Научная статья на тему 'О конкурсе «Голос. Дети» педагогические размышления с отступлениями и комментариями'

О конкурсе «Голос. Дети» педагогические размышления с отступлениями и комментариями Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1107
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРС "ГОЛОС. ДЕТИ" / ЗАДАЧИ / УСПЕХИ / НЕДОСТАТКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ / CONTEST "VOICE OF CHILDREN" / CHALLENGES / SUCCESSES / SHORTCOMINGS / THE PEDAGOGICAL MEANING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алиев Юлий Багирович

В статье анализируются ценностные и смысловые аспекты конкурса «Голос. Дети», комментируются его задачи, достижения и недостатки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UPON THE CONTEST “VOICE”. CHILDREN TEACHING REFLECTIONS WITH DIGRESSIONS AND COMMENTARY ABSTRACT

This article analyzes the value and semantic aspects of the contest “Voice.” Kids comments on this work, achievements and shortcomings.

Текст научной работы на тему «О конкурсе «Голос. Дети» педагогические размышления с отступлениями и комментариями»

ТЕМА НОМЕРА: МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Ю.Б. Алиев

УДК 37. 036

О конкурсе «Голос. Дети»

Педагогические размышления с отступлениями и комментариями

В статье анализируются ценностные и смысловые аспекты конкурса «Голос. Дети», комментируются его задачи, достижения и недостатки.

Ключевые слова: конкурс «Голос. Дети», задачи, успехи, недостатки, педагогический смысл.

«Голос. Дети» — музыкальное телешоу, впервые вышедшее на Первом канале российского ТВ в 2014 году, является аналогом оригинального нидерландского проекта The Voice Kids. Это конкурс вокального мастерства среди детей 14—17 лет. Сначала проходят «слепые» прослушивания, по результатам которых члены жюри набирают в свои команды по 15 исполнителей. На следующем этапе голосуют зрители. В финале подключается многомиллионная аудитория Первого канала. По итогам всеобщего голосования выбирается лучший исполнитель — лучший детский Голос. Все выступления проходят только вживую.

Сегодня можно определенно сказать, что конкурс стал одним из самых популярных среди аналогов, задача которых — поиск детских талантов. Неожиданная манера поведения конкурсантов на сцене, калейдоскоп реакций зрителей на победу, резкие вопросы и волнующие монологи членов жюри. А все вместе — жизнерадостный и талантливый спектакль... Зрительский всплеск на первых звуках любимой песни и далее — непредсказуемая тишина: во что же превратит ее юный певец, будь то Сева Рудаков из Москвы, группа Пелагеи или двенадцатилетняя москвичка Элина Арсенина.

Но у этого праздника есть и другая сторона, а точнее — проблемные вопросы, возникающие практически на каждом детском вокальном конкурсе. Их можно проиллюстрировать слезливыми репликами зрителей, типа: «Сколько детей участвуют, а выигрывает только один. А все остальное — это детские

© Алиев Ю.Б., 2016

трагедии»; «Тяжело деткам, к которым никто не повернулся» и т. д. Этим суждениям прибавляет значимость утверждение члена жюри Леонида Агу-тина, что мероприятия, подобные «Голосу. Дети», плохо влияют на юных певцов. Весьма спорным представилось следующее его утверждение, что дети поют заведомо хуже взрослых. Что тут сказать? Пение детей несравнимо с пением взрослых. Решающей является методика певческого обучения. В этой сфере существует огромный практический опыт, созданы многочисленные методические пособия по обучению детей пению. Означает ли наличие проблем то, что конкурс надо немедленно закрывать? Отнюдь.

Проведение различных по составу и целям детских певческих конкурсов имеет большую историю. Специалистами сформулирован ряд положений, позволяющих в ходе конкурса нейтрализовать негативные случаи и неприятные происшествия. Переживания и неудачи, конечно же, имеют место, но служат чаще всего дополнительным стимулом к самосовершенствованию юного певца. Конкурс есть конкурс, и если у ребенка невелик еще певческий и сценический потенциал, он излишне эмоционален и ему сложно участвовать в конкурсе, то взрослые должны принять правильное решение. С одной стороны, ребенка не нужно подвергать таким сложным для него испытаниям, а с другой — известно, что нервные срывы у детей, участвующих в конкурсах и концертах, явление нередкое. Особенно это касается подростков, у которых «ум, чувства и физиология не в ладу». Опытные руководители детских вокальных ансамблей и хоров это учитывают и приучают детей адекватно вести себя в случае головокружения. Если, к примеру, вам приходилось бывать на концертах детского хора, вы могли заметить, как кое-кто из участников либо присаживается в своем ряду на хоровой станок, либо неспешно уходит за кулисы. Как выяснили физиологи, изучающие развитие детского голоса, помутнение сознания во время пения или длительного стояния на сцене происходит у подростков не сразу. Этому предшествуют определенные симптомы, и опытный исполнитель способен предотвратить потерю сознания. Не случайно много лет назад ректор Московской консерватории и руководитель хора мальчиков профессор Александр Васильевич Свешников требовал, чтобы занятия коллектива, проводившиеся ежедневно по 1,5 часа, проходили только стоя. Это формировало физиологическую выносливость юных исполнителей. А известный хоровой дирижер, народный артист РФ Георгий Александрович Струве специально обучал своих детей-хористов правильно вести себя при первых признаках помутнения сознания. Трагедии случаются, когда ложно понимаемая подростками ответственность за выступление заставляет их оставаться в «певческом строю». Подобный «героизм» на концертах абсолютно не уместен. По-видимому, что-то схожее произошло на конкурсе «Голос. Дети» с Андреем Клубанем.

Конкурс показал, насколько значимо и место проживания юных исполнителей. Так, пятнадцатилетний азербайджанец Азер Насибов, живущий в Ленинградской области, «взорвал» зал потрясающим исполнением баллады «Maybe I Maybe You» из репертуара ганноверской группы «Скор-пионс». Его педагог по вокалу отметила, что живи он, например, в Баку или Ташкенте, уже лет в 11—12 обзавелся бы усами и запел басом.

Хочется затронуть тему преимущественного выбора участниками Конкурса песен на иностранных языках. Это отражает нашу реальность: в детских музыкальных школах, молодежных коллективах эстрадного пения принято исполнять опусы на иностранных языках. Вряд ли в этом стоит искать некую ограниченность или падение нравов. Современная масс-музыка во многом утратила свое первоначальное гедонистическое (развлекательное) значение и стала более художественно-значимым явлением. Вспомним, к примеру, что арии из опер Верди, Пуччини и Бизе за последние 10—15 лет стало принятым исполнять на языке оригинала.

Современная эстрадная песня порой не менее сложна и многообразна, чем, скажем, жанр романса. Естественно, что молодые современники находят в музыке сегодняшних дней и отзвуки своего душевного состояния, и реализацию своих невосполненных эмоций. А мы, учителя-музыканты, просто очень долго закрывали глаза на явление поп-, рок- и масс-музы-ки, полагая, что это кратковременное явление. Однако оказалось не так. И сейчас мы вынуждены бежать вдогонку за новым феноменом масс-культуры, спешно пытаясь разобраться: что взято от народных ритмов, что от моды, а что является собственностью молодежной субкультуры. И на многие подобные вопросы дает недвусмысленный ответ конкурс «Голос. Дети».

Конкурс продемонстрировал широкий диапазон песенного репертуара. Звучали народные, массовые песни, классические произведения, что позволило участникам показать умения в самых различных сферах вокального исполнительства. Но все же основой репертуара были эстрадные композиции.

Как известно, эстрадная песня создается для конкретного исполнителя. Взять «чужую» песню означает не просто адаптировать ее под собственные исполнительские данные, но — именно это и представляет интерес — сделать ее под собственное «я». В аранжировке — второе дыхание эстрадной песни, способ, которым она продлевает свою — увы! — не такую уж долгую жизнь. В ней ее пластика и подвижность, новый ракурс, что, бывает, переворачивает песню с ног на голову.

Конкурс «Голос. Дети» в полной мере отразил современную художественную субкультуру юных. В наше время мало кто пытался создать что-то свое: не было как таковой молодежной культуры. С одинаковым удовольствием молодые люди и люди старшего возраста слушали одни и те же пластинки, танцевали одни и те же танцы. Сейчас картина иная. Подростки живут в ином ритме. В шестнадцать лет уже можно создать свой

собственный ансамбль, если есть возможность приобрести аппаратуру, студию.

Третий сезон «Голоса. Дети» запомнился репертуаром, который выбрали исполнители. Нельзя сказать, что не звучали мелодии танцевального характера, как например, известная песня «Ленинградский рок-н-ролл» Евгения Хавтана. Ее исполнила двенадцатилетняя Элина Арсенина. Но все-таки зрители Конкурса превыше всего своими аплодисментами голосовали за мелодию и слово.

Положительное явление: за последнее время поутихла критика сверстниками мальчишек, поющих детскими голосами. А бывало, что издевательское: «Поешь как девчо-онка!» почти повсеместно сопровождало исполнение юного певца. А сегодня мальчишки, великолепно поющие на конкурсе детскими голосами, вызывают у слушателей, в том числе и слушателей-сверстников, искреннее восхищение.

У большинства конкурсантов к моменту «слепых прослушиваний» уже был накоплен положительный опыт пения соло. И, собравшись вместе, они существенно и плодотворно влияли на исполнительскую культуру друг друга. Таким образом, мы имеем дело с элементом образовательной среды, в которой посредством взаимодействия конкурсантов, их учителей по вокалу и родителей у участников формировался художественный тезаурус. Как справедливо пишет С.В. Иванова: «Образовательное пространство — это объектный мир, совокупность имеющих отношение к образованию объектов, создающих и наполняющих это пространство, и одновременно предмет субъектной деятельности, заключающейся в восприятии, действии, воздействии субъектов на это пространство» [1, с. 25]. В процессе подготовительной работы участникам конкурса оказывали существенную помощь специалисты-педагоги, работающие с детскими голосами, врачи-фониатры.

Позволю небольшое отступление. Я не принадлежу к поклонникам эстрады. Мне не нравится, когда музыка берет в плен не душу, а тело, когда оглушающие, увеличенные стократ динамиками звуки заставляют конвульсивно дергаться, вызывая какой-то чисто физиологический эффект. Вместе с тем, отлично понимаю, что не смогу как учитель-практик навязать школьникам собственные вкусы. Пользуясь тем, что рок- и поп-музыка любимы среди большой части юного поколения, тысячи эстрадных певцов «осваивают» сцену, записывают миллионы компакт-дисков. Эфир забит звуками темпераментных и томных, танцевальных и балладных произведений. Мы уже не представляем жизни без легкой музыки. Она есть: это факт и феномен современной музыкальной культуры (а подчас и бескультурья!) — исповедальня молодых и осторожное привыкание старших. Недаром с конца шестидесятых годов, которые уже определены в истории музыки как начало «поп-эры», звезды эстрады стали вытеснять идолов киноэкрана и побили все мыслимые рекорды популярности, принадлежавшие прежде кинематографу.

Человек в музыкальном отношении «устанавливается» и обретает зрелость только в соприкосновении со вкусами и художественными предпочтениями других людей. Чаще всего эти люди старше и опытнее, чем он сам. Но они появляются на его пути не всегда как спутники, а порой как антагонисты. И тогда молодой человек тратит массу энергии на сопротивление, чтобы утвердить себя, защитить свои, пусть даже самые несовершенные, вкусы и потребности. Причем нередко в роли тех, кому он не хочет уступать и пяди своей душевной площади, оказываются школьные учителя-музыканты. Может быть, главный наш просчет состоит в том, что мы постоянно хотим видеть в своих молодых воспитанниках себя, свои вкусы и художественные потребности. Плоды этого бессознательного стремления могут быть самыми плачевными. Порой мы не помогаем становлению музыкального таланта, а тормозим его. Мы слишком заорганизовали и сам процесс музыкального воспитания.

От школьных педагогов-музыкантов многое зависит. Но всегда ли мы понимаем — что именно зависит? Может, главное — не столько наставить на путь истинный, сколько помочь ребячьей душе раскрыть себя? В самом деле — всему, что есть в музыке, мы в общеобразовательной школе обучить не можем, но научить душу работать, указать ей на ее скрытые тайники — вот задача. И одним из инструментов, помогающих ее решать, служит сама музыка.

Но какой должна быть музыка для детей? Мне, написавшему для Большой советской энциклопедии статью «Детская музыка», далеко не все ясно. Вот мы говорим — Моцарт, Чайковский, Бриттен. Это что — музыка для детей? По-видимому, нет. Но они ее при соответствующей подготовке прекрасно чувствуют и исполняют! Вместе с тем, рядом с произведениями классиков в репертуаре современного школьного хора обязательно должны быть произведения в ритме рок-н-ролла. И подобным репертуаром ребята овладевают без особого труда. Но возникает непростой вопрос: почему пятилетняя малышка без устали распевает «Миллион алых роз» и равнодушна ко многим песенкам, которым ее пытаются научить в детском саду? Это означает, что своим воспитанникам учителю чаще всего просто нечего предложить. Вот они и поют то, что у всех на слуху. Но обратите внимание и на такое обстоятельство: лучшие песни, которые мы называем детскими, с удовольствием поют взрослые. И «Голубой вагон», и «Улыбку», и «Песенку крокодила Гены» и шлягеры Максима Дунаевского из мюзикла «Мэри Поппинс, до свиданья». Значит, не в том дело, для кого они написаны, а в том, что подобных прекрасных песен еще очень и очень мало. Вот и приходится школьному учителю музыки разучивать с учащимися песни, которые не приобщают к музыке, а скорее, отвращают от нее.

Несколько слов о победителях третьего сезона «Голос. Дети». Четырнадцатилетний Данила Плужников — инвалид с детства. У мальчика врожденная дисплазия (неразвитость) верхних и нижних конечностей. Мужествен-

ные родители делают все от них зависящее, чтобы сын получал от жизни все, что она может ему дать. У мальчика множество увлечений, в том числе и музыка. С первого года занятий вокалом его сопровождал успех. Плужников регулярно участвует в музыкальных конкурсах. Сейчас у юного исполнителя более двадцати наград. В рамках конкурса «Голос. Дети» он исполнил песню Олега Газманова «Два орла». Пел контрастно и вдумчиво, без наигранности, чем поразил не только зрителей, но и искушенных наставников. Данила стал победителем благодаря своим певческим данным. Сыграл свою роль и артистизм, с которым он исполнял конкурсные произведения.

Следующая юная исполнительница, которую хочется отметить, семилетняя Таисия Подгорная из Краснодарского края. С пяти лет она поет в детской вокальной группе. Ей не впервой побеждать в конкурсах — от районных до международных. Репертуар Подгорной разнообразен. Несмотря на возраст, девочка весьма ответственно подходит к работе над произведением. На начальном этапе телевизионного конкурса девочка исполнила в современной эстрадной аранжировке лирическую песню Павла Аедоницкого на стихи Игоря Шаферана «Красно солнышко» из репертуара Людмилы Зыкиной. Пела Тая очень распевно (кантиленно), что отметили все члены жюри. Но главным плюсом исполнения Подгорной оказалась... детскость. Она не пыталась играть во взрослую. Взяв сложную патриотическую песню, исполнила ее, именно как семилетняя девочка.

Запомнился Александр Филин. С семи лет Саша обучался пению в московской студии. Там его талант заметили и раскрыли. Он заслужил второе место на арт-фестивале «Дойрана» в Македонии, был участником «Недели Русской культуры» в Испании и фестиваля «Золотые искры» в Болгарии, а в родной Москве стал победителем конкурса «Золотая нота». Саша чуть-чуть не дошел до финала Конкурса, но его чистое, выразительное пение, голос, обладающий высокой певческой формантой, характеризующей физиологически-полноценное, звонкое звучание голоса, позволяет мне высоко оценить исполнительскую культуру Саши, в чем большая заслуга вокальной школы Е.М. Пинд-жоян. Это большой мастер, профессионал, который владеет искусством педагогики в

его высоком смысле. Сущность отношения педагога к своей работе раскрывается в ее книгах, где она не делает секрета из своих методических приемов и находок, педагогических подходов. «Творческая область, — пишет Е. Пинджоян, — это не просто труд. Это особый взгляд на мир. Можно быть хорошим ремесленником и делать замечательные копии. Но это будут копии. На мой взгляд, без врожденного таланта, без искры Божьей не получится настоящего шедевра. Главное, суметь ее заметить и дать ей развитие».

На конкурсе «Голос. Дети» было представлено одно-два исполнения из репертуара «Битлз». Но это не вдохновляло: эпигонство всегда ведь слабее оригинала. Кто же виноват в этой странной ситуации? Или что? Я думаю, виновата проникшая во многие сферы нашей жизни стандартизация. Поскольку в мире все связано, это коснулось и музыкального искусства. И если она, стандартизация, в целом необходима для человечества, пусть и несущего определенные потери по линии создания уникальных вещей, то в искусстве стандартизация просто пагубна. Создалась тревожная ситуация. Возникло массовое музыкальное течение (напоминающее чем-то детский конструктор типа «Лего»), где деталь, куплет, фраза могут быть вынуты из одного места и спокойно поставлены в любую другую композицию, пьесу, песню. Начального автора уже и не сыщешь. Музыкальный ширпотреб обладает какой-то поразительной способностью убивать индивидуальность. И зачастую мы видим, как тот или иной композитор, начав работать по рецептам поп-жанра, теряет своеобразие, начиная выполнять заказ на ожидаемую от него развлекательность. А он не должен, не имеет права растворяться, потому что сама суть художника заключается в том, чтобы создавать для людей новое, неповторимое. Компромисс здесь невозможен. Конечно, так называемая массовая культура относится к мини-миру, в котором находятся упрощенные эквиваленты каждого свершения мира большого. И тогда возникает реальная опасность утратить интерес к высокому искусству. Тем более, что та же музыка из сферы массовой культуры вполне может восприниматься вполуха, ее можно слушать и разговаривать. Искусство же настоящее требует остановки. Остановки и неторопливого вхождения в мир прекрасного. Вот чему надо учить молодых людей, в том числе и средствами эстрадной песни.

Трехлетняя судьба конкурса «Голос. Дети» показала, что детская эстрада может многое, что доступно ей едва ли не все. Такой взгляд со стороны — не единственный, поскольку и внутри самой эстрады происходят заметные и обнадеживающие сдвиги, которые мне бы хотелось связать с возникшей и упрочившейся ответственностью мастеров жанра перед самим жанром и, конечно же, перед поклонниками жанра. Ведь то, что слышно с эстрады, мгновенно становится достоянием самых разных зрителей и слушателей. Книга, спектакль или фильм проделывают куда более тернистый путь к мыслям и сердцам людей, чем шлягер, скетч или реприза.

Надо ли в таком случае доказывать кому-либо из деятелей эстрады, сколь велики их возможности, сколь сильна их ответственность, сколь велика их заслуга (или вина) в том, какие мы песни поем, какие шутки шутим, какие вкусы имеем? Видимо, надо.

Литература

1. Иванова С.В. Образовательное пространство и образовательная среда: в поисках отличий // Ценности и смыслы. 2015. № 6 (40). С. 23—28.

2. Пинджоян Е.М. Танцы для детей и занятия вокалом. Как вырастить талант // Бюллетень дополнительного образования. 2016. № 4. [Электронный ресурс] URL: http://doshcolniki.ru/obrazovanie/dopolnitelnoe-obrazovane/ tancy-dlia-detei-i-zaniatiia-vokalom-kak-vyrastit-talant.html.

Примечание от редакции

Проф., доктор педагогических наук Юлий Багирович Алиев — музыкант, учитель, ученый, создатель дидактики художественного образования школьников.

Автор известных монографий:

Формирование музыкальной культуры школьников-подростков как дидактическая проблема М.: Издательство СГУ, 2012 г. — 479 с.

Дидактические основы художественного образования школьников. М.: Издательство СГУ, 2009 г. - 292 с.

Дидактика и методика школьного музыкального образования. М.: Издательство СГУ, 2009 г. - 340 с.

Дидактика художественного образования. М.: Издательство СГУ, 2008 г. - 268 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.