Научная статья на тему 'О методическом инструментарии в анализе доходов предприятия'

О методическом инструментарии в анализе доходов предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1293
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Анализ доходов предприятия / запас финансовой прочности / показатели чувствительности доходов / коэффициент чувствительности доходов / Analysing a company’s profi ts / fi nancial endurance reserves / indicators of profi t sensitiveness / coeffi cient of profi t sensitiveness

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кириллова Людмила Николаевна, Брожина Татьяна Николаевна

Предлагаются апробированные показатели для анализа доходов предприятия. Делается вывод о возможностях экономического анализа и получении качественных результатов, а также об использовании их в маркетинге и планировании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кириллова Людмила Николаевна, Брожина Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The methodological toolkit in analysing a company’s profi ts

The article suggests the tested indicators for analysing a company’s profi ts and makes a conclusion that it is possible to carry out an economic analysis and get reliable results and use them in marketing and planning.

Текст научной работы на тему «О методическом инструментарии в анализе доходов предприятия»

Л.Н. Кириллова, Т.Н. Брожина

О МЕТОДИЧЕСКОМ ИНСТРУМЕНТАРИИ В АНАЛИЗЕ ДОХОДОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

Доходы как основной источник собственных финансовых ресурсов предприятия оказывают влияние на показатели, характеризующие управление финансами организаций. Деловая активность, показатели ликвидности, финансовой устойчивости, платежеспособности и рентабельности напрямую или опосредованно зависят от величины и своевременности их поступления. В свою очередь величина доходов зависит от внутренних и внешних факторов, главными из которых являются эффективный маркетинг и эффективность использования материальных, трудовых, информационных, финансовых ресурсов предприятия.

Присущие современной экономике динамизм, риск, многофакторность, увеличение стоимости ресурсов усиливают требования к системе управления предприятием. Повышение его эффективности возможно только в случае системного и комплексного подхода, расширения методического инструментария.

Система управления доходами предполагает выполнение определенных функций, среди которых контроль является особой стадией управленческого цикла, от которой зависит качество составляемых планов. Традиционно на практике анализ и контроль доходов сводятся к динамическому, структурному, сравнительному и факторному анализу. При этом проведение комплексного факторного анализа довольно трудоемко. Между тем такие важные показатели, как порог рентабельности, запас финансовой прочности, связывают обычно с анализом управления прибылью. Оптимальный объем производства, то есть тот, который обеспечивает предприятию наибольший объем операционной прибыли при сложившейся структуре издержек, не определяется на стадии планирования доходов.

В целях повышения действенности и качества контроля как функции управления, а также понимая, что доходы являются результатом деятельности всех подразделений предприятия, предлагается расширить систему показателей, отражающих его эффективность. В итоге система показателей будет состоять из двух блоков:

1) показатели величины и качества доходов, с помощью которых оценивают решения, непосредственно касающиеся самих доходов (план-фактные показатели, показатели динамики, структуры, запас финансовой прочности, разрыв между оптимальным и фактическим объемом производства);

2) показатели чувствительности доходов, которые позволяют оценить факторную сторону их формирования (коэффициенты чувствительности доходов к изменению величины оборотных средств, основных средств, капитала, издержек, фонда оплаты труда, численности персонала).

128

При анализе доходов предприятия прежде всего проводят сравнительный анализ и определяют абсолютные и относительные план-фактные показатели, т.е. отклонения фактических показателей от плановых. Они позволяют установить степень выполнения плана. Такая работа предполагает финансовое планирование на предприятии. Поскольку, в соответствии с п. 12 ПБУ 9/99 «Доходы организации», большинство предприятий используют метод учета выручки «по отгрузке», то должен проводиться и план-фактный анализ движения денежных средств, с тем чтобы оценить своевременность и полноту поступления денежных средств.

Далее определяют показатели динамики (абсолютные и относительные). Такой анализ отражает общий экономический результат всех проведенных за отчетный период операций, изменение объема продаж в целом, отдельных видов продукции, видов прочих доходов, а также позволяет выявить сезонный характер той или иной продукции. На этом этапе формируют общую картину положения предприятия на сегменте товарного рынка и обозначают направления дальнейшего анализа, а также разработку мер по сглаживанию сезонных отклонений в объеме продаж.

Факторный анализ выручки от продаж позволяет выявить влияние каждого фактора на ее изменение, с тем чтобы на следующий отчетный период устранить причины, ее снижающие, и учесть их при финансовом планировании.

По результатам проведенного на этих этапах анализа могут быть сформулированы рекомендации для других подразделений предприятия (например, службе маркетинга - о дополнительном изучении состояния рынка, изменении ценовой политики; бухгалтерии - об усилении работы с дебиторами).

В управленческих целях интерес представляют следующие направления структурного анализа:

- соотношение доходов от обычного вида деятельности и прочих (например, от сдачи временно свободных основных фондов в аренду, реализации ненужных активов, полученные доходы по ценным бумагам, депозитам, пени);

- структура выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг (далее - выручка от продаж) в разрезе покупателей, при этом их группировка индивидуальна для предприятий;

- структура выручки от реализации продукции в разрезе товарной номенклатуры;

- структура прочих доходов (доля доходов от распоряжения временно свободными реальными активами, излишними активами, от владения и распоряжения финансовыми активами, за нарушение партнерами условий хозяйственных договоров и другие в соответствии с необходимой предприятию степенью детализации прочих доходов).

Показатели структуры полученных доходов характеризуют их качество, а динамика - его качественные сдвиги (понятно, что оно ухудшается в случае

129

роста доли прочих доходов и тем более в виде полученных штрафных санкций), наиболее активные, доходные сегменты рынка, степень зависимости от отдельных покупателей или их групп. Как известно, любая зависимость порождает риски. В данном случае это будет риск потери значительной части доходов при изменении отношений с данной группой покупателей.

В этом блоке показателей рассмотрим два показателя, связанных с маржинальным анализом.

В хозяйственной деятельности нельзя не учитывать, что интересы маркетинга и предметная область управления доходами переплетаются, поскольку планируемы объем производства и цена при сложившейся структуре издержек будут уменьшать выручку от продаж по разным причинам без угрозы получения убытка. В связи с этим интерес представляет не столько сама точка безубыточности и порог рентабельности, сколько отклонение от них, т.е. запас финансовой прочности. На стадии планирования доходов этот показатель может выполнять информационную функцию при обосновании возможностей работы с конкурентами в случае неблагоприятных изменений рыночной конъюнктуры. Он используется в рамках контрольной функции в управлении доходами в качестве предмета предварительного и последующего финансового контроля. В первом случае оценивается риск сокращения финансовой прочности, снижающего возможность маркетингового маневрирования и увеличивающего вероятность убытков по операционной деятельности, а во втором случае - изменение запланированного показателя. Снижение данного показателя вызывает сокращение объема производства и рост постоянных издержек, что является поводом для их более детального анализа.

Поскольку выручка от продаж - это главный вид доходов и один из факторов, влияющих на операционную прибыль, то при ее планировании необходимо знать оптимальный объем производства, который в рамках созданного производственного потенциала обеспечит максимальную операционную прибыль. Его наличие связано с законом возрастания предельных издержек. Определить его можно двумя методами: путем сопоставления при разных объемах производства валовых показателей (выручки от продаж и валовых издержек) и сопоставления предельных показателей (предельных издержек и предельного дохода)1. Увеличение объема производства будет финансово выгодно только до определенной величины, поскольку с его дальнейшим ростом нарушается оптимальное соотношение между постоянными и переменными факторами производства. Прибыль начинает снижаться. В связи с этим принципиальным, на наш взгляд, следует считать выделение в качестве одной из задач управления доходами не их абсолютный рост, а их оптимизацию.

Решение этой задачи связано с оптимизацией доходов по учетным периодам за счет сглаживания сезонных колебаний выручки от продаж. В аналитических целях оценивают разрыв между оптимальным и планируемым

130

(фактическим) объемом производства, между оптимальной и плановой (фактической) выручкой с позиции их сближения за счет использования постоянных факторов производства (ситуация, наиболее соответствующая практике). Возможен и иной расклад: сокращение программы стимулирования объема продаж в текущем периоде или инвестиции в производственный потенциал предприятия в случае, если рост спроса на рынке прогнозируется в долгосрочной перспективе.

В целях углубления факторного анализа предлагается использовать группу показателей, связанных с определением чувствительности доходов к изменению различных ресурсов, используемых для их получения. Эти показатели, сходные по строению с показателями эластичности спроса. Они показывают, как (на сколько процентов) изменятся доходы (от всех операций или только от операционной деятельности), если объем использованных ресурсов изменится на 1%. Например, коэффициент чувствительности доходов к изменению величины оборотных средств рассчитывается как отношение индекса изменения выручки от продаж к индексу изменения средней за соответствующий период величины оборотных средств; коэффициент чувствительности доходов к изменению величины капитала - как отношение индекса изменения всех доходов к индексу изменения средней за период величины капитала. Чтобы исключить влияние фактора изменения запасов продукции на складе и иметь объективную картину эффективности использования ресурсов (капитала) предприятия, целесообразнее использовать показатель не выручки от продаж, а стоимости произведенной за период продукции. Нормальное значение этого показателя - выше 1,0, положительная динамика - рост, повышение эффективности использования ресурса (капитала) и грамотный маркетинг.

Предложенный тип показателя может использоваться для мониторинга эффективности управления ресурсами, расходами, капиталом, который поможет на максимально ранней стадии предотвратить негативные тенденции. Для этого можно оценивать частные коэффициенты, например чувствительность доходов к индексу изменения материальных расходов, в т.ч. по их видам, управленческих или коммерческих расходов, запасов. Чем чаще проводят мониторинг, тем раньше можно выявить проблему в той или иной предметной области управления.

Апробация новых для анализа доходов показателей была проведена на данных компании «Рентген М». До 2011 г. предприятие занималось разработкой, производством и реализацией медицинской рентгенодиагностической аппаратуры и одежды для рентгензащиты, оказывало услуги по гарантийному обслуживанию медицинской техники, по освоению новой техники и обучению персонала. В 2011 г. организация открыла дочернее предприятие по производству рентгенотехники. В связи с этим головное предприятие перестало производить собственную продукцию и стало заниматься лишь перепродажей медицинской техники и оказанием услуг.

131

Оценка запаса финансовой прочности

Из табл. 1 видно, что благодаря благоприятному состоянию рынка предприятие имеет хорошие рыночные позиции, ее деловая активность растет, а изменение бизнес-модели существенно увеличило доходы.

Таблица 1. Расчет запаса финансовой прочности компании «РентгенМ» в 2010-2012 гг.

Показатель 2010 2011 2012

Аппараты Одежда Аппараты Одежда Аппараты Одежда

Выручка от продаж, млн руб. 338,2 507,3 608,6 912,947 645,3 968,0

Объем реализации, шт. 195 6687 98 1361 365 7656

Переменные издержки, млн руб. 95,8 143,7 326,8 490,1 244,1 366,1

Постоянные издержки, млн руб. 223,6 335,4 236,6 354,9 366,1 549,1

Точка безубыточности, шт. 179 6168 82 1142 333 6958

Порог рентабельности, млн руб. 310,5 465,8 514,4 771,6 590,5 885,7

Запас финансовой прочности, шт. 16 519 16 219 32 672

Запас финансовой прочности, млн руб. 27,7 41,5 94,2 141,4 54,8 82,3

Запас финансовой прочности, % 8,2 7,8 16,3 16,1 8,8 8,8

При неблагоприятном изменении конъюнктуры рынка предприятие имеет возможность сократить объем производства без угрозы убытков. Изменение запаса финансовой прочности в целом отражает изменением деловой активности: в 2011 г. произошел резкий рост показателя, но в 2012 г. оба товара существенно снизили рыночную устойчивость, она стала ненамного выше уровня 2010 г. Это значит, что пока предприятие неумело ведет торговый бизнес и управляет издержками.

В 2010 г. рентгенаппараты имели запас финансовой прочности на 0,4% больше, чем одежда для рентгензащиты, в 2012 г. оба вида товара обеспечили его одинаковый уровень. Очевидно, что маркетинговые интересы требуют детального анализа потери рыночной устойчивости первым видом товара.

132

В организации не используется система учета издержек «Директ-костинг», поэтому отклонение от оптимального объема производства в рамках исследования определить было невозможно.

Оценка чувствительности доходов к изменению использования ресурсов

Как видно из табл. 2, выручка от продаж оказалась наиболее чувствительна к изменению объема использованных ресурсов в 2011 г., когда изменился хозяйственный механизм. Степень чувствительности оказалась наибольшей к изменению стоимости основных средств: каждый процент снижения их стоимости привел с росту выручки на 1,74%. Такой не вполне логичный результат объясняется несопоставимостью условий именно на данном предприятии, поскольку хозяйственная деятельность стала намного менее фондоемкой, но с более быстрой оборачиваемостью средств. По той же причине произошел резкий рост оборотных средств и штата сотрудников (менеджеров). Из этих двух факторов более значим второй. Так, если в 2011 г. 1% увеличения численности персонала вызвал рост выручки на 1,43%, то увеличение оборотных средств - на 1,14%.

Таблица 2. Расчет коэффициентов чувствительности доходов

Показатель 2011 / 2010 2012 / 2011 Изменение

Темп роста выручки от продаж, % 173,80 106,03 67,8

Темп роста средней стоимости оборотных средств, % 153,06 105,67 - 47,33

Коэф. чувствительности выручки к изменению стоимости оборотных средств 1,14 1,00 - 0,14

Темп роста средней стоимости основных средств, % 99,6 88,9 - 10,7

Коэф. чувствительности выручки к изменению стоимости основных средств 1,74 1,19 - 0,55

Темп роста издержек, % 176,38 108,30 - 68,08

Коэф. чувствительность выручки к изменению издержек 0,99 0,98 - 0,01

Темп роста численности персонала, % 121,88 241,06 119,18

Коэф. чувствительности выручки к изменению численности персонала 1,43 0,44 - 0,99

Темп роста всех доходов, % 172,2 106,8 - 65,4

Темп роста средней величины капитала, % 149,79 105,64 - 44,15

Коэф. чувствительности выручки к изменению капитала 1,15 1,01 - 0,14

133

В 2012 г. произошло снижение чувствительности доходов к изменению всех видов ресурсов, что свидетельствует о снижении эффективности управления ими. Во-первых, рост численности персонала привел к тому, что каждый 1% его увеличения вызвал только 0,44% прироста выручки, что означает явно избыточный штат сотрудников и неэффективное управление персоналом. Во-вторых, снизилась эффективность управления и оборотными средствами (коэффициент чувствительности доходов снизился на 1,14% до значения 1,0%, обеспечивая только эквивалентную отдачу от увеличения объема оборотных средств).

Явная проблема видна в сфере управления издержками в целом. В 2011-2012 гг. независимо от профиля деятельности (производство или коммерция) рост издержек не вызывал хотя бы эквивалентной отдачи, так как коэффициент доходности был ниже 1,0.

Все доходы оказались почти не чувствительны к изменению капитала, используемого для их получения, а в 2012 г. динамика коэффициента отрицательная: каждый процент его увеличения принес практически эквивалентную отдачу (1,01% роста всех доходов).

Итак, при внешней видимости развития компания «РентгенМ» имеет значительные проблемы: снижение эффективности управления оборотными средствами, персоналом, издержками, использования капитала в целом, которые снижают чувствительность доходов к их увеличению и потенциально возможные к получению доходы. Снижение запаса финансовой прочности в сравнении с предыдущим периодом сокращают возможности маркетингового маневрирования.

Таким образом, апробация новых показателей показала расширение аналитической информации за счет нового инструментария для анализа. Показатели чувствительности доходов к изменению объема разных видов использованных ресурсов позволяют оценить факторы, влияющие на формирование доходов. Их можно применять для оценки эффективности управления разными видами ресурсов, для превентивной проверки плановой обоснованности увеличения ресурсов, при постоянном контроле динамики (мониторинга), позволяющем своевременно отразить результаты управленческого воздействия, изменение внешней и внутренней среды предприятия. Показатели маржинального анализа можно использовать в маркетинге и в инвестиционном планировании.

Это подтверждает их аналитическую функцию, что повышает качество экономического анализа, а также позволяет реализовать системный подход за счет дополнительной информации для других служб предприятия.

Примечания

1 Грузинов В.П. Определение оптимального объема производств// Микроэкономика, корпоративные финансы. М., 2011. С. 14.

Gruzinov V.P. Opredelenie optimalynogo objema proizvodstv // Mikroeconomika, kor-porativnje finansj. M., 2011. S. 14.

134

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.