Научная статья на тему 'О методах подготовки студентов КазНМУ практическим навыкам по вопросу « Особенности оценки радиационной и химической обстановки при чрезвычайных ситуациях»'

О методах подготовки студентов КазНМУ практическим навыкам по вопросу « Особенности оценки радиационной и химической обстановки при чрезвычайных ситуациях» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
209
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
безопасность жизнедеятельности / чрезвычайная ситуация / методы подготовки студентов / методы оценки обстановки / факторы риска. / live safety / extreme situation / methods of students’ preparation methods of estimation of situation / risk factors.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — С.М. Зикриярова, И.А.Снытин, Д.М.Байтилесова, Э.И. Кусайынова

В РК негативные факторы(природные, антропогенные) могут быть следствием ЧС. Поэтому для обучения студентов вузов основам безопасности жизнедеятельности очень важно дать методы оценки обстановки в очагах ЧС (химических, радиационных) и методы оценки факторов риска для населения. Для оценки обстановки при ЧС необходим сбор информации о степени воздействия поражающих факторов на объекты ОС и их влияние на безопасность жизнедеятельности. Итогом оценки обстановки является принятие решения службами ГО и ЧС по выбору оптимального режима защиты населения от воздействия поражающих факторов (радиационных, химических). Для оценки обстановки используют метод прогнозирования, который носит вероятностный характер обстановки и факторов риска. Наиболее точным методом оценки является метод фактически сложившейся радиационной и химической обстановки. В этом случае сбор информации о воздействии поражающих факторов на объекты ОС и населения проводится методом визуального и инструментального наблюдения. Выводы по оценке обстановки докладываются начальнику ГО и ЧС по организации медицинского обеспечения и защиты пораженного населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In Republic of Kazakhstan the negative factors (natural, anthropogenous) can be a consequence of extreme situations. Therefore for training of students of higher education institutions of health and safety bases it is very important to give methods of situations estimation in the extreme situations centers (chemical, radiating) and methods of the risk factors estimation for the population. Thus collection of information about extent of striking factors influence on the environment objects and their influence on safety of live is necessary for estimation of the situation at emergency. Result of the situation estimation is decision-making by services of the civil defence and extreme situations of the choice of the optimum mode of the population protection from influence of striking factors (radiation, chemical). For the situation estimation a forecasting method is used which has probabilistic character of a situation and risk factors. The most exact method of estimation is the method of actually developed radiation and chemical situation. In this case collection of information about impact of striking factors on the environment objects and the population is carried out by a method of visual and tool supervision. Conclusions of the situation estimation are reported to the chief of civil defence and extreme situations on the organization of a medical support and protection of the struck population.

Текст научной работы на тему «О методах подготовки студентов КазНМУ практическим навыкам по вопросу « Особенности оценки радиационной и химической обстановки при чрезвычайных ситуациях»»

УДК [614.978+612.014.482]-«363»:378.147(574)

С.М. ЗИКРИЯРОВА, И.А.СНЫТИН, Д.М.БАЙТИЛЕСОВА, Э.И. КУСАЙЫНОВА

О МЕТОДАХ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ КАЗНМУ ПРАКТИЧЕСКИМ НАВЫКАМ ПО ВОПРОСУ « ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ РАДИАЦИОННОЙ И ХИМИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ»

В РК негативные факторы(природные, антропогенные) могут быть следствием ЧС. Поэтому для обучения студентов вузов основам безопасности жизнедеятельности очень важно дать методы оценки обстановки в очагах ЧС (химических, радиационных) и методы оценки факторов риска для населения.

Для оценки обстановки при ЧС необходим сбор информации о степени воздействия поражающих факторов на объекты ОС и их влияние на безопасность жизнедеятельности.

Итогом оценки обстановки является принятие решения службами ГО и ЧС по выбору оптимального режима защиты населения от воздействия поражающих факторов (радиационных, химических). Для оценки обстановки используют метод прогнозирования, который носит вероятностный характер обстановки и факторов риска.

Наиболее точным методом оценки является метод фактически сложившейся радиационной и химической обстановки. В этом случае сбор информации о воздействии поражающих факторов на объекты ОС и населения проводится методом визуального и инструментального наблюдения. Выводы по оценке обстановки докладываются начальнику ГО и ЧС по организации медицинского обеспечения и защиты пораженного населения.

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, чрезвычайная ситуация, методы подготовки студентов, методы оценки обстановки, факторы риска.

Негативные воздействия факторов окружающей среды (ОС) на население проявляются главным образом в чрезвычайных ситуациях (ЧС). Эти ситуации могут быть следствием, как стихийных бедствий, так и производственной деятельности человека.

В РК наибольшей уязвимостью к техногенным источником ЧС характеризуются территории: Алматинская, Атырауская, Акмолинская, Актюбинская, Жамбылская, Восточно-

Казахстанская, Карагандинская, Кызылординская,

Мангыстауская области и г.Алматы.

Поэтому МЧС РК постоянно проводится работа по проверке и профилактике ЧС на крупных предприятиях. Актуальность исследуемого вопроса - обучение студентов основам практических навыков по выявлению и оценки радиационной и химической обстановки при ЧС. Цель обучения - патриотизм и ответственность будущих выпускников в выполнении роли специалистов медицинских формирований службы медицины катастроф (СМК) РК при ликвидации возможных ЧС.

Задачи обучения - дать правовые и нормативные документы по основам безопасности жизнедеятельности населения и защиты окружающей среды, характеристику ЧС, оценку обстановки и степень опасности при ЧС.

Методология обучения - оценка факторов риска при ЧС, оценка радиационной и химической обстановки методом прогнозирования и фактически сложившейся обстановки, практические навыки использования инструментов при лабораторном контроле в зоне ЧС.

Выбор метода проведения практических занятий зависит от подготовленности студентов. Вместо заслушивания докладов занятие проводится по типу учебно-деловой игры. Например, даются ситуационные задачи, где излагаются исходные данные очага поражения (уровни радиации, вид отравляющих веществ), назначаются студенты в роли начальника отряда первой врачебной помощи, начальника группы медицинской разведки и т.д. Студентам необходимо в данной ситуации, кроме решения задачи , выработать тактику врача.

Пример типовых ситуационных задач по оценке радиационной и химической обстановки.

Задача 1. Какую дозу радиации получают санитарные дружины в течение 3-х часов при оказании первой медицинской помощи пострадавшим в одноэтажных зданиях: в начале работы - 50 р/ч, через час работы - 40 р/ч, через 2 часа - 22 р/ч, через 3 часа - 16р/ч.

Задача 2. На объекте хозяйствования, производящего СДЯВ, в результате аварии 4 июня в 4.30 произошел выброс аммиака из двух цистерн, содержащих 50т аммиака каждая. В момент аварии рабочие и служащие находились в помещении. Обеспеченность противогазами 80%. На расстоянии 8 км от

объекта с наветренной стороны расположен поселок с населением 2400 человек. Противогазами население не обеспечено. Метеоусловия: ясно, ветер западный, скорость 1 м/с.Определить площадь заражения парами СДЯВ, возможные потери среди рабочих и служащих объекта и населения поселка. Порядок оценки обстановки и ее содержание:

а) тактическая обстановка- вид ЧС, и ее поражающие факторы, характер и объем разрушений, пожаров, наводнений и т. д.

б) климатогеографические условия -рельеф, растительность, естественные водоемы,наличие и состояние дорожной сети, железной дороги,водных путей, состояние зданий, подвалов, коммуникаций, климатические условия, время суток и время года;

в) оценка радиационной, химической и бактериологической обстановки

г) на основании оценки тактической обстановки, климатогеографических условий, радиационной химичечкой и бактериологической обстановки проводят расчеты предполагаемых размеров санитарных потерь (СП). Для расчетов СП необходимы данные о количестве проживающего в населенном пункте населения;

д) оценка сил и средств мед. службы:

наличие, состав, состояние и готовность к работе сил и средств СМК в очаге,

потребность и обеспеченность в силах и средствах мед. службы, проводятся расчеты потребности в средствах сбора, выноса и вывода пораженных из очага, санитарном транспорте, в ОПВП, в количестве больниц больничной базы и их профиле, во врачебных бригадах по оказанию первой медицинской помощи, в крови и кровезаменителях, в антибиотиках, обезболивающих, антидотах и других расходных препаратах, возможности средств усиления и местных ресурсов.

Особенности оценки обстановки при проведении ее различными методами.

1. Метод прогнозирования - применяется в период угрозы возникновения ЧС, чтобы заранее опредилить как будет организовано медицинское обеспечение населения в случае возникновения той или иной ЧС. Поэтому этот метод дает ориентировочные свединия о размерах и степени воздействия ЧС.

Цель метода - определить попадает ли данный населенный пункт в зону воздействия поражающих факторов ЧС или нет, а если попадает, то через какое время после возникновения ЧС, а также в какой зоне поражения он окажется. Исходные данные:

вид ЧС, возможное время возникновения ЧС, ее возможные координаты и площадь поражения, сила воздействия порожающих факторов ЧС на население, направление и скорость распространения поражающих факторов ЧС.

Последовательность оценки - определение размеров очага (зон очага);

нанесение их на карту, определение времени воздействия поражающих факторов ЧС с момента их обнаружения. 2. Метод оценки фактически сложившейся обстановки в

результате воздействия поражающих факторов ЧС. Данный метод применяется в период ликвидации ЧС. Цель - оценить сложившуюся обстановку в результате воздействия порожающих факторов ЧС и принять правильное решение по мед. обеспечению пострадавшего населения. Оценка фактически сложившейся обстановки в очаге ЧС осуществляется, как правило, по данным разведки с использованием данных прогнозирования. Исходные данные:

те же, что и при прогнозировании, допустимая сила воздействия поражающих факторов ЧС на личный состав формирований, значение коэффициента ослабления порожающих факторов ЧС, поставленная задача формированиям ЧС и срок ее выполнения, маршруты выдвижения и размещения формирований в очаге и за его пределами.

Особенности оценки радиационной и химической обстановки.

Радиационная обстановка (РО).

Под РО понимают масштабы и степень радиоактивного заражения местности, оказывающих влияние на действия формирований и учреждений ГО и ЧС, работу объектов хозяйствования и жизнедеятельность населения. Исходные данные - вид, мощность, время взрыва, координаты центра взрыва, скорость и направление среднего ветра. Химическая обстановка(ХО).

Под химической обстановкой понимают масштабы и степень химического заражения, оказывающих влияния на действия формирований, работу объектов хозяйствования и жизнедеятельности населения.

Исходные данные - вид отравляющих веществ(ОВ), сильнодействующих ядовитых веществ(СДЯВ) и время его применения (аварии),район, скорость и напрвление ветра, топографические условия местности, температура воздуха и почвы, степень вертикальной устойчивости воздуха. Цель оценки - определить возможное влияние радиационной или химической обстановки на жизнедеятельность населения, трудоспособность рабочих и служащих, работу личного состава формирований и учреждений ГО и ЧС с целью принятия необходимых мер по защите и определения наиболее целесообразных действий на зараженном участке местности.

Из числа студентов назначается группа медицинской разведки. В их задачу входит работа со следующими приборами: рентгенметр-радиометр ДП-5, ДП-63, ИД -1, ВПХР, ВПХР-МВ. Вывод:

Таким образом, оценка обстановки завершается тем, что справится ли медицинская служба с поставленной перед ней задачей, соответствует ли группировка сил и средств медицинской службы, сложившейся обстановке или нет. Если не соответствует, то что надо сделать, чтобы она соответствовала. В заключении оценки обстановки делаются выводы, которые являются основой для доклада предложений начальнику ГО и ЧС( назначается студент) по организации медицинского обеспечения пораженного населения и для принятия им решения по медицинскому обеспечению пострадавшего населения.

В выводах (докладе) отражаются следующие вопросы:

1. задачи медслужбы,

2. ожидаемые санитарные потери и объем работы медицинской службы,

3. потребность в силах и средствах медицинской службы и обеспеченность ими,

4. группировка сил средств медицинской службы к началу проведения работ по медицинскому обеспечению и намечаемый им маневр в ходе работы сил и средств СМК,

5. основные положения по организации лечебно-эвакуационного обеспечения (ЛЭО), санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий и по снабжению мед. имуществом,

6. организация защиты формирований и учреждений медицинской службы.

Из всего вышесказанного можно сделать заключение, что оценка обстановки в очаге поражения очень важна для выбора оптимального варианта действий, при котором исключается поражение людей или поражение сводится к минимуму. А при прогнозировании можно предопределить возможную угрозу и в некоторой степени снизить риск вреда здоровью людей, растительности, животному миру, окружающей среде и т.д. Внедрение инновационных методов в виде учебно-деловой игры, позволяет студентам оценить сложившуюся обстановку, определить возможное влияние радиации, отравляющих веществ и других факторов на жизнедеятельность населения, работу личного состава формирований СМК в различных очагах ЧС.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Закон РК « О гражданской обороне»,07.05.1997г. - С. 6-14.

2 Закон РК « О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера». 05.07.1996г. - С. 18 - 24.

3 Ямалов И.У. Моделирование процессов управления и принятия решений в условиях чрезвычайных ситуаций // - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2007. - 288с.

4 Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера // - М.: Высшая школа, 2007 - 592 с.

5 Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф // - М.: Академия, 2010 - 320 с.

6 Шульгин В.Н. Инженерная защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени // - М.: Академический проект, 2010. - 539 с.

С.М. ЗИКРИЯРОВА, И.А. СНЫТИН, Д.М. БАЙТИЛЕСОВА, Э.И. КУСАЙЫНОВА

«РАДИЯЦИЯЛЫК; ЖЭНЕ ХИМИЯЛЫК Т9ТЕНШЕ ЖАГДАЙДАГЫ АХУАЛГА БАГА БЕРУ ЕРЕКШЕЛ1КТЕР1» ТУРАЛЫ КАЗ¥МУ СТУДЕНТТЕР1НЕ Т0Ж1РИБЕЛ1К ДАГДЫЛАРЫНА ДАЙЫНДЫК ЭД1СТЕР1 МА^ЫЗДЫ МЭСЕЛЕЛЕР

Туйш: КР - да келецаз факторлар ТЖ (табиги, антропогендiк) нэтижеа болуы mymkíh. Сонды^тан ЖОО студенттерiне 6mÍM HerÍ3Í дайынды^ методологиясы , жагдай мен ТЖ за^ымдаушы факторларды багалау эдiстерiн о^ыту жYргiзiледi.

ТЖ кезшде жагдайды багалау Yшiн за^ымдаушы фактордыц КО-га эсер ету дэрежесiн жэне олардыц тiршiлiк ^аутаздИне эсерiн аны^тау Yшiн аппарат жинау керек.

Жагдайды багалау нэтижесi АК жэне КО шешiмiмен (химиялы^ , радиациялы^) за^ымданудан халы^ты ^оргау болып табылады. Жагдайды багалау Yшiн болжау эдiсi за^ымданган жердегi rçатердi аны^тауга негiзделген.

Жагдайга на^ты бага беру дегенiмiз - химияльи^ жэне радиациялы^ за^ымдану ошагынан на^ты мэлiметтердi жинау болып табылады, ягни

керу жэне ^уралдар ар^ылы аны^тау. За^ымдану ошагынан жиналган мэлiметтер АК штабыныц басшысына жэне медициналы^ барлау

тобыныц басшысына халыда медициналы^ кемектi керсету жэне за^ымдалган халы^ты ^оргау ма^сатында жеткiзiледi.

ТYйiндi свздер: тiршiлiк 1^аутаздИ,тетенше жаfдай,студенттердi даярлау эдiстерi, тетенше жагдайга бага беру эд^ер^ 1^аут-1^атер

факторлары.

S.M. ZAKRIYAROVA, I.A.SNYTIN, D.M BAITILESOVA, E.I.KUSAYINOVA

Resume: In Republic of Kazakhstan the negative factors (natural, anthropogenous) can be a consequence of extreme situations. Therefore for training of students of higher education institutions of health and safety bases it is very important to give methods of situations estimation in the extreme situations centers (chemical, radiating) and methods of the risk factors estimation for the population.

Thus collection of information about extent of striking factors influence on the environment objects and their influence on safety of live is necessary for estimation of the situation at emergency.

Result of the situation estimation is decision-making by services of the civil defence and extreme situations of the choice of the optimum mode of the population protection from influence of striking factors (radiation, chemical). For the situation estimation a forecasting method is used which has probabilistic character of a situation and risk factors.

The most exact method of estimation is the method of actually developed radiation and chemical situation. In this case collection of information about impact of striking factors on the environment objects and the population is carried out by a method of visual and tool supervision. Conclusions of the situation estimation are reported to the chief of civil defence and extreme situations on the organization of a medical support and protection of the struck population.

Keywords: live safety, extreme situation, methods of students' preparation methods of estimation of situation, risk factors.

УДК 666.198:628.511.123

Б.А. НЕМЕНКО, А.Д. ИЛИЯСОВА, Д.М. СЫЗДЫКОВ

Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЗВЕШЕННЫХ АЭРОЗОЛЕЙ В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ

Согласно многолетним гигиеническим оценкам, пыль, загрязняющая воздух населенных пунктов, относилась к малоопасным загрязняющим веществам. Однако, в последние десятилетия установлено, что мелкодисперсный фракции пылевых аэрозолей представляют чрезвычайную опасность для здоровья человека и относятся к приоритетным поллютантам. Существует аппаратура зарубежного производства для анализа взвешенных частиц - РМ10 и РМ25, в воздухе, которая дефицитна и не доступна для широкого использования. Наряду с этим, разработаны расчетные методы определения РМ-аэрозолей, дающие незначительную ошибку, которые впервые в условиях Казахстана успешно применяются нами с 2005 года. Ключевые слова: взвешенные аэрозоли, гигиенические регламенты, аналитика, расчетные методы.

Актуальность. За 60 лет жизни через легкие человека проходит около 300 тонн воздуха со всеми содержащимися в нем пылевыми аэрозолями. Аэрозоль (греч. aer воздух + лат. sol [utio] раствор) -это дисперсная система, состоящие из воздушной среды, в которой взвешены твердые или жидкие частицы.Пыльюназывают мелкие твёрдые частицы минерального или органического происхождения от долей микрона до 0,1 мм. Более крупные частицы пыли называются песком, который имеет размеры от 0,1 до 5 мм. Взвешенные аэрозольные частицы - это смесь пыли, золы, сажи, дыма, находящиеся во взвешенном состоянии в воздухе. Обычно их обозначают как РМ (аббревиатура от анг. particulatematter -твердые частицы). Различают первичные РМ -непосредственно выбрасываемые в атмосферу, и вторичные, образуемые путем трансформации.Взвешенные частицы подвержены броуновскому движению, которое было открыто ботаником Робертом Брауном в 1827 году. При этом интенсивность движения взвешенных частиц и их биологическая активность возрастают пропорционально уменьшению размера

(1, 6).К естественным РМ относятся морские соли, пыль вулканов, эрозии почвы и т.д., к антропогенным - двигатели внутреннего сгорания, строительство, добыча полезных ископаемых, производство цемента, кирпича), а также эрозия дорожного покрытия вследствие движения автотранспорта и истирания тормозных колодок и шин. В качестве компонента взвешенных частиц в пыли присутствует «черный углерод» (как сейчас называют сажу, оказывающую очень сильное влияние на процессы глобального потепления). Доказано, что черный углерод воздействует на потепление атмосферы Земли (2, 15) в 680 раз больше, чем СО2.

Аэрозольныечастицы могут быть разных размеров (табл. 1), от чего зависит их биологическая активность.В разных странах существует различная оценка содержания в воздухе пылевых частиц. Если в странах СНГ мониторинг, чаще всего, ведется по суммарной массовой концентрации атмосферной пыли П^Р -totalsuspendedparticulate), то в Европе и США обязательным является измерение частиц с диаметром до 10 мкм - PM.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.