Научная статья на тему 'О характере оленеводства у окинских сойотов'

О характере оленеводства у окинских сойотов Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
492
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОКИНСКИЕ СОЙОТЫ / ОЛЕНЕВОДСТВО / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОЛЕНЕЙ В БЫТУ ОКИНСКИХ СОЙОТОВ / OKA SOYOTS / REINDEER BREEDING / USING REINDEER IN THE LIFE BY OKA SOYOTS

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Рассадин Игорь Валентинович

Статья посвящена исследованию истории и современного состояния оленеводства у окинских сойотов. Исследование оленеводства у присаянских народностей проводились и ранее, имеются труды известных этнографов, историков, но современное состояние оленеводства у окинских сойотов до сих пор не изучено. Современные сойоты восстановили оленеводство после 50 лет, после ликвидации оленеводства решением Правительства Бурятии. Современные сойоты ассимилировались с бурятами. Вследствие чего почти вся лексика стала бурятской вместо тюркской. Олени сойотами используются как источник пищи, материалов для изготовления одежды, вьючное и верховое транспортное средство на охоте, при переездах. Оленеводство у сойотов имеет сходство с оленеводством цаатанов. По общим признакам оленеводство у окинских сойотов, цаатанов, тофаларов и тувинцев-тоджинцев можно объединить в один Саянский тип оленеводства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Singularities of Reindeer Breeding of Oka Soyots

The article deals with the history and present state of reindeer breeding of Oka Soyots. Modern Soyots restored reindeer breeding 50 years after it had been concealed by the decision of the Government of Buryatia. The research of the reindeer breeding of the Sayan peoples was conducted previously. There are many works of anthropologists, historians, but the present state of reindeer herding of Oka Soyots has not yet been studied. Modern Soyots assimilated with the Buryats. Most of the appropriate vocabulary was rather Buryat than Turkic as the result of this process. Deer are used as a source of food, materials for making clothes, pack and riding means of transportation during hunting and moving. Soyots reindeer breeding is similar to Tsaatan of Mongolia. In general terms, reindeer breeding of Oka Soyots, Tsaatans, Tofalars and Tuvinians Todzhans can be combined into unified type of Sayan reindeer breeding

Текст научной работы на тему «О характере оленеводства у окинских сойотов»

УдК 94(57)

ББК 63.5+46.3

Игорь Валентинович Рассадин,

кандидат исторических наук, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (Улан-Удэ, Россия), e-mail: rassadin.73@mail.ru

о характере оленеводства у окинских сойотов

Статья посвящена исследованию истории и современного состояния оленеводства у окинских сойотов. Исследование оленеводства у присаянских народностей проводились и ранее, имеются труды известных этнографов, историков, но современное состояние оленеводства у окинских сойотов до сих пор не изучено. Современные сойоты восстановили оленеводство после 50 лет, после ликвидации оленеводства решением Правительства Бурятии. Современные сойоты ассимилировались с бурятами. Вследствие чего почти вся лексика стала бурятской вместо тюркской. Олени сойотами используются как источник пищи, материалов для изготовления одежды, вьючное и верховое транспортное средство на охоте, при переездах. Оленеводство у сойотов имеет сходство с оленеводством цаатанов. По общим признакам оленеводство у окинских сойотов, цаатанов, тофаларов и тувинцев-тоджинцев можно объединить в один Саянский тип оленеводства.

Ключевые слова: окинские сойоты, оленеводство, использование оленей в быту окинских сойотов.

Igor Valentinovich Rassadin,

Candidate of History, Institute of Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies SB RAS (Ulan-Ude, Russia), e-mail: rassadin.73@mail.ru

On the Singularities of Reindeer Breeding of Oka Soyots

The article deals with the history and present state of reindeer breeding of Oka Soyots. Modern Soyots restored reindeer breeding 50 years after it had been concealed by the decision of the Government of Buryatia. The research of the reindeer breeding of the Sayan peoples was conducted previously. There are many works of anthropologists, historians, but the present state of reindeer herding of Oka Soyots has not yet been studied. Modern Soyots assimilated with the Buryats. Most of the appropriate vocabulary was rather Buryat than Turkic as the result of this process. Deer are used as a source of food, materials for making clothes, pack and riding means of transportation during hunting and moving. Soyots reindeer breeding is similar to Tsaatan of Mongolia. In general terms, reindeer breeding of Oka Soyots, Tsaatans, Tofalars and Tuvinians Todzhans can be combined into unified type of Sayan reindeer breeding.

Keywords: Oka Soyots, reindeer breeding, using reindeer in the life by Oka Soyots.

Современные сойоты являются вместе с бурятами основным населением долины реки Оки в Окинском районе Республики Бурятия. Хотя они долгое время официально считались исчезнувшими и полностью растворившимися среди бурятского этноса, в конце концов они были признаны самостоятельной народностью с самоназванием «сойоты» и 24 марта 2000 г. Правительство России Постановлением № 235 включило сойотов Бурятии в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации [2, с. 168-169]. По данным микропереписи 2001 г. в Окинском районе всего насчитывалось 4615 человек, из которых 2002 сойота [Там же, с. 169].

В этнографическом плане сойоты до сих пор остаются почти не изученными, хотя в литературе сведения о них известны достаточно давно. Так, например, пожалуй, самые ранние упоминания о сойотах относятся к XVIII в. По свидетельству проф. Г. Д. Санжеева, в 1787 г. немецкий географ Антон Бюшинг опубликовал книгу «Описание земли», в которой писал и о тункинских сойотах, утверждая, что у них тюркский язык, причём совершенно такой же, как и у карагасов (современных тофаларов - И. Р) Нижнеудинского уезда [9, с. 13-14].

В 20-е гг. XX столетия профессор Иркутского госуниверситета Б. Э. Петри провёл по заданию Комитета Севера специаль-

214

© И. В. Рассадин, 2012

востоковедение

ное этнографическое обследование сойотов и опубликовал об этом научный отчёт [4, с. 13-19]. В 20-х же годах XX в. вышла статья и П. Г. Полтораднева [1929], который, как и Б. Э. Петри, писал о наличии оленеводства у сойотов, о ведении ими особой формы кочевого охотничье-оленеводческого хозяйства. Причём они отличали эту оленную группу сойотов от других их групп - от скотоводческой группы, полностью перешедшей к скотоводству бурятского типа, и от группы с переходным хозяйством.

Об оленеводстве в Окинском районе как о ещё недавно бывшей устой-чивой отрасли животноводства упоминал известный исследователь оленеводства С. Б. Помишин, причём писал буквально следующее: «Отрасль, как и всякая иная, культивируется не ради оленей, а в интересах людей - чем успешнее развивается оленеводство, тем лучше для тружеников таёжного хозяйства, и наоборот. Однако современное состояние оленеводства оставляет желать намного лучшего. Например, в Окинском районе в 1943 г. имелось 567 оленей. Местные олени по росту и силе не уступали самым крупным в мире тофа-ларским оленям и широко использовались на охотничьем промысле (как транспорт) и на мясо. В настоящее время домашние северные олени в Окинском районе полностью изведены» [6, с. 12]. В другой работе [7, с. 17-19] сообщается об особенностях оленеводства в Окинском районе, причём не только у сойотов, но и у бурят, имевшем главным образом транспортное направление во время зимнего охотничьего промысла, даётся также динамике численности оленей в разные годы (с 1935 по 1961 гг.), говорится и о причинах исчезновения оленеводства в Оке, связанных с волевым решением Правительства БурАССР, ликвидировавшим окинское оленеводство как якобы нерентабельную отрасль животноводства.

Кроме Б. Э. Петри, никто из учёных-этнографов не наблюдал на месте оленеводство у сойотов и не оставил подробного и детального описания характера ведения их оленеводческого хозяйства. Петри, проводя своё обследование общего состояния сойотов, не ставил перед собой задачи подробно изучить и описать их оленеводство во всех деталях и подробностях. К тому же в то время оленеводство было традиционно сохраняющимся видом хозяйственной деятельности, и ничто тогда не предвещало его близкую утрату, поэтому никто не торопился его изучать.

В настоящее время, когда сойоты получили вместе с признанием их этноса как самостоятельного также и возможность к возрождению традиционных видов хозяйственной деятельности, наиболее рациональных сторон их традиционной материальной и духовной культуры, стремительно возрос интерес и к оленеводству. Однако из-за того, что традиция оленеводства была искусственно прервана и достаточно долго отсутствовала, оленеводство в Оке пришлось возрождать при помощи соседних тофаларов, у которых было закуплено 60 оленей и которые на первых порах помогали сойотам заново обучаться приёмам пастьбы оленей [8, с. 25-26]. О том, как это происходило и почему трудно возрождается оленеводство в Оке, достаточно подробно и убедительно поведала Л. Р. Пав-линская в своей монографии «Кочевники голубых гор» [3, с. 98-102].

В связи с тем, что в этнографической литературе отсутствуют конкретные сведения о приёмах ведения оленеводческого хозяйства, хотелось бы здесь сообщить о некоторых чертах оленеводства сойотов, как нам удалось их восстановить, опираясь на воспоминания пожилых сойотов, которые либо сами вели оленеводческое хозяйство, либо наблюдали его в детстве. Поскольку языком повседневного общения современных сойотов давно уже является местный бурятский говор, то вся терминология по оленеводству приводится на бурятском языке. Итак, домашний северный олень называется сойотами сагаан (цагаан), иногда саган мал. На оленях ездили верхом, используя облегчённое конское седло (эмээл) монголо-бурятского типа. Для перевозки вьюков применяли специальное вьючное седло янгарцаг. Малолетних детей перевозили на седлах особой конструкции с крестовидными луками. Эти седла носили название эрвээлъдж, а по-сойотски - эрнмэ-эшь. Такие седла мы наблюдали у тофаларов и у цаатанов-уйгуров Монголии в 1989 г. Кроме вьючно-верхового использования оленей, сойоты получали от своих оленей мясо, шкуры, сухожилия и камусы, а также молоко. Олени практически полностью обеспечивали жизнедеятельность сойотов в высокогорной тайге, заменяя им и лошадь, и корову, и овцу одновременно.

Олени круглый год паслись на подножном корму. Основным их кормом является ягель (олений мох), называемый сойотами саган хубхэ или сагаани хубхэ. Наиболее богатые ягельники были в местности Илъчир на водо-

раздельном хребте, дающем начало рекам Иркут и Ока. Кроме того, олени любят и мох-бородач, который сойоты называют модни хубхэ (древесный мох), а также хасуурни хуб-хэ (еловый мох) или хушайн хубхэ (кедровый мох). Едят олени и траву. В августе пасутся на грибах, разбредаясь по тайге в их поисках. Это самое трудное время для пастухов-оленеводов.

В зависимости от сезона оленеводы перегоняли свои оленьи стада либо в высокогорье на летний выпас на ягельники, либо в долины, где зимой охотились. Были и промежуточные весенние и осенние кочевья.

По полу и возрасту, сойоты различают оленей следующим образом: общее название оленёнка до года - индзаган (инзаган); телочка до года - балаган индзаган; бычок до года - зари индзаган; телка до двух лет - да-спан (на сойотском тюркском языке тоже да-спан); бычок до двух лет - мухатар; тёлка по третьему году - гуньджан цагаан; бычок по третьему голу - шудлэн; важенка, взрослая самка оленя (обычно 4-летняя) - улэгшэн, эмэ цагаан; бык-олень 4 лет (в этом возрасте его обычно приучают либо к верховой езде, либо к перевозке вьюков) - хизаалан; бык от четырёх до пяти лет - ьоёолон; бык свыше пяти лет - иур ьоёолон. Наиболее сильных и крупных быков оставляли производителями - этээр (на тюркском сойотском языке это этэр чары). Их обычно было немного. Остальных бычков, как правило, кастрировали. Бык-кастрат назывался зари и использовался для езды верхом и перевозки грузов во вьюках. Вьюк (ашаан) состоял из двух переметных сум (уута), связанных вместе специальным ремнем тэгнээ. Вьюк располагался по обеим сторонам животного и укреплялся при помощи особой подпруги туртаг (по-сойотски - тыртыг). Верховой олень называется унаха зари, сагаа унаа; вьючный - ход или ход саган.

Домашних оленей сойоты отличают от диких, которых называют ойн цагаан или гYрввhэн цаган. Во время гона старались не подпускать диких быков к маточному стаду. Дело в том, что олени, родившиеся от диких быков, плохо поддаются или почти не поддаются приручению.

Прирученных ездовых и вьючных оленей в период их эксплуатации пасли, предварительно спутав. При спутывании оленей использовали длинный повод (жолоо) оленьей узды (ногто), при помощи которого управляли оленем. Этот повод привязывали к одной из

задних ног оленя, что не давало ему поднять голову и затрудняло передвижение. Поэтому спутанного так оленя легко было поймать. Такой способ спутывания носит название борь-бидхо и применяется только к оленям. Так спутывают оленей и все остальные саянские оленеводы - тофалары, тувинцы-тоджинцы, цаатаны.

Уход за оленями в принципе был не очень сложен, хотя требовал постоянного неослабного внимания к оленям, постоянной борьбы с хищниками - волками и орлами, особенно во время массового отела важенок в мае. Хищники наносят огромный урон оленьим стадам, если с ними не вести постоянную борьбу. Кстати, волки послужили одной из основных причин резкого уменьшения стада (с 60 до 12 голов) возрождаемых ныне оленей у сойотов [3, с. 98].

Транспортное стадо, состоящее из быков-кастратов, которые обычно интенсивно использовались в период осенне-зимнего охотпромысла, выпасалось на дальних пастбищах. Маточное стадо, состоящее из важенок и оленят, паслось неподалеку, на ближних пастбищах, чтобы можно было регулярно подзывать матух для дойки. Оленят держали возле жилья на привязи, чтобы самки не уходили далеко. Для привязывания оленят и важенок во время дойки использовали специальную толстую жердь с проделанными в ней по всей её длине отверстиями, через которые производилось привязывание. Эта жердь носила название солбог (на тюркском сойотском языке - салбак). Чтобы оленёнок не высасывал молоко у матери до дойки, ему надевали специальный намордник, называвшийся по-сойотски мёнгий. Он имел снизу специальную палочку-шток согоног (по-сойотски согунак), которая и затрудняла сосание. После дойки намордник снимали и оленёнок досасывал остатки молока.

Важенок по очереди. Например, в течение какого-то времени доили одну часть маточного поголовья, а другая, отдыхающая от дойки, паслась вместе с оленятами, которые в это время свободно сосали матух и хорошо росли. Затем группы важенок менялись местами.

В летний период, когда в тайге особенно свирепствовал гнус, обычно сильно досаждающий оленям, пастухи разводили специально для оленей несколько дымокуров, которые назывались туудэг. Густой дым от этих костров сдерживал гнус и в какой-то мере спасал оленей от его укусов.

востоковедение

Домашним оленям периодически давали соль, для чего их созывали особым криком hоог-hоог! Соль, даваемая оленям, облегчала их привыкание к человеку.

Чтобы периодически собирать оленей, делать им осмотр, в советское время прививки, пересчёт поголовья, его выбраковку и т. п. оленеводы в тайге строили из тонких брёвен специальные загоны для оленей - корали, которые сойоты называли сагаани хашаан. А чтобы олени не разбредались по тайге слишком далеко, местами возводились специальные изгороди хорёо. До сих пор в тайге можно видеть их остатки.

Проведённое нами сопоставительное исследование основных характерных черт сойотского оленеводства с таковыми у тофаларов и цаатанов, а также изучение специальной этнографической литературы о происхождении и типах оленеводства, например, исследование Г. М. Василевич и М. Г. Левина [1], привели нас к выводу, что оленеводство сойотов, как и цаатанов и дархатов Монголии, следует объединить с оленеводством тофаларов и тувинцев-тоджинцев и включить их в так называемый Саянский тип оленеводства. К тому же все они разводят одну и ту же породу таёжных оленей, называемую карагасской [8, с. 27].

Список литературы

1. Василевич Г. М., Левин М. Г. Типы оленеводства и их происхождение // СЭ, № 1. 1951. С.63-87.

2. Жуковская Н. Л., Орешкина М. В. , Рассадин В. И. Сойотский язык // Языки народов России. Красная книга. Энциклопедический словарь-справочник. М. : Academia, 2002. С. 164-170.

3. Павлинская Л. П. Кочевники голубых гор (Судьба традиционной культуры народов Восточных Саян в контексте взаимодействия с современностью). СПб. : Европейский дом, 2002. 196 с.

4. Петри Б. Э. Этнографические исследования среди малых народов в Восточных Саянах (предварительные данные). Иркутск, 1927. 20 с.

5. Полтораднев П. Г. Тункинские сойоты // Жизнь Бурятии. № 1, 2. 1929.

6. Помишин С. Б., Атутов А. А. Оленеводство в Бурятии: проблемы и пути развития. Улан-Удэ, 1983. 153 с.

7. Рассадин И. В. Об оленеводстве у окинских сойотов // Гуманитарные исследования молодых учёных Бурятии. Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 1999. Вып. 2.

4. 1. С. 23-28.

8. Санжеев Г. Д. Дархаты. Л., 1930. 93 с.

Spisok literatury

1. Vasilevich G. M. , Levin M. G. Tipy olenevodstva i ih proishozhdenie // SJe, № 1. 1951. S.63-87.

2. Zhukovskaja N. L., Oreshkina M. V., Rassadin V. I. Sojotskij jazyk // Jazyki narodov Rossii. Krasnaja kniga. Jenciklopedicheskij slovaf-spravochnik. M. : Academia, 2002. S.164-170.

3. Pavlinskaja L. P. Kochevniki golubyh gor (Sud'ba tradicionnoj kul'tury narodov Vostochnyh Sajan v kontekste vzaimodejstvija s sovremennost'ju). SPb. : Evropejskij dom, 2002. 196 s.

4. Petri B.Je. Jetnograficheskie issledovanija sredi malyh narodov v Vostochnyh Sajanah (predvaritel'nye dannye). Irkutsk, 1927. 20 s.

5. Poltoradnev P. G. Tunkinskie sojoty // Zhizn' Burjatii. № 1, 2. 1929.

6. Pomishin S. B., Atutov A. A. Olenevodstvo v Burjatii: problemy i puti razvitija. Ulan-Udje, 1983. 153 s.

7. Rassadin I. V. Ob olenevodstve u okinskih sojotov // Gumanitarnye issledovanija molodyh uchjonyh Burjatii. Ulan-Udje : Izd-vo BNC SO RAN, 1999. Vyp. 2. Ch. 1.

5. 23-28.

8. Sanzheev G. D. Darhaty. L., 1930. 93 s.

Статья поступила в редакцию 22 февраля 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.