Научная статья на тему 'О концепции и организационноэкономическом обеспечении отраслевой системы оплаты труда для сферы образования'

О концепции и организационноэкономическом обеспечении отраслевой системы оплаты труда для сферы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О концепции и организационноэкономическом обеспечении отраслевой системы оплаты труда для сферы образования»

2. Право вузов участвовать в негосударственных пенсионных фондах

Письмом Департамента бюджетной политики Минфина России от 3 февраля 2006 г. N° 02-14-10/ 221 разъяснено, что согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 21.12.2005 г. № 152н, вузы имеют пра-

во осуществлять целевые вступительные взносы в негосударственные пенсионные фонды за счет внебюджетных источников (в части использования средств за счет чистой прибыли). Данные расходы, а так же иные расходы вузов, осуществляемые в соответствии с договорами о негосударственном пенсионном обеспчении, относятся на подстатью 212 «Прочие выплаты».

Г. В. Башкина, Н. Б. Озерова

О КОНЦЕПЦИИ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ОТРАСЛЕВОЙ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА ДЛЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Порядок формирования систем оплаты труда работников федеральных учреждений

Проектом постановления предусматривается формирование систем оплаты труда работников федеральных государственных учреждений на основе дифференциации должностей по профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням с применением:

- базовых окладов (ставок) по профессиональным квалификационным группам;

- диапазонов окладов (ставок) по квалификационным группам;

- схем окладов (ставок);

- перечней выплат компенсационного характера;

- перечней выплат стимулирующего характера;

- порядка и условий осуществления выплат стимулирующего характера в учреждениях, где введены системы оплаты труда работников с применением схем окладов (ставок).

Профессиональная квалификационная группа представляет собой группу профессий рабочих и должностей служащих, сформированную с учетом сферы деятельности на основе требований квалификации (уровня профессионального образования, профессиональной подготовки), необходимой для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.

Основанием для отнесения профессии рабочего или должности служащего к той или иной профессиональной квалификационной группе являются требования к уровню образования, необходимого для замещения соответствующей должности.

Требования к уровню образования, необходимого для замещения соответствующей должности

Г руппа Основание для отнесения к группе

1 Наличие ученой степени и (или) ученого звания. Наличие высшего профессионального образования (по должностям руководителей структурных подразделений)

2 Наличие квалификации «дипломированный специалист», или «магистр»

3 Наличие квалификации «бакалавр». Наличие среднего профессионального образования (по должностям руководителей структурных подразделений)

4 Наличие начального или среднего профессионального образования.Наличие начального профессионального образования (по должностям руководителей структурных подразделений)

5 Не требуют наличия профессионального образования

106

© Г. В. Башкина, Н. Б. Озерова, 2007

Отнесение профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам осуществляется по наименьшим квалификационным требованиям, необходимым для работы по соответствующей профессии или для занятия соответствующей должности.

Профессиональные квалификационные группы характеризуются наличием внутри каждой группы квалификационных уровней, количество которых может быть различным, базовых окладов (ставок) и диапазоном базовых окладов (ставок) по квалификационным уровням.

Квалификационные уровни выделяются в каждой профессиональной квалификационной группе в зависимости от уровня квалификационной подготовки работников, необходимой для работы в данной должности, сложности выполняемой работы или достигнутого уровня профессиональной подготовки, подтвержденного квалификационной категорией, документом о повышении квалификации, а также в зависимости от стажа работы. При этом одна и та же должность в рамках профессиональной квалификационной группы может быть отнесена по разным квалификационным уровням.

Отнесение профессий рабочих и должностей служащих к тому или иному квалификационному уровню производится по результатам аттестации работника, с учетом квалификационных требований и требований профессиональных стандартов в порядке, устанавливаемом Положением о внеочередной аттестации.

По профессиональным квалификационным группам устанавливаются базовые оклады (ставки) и диапазоны базовых окладов (ставок).

Базовый оклад (ставка) - минимальный оклад (ставка) работника, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу без учета компенсационных и стимулирующих выплат.

Диапазоны базовых окладов (ставок) - минимальные и максимальные размеры окладов (ставок) по квалификационным уровням, в пределах которых определяются размеры окладов (ставок) путем применения повышающих коэффициентов к базовым окладам (ставкам).

По профессиям рабочих и должностям служащих устанавливаются также схемы окладов (ставок), т.е. их фиксированные размеры по каждой профессии и должности.

Выплаты компенсационного характера - выплаты, обеспечивающие работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными, отклоняющимися от нормальных, условиями труда, на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплату труда в повышенном размере, а также иные выплаты, предусматриваемые утверждаемым Правительством РФ перечнем выплат компенсационного характера.

Выплаты стимулирующего характера - выплаты, предусматриваемые системами оплаты труда, с целью повышения мотивации качественного труда работников и их поощрения за результаты труда в соответствии с утверждаемым Правительством РФ перечнем выплат стимулирующего характера.

Предусматриваются также выплаты социального характера, осуществляемые за счет средств фонда оплаты труда, направленные на социальную поддержку работников, но не связанные с осуществлением ими трудовых функций.

Применительно к образованию, данный принцип означает, что все работники группируются на основе требований к квалификации (уровню профессионального образования, профессиональной подготовки, необходимой для осуществления профессиональной деятельности).

В каждой профессиональной квалификационной группе должности работников образования в зависимости от уровня квалификационной подготовки, необходимой для работы в данной должности, сложности выполняемой работы или достигнутого уровня профессиональной подготовки работника, подтвержденного квалификационной категорией, документом о повышении квалификации, а также в зависимости от стажа педагогической работы группируются по квалификационным уровням. При этом одна и та же должность в рамках профессиональной квалификационной группы может быть отнесена к разным квалификационным уровням.

Модель новой системы оплаты труда работников образования

Профессиональные квалификационные группы

Основываясь на изложенных принципах, сформирована модель оплаты труда работников образования, предусматривающая следующие профессиональные квалификационные группы:

1. Профессиональная квалификационная группа, включающая должности работников из числа профессорско-преподавательского состава и научных работников, к которым предъявляются требования о наличии ученой степени и (или) ученого звания и должности руководителей структурных подразделений учреждений, требующие наличия высшего профессионального образования. В этой группе предусматривается два квалификационных уровня.

2. Профессиональная квалификационная группа, включающая должности работников, требующие наличия высшего профессионального образования по квалификации «дипломированный специалист» или квалификации «магистр». В этой группе предусматривается три квалификационных уровня.

3. Профессиональная квалификационная группа, включающая должности работников, требующие наличия высшего профессионального образования по квалификации «бакалавр» и должности руководителей структурных подразделений образовательных учреждений, требующие наличия среднего профессионального образования. В этой группе предусматривается три квалификационных уровня.

4. Профессиональная квалификационная группа, включающая должности работников, требующие наличия среднего профессионального образования и должности руководителей структурных подразделений образовательных учреждений, требующие наличия начального профессионального образования. В этой группе предусматривается четыре квалификационных уровня.

5. Профессиональная квалификационная группа, включающая должности работников, которые не требуют наличия профессионального образования. В этой группе предусматривается четыре квалификационных уровня.

Наряду с должностями работников образования, включенными в единый квалификационный справочник, в модели предусмотрены и новые должности, наличие которых в учреждениях образования вызвано сложившейся практикой или новыми условиями их функционирования, расширением сферы деятельности (обеспечение безопасности обучающихся и работников, уточнение наименования должностей в соответствии с характером выполняемых работ и др.).

Предлагается включить следующие новые должности:

- заместитель декана,

- специалист по учебно-методической работе,

- старший лаборант с высшим образованием,

- ученый секретарь диссертационного совета,

- учебный мастер,

- вожатый,

- оперативный дежурный,

- помощник проректора.

Данная модель предусматривает высокие требования к уровню образования работников отрасли - в основном высшее профессиональное образование по квалификации «дипломированный специалист» или «магистр». Однако, в настоящее время по данным статистики около 200 тыс. учителей, подавляющее большинство воспитателей, педагогических работников учреждений дополнительного образования детей не имеют требуемого уровня образования. В связи с этим предлагается сохранить за такими работниками занимаемую должность и соответствующий уровень оплаты по результатам аттестации, подтверждающим соответствие занимаемой должности или выполняемой работе.

Установление диапазонов базового оклада

Данная модель включает диапазоны окладов (ставок) по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп работников.

В основу установления диапазонов окладов (ставок) по квалификационным уровням положена действующая тарифная сетка. Группировка должностей работников по квалификационным уровням и применение установленных в настоящее время по каждой должности разрядов ЕТС и соответствующих размеров окладов (ставок) позволило дифференцировать оплату труда работников образования по уровню квалификации, должностям и сложности работы.

В соответствии с Трудовым кодексом применяется понятие базовых окладов (ставок). Базовый оклад (ставка) - это минимальный оклад (ставка) работника образовательного учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность на должности, входящей в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

При установлении диапазонов окладов (ставок) по профессиональной квалификационной группе, включающей должности работников из числа профессорско-преподавательского состава и научных работников, к которым предъявляются требования

о наличии ученой степени и (или) ученого звания, в базовые оклады включены существующие надбавки за должности доцента и профессора.

Минимальный размер базового оклада (ставки) устанавливается на уровне минимального размера оплаты труда, который с 1 сентября 2007 г. составит 2 тыс. рублей.

В модели указанный размер применяется в отношении первого квалификационного уровня по профессиональной квалификационной группе, включающей должности работников, которые не требуют наличия профессионального образования (см. таблицу). Введение новых условий оплаты труда работников образовательных учреждений общего, начального и среднего профессионального образования позволит повысить должностной оклад (ставку) работников и заработную плату в целом.

Система оплаты труда с применением базовых окладов (ставок) или диапазонов окладов (ставок) устанавливается в образовательных учреждениях, финансируемых на нормативной основе или путем предоставления субвенций, субсидий.

В образовательных учреждениях, финансируемых на основе сметы доходов и расходов, устанавливается система оплаты труда с применением схем окладов (ставок).

Выплаты компенсационного и стимулирующего характера

Заработная плата работников образовательных учреждений общего, начального и среднего профессионального образования формируется из: оклада (ставки), устанавливаемого в соответ-

ствии с профессиональной квалификационной группой и квалификационным уровнем, к которым отнесена соответствующая профессия и должность; выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Выплаты компенсационного характера осуществляются за работы во вредных и (или) опасных и иных особых условиях труда; на тяжелых работах; в условиях труда, отклоняющихся от нормальных; на работах в местностях с особыми климатическими условиями; не входящие в круг основных обязанностей.

Выплаты стимулирующего характера осуществляются с целью повышения мотивации качественного труда работников, поощрения за результаты труда.

Компенсационные и стимулирующие выплаты устанавливаются в соответствии с перечнями, утверждаемыми:

- Правительством Российской Федерации -для федеральных образовательных учреждений;

- Администрациями субъектов российской Федерации - для образовательных учреждений, подведомственных субъектам Российской *Фе-дерации, а также по муниципальным общеобразовательным учреждениям;

- Органами местного самоуправления - для муниципальных образовательных учреждений (за исключением общеобразовательных учреждений).

В данной модели компенсационные выплаты предусматриваются в размере 15%, а стимулирующие выплаты - в размере 30% от фонда должностных окладов (ставок).

Увеличении должностных окладов (ставок) по основным должностям педагогических работников

Должность Средняя ставка по ЕТС (руб.) Средняя ставка по новой системе (руб.) % увеличения

Профессор 4286 15188 354,4

Доцент 3979 12649 317,9

Преподаватель 3707 10125 273,1

Учитель 3196 8438 264,0

Педагог дополнительного образования 2960 8100 273,6

Воспитатель 2737 5625 205,5

Мастер производственного обучения 2960 5625 190,0

Педагог-психолог 2960 8100 273,6

Примерный перечень выплат компенсационного характера

За специфику работы в отдельных образовательных учреждениях осуществляется повышение ставок заработной платы (должностных окладов):

- за работу в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (отделениях, классах, группах) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (в том числе с задержкой психического развития) - на 15-20%;

- за работу в учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в группах учреждений начального и среднего профессионального образования)- на 20%;

- за работу в оздоровительных образовательных учреждениях (классах,. группах) санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном санаторном лечении -на 20%;

- учителям за индивидуальное обучение на дому больных детей, за индивидуальное и групповое обучение детей, находящихся на длительном лечении в больницах- на 20%

- мастерам производственного обучения, старшим мастерам учреждений НПО и СПО, осуществляющим подготовку рабочих и специалистов для предприятий и организаций угольной, сланцевой промышленности, чёрной и цветной металлургии, горно-капитальных работ- на 15%;

- за работу в общеобразовательных школах-интернатах -на 15%;

- за работу в образовательных учреждениях при учреждениях исполнения наказаний -на 20%;

- за работу в учреждениях, классах, группах, учреждениях начального профессионального образования при учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы- на 50-75%;

- за работу в специальных учебно-воспитательных учреждениях для воспитанников с девиантным поведением-20%;

- педагогическим работникам лицеев, гимназий, колледжей -на 15%.;

- работникам детских оздоровительно-образовательных лагерей за систематическую переработку сверх нормальной продолжительности рабочего времени -на 15%;

- владеющим иностранным языком и применяющим его в практической работе в школах, школах-интернатах, ДОУ учреждениях СПО- на 10-15%;

- учителям и преподавателям национального языка и литературы, школ, школ-интернатов,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

учреждений НПО, СПО с русским языком обучения- на 15%;

- учителям и преподавателям общеобразовательных учреждений всех видов, учреждений НПО, СПО с нерусским языком обучения. Расположенных в сельской местности и посёлках городского типа, за часы занятий по русскому языку и литературе в 5-11 классах - на 15%;

- за работу в специальных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации- на 20%;

- за работу в образовательных учреждениях, расположенных в закрытых административнотерриториальных образованиях, обслуживающих работников предприятий Минатомэнерго России,

- в учреждениях НПО, находящихся вне закрытых административно-территориальных образований и осуществляющих подготовку квалифицированных рабочих кадров для предприятий Минатомэнерго России-на 20%;

- женщинам за работу в образовательных учреждениях сельской местности, где рабочий день разделён на части с перерывом более двух часов- на 30%;

- педагогическим работникам за работу в классах, группах с наполняемостью, превышающей её средний уровень, сложившийся в регионе (городе, районе), но не выше установленного нормативного уровня.

Доплаты компенсационного характера за условия труда, отклоняющиеся от нормальных:

- за работу в ночное время;

- в случае привлечения работника к работе в выходной или праздничный день;

- за работу с неблагоприятными условиями труда;

- оплата сверхурочной работы;

Доплаты за дополнительную работу - за выполнение работ, связанных с образовательным процессом и не входящих в круг основных обязанностей работника:

- за выполнение функций классного руководителя;

- за проверку письменных работ;

- за заведование кабинетами, мастерскими, опытными хозяйствами и т. д.;

- за руководство предметными, методическими и цикловыми комиссиями;

- проведение работы по дополнительным образовательным программам;

- организация трудового обучения.

Оплата труда в особых условиях:

- оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда;

- оплата труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда, процентные надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера, в приравненных к ним местностях и других районах с тяжелыми природноклиматическими условиями)-данные процентные надбавки начисляются на все виды выплат, производимых работнику.

Иные выплаты компенсационного характера, предусмотренные действующим законодательством.

Примерный перечень выплат стимулирующего характера

- За выполнение важных и особо важных работ.

- За выполнение особо срочных работ.

- За сложность и напряженность работы.

- За высокий профессионализм и качество выполняемой работы.

- За качественный результат выполнения порученной работы.

- За высокую интенсивность труда.

- За досрочное и качественное выполнение порученного объема работ.

- За особый режим работы, связанный с обеспечением безаварийной, безотказной и бесперебойной работы инженерных и хозяйственно-эксплуатационных систем жизнеобеспечения учреждения.

- Стимулирующие выплаты по результатам окончания учебного года.

- Стимулирующие выплаты по результатам окончания календарного года.

- За качественную подготовку и проведение мероприятий связанных с уставной деятельностью учреждения.

- За качественное выполнение порученной работы связанной с непосредственной организацией и проведением учебного процесса.

- За качественное выполнение порученной работы связанной с обеспечением учебного процесса или уставной деятельности учреждения.

- За непрерывный стаж работы в образовательных учреждениях.

- За особые заслуги работника в области образования, науки, культуры, здравоохранения, физкультуры и спорта.

- За особые заслуги работника перед учреждением.

- За внедрение новых методов и разработок в образовательный процесс, использование современных информационных технологий и инновационных и (или) авторских программ в образовании.

- За внедрение и использование новых технических средств обучения в учебном процессе.

- За ведение работы в условиях проведения объявленного эксперимента в рамках выполнения федеральных, региональных и иных утвержденных программ.

- За достижение учащимися, студентами высоких показателей в сравнении с предыдущим периодом.

- За стабильность и рост качества обучения.

- За подготовку призеров олимпиад, конкурсов.

- За использование здоровьесберегающих технологий.

- За участие в методической работе (конференциях, семинарах, методических и учебно-методических объединениях).

- За организацию и проведение мероприятий, повышающих авторитет и имидж образовательного учреждения.

- За высокий уровень исполнительской дисциплины.

- За достижение высоких результатов в воспитательной работе.

- Премии за достижение высоких результатов в труде.

- Доплаты за наличие ученой степени кандидата и доктора наук в общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО и НПО.

В образовательных учреждениях могут осуществляться выплаты социального характера в соответствии с локальными актами образовательного учреждения. Перечень выплат социального характера включает материальную помощь, а также единовременные поощрительные выплаты в связи с юбилеями (50-летием, 60-летием и иными юбилейными датами).

Оплата труда руководителя образовательного учреждения

Должностной оклад руководителя образовательного учреждения определяется на основе трудового договора и устанавливается в размере не менее чем на 10% выше верхней границы диапазонов окладов (ставок) пятой профессиональной квалификационной группы, но не выше десятикратного минимального базового оклада (ставки).

Руководителю учреждения устанавливаются компенсационные и стимулирующие выплаты в порядке, определенном для остальных категорий работников образовательного учреждения общего, начального и среднего профессионального образования.

По итогам работы за год руководителю образовательного учреждения устанавливается вознаграждение за обеспечение выполнения учреждением своих функций и задач, поставленных перед ним учредителем на соответствующий год, по критериям, устанавливаемым учредителем. Максимальный размер вознаграждения ограничивается 5% от годового фонда оплаты труда учреждения.

Должностные оклады заместителей руководителя образовательного учреждения общего, начального и среднего профессионального образования устанавливаются на 10-20% ниже должностного оклада руководителя учреждения.

Заместителям руководителя учреждения устанавливаются компенсационные и стимулирующие выплаты в порядке, определенном для остальных категорий работников образовательного учреждения общего, начального и среднего профессионального образования.

Введение новой системы оплаты труда

работников образовательных учреждений общего образования, начального и среднего профессионального образования

В условиях разделения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления и развития экономической самостоятельности образовательных учреждений новая система оплаты труда работников образовательных учреждений общего, начального и среднего профессионального образования базируется на следующих основных принципах:

- обеспечение минимальных государственных гарантий по оплате труда работников образовательных учреждений;

- обязательность соблюдения на территории Российской Федерации норм трудового законодательства и других законодательных и нормативных актов в области трудового права;

- самостоятельность органов государственной власти и местного самоуправления в установлении условий и размеров оплаты труда работников подведомственных учреждений в пределах их компетенции.

При разработке новой системы оплаты труда учитываются факторы, определяющие общее

экономическое состояние и возможности бюджетов различных уровней, общий уровень заработной платы в отраслях народного хозяйства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, специфические особенности системы общего, начального и среднего профессионального образования.

Нормативно-методическое обеспечение введения новых условий оплаты труда

Для введения новой системы оплаты труда работников образовательных учреждений общего, начального и среднего профессионального образования необходимо разработать и принять на соответствующем уровне следующие нормативно-методические документы.

Для федерального уровня:

- постановление Правительства Российской федерации «О введении новой системы оплаты труда работников образовательных учреждений общего, начального и среднего профессионального образования, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти»;

- Положение об оплате труда работников образовательных учреждений общего, начального и среднего профессионального образования, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, утверждаемое постановлением Правительства Российской Федерации;

- Перечни выплат компенсационного и стимулирующего характера, утверждаемые Правительством Российской Федерации;

- Методические рекомендации по введению новой системы оплаты труда «Новые условия оплаты труда работников образовательных учреждений (организаций) (общее, начальное и среднее профессиональное образование)», утверждаемые в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Для регионального уровня:

- постановление органа исполнительной власти (администрации) субъекта Российской федерации «О введении новой системы оплаты труда работников подведомственных образовательных учреждений общего, начального и среднего профессионального образования»;

- Положение об оплате труда работников подведомственных образовательных учреждений общего, начального и среднего профессионального образования, утверждаемое постановлением органа исполнительной власти (администрацией) субъекта Российской Федерации;

- Перечни выплат компенсационного и стимулирующего характера, утверждаемые органом исполнительной власти (администрацией) субъекта Российской Федерации;

- Методические рекомендации по введению новой системы оплаты труда «Новые условия оплаты труда работников образовательных учреждений (организаций) (общее, начальное и среднее профессиональное образование)», утверждаемые в порядке, устанавливаемом органом исполнительной власти (администрацией) субъекта Российской Федерации.

Для муниципального уровня:

- постановление органа местного самоуправления «О введении новой системы оплаты труда работников подведомственных образовательных учреждений общего, начального и среднего профессионального образования»;

- Положение об оплате труда работников подведомственных образовательных учреждений общего, начального и среднего профессионального образования, утверждаемое постановлением органа местного самоуправления;

- Перечни выплат компенсационного и стимулирующего характера, утверждаемые органом местного самоуправления;

- Методические рекомендации по введению новой системы оплаты труда «Новые условия оплаты труда работников образовательных учреждений (организаций) (общее, начальное и среднее профессиональное образование)», утверждаемые органом местного самоуправления.

Расчет потребности в средствах

Расчет потребности в средствах для введения новых условий оплаты труда работников образования проведен исходя из того, что модель предусматривает пять профессиональных квалификационных групп с их разбивкой на квалификационные уровни. При этом минимальный базовый оклад по первой профессиональной квалификационной группе предусмотрен в размере 2000 рублей, а максимальный уровень оплаты труда по пятой профессиональной квалификационной группе - 15188 рублей. Компенсационные выплаты предусматриваются в размере 15%, а стимулирующие выплаты - в размере 30% от фонда должностных окладов (ставок).

В 2007 г. годовой фонд оплаты труда работников образовательных учреждений общего, начального и среднего профессионального образования с учетом единого социального налога, индексации с 1 октября 2006 г. в 1,11 раза и предусмат-

Расчет потребности в средствах для учреждений общего, начального и среднего профессионального образования

Профессиональная квалификационная группа Численность работников по профессиональным квалификационным группам (тыс. чел.) Средний должностной оклад (ставка) (тыс. руб. в год) Сумма средств, необходимых для введения новой системы оплаты труда (млрд. руб.)

Группа 1 110 151,9 16,7

Группа 2 2340 101,3 237

Группа 3 670 67,5 45,2

Группа 4 200 45 9

Группа 5 1800 27,7 49,9

Итого: 5120 357,8

Компенсационные выплаты 53,7

Стимулирующие выплаты 107,3

ЕСН 135,9

С учетом всех выплат 654,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Расчет потребности в средствах для учреждений высшего профессионального образования

Профессиональная квалификационная группа Численность работников по профессиональным квалификационным группам (тыс. чел.) Средний должностной оклад (ставка)(тыс. руб. в год) Сумма средств, необходимых для введения новой системы оплаты труда (млрд. руб.)

Группа 1 330 151,9 50,1

Группа 2 272 101,3 27,6

Группа 3 140 67,5 9,5

Группа 4 58 45 2,6

Группа 5 25 27,7 0,7

Итого: 825 90,5

Компенсационные выплаты 13,5

Стимулирующие выплаты 27,2

ЕСН 34,3

С учетом всех выплат 165,5

риваемой индексации с 1 сентября 2007 г. в 1,15 раза составит 445,4 млрд. рублей.

Дополнительная потребность в средствах по сравнению с действующей системой оплаты труда за счет средств бюджетов всех уровней оставит 209,3 млрд.руб. (654,7 - 445,4 = 209,3).

В 2007 г. годовой фонд оплаты труда работников образовательных учреждений высшего профессионального образования с учетом единого социального налога, индексации с 1 октября 2006 г. в 1,11 раза и предусматриваемой индексации с 1 сентября 2007 г. в 1,15 раза составит 51 млрд. рублей.

Дополнительная потребность в средствах по сравнению с действующей системой оплаты труда за счет средств бюджетов всех уровней составит 114,5 млрд.руб. (165,5 - 51,0 = 114,5).

Результаты, достигаемые на основе новых условий оплаты труда

Новая система оплаты труда работников образовательных учреждений общего, начального и среднего профессионального образования предусматривает значительное увеличение зависимости уровня оплаты труда от образования работника. В связи с этим предусматривается пересмотреть квалификационные требования по профессиям рабочих и должностям служащих, а также разработать и принять профессиональные стандарты.

Профессиональные стандарты представляют собой совокупность нормативов, устанавливающих помимо требований к наличию профессионального образования соответствующего уровня, подтверждаемого дипломом о профессиональном образовании, дополнительные требования к профессиональной подготовке и квалификации работника, необходимой для занятия должности служащего или выполнения работ по профессии рабочего, удостоверяемые дипломами, свидетельствами, сертификатами, которые предусматриваются в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих и Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих.

Стимулирующая роль заработной платы возрастает также за счет введения обязательных стимулирующих выплат за качество и результаты труда.

Наличие в каждой профессиональной квалификационной группе нескольких квалификационных уровней по должностям педагогических работников позволяет молодым специалистам после прохождения аттестации и независимо от педагогического стажа получить более высокий квалификационный уровень и соответственно более высокую оплату труда, что будет способствовать закреплению в образовательных учреждениях общего, начального и среднего профессионального образования молодых кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.