Научная статья на тему 'О месте и роли этнографии в системе исторического образования ГГПИ (1991–2012 гг. )'

О месте и роли этнографии в системе исторического образования ГГПИ (1991–2012 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ И ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ / ДИПЛОМНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ПОЛЕВАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ / ETHNOGRAPHICAL AND ETHNIC-AND-CULTURAL STUDY OF LOCAL LORE / DEGREE RESEARCH / RESEARCH EXPEDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ившина Мария Владимировна, Волкова Люция Аполлосовна

Представлен системный обзор традиций и основных тенденций современного состояния этнографических исследований в структуре образования на историческом (историко-лингвистическом) факультете ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко» (ГГПИ). Охарактеризованы основные направления и формы этнологических исследований студентов и преподавателей: полевые экспедиции, комплектование и использование фондов музея-лаборатории этнокультурного краеведения, учебная, научная и методическая деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnogrphy and its place and role in historical education system of Glazov State Pedagogical Institute 1991–2012)

The article reviews the traditions and main tendencies of the ethnographical researches in education nowadays at the historical (historical and linguistic) faculty of Glazov State Pedagogical Institute. It also charachterizes such main directions and forms of the students` and teachers` ethnological researches as research expeditions, acquisition and using the funds of the ethnic-and-cultural study of local lore museum – laboratory, educational, scientific and methodical work.

Текст научной работы на тему «О месте и роли этнографии в системе исторического образования ГГПИ (1991–2012 гг. )»

И С Т О Р И Я, А Р Х Е О Л О Г И Я, Э Т Н О Г Р А Ф И Я

УДК 021.8+025.1

М. В. Ившина, Л. А. Волкова

о месте и роли этнографии в системе исторического образования

ГГПИ (1991-2012 гг.)

Представлен системный обзор традиций и основных тенденций современного состояния этнографических исследований в структуре образования на историческом (историко-лингвистическом) факультете ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко» (ГГПИ). Охарактеризованы основные направления и формы этнологических исследований студентов и преподавателей: полевые экспедиции, комплектование и использование фондов музея-лаборатории этнокультурного краеведения, учебная, научная и методическая деятельность.

Ключевые слова: этнографическое и этнокультурное краеведение, дипломное исследование, полевая экспедиция.

В процессе профессиональной подготовки историков-педагогов на истфаке ГГПИ пристальное внимание уделяется этнологии (этнографии) - науке, имеющей выраженную практическую направленность и социальную значимость, что особенно актуально в традициях межэтнических коммуникаций в России. Этнология открывает реальные возможности формирования обширного этнографического кругозора и этнической грамотности, толерантного отношения к многонациональной среде и изживания комплексов этнического нигилизма и предрассудков урбанизированного шовинизма.

Преподаватели факультета разрабатывают и читают ряд учебных дисциплин федеративного и регионального компонентов, включая «Этнологию», «Этнологию России и Удмуртии», «Этнографию народов Урала и Поволжья», «Культурную и социальную антропологию», а также разнообразные курсы по выбору, в основе которых лежат такие этнографические темы, как «Этнография удмуртов», «Бесер-мяне: история и культура», «Этногенез и этапы этнической истории татар», «Славяне: этническая история и культура». Более чем за 20-летнюю жизнь факультета*

* Исторический факультет был создан как отделение при филфаке в 1984 г., в 1988 г. стал самостоятельной структурой, а в 2011 г. - объединен с факультетом иностранных

сотни выпускников стали «этномобилизованными», то есть активнейшими членами республиканского, регионального, всероссийского и международного этнокультурного движения.

Этнография и этнокультурное краеведение - ведущие учебные предметы кафедры истории, а также важное направление студенческой и преподавательской научной деятельности на факультете. С 1989 г. по инициативе завкафедрой доц. В. А. Сыркина начали готовить профессиональные кадры этнографов из выпускников факультета. Публикации научных, учебных и методических трудов непосредственно связаны с этнокультурной тематикой. Так, Л. А. Волкова издала монографию «Земледельческая культура удмуртов (вт. пол. XIX - нач. XX в.)», книгу для чтения по краеведению «О наших предках-хлеборобах» и учебное пособие по этнографии народов Урала и Поволжья [1; 2; 15]. Д. Г. Касимова опубликовала монографию «Семейная обрядность чепецких татар (сер. XIX-XX в.)», научно-популярную книгу «Загадки незагадочного народа» (в соавторстве), а также учебно-методическое пособие по этнологии [4; 11; 17]. Две учебные книги «История города Глазова» (в соавторстве) и учебно-методическое пособие «Этнология» (совместно с Л. А. Волковой) издала М. В. Ившина [9; 10; 16]. В. В. Макурина (в соавторстве) выпустила в свет учебное пособие «Краеведение» для начальной школы [13]. В названных трудах важное место уделяется вопросам этнографии, этнических взаимоотношений народов, бытования и трансляции этнокультурных традиций в крае. Актуальность этнографической составляющей в развитии и социализации подрастающего поколения в пособии «Этнографическое краеведение» (Л. А. Волкова, Е. В. Попова) отмечена дипломом лауреата Всероссийского конкурса методических материалов (1989) [14].

Для студентов и преподавателей исторического (историко-лингвистического) факультета ГГПИ, занимающихся этнографией, знаковыми в процессе овладения профессией стали работы В. Е. Владыкина. Школой и даже «диаспорой» профессора В. Е. Владыкина можно назвать ту часть преподавателей кафедры истории факультета, которые учились у него, чьи научные интересы и опыт формировались при его непосредственном участии и руководстве.

Традиция проведения научных исследований студентами исторического факультета имеет свои особенности, связанные со спецификой подготовки педагогических кадров - учителей истории. Учебные планы по специальности «История», разработанные для пединститутов и действовавшие в пер. пол. 1980-х гг., не предусматривали обязательного выполнения и защиты дипломных работ. Однако учебный план 1985 г., ограничивший курс истории СССР 1-6 семестрами, как будто поощрял студента к написанию выпускной квалификационной работы (далее - ВКР), тем более что «защита дипломной работы освобождала от сдачи сразу 3-х государственных экзаменов» [8. С. 95]. В процессе либерализации педагогического исторического образования в кон. 1980-х -сер. 1990-х гг. в учебных планах в ранге постоянных дисциплин утвердились курсы по истории Удмуртии и этнографии, что создавало прочную предметную базу для выполнения ВКР всеми студентами. Двухуровневая система подготовки

языков и называется историко-лингвистическим факультетом в составе факультетов ФГБОУ ВПО «ГГПИ им. В. Г. Короленко».

специалистов привела к формированию эффективной модели, в соответствии с которой базовое образование по программе «учитель истории» давалось за первые 4 года обучения, а в последний год осуществлялась специализация по одному из трех направлений: краеведение, методист по воспитательной работе, социально-политические дисциплины. Вышедшие в 1996, 2000 и 2005 гг. ФГОС ВПО, имевшие выраженное стремление к унификации, закрепили практику выполнения ВКР всеми студентами по специальности «История», а с 2003 г. - по специальности «Культурология»*.

Одной из наиболее сильных сторон деятельности исторического и современного историко-лингвистического факультета (в данном случае речь идет об исследованиях этнологического направления, составляющих третью часть всех дипломных работ) является использование в качестве основной источниковой базы полевых этнографических (краеведческих) данных, ежегодно организуемых в рамках учебной музейно-краеведческой практики. Все богатство этнографических методик сбора и анализа студенты осваивают в ходе первого года обучения -в процессе изучения учебного предмета «Этнология» и затем продолжают собирать материал самостоятельно.

Тем самым активно пополняется коллекция музея-лаборатории этнокультурного краеведения, организованная Л. А. Волковой при кафедре отечественной истории в середине 1990-х гг. (сама идея создания музейной коллекции реализуется с 1991 г. под руководством И. А. Сыркиной). К сожалению, отсутствие качественных фондовых помещений и помещений для экспозиции затрудняет грамотное использование научно-методического потенциала музея в современной подготовке специалистов (учителей-краеведов, музейщиков, архивистов, работников учреждений культуры, научных сотрудников академических учреждений). Приобретение же старинных этнографических предметов становится сейчас практически невозможным: либо они уже не бытуют в сельской среде; либо приобретают статус этнических символов и маркеров, с которыми хозяева не хотят расставаться; наконец, институт не располагает средствами для закупки музейных предметов и - учебные функции музея-лаборатории ограничены учебно-методическими задачами. К тому же современное цифровое оборудование позволяет комплектовать новые источники в этнокультурном краеведении.

Тем не менее фонды музея-лаборатории содержат коллекцию вещевых предметов, визуальные данные (в основном фотоматериалы), а также текстовые материалы, представленные отчетами студентов о музейно-краеведческой практике, реферативным фондом и фондом исследовательских (курсовых/ дипломных) работ, защищенных с 1990 г. по настоящее время. В структуру фондов музея-лаборатории и одновременно кафедры истории и МПИ включена библиотека - собрание монографических изданий трудов, имеющих научную, исследовательскую и учебно-методическую ценность при изучении этнографи-

* В соответствии с учебными планами и государственными стандартами до 2000 г. основной специальностью являлась специальность «020700 - История», с 2000 г. -специальность «032600 - История». В 2003 г. была открыта новая специальность -«032800.26 - Культурология» с дополнительной специальностью «История».

ческих и краеведческих дисциплин. Библиотека сформирована на основе личных преподавательских коллекций (например, коллекции В. А. и И. А. Сыркиных), приобретений кафедры, а также даров. Впервые систематизация фондов библиотеки была проведена в 2012 г. по инициативе и с участием СНО факультета. Ценность подобного рода акций не только чисто практическая, но и в передаче исследовательской традиции на факультете.

Проблемный спектр студенческих работ по этнографической и антропологической тематике состоит из нескольких проблемных блоков. Некоторые из них традиционны и не теряют своей актуальности по сей день (изучение этнических форм проявления традиционной и современной моделей соционормативной культуры: семейная и календарная обрядность, этикет и - редко - этические и эстетические представления и нормы этнических групп республики - удмуртов, бесермян, русских, старообрядцев, татар). Основным объектом анализа может выступать не определенная этническая группа, а весь состав выбранного населенного пункта. Сюда же отнесем работы, посвященные изучению традиционных социальных институтов - семьи и сельской (деревенской) общины: проблема типологии семьи и внутрисемейных коммуникаций, хозяйственная и имущественная база семейного коллектива, производственные роли, возраст и гендерная принадлежность членов семьи как базовые факторы в процессе формирования внутрисемейного статуса, стереотипы поведения и нормы внутрисемейного этикета. С разной степенью успешности начинает осваиваться практика применения социологических методов в этнологическом исследовании.

Есть работы, посвященные изучению традиционных жилых и хозяйственных комплексов, форм хозяйственной деятельности, этнической кухни и системы питания. Однако и здесь обязательны для рассмотрения вопросы, связанные с проявлениями соционормативной культуры - магическими (ритуальными) практиками и этикетными нормами. Успешно разрабатываются темы мифологии и ранних форм религии, многие работы уникальны и по постановке проблемы, и в смысле привлеченного полевого этнографического материала. Некоторые исследования феноменов современной обрядовой и духовной культуры выполнены в междисциплинарном поле антропологии - культурологии - этнографии и ориентированы на изучение локального сообщества. Типологически им близка тематика работ, обращенных к народной медицине как совокупности рациональных и ритуальных практик и религиозно-мифологических представлений.

В последние 10-12 лет студенты-историки исследуют современные этнические процессы, общественные формы этнической идентификации, межэтническую коммуникацию, причем по большей части они посвящены не этническому сообществу, а тому или иному населенному пункту, в пределах которого и проведено изучение этнического состава, особенностей протекания социальных, демографических, культурных процессов - в сопряжении с этническим признаком.

Нечастый, но отчетливый интерес у студентов вызывают проблемы этнической толерантности, а также современные формы национального самоопределения.

Едва ли не самая большая группа дипломных работ связана своей проблематикой с традиционными и современными институтами и формами социализации

и инкультурации (так называемая традиционная направленность): это изучение системы воспитания в этнокультурах региона (привычная тематика народной -традиционной - педагогики и связь с сельской культурой).

Работы, посвященные традиционной и современной моделям социализации молодежи, молодежным субкультурам, имеют выраженную культурологическую / культур-антропологическую специфику. Они опираются на социологические методики и выбиваются из области традиционных этнологических исследований самой постановкой проблемы, ее актуальностью в буквальном смысле слова.

Типологически и генетически родственны им исследования по этнографии / антропологии современного детства: локальных детских сообществ, культурной традиции детства и ее признаков, основных факторов и механизмов детской инкультурации - на материале города и села, что позволяет отразить процессы взросления и в этническом, и в межэтническом (урбанизированном) поле.

Исследования студентов-дипломников в области этнопсихологии посвящены вопросам этнического самосознания этноидентичности, особенностей этнического поведения и межэтнической коммуникации.

Работы, написанные в рамках гендерной тематики и методологии, также опираются на комплекс источников (полевой материал, архивные документы и опубликованные тексты ХУШ-Х1Х вв.). До последнего времени они проводились по большей части в пределах «женской» культуры, «мужские» исследования только начинаются.

Студенческие и преподавательские исследования по этнографии включены в общий круг региональных, общероссийских, иногда международных конференций и семинаров. География участия разнообразна: Москва, Санкт-Петербург, Ижевск, Киров, Казань, Пермь, Челябинск, Тобольск, Новосибирск. Практикуются исследования и экспедиции, совместные с другими вузами и научными учреждениями. В 1994 г. совместно с этнографической и археографической экспедицией МГУ наши студенты исследовали старообрядческие поселения в Удмуртии и Пермской области. В 1995 г. по заданию УИИЯЛ УрО РАН студенты-историки провели комплексное полевое обследование более 50 населенных пунктов в 4 районах компактного проживания бесермян, что позволило доказать их существование как самостоятельного этноса, сохраняющего этническое самосознание. Сотрудничая с учеными-этнографами Удмуртии, а также Поволжья и Приуралья, проблемные группы лаборатории регулярно проводят анкетирование населения северной Удмуртии по темам: «Диалог народа и власти», «Ценности семейной жизни», «Межнациональные отношения в Урало-Поволжском регионе», «Этноконфессиональные отношения в Удмуртии» и др.

Общественное признание получили проводимые с 1995 г. региональные конференции «Материальная и духовная культура народов Урала и Поволжья: история и современность». Публикации материалов этих конференций -уникальный материал, вызывающий теоретический и практический интерес у специалистов УР, занимающихся этнокультурной тематикой в сфере образования и культуры. Преподаватели кафедры активно включаются в авторские коллективы при издании научных и учебных трудов совместно с учеными УИИЯЛ УрО РАН (Ижевск), МГИУ (Киров) [см., напр., 7; 12]. Этнографы сотруднича-

ют с ближним и дальним зарубежьем (Эстония, Грузия, Финляндия, Швеция) в рамках совместных проектов подготовки учителей общеобразовательных школ в условиях поликультурной этнической и конфессиональной толерантной действительности. Недалеко то время, когда этнографический потенциал факультета переживет рамки кафедры истории и сформирует самостоятельное направление -этнографии, антропологии, этнокультурологии и этнокультурного краеведения, тем более что многие преподаватели-историки в своих исследованиях все чаще обращаются к проблемам этнической истории, культуры, статистической этнографии, этнической антропологии.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Волкова Л. А. Земледельческая культура удмуртов (вт. пол. XIX - нач. XX в.). Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2003. 388 с.

2. Волкова Л. А. О наших предках-хлеборобах. Рассказы о жизни удмуртских крестьян прошлого столетия: Книга для чтения по краеведению. 5-7 классы. Ижевск: Удмуртия, 1996. 112 с.: илл.

3. Касимов Р. Н., Пислегин Н. В. История и особенности исламской культуры в Удмуртии: науч.-метод. пос. Ижевск: Издательство ИПК и ПРО УР, 2012. 81 с.

4. Касимова Д. Г. Семейная обрядность чепецких татар (сер. XIX-XX вв.). Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2003. 300 с.: илл.

5. Поздеев И. Л. Этническая социализация в доиндустриальном и современном обществе: опыт и проблемы преемственности (на примере удмуртского этноса): монография / УИИЯЛ УрО РАН. Ижевск, 2007. 232 с. + вкл.

6. Попова Е. В. Семейные обычаи и обряды бесермян (конец XIX - 90-е годы XX вв.): Монография / УИИЯЛ УрО РАН. Ижевск, 1998. 241 с.: илл., фото.

7. Религии народов Вятского края. Учебно-справочное пособие / Отв. ред. А. Г. Поляков. Киров, 2009. 310 с., ил.

8. Руденко О. А. Историческое образование в ГГПИ // История, опыт, проблемы педагогического образования в Удмуртии. Глазов: Изд-во Глазов. гос. пед. института, 2003. С. 94-98.

9. Сафонова Т. В., Ившина М. В., Лукина Н. В. История города Глазова: 16781917 гг.: Учебная книга для общеобразов. учеб. завед. Глазов, 2002. 204 с.: илл.

10. Сафонова Т. В., Ившина М. В., Лукина Н. В. История города Глазова. Вехи XX века: Учебное пособие. Глазов, 2003. 516 с.: илл.

11. Сыркина И. А., Касимова Д. Г. Загадки незагадочного народа: историко-этно-графический очерк о чепецких татарах. Глазов, 1989. 88 с.

12. Удмуртская Республика: историко-этнографические очерки / УИИЯЛ УрО РАН; научн. ред. А. Е. Загребин. Ижевск, 2012. 288 с. + 2 вкл., цв.

13. Факультативный курс «Краеведение». 3-4 класс: Методич. рекомендации для учителя / Авт.-сост. В. В. Макурина, В. В. Никифорова. Глазов: Глазов гос. пед. ин-т, 2008. 64 с.

14. Этнографическое краеведение: учебно-методические материалы в помощь этнологу-краеведу / Сост.: Л. А. Волкова, Е. В. Попова. Глазов, 1997. 51 с.

15. Этнография народов Урала и Поволжья: Программа и учебное пособие для студентов исторического факультета / Авт.-сост.: канд. ист. н., доц. Л. А. Волкова / Глазовский гос. пед. ин-т. Глазов, 2001. 68 с.: илл., фото.

16. Этнология: Методические рекомендации и практические материалы к курсу / Авт.-сост.: канд. ист. наук Л. А. Волкова, канд. ист. н. М. В. Ившина. Глазов, 2003. 115 с.: илл.

17. Этнология. История этнологической и антропологической мысли: Антология. Учеб.-метод. пособие для студентов / Авт.-сост. Д. Г. Касимова. Глазов, 2008. 508 с.; Этнология. Классификации народов: Хрестоматия. Учеб.-метод. пособие для студентов / Автор-составитель Д. Г. Касимова. Глазов, 2008. 270 с.

Поступила в редакцию 25.02.2013

M. V. Ivshina, L. A. Volkova

Ethnogrphy and its place and role in historical education system of Glazov State Pedagogical Institute 1991-2012)

The article reviews the traditions and main tendencies of the ethnographical researches in education nowadays at the historical (historical and linguistic) faculty of Glazov State Pedagogical Institute. It also charachterizes such main directions and forms of the students' and teachers' ethnological researches as research expeditions, acquisition and using the funds of the ethnic-and-cultural study of local lore museum - laboratory, educational, scientific and methodical work.

Keywords: ethnographical and ethnic-and-cultural study of local lore, degree research, research expeditions.

Ившина Мария Владимировна,

кандидат исторических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт

им. В. Г. Короленко» E-mail: salamramaswami@gmail.com

Волкова Люция Аполлосовна,

кандидат исторических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт

им. В. Г. Короленко» E-mail: snovaluyciya@mail.ru

Ivshina Maria Vladimirovna,

Candidate of Sciences (History), associate professor, Glazov State Pedagogical Institute E-mail: salamramaswami@gmail.com

Volkova Lucia Apollosovna,

Candidate of Sciences (History), professor, Glazov State Pedagogical Institute E-mail: snovaluyciya@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.