Научная статья на тему 'О месте университета в региональной системе образования'

О месте университета в региональной системе образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТ / РЕФОРМА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЭЛИТА ОБЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беданоков Рамазан Асланович

В настоящее время мир вступил в исторический этап развития, одной из главных характерных черт которого являются перемены. Эти перемены приводят к изменению спроса на квалификационную структуру различных категорий трудоспособного населения и требуют их профессиональной и социальной мобильности, непрерывного образования и профессионального совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О месте университета в региональной системе образования»

УДК 378 ББК 74.58 Б-38

Беданоков Рамазан Асланович, кандидат физико-математических наук, доцент, профессор кафедры физической химии и физики Майкопского государственного технологического университета, т.: 8(8772)523217

О МЕСТЕ УНИВЕРСИТЕТА В РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

В настоящее время мир вступил в исторический этап развития, одной из главных характерных черт которого являются перемены. Эти перемены приводят к изменению спроса на квалификационную структуру различных категорий трудоспособного населения и требуют их профессиональной и социальной мобильности, непрерывного образования и профессионального совершенствования.

Ключевые слова: высшее образование, университет, реформа,

образовательная система, интеллектуальная элита общества.

Bedanokov Ramazan Aslanovich, Candidate of Physics and Mathematics, professor of the Department of Physical chemistry and Physics of the Maikop State Technological University, tel.: 8 (8772) 523217

THE PLACE OF THE UNIVERSITY IN REGIONAL EDUCATION SYSTEM

Currently, the world entered a historic phase of development, one of the main characteristics of which is the changes. These changes lead to changes in demand for the qualification structure of various categories of the workforce and require their professional and social mobility, continuing education and professional development.

Keywords: higher education, university reform, the educational system, the intellectual elite of society.

Развитие высшего образования в последние годы стало одним из решающих факторов прогресса образования в целом и значительного прогресса знаний и обеспечило невиданный рост потенциала для продвижения вперед и распространения знаний, их практического применения и внедрения технических новшеств.

Помощь образования обществу зависит от той роли, которую играют в общественном развитии знания людей, их опыт, умения, навыки, возможности развития своих профессиональных и личностных качеств. Эта роль стала возрастать во второй половине XX века, принципиально изменившись его в последние десятилетия, что нашло свое отражение в ряде концепций социального и экономического развития, среди которых выделяются концепции постиндустриального общества, теория человеческого капитала, идеи

деятельностного общества и др. Наиболее глубоко возрастающая роль знания, информации в общественном развитии отразилось в концепциях информационного общества, становления информационной цивилизации. В информационном обществе главным ограничивающим производство фактором становится знание.

Э.Тоффлер в работе «Прогнозы и предпосылки» пишет об этом так: «В прошлом земля, труд и капитал были ключевыми элементами производства. Завтра - а во многих отраслях промышленности это завтра уже наступило - информация станет главной составляющей». Таким образом, информация, знание становятся тем «фундаментальным социальным фактором», который лежит в основе экономического развития. Становление информационного общества требует качественного повышения человеческого, интеллектуального потенциала и тем самым выдвигают сферу образования на первый план общественного развития, изменяют ее роль в структуре общественной жизни современного мира.

Происходит резкий скачок в динамике развития общества, результатом которого является появление наукоемких, интеллектоемких экономик, в которых доля вклада науки и образования в национальный доход превышает 50 %, достигая 60-70 % в таких странах как США, Япония, Г ермания. В течение последних десятилетий произошел сдвиг от традиционного ценового фактора конкуренции к конкуренции качества человеческих ресурсов, качества образования. Подтверждением этому служат оценки Всемирного банка, согласно которым 76 % национального богатства США составлял человеческий капитал, т. е. накопленные населением знания и умения, используемые для нахождения эффективных решений в производственной деятельности и повседневной жизни. Физический - воспроизводимый капитал давал 19 % богатства США, на природный фактор приходились остальные 5 %. В Западной Европе -соответственно 74, 24 и 2 %. Благосостояние России держалось вполовину (50 %) на человеческом капитале, 10 % давал воспроизводимый капитал, и 40 % обеспечивала природа.

Признание того факта, что знания, наука лежат в основе экономического развития предполагает, что в будущем потребуются более разносторонние профессиональные знания и навыки и университеты станут играть все возрастающую роль в жизни общества.

В программном документе ЮНЕСКО «Реформа и развитие высшего образования» (1995 г.) об этом говорится так: «На современном этапе ни одна страна без подготовки специалистов на хорошем уровне и без научно-исследовательской работы не может обеспечить уровень прогресса, отвечающий потребностям и надеждам общества, в котором экономическое развитие осуществляется с учетом необходимости сохранения окружающей среды и сопровождается деятельностью по формированию «культуры мира» на основе принципов демократии, терпимости и взаимного уважения, иными словами обеспечивается устойчивое человеческое развитие». И действительно в развитых странах жизнь общества уже в значительной мере зависит от научных открытий, просвещенности и профессионализма.

Если рассматривать проблему совершенствования образовательной системы на уровне российских регионов, то следует обратить особое внимание на систему высшего профессионального образования. Российская система высшего образования по своим масштабам, структуре и направлениям подготовки специалистов сложилась как единая централизованная система подготовки кадров. Одним из последствий наличия такой системы образования явилось слабое региональное профилирование в соответствии с потребностями населения отдельных территорий в образовательных услугах и структурной хозяйственной специализации регионов. Реформы, проходящие в нашей стране, выдвигают настоятельную потребность формирования региональной системы высшего профессионального образования в качестве субъекта, взаимодействующего как с органами власти и социально-экономическим комплексом региона, так и с федеральными органами управления, общероссийской образовательной системой и народнохозяйственным комплексом России.

Сейчас, когда все большое распространение получает точка зрения, что будущее любой страны закладывается в школах и вузах, когда провозглашается, что «обучение в течение всей жизни и профессиональная подготовка для всех - это мост в будущее» (Второй международный конгресс по техническому и профессиональному образованию, Республика Корея, Сеул, 1999), стратегическое положение высшего образования в обществе определяется его соответствием требованиям современности, качеством и интернационализацией. Профессиональное образование как составная часть образования на протяжении всей жизни призвано сыграть важную роль в новом веке, являясь эффективным инструментом формирования

культуры мира, обеспечения устойчивого развития в здоровой окружающей среде, социального согласия и международного сотрудничества.

Изменения в экономике и обществе приведут к росту мобильности труда и капитала, и предполагается охват образованием всех категорий населения и его большую доступность, переориентацию на учет потребностей развития человека и предоставление человеку возможностей более эффективного участия в мире труда. Способ претворения в жизнь указанных изменений должен соответствовать конкретной ситуации в каждой стране, требует определенных социальных ценностей и отношений, охватывающих новые технологии, выработки новой политики и финансовые обязательства с учетом местных, региональных и глобальных возможностей и потребностей.

Отсюда вытекают основные задачи, стоящие перед системой высшего профессионального образования. Во-первых, удовлетворение образовательных запросов населения на получение высшего образования, что требует обеспечить к нему доступ всех тех, кто располагает для этого необходимыми способностями, мотивацией и образовательной подготовкой, а также создать условия для удовлетворения образовательных потребностей на всех этапах жизни. Во-вторых, подготовка специалистов для всех областей социально-экономической сферы необходимого уровня, качества и количества. Для выполнения этой задачи система высшего образования должна оперативно реагировать на запросы рынка труда и предвидеть их, непрерывно повышать качество получаемого образования и не только давать знания, но и воспитывать человека.

Участие вузов в жизни региона, города, необходимо, наверно, в первую очередь, социально-экономической сфере территории. Ведь как-то мало осознается, что уровнем своего развития регион или город во многом часто обязаны именно высшему образованию, его высокому качеству, многоплановости, фундаментальности и мировоззренческой широте подготовки практически по любой, даже самой прагматически-прикладной специальности. Очевидно, что, прежде всего, роль Вузов в регионе определяется их основной задачей: подготовкой квалифицированных специалистов для всех сфер общества и видов профессиональной деятельности. Народное хозяйство (промышленность и сельское хозяйство, банки и торговля, строительство и индустрия бытового хозяйства), органы

власти и управления, социальная сфера, здравоохранение, культура, наука, искусство, образование - везде кадровый костяк составляют выпускники Вузов, удовлетворяющих, таким образом, все основные потребности региона в специалистах-профессионалах высокой и высшей квалификации.

Уже одно это делает высшее образование ценностью для региона, а заботу о его сохранении и развитии - важнейшей задачей для региональных властей и гражданского общества. Но к этому роль и ценность вузов не сводится. Вот еще некоторые грани социальной роли региональных Вузов. Вуз - место, где сосредоточена интеллектуальная элита общества, где культивируется наивысшее напряжение и продуктивность человеческого духа, где сохраняются высшие образцы культуры. Вузы сегодня могут и должны противостоять ценностям и стандартам потребительского сознания и массовой культуры. Вузы «производят» не только специалистов, но и граждан: высокий уровень гуманитарной подготовки, царящий во многих вузах, дух гражданственности, патриотизма и одновременно свободомыслия, неформально утверждаемые нравственные ценности и идеалы активной деятельности на благо общества и человека, наконец, достойные человеческие взаимоотношения в вузовских коллективах - все это и обеспечивает формирование гуманистического мировоззрения и высоких социально -нравственных качеств выпускников, что они не раз на деле доказали в трудные для страны моменты нашей истории. В Вузах создаются действенные формы человеческого (профессионального и межличностного) общения, эффективные формы социальности, добрые эмоциональные связи между людьми. Вузы производят не только специалистов, но и граждан, формы социальных отношений, самостоятельно значимые и высококачественные духовные и материальные ценности: гуманитарные, естественнонаучные и технические знания, технологии, проектно-конструкторские разработки, профессиональное и самодеятельное искусство, спортивные зрелища и достижения. Все сказанное позволяет оценить Вузы как важнейший социокультурный институт, сохраняющий, передающий и творчески обогащающий многоплановый социальный опыт и формирующий на его основе человека и цивилизованные способы его жизни в обществе. Можно сказать, что в вузах формируется не только будущее человека (как специалиста, личности и гражданина), но и общества в целом.

В настоящее время фактор научно-технического прогресса, отражающий национальные достижения в области научной мысли и образовательных технологий, является потенциально неисчерпаемым источником экономического развития, мало связанным с естественным базисом развития государства (размер территории, численность населения, наличие природных и трудовых ресурсов) и общественной формой производства, т.к. практика часто показывает, что сколько-нибудь серьезных изменений в обществе невозможно достичь без предварительной трансформации в сфере образования. Поэтому образование и только оно может подготовить человека к новым сложным видам деятельности, к восприятию новых ценностей и идей. Отсюда следует, что для того, чтобы выпускник более уверенно чувствовал себя на рынке труда, необходима опережающая подготовка специалистов, ориентированная на те условия, которые возникнут в социально-экономической сфере через 5-10 лет. Именно университеты в силу своей специфики более других вузов способны вести опережающую подготовку специалистов для региона. Значительную роль в региональной системе образования университеты должны играть также благодаря тому, что именно в них сосредоточена подготовка кадров высшей квалификации через аспирантуру и докторантуру. Ведущая роль университетов в региональной системе образования обусловлена не только более высоким по сравнению с другими вузами интеллектуальным потенциалом, не только наличием широкого спектра специалистов, но и тем обстоятельством, что выпускники университетов работают во всех без исключения сферах: экономике, науке, образовании, управлении, культуре. Этот факт дает сотрудникам университетов хорошую возможность понимать все проблемы подготовки специалистов для всех сфер деятельности, быть лидерами реализации образовательной функции системы высшего образования.

Вся эта многогранная деятельность университетов хорошо осознается вузовским сообществом. Так, в Постановлении VI съезда Российского союза ректоров вузов «О стратегии развития высшей школы» предлагалось разработать и начать реализацию государственной целевой программы «Университеты России в XXI веке», предусматривающей решение задач дальнейшего повышения роли университетов в подготовке высококвалифицированных специалистов для будущего России, выполнения приоритетных фундаментальных и прикладных научных исследований,

координацию деятельности ученых высшей школы с учеными РАН, поддержку талантливой молодежи, а также укрепление связей высших учебных заведений с отраслями и предприятиями народного хозяйства.

Университеты дальше других вузов продвинулись и в решении еще одной задачи - интеграции высшего профессионального образования и фундаментальной науки. Интеграция этих двух сфер человеческой деятельности должна обеспечить их функционирование в качестве единой системы производства, трансляции и последующего качественно более высокого воспроизводства научного знания, что в свою очередь будет способствовать повышению качества выпускаемых специалистов. Программы университетского образования, основой которых является фундаментальная подготовка, могут быть использованы для разработки образовательных программ обучения студентов XXI века, ибо более успешно адаптируется к изменениям на рынке труда специалист с хорошей фундаментальной подготовкой. Именно в университетах традиционно существует большой спектр дисциплин по выбору студента и образование рассчитано на подготовку кадров, занимающихся преимущественно творческой деятельностью, направлено на развитие способности к критическому осмыслению явлений и способствует формированию навыков самообразования. Тесные взаимовыгодные связи между высшим профессиональным образованием и академической наукой также способствует подготовке специалиста нового типа, ориентированного на приобретение знаний и в течение всей жизни.

Говоря о роли университетов в региональной системе образования, надо помнить еще об одном направлении их деятельности. Университеты, имея в отличие от отраслевых вузов традиционно тесные связи со школой, реализуя в значительных масштабах подготовку учителей, могут оказывать существенную помощь общему образованию. Если обратиться к документам международных организаций, то указывается, что высшее образование должно играть интегрирующую роль в системе образования. Так, например, в Рабочем документе Всемирной конференции ЮНЕСКО по высшему образованию (Париж, 1998 г.) говорится: «На высшее образование возлагается большая ответственность за систему просвещения в целом и за образовательную деятельность в обществе, укрепляя свои связи с различными уровнями и различными формами образования, активизируя научные исследования,

посвященные вопросам образования, укрепляя и расширяя свои программы подготовки различных категорий работников для системы образования и принимая участие в разработке, дальнейшем осуществлении и оценке политики и реформ в области образования, оно призвано содействовать достижению цели образования для всех и повышении качества и эффективности образовательного процесса в различных его аспектах». Необходимым условием для совершенствования системы образования является также опережающая подготовка преподавательских кадров, причем не следует забывать, что квалификация преподавателя во многом определяется его участием в научно-исследовательской работе. И в решении этой задачи лидирующая роль университетов несомненна. Таким образом, если необходимым условием для успешного и эффективного решения задач, стоящих перед регионом, является сохранение и увеличение потенциала высшей школы, то целесообразно, чтобы при решении этой задачи ведущая роль принадлежала университетам.

Литература:

1. Гершунский Б.С. О разработке концепции единой системы непрерывного образования и педагогической науки / Б.С. Гершунский, З.А. Малькова // Формирование единой системы непрерывного образования: сб. докл. Всесоюз. конф. (22-24 нояб. 1988 г.). - М.-С. 27-34.

2. Розов Н.С. Глобальный интеллект: перспективы интеграции научного, философского и практического мышления // Образование и наука на пороге третьего тысячелетия. - Новосибирск: Изд-во ин-та археологии и этнографии СО РАН, 1995. -С.13.

3. Тоффлер О. Прогнозы и предпосылки // Социол. исслед. - 1987. - №5. -С.118-131.

4. Третьяков В.Е. Классический университет и регион / В.Е. Третьяков, В.П. Прокопьев // Университеты и общество. - М.: МГУ, 2001. - С.273.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.