Научная статья на тему 'О мерах по совершенствованию нормативного регулирования выявления детей, оставшихся без попечения родителей'

О мерах по совершенствованию нормативного регулирования выявления детей, оставшихся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
847
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О мерах по совершенствованию нормативного регулирования выявления детей, оставшихся без попечения родителей»

УДК 349.3 ББК 67.4

Жирнов В.Н., магистрант, БГАУ, г. Уфа

Ханнанова Т.Р., к.юн.,

профессор, БГАУ, г. Уфа, Республика Башкортостан, Россия

О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

В современной России одной из наиболее острых проблем, связанных с защитой прав несовершеннолетних, является проблема своевременного выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей.

Недостатки в данной деятельности неоднократно отмечались различными государственными органами [6].

Вместе с тем, стоит признать, что во многом проблемы, связанные с ненадлежащим осуществлением деятельности по выявлению и учету детей, оставшихся без попечения родителей, обусловлены недостатками нормативно-правового регулирования данной деятельности.

В настоящее время вопросы выявления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются статьей 122 Семейного кодекса РФ [1], устанавливающей, что орган опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения от должностных лиц учреждений и иных граждан сведений о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.

Аналогичная норма с небольшими дополнениями содержится и в подзаконном акте, регулирующем вопросы

формирования и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей: «Орган опеки и попечительства в 3-дневный срок со дня получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, обязан провести обследование условий жизни этого ребенка и, установив факт отсутствия попечения родителей, зарегистрировать данные о нем в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, а также обеспечить временное устройство ребенка до решения вопроса о передаче его на воспитание в семью или в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.»

[5].

Таким образом, законодателем установлена определенная последовательность действий органа опеки и попечительства, получившего сведения о ребенке, не имеющем родительского попечения, результатом которой является приобретение ребенком статуса оставшегося без попечения родителей: проверка сведений об отсутствии у ребенка родительского попечения в ходе проведения обследования условий жизни несовершеннолетнего, установление факта отсутствия попечения родителей, регистрация сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей.

Однако на практике возникают вопросы, связанные с отсутствием в законодательстве указания на конкретный документ, подтверждающий факт выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей. Как уже указывалось ранее, орган опеки и попечительства обязан обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве. На практике это означает принятие мер по временному устройству ребенка и взаимодействие с различными органами власти и учреждениями по вопросу оформления и восстановления документов ребенка, оставшегося без попечения родителей.

К сожалению, на сегодняшний день законодательство не указывает, каким документом орган опеки и попечительства мог бы подтвердить факт отсутствия у ребенка родительского попечения при представлении его интересов перед третьими лицами. В некоторых случаях, например, при лишении родителей родительских прав, ограничении в родительских правах, признании их безвестно отсутствующими, недееспособными и т.д. орган опеки и попечительства может представить в качестве документа, подтверждающего факт отсутствия у ребенка родительского попечения, соответствующее решение суда.

Однако, имеют место и другие причины отсутствия у ребенка родительского попечения, например, длительное отсутствие родителей, уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов. В этих случаях какие-либо установленные законом документы, подтверждающие данные факты, органы опеки и попечительства предъявить не могут. Не могут представить органы опеки и попечительства такие документы также и в случаях, когда родители не исполняют свои обязанности по отношению к ребенку и имеются основания для лишения их родительских прав, но дело о лишении родителей ребенка родительских прав судом еще не рассмотрено, либо решение суда не вступило в законную силу.

Кроме того, перечень оснований, при которых ребенок может быть признан оставшимся без попечения родителей, установленный статьей 121 Семейного кодекса РФ и статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,не является закрытым, поэтому возможны и другие случаи, при которых у детей может отсутствовать родительское попечение.

Наличие документов, подтверждающих отсутствие у несовершеннолетних родительского попечения, предусмотрено и рядом нормативных актов.

Так, например, действующим законодательством предусмотрено, что в случае оформления опеки (попечительства) опекун (попечитель), приобретает право на получение единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью [3].

Вместе с тем, в соответствии с установленным порядком назначения и выплат данных пособий для назначения и выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, в случае установления опеки (попечительства) или передачи в приемную семью, помимо документов, перечисленных в ст. 34 Приказа Минсоцздрав развития РФ от 23.12.2009 г. № 1012н (в ред. от 21.10.2013) «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» [7] должны быть представлены копии соответствующих документов, подтверждающих отсутствие родителей (единственного родителя) или невозможность воспитания ими (им) детей и приведен их закрытый перечень.

Таким образом, опекун (попечитель), принявший в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в отношении которого отсутствуют документы, предусмотренные данным перечнем, не может воспользоваться своим правом на получение единовременного пособия, что нарушает его права. Причина возникновения данных ситуаций в отсутствии единого предусмотренного законом документа, подтверждающего наличие у ребенка статуса, оставшегося без попечения родителей. Документы, подтверждающие отсутствие у ребенка родительского попечения, требуются и при его устройстве.

В соответствии с п. 3 ст. 122 Семейного кодекса РФ орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, обеспечивает устройство ребенка.

Статья 123 Семейного кодекса РФ предусматривает, что при отсутствии возможности устроить детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание, они

передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги).

Вместе с тем, в соответствии с п. 2] Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [4], предусмотрено, что на каждого ребенка, определяемого в учреждение, направляющие органы (учреждения) представляют в том числе сведения о родителях (законных представителях) (копии свидетельства о смерти родителей, приговора или решения суда, справка о болезни или розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей).

Аналогичные требования предусмотрены и при помещении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей под надзор в соответствующие медицинские организации. Так, например, Инструкцией о порядке приема детей в дом ребенка и выписки из него [8] предусмотрено, что при оформлении детей в дом ребенка требуются в том числе документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей: свидетельство о смерти, решение суда о лишении родительских прав или отобрании ребенка, приговор суда, акт о подкидывании, согласие родителей на усыновление (отказ от родительных прав), справка об отъезде, болезни родителей и другие.

Таким образом, в повседневной работе по защите прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, органы опеки и попечительства сталкиваются с необходимостью доказывания факта отсутствия у детей родительского попечения при отсутствии указания в законе на единый установленный документ, подтверждающий данные обстоятельства.

В целях упрощения осуществления данной деятельности, а также во избежание нарушения прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, целе-

сообразно на законодательном уровне предусмотреть документ, который бы подтверждал факт выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Действующим законодательством предусмотрено, что по вопросам, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства, органы опеки и попечительства издают акты. Указанные акты могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке [2].

На сегодняшний день целесообразно расширить круг вопросов, по которым органы опеки и попечительства вправе издавать акты, предоставив им право выносить соответствующие акты, в том числе и при выявлении детей, оставшихся без попечения родителей.

В этом случае при установлении факта отсутствия у ребенка родительского попечения, органом опеки и попечительства, осуществлялось бы издание акта о выявлении ребенка, оставшегося без попечения родителей, который подтверждал бы данный факт и являлся основанием для устройства такого ребенка.

Подводя итог, приходится констатировать, что в действующем российском законодательстве сохраняется пробел в части отсутствия единого установленного законом документа, подтверждающего выявление ребенка, оставшегося без попечения родителей. Данная ситуация, а также, в целом, недостаточное нормативное урегулирование процесса выявления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей порождает различия в подходах органов опеки и попечительства различных регионов к осуществлению данной деятельности, создает трудности в разграничении детей, оставшихся без попечения родителей и детей иных категорий, например, находящихся в социально опасном положении, в трудной жизненной ситуации.

На сегодняшний день субъекты Российской Федерации самостоятельно организовывают деятельность по выявлению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди-

телей, в то время как основные нормы, регулирующие данный процесс, содержатся в федеральном законодательстве.

В связи с изложенным, необходимо на федеральном уровне утвердить типовой административный регламент осуществления органами опеки и попечительства деятельности по выявлению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данный документ стал бы основой региональных административных регламентов, что обеспечило бы внедрение единого подхода к осуществлению деятельности по выявлению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории всей страны.

Таким образом, существующую в России систему норм, регулирующую процесс выявления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нельзя назвать эффективной.

Вместе с тем, поскольку сегодня в законодательство, регулирующее сферу опеки и попечительства, вопросы устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и защиты их прав, вносится значительное количество положительных изменений, можно предположить, что проблемы деятельности по выявлению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также получат свое решение.

Библиографический указатель:

1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (в ред. от 25.11.2013, с изм. от 31.01.2014) // Собрание законодательства РФ, 1996. № 1. Ст. 16.

2. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ (в ред. от 02.07.2013) // Собрание законодательства РФ, 2008. № 17. Ст. 1755.

3. Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ (в ред. от 02.07.2013) // Собрание законодательства РФ, 1995. № 21. Ст. 1929.

4. Постановление Правительства РФ от 01.07.1995 г. № 676 (в ред. от 10.03.2009) «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства РФ, 1995. № 28. Ст. 2693.

5. Постановление Правительства РФ от 04.04.2002 г. № 217 (в ред. от 11.04.2006) «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием (пункт 3)»/ Собрание законодательства РФ, 2002. № 15. Ст. 1434.

6. Приказ Минобрнауки РФ от 25.04.2006 г. № 98 «О мерах по совершенствованию деятельности региональных операторов государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, органов опеки и попечительства, учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, по выявлению, учету и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Вестник образования, 2006. № 16.

7. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 г. № 1012н (в ред. от 21.10.2013) «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей»/ Российская газета, 2010. № 15 от 27 января.

8. Приказ Минздрава СССР от 19.11.1986 г. № 1525

«Об утверждении «Положения о доме ребенка» и «Инструкции о порядке приема детей в дом ребенка и выписке из него» [Электронный ресурс] // Информационно-

справочная система «КонсультантПлюс». Версия Проф. 2014 г. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online .cgi?req=doc;base=LAW ;n= 129694.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.