Научная статья на тему 'О Концепции инновационной деятельности Вологодской области на 2004 2008 годы'

О Концепции инновационной деятельности Вологодской области на 2004 2008 годы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
130
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О Концепции инновационной деятельности Вологодской области на 2004 2008 годы»

_ ЭКОНОМИКА РЕГИОНА: — ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В. В. Гоачев, С. Н. Ткенук

О КОНЦЕПЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2004 - 2008 ГОДЫ

Важнейшей задачей совершенствования рыночных отношений в настоящее время выступает формирование экономики инновационного типа. Понятие научно-инновационной деятельности имеет собирательный смысл. Оно объединяет все виды научной и инновационной деятельности, определяемые как государственными, так и корпоративными интересами и приоритетами. Другими словами, инновационная деятельность - это выражение научно-технического прогресса и реализация его на практике.

Очевидно, что достижения науки и техники определяют динамику экономического роста, уровень конкурентоспособности и особенности интеграции в мировую экономику. Поэтому создание благоприятных условий для развития инновационных процессов является одной из основных задач органов власти, хозяйствующих организаций и общественных структур. Следует отметить, что на фоне ускоряющегося технологического прогресса ведущих стран мира (инновационная деятельность обеспечивает им около 60% прироста валового внутреннего продукта) Россия стал-

Грачев

Виктор Васильевич —д.э.н.,

начальник департамента промышленности, предпринимательства и лесного комплекса Правительства Вологодской области.

кивается с угрозой оказаться на периферии мирового развития со статусом сырьевого донора. В настоящее время доля России в мировом объеме торговли наукоемкой продукцией оценивается в 0,3 - 0,5% (для сравнения: аналогичная доля США - 36%, Японии - 30%, Германии - 17%, Китая - 6%).

Другое подтверждение указанного факта

- это состояние внешнеэкономической деятельности в Вологодской области. За 2003 г. ее внешнеторговый оборот составил 1,8 млрд. долл. США, в том числе - экспорт 1,57 млрд. долл. США, импорт - 0,23 млрд. долл. США. В структуре экспорта региона доминирующее положение занимают черные и цветные металлы (67%), химическая продукция (18%), древесина и изделия из нее (10%), то есть сырьевые ресурсы и продукция низкой степени переработки. Импортируется же в основном машиностроительная продукция (46%).

Степень осознания важности инновационного развития на всех уровнях (от Правительства РФ до организаций и предпринимателей) в последние годы неуклонно растет. Переход к инновационному развитию страны опреде-

Ткачук

Степан Николаевич — к.э.н., начальник управления по качеству, инновационной деятельности и предпринимательству департамента промышленности, предпринимательства и лесного комплекса Правительства Вологодской области.

лен как основная цель государственной политики в области развития науки и технологий.

В связи с этим целью разработанного про- *' екта Концепции инновационной деятельности Вологодской области на 2004 - 2008 гг. является устойчивое экономическое разви- i тие региона на основе использования его научно-технического потенциала.

В настоящее время формирование региональной, да и национальной, инновационной системы находится еще на начальной стадии. Не создана целостная нормативно-правовая база инновационной деятельности, государственная политика в этой сфере не системна и не последовательна, не сформированы эффективные механизмы взаимодействия государственных органов управления с предпринимательским сектором экономики. Не получают должного развития и практической реализации научные знания и перспективные технологии, направленные на решение насущных проблем обеспечения жизнедеятельности населения.

Сфера научно-технической и инновационной деятельности в Вологодской области характеризуется следующими основными показателями:

1. Среди источников финансирования (рисунок) собственные средства предприятий составляют 69%. Использование кредитных и заемных средств на инновационную деятельность носит эпизодический характер. Выде-

По источникам финансирования

Собственные

средства

предприятий,

69%

Региональные средства, 16,3%

ление средств из внебюджетных фондов составляет 2,6% общей суммы затрат. Такая структура инвестиций не стимулирует будущего развития экономики. Для этого необходимы масштабные внешние инвестиции, и в первую очередь банковские средства.

2. На рисунке и в нижеследующей таблице приведены данные об объемах затрат на технологические инновации и их структуре. В 2002 г. наибольшую долю в затратах предприятий региона на инновации составляло приобретение машин и оборудования (30,4%). В то же время на приобретение новых технологий израсходовано только 1,5% всех средств, затраченных на инновации, на обучение персонала - всего 0,1%. При этом велика доля закупок иностранного устаревшего оборудования. Такая тенденция усугубляет проблемы конкурентоспособности отраслей.

В целом затраты промышленных предприятий на технологические инновации имеют тенденцию постоянного увеличения.

Анализ современного состояния научно-технической и инновационной сферы региона свидетельствует о том, что по уровню инновационной активности, месту высокотехнологичной продукции в структуре производства и экспорта, объемам финансирования науки, развитию инновационной инфраструктуры Вологодская область пока заметно отстает от ряда других регионов.

По расходам

Маркетинг и реклама,

0,3% Прочие затраты, 22,4%

П роиэв одств ен-ное проектирование, 38,8%

Внебюджетные

фонды,

2,6%

Приобретение

программных

средств,

0,8%

Новые

технологии,

1,5%

Приобретение

маиин

и оборудования, 30,4%

Структура инноваций по источникам затрат и направлениям расходов (в %; 2002 г.)

Затраты промышленных предприятий на технологические инновации по видам деятельности, тыс. руб. (до 1998 г. - млн. руб.)

Статьи затрат 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г.

Всего 41 956 242 700 260 032 733 062 190 406 375 850 959 449

В том числе: Исследования и разработки новых продуктов 12 844 52 979 23 776 32 462 18 333 27 626 53 830

Приобретение новых машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями 25 016 176 708 211 200 316 009 118919 250 336 291 844

Приобретение новых технологий 100 3 556 945 48 993 1 865 4 753 14 248

Приобретение программных средств 2 829 1 752 1 226 3 008 4 876 7 057 7 653

Производственное проектирование 906 1 449 10 409 21 011 20 694 66 371 372 370

Обучение и подготовка персонала, связанного с инновациями 8 5 194 9 328 5 183 1 468 966 929

Маркетинговые исследования 220 725 3 075 8 839 555 417 3 223

Прочие затраты 33 337 73 617 24 296 18 324 215 352

На сегодняшний день в области сложились предпосылки формирования таких приоритетов органов управления, частного бизнеса и гражданского общества, как активизация инновационной деятельности, повышение роли науки.

Во-первых, в рамках подготовки к вступлению России в ВТО международная конкуренция заставляет бизнес активизировать поиск перспективных технологий и нестандартных решений для обеспечения специфических конкурентных преимуществ в рамках глобальной мировой конкуренции.

Во-вторых, усиление новой бизнес-элиты, не имеющей доступа к сырьевым ресурсам, а также прогнозы развития сырьевых секторов отечественной экономики в общем контексте развития мировой экономики стимулируют повышение интереса и приток финансовых и менеджерских ресурсов в высокотехнологичные отрасли.

В-третьих, признание необходимости и стимулирование государством структурных изменений, общее улучшение инвестиционного климата позволяют бизнесу чувствовать себя более уверенно.

Предлагаемая инновационная Концепция -это согласованное видение ее реализации различными участниками: органами власти, крупными компаниями, средним и малым бизнесом, научными, образовательными организациями, организациями инфраструктуры инновационного развития региона. Инновационная Концепция определяет общую цель, модель и инструменты развития, приоритеты в этом процессе.

В качестве приоритетов Концепции обозначены:

• стимулирование существующих компаний к использованию инноваций;

• стимулирование создания малых инновационных предприятий;

• привлечение инвестиций (преимущественно в высокотехнологичную сферу);

• создание эффективной инфраструктуры для поддержки инноваций;

• повышение уровня инновационной культуры.

В течение последних трех лет только 35 промышленных организаций региона имели в наличии готовые инновации, из них 63% разрабатывались предприятиями самостоятельно, 29% - совместно с другими организациями. Четверть промышленных предприятий, имеющих завершенные инновации, являются машиностроительными.

Важная особенность инновационной Концепции Вологодской области - это то, что ведущая роль в ней отводится крупным компаниям. Она ориентирована на активное участие в ее реализации бизнеса, учитывает его интересы и нацелена на развитие спроса на инновации со стороны предприятий. Инновационная концепция определяет ориентиры для инициатив и мероприятий по ее реализации

- создание условий для развития партнерских связей между наукой и бизнесом и повышение деловой активности в регионе.

Наличие инновационной стратегии позволит региону более эффективно работать с экономическими и финансовыми партнерами

(фондами, инвесторами, министерствами и т.д.), создаст благоприятные предпосылки для расширения его взаимодействия с федеральными органами власти и другими регионами.

Инновационная Концепция направлена на создание условий для активного использования инноваций самого широкого спектра направлений - технологий, менеджмента, маркетинга, финансов и др., а также повышения конкурентоспособности региональных компаний, расширения возможностей для развития бизнеса в регионе и за его пределами.

В качестве основных направлений в сфере развития инновационной деятельности предлагаются:

1. Нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности (положения, областные законы, постановления и т.д.).

2. Информационно-аналитические и программные разработки (промышленная политика, программа качества, программа развития инноваций).

3. Решение финансово-экономических вопросов (финансирование фондами, банками).

4. Организационные решения (создание научно-информационных и технических центров, технопарков и т.д.).

5. Подготовка персонала (учебные программы, конференции, семинары).

Выполнение миссии инновационной политики определяется достижением таких целей,как:

• обеспечение значительного роста новой добавленной стоимости, создаваемой предприятиями области;

• обеспечение высокой инвестиционной привлекательности региона, базирующейся на эффективной стратегии создания и использования знаний;

• создание условий для развития существующих и образования новых компаний на основе использования научно-технологичес-кого потенциала региона;

• обеспечение рыночной ориентации научных организаций региона.

Разработка Концепции развития инновационного и научно-технического потенциала региона и определение приоритетных направ-

лений инновационной политики основаны на анализе его конкурентных преимуществ. Одним из них является наличие многопрофильного научно-технического комплекса.

С точки зрения технологического потенциала региона, Научно-координационным советом народнохозяйственного комплекса признано, что наиболее перспективными сферами выступают:

• энергосберегающие технологии;

• информационно-телекоммуникационные технологии;

• технологии по совершенствованию металлургической базы;

• технологии глубокой переработки лесопродукции;

• химические технологии;

• технологическое переоснащение производств и создание новых образцов техники и товаров, техническое переоснащение всей промышленности;

• ускоренное развитие машиностроительной отрасли;

• новые материалы и покрытия;

• экологические инновации и технологии по переработке отходов производства и жизнедеятельности человека.

Все указанные выше технологические приоритеты соответствуют приоритетным направлениям развития науки, технологии и техники РФ, утвержденным Президентом РФ в «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу».

Основными проблемами научно-технического сектора сегодня являются:

> моральное и физическое старение научно-производственной базы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

> оторванность этапов инновационного цикла, неэффективность механизмов, отсутствие навыков, знаний и мотиваций для последующего внедрения научных результатов в производство.

> низкий уровень интеграции в мировую инновационную систему, недостаточность специализированных финансовых институтов, ориентированных на взаимодействие с инновационным бизнесом;

> недостаток координации действий федеральных, региональных органов исполнительной власти, промышленных компаний в сфере технологических разработок и реализации крупных инновационных проектов и программ модернизации.

В рамках инновационной политики перед нами стоит задача содействия интеграции промышленных компаний с предприятиями и организациями научно-исследовательского профиля, стимулирования развития корпоративной науки и разработок, устранения организационной и технологической разобщенности секторов промышленности.

Повышение инновационной активности как средства использования конкурентных преимуществ, связанных с ее интеллектуальным потенциалом, требует формирования на государственном, региональном уровне и на уровне хозяйствующих субъектов благоприятных условий для развития инноваций, разработки и реализации комплекса правовых и организационно-экономических мер, направленных на стимулирование инновационной активности производителей технологичной продукции и услуг, более широкое внедрение в производство наукоемких технологий.

К основным механизмам активизации научно-технической и изобретательской деятельности можно отнести:

1. Возрождение работы первичных организаций Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов, разработку и утверждение положений о рационализаторской деятельности в организациях.

2. Проведение на предприятиях области конкурсов на лучшие рационализаторские и изобретательские предложения.

3. Организацию учета использованных изобретений, рацпредложений и экономии, полученной от их внедрения, создание мобильных внедренческих фирм и производственных инновационных подразделений.

4. Периодическое направление в Правительство области информации об использовании технических новшеств и новых технологий, защищенных охранными документами, с целью создания информационной основы для пропаганды и продвижения научно-исследовательских разработок.

5. Активное участие в областных мероприятиях по стимулированию новаторской деятельности, в том числе на обучающих семинарах, курсах, тренингах.

6. Установление делового сотрудничества с Вологодским ЦНТИ по вопросам совершенствования производства и внедрения новых технологий.

Среди ряда уже осуществляемых мер поддержки следует выделить формирование региональной базы научно-технических разработок Вологодской области, унифицированной с общероссийской базой; проведение инвентаризации научно-интеллектуального потенциала организаций; последовательную работу в рамках Соглашения о совместной деятельности между Правительством области и Фондом содействия развитию малых форм в научно-технической сфере.

Немалое внимание в области уделяется презентационной деятельности. В области действуют:

1. Региональная выставка «Наука - Технологии - Производство» (для самодеятельных авторов существуют льготные условия по участию в выставке).

2. Постоянно действующая промышленнотехнологическая выставка «Инновации вокруг нас» (на базе Вологодской торгово-промышленной палаты).

3. Специальная номинация за развитие новой техники и технологий «Бизнес-инновация» в ежегодном областном конкурсе «Вологодский предприниматель года».

4. Всероссийские выставки-ярмарки «Российский лес» и «Российский лен» - как иллюстрация глубоко модернизированной и инновационной техники и оборудования.

5. Парад-презентация самодельной самоходной техники, изготовленной руками местных умельцев и изобретателей, приуроченный ко дню рационализатора и изобретателя.

Учрежденные губернатором области государственные премии по науке и технике также служат важными экономическими и моральными стимулами труда рационализаторов и новаторов производства.

Комплекс мероприятий по активизации научно-технической и изобретательской деятельности предусматривает решение следующих первоочередных задач:

• формирование финансово-экономических механизмов поддержки и стимулирования инновационной деятельности;

• совершенствование нормативно-право-вых основ;

• стимулирование развития инфраструктуры инновационной системы, в том числе формирование системы страхования рисков, создание венчурных фондов, инновационнотехнологических центров или офисов;

• подготовку предпринимательских кадров;

• развитие межрегионального и международного сотрудничества;

• снижение административных барьеров;

• консультационно-методическое и информационное обеспечение;

• обеспечение интеграции науки и производства, организацию и выполнение комплексных и инновационных проектов через центры трансфера технологий и др.

Ожидаемые результаты реализации Концепции:

1. Для предприятий региона:

- привлечение финансовых, интеллектуальных и человеческих ресурсов для реализации инновационно-инвестиционных проектов;

- создание стартовых условий для малого инновационного бизнеса;

- развитие инфраструктуры поддержки инновационного бизнеса;

- улучшение бизнес-культуры и повышение инвестиционной привлекательности региона;

- рост предложений новых технологий для потребностей бизнеса;

- повышение возможностей для подготовки квалифицированных специалистов;

- улучшение экономической и социальной среды в регионе.

2. Для научных и образовательных организаций региона:

- формирование рынка НИОКР;

- накопление опыта и знаний в области коммерциализации научного потенциала;

- увеличение спроса на образовательные услуги.

3. Для организаций инновационной инфраструктуры региона:

- развитие рынка услуг;

- повышение возможностей инновационной и предпринимательской инфраструктуры;

- обеспечение подготовки квалифицированных специалистов.

Т. В. Ускова, Л. В. Дубиничева ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ В 2003 ГОДУ

Экономическое и социальное развитие Вологодской области во многом определяется эффективностью функционирования промышленности. Производственный сектор области насчитывает около 260 крупных и средних промышленных предприятий, на которых

занято более 140 тыс. человек. Базовыми структурообразующими отраслями, как видно из рис. 1, являются черная металлургия, электроэнергетика, лесной комплекс в целом, машиностроение и металлообработка, пищевая и химическая промышленность.

Ускова

Тамара Витальевна — к.э.н., научный сотрудник, и.о. зав. отделом ВНКЦ ЦЭМИ РАН.

Дубиничева Людмила Васильевна —

аспирант ВНКЦ ЦЭМИ РАН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.