Научная статья на тему 'О лаборатории научной мысли Э. Л. Львовой'

О лаборатории научной мысли Э. Л. Львовой Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
83
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О лаборатории научной мысли Э. Л. Львовой»

76

Памяти Элеоноры Львовны Львовой

ботанные с участием Элеоноры Львовны образовательные программы по направлению 032400 - «Антропология и этнология» (бакалавриат и магистратура). В 2015 г. исторический факультет сможет принять первокурсников по этой специальности.

Элеонора Львовна, несомненно, относится к тем людям, которые счастливы не столько собственными достижениями, к которым она всегда относилась очень спокойно, но успехами своих учеников. И она осознавала свое предназначение именно так - «продумывать, формулировать и раздавать» (Костин, Сагалаев, 2000: 12). Поэтому все, кому выпало счастье плодотворного общения с ней, в той или иной степени считают себя ее учениками и хранят в своих сердцах частичку ее доброты, чуткости и духовной силы.

В ответ на просьбу поделиться своими воспоминаниями об этом удивительном человеке, Учителе, ученом редакция журнала получила два десятка откликов учеников и коллег Элеоноры Львовны. Все поступившие воспоминания с благодарностью публикуются на сайте лаборатории социально-антропологических исследований ТГУ (http://lsar.tsu.ru). Здесь же, учитывая научную направленность журнала, мы публикуем два текста, имеющие непосредственное отношение к характеристике Э.Л. Львовой как ученого.

УДК 304.4

DOI: 10.17223/2312461X/8/7

О ЛАБОРАТОРИИ НАУЧНОЙ МЫСЛИ Э.Л. ЛЬВОВОЙ

О.Б. Беликова

Львова и Сагалаев

Элеонора Львовна была научным руководителем Андрея Марковича Сагалаева (1953-2002) в его студенческие годы. Он писал у нее дипломную работу «Иконография ламаизма» (1976), но их отношения учителя и ученика сохранились навсегда. В статье к 55-летию Львовой Андрей писал: «Элеонора Львовна обладает редким даром учительства. Учась у нее, студенты и единомышленники получают не только и не столько знания о конструкции тунгусского чума или антропологии бушменов. Ее опыт взаимоотношений Учителя и Ученика куда более серьезен. Здесь, как в буддизме дзен, важным становится не передача знания как такового, а атмосфера совместного приближения к истине» (Андрей Усманов1 1995: 3). Отношение Сагалаева к Элеоноре Львовне было предельно уважительным и сродни сыновьему. А она начинала ему письма такими словами: «Дорогой и сердечно любимый Андрей!»

Памяти Элеоноры Львовны Львовой

77

Выявленная переписка Львовой и Сагалаева сегодня насчитывает 43 послания из Томска, Ленинграда, Новосибирска, Москвы, Осаки. Этот информативный комплект эпистолярных документов 19761992 гг. был сформирован благодаря Элеоноре Львовне. После кончины Андрея она постоянно поддерживала меня в разборе и систематизации его огромного домашнего архива с целью передачи на постоянное хранение в Научную библиотеку ТГУ. И однажды (12 июня 2005 г.) принесла мне домой 27 своих писем, писем, полученных ею от Андрея. Отмечая их источниковедческую ценность и сожалея об уходящем эпистолярном жанре, настаивала на публикации. Позже по инициативе томского литератора В.М. Крюкова, друга А.М. Сагалаева, несколько его писем были изданы, включая и пять посланий для Элеоноры Львовны (Сагалаев 2005: 416-436). Публикация всей переписки Львовой и Сагалаева, чрезвычайно содержательной в плане их личной и творческой биографий, отношений «учитель и ученик», событий истории и культуры Томска, Сибири и всей страны, - дело будущего. Здесь же приведу некоторые интересные выдержки из писем Элеоноры Львовны.

«Как Ваше знакомство с Л.Н. Гумилёвым - состоялось или еще нет? Доходят слухи, что его лекции пользуются в Ленинграде большим успехом в интеллигентной среде вообще и на них бегают, как на вечера выступления его матери, Анны Ахматовой» (от 8 марта 1977 г.).

«У меня есть хорошая новость: при нашей кафедре появилась специализация по культурологии, может быть, через год-два есть перспектива создания и кафедры культурологии» (от 8 января 1992 г.).

«Я очень боюсь административных успехов, они почти всегда лишают возможность менять самого себя» (Там же).

Чулымские тюрки

В ноябре 2006 г. Элеонора Львовна отвечала на вопросы анкеты

А.М. Решетова2, который собирал материал для биобиблиографического словаря отечественных антропологов. Тогда она рассказывала, что после защиты дипломной работы «Индейцы сибоней и таинос Кубы» (1964) собиралась продолжить исследования по латиноамериканской тематике. Но затем вынуждена была кардинально изменить направление своих разысканий. Вот как пишет об этом она сама в указанной анкете.

«Вернувшись в Томск после всех согласований в Институте этнографии и антропологии3, была приглашена к нашему декану Борису Георгиевичу Могильницкому. Он сказал мне, что ввиду того, что в университете открывается Проблемная научно-исследовательская лаборатория истории, археологии и этнографии Сибири, я должна изменить направление своих интересов и заняться “местными ” проблема-

78

Памяти Элеоноры Львовны Львовой

ми. Поскольку угорская и татарская темы были уже закреплены за Надеждой Васильевной Лукиной и Николаем Аркадьевичем Томиловым, на мою долю пришлись чулымские тюрки, про которых Андрей Петрович Дульзон сказал, когда Лукина и Томилов консультировались с ним по поводу своих тем: “Только не берите чулымцев, у них вообще ничего от традиционной культуры не осталось”. Так началась эпопея с чу-лымцами».

Кандидатскую диссертацию «Чулымские тюрки (Историкоэтнографические очерки)» она защитила в Институте этнографии в Москве 28 марта 1978 г. под руководством С.И. Вайнштейна. В последние годы жизни Элеонора Львовна неоднократно высказывала желание опубликовать полностью рукопись своей диссертации, при этом непременно без каких-либо изменений текста или дополнений к нему. Она сожалела, что не сохранила тот единственный экземпляр работы, который когда-то имелся у нее дома. Он был использован ею как материал при написании различных статей, а также книг «Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири» (1988-1990) и «Тюрки таежного Причулымья» (1991). Как и коллеги, ученики и единомышленники

Э.Л. Львовой, считаю долгом как можно скорее и согласно ее воле издать рукопись кандидатской диссертации, проблематика которой по-прежнему актуальна.

В таежном Причулымье когда-то начались и мои самостоятельные археологические изыскания (разведки и раскопки периода 19771993 гг.). С проблематики Чулыма, пожалуй, и завязалось наше личное общение с Элеонорой Львовной, ее помощь в археологических исследованиях для меня бесценна. Показателен следующий пример.

В июле 1985 г. при раскопках на Чулыме кургана 1 Зырянского могильника конца XVI-XVII в. в коллективном захоронении, включающем кузнеца, был обнаружен уникальный комплекс антропогенного характера - скопление археоботанического (семена, плоды) и прочего материала общим объемом около 4 л. Ранее мне и коллегам-археологам не приходилось сталкиваться с подобными объектами, и поэтому, честно говоря, после раскопок я пребывала в полной растерянности по поводу его дальнейшей обработки. Но затем все рассказала Элеоноре Львовне. Она, моментально оценив значимость и информативность столь редкой в археологии находки, привлекла сразу для работы своего мужа, Юрия Алексеевича Львова4. В сентябре 1985 г., после первого знакомства с археоботанической коллекцией, Э. Л. Львова, Ю. А. Львов, его ученица М. А. Лукьянова и я выехали на памятник с целью обследования ландшафта и современных растений, произрастающих в районе могильника. Вскоре Ю. А. Львов организовал группу по камеральному разбору скопления семян. Обработка и интерпретация данных кургана 1 проходили по разным причинам долго - более 20 лет. Но благода-

Памяти Элеоноры Львовны Львовой

79

ря своевременной инициативе и поддержке Э.Л. Львовой, археоботани-ческий материал из могильника чулымских тюрков конца XVI-XVII в. в итоге был определен как представленный 50 растениями (вид, род, иногда семейство) и стал доступен всем исследователям. Она постоянно и пристально курировала мою работу по этой теме, вплоть до обсуждения рукописи книги и ее издания (Беликова 2010), где выступила в качестве рецензента.

«Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири»

В доме Львовых, «между чаями, шутками и фантазиями родился тот самый трехтомник “Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири”» (Костин, Сагалаев 2000: 12). Э.Л. Львова была руководителем авторского коллектива указанной книги (Львова и др. 1988; Львова и др. 1989; Сагалаев, Октябрьская 1990). В соавторах - ее ученики Марьям Усманова (ТГУ), Андрей Сагалаев и Ирина Октябрьская (Институт истории, филологии и философии, Новосибирск).

Работа над трехтомником была задумана не позже осени 1984 г. Сначала его планировали издать на базе Томского государственного университета, в его проблемной научно-исследовательской лаборатории истории, археологии и этнографии Сибири. В секторе этнографии даже обсудили план-проспект книги, составленный Элеонорой Львовной и Марьям Султановной. Но его не утвердили по причине превышения объема будущего издания сверх положенных тогда максимально 12 печатных листов.

Тем не менее к концу 1984 г. коллектив начал составление библиографии, разработку структуры книги и основных подходов исследования. Сагалаев в письме М.С. Усмановой от 12 ноября 1984 г. писал: «Э.Л. Львова совершенно права, надо попытаться показать традиционное мировоззрение народов Южной Сибири как реализацию этническими средствами общечеловеческих ценностей, а не как экзотику неразвитых культур. ...Все это пока звучит невнятно, но главное, что мы начали работать. ... Кажется, самое трудное уже позади, так как сговор состоялся (шутка)». Был определен принцип изложения материала: «Элеонора Львовна предложила друг друга “образовывать”, говорить о новинках, обсуждать, но в книге не оговаривать, где чья идея. Думаю, что это всем нам на руку» (письмо М.С. Усмановой, январь 1985 г.). Издание трехтомника в итоге состоялось в Институте истории, филологии и философии СО РАН. В конце 1986 г. в издательство «Наука» был сдан первый том книги, и в целом работа над ней завершилась к 1990 г.

Разное

На заседании одной археолого-этнографической конференции 2002 г., проходившей в главном корпусе ТГУ, мы сидели с Элеонорой

80

Памяти Элеоноры Львовны Львовой

Львовной рядом. Как-то необычно и с грустью она слушала докладчика, оглядывала присутствующих в конференц-зале. Неожиданно молча взяла мой блокнот и записала в нем свое четверостишие, полагаю, тогда же и родившееся:

Кругом стареющие лица,

Давно отцветшие миры,

Где чувству некуда стремиться И хладно ясен путь - с горы.

28.03.02. Ваша Э.

УДК 304.4

DOI: 10.17223/2312461X/8/8

КАК ПИСАЛАСЬ КНИГА «ТРАДИЦИОННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ ТЮРКОВ ЮЖНОЙ СИБИРИ»

М.С. Усманова

Эта книга - главный итог научной работы Элеоноры Львовны Львовой и ее учеников-соавторов, которые участвовали в этнографических экспедициях и писали дипломные сочинения под ее руководством. М.С. Усманова, А.М. Сагалаев и И.В. Октябрьская после окончания исторического факультета Томского государственного университета продолжали научную работу в Томске и Новосибирске.

Сначала идея написания книги пришла в голову мне, и ее цель была достаточно скромна: опубликовать материалы своей диссертации, в которой я подвергла системному анализу традиционное мировоззрение хакасов. К счастью, моя идея не нашла поддержки у руководства этнографического отдела проблемной лаборатории истории, археологии и этнографии Сибири при ТГУ, но меня «выручил» искушенный в научной политике выдающийся антрополог В.А. Дремов. Он предложил мне найти соавторов в Новосибирском Академгородке, имеющем большие издательские возможности. В этот же час я случайно встретила А. М. Сагала-ева, приехавшего из Новосибирска, и предложила соавторство, так как он также работал с хакасскими, а также алтайскими материалами. Он тут же заявил, что нельзя без Элеоноры Львовны Львовой, а она предложила в соавторы самую молодую свою ученицу И.В. Октябрьскую. Так сложился авторский коллектив и обозначилась тема. Каждый из авторов состоялся как ученый, защитил диссертацию, ездил в этнографические экспедиции к народам Алтая, Хакасии, Якутии, Западной Сибири. Со-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.