Научная статья на тему 'О методах современной информационной войны'

О методах современной информационной войны Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1133
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / МАНИПУЛИРОВАНИЕ СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ОБЪЕКТИВНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ / INFORMATION WAR / PUBLIC OPINION / MANIPULATION OF THE MEDIA / FACT FALSIFICATION / OBJECTIVITY OF THE INFORMATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Соломыков Василий Сергеевич, Клоков Илья Андреевич

Рассмотрен один из методов ведения современной информационной войны манипулирование средствами массовой информации, разобранный в разрезе влияния на общественное сознание. Приведено несколько примеров применения данного метода, показано влияние оценочного изложения событий на формирование общественного мнения. Статья раскрывает некоторые аспекты современного информационного противоборства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Соломыков Василий Сергеевич, Клоков Илья Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE METHODS OF MODERN INFORMATION WAR

One of the methods of modern information war is considered the manipulation of the media which is analyzed in the context of the impact on the public consciousness. Here are several examples of this method, and the effect of the assessment of events on the formation of public opinion is shown. The article reveals some aspects of modern information warfare.

Текст научной работы на тему «О методах современной информационной войны»

УДК 001.9;004.056

О МЕТОДАХ СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ

В.С. Соломыков, И. А. Клоков

Рассмотрен один из методов ведения современной информационной войны -манипулирование средствами массовой информации, разобранный в разрезе влияния на общественное сознание. Приведено несколько примеров применения данного метода, показано влияние оценочного изложения событий на формирование общественного мнения. Статья раскрывает некоторые аспекты современного информационного противоборства.

Ключевые слова: информационная война, общественное мнение, манипулирование средствами массовой информации, объективность информации.

В процессе развития определённых геополитических событий в современном мире, представляется весьма актуальной тема изучения воздействия открытых средств массовой информации (СМИ), а также социальных сетей и источников, размещаемых в сети Интернет, на массовое сознание. Для более ясного представления предмета, не давая критических оценок, приведём следующие выдержки из ведущих общедоступных изданий:

В статье, опубликованной на информационном ресурсе «Le Huffington Post» приводятся рассуждения об украинском кризисе [1]. За словами «демократия» и «свобода» скрывались трансатлантические геополитические интересы и желание расширить рынок сбыта Евросоюза. «Будущее Украины зависит от самих украинцев» - такими словами начинаются некоторые открытые письма от европейских интеллектуалов. Речь шла о «европейских стремлениях украинского народа» и недопущении развития диктатуры в стране. Тогда еще никто не рассчитывал на референдум о присоединении Крыма к России и боевые действия на востоке Украины. Несмотря на то, что за открытыми письмами стоят многие европейские признанные научные деятели, в них не были учтены культурные, языковые и религиозные различия западных и восточных регионов Украины. Подписанты предпочли не замечать, что, давая поддержку одному из лагерей, их письма увеличивали риск фрагментации страны. В книге политолога Збиг-нева Бжезинского «Великая шахматная доска» приводятся следующие слова: «Евразия - большая шахматная доска, на которой разыгрывается мировое господство ... Независимость Украины меняет характер Российского государства, эта важная фигура на евразийской шахматной доске является политическим стержнем. Без Украины Россия перестает быть евразийской империей». Одним из подписантов является Жак Рупник, председатель исследовательского совета Национального фонда в поддержку демократии (NED), инструмента пропаганды Вашингтона. NED поддержива-

ет более пятидесяти программ на Украине, общей стоимостью 2,8 млн. долларов США, якобы для укрепления демократических преобразований, политического влияния гражданского общества, экономики и свободы слова. NED поддерживает несколько молодежных объединений, журналистов и активистов. Она обеспечивает, например, вновь избранный финансовый институт, участвующий в реформе избирательного кодекса Украины. Если действия этой организации прозрачны, то её нейтральность подвергается сомнению. В 2008 её деятельность была прекращена на территории Саудовской Аравии и организация была выдворена за пределы страны. Саудовская Аравия остается Исламской абсолютной монархией. В годовом отчёте за 2007 год NED показывает необходимость ограничений против режимов в Алжире, Бахрейне и Египте, однако нет никакого упоминания о Саудовской Аравии, важнейшего союзника США в Персидском заливе. Одним из методов работы NED является создание пропагандистских видеороликов. К ним относится и ролик «Я - украинец», в котором можно проследить инструменты скрытого воздействия - сперва показывается серия общих темных планов, озвученная гомоном толпы с Майдана, затем появляется красивая девушка с каштановыми волосами, завораживающими голубыми глазами, совершенного телосложения и изящным макияжем. С полным невинности взглядом она рассказывает о борьбе с полицейским произволом и коррупцией в стране, о том, что она «уроженка Киева» и выступает от имени украинского народа. Речь идеально спланирована для населения западной части Украины. В послании, длившемся менее двух минут, три раза было произнесено слово «бесплатно» и девять - слово «свобода». Видео заканчивается сообщением на экране с просьбой поддержать украинский народ во имя свободы и демократии. Вот рецепт эффективной пропаганды - украинская символика, модный фотограф и красивая девушка [1].

Из-за кризиса на Украине машина пропаганды Российской Федерации стала работать на полную мощность, утверждает немецкая газета «Diepresse» [2]. Во время войны на Кавказе в 2008 году, когда обострился конфликт между Россией и Грузией по поводу автономной республики Южная Осетия, по всем западным каналам распространялся взгляд на события Михаила Саакашвили. «Мы выиграли войну, но проиграли большую пропагандистскую битву» - таким, очевидно, было мнение официальных лиц Российской Федерации. Подобное фиаско не должно повториться, поэтому было решено создать мощный англоязычный телевизионный канал, «чтобы разрушить западную монополию СМИ». Около 300 млн. долларов ежегодно вкладывается в канал «RussiaToday» [2], созданный с целью дипломатической миссии по формированию альтернативного взгляда на Россию в Европе. Сотрудники канала шутливо считают себя частью «информационной обороны России». Также речь идёт об уже упоминавшейся ранее международной группировке «Anonymous International»,

которая размещает тематические сообщения на Facebook, Twitter, в блогах и YouTube, пытаясь манипулировать общественным мнением, распространяя теории заговора американских спецслужб и их участия в перевороте на Украине [2].

С критикой европейских СМИ выступает электронное издание «OpEdNews» [3]. В частности, речь идёт о немецких журналах, которые публикуют статьи о российской пропаганде против Украины, не указывая конкретных документов или источников, затрудняя тем самым проверку истинности изложенных фактов. В статье игнорируются убедительные объёмные доказательства [4] участия США в свержении избранного президента Украины при содействии антироссийских чиновников c дополнительной поддержкой ультраправых движений. Основные СМИ отражают картину, несколько отличающуюся от реальных фактов. Новости о нанесении правительством Украины авиационных ударов по гражданскому населению на востоке Украины были показаны только на российских телеканалах, хотя миссия ОБСЕ подтвердила, что инцидент с атакой административного здания в Луганске действительно имел место. Кроме того, западные СМИ по сей день воздерживаются от показа жертв среди гражданского населения, несмотря на доступность этой информации в интернете и на российском телевидении. Этот политический пиар в основном опровергает общеизвестные факты, используя согласованные, но не заслуживающие доверия объяснения. Информационная война, инициированная США против России, уже не просто игра. Западная аристократия, которая владеет большинством СМИ, программирует население с помощью искажённой информации, формируя необходимое общественное мнение, чтобы обычные люди служили пешками в глобальной шахматной игре [3]. К общественности на Западе относятся как к низкоинтеллектуальной массе, и в настоящее время сие явление становится настолько явным, что по степени своей циничности превосходит даже откровенно некорректные сообщения относительно военных действий в Ираке. Результатом подобной информационной обработки скорее всего будет либо действительная деградация населения в «демократических странах», не считающего, что пресса должна нести ответственность за оказание влияния на общественное мнение, либо массовые бойкоты основных новостных каналов и изданий в знак протеста против их предвзятости. Хотя внешних проявлений раздражения общественности пока не наблюдается, определённая реакция людей на подобную дезинформацию со стороны правительства имеет место. Появляются оппозиционные видеоролики на интернет-портале Youtube, критикующие американское правительство и СМИ. Владельцы СМИ фактически приватизировали эту область, и не несут никакой ответственности за дезинформацию и искажение фактов, в отличие от простых людей, которых привлекают к уголовной ответственности за гораздо менее опасные поступки. Пока общественность проигрывает борьбу с медиа-гигантами -

безропотно верит выпускам новостей, практически попав в «ментальное рабство»[3].

На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что оценочное изложение событий, окрашенное личным отношением автора или группы авторов к тексту, способно оказывать влияние на позицию людей, пользующихся данными источниками. Насколько же широк охват аудитории средств массовой информации и интернет источников применительно к нашей стране? По данным научно-исследовательского института радио за первый квартал 2014 года средний показатель покрытия эфирного цифрового телевидения населения Российской Федерации составляет 85,03 процента [5]. Если же говорить о широкополосном доступе к сети Интернет, то по данным Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации за второй квартал 2014 года такой доступ имеют около 35 % населения страны. Вместе с тем, число активных абонентов подвижной радиотелефонной связи, использующих услуги доступа в Интернет с заявленной скоростью более 256 кБит/сек составляет 60 % населения Российской Федерации [6].

Итак, остаётся лишь ответить на самый главный вопрос из освещаемых в настоящей статье - насколько сильно общественное мнение по тем или иным вопросам подвергается изменениям в результате воздействия средств массовой информации и открытых источников в сети Интернет? Частичный ответ на данный вопрос мы можем получить, изучая данные социологических опросов, проводимых ведущими аналитическими центрами.

К примеру, рассматривая данный вопрос через призму освещения конфликта в Украине, можно заметить, что внимание россиян к украинским событиям сохраняется: 15 % опрошенных следят «очень внимательно», 49 % - «довольно внимательно». Телевидение остается основным источником об украинском кризисе для большей части россиян (93 %). Более половины респондентов (54 %) доверяют российским средствам массовой информации, отрицая ведение информационной войны против Украины. 29 % респондентов согласны с тем, что отечественные федеральные телевизионные каналы используются как орудие пропаганды. Из них 17 % опрошенных это оправдывают, 12 % - считают данную политику, проводимую средствами массовой информации, вредной [7].

Если в начале весны большая часть россиян (35 %) одобряли возможное присоединение восточных областей Украины к России, то сейчас респонденты (40 %) предпочитают, чтобы Донецкая и Луганская области стали суверенными государствами. Только каждый пятый связывает политическое будущее востока Украины с вхождением в состав Российской Федерации [7].

Единого мнения по поводу участия России в украинском кризисе нет. Треть (32 %) считает, что Россия вмешивается в конфликт (из них

15 % одобряют данное вмешательство, 17 % - нет). Каждый четвертый россиянин уверен, что Россия «не вмешивается, хотя следовало бы», 31 % - «не вмешивается и правильно делает». Большая часть россиян не видят своей вины, как и вины России, за кровопролитие и гибель людей на востоке Украины [7].

Перерастание состояния напряженности в отношениях между Россией и Украиной в большую войну кажется россиянам маловероятным. Две трети опрошенных (59 %) не считают, что между странами идет война. Число россиян, считающих возможным введение российских войск в Украину, сократилось с 28 % в апреле 2014 года до 16 % в августе. Готовность поддержать руководство России в случае войны с Украиной также сократилась (74 % в марте против 41 % в июле). Вместе с тем, более половины опрошенных считают, что Россия поддерживает пророссийски настроенные силы на востоке Украины, а 55 % опрошенных - что должна их поддерживать [7].

Более того, исходя из динамики изменения отношения россиян к иностранным государствам в целом, можно заметить, что в период с апреля 2009 года по март 2014 года отношение к такой стране, как Соединенные Штаты Америки с 75 % одобряющих данную страну и её население снизилось до 25 % [8].

Таким образом, очевидным становится тот факт, что средства массовой информации и открытые источники в сети Интернет оказывают ключевое влияние на формирование общественного мнения. Несмотря на очевидность данного влияния, ответственность за манипулирование информацией, использование подложных фактов и умышленного умолчания информации с целью получения конкретного конечного результата остаётся достаточно размытой. Основной целью данной статьи является освещение изложенного вопроса и попытка вынести на свет обсуждение того, какими должны быть критерии объективности излагаемой в средствах массовой информации и открытых источниках сети Интернет информации, а также усиление степени ответственности за освещение событий, направленное на изменение либо формирование конкретных взглядов или мнений.

Список литературы

1. Grandjean C., Deux mots, deux armes de désinformation massive sur l'Ukraine. // сайт информационного агентства Le Huffington Post SAS [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.huffingtonpost.fr/charles-grandjean/liberte-democratie-armes-desinformation-massive-ukraine_b_525215 5.html (Дата обращения 26.09.2014).

2. Vieregge T., Wladimir Putins Propagandamaschinerie. // сайт инфор-

416

мационного агентства DiePresse [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://diepresse.com/home/politik/aussenpolitik/3824734/Wladimir-Putins-Prop agandamaschinerie (Дата обращения 01.10.2014).

3. Zuesse E., The Propaganda War About Ukraine: How Important It Really Is. // сайт информационного агентства OpEdNews [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.opednews.com/articles/The-Propaganda-War-About-U-by-Eric-Zuesse-Obama-Administration_Peace_War_President-Barack-Obama-POTUS_Propaganda-140616-116.html (Дата обращения 05.10.2014).

4. Zuesse E., How the Ukrainian Civil War Started. // сайт информационного агентства Washington's Blog [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.washingtonsblog.com/2014/05/ukrainian-civil-war-started.html (Дата обращения 23.12.2014).

5. Опубликованы данные по охвату населения РФ вещанием наземного эфирного цифрового телевидения // сайт ФГУП Научно-исследовательский институт радио [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://niir.ru/opublikovany-dannye-po-oxvatu-naseleniya-rf-veshha niem-nazemnogo-efirnogo-cifrovogo-televideniya (Дата обращения 20.12.2014).

6. Число абонентов доступа к сети Интернет за 2 квартал 2014 года // сайт Министерства связи и массовых коммуникаций [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minsvyaz.ru/common/upload/ Abonenty_SHPD_0 6. 14 .pdf (Дата обращения 24.12.2014).

7. Украинский кризис: внимание, участие России, будущее. // Сайт аналитического центра Юрия Левады [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.levada.ru/29-08-2014/ukrainskii-krizis-vnimanie-uchastie-rossii-budushchee (Дата обращения 19.12.2014).

8. Отношение россиян к другим странам // Сайт аналитического центра Юрия Левады [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.levada.ru/02-04-2014/otnoshenie-rossiyan-k-drugim-stranam (Дата обращения 22.12.2014).

Соломыков Василий Сергеевич, канд. техн. наук, доц., solvasya@yandex.ru, Россия, Москва, Ступинский филиал МАТИ Российского Государственного Технологического Университета имени К.Э. Циолковского,

Клоков Илья Андреевич, асп., klokovscience@,gmail. com, Россия, Москва, Московский Институт Электроники и Математики Национального исследовательского Университета Высшая Школа Экономики

ABOUT THE METHODS OF MODERN INFORMATION WAR V.S. Solomykov, I.A. Klokov

One of the methods of modern information war is considered - the manipulation of the media which is analyzed in the context of the impact on the public consciousness. Here are several examples of this method, and the effect of the assessment of events on the formation of public opinion is shown. The article reveals some aspects of modern information warfare.

Key words: information war, public opinion, manipulation of the media, fact falsification, objectivity of the information.

Solomykov Vasiliy Sergeevich, candidate of technical science, lecturer, solvasya@yandex.ru, Russia, Moscow, MATI- Russian state Technological University named after K.E. Tsiolkovsky,

Klokov Iliya Andreevich, post graduate, klokovscience@gmail.com, Russia, Moscow, National Research University Higher School of Economics Moscow Institute of Electronics and Mathematics

УДК 778.15

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ МЕТОДЫ ХРАНЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ОСНОВЕ ГИБРИДНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Н.Е. Проскуряков, А.Ю. Ануфриева, С.И. Ходов

Разработана технология хранения цифровой информации в кодированном виде на микрофильме с использованием штрих-кодов.

Ключевые слова: штрих-код, COM-система, гибридные технологии, микрографический носитель.

Современное общество характеризуется тем состоянием информатизации, при котором в обороте регулярно находятся терабайты конфиденциальной информации, а в системах хранения - еще большие объемы, но практически ни в одних из них не обеспечивается стопроцентная надежность и защищенность данных. Само понятие надежности в настоящее время не является актуальным без понятия «быстродействие доступа к данным» - т.е. надёжность хранения данных - это совокупность возможности хранения данных в исходном виде и одновременно обеспечения доступности к ним. Однако на сегодняшний день наблюдается противоположная ситуация - наличие огромного массива информации в цифровом виде и одновременно с этим отсутствием надежных технологий ее долговременного хранения.

Требования целостности и конфиденциальности информации используемой в аналоговом и цифровом виде можно реализовать при использовании СОМ-технологий (Computer Output Microfilm), разработанных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.