тью, его смыслом. При этом человечество перестало чувствовать себя одиноким в своем одиночестве на планете. Искусственный разум в культуре будущего, вероятно, займет достойное место в бытии мира, став одним из главных компонентов культуры.
Таковы лишь некоторые аспекты взаимодействия культуры и науки в современных условиях рынка. Можно отметить, что их взаимодействие сейчас столь велико, что определяет и предопределяет мышление эпохи, создавая базу для XXI столетия.
Н. И. БОЯРКИН, зав. кафедрой народной музыки факультета национальной
культуры МГУ им. Н. П. Огарева, профессор
О КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ВОПРОСАХ ИНТЕГРАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Проблемы подготовки высокообразованных, толерантных к этническим традициям специалистов для музыкальной культуры — наиболее острые в области современного художественного воспитания и образования. Их актуальность определяется задачами сохранения и развития национальных культур, гармонизации межэтнических отношений в Российской Федерации.
Сложившаяся в России практика подготовки специалистов по классическим музыкальным направлениям — теоретиков и исполнителей — зарекомендовала себя в мировой педагогике в качестве одной из высокоэффективных образовательных систем. Вместе с тем она оказалась малоэффективной для специальностей, в которых роль регионально-этнического духовного компонента особенно важна и ответственна. Это касается руководителей народно-певческих коллективов, специалистов по народному пению и инструментам, этномузыкознанию и музыкальной композиции.
Попытки реформирования музыкального образования с целью более полного удовлетворения кадрами многообразных культур народов России, предпринятые в 1930-е и 1960-е годы, имели положительные результаты для русской культуры и культур титульных народов союзных республик бывшего СССР, а также для некоторых автономных республик (Татария, Башкирия и др.), в которых исторически сложились разные типы учебных заведений, ведущих подготовку по нескольким направлениям: образование, самодеятельное и профессиональное творчество.
Показателен в этом отношении опыт многоуровневой системы подготовки кадров для музыкальной культуры Республики Татарстан. Система может быть представлена следующим образом: музыкальная школа, музыкальное училище — консерватория; средняя музыкальная школа для одаренных детей при консерватории — консерватория; школа (музыкальная, общеобразовательная) — инсти-
© Н. И. Бояркин, 1998
тут культуры или пединститут. Организация такой развитой образовательной системы создала необходимые условия для целенаправленной подготовки кадров для самой системы музыкального образования и одновременно прочную базу для развития сильной национальной композиторской школы, исполнительского искусства, основанных на многовековых духовных традициях народа.
В республиках России, в которых подготовка кадров для национальной музыкальной культуры велась вне своих этнических территорий, сильная профессиональная культура, способная вобрать в себя родные духовные традиции, не сложилась.
Задачу подготовки кадров для национальных культур не могли и не могут решить российские вузы, в образовательных программах которых не предусмотрено и практически не может быть введено изучение музыки многочисленных народов страны. Это задача самих национальных республик. В российских вузах подготовка кадров по народно-певческим и народно-инструментальным специальностям ограничивается рамками изучения русского музыкального искусства, а анализ его взаимосвязей с культурами нерусских народов не занимает сколько-нибудь заметного места. Лишь в последние годы эта проблематика стала предметом научных исследований. Однако открытия в данной области более чем скромны. Они не затрагивают многообразных явлений сосуществования культур и преимущественно ограничены вопросами влияния русской культуры на духовные традиции соседствующих народов.
При таком положении подготовки кадров не могут быть успешно решены задачи возрождения и плодотворного развития национальных культур. Поэтому кадры по музыке народов России крайне малочисленны. Невелико в республиках и национальных регионах и число специалистов-педагогов, которые могли бы способствовать их формированию.
Все эти проблемы остро стоят перед музыкальным образованием Мордовии. Республика не располагает подлинными профессиональными национальными певческими коллективами, оркестрами мордовских народных инструментов, разви-
той композиторской школой. Недостаточно профессионально работают и концертные коллективы.
Процессы демократизации, развернувшиеся в культуре и в целом обществе в последние годы, осмысление научной и художественной интеллигенцией места и роли этнических и региональных традиций в современной жизни, задачи гармонизации межэтнических отношений
направили общественно-художественную
мысль на поиски позитивных путей решения актуальных проблем культуры. Главным условием решения в наиболее полном объеме проблем национальных культур является развертывание и совершенствование образовательной системы в самих республиках и регионах России. Эти процессы уже начались. Во многих республиках открываются новые, нетрадиционные для них учебные заведения: преимущественно это художественные факультеты в действующих гуманитарных вузах, призванные включить в свою образовательную систему в качестве важнейших компонентов профессиональное освоение национальных художественных традиций.
Задачи по широкому изучению традиционной духовной культуры народов России и органичному ее воплощению в новых концертно-исполнительских и про-фессионально-композиторских формах современного художественного творчества определились в республиках и национальных регионах в качестве важных разделов государственных программ духовного возрождения народов и в общественном мнении утвердились как первоочередные задачи научной и художественно-творческой интеллигенции.
Пути и методы решения проблем национальной культуры не могут быть одинаковыми для разных республик и регионов России. Их выбор зависит от многих факторов: характера и типа национальной культуры, ее исторических взаимосвязей с культурами совместно проживающих народов, степени интеграции в российскую и мировую культуру, уровня развития музыкального образования в республике, бытовой музыкальной среды
И т. д.
Музыкальное образование в Мордовии в том состоянии, в каком оно находится, малоэффективно и не может решить
стоящие перед ним задачи. Его слабость определяется не только общими для многих культур народов России условиями, но и крайней разобщенностью образовательных учреждений, распыленностью весьма ограниченных учебно-методиче-ских возможностей и финансово-материальных средств.
С осмыслением процессов, происходящих сегодня в культуре, в том числе музыкальном искусстве и образовании, явно запаздывают директивные органы, не имеющие научно обоснованной программы первоочередных действий государства по сохранению и развитию достигнутых ранее позитивных результатов в полиэтнической культуре республики. Запаздывание в этой области чревато неоправданно большими потерями. Необходимо осознать общественный закон, устанавливающий, что в республиках и регионах, в которых не существует развитой и многочисленной среды профессионалов, в школах не ведется в должной степени художественное воспитание пополняющих эту среду детей и юношества, нет целенаправленной работы по воспроизводству кадров национальной интеллигенции на разных образовательных уровнях, отрицательные процессы в культуре проистекают стремительнее, нежели в республиках с развитой художественной инфраструктурой. В условиях экономического кризиса, недостаточного финансирования необходимо определить самые узкие и перспективные направления сохранения и развития современной культуры республики, финансовой поддержки базисных явлений и организаций культуры, с потерей которых проблемы по ее возрождению станут значительно более сложными и труднорешаемыми.
Важным фактором в подготовке кадров для музыкальной культуры Мордовии должна стать многоуровневая интеграция, способная объединить в одну образовательную систему имеющиеся в республике разноведомственные учебные заведения: детские музыкальные школы, музыкальное училище, училище культуры, университет и пединститут. Эта интеграционная система призвана быть ориентированной на достижение конкретного конечного результата — профессиональную подготовку специалиста, обла-
дающего разносторонней эрудицией и глубокими знаниями, соответствующими уровню современного развития музыкального искусства, специальной подготовкой к музыкально-творческой деятельности в условиях полиэтнической культуры Мордовии и областей России с мордовской диаспорой.
Образовательная часть этой интеграции должна опираться на научно разработанную систему методических требований к национально-музыкальному компоненту в образовательных программах разных учебных заведений. В качестве временной, переходной меры, впрочем носящей не только вспомогательный характер, могут служить общая, принятая во всех довузовских учреждениях, методика „подтягивания4* уровня подготовки потенциальных абитуриентов вузов, организация подготовительных курсов в мордовской диаспоре на базе средних специальных музыкальных заведений, внедрение более широкой подготовительной практики в гуманитарную университетскую гимназию.
Организационной основой интеграции музыкального образования в Мордовии мог бы явиться созданный в структуре Регионального учебного округа при Мордовском университете специальный общественный научно-методический совет по музыкальному образованию из ведущих специалистов — педагогов, директоров учебных заведений, деятелей музыкальной культуры республики, представителей государственных органов культуры и образования.
Деятельность в рамках Регионального учебного округа подобного научно-мето-дического совета способна оказать значительное влияние на повышение музыкального образования республики, организацию целенаправленной многоуровневой подготовки специалистов для культуры. Основными направлениями деятельности совета могли бы быть:
1) разработка концептуальных основ дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и послевузовского музыкального образования в условиях полиэтнической культуры РМ;
2) выработка стратегических направлений развития музыкального образования в РМ;
3) изучение опыта музыкально-образовательных учреждений республик и регионов РФ;
4) организация широкой научно-ме-тодической работы по созданию и совершенствованию учебно-методической базы, публикации учебников, пособий и других учебных материалов, связанных с изучением культуры народов Мордовии. В этой области совет мог бы осуществлять деятельность совместно с соответствующими отделами министерств, издательствами, а также с ведущими музыкально-образовательными центрами России, Эстонии, Венгрии, Финляндии;
5) в плане повышения квалификации преподавателей проведение семинаров и консультаций по проблемам истории и теории музыки народов РМ;
6) организация и координирование широкой музыкально-профориентационной деятельности в РМ и областях с мор-
довскои диаспорой;
7) создание банка информационных данных об учебных заведениях, уровне подготовки преподавателей, о потребностях в специалистах в сфере образования, культурно-просветительной работы, профессионального искусства;
8) проведение ежегодных научно-практических конференций по актуальным вопросам музыкального образования;
9) издание ежегодного научно-методического бюллетеня, в котором публикуются материалы о передовом опыте работы преподавателей, информация о методической литературе, проведенных за год мероприятиях и т. д.;
10) проведение ежегодных фестивалей детского и юношеского музыкального исполнительства с опорой на творчество пе-дагогов-исполнителей и художественных профессиональных коллективов, широкой музыкально-просветительной работы в школах в форме тематических концер-тов-лекций.
Реализация этих программных положений интеграции музыкального образования в республике возможна при активной работе субъектов Регионального учебного округа на основе договоров между университетом, детскими музыкальными и общеобразовательными школами, средними специальными заведениями и их головными ведомствами — министерствами культуры и образования республики. Важно, чтобы в договорную систему были включены и органы управ-
ления культуры регионов Российской Федерации с компактным проживанием мордовского населения, например Пензенской, Ульяновской, Самарской, Оренбургской областей, представители которых получают образование на факультете национальной культуры Мордовского университета. К этой интеграционной программе деятельно должны подключиться и общественные движения, например Съезд мордовского народа, его постоянный орган — исполком.
Интеграция многообразных научных, методических, финансово-материальных и других средств создает более благоприятные условия для решения насущных проблем музыкального образования, нежели несогласованная деятельность ведомств, образовательных учреждений, располагающих небольшими финансовыми и научно-методическими возможностями для решения этих задач.
В плане подготовки кадров высшей квалификации для культуры республики важное значение имеет развертывание работы научно-методического совета по приему на факультет национальной культуры абитуриентов из мордовской диаспоры. Это будет способствовать сохранению региональных духовных традиций народа, обогащению профессионального искусства мордвы маргинальной территории, привнесению в него новых многообразных жанровых, стилевых и исполнительских форм.
В целях координации приема в университет абитуриентов из диаспоры научно-методическому совету необходимо осуществлять постоянную связь с органами управления культуры и образования областей с компактным проживанием мордвы, способствовать организации и работе постоянно действующих отборочных комиссий, в сферу интересов которых должны входить: формирование групп потенциальных абитуриентов из мордвы, оценка уровня их довузовской музыкальной подготовки; определение творческой и образовательной перспективы.
Отборочные комиссии могут быть созданы в областях мордовской диаспоры из преподавателей средних и музыкальных школ, средних специальных музыкальных учебных заведений, деятелей местных национально-просветительных обществ. В зависимости от необходимости
1998. №2
они могут быть созданы на территории одной или нескольких областей, в которых проживают потенциальные кадры мордовской национальной музыкальной культуры.
Финансирование деятельности отборочных комиссий и привлекаемых ими к работе с абитуриентами педагогов-кон-сультантов должны взять на себя территориальные органы управления культуры, поскольку граждане мордовской диаспоры как налогоплательщики участвуют в создании бюджета области, часть которого расходуется на удовлетворение духовных запросов населения.
Отборочные комиссии в своей деятельности руководствуются Уставом Мордовского университета и положениями территориальных органов управления культуры о подготовке кадров. Они наделяются правом направления абитуриентов в университет, входят в состав выездной приемной комиссии университета, отчитываются о своей деятельности перед территориальными органами управления культуры и научно-методическим советом Регионального учебного округа.
Наряду с решением вопросов организационной деятельности для интеграции музыкального образования в Мордовии необходимо широкое развертывание работы по созданию учебно-методической базы, отвечающей требованиям процесса подготовки специалистов на разных уровнях образовательной системы. Эта учебно-методическая база должна быть четко разработана, иметь научную основу и соответствовать как государственным образовательным стандартам, так и современным требованиям музыкально-художественной практики полиэтнической культуры республики.
Некоторые положительные наработки в плане создания многоуровневой интеграционной системы музыкального образования в республике уже имеются. Они связаны с деятельностью кафедры народной музыки факультета национальной культуры Мордовского университета, располагающей ценными кадрами: теоретиками музыки, методистами, практиками-исполнителями и организаторами, деятельность которых получила широкое признание. Ими создана серьезная научная школа народной музыки, ее воплощения в композиторских формах, иссле-
дованы пути развития музыкальной культуры республики.
Специалистами кафедры разработан ряд учебных пособий, которые вышли в свет и широко используются в вузовской и школьной учебной практике: „Мордовское народное музыкальное искусство" (1983), „Мордовская профессиональная музыкальная культура" (1986), „Мордовская музыка в начальной школе“ (1994), „Хоровое сольфеджирование: Лады и
многоголосные формы мордовской народной музыки41 (1995). Готовятся к изданию учебные пособия для вузов и средних специальных учебных заведений — „Органологические основы мордовского многоголосия", „Русская народная музыка в Мордовии”, „Финно-угорские музыкальные традиции", „Мордовская народная музыка на уроках сольфеджио" — для детских музыкальных школ, а также «Учебно-методиче-ские материалы по специальности „Руководство народным хором"» для вузов и другие ценные работы.
В свете интеграции важным фактором повышения квалификации преподавателей музыкальных школ и средних специальных учебных заведений кафедра народной музыки рассматривает проведение научно-практических конференций с широким участием в них преподавателей детских музыкальных и общеобразовательных школ г. Саранска. На обсуждение на таких конференциях выносятся наиболее актуальные темы современного музыкального воспитания детей. Например, последняя из них, проведенная в 1997 г. на базе 1-й музыкальной школы, была посвящена проблемам преподавания этномузыки в условиях полиэтнической культуры республики.
Важным элементом в интеграции музыкального образования становится практическая работа студентов выпускных курсов в детских музыкальных и общеобразовательных школах в качестве преподавателей музыки, руководителей школьных хоровых коллективов и фольклорных ансамблей. Многогранная и весьма продуктивная их работа, осуществляемая на протяжении учебного года и проводимая по единой образовательной программе, в которой этнический компонент является важной частью, дает заметные положительные результаты. Одним из них можно назвать музыкальный фестиваль детской и юношеской хоровой
музыки, который дает возможность охватить музыкально-просветительной работой многие школы города, выявить
музыкально одаренных детей, способных продолжить учебу в средних и высших учебных заведениях.
В. В. ИЩУК, декан педагогического факультета Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского
А. А. САВЕЛЬЕВ, зам. директора школы N9 17 г. Ярославля
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА „КУЛЬТУРА МОЕГО НАРОДА И НАРОДОВ МИРА“
В настоящее время практиков школьного образования особенно волнуют проблемы мотивации учения. Это связано со многими факторами, но прежде всего с тем, что в государстве активно проводятся процессы демократизации, реформирования различных сфер жизнедеятельности, в том числе и в образовании. Все больше внимания педагоги стали уделять индивидуально каждому человеку, конкретному ребенку, отдельно взятой личности. Основная учительская задача сегодня заключается в том, чтобы создать такие условия в школе, в которых ребенок чувствовал бы себя комфортно, был индивидуально-ориентированным на собственные возможности и желания: чтобы ему нравилось учиться в школе, хотелось в нее постоянно ходить, чтобы он ощущал радость от учения и сотрудничества со взрослым.
Можно ли всего этого достичь и какие средства воздействия и педагогические условия необходимы для формирования целостной мотивации учения?
Попытаемся ответить на поставленные вопросы, используя примеры из собственной практики, а также попробуем теоретически обосновать отдельные подходы к формированию мотивации учения
с опорой на музыкальную деятельность школьников. На наш взгляд, особенно эффективно это можно делать на уроках синтезирующего учебного комплекса „Культура моего народа и народов мира", включающего в себя такие учебные дисциплины, как история, литература, изобразительное искусство, музыка с элементами пластики и театрализации.
Данный учебный комплекс был разработан доцентом кафедры филологии Ярославского педагогического университета им. К. Д. Ушинского Н. Н. Пай-
ковым в 1991 г. и внедрен в практику средней школы № 17, а с 1992 г. — школ № 39, 71, 8 г. Ярославля, Гаврилов-Ямской школы, учебных заведений Тулы, Ульяновска, Белгородской и Ивановской областей, а также школ Карелии. Были сформулированы концепция и программа комплекса, которые предусматривают создание гуманитарно-ориен-тированной средней общеобразовательной школы всех ступеней (начальной, неполной, средней). В настоящее время базовая школа № 17 г. Ярославля работает в режиме инновационной экспериментальной деятельности на уровне первой и второй ступеней, т. е. со 2-го по 9-й классы.
© В. В. Ищук, А. А. Савельев, 1998
н