра

Синтетичность жанровой поэтики «Го -ря от ума», взаимодействие различных жанровых традиций. Тяготение к высокой ко -медии, близость к трагедии и сценической поэме эпохи романтизма. Комедийное начало. Стихия авторского смеха, игровые моменты, фарсовый характер ряда эпизодов, остроумие. Выход за рамки жанров и жанровых границ.

Чацкий и Репетилов

в «Горе от ума» А.С. Грибоедова

Система образов и особенности конфликта в комедии Грибоедова «Горе от ума».

Чацкий и фамусовская Москва. Истоки и при чины их взаимной неприязни. Назначение образа Репетилова, художественная необходимость появления его в последнем акте. Характер отношений Чацкого и Репетилова. Репетилов и репетиловщина.

Проблема положительного героя

в «Горе от ума» А.С. Грибоедова

Чацкий как современный герой, выражающий новые идеи. Историческая конкретность образа Чацкого. Чацкий как носитель авторской мысли, живой характер, а не отвлеченный образ трибуна. Нормативность образа Чацкого (олицетворяет гражданские добродетели). Независимость Чацкого от среды. Общественное значение личных свойств Чацкого.

Ко всем темам рекомендуется следующая литература:

1. История русской литературы XIX в. : в 3 ч. : учебник для вузов / под ред. В.И. Коровина. М. : ВЛАДОС, 2005. Ч. 1 : 1795-1830 гг. 480 с.

2. История русской литературы XIX века: 1800-1830-е годы : учебник для вузов / под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. М. : Оникс 21 век, 2008. 637 с.

3. Лебедев Ю.В. История русской литературы XIX века : в 3 ч. : учебник для вузов. М. : Просвещение, 2007. Ч. 1. 480 с.

4. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII -начало XIX века). СПб. : Искусство, 1994. 709 с.

5. Маркович В.М. Комедия в стихах А.С. Грибоедова «Горе от ума» // Анализ драматического произведения. Л. : ЛГУ, 1988. С. 59-91.

7. Теория литературных жанров. М. : Академия, 2012. 256 с.

8. ТюпаВ.И. Анализ художественного текста. М. : Академия, 2009. 336 с.

9. Федосюк Ю.А. Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века. М. : Флинта ; Наука, 2014. 272 с.

10. Фомичев С.А. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»: комментарий. М. : Просвещение, 1983. 208 с.

Сведения об авторе

Кривонос Владислав Шаевич, доктор филологических наук, профессор кафедры русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы Поволжской социально-гуманитарной академии.

Б-шаП: vkrivonos@gmail.com.

Почтовый адрес: 443090, Самара, ул. Антонова-Овсеенко, 26.

Телефон: 224-26-85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.