Научная статья на тему 'О методах практической реализации интеллектуально-креативного потенциала высших учебных заведений'

О методах практической реализации интеллектуально-креативного потенциала высших учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ / КРЕАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕСУРСЫ ВУЗА / УПРАВЛЕНИЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ / INTELLECTUAL / CREATIVE POTENTIAL / HIGH SCHOOL RESOURCES / MANAGEMENT IN THE HIGH SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дрезинская Анжела Вадимовна

креативного потенциала обучающихся высших учебных заведений. Даны рекомендации по выявлению, стимулированию и взаимовыгодному использованию интеллектуальных, творческих и лидерских способностей студентов и выпускников в целях решения социальных, макроэкономических и финансовых задач организации высшей школы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of practical realization of intellectual and creative potential of higher educational institutions

The mechanism of realization of intellectual and creative potential of students of higher educational institutions is offered in the article. Recommendations for revealing, stimulation and mutually advantageous use of intellectual, creative and leader abilities of students and graduates for meeting social, macroeconomic and financial challenges of the high school organization are given

Текст научной работы на тему «О методах практической реализации интеллектуально-креативного потенциала высших учебных заведений»

ванная и децентрализованная. Выбор той или иной модели обусловлен сочетанием ряда факторов, и прежде всего характером имущественной и производственно-экономической зависимости дочерних предприятий. От выбранной формы распределительных отношений зависит степень обеспеченности отдельных хозяйств необходимыми ресурсами, их возможность производить качественную продукцию по нормальным, интенсивным или высоким технологиям.

Отношение общества к использованию природных ресурсов должно строиться на основе признания идеи устойчивого развития, сохранения и воспроизводства природных ресурсов. Рыночные механизмы, с одной стороны, служат наиболее эффективным на сегодняшний день способом регулирования экономических процессов, но, с другой стороны, не обеспечивают оптимальности режима использования ресурсов, стратегически важными из которых являются природные. Специфичность цели функционирования аграрного сектора сельского хозяйства в экономике любой страны обусловлена необходимостью производства продуктов питания как основы жизнедеятельности людей и воспроизводства рабочей силы, а также различных видов непроизводственных потребительских товаров и продукции производственного назначения. В настоящее время в процессах развития регионального АПК наблюдаются качественные изменения, связанные с интенсификацией процессов перехода к социально-рыночному типу региональной политики, ориентированному на приоритетное ускорение темпов и повышение качества экономического роста.

ЛИТЕРАТУРА

1. АлтуповИ.А. Новый аграрный строй России. СПб., 2009. 382 с.

2. Города и районы Краснодарского края: стат. сб. / Краснодарстат. Краснодар, 2009. 279 с.

3. Загайтов И.П., Половинкин П.Д. Экономическая проблема повышения устойчивости сельскохозяйственного производства. М.: Экономика, 2008. 438 с.

4. Социально-экономическое развитие района за 2005-2009 гг.: стат. сб. Каневская; Канев, 2009. 120 с.

5. ЧерноваЕ.В. Продовольственная безопасность в системе экономических отношений // Известия СПбУЭФ. 2008. № 1. С. 17-25.

А.В. ДРЕЗИНСКАЯ

Анжела Вадимовна Дрезинская — аспирантка СПбГУЭФ.

В 2005 г. окончила СПбГУЭФ.

Автор 10 публикаций.

Области научной специализации — экономика труда, управление персоналом, управление в социальной сфере, высшая школа.

^ ^ ^

О МЕТОДАХ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-КРЕАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ*

Актуальность проблемы интеллектуальных ресурсов связана с переходом наиболее развитых стран к постиндустриальному обществу. Это общество, приходящее на смену индустриальному производству, часто обозначают как экономику, основанную на знаниях (knowledge-based economy). Интеллектуальные продукты

ГРНТИ 08.00.05 © А.В. Дрезинская, 2010 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. Н.А. Горелова.

и услуги занимают все более значительное место на международных рынках. По экспертным оценкам, мировой рынок интеллектуальных товаров и услуг сегодня растет в пять раз быстрее, чем традиционные рынки. Изучение интеллектуального потенциала получает тем большее значение, чем быстрее общество переходит из индустриального в информационное состояние.

Интеллектуальный ресурс высшего учебного заведения имеет ряд существенных особенностей. Произведенным продуктом вуза являются специалисты, бакалавры, магистры, которые сами по себе несут интеллектуальный потенциал. Кроме того, высшие учебные заведения — интеллектуальноемкий сектор экономики, главной ценностью которого является профессорско-преподавательский состав и научные сотрудники, в том числе докторанты, аспиранты, соискатели. Преподаватели передают студентам знания, определенные навыки и имеющиеся у них природные способности. В свою очередь обучающиеся в процессе обучения обмениваются с профессорско-преподавательским составом своим опытом и знаниями. В результате такого взаимодействия формируются интеллектуальная собственность вуза, его структурные и рыночные активы.

Интеллектуальный потенциал тесно связан с понятием интеллектуального капитала и имеет наибольшее значение для определения направлений стратегического развития. Термин «потенциал» высшего учебного заведения в широком смысле означает источник возможностей, средств, запаса, которые могут быть приведены в действие, использованы для решения какой-либо задачи или достижения определенной цели в определенной области. Таким образом, термин «потенциал» означает наличие у кого-либо или чего-либо (будь то отдельный сотрудник, трудовой коллектив или учреждение) скрытых, не проявившихся еще возможностей или способностей в соответствующих сферах их жизнедеятельности.

Весь интеллектуально-креативный потенциал вуза можно разделить на три составляющие: интеллектуальный потенциал профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников, интеллектуальный потенциал студентов и интеллектуальный потенциал непосредственно организации. Подобное разделение для учебного учреждения целесообразно, исходя из того, что интеллектуальный потенциал профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников, как и интеллектуальный потенциал обучающихся, отчасти не принадлежит непосредственно организации, а является собственностью самих работников и обучающихся. Тем не менее использование потенциала сотрудников и студентов является реализацией потенциала и самого высшего учебного заведения. Подобный симбиоз взаимовыгоден и ведет к дальнейшему развитию потенциала.

Примером взаимовыгодной реализации интеллектуально-креативного потенциала обучающихся является программа содействия занятости и трудоустройства выпускников и студентов вуза при ее определенной организации. Работодатель, выступая в качестве покупателя товара (выпускника-специалиста), желает приобрести лучшее предложение, и вуз в состоянии его предоставить. Для этого необходимо выявление из числа студентов лучших, обладающих соответствующим интеллектом, творческим потенциалом и лидерскими качествами. Перечисленные качества совершенствуются в процессе обучения и, кроме того, могут быть развиты с помощью специальных программ стимулирования и развития творческих и лидерских способностей. Потенциал может быть выявлен на основе проявленных способностей в процессе обучения и, особенно, с помощью специализированных программ психологического тестирования, в результате чего формируется рейтинговый банк данных обучающихся. Ценность подобной информации трудно переоценить в современных условиях избирательного подхода к формированию кадрового состава. Основными целями данного направления деятельности вуза являются: содействие занятости учащейся молодежи и трудоустройство выпускников; удовлетворение потребностей профильных и других предприятий, организаций и учреждений, выступающих в качестве работодателей; формирование рейтингового банка данных студентов в научных целях и, безусловно, увеличение внебюджетных доходов.

Определенный порядок тестирования, формирования базы данных и трудоустройства выпускников и студентов вуза может быть задокументирован в положении. Трудоустройство не может распространяться на студентов, обучающихся по целевым направлениям. Для начала необходимо определить контингент тестируемых студентов и организовать их тестирование по заранее согласованному графику, с участием факультетов. Тестирование, определение всех необходимых характеристик, внесение в соответствующую базу данных, а также составление рейтингов должны осуществляться по заранее разработанным методикам. Необходимо вести учет и хранение базы данных тестированных, статистику обратившихся и трудоустроенных студентов, послевузовское сопровождение выпускников (обратная связь).

Ответственные за реализацию данного направления службы или лица координируют взаимодействие структурных подразделений вуза с предприятиями и организациями на предмет трудоустройства студентов и выпускников. Осуществляют сбор заявок от работодателей по подбору молодых специалистов. Факультеты, кафедры и другие структурные подразделения направляют обратившиеся в университет с целью подбора персонала предприятия и организации в отдел, службу или к ответственному лицу. Работодатель на основании заключенного с вузом договора получает доступ к базе данных для подбора наиболее подходящего кандидата. Подбор осуществляется с помощью сотрудников вуза. При работе с заказчиком важно прикладывать все усилия, чтобы каждый представленный кандидат максимально соответствовал требованиям работодателя. При взаим-

ном согласии выпускника или студента с работодателем со всеми условиями, предъявляемыми друг к другу, потенциальный работник поступает на работу работодателя. Выпускникам и студентам должно быть предоставлено право согласия или отказа от поступающего предложения работы.

В целях развития проекта повышения занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников необходимо:

— осуществлять консультирование предприятий и организаций по вопросам трудоустройства студентов и выпускников университета, разработку новых форм эффективного взаимодействия с работодателем;

— осуществлять постоянное взаимодействие университета с предприятиями и организациями в целях продвижения выпускников на рынке труда;

— осуществлять установление и развитие партнерства с предприятиями, организациями и учреждениями с целью дальнейшего трудоустройства выпускников и студентов;

— организовывать информирование потенциальных работодателей и рекламирование услуг университета по подбору квалифицированных кадров;

— совместно с факультетами организовывать различные презентации, семинары и конференции, направленные на распространение информации по подбору персонала;

— проводить работу со студентами и выпускниками в целях повышения их заинтересованности в тестировании и включении в базу данных потенциальных работников.

Стоимость подбора и трудоустройства одного работника из базы данных может составлять на первом этапе два размера ежемесячной предлагаемой этому работнику заработной платы. На рынке рекрутинговых услуг стоимость подобной услуги, как правило, составляет три размера ежемесячной платы. Но подобная услуга выбора лучшего из нескольких тысяч кандидатов по заданным работодателем характеристикам является уникальной.

Работодатель после первичного ознакомления с базой данных и осуществления предварительно выбора кандидата должен сделать оплату по заключенному договору. На основании документа, удостоверяющего сделанный платеж, осуществляются подбор персонала и проведение собеседования работодателя с потенциальным работником.

Доходы от трудоустройства зачисляются на счет вуза. При этом в первую очередь компенсируются затраты на проведение тестирования. Затем доход может распределяться следующим образом: доход факультета (на котором учился студент) — 33 % (зачисляется на субсчет факультета); доход вуза — 34 %; покрытие сопутствующих расходов, поощрений и дальнейшее развитие проекта — 33 %.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мельников О.Н. Управление интеллектуально-креативными ресурсами наукоемких производств. М.: Машиностроение, 2004. 400 с.

2. Бережнов Г.В. Позитивное и креативное развитие предприятия: учебник. М.: Издательский дом «МЕЛАП», 2005. 520 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.