Научная статья на тему 'О менее известных этнополитических группах в восьми знамёнах'

О менее известных этнополитических группах в восьми знамёнах Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
551
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗНАМЁННАЯ СИСТЕМА / МАНЬЧЖУРЫ / ЦИНСКАЯ ИМПЕРИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Голиков Александр Петрович

В статье рассматриваются менее известные этнополитические группы (корейцы, чахары, солоны и т.д.), в разное время включённые в состав системы восьми знамён восемь знамён.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О менее известных этнополитических группах в восьми знамёнах»

Политика

Голиков А.П.

О менее известных этнополитических группах в восьми знамёнах

Система восьми знамён была одним из заметных политических институтов Цинской империи (1636 - 1912 гг.). Флаги различного цвета (жёлтого, белого, синего и красного) и дизайна (с каймой или без) обозначали принадлежность к военизированному сообществу т.н. знамённых людей. Последние, вне зависимости от рода занятий и места проживания, объединялись в роты (цзолин, от 100 до 250 воинов, плюс семьи и домашние рабы), те, в свою очередь, в полки (цаньлин, от двух до пяти рот). Полки входили в корпуса, маркером которых являлись указанные выше знамёна(ци). Термин, таким образом, получил военно-административное значение. Знамя руководилось назначаемыми генералами (дутун), имели соответствующий штат военно-гражданских чиновников.

Помимо восьми знамён, существовало несколько сот аналогичных по структуре (с количественными вариациями) т.н. джасачных знамён (от монгольского jasa у "служение", ср. рус. ясак), отличавшихся двумя особенностями: территориальностью и иным характером взаимоотношений с верховной властью - они управлялись собственной аристократией, признававшей вассальную зависимость от императора.

С 1620 - 1640-х гг. знамёна начинают разделяться на маньчжурские, монгольские и ханьские дивизии (цифэнь), с XVIII века ставшие фактически самостоятельными знамёнами. Вопреки названиям, дивизии не были этнически однородными (в составе маньчжурских дивизий было 30 монгольских рот). Этнические маркеры отражали политические обстоятельства присоединения той или иной группы к Цинскому государству.

Однако в "Сводном описании Великой Цин" (дайцинхуэйдянь), помимо маньчжуров, монголов и ханьцзюнь ("ханьское войско", официальное название ханьцев в знамённых войсках), упоминаются роты иного происхождения. Некоторые из них были малочисленны (от 1 до 8 рот); другие, напротив, весьма многочисленны (чахары, олёты). Но все они, как правило, рассматриваются по-отдельности и/или вне общего контекста знамённой системы. Есть исследования албазинцев (о. Д. Поздняев, Е. Зизевская, ЛюСяомэн), сибо (Т. Пан. Тункэли, Хэ Лин), монголоязычных групп (Тун Цзяцзян), охотничьих тунгусо-маньчжурских племён амурского бассейна (ДяоШу-жэнь, ЧжанЦзе) и т.д.

Целью данной статьи является описание указанных этнополитических групп знамённых людей Цинской империи и определение их места в системе восьми знамён.

Общая характеристика

Согласно Дайцинхуэйдянь в знамённых войсках пекинского гарнизона имелось: 12 рот т.н. новых маньчжуров, восемь корейских рот, одна рота т.н. фаньцзы (тибетцы-гьялронг), рота русских, рота т.н. хуйэцзы (уйгуры), до начала XIX века рота аннамитов (вьетнамцы). Кроме того, некоторое количество корейцев могло быть в маньчжурских ротах [10, цз. 86].

В провинциальных гарнизонах, помимо новых маньчжуров, имелись следующие группы: баргуты(15 рот), орочоны (не менее 11 рот) и дючеры (в гарнизонах Маньчжурии), солоны (55 рот), сибо (8 рот), дауры (не менее 39 рот, в Маньчжурии и Илийском крае). В ходе подавления восстаний XIX в. из Маньчжурии в гарнизоны Внутреннего Китая в разное время перебрасывались подкрепления, в числе которых весьма вероятно наличие представителей коренных охотничьих и кочевых групп [8, с. 1-55].

К восьми знамёнам были приписаны ряд кочевых (преимущественно монгольских) групп, крупнейшими из которых были чахары (63 роты), олёты и новые олёты (24 роты), упомянутые выше кочевые баргуты и солоны. Кроме того, под командованием знамённого генерала в Джэголе (Чэндэ) находилось 120 кочевых рот (без классификации, вероятно, включены джасачные монголы), а также 7 рот корчинов, 3 роты улатов, 4 роты мао-минъянов, 3 роты халхасцев и

1 рота сунитов [10, цз. 85]. Их упоминание в Дайцинхуэйдянь выглядит несколько странным: у этих племенных групп существовала наследственная аристократия. Однако их присутствие подтверждается и в работах современных авторов [6]: по всей видимости, отдельные кочевья корчинов, улатов и др. монголов оказались вне подчинения князьям и были переданы в управления системы восьми знамён.

Малые группы пекинского и провинциальных гарнизонов

Новыми маньчжурами (синь маньчжоу, ичэманчжу) с середины XVII в. назывались выходцы из северной Маньчжурии (Гирин и Цицикар), этнически близкие собственно маньчжурам (старым маньчжурам, вошедшим в цинское подданство до завоевания Минского Китая). Племенные структуры интегрировались в систему восьми знамён (образовывались роты), затем они передавались в подчинение генералам-наместникам Маньчжурии. Некоторое количество несло охранную службу в Мукдене, ещё часть распределялась по гарнизонам Внутреннего Китая [17, с. 98-100]. В столичном гарнизоне по четыре роты новых маньчжуров были включены в т.н. три старших знамени. Из их числа известен род Гобуло, к которому принадлежали последняя цинская императрица Ваньжун (супруга

Фото 1. Дом рода Гоболо в переулке Маоэр (г. Пекин). Фото автора.

Пуи) и её отец Жунъюань (министр внутренних дел в кабинете великого князя Цина)1 [10, с. 76-77].

По данным генеалогического раздела "Всеобщего описания Цинской династии" (цинчаотунчжи) корейские (гаоли, сольхо) роды начали присоединяться к Цинской династии ещё в 1610-х гг. В тексте упомянуто не менее 42 фамилий уроженцев Ляодуна и корейского приграничья, где ещё в монгольские времена существовала корейская колония в Шэньяне (симванбу)2 [21]. Большинство этих корейцев было включено в маньчжурские знамёна. После двух корейских кампаний из пленных было сформировано восемь рот. Об их присутствии в Пекине свидетельствует посёлок Гаоли-ин ("корейский лагерь") к северу от города. О каких-либо связях с исторической родиной сведений не сохранилось, хотя вполне возможно их участие в сношениях императорского двора и королевства Чосон.

Примечательную группу пекинских знамённых составляли т.н. фаньцзы или мяоцзы (два схожих по написанию и значению иероглифа вызвали путаницу). Они представляют собой пленников двух кампаний императора Цяньлуна в районе Гьялронг (или Цзиньчу-ань, провинция Сычуань). Проживавшее здесь тибетоязычное население оказало ожесточённое сопротивление и продемонстрировало великолепные боевые качества. Фаньцзы были включены в престиж-

1 В Пекине сохранился дом рода Гобуло в переулке (хутун) Маоэр к югу от Барабанной башни (гулоу).

2 В районе родовых земель императорского рода Айсингиоро до сих пор существует ряд указывающих на присутствие корейцев топонимов. Например, гора Гаоли-шань (Корё-сан) к северу от трассы Фушунь-Синьбин. Необходимо также отметить, что этническая граница маньчжуров и корейцев была эфемерной.

Фото 2. Осадная башня в районе Сяншань (г. Пекин). Фото автора.

ное жёлтое знамя и поселены в районе горы Сяншань. Из них была сформирована особая штурмовая бригада (цзяньжуй-ин), специализировавшаяся на захвате укреплённых позиций1. В XX веке потомки фаньцзы были первоначально классифицированы как южнокитайская народность мяо, но после лингвистических исследований переклассифицированы в тибетцев [20; 13, с. 106-113].

Русские (лона2; или албазинцы). Потомки пленников и перебежчиков конца XVII века после войн Канси против русских на Амуре [14, с. 476-482]. Вошли в состав жёлтого с каймой знамени. В XVIII веке им была передана кумирня, превращённая в православную церковь, впоследствии основана Русская духовная миссия. Присутствие албазинцев в Пекине позволило цинским властям начать обучение переводчиков русского языка (в т.н. Элосывэньгуань, "Палате русского языка"). Серьёзно пострадав во время восстания ихэтуаней (1899 - 1900 гг.), албазинцы сохранились в гг. Пекин и Тяньцзинь [14, с. 494-497].

Уйгуры (хуэйцзы) были поселены в Пекине в ходе завоевания Восточного Туркестана. Император Цяньлун взял наложницей дочь одного из кашгарских ходжей (известна как наложница Сян-фэй), кроме того в столице империи были поселены несколько тюркских беков. Сопровождавшая их уйгурская прислуга была включена в состав знамённых домашних слуг (баои) Придворного управления (нэйуфу). В районе жёлтого с каймой знамени существует до сих пор мечеть XVIII века, возможно построенная для них3. Неизвестно, поддерживали ли они религиозные контакты с пекинским мусульманским населением в южной части города. Из другой группы уйгуров в районе оазиса Кумул (совр. Хами) были сформированы несколько рот [18].

Аннамцы4 (аньнаньжэнь) появились в Пекине после неудачного вмешательства цинских войск в гражданскую войну между сторонниками династии Ле и повстанцами (тэйшон). Часть побеждённых лоялистов (около 400 человек) вместе с цинскими войсками отступили в Китай, часть (80 человек) была приписана к восьми знамёнам и поселена в Пекине, остальные поселены в гарнизонах провинций Чжэцзян, Цзянсу и Сычуань. После прихода к власти династии Нгуен (1802 - 1945 гг.) значительная часть из них вернулась во Вьетнам. Пекинская аннамская рота была расформирована в 1813 г. [9].

Распределение по отдельным знамённым дивизиям выглядело следующим образом:

1 Сяншане сохранился впечатляющий полигон и несколько десятков башен (дяолоу), построенных в типично тибетском архитектурном стиле и использовавшихся для тренировки воинов.

2 Термин образован от названия демонов в буддистском пантеоне - т.н. ракшасы.

3 Северная часть Пекина (примерно в пределах кольцевой линии метрополитена) была разделена на восемь знамённых кварталов.

4 Официальное название Вьетнама в китайском бюрократическом лексиконе. Самоназвание: Дайвьёт (до 1802 г.), Вьетнам (после 1802 г.)

В маньчжурском жёлтом знамени - две роты корейцев и одна тибетцев. Кроме того, две роты корейцев жёлтого знамени считались "домашними слугами" (баои) императорского придворного управления.

• В маньчжурском жёлтом с каймой знамени - рота русских.

• В маньчжурском красном знамени - четыре роты корейцев.

• В белом знамени - рота уйгуров подчинялась придворному управлению.

• В ханьском жёлтом с каймой знамени имелась рота вьетнамцев.

• Таким образом, абсолютное большинство этих рот входили в состав т.н. трёх старших знамён (два жёлтых и белое). Они находились в прямом подчинении императору и имели существенные привилегии. Кроме того, более престижной (и открывавшей лучшие карьерные возможности) была принадлежность к маньчжурским (а не монгольским или ханьским) знамёнам.

Схожими привилегиями пользовались и отнесённые к ведению Придворного управления роты корейцев и уйгуров. Будучи формально рабами императора, они, в силу близости к персоне Сына Неба, имели особые квоты на занятие государственных должностей.

Кочевые п охотничьи группы

В систему восьми знамён вошли несколько не имевших собственной аристократии монгольских, ойратских, тюркских и тунгусских групп. В бюрократическом лексиконе Цинской империи первичным были не этнические (напр. языковые, культурные, идентификационные) отличия, а разница образа жизни. В частности, существовали две категории кочевников (юму) и лесных охотников (дашэн, бутэ-ха, урянхай). По отношению к первым чаще применялись племенные (улусные) наименования, охотники же обычно не дифференцировались.

Крупнейшей кочевой группой были чахары (а также кочевавшие вместе с ними группы олётов), бывшие союзниками/вассалами с первой половины XVII века. После мятежа Бурни (хронологически совпал с мятежом трёх князей в южном Китае) их аристократическая верхушка (считавшаяся прямыми потомками Чингисхана) была физически уничтожена. Лишившись знати, чахары были напрямую подчинены цинской знамённой бюрократии. Их них сформировали восемь чахарских знамён, разделённых на два крыла. Первоначально во главе каждого стоял наместник (цзунгуань), затем введён общий пост генерала-наместника (дутун) в Калгане (Чжанцзякоу). В каждом из восьми знамён имелись кавалерийские, охранные, гвардейские и полицейские офицерские звания. В конце XVII-XVIII вв. чахар-ская кавалерия сыграла значительную роль в кампаниях в Монголии и Туркестане. В 1763 г. 1800 юрт переселено в Джунгарию, где разделены на правое и левое крыло в районе Бортала. Потомки этих чахаров составляют основное население Бортала-монгольского автономного округа СУАР [16, с. 767-781].

При императоре Канси подчинённые ханам монголов-корчинов т.н. сибо были подарены императору. Часть из них вошла в состав новых маньчжуров в Мукдене, большинство были поселены в Илий-ском крае, где пребывают до настоящего времени (Чабчал-сибинский автономный уезд). Они являются последней значительной группой, сохранившей бытовое использование маньчжурского языка [19].

Знамя во главе с цзунгуань из олётов (родственных джунгарам) было сформировано в районе Джэгол (Чэндэ), бывшего летней столицей империи. В 1764 г. 500 человек переселены в Туркестан, затем добавлены олёты, казахи, киргизы (700 человек), разделены на два крыла. В 1767 г. левое крыло преобразовано в три высших знамени, во главе каждого цзунгуань, помощник и ротные командиры и офицеры. Кочевали в районе Тэкси, Чалинтамаха. Правое крыло преобразовано в пять младших знамён с той же системой командования. Кочевали в районе Хонохай, Кунцзисы, Хаши. В 1765 г. часть переселена в Тарбагатай с образование одного знамени [16, с. 767-781].

В подчинении бригадного генерала (фудутун) в Хулуньбуире (Барга) находились баргуты (северная ветвь монгольских языков, близки бурятам). Часть из них формировала роты, включавшиеся в состав восьмизнамённых войск. Большое их количество было направлено в Мукден. Здесь их часто называли "девятым знаменем" [17, с. 98-100].

Мелкие ойратские кочевые группы области Кобдо (запад Монголии, чжахачины, минъяны, олёты) были в 1762-1766 гг. организованы в роты, сведённые в одно-два знамени. Во главе знамени стоял цзунгуань. В Тибете хошуты в районе Джамшунг были сведены в восемь рот и подчинены цинскому резиденту-амбаню в Лхасе [16].

Таёжные солоны1 и дауры (включавшиеся часто в состав соло-нов) бассейна Нонни и Сунгари были приписаны к восьми знамёнам в ходе экспансии Цинской империи в конце XVII века. Они были подчинены особому наместнику (цзунгуань) с резиденцией в Бутэ-ха к северу от Цикикара. В схожем положении оказались дючеры в районе Малого Хингана. Ими управлял цзунгуаньс резиденцией в Дашэн-ула. Подобно чахарам, олётам и сибо, солоны переселялись в Илийский край для укрепления Цинских границ (т.н. четыре илийских гарнизона) [23; 19].

На северо-западных пределах империи лесные племена считались (не вполне обоснованно в условиях отсутствия сколько-нибудь эффективной администрации) организованными по знамённому принципу. Так, генералу Улясутая подчинялись пять урянхайских знамён (в каждом цзунгуань, 25 рот), семь алтай-урянхайских знамён (в каждом цзунгуань и фудутун), два алтай-нур урянхайских знамёни (основаны в 1763 г.) [16, с. 767-771].

1 Часть солонов вела кочевой образ жизни. В связи с этим таёжных солонов иногда именовали даурами.

Менее известные этнополптпчеснпе группы в восьми знамёнах

Помимо маньчжуров, монголов и ханьцзюнь, восемь знамён включали несколько десятков больших и малых групп, общим для которых была военно-бюрократическая система управления. Это отличало их как от ханьского населения (управлявшегося гражданской бюрократией), так и от большинства монголов, части уйгуров (которыми правили вассальные императору князья).

Включение той или иной группы населения в восемь знамён определялось зачастую административными соображениями. Так, имевшие до 1680-х гг. аристократию чахары, например, были отнесены к ним после истребления племенной знати. Пленные (корейцы, русские, фаньцзы) или перешедшие в покровительство (аннамцы, уйгуры) попадали в ту же категорию. Помимо соображений административных, в политике включения новых групп в систему восьми знамён имели место и практические, политические соображения. Монголы (чахары, баргуты и т.д.), ойраты и тунгусы были ценными военными союзниками. Вероятно также, что цинские власти видели в новых знамённых кадровый резерв для управления завоёванными территориями или дипломатических отношений. Опыт первого рода у них был: до 1720-х гг. ханьцзюнь составляли большинство в региональной администрации Цинской империи.

Бюрократический акт включения новых групп в восемь знамён не означал ещё автоматического включения их в единое социальноэкономическое, политическое или этнокультурное пространство. Дальнейшая судьба этих групп зависела от сохранения/утраты прежнего образа. Большая часть монгольских, ойратских, тюркских и тунгусских групп сохранили кочевой или охотничий образ жизни. После 1911 - 1912 гг. это привело одних к "воссоединению" с "материнской" этнической общностью. Так, чахары сыграли важнейшую роль в культуре монгольского меньшинства Китая. Солоны, дауры и сибостали отдельными этническими группами в современной КНР. Напротив, ставшие городскими или сельскими (как правило, в хань-ском окружении) корейцы, пекинские уйгуры, мукденские баргуты, аннамцы и т.д. утратили прежнюю идентичность и стали, в зависимости от местных условий и исторических обстоятельств, маньчжурами или ханьцами.

Распространённое игнорирование существования в рамках знамённой системы рассматриваемых в данной статье этнополити-ческих групп, существенно ограничивает понимание сущности этой системы, практически превращая её в этнический (маньчжурский) институт.

ЛИТЕРАТУРА

1. Chang Te-Ch'ang The Economic Role of the Imperial Household in the Ch'ing Dynasty [Journal] // The Journal of Asian Studies, Vol. 31. 1972. p. 243-273.

2. Crossley Pamela Kyle The Manchus [Book]. Malden MA USA : Blackwell, 1997.

3. Elliott Mark Ethnicity in the Qing Eight Banners [Book Section] // Empire at the Margins: Culture, Ethnicity and Frontier in Early Modern China / book auth. Crossley Pamela Kyle, Siu Helen F. and Sutton Donald, S. Berkeley and Los Angeles : UoCP, 2006.

4. Elliott Mark The Manchu Way, The Eight Banners and Ethnic Identity in Late Imperial China [Book]. Stanford, California : Stanford University Press, 2001.

5. Scharping Thomas Minorities, Majorities and National Expansion: The History and Politics of Population Development in Manchuria 1610-1993 [Journal] // Cologne China Studies Online. Koeln : [s.n.], 1998.

6. Ань Шуанчэн Краткий обзор показателей численности "войск

восьми знамен" в периоды правления трех императоров династии Цин: Шунь-чжи, Канси и Юнчжэна ЩЖШНШЛЙТШШя №Ш$^] //

: М№КЙЖШ±, 1983.

7. Гао Пэйкунь йЖЩ Персоналии Маньчжоу-го ЙШКШ №Ш]. - : Ш

1988.

8. Дай Инхуа Исследование условий существования знамённых при

поздней и Цин и ранней республике №Ш]. - ЖЖ

: КЙЖШ±, 2010.

9. "Дайцин личао шилу" Достоверные записи по истории Цин

[ИШ]. - ЖЖ : Ф^ШМ, 1986. - (ШХ: Daicing gurun-i yargiyan kooli).

10. "Дайцин хуэйдянь" Свод уложений династии Великая Цин

[ИШ]. - : ^ХМЖШ±, 1976[ЙЙ65^]. - Ш 1-100 Ш. - (ШХ: Hesei

toktobuha daicing guruni-i uheri kooli bithe).

11. Дин Ичжуан ЙЙЖ Восьмизнамённые гарнизоны периода Цин Ш^ЛЙ

mm% №И]. - дав : 2Фй^жш±, 2002.

12. Ли Яньгуан и Гуань Цзе Общая история маньчжуров Ш^

№Ш]. - : 2ФШ^ЖШ±, 2001.

13. Лю Маокунь Общее описание штурмового корпуса династии Цин

[&%// М^Ш^. - 1999^. - 1. - Ж 106-113.

14. Лю Сяомэн ЭД'ЬШ Знамённое общество Пекина эпохи Цин Ш^ЖЖЙК

№Ш]. - ЖЖ : ФШ?±^4^ЖШ±, 2008.

15. Подборка материалов по истории Северо-восточного Китая из "Достоверных записей династии Цин" №Ш]. - : ХжЖМЙ,

1988.

16. Тун Цзяцзян Монгольские хошуты в подчинении знамённых командований и ламаистского духовенства

№Ш$^] //

# : Й^ЖШ±, 2001.

17. Тун Жуй Мукден при династии Цин Ш^МЖМ [^Ш]. - ЙИ : 2 ФЙ^ЖШ±, 2009.

18. Хуан Даюань ЙЙ® Знамённые мусульмане в Кумуле при династии Цин

[&&] // - 4#*^ : ш*^, 2001^6^.

- 2 : Ш 29. - Ж 34-38.

19. Хэ Лин и fP Т^нкэли История, этничность, культура

Й^.Х^ №Ш]. - 4#*^ : !ШЙ^ЖШ±, 2006.

20. Цзун Чуньци Являются ли жители сяншаньской дер. Мяоцзы потомками мяо? [КЛ] // ^4ЬЖИ. - 2010^4

Я20. - 2012^3^310. URL: http://www.oldbeijing.net/Article/Class1/ Class28/15244.html.

21. "Цинчао тундянь" (Энциклопедия Цинской династии) [ИШ] /

1936[ЙШ25^]. _

22. Цзинь Цицун Маньчжуры в предместьях Пекина ^ЬЖ^РКЙ^Ш^

[ -Ш]. - П¥^# : ЙШ^Х^ЖШ±, 1989.

23. Чжан Бибо 'МШШ Исследование маньчжурского приграничья ШЖШШШ

% [Ш]. - 2001.

Транслитерация по ГОСТ 7.79-2000 Система Б

1. Chang Te-Ch'ang The Economic Role of the Imperial Household in the Ch'ing Dynasty [Journal] // The Journal of Asian Studies, Vol. 31. 1972. r. 243-273.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Crossley Pamela Kyle The Manchus [Book]. Malden MA USA : Blackwell, 1997.

3. Elliott Mark Ethnicity in the Qing Eight Banners [Book Section] // Empire at the Margins: Culture, Ethnicity and Frontier in Early Modern China / book auth. Crossley Pamela Kyle, Siu Helen F. and Sutton Donald, S. Berkeley and Los Angeles : UoCP, 2006.

4. Elliott Mark The Manchu Way, The Eight Banners and Ethnic Identity in Late Imperial China [Book]. Stanford, California : Stanford University Press, 2001.

5. Scharping Thomas Minorities, Majorities and National Expansion: The History and Politics of Population Development in Manchuria 1610-1993 [Journal] // Cologne China Studies Online. Koeln : [s.n.], 1998.

6. An' SHuanchehn Kratkij obzor pokazatelej chislennosti "vojsk vos'mi

znamen" v periody pravlemya trekh imperatorov dinastii TSin: SHun'chzhi, Kansi i YUnchzhehna ттШ^ШАШТШШШ №ff$^] // /

: М№АКЖШ±, 1983.

7. Gao Pehjkun' Personalii Man'chzhou-go ЙШАШ №ff ]. - : Ш

1988.

8. Daj Inkhua ШШ^ Issledovanie uslovij sushhestvovaniya znamyonnykh pri

pozdnej i TSin i rannej respublike №ff]. - 1Ж : А

%ЖШ±, 2010.

9. "Dajjtsin lichao shilu" Dostovernye zapisi po istorii TSin [И

Ш]. - 1Ж : 1986. - (ШХ: Daicing gurun-i yargiyan kooli).

10. "Dajtsin khuehjdvan'" Svod ulozhenij dinastii Velikaya TSin

[НШ]. - : ixaaitt, 1976[KS65^]. - Ш 1-100 Ш. - (ШХ: Hesei

toktobuha daicing guruni-i uheri kooli bithe).

11. Din Ichzhuan Vos'miznamyonnye garnizony perioda TSin ШХАШ

ЙШЯ №ff]. - &ГО : &ФЙШЖШ, 2002.

12. Li YAn'guan i Guan' TSze Obshhaya istoriya man'chzhurov

ШШШ.£ №*f]. - : £ФШШЖШ±, 2001.

13. Lyu Maokun' ШШ'Щ Obshhee opisanie shturmovogo korpusa dinastii TSin

[&&1 )/_Ш^М%. - 1999^. - 1. - M 106-113.

14. Lyu Syaomehn Znamyonnoe obshhestvo Pekina ehpokhi TSin ШХ1

ЖША?±-£ №ff]. - 1Ж : 2008.

15. Podborka materialov po istorii Severo-vostochnogo Kitaya iz "Dostovernykh

zapisej dinastii TSin" №ff]. - и# : Х^ЖМЙ, 1988.

16. Tun TSzyatszyan Mongol'skie khoshuty v podchinenii znamyonnykh komandovanij i lamaistskogo dukhovenstva Ш7Ш№&ШШ'ШШШ^ШШШ$Ш

// Ш^ШШ^. /

: ЙШЖШ±, 2001.

17. Tun ZHuj Mukden pri dinastii TSin ШХМЖМ №ff]. - ?АГО : ЙШЖШ±, 2009.

18. KHuan Dayuan' Znamyonnye musul'mane v Kumule pri dinastii TSin

[&&] // : ,§ш^, 2001^6^.

- 2 : Ш 29. - M 34-38.

19. KHeh Lin ШК i Щ Tunkehli Istoriya, ehtnichnost', kul'tura

ЙШОД [Ш]. - 4#*^ : ІШКШЖШІ, 2006.

20. TSzun CHun'tsi ж#Й YAvlyayutsya li zhiteli syanshan'skoj der. Myaotszy

potomkami myao? [ЩЛ] // - 2010^

4^20. - 2012^3^310. URL: http://www.oldbeijing.net/Article/Class1/ Class28/15244.html.

21. "TSinchao tundyan'" (EHntsiklopediya TSinskoj dinastii) [ИШ] /

- ±M : ЙШШШ, 1936[KS25^].

22. TSzin' TSitsun Man'chzhury v predmest'yakh Pekina

Ш №Ш]. - 1989.

23. CHzhan Bibo Ш.ШШ Issledovanie man'chzhurskogo prigranich'ya М^кШШ

m% №Ш]. - : М№ЛКЖШ±, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.