Научная статья на тему 'О концептуальных особенностях формирования экономической культуры старшеклассников'

О концептуальных особенностях формирования экономической культуры старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ECONOMIC CULTURE / ECONOMIC COMMUNITY / ADAPTATION / ELECTRONIC LEARNING TOOLS / CONSTRUCTIVE SPACE / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО / АДАПТАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / КОНСТРУКТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаталова Н.П.

В статье раскрывается проблема формирования экономической культуры старшеклассников в процессе использования современных электронных средств конструктивной коммуникации. Представлены концептуальные особенности теории развития экономической культуры обучающихся в конструктивном образовательном пространстве, насыщенным новыми технологиями образования. В статье сформулированы понятия и критерии, которые отражают концептуальные особенности проблемы формирования экономической культуры, как фактора адаптации выпускника общеобразовательного учреждения в экономическом сообществе после его окончания. Критерии раскрыты через ряд признаков, отражающих этапы формирования экономической культуры. Представленный материал может послужить базовым конструктом при разработке модели и образовательной Программы формирования и развития всех критериальных компонентов экономической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE CONCEPTUAL PECULIARITIES OF FORMING THE ECONOMIC CULTURE OF SENIOR PUPILS

The article reveals a problem of forming the economic culture of high school students in the process of using modern electronic means of constructive communication. The conceptual features of the theory of the development of economic culture of students in a constructive educational space, saturated with new educational technologies are presented. The article formulates criteria that reflect the conceptual features of the problem of the formation of an economic culture as a factor in the adaptation of a graduate of a general education institution in the economic community after graduation. The criteria are disclosed through a number of signs reflecting the stages of the formation of an economic culture. The presented material can serve as a basic construct in the development of a model and educational program for the formation and development of all criterion components of economic culture.

Текст научной работы на тему «О концептуальных особенностях формирования экономической культуры старшеклассников»

ISSN 1991-5497. МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 2 (75) 2019

Таблица 1

Автор Абсолютные ценностные категории

Н.Н. Столович и др. «Красота - Добро - Истина». При этом красота является эстетической ценностью, отражающей в себе идеал совершенства и гармонии разноплановых свойств феноменов, вызывающих у человека чувства любви и наслаждения; добро представляет собой нравственную ценность; истина имеет познавательное значение. Эта ценность отражает правдивые знания человека об окружающей действительности. Противоположность истины - заблуждение, в котором проявляется искаженное представление человека о социокультурном мире. Истина для человека имеет мировоззренческую культурно-просветительскую значимость.

Н.А. Бердяев Абсолютная ценность человека и его личности, а также ценностные категории, обеспечивающие значимость человеческой личности: добро, справедливость, нравственность, духовность.

Е.Н. Шиянов Гуманистические ценности: жизнь, здоровье, свобода, любовь, образование, труд, мир, красота, творчество и т.д.; свойства и качества личности, проявляющиеся в гуманно-нравственных отношениях к другим людям. Аксиологические принципы социальных отношений: полное равноправие разных культур в структуре базовых гуманистических ценностей, равноправие людей, независимо от их культурной, этнической принадлежности при сохранении разнообразия культурных и этнических особенностей; свобода творчества в общественных и межличностных отношениях.

Н.С. Розов Ценности: жизнь, здоровье, свобода личности; достоинство человека, как возможность защищаться от унижения и нелегитимного насилия; семья и продолжение рода; социокультурный мир; социальная доступность образования для всех людей; возможность трудиться для обеспечения достойной жизни и творческого самовыражения. Ценностные принципы: требование к картине мира и образу человеческого мышления: мир представляет собой гармонию равноправных культур и систем культурных ценностей, а в человеческом мышлении должны быть синтезированы культурная нормативность, истина и креативность; требование к ценностному сознанию: разрешено все, что не противоречит базовым ценностям; требование к образу будущего: устойчивое многополярное развитие социокультурного мира.

А.В. Кирьякова Ценности, преемственно сохраняемые во всех общественных системах, - истина, добро (гуманизм) и красота; необходимая, глобально и личностно значимая ценность - жизнь; ценность, особо актуальная для нынешнего этапа развития общества - Отечество (патриотизм); приоритетная ценность, обеспечивающая прогресс и процветание общества и личности - труд (трудолюбие)

И.М. Орешников Гуманистические ценности: человеческая свобода, возможность социальной креативности, справедливые отношения между людьми, смысл жизни, счастье, дружба, коллективизм и интернационализм, честь и совесть, достоинство, любовь, мир и миролюбие и т. д.

Библиографический список

1. Болотова Л.В. Организация добровольческой деятельности как аспект вузовской будущих социальных работников. Диссертация ...кандидата педагогических наук. Тамбов, 2007.

2. Холина О.И. Волонтёрство как социальный феномен современного российского общества. Теория и практика общественного развития. 2011; 8: 44 - 52.

3. Азарова Е.С. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Хабаровск, 2008.

4. Пушкарева Т.В., Мельникова В.Н. Волонтёрство как добровольная благотворительная деятельность. ВестникКГУ им. Н.А. Некрасова. 2003; 1: 188 - 190.

5. Бобрышов С.В. Историко-педагогическое исследование развития педагогического знания: методология и теория: монография. Ставрополь: Изд-во СКСИ, 2006.

6. Самохвалова В.И. Культурология: краткий курс лекций. Москва: Юрайт-Издат, 2002.

7. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. Ленинград: Изд-во ЛГУ 1960.

8. Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта. Вопросы психологии. 1993; 5: 99 - 105.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2017.

10. Клушина Н.П. Аксиологические основы работы с молодёжью. Ставрополь, СКФУ 2014.

11. Шиянов Е.Н. Педагогика: общая теория образования: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. Ставрополь: Издательство СКСИ, 2007. References

1. Bolotova L.V. Organizaciya dobrovol'cheskoj deyatel'nosti kakaspekt vuzovskoj buduschih social'nyh rabotnikov. Dissertaciya .. .kandidata pedagogicheskih nauk. Tambov, 2007.

2. Holina O.I. Volonterstvo kak social'nyj fenomen sovremennogo rossijskogo obschestva. Teoriya iprakiika obschestvennogo razvitiya. 2011; 8: 44 - 52.

3. Azarova E.S. Psihologicheskie determinanty i 'effekty dobrovol'cheskoj deyatel'nosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Habarovsk, 2008.

4. Pushkareva T.V., Mel'nikova V.N. Volonterstvo kak dobrovol'naya blagotvoritel'naya deyatel'nosti. VestnikKGU im. N.A. Nekrasova. 2003; 1: 188 - 190.

5. Bobryshov S.V. Istoriko-pedagogicheskoe issledovanie razvitiya pedagogicheskogo znaniya: metodologiya i teoriya: monografiya. Stavropol': Izd-vo SKSI, 2006.

6. Samohvalova V.I. Kul'turologiya: kratkij kurs lekcij. Moskva: Yurajt-Izdat, 2002.

7. Tugarinov V.P. O cennostyah zhiznii kul'tury. Leningrad: Izd-vo LGU, 1960.

8. Budinajte G.L., Kornilova T.V. Lichnostnye cennosti i lichnostnye predpochteniya sub'ekta. Voprosy psihologii. 1993; 5: 99 - 105.

9. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschejpsihologii. Sankt-Peterburg: Piter, 2017.

10. Klushina N.P. Aksiologicheskie osnovyraboty s molodezh'yu. Stavropol', SKFU, 2014.

11. Shiyanov E.N. Pedagogika: obschaya teoriya obrazovaniya: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Stavropol': Izdatel'stvo SKSI, 2007.

Статья поступила в редакцию 22.03.19

УДК 378

Shatalova N.P., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), Senior Lecturer, Professor, Department of Mathematics, Informatics and Teaching Methods,

Novosibirsk State Pedagogical University, Kuibyshev branch (Kuybyshev, Russia), E-mail: giahp@mail.ru

ON THE CONCEPTUAL PECULIARITIES OF FORMING THE ECONOMIC CULTURE OF SENIOR PUPILS. The article reveals a problem of forming the economic culture of high school students in the process of using modern electronic means of constructive communication. The conceptual features of the theory of the development of economic culture of students in a constructive educational space, saturated with new educational technologies are presented. The article formulates criteria that reflect the conceptual features of the problem of the formation of an economic culture as a factor in the adaptation of a graduate of a general education institution in the economic community after graduation. The criteria are disclosed through a number of signs reflecting the stages of the formation of an economic culture. The presented material can serve as a basic construct in the development of a model and educational program for the formation and development of all criterion components of economic culture.

Key words: economic culture, economic community, adaptation, electronic learning tools, constructive space.

Н.П. Шаталова, канд. физ-мат. наук, доц., проф. каф. математики, информатики и методики преподавания, Новосибирский государственный

педагогический университет, Куйбышевский филиал, г. Куйбышев, E-mail: giahp@mail.ru

О КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В статье раскрывается проблема формирования экономической культуры старшеклассников в процессе использования современных электронных средств конструктивной коммуникации. Представлены концептуальные особенности теории развития экономической культуры обучающихся в конструктивном образовательном пространстве, насыщенным новыми технологиями образования. В статье сформулированы понятия и критерии, которые отражают концептуальные особенности проблемы формирования экономической культуры, как фактора адаптации выпускника общеобразовательного учреждения в экономическом сообществе после его окончания. Критерии раскрыты через ряд признаков, отражающих этапы формирования экономической культуры. Представленный материал может послужить базовым конструктом при разработке модели и образовательной Программы формирования и развития всех критериальных компонентов экономической культуры.

Ключевые слова: экономическая культура, экономическое сообщество, адаптация, электронные средства обучения, конструктивное пространство.

Проблема формирования экономической культуры в отечественной и зарубежной педагогической литературе является одним из приоритетных направлений исследований развития современного общества. Сегодня экономическую культуру как составляющую часть общей культуры принято рассматривать с трех позиций: по отношению к производству; по отношению к обществу в целом; по отношению к личности. Однако если под производством понимать процесс созидания, который направлен на создание жизненных благ важных для жизни и развития человеческого общества, то, несомненно, показатели экономической культуры производства обуславливаются способностью специалистов, представляющих различные социальные группы, эффективного использования современных технических и электронных средств производства, последних достижений науки, форм проектирования и управления. Есть и другая точка зрения. Так, например, Е.И. Козлова [1] и Ю.А. Левада [2] полагают, что экономическая культура производства напрямую и косвенно зависит от изменений в социокультурной жизни людей, от их знаний, потребностей, интересов.

Но какую бы точку зрения не принимать, нетрудно заметить, что экономическая культура производства, рассматривая на каждом историческом этапе развития производства и производственных отношений, определяет экономическую культуру общества через преемственность форм и способов деятельности поколений. В процессе непрерывного развития экономической культуры общества поступательно возникают условия, побуждающие каждого субъекта, как движущей силы прогрессивного развития экономических процессов, к активизации производственной деятельности.

Экономическая культура производства рассматривает в своем составе следующие компоненты: культуру производственного процесса, культуру условий труда, коммуникативные отношения, культура административных работников. По совокупности всех перечисленных качеств можно дать оценку экономической культуры каждого работника производства. Поэтому экономическая культура общества есть система ценностей в хозяйственной деятельности и её мотиваци-онной сфере. Уровень экономических знаний каждого специалиста определяет качество оценок и действий человека, регулирует его экономическими отношениями.

Обратимся к анализу и краткой, исторически сложившейся, характеристики дефиниции «экономическая культура». Бесспорно, что понятие связано с деятельностью человека, обращенной к земледельческому и материальному производству, которое определяет проявление духовной жизни общества. Каждый вид человеческой деятельности можно представить как кластер средств деятельности, что позволяет выявить критерии и показатели явлений культуры - стать социально изготовленным средством деятельности человека. В связи с чем, дефиницию «экономическая культура» на начальном этапе её развития отождествляли с понятием «способ производства».

Сегодня нельзя рассматривать проблемы развития экономической культуры производства, экономической культуры общества и экономической культуры личности вне зависимости от развития мирового экономического пространства. Процессы развития науки и техники в мировом экономическом пространстве оказывают неоспоримо существенное влияние на все сферы социальной жизни людей. Стремительное научно-техническое развитие расширяет информационную среду, изменяет коммуникативные взаимоотношения, делает деятельность человека зависимой от робототехники и информатизации социально-экономических процессов.

Рождение новых способов производства определяет превращение образовательного пространства в широкомасштабный непрерывно обновляющийся инновационный процесс. Для формирования экономической культуры современное экономическое сообщество заинтересовано в поиске инновационных подходов, определяющих образовательные стратегии с опорой на имеющийся мировой педагогический опыт и традиции в системе мирового информационного образовательного пространства.

Важным направлением в исследовании этой проблемы с опорой на инновационное развитие мирового экономического сообщества находим определение сущности, содержания и выявление компонентов базовой экономической культуры старшеклассников, рассматриваемой в аспекте мировых современных тенденций. Вместе с тем, содержание базовой экономической культуры старшеклассников, являясь определяющей для развития и формирования эко-

номической культуры личности в экономическом сообществе, опосредованно прогнозирует его экономические показатели, что подчеркивает не проходящую актуальность.

Роль базовой экономической культуры личности в жизни общества рассматривалась в диссертационных работах таких ученых как И.В. Брызгалова, В.В. Вишевского, М.В. Владыки, Л.И. Галамяна, А.З. Ерицпоховой, Л.Е. Эпштейн, О.А. Любченко, Л.А. Саввиной, М.В. Тишковой, Н.В. Чигиринской и др., которые опирались на системообразующий фактор, исторические корни которого обращены к традиционной культуре. Анализируя работы ученых нетрудно заметить, что базовая экономическая культура личности во все времена является предметом исследования таких наук, как:

- культурологии (А.В. Костина, Н.Б. Крылова, Ю.Н. Солонина, и др.);

- идеологии (Ж.Т. Тошенко, М.С. Кагана и др.);

- социологии (И.Б. Иткин, Н.Я. Клепач, В.В. Радаев и др.) и пр. науки.

С точки зрения культурологического подхода, согласно диссертационным исследованиям А.В. Костиной, Н.Б. Крыловой, Ю.Н. Солониной, М.С. Кагана, компетентности человека, исторически выработанные в процессе его деятельности, являют собой социально-выработанные средства экономической деятельности и относятся к группе явлений экономической культуры. По мнению О.М. Штомпеля, экономическая культура должна в себя включать как производственные отношения, так и технологию воспроизводства самого человека.

Зарубежные учёные убеждённо утверждают, что существующая множественность определения дефиниции «экономическая культура», зависит от множества явлений, которые касаются коммуникативных отношений складывающихся между человеком и процессами, позволяющими преобразовывать окружающий мир.

А.В. Костина [3] видит три этапа в развитии понятия «экономическая культура». Первый из них он относит к античной философии, второй - период осознания культуры как пространства человеческой деятельности, третий этап - период развития культурологических дисциплин.

Н.Б. Семенова [4] и ГН. Соколова [5], рассматривают понятие «экономическая культура» с точки зрения макросоциологических адаптационных проблем в человеческом обществе. Экономическая культура должна рассматриваться как компонент социального института, который создает условия (материальные, духовные) общественной жизни, наследуемые поколениями. А.В. Костина [3] предлагает под экономической культурой понимать некую специфику социализации личности. ГН. Соколова [5] экономическую культуру ассоциирует с поиском проблемы многообразия и интеграции различных культур, проблемы культурного наследия. Т. Парсонс [6] развитие понятия «экономическая культура» связывают с поиском ценностного эталона, на который должно быть ориентирована деятельность людей в экономическом сообществе. Ю.А. Левада [2] понятие «экономическая культура» определяла как социальную память общества специфического механизма, которые обеспечивает и воспроизводит эталон поведения, обеспечивающий эффективность деятельности в прошлом.

Как видим, ученые не имеют однозначного мнения по поводу определения дефиниции «базовая экономическая культура», которому следовало бы придерживаться в исследовании. Экономическая культура личности служит лакмусом аккумулированных представлений и взглядов, порожденных опытом людей, их деятельностью в экономическом сообществе. К ключевым компонентам экономической культуры относится экономическое сознания (осознание), под которым следует понимать кластер экономических представлений о производстве и распределении, произведенных им продуктов, распределении материальных благ, влиянии производства на жизнь в экономическом сообществе. Экономическое сознание углубляет и расширяет представления человека об экономических взаимоотношениях и закономерностях. Здесь уместно будет отметить, что психологии поясняют возобновившийся интерес к проблеме развития экономического сознания в связи с трансформацией статуса и характера хозяйственной деятельности, повлекшей изменение не только всех подструктур самосознания, но и экономическое поведение людей. Базой экономического знания является экономическое осознание, компонентами которого являются:

- экономические чувства и эмоции, исходящие из удовлетворения от самого процесса труда и его результатов;

- экономическое восприятие отношений, ситуаций и пр.;

- экономические представления, конструирующие экономический образ;

- экономическое осмысление экономических понятий, экономических законов, направляющие экономическую деятельность [7 - 9].

Бесспорно, что базой экономической культуры личности является сознание, опирающееся на экономические знания. Экономические знания необходимо рассматривать как комплекс экономических представлений: (1) о потреблении и распределении материальных благ; (2) о методах; (3) о влиянии экономической культуры на общество.

По мнению Н.Б. Семеновой, экономические знания «есть представления об экономических взаимосвязях в рыночных взаимоотношениях и закономерностях их развития, на основе которых развивается экономическое мировоззрение, экономические компетенции, нравственность экономической деятельности» [4, с. 45].

По мнению В. Г Козлова к основным компонентам «структуры экономической культуры личности относятся: знания и практические умения; экономическую направленность; способы организации деятельности; нормы, которые регулируют отношения поведения человека из экономического сообщества» [1, с. 24].

На основе компонентов экономического осознания формируется и развивается экономическое мышление, саморегуляция экономической деятельности, нравственность и самоконтроль в современных условиях экономической жизни общества. Экономическое мышление помогает и предопределяет сущность всех экономических явлений в обществе, позволяет оперировать усвоенными экономическими знаниями, анализировать ситуации.

Выполненный анализ позволяет уточнить, что под экономическим мышлением будем понимать отражение взглядов, представлений, оценок различных явлений, происходящих в экономическом сообществе, принятых и принимаемых решений, которыми люди руководствуются в своей экономической деятельности. Под экономической деятельностью предлагаем рассматривать процесс самореализации во всевозможных ситуативных типах экономического поведения, определяющего и регулирующего коммуникативные экономические отношения.

Как показывают многочисленные исследования, а также анализ диссертационных работ уровень сформированности базовой экономической культуры личности зависит не только от его экономического мышления, но и от личностных качеств многих субъектов экономической деятельности, рассматриваемой в той или иной ситуации. Поэтому уровень базовой экономической культуры многие авторы интерпретируют на основе собственного анализа исследуемой ситуации. Например, исследования проблем воспитания экономической культуры, показывают, что значительные трудности в воспитании компонентов экономической культуры возникают в процессе овладения профессиональными компетенциями.

Социальная установка и социально-значимые ценности указывают на экономическую направленность личности. Интеграционная характеристика личностных качеств и свойств, как результатов участия личности в экономической деятельности, может служить измерением уровня воспитанности базовой экономической культуры. Компонентами экономической направленности личности выступают: интересы; потребности; мотивы деятельности человека в экономической сфере. Важным компонентом базовой экономической культуры экономическую направленность личности, предлагает исследовать по следующим критериям: познавательные интересы; жизненные экономические потребности; мотивы действий в экономическом сообществе.

Вместе с тем исследование и анализ эмпирических данных, полученных в процессе педагогического эксперимента, показал, что базовая экономическая культура личности сегодня выражается:

- через уважительное отношение к любой форме собственности (78%);

- через уважительное отношение к коммерческому успеху в создании развитии предпринимательства (89%);

- в неприятии настроения «уравниловки» (65%) и т. п. [9].

Процесс формирования базовой экономической культуры обучающихся в образовательной среде проходит в несколько этапов. Каждый из них соответствует определенным возрастным особенностям развивающейся личности. В научных трудах многих ученых представлены различные классификации качеств и показателей сформированности базовой экономической культуры обучающихся для каждой возрастной группы. Опираясь на мнение исследователей содержание базовой экономической культуры старшеклассников будем рассматривать в комплексе, содержащем три структурных компонента: потребностно-когнитив-ный; социально-нравственный; проксеологично-деятельностный.

Под экономической культурой старшеклассников будем понимать совокупность системы знаний экономического содержания, которые способны обеспечить самостоятельную целенаправленную деятельность экономического по конструктивному плану направленному на удовлетворение собственных экономических потребностей.

Библиографический список

Несомненно, что образование и адаптация в экономическом сообществе принадлежат семье, школе, современным группам и средствам массовой информации. Каждая из них играет важную роль в распространении экономической культуры. Сегодня в семьях происходит спонтанная социализация а экономической жизни общества, и лишь школа, являясь как бы институтом подготовки к адаптации в экономическом сообществе, призвана целенаправленно и организованно сочетать приобщение к культуре.

Сегодня интеграция экономических сообществ усиливает их конкуренцию, что приводит к повышению требований работодателей к специалистам. В условиях глобальной конкуренции от состояния и уровня развития личности зависит эффективность социально-экономического развития, что в современной политической ситуации сказывается и на степени геополитического влияния государства в целом.

Анализ различных диссертационных исследований показал, как сегодня определены основные аспекты концепции воспитания экономической культуры в контексте непрерывного образования. Под непрерывным образованием будем понимать такое следование конкретной культурной традиции, базирующейся на высоких технологиях глобальной культуры, при котором научно-технический прогресс информационно-экономического общества направляет его развитие и определяет формирование специфических образовательных технологий, обуславливающих развитие: экономического мировоззрения; экономического мышления; эргономичной экономической деятельности как инновационного потенциала современного человека.

Новые культурно-ценностные и социально-экономические коммуникационные отношения требуют от каждого гражданина достаточно высокого уровня общей экономической культуры и способностей к быстрой ориентации в условиях интенсивно-непрерывного развития рыночных, порой агрессивных отношений. Эффективность формирования и саморазвития базовых компонентов экономической культуры общества находится в непосредственной зависимости от уровня образовательного пространства, профессионально-экономической и бытовой жизнедеятельности членов общества. Несмотря на внедрение в образовательные программы дисциплин экономического содержания, современные выпускники школ и вузов, в своем большинстве, ощущают неуверенность при противостоянии отрицательным явлениям экономической коммуникационной среды, затрудняются в применении полученных знаний при включении в сферу предпринимательства. Экономическая культура личности определяется личностной рефлексией и пониманием экономических потребностей общества, в котором живет и действует личность. Потребность в инновационных формах воспитания экономической культуры личности вытекает из имеющихся в системе образования, следующих причин:

- жестко регламентированный путь образования сменяется на личностную образовательную траекторию;

- изменением стиля управления в системе образования;

- перераспределением финансирования в сфере образования [10].

На современном этапе развития науки базовую экономическую культуру общества рассматривают как полисемическое понятие, включающее в себя: комплекс ценностей; мотивы хозяйственной деятельности; нормы и содержание традиций, которые обуславливают экономические взаимоотношения; комплекс экономических знаний и компетенций.

Внедрение рыночных отношений на постсоветском пространстве способствовало созданию новых экономических отношений. Мировая политическая обстановка и кризисные экономические явлений обусловили рождение мирового экономического сообщества, которое предъявляет к каждому человеку особые требования - непрерывное развитие экономической культуры посредством современных аудиовизуальных технологий. Анализ педагогических наблюдений воспитательного процесса учебных учреждений показывает бессистемность и нерегулярность таких мероприятий, несмотря на то, что психолого-педагогическая литература уже имеет ряд интересных результатов исследований, указывающих на необходимость экономических знаний старшеклассников.

Таким образом, информационно-экономическое преобразование России в начале нового века обусловило изменение приоритетных задач и нравственных ценностей в обществе. Ряд реформирований различных направлений развития социума сориентировал процессы модернизации в образовательной системе и определил новые взаимоотношения ее субъектов. Зарождавшиеся рыночные отношения нивелировали новое информационно-экономическое сообщество, которое ощущало острую потребность в готовых к поиску и переработке экономической информации предприимчивых специалистов, не только владеющих экономическими знаниями, но и способных обрабатывать получаемую информацию, используя компьютер и интернет.

1. Козлова Е.И. Экономическая теория: микроэкономический аспект: учебное пособие. Липецк: ЛГТУ, 2007.

2. Левада Ю.А. Структура социальная. Философская энциклопедия. 1970; 5: 64.

3. Костина А.В. Теоретические проблемы современной культурологии: Идеи, концепции, методы исследования: монография. Москва: УРСС, 2009.

4. Семенова Н.Б. Структура экономической культуры личности. Современные исследования социальных проблем. 2010; 4.1 (04): 154.

5. Соколова Г.Н. Экономическая социология: учебное пособие. Минск: Вышэйшая школа, 2013.

6. Парсонс Т. О структуре социального действия. Москва: Академический Проект, 2000.

7. Шаталова Н.П. Азбука конструктивного обучения: монография. Красноярск: ООО «Научно-инновационный центр», 2011.

8. Шаталова Н.П. Конструктивная среда самообразования в педагогическом вузе. Мир науки, культуры, образования. 2015; 6 (55): 136.

9. Шаталова Н.П. Способы, мотивы и факторы формирования конструктивности. Конструктивные педагогические заметки. 2015; 3-1 (3): 25.

10. Брызгалов И.В. Руководство экономической грамотностью студентов физкультурно-педагогического профиля. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019; 3: 187.

References

1. Kozlova E.I. 'Ekonomicheskaya teoriya: mikro'ekonomicheskijaspeki: uchebnoe posobie. Lipeck: LGTU, 2007.

2. Levada Yu.A. Struktura social'naya. Filosofskaya 'enciklopediya. 1970; 5: 64.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Kostina A.V. Teoreticheskie problemy sovremennoj kul'turologii: Idei, koncepcii, metody issledovaniya: monografiya. Moskva: URSS, 2009.

4. Semenova N.B. Struktura 'ekonomicheskoj kul'tury lichnosti. Sovremennye issledovaniya social'nyh problem. 2010; 4.1 (04): 154.

5. Sokolova G.N. 'Ekonomicheskaya sociologiya: uchebnoe posobie. Minsk: Vysh'ejshaya shkola, 2013.

6. Parsons T. O strukture social'nogo dejstviya. Moskva: Akademicheskij Proekt, 2000.

7. Shatalova N.P. Azbuka konstruktivnogo obucheniya: monografiya. Krasnoyarsk: OOO «Nauchno-innovacionnyj centr», 2011.

8. Shatalova N.P. Konstruktivnaya sreda samoobrazovaniya v pedagogicheskom vuze. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 6 (55): 136.

9. Shatalova N.P. Sposoby, motivy i faktory formirovaniya konstruktivnosti. Konstruktivnyepedagogicheskiezametki. 2015; 3-1 (3): 25.

10. Bryzgalov I.V. Rukovodstvo 'ekonomicheskoj gramotnost'yu studentov fizkul'turno-pedagogicheskogo profilya. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2019; 3: 187.

Статья поступила в редакцию 30.03.19

УДК 378.2

Shakhnazarova P.T., senior teacher, Department of Musicology, Choral Conducting and Methods of Music Education, Dagestan State Pedagogical University

(Makhachkala, Russia), E-mail: pshahnazarova@mail.ru

Shaulova Z.V., senior lecturer, Department of Musicology, Choral Conducting and Methods of Music Education, Dagestan State Pedagogical University

(Makhachkala, Russia), E-mail:pshahnazarova@mail.ru

INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN TRAINING BACHELORS IN THE SPHERE OF MUSIC EDUCATION. The article highlights the role and place of information and communication technologies in the preparation of bachelor of music education. The main component of such training is the electronic educational environment of the university, where the components are electronic. The research is based on the analysis of the experience of using electronic educational space in music classes, it was found that their use contributes to the effectiveness of training. ESM improves the performance and contribute to efficient use of instructional time and promote deeper understanding of new materials, increase motivation to learn on your own. The authors describe portals and educational sites that provide the opportunity to use EOR in music education. The article describes the experience of training a bachelor of music education on the basis of information technology, which was implemented on practical tasks in the disciplines: "Computer technology in music education", "Music editor", "Modern computer technology".

Key words: bachelor, music education, information and communication technologies, competence approach, electronic educational environment, electronic educational resource.

П.Т. Шахназарова, ст. преп. каф. музыковедения, хорового дирижирования и методики музыкального образования, ФГБОУ ВО «Дагестанский

государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: pshahnazarova@mail.ru

З.В. Шаулова, доц. каф. музыковедения, хорового дирижирования и методики музыкального образования, ФГБОУ ВО «Дагестанский

государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: pshahnazarova@mail.ru

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена роли и месту информационных и коммуникационных технологий в подготовке бакалавра музыкального образования. Основной составляющей такой подготовки выступает электронно-образовательная среда вуза, где компонентов является ЭОР. На основе анализа опыта использования ЭОР на занятиях по музыке было выявлено, что их применение способствует повышению эффективности обучения. ЭОР улучшают результативность и способствуют рациональному использованию учебного времени, способствуют более глубокому усвоению нового материала. В статье описан опыт подготовки бакалавра музыкального образования на основе информационных технологий, который был реализован на практических заданиях на дисциплинах: «Компьютерные технологии в музыкальном образовании», «Музыкальный редактор», «Современные компьютерные технологии».

Ключевые слова: бакалавр, музыкальное образование, информационные и коммуникационные технологии, компетентностный подход, электронно-образовательная среда, электронный образовательный ресурс.

Реформирование образования, связанное с присоединением России к Бо-лонскому процессу, ставит вопрос о пересмотре системы подготовки будущих специалистов. Профессиональное образование в России проходит процесс модернизации и переосмысления направлений и общих принципов развития требованиям инновационного социально-ориентированного развития. Современная модель образования на период до 2020 года выдвигает определенные требования, связанные с обеспечением инновационного характера образования. Реализация данных положений должна соответствовать требованиям экономики, обновлению технологий содержания и образования, которые приведет к обеспечению фундаментальности компетентностного подхода. Обозначенные позиции требуют перехода от традиционных методов обучения в пользу инновационных, а также усиления технической базы в подготовке бакалавров педагогического образования.

В исследованиях В.П. Беспалько, В.Ф. Шаталова, ГС. Альтшулле-ра, Ш.А. Амонашвилли, В.В. Ваграменко и многих других рассматриваются технологии использования ИКТ в подготовке бакалавров.

Теоретические аспекты использования ИКТ в профессиональном образовании разработаны в докторских диссертациях Ю.С. Брановского, А.Л. Денисова, Т.Г Везирова, Т.Л Шапошниковой, О.А. Абдуллиной, В.П. Зинченко, И.В. Роберт, В.А. Адольф.

Использования ИКТ в музыкальном образовании рассмотрены в трудах: Е.В. Назайкинского, Ю.Н. Рагса, А.В. Харуто и др.

Выпускник бакалавриата по направлению 44.03.01. - «Педагогическое образование» должен быть готов к таким видам профессиональной деятельности, как педагогическая, проектная, исследовательская, культурно-просветительская. Анализ ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» (уровень бакалавриат) показывает, что студент бакалавриата по данному направлению в своей будущей профессиональной деятельности должен решать следующие профессиональные задачи:

• Использование технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области;

• Формирование образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с применением информационных технологий;

• Осуществления личностного роста и профессионального самообразования;

• Моделирование индивидуальных маршрутов обучения, воспитания и развития обучающихся, а так же собственного образовательного маршрута и профессиональной карьеры;

• Использование в профессиональной деятельности методов научного исследования;

• Организация культурного пространства. Разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп.

Среди компетенций, которым должен соответствовать студент бакалавриата, мы выделили специальные компетенции, связанные с использованием информационных и коммуникационных технологий. Среди них:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.