Филологические науки
№ 6-1. - 2016
УДК 82.085
О КОМПЛИМЕНТАХ В РЕЧАХ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ ВО ВРЕМЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ9
М.Д. Ваджибов, Дагестанский государственный университет (Махачкала, Россия),
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье затрагивается вопрос о комплиментах в речах студентов-филологов во время педагогической практике в дагестанской средней школе, даны рекомендации, когда и при каких условиях следует пользоваться комплиментами. При этом автор обращается к мнению известных специалистов по речевой коммуникации и приводит образцы комплиментов, которые актуализируют учебный процесс.
Ключевые слова: комплимент, речь, филолог, дагестанский студент, педагогическая практика, средняя школа.
Как известно, слово комплимент по происхождению французское и прежде всего означает похвалу в чей-нибудь адрес. Н.И. Формановская пишет: «Комплимент - одобрение нашей внешности, ума, поступка, работы... А одобрение - от корня добро, как и доброта, доброжелательство и добродетель» [11]. Она также констатирует: «Детская психология, педагогика исследуют воздействующую силу одобрения, на одобрении рекомендуют строить работу учителя, воспитателя. Положительная оценка растущего человека внушает ему веру в себя, укореняет в нем понимание, что он хороший, значит, и должен хорошо поступать» [11]. Дополним эти слова прекрасной табасаранской пословицей: «Ужжуб гафну гъванра гъюдли ап1уру», что буквально означает: «Хорошее слово смягчит даже камень».
По многолетнему опыту руководства педагогической практикой студентов русского дневного отделения филологического факультета Дагестанского государственного университета знаем, какие комплименты в речах студентов более действенны в школьной аудитории и дети каких классов больше всего адекватно воспринимают комплименты. Студенты-филологи 4-го (в январе - феврале) и 5-го (в сентябре - октябре) курсов педпрактику проходят в махачкалинских средних школах, гимназиях и лицеях. Дети сразу определяют, насколько дружелюбно, уважительно к ним относятся практиканты. Учащихся очень радуют различные хвалебные слова, произнесенные в их адрес молодыми людьми, которые хотят стать преподавателями.
В студенческом лексиконе на уроках и вне школьных занятий чаще всего мы наблюдаем употребление таких хвалебных слов, как молодец, умница, прекрасно, отлично, очень хорошо, великолепно, изумительный ответ и др. Студенты иногда прибегают и к национальным комплиментам, ср.: джигит, маншалла, баракалла, ай сагъул и др. При этом такие похвальные слова практиканты используют не на занятиях, а во время приватных
9 Обновлённая и расширенная версия публикации: Ваджибов М.Д. О комплиментах в речах студентов-филологов во время педагогической практики в средней школе // Филологическое образование: ресурсное обеспечение: сборник статей по итогам Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции преподавателей, молодых ученых, педагогов-практиков «Содержание филологического образования в период детства», Екатеринбург, 20-21 апреля 2010 г. / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2010. - С. 7-16.
(личных) бесед. Часто словесная благодарность типа спасибо, большое спасибо, благодарю и др. школьниками воспринимается как комплимент. Детям нравятся и такие слова, как правильно, верно, хорошо, грамотно, согласен, разумеется и др. Данные слова учащиеся также ассоциируют с комплиментами, как словесное поощрение после логичного и правильного ответа. Детские глаза горят счастьем, если их хвалят, если им внушают мысль о том, что они отвечают прекрасно.
Практиканты говорят о комплиментах и произносят их и во время проведения классных часов. Так, на четвертом курсе одна из студенток организовала мероприятие под названием «Речевой этикет», в котором большое внимание было уделено похвале. На пятом же курсе юноша на классном часе сделал информацию о дагестанских комплиментах, которые, на взгляд молодого человека, отличаются тем, что их обычно по конкретному адресу не используют.
В 8-м классе по нашей просьбе на занятии по риторике 5-курсница провела игру «Какие вы все ...!». Вначале студентка рассказывала о природе комплимента. После этого огласила первое задание игры. Дети должны были дополнить предложение одним прилагательным-похвалой. Побеждает тот, кто правильно подберет наибольшее количество прилагательных. Приведены были такие примеры, как «Какие вы все красивые!», «Какие вы все умные!», «Какие вы все хорошие!», «Какие вы все сильные!», «Какие вы все смелые!» и др. После этого следовало заменить местоимение ВЫ на местоимение МЫ. Следующим шагом явилось то, что придуманные предложения должны были перевести на родные языки. Кроме того, в игру входило и такое задание: дети поочередно делают друг другу комплименты, используя выражение «Какой (какая) ты.!». При этом учащиеся не должны были повторяться. В конце практикант вместе с учениками придумывает девизы для проведения различных спортивных игр, олимпиад, музыкальных конкурсов и пр. В девизах наличествует элемент комплимента, ср.: «Вместе мы сильнее!», «Наш класс - самый дружный!», «10-а класс - сила», «8-е классы - чемпионы!», «Мы - самые умные!» и др. Результатом игры, состоящей из пяти шагов, явились работа над устной речью школьника и установление необходимого и очень важного дружеского контакта в детской коммуникации. В положительных эмоциях учащиеся нуждаются всегда: ведь они постоянно выясняют между собой отношения.
Студенты пользуются комплиментами, которые они слышат из уст преподавателей и учителей. Кроме того, материал молодые люди черпают из Интернета, радио и телевидения, периодических изданий, из речей родственников и знакомых, друзей и ровесников, из художественной и учебно-методической литературы. К хвалебным словам молодые люди обычно прибегают и сознательно, и подсознательно, т.к. в речи уже выработаны определенные дежурные фразы, передающие позитивные эмоции и использующиеся при встречах.
На итоговых конференциях по педагогической практике бывает заметно, чем в положительном смысле слова оборачиваются комплименты. От практикантов часто слышим, что учащиеся их не хотят отпускать и что они сами очень привыкли к детям и с удовольствием пойдут работать в школу. В формировании такого отношения к будущей профессии и к личности педагога и немалая заслуга тех теплых, приятных слов, которые применялись студентами и которые со временем могут стать орудием в речевом арсенале школьника.
Интересным является то, что употребление комплиментов практикантами протекает в форме регрессивной градации: чем старше класс, тем реже студенты выражаются хвалебными словами. Нам приходилось наблюдать даже такое, когда один и тот же студент
при прохождении педпрактики комплиментами «разбрасывается» неодинаково. К примеру, если студент на 4-м курсе практиковал в 5-м классе, то на 5-м курсе он может попасть в 6-й класс с тем же контингентом учащихся. При этом использование хвалебной риторики обязательно пойдет на убыль. Если же данный студент пойдет в 10-й или 11-й класс, то практикант фактически не будет пользоваться комплиментами. Старшеклассники похвалу в свой адрес воспринимают иначе, нежели пятиклассники. Да и сам практикант выглядит почти ровесником старшеклассников. Поэтому похвала в речи студента в такой взрослой аудитории скорее выглядит смешной и может вызвать реакцию на негативные ответные реплики. Тот минимум комплиментов, которыми будут пользоваться практиканты в старших классах, является сухим, куцым. Обращает на себя внимание и тот факт, что осторожность в применении комплимента в старших классах определяется и адресатом. Студентка может оказаться в неловком положении, если звучат в ее речи похвальные слова о старшекласснике. Аналогична ситуация реализации комплимента в речи студента, если хвала или одно приятное слово сопровождает оценку, полученную старшеклассницей. Какие-то неписаные стереотипы берут верх и сковывают практикантов. Однажды на вопрос, что такое комплимент, один из старшеклассников ответил, что это способ признания в любви, способ флирта. Возможно, подросток был прав в том смысле, что в определенный период юношеского развития в Дагестане негласным правилом становится неупотребление комплиментов: за похвалу юношу или девушку могут поднять на смех.
Иногда прослеживается и следующее: в дагестанском обществе большинство учащихся мальчиков комплименты воспринимают неадекватно, а многие девочки принимают хвалебные слова как обязательные компоненты в дагестанском речевом этикете. Правда, есть и такие юноши и девушки, для которых восхваление персоны, ее качеств - это табу, т.к. распространено мнение о том, что комплимент является лестью, словесным подхалимством. И поэтому некоторые студенты, чувствуя неловкость, стесняются использовать в речи красочные похвальные слова. В таком авторитетном для школьников «Словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дано следующее толкование рассматриваемого слова: «Комплимент. Любезные, приятные слова, лестный отзыв» [9, с. 289]. В «Словаре иностранных слов» И.А. Васюковой читаем: «Комплимент [франц. СотрНтепЦ. Лестное замечание, лестный отзыв, приятные слова в адрес кого-либо, похвала кому-либо» [1, с. 311]. А вот что пишет А.К. Михальская: «Не правы те, кто думает, что сделать комплимент - значит быть неискренним, по сути - солгать. Ничего подобного: настоящий комплимент требует пристального внимания к адресату, заинтересованного, теплого, неравнодушного отношения к человеку» [7, с. 408]. И мы скорее согласны с точкой зрения А.К. Михальской и предлагаем практикантам не бояться экспериментировать, не бояться ошибаться. Ведь иногда мы учимся не только на чужих ошибках. При этом регулярно следует действовать по правилу Хуго Штейнхауса: «Комплимент должен быть правдивее правды» [5, с. 352], иначе он действительно может превратиться в лесть. Нам думается, что правду желательно приукрашивать, добавляя немного фантазии, которая может быть реализована с помощью гиперболы или градации. Афоризмы же о комплиментах уместны в старших классах: относительно взрослые ребята уже могут мыслить образно и категориями, логически верно создавая ассоциативные связи.
Имеет место и следующая тенденция, которая, возможно, скоротечна: если в начале первой практики студенты стараются применять в речи минимум комплиментов, то к концу второй практики у многих появляется желание почаще прибегать к похвальным словам в
адрес школьников, если работали в младших классах. И комплименты в речах студентов сыплются как из рога изобилия. Мы констатируем это не ради красного словца. Это реальность, которая «спровоцирует» школьника на словесный или физический подвиг. При этом следует помнить, что ни в коем случае нельзя злоупотреблять комплиментами. Иногда чрезмерное, частое их использование может навредить адресату - в нашем случае ребенку. Кстати, по этому поводу в литературе читаем: «Комплимент всегда приятен. Опасен только неискренний комплимент, комплимент ради комплимента, чрезмерно восторженный комплимент» [2, с. 152].
На наш взгляд, если в начальных классах комплимент может быть адресован конкретному ученику, то в старших классах желательно употребление комплимента, словно он произносится для всего класса, хотя имеем в виду отдельного учащегося. Пусть каждый из присутствующих думает, что красивые слова адресованы ему, его внешности, состоянию, различным действиям.
Какие еще советы можно давать студентам-практикантам при желании использовать комплименты в адрес учащихся?
В первую очередь студенты должны усваивать то, что «комплимент должен содержать только один смысл, избегать какой-либо многозначительности; комплимент должен опираться только на собственное мнение; в нем не должно содержаться назидательности» [4, с. 627].
Студентам полезно знать и правила подготовки похвальных речей. С этой целью желательно черпать материал из такого источника, как «Практическая риторика» И.А. Стернина [10, с. 196]. Кроме того, успешным будет проведение урока, если практикант обратится к методике обучения похвале в 3-м и 6-м классах, которую разработала Н.В. Ладыженская [6, с. 91-105].
В период зимней педпрактики (в январе 2010 г.) в махачкалинской гимназии № 1 мы стали свидетелями такой беседы. Университетская методистка по литературе при анализе стихотворения И.А. Бунина «Помню - долгий зимний вечер», которое изучают в 5-м классе, при оценивании ответов учащихся советовала студентам использовать в речи не только слово «Молодец!», но и давать разъяснения при применении комплиментов. Было предложено приукрашивать похвалу: «Надо не просто говорить пятиклассникам «Молодец!», а обязательно добавлять: «Ты сегодня умница! Получаешь пятерку» Только в таком случае дети загорятся желанием читать стихи и заучивать их наизусть». В данном случае уместной является апелляция к мнению А.А. Мурашова, который считает, что формулировка похвалы будет более удачной, если включить в нее констатацию реальных достижений школьника: «Молодец. Ты первым отыскал ключ к этой теореме», «Прекрасно: ты сумел сформулировать все коротко, ясно и так, что нам всем слушать тебя было интересно» [8, с. 476].
Результативным является комплимент, если он оформлен письменно - в дневнике или в рабочей тетради ученика. Этим он может гордиться, даже «хвастаться» перед ровесниками, показывая, какой он умный и какой замечательный у него учитель-практикант. Записью учащийся может обрадовать родителей, которым будут импонировать и успехи собственного чада, и объективность, внимательность будущего учителя.
В зависимости от ситуации методисты рекомендуют практикантам не перехваливать учащихся, ибо это может привести к «расхолаживанию» всего класса. В то же время нельзя даже в шутку пользоваться иронией в форме комплимента, т.к. дети этого не поймут или
воспримут неправильно. К примеру, часто студент в кавычках хвалит ученика, который допускает ошибки: «Молодец! Умница!». Такая ирония неуместна, она даже вредна. Ее мы назвали бы псевдокомплиментом. Данный термин мы находим у М.В. Волошиной, которая пишет о том, что иронический псевдокомплимент «. либо нарушает максиму релевантности, либо является коммуникативным тропом и имеет пейоративную аксиологию. Такой «комплимент» может рассматриваться как «вызов» и вести к осложнениям в мелиоративной коммуникации» [3, с. 104]. Подчеркнем: сколько людей, столько мнений. Так, на взгляд А.К. Михальской, «... хороший комплимент очень часто представляет собой непрямое сообщение - содержит намек, загадку, парадокс. Именно этим он вносит свой вклад в гедонистический дискурс и как особая форма игры, развлечения доставляет удовольствие» [7, с. 409]. Намек, как известно, является разновидностью иронии. Если выражаемся комплиментами, то можно пользоваться и намеком, и загадкой, и парадоксом, и даже преувеличением, но в меру. Важными при этом, на наш взгляд, являются чувство такта и учет ментальности дагестанской аудитории.
Поскольку необходимо оставить хорошее впечатление от проведенного урока, от состоявшейся беседы, мы рекомендуем студентам начинать урок или диалог с похвалы, не забывать о ней и в течение всей коммуникации. Завершать занятие или общение с учениками или с учеником целесообразно уместным комплиментом типа «Молодцы! Вы так внимательны!», «Меня так радуют ваши успехи!», «Поздравляю вас! Вы сегодня просто великолепны!» и др. Жаргонные комплименты типа «Вы супер!», «Ты грамотный пацан», «Вот это класс!» и др., которые желательно употреблять в неофициальной обстановке, могут способствовать дальнейшему успешному речевому взаимодействию.
Можно предлагать студентам-филологам проводить игру «Подари эпитет» с подзаголовком «Кто быстрее?». При проведении данного вида работы в классе обязательно употребят такие эпитеты, как красивый, добрый, ласковый, нежный, умный, отзывчивый, надежный, сильный, отличный и др. Можно заранее подготовить список комплиментов-эпитетов, если класс слабый. Это облегчит работу учащихся и сэкономит время на уроке.
Советуем практикантам организовать и такие внеурочные мероприятия, как «Давайте делать друг другу комплименты!», «Учимся говорить комплименты», «Восхваление ближнего - обязанность каждого!», «Комплимент и речевой этикет», «Урок вежливости в 11 классе», «Дагестанский портфель с комплиментами» и др. При проведении первого мероприятия актуальным считаем обращение к словам Булата Окуджавы, которые удачно дает Н.И. Формановская в своей работе «Речевой этикет и культура общения»:
«Давайте восклицать, друг другом восхищаться.
Высокопарных слов не надо опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты -
Ведь это все любви счастливые моменты» (Булат Окуджава) [11].
В конце статьи отметим, что комплимент, во-первых, вырабатывает в школьнике познавательный интерес, воспитывает в ученике чувство ответственности, стимулирует учащегося к успешной учебе, помогает формированию определенного мировоззрения и способствует становлению словесной культуры и коммуникативной компетенции подрастающей личности.
Во-вторых, комплимент - это качественный прием воздействия на учебно-воспитательный процесс в средней школе, позитивное начало для созидания, для интеллектуального и эмоционального переживаний, для выбора профессионального пути. Это
нестандартный, креативный подход в преподавании любой филологической дисциплины в поликультурном обществе, одной из целей которой является воспитание учащихся в духе толерантного отношения к инакомыслию и любви и уважения к различным культурам.
И последнее. В структуре педагогического общения комплимент является ценностным ориентиром при поощрении учащегося, и он в такой ситуации бывает заинтересован в учебе. А практикантам, пользующимся комплиментами в адрес учащихся, всегда сопутствует удача. Это активизирует учебный процесс. Комплиментом мы выставляем высокую оценку не только ученику, но и самим себе, проявляя свое речевое поведение. При этом эффективность хвалы определяется краткостью и уместностью. Учитывая оба требования, употреблением комплимента мы совершаем речевой поступок, который в перспективе непременно отзовется сторицей.
Литература
1. Васюкова И.А. Словарь иностранных слов. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева ЕЮ. Русский язык и культура речи. - Издание 18-е. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
3. Волошина М.В. Интеракциональные характеристики французского комплимента // Прагмалингвистика и практика речевого общения: Материалы III Международной научно-практической конференции (27-28 ноября 2009 г.). - Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2009. - Вып.3.
4. Граудина Л.К., Кочеткова Г.И. Русская риторика. - М.: Центрополиграф, 2001.
5. Душенко К.В. Большая книга афоризмов. - Изд. 4-е, исправленное. - М.: ЗАО «ЭКСМО-Пресс», 2001.
6. Ладыженская Н.В. Обучение успешному общению. Речевые жанры. Книга для учителя. - М.: Ювента; Баласс, 2005.
7. Михальская А.К. Основы риторики. 10-11 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., с измен. - М.: Дрофа, 2001.
8. Мурашов А.А. Культура речи: Учебное пособие. - 3-е изд., стер. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006.
9. Ожегов СИ. и Шведова НЮ. Толковый словарь русского языка. - 4-е изд., дополненное. - М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003.
10. Стернин И.А. Практическая риторика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия, 2003.
11. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения: Научно-популярное издание. - М.: Высшая школа, 1989 / Электронный ресурс: http://reader.boom.ru/form/form21.htm.
ri Vadzhibov M.D. О komplimentah v rechah studentov-filologov vo vremja
pedagogicheskoj praktiki v srednej shkole II Nauka. Mysl'. - 2016. - №6-1.
© М.Д. Ваджибов, 2016.
© «Наука. Мысль», 2016.
— • —
№ 6-1. - 2016
Abstract. The article examines the issue of compliments in the speech of students-philologists during teaching practice in Dagestani secondary school, recommendations about when and under what conditions compliments should be used with are given. The author refers to the views of the well-known specialists in speech communication and shows compliments samples that actualize the learning process.
Keywords: compliment, speech, philologist, Dagestani student, teaching practice, secondary school.
— • — Сведения об авторе
Малик Джамалутдинович Ваджибов, кандидат филологических наук, доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы, Дагестанский государственный университет (Махачкала, Россия).
— • —
Подписано в печать 01.05.2016.
© Наука. Мысль, 2016.