Научная статья на тему 'О методах уголовно-правового регулирования'

О методах уголовно-правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1946
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МЕТОДЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / CRIMINAL LAW REGULATION / METHODS OF CRIMINAL LAW REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петрова Галина Олеговна

Излагается авторская позиция о методах уголовно-правового регулирования как части правового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE METHODS OF CRIMINAL LAW REGULATION

The article describes the author's position on the methods of criminal law regulation as part of legal regulation.

Текст научной работы на тему «О методах уголовно-правового регулирования»

Право

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, № 3 (1), с. 291-294

291

УДК 34.05

О МЕТОДАХ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ © 2012 г. Г.О. Петрова

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

petrovago@rambler.ru

Поступила в редакцию 04.04.2012

Излагается авторская позиция о методах уголовно-правового регулирования как части правового регулирования.

Ключевые слова: уголовно-правовое регулирование, методы уголовно-правового регулирования.

Правовое регулирование, и в частности уголовно-правовое регулирование, осуществляется с помощью различных методов. В общей теории права методами правового регулирования, присущими уголовному праву, называют, «в зависимости от вида общественных отношений, запрет, предписание и дозволение» [1, с. 107].

По мнению В.Д. Сорокина, «...если определяющее значение предмета обусловливает юридический характер средств воздействия на предмет в целом и составляющие его элементы, а следовательно, правовую природу метода, то системная структура предмета правового регулирования с такой же неизбежностью предопределяет соответственно системную структуру самого метода правового регулирования [2, с. 102]. Он отмечает, что эффективно регулировать систему социальных связей и явлений, входящих в единый или отраслевой предмет, можно только тогда, когда все способы и средства, составляющие содержание метода регулирования, выступают не разрозненно, не в изоляции друг от друга, а в самом тесном взаимодействии, иначе говоря, во взаимообеспечении [2, с. 102]. Им приводится пример взаимодействия частей метода из уголовного права: «...действующее уголовное законодательство предусматривает ситуации, когда нарушение запрета, выраженного в соответствующей уголовноправовой норме, приводит в действие не только предписание (обязанность компетентных субъектов привлечь нарушителя к ответственности), но и дозволение, выраженное в правомочии гражданина на необходимую оборону, разумеется с соблюдением установленных законом условий и требований. Соответственно невыполнение субъектом предписания правовой нормы в надлежащих ситуациях приводит в действие до той поры существующие потенциально дозволение и запрет» [2, с. 113].

Многие криминалисты полагают, что в уголовном праве используется метод запрета. В последние годы с принятием нового УК РФ были высказаны и иные мнения. И.Я. Козаченко считает, что «метод уголовно-правового регулирования представляет собой совокупность приемов, способов воздействия уголовного права на общественные отношения, выступающие его предметом. Метод уголовно-правового регулирования в самом общем его понимании выражается в угрозе применения или в применении предусмотренных уголовным законом мер воздействия, т.е. в угрозе (как потенциальной, так и реализованной) привлечения к уголовной ответственности лица, виновного в совершении преступления. Уголовная ответственность, таким образом, выступает в качестве специфического метода (своеобразного социально-правового инструмента) регулирования (вытеснения) отклоняющихся отношений, с помощью которого в конечном счете уравновешиваются интересы общества и его членов, обеспечивается общественный порядок и поведенческая дисциплина людей» [3, с. 16]. Далее он пишет: «В этой связи уголовная ответственность как совокупный метод уголовно-правового регулирования заключает в себе два аспекта воздействия на поведение людей: негативный и позитивный. Негативный (ретроспективный) аспект метода уголовно-правового регулирования предполагает отрицательную оценку антиобщественного поведения, когда субъект совершает преступление. <...> Позитивный (перспективный) аспект предполагает положительную оценку поведения, при котором поступки людей сообразуются с теми объективно необходимыми требованиями, которые охраняются всей совокупностью социально-правовых регуляторов» [3, с. 17].

По мнению Б.В. Здравомыслова, «уголовному праву свойственен особый метод регулиро-

вания указанных общественных отношений. Он заключается в установлении преступности деяний, уголовных запретов их совершения и их наказуемости» [4, с. 4].

А.В. Наумов полагает, что дозволение, предписание и запрет, являющиеся методами правового регулирования, можно обнаружить в различных отраслях права, но в одних отраслях решающим является дозволение, в других -предписание, а в третьих - запрет; а общественным отношениям, входящим в предмет уголовного права, соответствуют и специфические методы их регулирования [5, с. 10]. Охранительные уголовно-правовые отношения, по его мнению, «регламентируются следующими методами: 1) применение санкций уголовно-

правовых норм (уголовного наказания); 2) освобождение от уголовной ответственности и наказания (включая применение принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним, совершившим преступления); 3) применение принудительных мер медицинского характера к лицам в состоянии невменяемости, совершившим общественно опасные деяния, запрещенные уголовным законом, и к лицам, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания; к лицам, совершившим преступления и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости; к лицам, совершившим преступления и признанным нуждающимися в лечении от алкоголизма или наркомании» [5, с. 12]. Далее он пишет о том, что общественные отношения, вытекающие из уголовно-правового запрета, регулируются путем установления этого запрета, а регулятивные уголовно-правовые отношения связаны с методом наделения граждан правами на активную защиту от общественно опасных деяний и предупреждение общественно опасных последствий (например, право на необходимую оборону, причинение вреда при задержании преступника и крайней необходимости) [5, с. 13-14].

Аналогичной точки зрения придерживается Т.В. Кленова, которая отмечает, что среди способов воздействия на регулируемые уголовноправовыми нормами отношения в качестве доминирующего выделяется запрет [6, с. 5]. Далее она пишет: «Одновременно по способам воздействия на регулируемые отношения среди элементов структуры уголовно-правовых норм различаются и обязывающие, и дозволяющие, и запрещающие предписания, соотношение которых предопределяется типом регулируемых отношений. Например, при регулировании отношений, возникающих в связи с условно-

досрочным освобождением от наказания, в законодательстве регламентируются условия данного вида освобождения от наказания, соблюдение которых обязательно, т.е. используется метод предписания; среди прочих условий указывается круг лиц, на которых установленное правило не распространяется, т.е. используется метод запрета; само правило условно-досрочного освобождения от наказания определяется в законодательстве в форме правила возможного поведения, адресованного суду, т.е. используется метод дозволения; а обеспеченность установленного правила поведения обязательной санкцией опять же свидетельствует о применении методов предписания» [6, с. 10].

A.Н. Игнатов пишет: «Метод правового регулирования путем применения уголовной репрессии характерен для уголовного права» [7, с. 3].

Ю.И. Ляпунов определяет методы уголовноправового регулирования, исходя из предмета регулирования и предмета охраны общественных отношений, а также из функций уголовного права [8, с. 30-31]. Он указывает на то, что метод (или способ) регулирования этих особых общественных отношений состоит в использовании уголовно-правовых средств борьбы с наиболее опасными правонарушениями - преступлениями, а реализация охранительной функции (основного назначения уголовного права) осуществляется методом принудительного воздействия на преступников путем использования специфических средств в виде мер уголовного наказания, предусмотренных законом, в целях восстановления социальной справедливости, а также исправления осужденного и предупреждения новых преступлений [8, с. 30].

B.С. Нерсесянц рассматривает дозволения и запреты как парные категории [9, с. 90-92]. Он пишет: «Выбор дозволений или запретов (или определенной конструкции их сочетания и комбинации) как способов и режимов правовой регуляции зависит от потребностей, целей, задач такой регуляции на соответствующем этапе общественного развития, специфики объекта регулирования, характера и содержания правовой политики законодателя и государства в целом, степени развитости демократии, гласности, законности и правопорядка в стране, правовых традиций, уровня правовой культуры и правосознания населения, общественного мнения и т.д.» [9, с. 90]. По мнению В.С. Нерсесянца, «именно своим запретом (и соответствующим наказанием) общественно вредного право играет свою особую творческую роль, поскольку только такая опосредованная и косвенная форма признания и защиты общественно полезного предоставляет максимально возможную меру

свободы, соответствующую потребностям и интересам членов общества и необходимую для общественного прогресса» [9, с. 91].

Мудрое человечество применительно к уголовно-правовому регулированию пошло именно по пути формулирования запрещенного в данном обществе поведения под угрозой применения уголовного наказания. В уголовно-правовой норме, выраженной в уголовном законе, сформулировано деяние (ст. 14 УК РФ), от совершения которого с помощью метода запрета члены общества обязаны воздержаться. В этом проявляется метод уголовно-правового регулирования - запрет. Запрет в общей теории права связывают с регулятивной статической функцией.

Дозволение и обязывание в общей теории права относят к регулятивной динамической функции. Дозволение состоит в «предоставлении участнику правовых отношений субъективных прав (управомочивание). Они выражаются в делегировании комплекса дозволений управомоченному лицу на совершение определенных действий...» [10, с. 262], а «...обязывание как предписание совершить какие-то действия.» [10, с. 262]. Метод дозволения в уголовно-правовом регулировании уголовно-правовой нормой представляет субъектам право на защиту как членам общества (ст. 2, 37, 201 п. 2 примечания УК РФ), а также и иные права в процессе развития уголовно-правового отношения, обусловленные его формой.

Метод обязывания в уголовно-правовом регулировании проявляется прежде всего в том, что на представителей правоохранительных органов уголовно-правовой нормой возлагаются обязанности по задержанию лица, совершившего преступление, и доставление его органам власти (ст. 38 УК РФ).

К методам уголовно-правового регулирования, на наш взгляд, следует отнести также превентивный и стимулирующий. Уголовно-правовая норма, отраженная в ст. 2 УК РФ, указывает задачу - предупреждение преступлений, а ст. 43 УК РФ называет цель применения наказания -предупреждение совершения новых преступлений. В уголовном праве предупреждение преступлений связывают с так называемой общей и специальной превенцией. Специальная превенция позволяет предупредить совершение новых преступлений лицом, уже совершившим преступление, а общая - иными лицами. Представляется, что превентивный метод уголовно-правового регулирования рассчитан только на лиц, совершивших преступления. Иные же лица не находятся в поле уголовно-правового регулирования. На них уголовно-правовая норма, процесс ее применения и наказание оказывают

лишь информационное уголовно-правовое воздействие [11]. Лица, нарушив запрет совершенным преступлением, подвергаются уголовному преследованию, испытывая на себе последствия, связанные с преступным поведением. Их претерпевание оказывает превентивное воздействие на лицо, совершившее преступление.

Стимулирующий метод - это гуманный метод. Семантическое значение «стимула» выражается как «побудительная причина, заинтересованность в поощрении чего-н.» [12, с. 627]. Он позволяет лицам, нарушившим запрет, самостоятельно «предотвратить вредные для себя уголовно-правовые последствия», связанные с уголовным преследованием, или смягчить их. Уголовно-правовая норма, представленная, например, в ст. 275 УК РФ (примечание), гласит: «Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления». В Особенной части УК РФ в ряде статей имеются аналогичные примечания. Желательно приведенное положение уточнить, поместив его в статью Общей части действующего УК РФ, и расширять применение метода стимулирования указанием на иные преступления.

Согласимся с В.С. Нерсесянцем в том, что «только при надлежащем, внутренне согласованном сочетании этих регулятивных методов право в полной мере может выполнить свою регулятивную роль, нормативно гарантировать необходимые условия для эффективного общественного развития, пресечь возможности злоупотребления властью, защитить права и свободы членов общества, легализировать творческое начало жизни» [9, с. 92].

Список литературы

1. Бабаев В.К., Баранов В.М. Общая теория права: Краткая энциклопедия. Н. Новгород: Нижегородский юридический институт, 1997.

2. Сорокин В.Д. Метод правового регулирования. Теоретические проблемы. М.: Юрид. лит., 1976.

3. Уголовное право. Общая часть. Учебник для вузов. Ответ. редакторы д.ю.н. И.Я. Козаченко и д.ю.н. В.А. Незнамова. М.: Издат. группа ИНФРА-М - НОРМА, 1997.

4. Уголовное право России. Общая часть: Учебник / Отв. ред. д.ю.н. Б.В. Здравомыслов. М.: Юристъ, 1996.

5. Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть. Курс лекций. М.: Изд-во БЭК, 1996.

6. Кленова Т.В. Предмет и метод уголовноправового регулирования как основные категории классификации уголовно-правовых норм // Актуальные вопросы реализации уголовной ответственности. Куйбышев: Куйбышевский ун-т, 1988.

7. Уголовное право России. Учебник для вузов. В 2 томах. Т. 1. Общая часть. Отв. ред. и руководители авторского коллектива - д.ю.н., профессор А.Н. Игнатов и д.ю.н., профессор Ю.А. Красиков. М.: Изд. группа НОРМА - ИНФРА-М, 1998.

8. Уголовное право. Общая часть. Учебник / Под ред. Н.И. Ветрова, Ю.И. Ляпунова М.: Новый юрист, КноРус, 1997.

9. Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. М.: Изд. группа ИНФРА-М - НОРМА, 1997.

10. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова М.: Изд. группа ИН-ФРА-М - НОРМА, 1997.

11. См.: Кудрявцев Ю.В. Нормы права как социальная информация. М.: Юрид. лит., 1981. С. 80-88; Горшенков Г.Н. Массово-коммуникативное воздействие на криминологическую ситуацию. Сыктывкар: Сыктывкарский ун-т, 1997. С. 118-139 и др.

12. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. 20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1989.

ON THE METHODS OF CRIMINAL LAW REGULATION G. O. Petrova

The article describes the author's position on the methods of criminal law regulation as part of legal regulation. Keywords: criminal law regulation, methods of criminal law regulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.