Научная статья на тему 'О концепции развития инфраструктуры инноваций в регионе'

О концепции развития инфраструктуры инноваций в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
206
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Глобальная энергия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИНФРАСТРУКТУРА / КОНЦЕПЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Деттер Геннадий Филиппович, Туккель Иосиф Львович, Сурина Алла Валентиновна

Рассматриваются основные принципы, подходы и методы формирования региональной инновационной системы. Обосновывается важность инновационной инфраструктуры как подсистемы РИС, предлагаются критерии эффективности построения подобных объектов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main principles, approaches and methods of formation of regional innovative system are considered. Importance of an innovative infrastructure as subsystems RICE is proved, criteria of efficiency of construction of similar objects are offered

Текст научной работы на тему «О концепции развития инфраструктуры инноваций в регионе»

УДК 681.06

Г.Ф. Деттер, И.Л. Туккель, А.В. Сурина

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ИННОВАЦИЙ В РЕГИОНЕ

В современных условиях конкурентоспособность региональных экономик определяется способностью сформировать единую систему организации инновационной деятельности, т.е. национальную инновационную систему (НИС). Важнейшим элементом НИС, а также ее территориального сегмента - региональной инновационной системы (РИС) является инновационная инфраструктура, основная цель которой заключается в эффективном осуществлении передачи результатов научной деятельности из исследовательского сектора в реальный сектор экономики, создании новых инновационных предприятий, осуществлении интеграции малых инновационных предприятий с промышленностью.

Таким образом, для становления инновационной экономики и конкурентоспособного развития любого региона необходимо спроектировать и осуществить формирование инфраструктуры нововведений, которая обеспечит постоянную реализацию научно-технических проектов и коммерциализацию НИОКР в регионе. Первым шагом в этом процессе является разработка концепции развития инфраструктуры инноваций. Концепция определяет принципы, цели и стратегические направления развития инновационной деятельности в регионе. Концепция инновационного развития будет содержать следующие взаимосвязанные разделы:

- развитие инфраструктуры нововведений:

- разработка стратегии комплексного развития территории;

- определение состава и функций информационно-аналитического блока инструментария РИС.

Инфраструктура нововведений является основным инвариантным ресурсом, обеспечивающим жизненный цикл и коммерциализацию научно-технических и иных нововведений. Инфраструктура нововведений региона рас-

сматривается как часть национальной инновационной системы.

Цели развития территории выдвигают задачи, требующие решения, в том числе и инновационными методами, средствами инновационной инфраструктуры. Таким образом, задачи развития территория выдвигают основные требования к ресурсам, обеспечивающим их решение.

Основа для информационно - аналитического блока инструментария региональной инновационной системы заложена в имеющейся в регион Территориальной Базе Данных. Ее развитие предполагается в направлении развития аналитических и функциональных возможностей инструментов работы с информацией, хранящейся в ТБД. Средствами этого инструментария предполагается проводить анализ зависимостей показателей деятельности региона, а так же соседних территорий.

Эффективная реализация инновационной деятельности и коммерциализация ее результатов требуют создания инновационной инфраструктуры, которая обладает соответствующими особенностями:

- является функционально полной (в ней есть все необходимые элементы для организации инновационного процесса)

- является распределенной (нет единого центра сосредоточения отдельных элементов)

Инновационная инфраструктура представляет собой структурно-организованный комплекс объектов, имеющих определенные свойства и определенный набор связей.

В самом общем виде будем считать, что основное целевое содержание инновационной инфраструктуры - создание и использование инноваций, функциональное содержание - эффективная поддержка всех стадий инновационного процесса. В данном контексте инновация имеет деятельностное содержание и обладает способностью устанавливать связи.

Характерной особенностью инфраструктуры является ее структурная открытость, благодаря которой в процессе функционирования ее подсистемы и связи должны обладать способностью к саморазвитию и адаптации.

Состав инфраструктуры - элементы и совокупность институциональных, информационных, управляющих связей между элементами, включая отношения подчиненности и распределение прав принятия решений.

Условием эффективности инновационной инфраструктуры является ее функциональная полнота.

Будем называть функционально полной такую инфраструктуру нововведений, которая представляет собой совокупность подсистем, обеспечивающих поддержку реализации инновации на всех этапах ее жизненного цикла за счет организации доступа к требуемым ресурсам (активам). Это позволяет представлять элементы инновационной инфраструктуры в качестве ключевых подсистем типовой технологической схемы организации инновационной деятельности.

В качестве ключевых подсистем рассматриваются: производственно - технологическая, финансово - экономическая, нормативно - правовая, информационно - коммуникационная, кадровая (образовательная), и маркетинговая подсистемы. Каждая из перечисленных подсистем выполняет определенный набор функций, которые в совокупности и обеспечивают результативную деятельность инфраструктуры нововведений в целом.

Коротко охарактеризуем функциональный состав подсистем инновационной инфраструктуры.

Производственно-технологическую подсистему можно разделить на две составляющих - пространственную и консалтинговую. В свою очередь пространственная подсистема включает такие институты (организации) как бизнес -инкубаторы, инновационно-технологические центры и технопарки, центры коллективного пользования высокотехнологичным оборудованием, технологические кластеры, технико -внедренческие зоны. Консалтинговая подсистема включает организации, осуществляющие консультации в различных сферах инновационной деятельности - в сфере экономики и фи-

нансов, технологий, инвестиций, управления и т. п.

В финансово - экономическую подсистему в качестве основных элементов входят различные государственные и негосударственные фонды (бюджетные и внебюджетные фонды технологического развития, посевные и стартовые фонды, фонды венчурного капитала, паевые инвестиционные фонды страховые фонды и т.п.) и целевые инновационные программы, обеспечивающие финансирование и инвестирование инновационной деятельности.

Рис.1

В нормативно-правовую подсистему входят организации нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности как федерального, так и регионального уровней, а также институты защиты инноваций как объектов интеллектуальной собственности.

Кадровая подсистема включает в себя раз-

личные институты, осуществляющие подготовку и переподготовку кадров для инновационной деятельности, а также центры по подбору и предоставлению специалистов нужной квалификации для осуществления инновационной деятельности.

К ключевым элементам информационно-коммуникационной подсистемы, прежде всего, можно отнести организации государственной системы научно-технической информации, центры статистики инновационной деятельности, собственно информационные системы и сети поддержки инновационной деятельности.

Маркетинговая подсистема - это система, включающая различные внешнеторговые объединения, центры конгрессной деятельности, рейтинговые агентства и центры анализа и прогноза рынка инноваций.

Современные тенденции построения подобных схем указывают на возможность нахождения некого инвариантного решения, обладающего функциональной полнотой и которое может быть адаптировано для построения технологической схемы инновационной деятельности в конкретном регионе.

Для вывода системы на типовой уровень подсистемы следует создавать, учитывая следующие требования:

- адаптивность используемых ресурсов и структурных элементов;

- функциональная полнота и агрегируе-мость с ограничениями в рамках проблемной и предметной ориентации;

- количественная и качественная наращиваемость применительно к условиям конкретной реализации;

- наличие параметрического ряда реализаций (по размерам, сферам деятельности, пространственному расположению, технологическим возможностям и пр.);

- обеспечение минимальной зависимости от типа используемого ресурса;

- адаптивность информационно-программного обеспечения;

- наличие минимального ядра инструментальных средств, которое инвариантно к заранее неизвестному типу инноваций;

- наличие интегральной базы данных и знаний;

- наличие открытой организационной

структуры.

Одной из важнейших концептуальных проблем, возникающих при организации инфраструктуры, является выделение структурных параметров.

Для выделенных наиболее общих элементов можно предложить следующую процедуру организационного проектирования.

На первом этапе формируется набор областей деятельности, который позволит максимизировать достижение целей, исходя из профиля организационных возможностей и прогноза состояния внешней среды, включающего описание всех ожидаемых изменений. Сформированный набор областей деятельности представляет собой практическую стратегию построения элементов инфраструктуры.

На втором этапе осуществляется декомпозиция этой стратегии, в которой деление по областям деятельности дополняется делением по уровням организационной стратегии в каждой области и функциям деятельности. Тем самым структуре системы придается гибкость, адекватная многообразию внешней среды.

На третьем этапе происходит синтез организационных единиц (элементов) на основе объединения полученных на втором этапе элементов стратегии по признаку однородности функционального потенциала. Так обеспечивается использование положительного эффекта масштаба, заложенного в стратегию на первом этапе проектирования.

Подобная логика позволяет на абстрактном уровне реализовать путь естественной эволюции инфраструктуры и сообщить ей на практике высокую эффективность.

Разработка стратегии построения типовых схем организации инновационной деятельности на региональном уровне, как правило, состоит из нескольких этапов (см. рис. 1):

- Построение модели «как есть»

- Построение модели «как должно быть»

- Верификация моделей, определение пробелов

- Разработка общей концепции развития.

На первом этапе определяется общеэкономическое положение региона. Проводится сравнение с регионами, имеющими схожие показатели, выявляются отличительные черты. На основе существующих методик проводится

анализ и оценка инновационного потенциала региона, города, округа, муниципальных образований.

На втором этапе применяется описанная выше схема организации инновационной деятельности на основе типового решения, в которой ключевыми элементами являются элементы инновационной инфраструктуры. Прово-

дится анализ и определяется необходимость и направления адаптации данной схемы. Изменения типовой схемы могут быть связаны со сложностями в законодательстве, отсутствием такого рода элементов, недостатком ресурсов и т.п. В итоге получаем четкое представление об идеальной модели.

Рис. 2. Структура концепции инновационного развития

Рис. 3. Состав задач блоков концептуальных решений

о Постановка целей о Инновационные фонды о Правовое оИеспечение

инновационной деятельности 0 венчурная деятельность, о Кадровое оВеспечение

о Определение направлений венчурные фонды 0 урологическое

развития инновационной оВеспечение инфраструктуры

о Информационное

о Применение технологии оВеспечение управления

о Технопарки о Бизнес-инкуВаторы о Центры трансфера о Наукограды

о ОсоВые экономические зоны

Рис. 4. Направления и мероприятия по развитию инфраструктуры нововведений.

Следующий этап предполагает подробный анализ и выявление различий между двумя моделями, оценку необходимости выделения ресурсов, создание специализированных органов или комиссий для координации процесса построения технологической схемы, выявление достоинств и недостатков текущей ситуации.

На четвертом этапе разрабатывается детальный план действий с количественной и качественной оценкой необходимых ресурсов, постановкой целей, задач и сроков реализации каждого из этапов стратегии.

Таким образом, в результате проделанной работы должна быть четко сформулирована концепция развития инновационной инфраструктуры региона, округов и муниципальных образований.

Для мониторинга реализации стратегических мероприятий концепции необходим интегральный показатель, характеризующий уровень и направление развития инфраструктуры и составляющих ее элементов.

Для определения качества (уровня развития) инфраструктуры используется специальный интегральный показатель - индекс инновационной инфраструктуры I^ , здесь у - иерархический уровень рассматриваемой системы, у = 1,..., 3, при у = 1 рассматриваем инновационную систему отдельного предприятия, у = 2 - отраслевой уровень или уровень технологического кластера, у = 3 - РИС. Данный ин-

декс представляет собой комбинацию следующих коэффициентов:

- коэффициент качества подсистемы

производственно-технологического ния;

]

обеспече-

к2 - коэффициент качества подсистемы

финансовой обеспечения;

к3 - коэффициент качества подсистемы

нормативно-правовой обеспечения;

к4 - коэффициент качества подсистемы

организационного обеспечения;

к5 - коэффициент качества подсистемы

кадровой обеспечения.

В данном контексте под качеством инновационной инфраструктуры в целом или отдельного элемента инфраструктуры будем понимать функциональную и объектную полноту.

Аналитический вид индекса качества инфраструктуры представлен следующим выражением (средневзвешенная арифметическая):

п

Так]

I7 -

-4 1Ш

, V

Та

] =1,...,5

где

Iии - индекс качества инфраструктуры _)-го иерархического уровня ИС, j = 1,..., 3;

1=1

^ - коэффициент качества инфраструктуры 1-го вида для инновационной системы _)-го типа, 1 = 1,..., п, п - число элементов инфраструктуры, п = 6, j = 1,...,3;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а - удельный вес (доля) 1-го коэффициента качества инфраструктуры j-го типа, определяем экспертным путем.

Будем считать, что

± а = 1, ^ =1,...,5.

1=1

Для измерения отдельных коэффициентов целесообразно использовать пятиуровневую порядковую шкалу.

Предложенный подход к концепции развития инновационной деятельности и формирования целостной инфраструктуры инноваций в регионе был использован при построении РИС на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО).

На основании проведенного предпроектно-го исследования была предложена структура концепции инновационного развития экономики ЯНАО (рис.2-рис.4). Концепция содержит три основных структурных блока:

- блок концептуальных решений по развитию инфраструктуры нововведений, обеспечивающую поддержку и ускоренную коммерциализацию инновационных проектов инвариантную к их предметной направленности;

- блок концептуальных решений, нацеленных на комплексное развитие территории округа;

- информационно-аналитический блок, обеспечивающий инструментальную поддержку создаваемой региональной инновационной системы ЯНАО как на стадии ее проектирования, так и на стадии эксплуатации и расширяющий функциональные возможности существующего территориального банка данных ЯНАО.

Концепции инновационного развития ЯНАО основывается на следующих методологических положениях.

1. Региональная инновационная система ЯНАО определяется как сегмент национальной инновационной системы, и ее проектирование будет проводиться с учетом обеспечения интеграции и взаимодействия этих двух - региональной и национальной - мегасистем.

2. В общеэкономическом плане создаваемая региональная инновационная система, повышая интенсивность, эффективность и управляемость инновационных процессов, должна способствовать росту инвестиционного рейтинга ЯНАО за счет снижения уровня рисков для инвесторов.

В качестве модели комплексного развития территории для ЯНАО можно рекомендовать модель, при которой инновационная деятельность, стимулируемая со стороны общества, при использовании внешних источников знаний, ориентирована на внутренний рынок. Рекомендуемая модель наиболее точно соответствует в настоящее время социально-экономическим реалиям ЯНАО.

Для придания функциональной полноты инфраструктурному обеспечению РИС ЯНАО необходимы также специальные мероприятия по поддержке инновационной деятельности на предприятиях округа.

Качество отраслевой составляющей в формировании экономики инноваций округа принципиально важно. Задача отраслей - формировать третий уровень пространственной реализации региональной инновационной политики (первый уровень - общенациональная инновационная политика, формирующая НИС; второй уровень - формирование РИС) за счет создания прорывных инновационных «точек» и «полюсов» экономического роста.

Подготовленная правительством ЯНАО совместно с СПбГПУ в 2006 году концепция позволила региону перейти к построению инно-вационой инфраструктуры на системной основе. В первую очередь это позволило определить приоритетность инновационного пути комплексного социально-экономического развития ЯНАО. Как результат в 2007 году было принято решение о создании в структуре органов исполнительной власти отраслевого ведомства - департамента по науке и инновациям ЯНАО, который стал своеобразной корпорацией развития сферы играющей, до того момента, незначительную роль в социально-экономической жизни округа. Дальнейшие действия по формированию РИС сконцентрировались на создании функционально полной инновационной инфраструктуры.

Получила сильное развитие нормативно-

правовая подсистема такой инфраструктуры, что выразилось в принятии законов и подзаконных актов, направленных на решение проблем, стоящих перед инновационно активными предприятиями, а также была создана система грантовой поддержки инновационной деятельности.

Развитие производственно - технологической подсистемы происходило достаточно быстрыми темпами, что позволило к 2011 году довести количество объектов до 8 единиц. Кроме того, при участии округа создано и действуют 3 финансовых фонда и программы финансовой поддержки образующие финансовую подсистему. В настоящее время активно формируется информационная и кадровая подсистемы, имеющие важное средообразующее значение.

Следует отметить, что ЯНАО относится к Арктическим регионам, имеющим общемиро-

вое значение. Создание РИС в условиях Арктики имеет свои особенности и связано с решением ряда неспецифичных для других регионов проблем. В частности географические и климатические условия накладывают ограничения, при которых создание функционально полной инновационной инфраструктуры является уникальной и по настоящему инновационной задачей, требующей нетривиальных решений.

Безусловно, в настоящее время требуется дальнейшая детализация разработанного Перечня программных мероприятий по реализации концепции инновационного развития ЯНАО, как в части содержания мероприятий, так и формулировании ожидаемых результатов. Кроме того, необходимо проведение взвешенной оценки требуемого ресурсного обеспечения.

УДК 338.26

В.Н. Тисенко, А.Д. Шадрин

О ПРОБЛЕМАХ СТАНДАРТИЗАЦИИ, КАЧЕСТВА И ИННОВАТИКИ В РОССИИ

О стандартизации

Известно, что ошибочная формулировка цели не позволяет достичь успеха.

Известно, что целью (единственной целью!) экономики любой страны является улучшение качества жизни жителей этой страны. А поскольку это так, то любой специалист обязан понимать, что такое «жизнь», что такое «качество», и в чём состоит «улучшение».

Не будем здесь останавливаться на понятии «жизнь». Предполагаем, что читатели данной статьи понимают это слово правильно.

Из двух других терминов ключевым, безусловно, является «качество». Только поняв, что такое «качество», и что такое «высокое (или отличное) качество», можно начинать работать над тем, как его «улучшить». Однако, как показывает практика, даже многие специалисты

неверно понимают значение термина «качество». Поэтому мы сталкиваемся с тем, что, порой, происходит во многих организациях - от сапожной мастерской до государства: принимается масса вроде бы правильных решений, вроде бы все что-то улучшают, а лучше становится не всегда, не всем и/или не надолго. И это не только в России.

Известно, что о терминах не спорят, о терминах договариваются, а результаты такой договоренности обычно отражаются в стандартах.

В соответствии с ГОСТ 1.1, стандартизация это деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально сущест-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.