Научная статья на тему 'О концептуальном составляющем формирования устойчивого механизма МСП в переходной экономике'

О концептуальном составляющем формирования устойчивого механизма МСП в переходной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПОЛИТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ / SMALL ENTREPRENEURSHIP / ECONOMIC DEVELOPMENT POLICY / ENTREPRENEURIAL MENTALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гулиев Т. Р.

Формирование механизма МСП составляет фундаментальный элемент постсоциалистического трансформационного процесса в СНГ. Активная роль данного сектора в функционировании экономических и социальных проблем является историческим фактом, вытекающим из опыта развитых стран. В то же время создание устойчивых механизмов МСП охватывает широкий спектр институциональных, экономических, образовательных, социальнокультурных и прочих мер. Фактическое состояние этих процессов особенно в пространстве СНГ далеко не всегда соответствует официально объявленным доктринам и стратегиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE CONCEPTUAL COMPONENT OF THE FORMATION OF A SUSTAINABLE MECHANISM FOR SME IN TRANSITION ECONOMIES

Small and Medium Enterprises(SME) sector is one of the key positions of post-socialist transformation all process in CIS countries. It is the the sector that plays active and decisive role in forming of positive entrepreneurial mentality in the society, increasing economic and labor activity of the population, forming and satisfaction of domestic market and restructuring of economy. SME assistance takes the prior place in reform and economic development policy. However, it is not supported by adequate practical actions. Currently, the formation of competitive and effective SME sector can be considered the central strategic task. It involves the activation of broad spectrum of SME factors which include the issues of proper management of SME sector

Текст научной работы на тему «О концептуальном составляющем формирования устойчивого механизма МСП в переходной экономике»

собой разветвленную систему с хорошо организованным аппаратом, укомплектованным из высококомпетентных сотрудников. К таким органам в частности относятся контрольно-ревизионные службы аппарата президента РФ, Министерства финансов РФ, Счетная палата РФ. Работа этих органов должна базироваться на общих принципах, которые изложены в Лимской декларации. В данной декларации прописано, что целью государственного финансового контроля является проверка соблюдения принципов законности, эффективности и экономии в использовании материальных и финансовых ресурсов, выявление отклонений от

этих принципов и определение корректирующих и профилактических мер по предотвращению нарушений в будущем. Следует отметить, что внедрение системы бюджетирования, ориентированного на конечный результат, является сложной задачей и требует: а) увязки программ по целям и конечным результатам; б) разработку объективной, через систему показателей оценки конечных результатов. Выбор оценочных показателей деятельности образовательных учреждений каждого уровня требует глубокого содержательного изучения и самостоятельного рассмотрения образовательного учреждения.

^N^8 К. M.

RESEARCH OF THE BASIC MODELS AND MECHANISMS OF FINANCING OF THE HIGHER VOCATIONAL EDUCATION OF RUSSIA

In strategic development of an economic system the important role is allocated to fundamental high school branch science and education, in particular, to the higher vocational education. The higher vocational education should provide an economic complex of the country with the experts who are meeting the requirements of innovative economy. Development of science and the higher education depends on a state policy in these areas and a level of financing.

Keywords: financial provision, model offinancing, mechanism offinancing, higher vocational education, budgeting.

УДК 378

Гулиев Т. Р. О КОНЦЕПТУАЛЬНОМ СОСТАВЛЯЮЩЕМ ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО МЕХАНИЗМА МСП В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Формирование механизма МСП составляет фундаментальный элемент постсоциалистического трансформационного процесса в СНГ. Активная роль данного сектора в функционировании экономических и социальных проблем является историческим фактом, вытекающим из опыта развитых стран. В то же время создание устойчивых механизмов МСП охватывает широкий спектр институциональных, экономических, образовательных, социальнокультурных и прочих мер. Фактическое состояние этих процессов особенно в пространстве СНГ далеко не всегда соответствует официально объявленным доктринам и стратегиям.

Ключевые слова: мало предпринимательство, политика экономического развития, предпринимательский менталитет.

Азербайджан добился определенных положительных результатов в процессах постсоциалисти-ческой трансформации, формирования механизмов рыночной экономики и предпринимательского менталитета населения. К числу системных достижений переходной экономики относится и формирование сектора малого и среднего предпринимательства (МСП), составляющего один из фундаментальных и активных элементов частного сектора экономики, в том числе, активных хозяйствующих субъектов, базирующихся на частную собственность и гибко реагирующих потребностям рынка. Благоприятное влияние развития МСП на макроэкономическую ситуацию очевидно, хотя в подходе к данному вопросу концептуальные расхождения еще велики. Это находит свое концентрированное выражение в индексах развития МСП в странах Организации Чер-

номорской Экономической Кооперации (BSEC), определенных Анталом Сзабо в соответствии с методологией UNECE.

В общеисторическом плане вопрос об экономической и социальной, а так же политической роли МСП актуализировался, частично начиная с 50-х годов, а в более масштабном и устойчивом плане с 70-х годов прошлого столетия. Начиная именно с этого времени проблемы развития и поддержки МСП постепенно и по усиливающейся линии, превратилась в один из центральных вопросов различного рода национальных, региональных и международных дискуций. Об этом, в частности, свидетельствуют дискуссии, организованные за последние годы под потранажом OECD2, а также таких организаций, как UNECE, UNCTAD, UNIDO, BSEC и т. д. В одной из последних Деклараций Организации

84

© Гулиев Т. Р., 2012

Таблица 1

Индексы Развития МСП в Странах BSEC1

Страна Доля частного сектора в ВВП (%) Доля МСП в ВВП (%) Доля МСП в общей занятости (%) ВВП на душу населения (US$) Индекс развития МСП (-) Индекс развития МСП (US$)

Албания 75 64 60 2,898 0,288 835

Армения 75 40,3 35,1 1,888 0,106 200

Азербайджан 60 26 53 2,336 0,083 193

Болгария 75 39 51,5 3,995 0,114 456

Грузия 70 12 27 1,779 0,023 40

Греция 60 27,4 86,5 27,610 0,142 3,927

Молдова 65 27 22 957 0,039 37

Румыния 70 55 57 5,633 0,219 1,236

Россия 65 45 40 6,856. 0,117 802

Сербия 55 65,5 56 4,220 0,202 851

Турция 80 27,3 76,7 5,408 0,168 906

Украина 65 10 15 2,274 0,00975 22

Черноморского Экономического Сотрудничества (BSEC) специально подчеркивается, что устойчивость остается одной из глобальных вызовов для МСП в регионе BSEC.

Одним из первых шагов в плоскости актуализии проблем МСП в середине 50-ых годов явилось весьма распространенное и популярное выражение в академических, политических и деловых кругах лозунг или тезис о том, что «маленький-красивый» (small is beauty)3. Именно в это время экономически развитые страны приступили к разработке специальных программ и формированию механизмов по развитию МСП. Например, в США федеральный госуцарствен-ный орган по развитию и поддержке МСП (Small Business Agency) был создан в 1953 году и в настоящее время данная организация действует непосредственно при президенте страны4. В дальнейшем идея о приоритетности МСП последовательно активизировалась и практически была перенесена в центр национальных государственных программ. Япония относится к числу первых стран, где сформировалась масштабная государственная политика в этой области5. В Турции автономный орган, специализирующийся по развитию и поддержке МСП был создан лишь в 90-ых годах под названием KOSGEB (SMEDA)6.

В современной экономической и политической литературе МСП оценивается как спинной хребет развивающейся и эффективной рыночной экономики. Согласно официальным источникам ООН, сегодня в UNECE регионе (в данный регион относятся Европейский континент, Североамериканские страны, Израиль и страны СНГ) МСП составляют более чем 90% всех предприятий. Даже в самых развитых странах МСП играют решающую роль в создании новых рабочих мест, оказывают активное влияние на инновационные процессы, расширение внутреннего рынка посредством диверсификации и роста производства и услуг, а также экспорта7.

Вопрос о приоритетности МСП был взять на вооружение в постсоциалистической трансформации с самого начала данного процесса. Правда, оценка роли МСП в формировании предпосылок перехода к рыночной экономике неоднозначно. Это нашло свое отражение как в общей концепции постсоциа-листической реконструкции на рыночных началах, так и в различных программах, нацеленных на создание новой институциональной системы и механизмов развития человеческих ресурсов, сокращения бедности, демократизации экономического и политического строя переходных обществ, регионального развития и эффективного использования местных ресурсов. В формировании и развитии идей и конкретных концепций МСП во всех 27 постсоци-алистических переходных странах ведущую роль сыграли такие международные организации как OECD, UNECE, UNIDO, UNDP, а также программы EU и национальные программы правительств США, Германии, Японии и других стран по формированию частного сектора в переходных странах. Благодаря этим усилиям вопрос о роли МСП в постсоци-алистической трансформации был фактически поставлен в один ряд с такими фундаментальными проблемами экономической трансформации, как либерализация, приватизация, демонополизация и дерегулирование. Однако как показывает более чем пятнадцатилетний опыт переходного периода реакция со стороны местных властей на предложения, рекомендации и усилия этих организации не всегда являются адекватными. Более того, в определенных ситуациях наблюдаются очень сильные расхождения между официально провозглашенными тезисами, программами и узаконенными положениями и их фактической реализацией или реальными действиями, направленными на их реализацию. В этой связи неравномерность в переходе к рыночной экономике между постсоциалистическими странами

обнаруживается и в области формирования и стабилизации механизмов развития и поддержки МСП. Постсоциалистические страны, уже ставшие членами ЕЭС добились положительных успехов как в создании институциональных основ МСП, так и в фактическом формировании эффективного сектора МСП8 и эти страны уже называются не как переходные страны, а как страны «возникающие рыночные экономики (emerging market economies). Б пространстве СНГ только РФ и Украина рассматриваются как страны, стоящие двумя ногами на рыночных основах (fully-fledge market economy) этих странах, в отличие от стран новых членов ЕС, на пути развития МСП сохраняются барьеры широкого спектра. Третью группу стран формируют государства, где механизмы развития МСП формируются медленно и неравномерно9. Азербайджан, согласно экспертным оценкам UNECE, находится именно в данной группе стран. Поэтому не случайно, что в декларациях Организации BSEC от 21 сентября 2001 года специально подчеркивается необходимость активизации усилий стран-членов по ускорению развития МСП в горизонте XXI века. Данное обстоятельство нашло свое отражение и в Декларации BSEC от 25 июня 2007 года, в которой, в частности, подчеркивается необходимость устойчивого развития МСП посредством устойчивости, инновационной мощи и конкурентоспособности. Это, так или иначе, относится и к ситуации и актуализации МСП в Азербайджане. Иначе говоря, в рекомендациях международных и региональных организаций по ускорению рыночных реформ в Азербайджане вопрос о МСП является одним из постоянных и приоритетных составляющих.

Ради ясности следует отметить, что и в развитых странах призывы по поводу совершенствования механизмов развития МСП не прекращаются. В этом отношении важный интерес представляет «Хартия для Малых Предприятий» (^айег for Small Enterprises), одобренная Советом Общих Дел Европы от 13 июня 2000 года10. В этом документе фиксируется основная номенклатура проблем МСП в странах развитой Европы. Здесь в самом общем смысле можно констатировать, что различия между развитыми странами и переходными экономиками по составу проблем МСП даже при определенном их сходстве носят системный характер. Для развитых стран центральным вопросом МСП является проблема повышения и усиления конкурентоспособности, как предпринимательских структур, так и сектора МСП в целом. В то время как для основной массы переходных стран преобладающим вопросом выступает проблема завершения формирования механизмов функционирования МСП в соответствии с рыночными принципами. С этой позиции можно констатировать, что в Азербайджане активизация формирования механизмов МСП может послужить одним из факторов

ускорения трансформационных процессов. В свою очередь, углубление рыночно ориентированных реформ может увенчаться оздоровлением предпринимательской среды.

Такой подход к вопросу о взаимосвязи становящейся системы МСП и формирующейся рыночной экономики способствует к пониманию необходимости комплексной оценки проблем МСП, но данную задачу еще не решает. Между тем сегодня определенный блок проблем концентрирован в области правильной инвентаризации самих проблем МСП. Дело не только в том, что эти проблемы эво-люционируются под влиянием внутренних и внешних во многом взаимоисключающих обстоятельств11, влияющих на тенденции, темпы формирования и эффективность функционирования МСП, но и в упрощенческом подходе к этим проблемам. Например, под проблемами МСП в таких странах, как Азербайджан обычно имеются в виду налоговые, финансовые, законодательные, административные, маркетинговые, человеческие и тому подобные вопросы. Наряду с этим геогрофо-админист-ративные масштабы страны и обусловленные ими масштабы внутреннего рынка и капиталопривлека-тельность страны либо недооцениваются, либо этот вопрос вообще не привлекается в предмет обсуждения. Между тем, реальные достижения Китая, Индии и Бразилии, тенденции развития Турции, а также частично России свидетельствуют о том, что именно эти и подобные им страны будут в обозримом будущем центрами экономической и предпринимательской активности в мировом масштабе. С этой позиции МСП в малых переходных странах находятся в конкурентной ситуации и естественно, встречаются с «дополнительными» трудностями. Именно, в опыте малых стран в наибольшей степени обнаруживается недостаточность денежной стабилизации, либерализации цен, торговли и рынков, а также приватизации государственной собственности для формирования здоровых и эффективных рыночных институтов и удачной адаптации предпринимательских структур к условиям и вызовам глобализации. На фоне этого обнаруживается ограниченность усилий, особенно в пространстве СНГ по активизации управленческого фактора. Видимо, данное обстоятельство сыграло немало важную роль в организации специального обсуждения UNECE в 2004 году под названием «Удачное управление для МСП» (Good governance for SMEs)12. Среди задач этого обсуждения, в частности, указаны целесообразность сравнительного анализа управленческих моделей сектора МСП в различных странах Европейского континента, освещения ситуации на различных управленческих уровнях и возможностей влияния правительственных и неправительственных организаций на данный процесс, потенциал формирования бизнесоориентированной партнерства

частного сектора и правительства (business-friendly private sector - government partnership).

Думается, что обсуждение управленческой модели МСП в условиях развитых Европейских стран, государств только, что ставших членами ЕС и собственно переходных стран, а также выявление степени соответствия каждой из них стандартам «удачного управления» являются весьма актуальной задачей, как в плане аналитических оценок, так и в ракурсе практических действий. В этом отношении кажется привлекательным появившаяся относительно недавно в Российской прессе фраза «много политических действий и мало управленческих решений». В условиях Азербайджана и в первую очередь применительно к сектору МСП страны обсуждение этой проблемы может способствовать к актуализации внимания политических и исполнительских структур, а также общественности в целом, к «восстановлению» роли МСП в становлении эффективной рыночной экономике, определению места управленческого фактора в механизме формирования МСП, диагнозу управленческих институтов и состояния их деятельности, выявлению тенденций изменения управленческой деятельности в этом секторе и оценке потенциала применения стандартов «удачной управленческой» модели. Именно в свете этих задач обнаруживается новый вектор актуализации и интенсификации аналитических исследований вопросов МСП в конкретном переходном экономическом и административном пространстве.

Примечания

1 ERENET: Entrepreneurship and SME development in the BSEC region. BSEC and KAS. 22-24 November 2007, Istanbul, Turkey. - P. 14.

2 OECD: Enhancing the Competitiveness of SME in the Global economy: Strategies and Policies.Firth OECD Conference on SME.Bolonga, Italy, 13-15 June 2000; OECD: Promoting Entre- prenership and Inove tive SME in a Global Economy. Second OECD Conference on SME. Istanbul, Turkey, 3-5 June 2004; OECD: Hanoi Declaration on Strengthening SME Competitiveness for Trade and Investment. Hanoi, Vietname, 29 September 2006; OECD: Athens Action Plan for Removing Barriers to SME Access

to International Markets. Athens, Greece, 8 November 2006; OECD: Enhancing the Role of SME in Global Value Chains. Tokyo, Japan, 31 May - 1 June 2007.

3 Ради справедливости следует отметить, что в середине 60-х годов XX века в экономической и юридической литературе появилось и такое выражение как «large is beauty too» (крупный - также красивый). Однако в силу ряда обстоятельств данное выражение не стало столь популярным.

4 Small Business Administration. - URL: www.Sba.gov

5 Small Business in Japan 1994. White Paper on SME in Japan. Tokyo, 1994.

6 Muftioglu Tamer.Turkiyede kucuk ve orta olcekli isletveler. Ankara 1989.

7 Проблемы развития МСП широко освещается в разработках и публикациях таких организаций, как OECD, UNIDO,UNECE и т.д.

8 Вопрос о завершенности переходного периода или перехода к рыночной экономике в странах, ставшими членами ЕС трактуется далеко неоднозначно. Особенно в академических кругах имеет место точка зрения, согласно которому факт принятия в членство в ЕС не является логически и исторически достаточным признаком и доказательством завершенности переходного периода или завершения перехода к рыночной экономике. Другими словами, завершение переходного периода, завершение перехода к рыночной экономике и членство ЕС являются тремя взаимосвязанными, но вместе с тем неоднозначными вопросами.

9 CM:UNECE-Expert meeting on good governance for SMEs . Information notice and programe .1-2 April 2004. Geneva, 2004.

10CM:Green Paper-Entrepreneurship in Europe./CCM/ 2003/0027 final/

11 Cm:UNECE. Working party on industry and enterprise development. Forum on the UNECE region The key building blocks, challenges and opportunities.Geneva, 10 February 2005.

12 UNECE.Expert meeting on good governance for SME. Information notice. 1-2 April 2004. Ради справедливости следует отметить, что под патронажем данной организации, и видимо благодаря личным усилиям Регионального Консультанта по предпринимательству и МСП док. Антала Сзабо за последние 15 лет были организованы обсуждения и дискуссии по весьма широкому кругу вопросов, сыгравшие положительную роль и в формировании предпринимательского мышления в Азербайджане.

Guliyev T. R.

ON THE CONCEPTUAL COMPONENT OF THE FORMATION OF A SUSTAINABLE MECHANISM FOR SME IN TRANSITION ECONOMIES

Small and Medium Enterprises(SME) sector is one of the key positions ofpost-socialist transformation all process in CIS countries. It is the the sector that plays active and decisive role in forming of positive entrepreneurial mentality in the society, increasing economic and labor activity of the population, forming and satisfaction of domestic market and restructuring of economy. SME assistance takes the prior place in reform and economic development policy. However, it is not supported by adequate practical actions. Currently, the formation of competitive and effective SME sector can be considered the central strategic task. It involves the activation of broad spectrum of SME factors which include the issues ofproper management of SME sector.

Keywords: small entrepreneurship, economic development policy, entrepreneurial mentality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.